Что написал вольтер в эпоху просвещения
Жизнь и творчество Вольтера как воплощение характерных черт эпохи Просвещения
Музей
История
В собрании редкой книги музея-заповедника «Парк Монрепо» хранятся три книги одного из величайших французских писателей – философа, романиста, драматурга, историка и поэта эпохи Просвещения – Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера (1694–1778). Книги выпущены в 1910-х годах в Санкт-Петербурге издательствами: «Вестник знания» (с гравюрами, портретами и карикатурами XVIII столетия) и «Академия» в 1931 году в серии «Сокровища мировой литературы».
Франсуа-Мари Аруэ (François-Marie Arouet), вошедший в историю под именем Вольтер (Voltaire), родился 21 ноября 1694 года в семье богатого парижского нотариуса. В семь лет он потерял мать. Шесть лет юный Аруэ провёл в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже, где кроме традиционного классического образования (над которым он потом так жёстко посмеялся), он приобрёл прочные дружеские связи с отпрысками знатных семейств, впоследствии занимавшими важные государственные посты.
Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело, и устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако молодой человек гораздо живее интересовался поэзией и театром, и охотнее вращался в кругу вольнодумцев-аристократов, объединившихся вокруг герцога Вандома. Там Вольтер сумел обратить на себя внимание остроумием, изяществом и дерзостью своих стихов. Он сочинил памфлет на регента герцога Филиппа Орлеанского, и это стоило ему заключения в Бастилию сроком на одиннадцать месяцев. В тюрьме он не терял времени даром, и после освобождения осенью 1718 г. в театре Французской комедии была представлена его трагедия «Эдип», на афише которой впервые появился литературный псевдоним «Вольтер». Под этим именем он и достиг всемирной славы.
В апреле 1726 года литературная работа была прервана новым арестом – на этот раз в результате ссоры с отпрыском одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роган-Шабо, который приказал своим лакеям избить Вольтера палками. Этот демонстративный жест аристократа по отношению к буржуа и позиция невмешательства высокородных приятелей Вольтера, дали ему ясно понять всю свою уязвимость перед лицом сословных привилегий. Чтобы избежать дальнейших осложнений, правительство решило упрятать в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Выпустив его из тюрьмы, Вольтеру поставили условие, что он удалится из Парижа и будет жить в изгнании. По совету друзей он решил уехать в Англию, куда прибыл в мае 1726 г. и где оставался примерно до ранней весны 1729 года.
Знакомство с политической, общественной и духовной жизнью Англии имело огромное значение для мировоззрения и творчества Вольтера. Свои впечатления, с неизменной проницательностью и иронией, он отразил в «Философских письмах» (или в «Письмах об англичанах»). Изданная во Франции в 1734 году (без имени автора), книга эта была сразу же запрещена и сожжена рукой палача как богохульная и крамольная, что только способствовало её популярности. В ней Вольтер, сохраняя критическое отношение к английской действительности, подчёркивал её преимущества перед французской. Это касалось прежде всего религиозной терпимости, уважения к людям духовной культуры, а также конституционных прав, охраняющих неприкосновенность личности. В Англии он познакомился с творчеством Шекспира, его пьесы, до тех пор неизвестные во Франции, произвели на него неизгладимое впечатление.
Остро критическая позиция Вольтера по отношению к церкви и двору навлекла на него преследования, которые могли закончиться новым арестом. Он счёл разумным укрыться подальше от Парижа, у своей подруги маркизы де Шатле, в её замке Сире. Это была незаурядная личность, одна из самых умных и образованных женщин того времени. Вольтер называл её «божественной Эмилией». Она увлекалась науками, особенно математикой. Именно под её влиянием Вольтер, помимо литературы, стал интересоваться ньютоновой физикой. Двадцать лет, проведённые в Сире, стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя.
Он писал во всех литературных и научно-публицистических жанрах. За эти годы им написаны десятки театральных пьес, множество лирических стихотворений, поэма «Орлеанская девственница» (была выпущена анонимно в Женеве в 1762 г. и сразу же внесена в «Список запрещённых книг» французской цензурой), исторический труд «История Карла XII» (1731), популярное изложение теории Ньютона «Основания философии Ньютона» (1736–1738), философские сочинения («Трактат о метафизике» (1734, издан посмертно), полемические статьи и даже тексты для опер, весёлые комедии и комедии-памфлеты. На протяжении всей своей долгой жизни Вольтер вел обширную переписку, которая раскрывают перед нами облик неутомимого борца за свободу мысли, защитника жертв фанатизма, мгновенно откликавшегося на проявления общественной несправедливости и беззакония.
Отношения Вольтера с французским двором носили напряжённый характер. Его попытки сделать дипломатическую карьеру потерпели неудачу. Его избрание во Французскую Академию состоялось только после трёх неудачных попыток (1746). Вольтеру приходилось бороться за постановку своих трагедий, которые подвергались запретам цензуры, – лучшие из них: «Заира» (1732), «Альзира» (1736), «Магомет» (1742) и «Меропа» (1743). В этих пьесах Вольтер, продолжая традиции великих классиков – Корнеля и Расина, – раздвигал изнутри привычные рамки классического театра, стремясь приспособить освещённую временем старую форму к новым просветительским задачам.
Когда в 1749 году мадам де Шатле неожиданно скончалась, Вольтер смог наконец принять приглашение прусского короля Фридриха II переехать в Берлин. Этот король, называвший себя «философом на троне», познакомившись с Вольтером, был очарован его гениальностью и остроумием. Вначале знаменитый писатель был осыпан всяческими милостями и даже получил звание камергера. Но вскоре начались разногласия, причин для которых было немало. Фридрих охотно демонстрировал перед мировым общественным мнением свою веротерпимость. Из французских писателей и учёных, преследуемых на родине за вольнодумство, он сформировал свою Академию, но и с этими людьми он был также груб и деспотичен, как и со своими подданными. Кроме того, Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Конфликт с королём был неизбежен. Вольтер подал в отставку и после трёхлетнего пребывания в Германии, в 1753 году, покинул прусский двор. Он ощутил себя счастливым, когда ему удалось вырваться «из львиных когтей». Так потерпела фиаско эта наиболее яркая попытка союза между монархом и философом.
Париж был для него закрыт – в придворных кругах хорошо помнили злой язык философа (ему также не простили побега в Германию). И поскольку возвращение на родину не сулило Вольтеру ничего утешительного, он поселился на территории Женевской республики, недалеко от французской границы. «Передние лапы во Франции, задние в Швейцарии; смотря по тому, откуда грозит опасность, я поджимаю то одни, то другие», – писал он друзьям. Он приобретает несколько имений, одно из которых – Ферней – становится его главным местопребыванием и центром мирового культурного паломничества. Тут он прожил последние 25 лет жизни, до февраля 1778 года. Здесь, у «фернейского отшельника» находили убежище и защиту жертвы фанатизма и произвола. Именно в эти годы приобретает особенный размах общественная деятельность Вольтера и достигает своего апогея его мировой авторитет. Но самым главным для него остаётся творчество, посредством которого он защищает справедливость, религиозную и политическую свободу.
Лёгкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры всё так же способны уязвить, его философские поэмы выражают редкую способность полностью выражать идеи автора, не нарушая требований поэтической формы. Да и многочисленные трагедии Вольтера, принесшие ему славу в XVIII веке, не потеряли своего исторического значения, хотя почти не ставились на сцене в современную эпоху.
Но, несомненно, что наиболее цельными, яркими и живыми в художественном наследии Вольтера оказались его философские повести. Они до сих пор читаются с неослабевающим интересом. Этот жанр сформировался в эпоху Просвещения и впитал её основные проблемы и художественные открытия. К лучшим из них относятся: «Задиг, или судьба» (1747), «Микромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767). В них он внёс свой замечательный дар ясногои увлекательного повествования. Повести эти блещут остроумием, пересыпаны язвительными шутками и в карикатурных формах изображают пороки современного Вольтеру общества. Так, «Задиг» является жестокой сатирой на судебные и административные порядки, царившие во Франции при Людовике XV. «Кандид», написанный по возвращении из Пруссии, – злая сатира на засилье католической церкви, её нелепые запреты и установления. В «Микромегасе» в гротескно-сатирической манере писатель высмеивает французское правительство. Здесь он прямо выступает учеником Свифта и использует его приём «изменённой оптики» для осмеяния глупости и невежества министров. В повести «Простодушный» Вольтер применяет прием «отстранения», использованный ещё Монтескьё в «Персидских письмах». Здесь Франция, её общественные институты, деспотизм и произвол королевской власти, всесилье министров и фавориток, предрассудки показаны свежим взглядом человека-индейца племени гуронов, выросшего в другом мире, других условиях жизни.
В философских повестях Вольтера мы тщетно стали бы искать тонкий психологизм, погружение в душевный мир персонажей или правдоподобный сюжет. Главное в них – предельно заострённое сатирическое изображение социального зла, жестокости и бессмысленности существующих институтов и отношений.
Обращённость к действительной жизни, к её острым общественным и духовным конфликтам пронизывает всё творчество Вольтера, его философию, публицистику, прозу, поэзию, драматургию. При всей своей злободневности оно глубоко проникает в суть общечеловеческих проблем, выходящих далеко за пределы той эпохи, когда жил и творил писатель. В его творчестве, как и в самом человеческом типе просветителя, ярче всего воплотились характерные черты эпохи Просвещения. Именно поэтому его имя стало символом эпохи и дало название целому умственному течению европейского масштаба «вольтерьянству».
Творческое наследие Вольтера огромно: в полном издании Луи Молана (1878–1885) оно составило 52 тома почти по 600 стр. каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Из них 18 томов занимает эпистолярное наследие (более 10 000 писем). Именно о Вольтере сказал Виктор Гюго: «Это не человек – это ЭПОХА». Он основал во всей Европе союз, душой которого был сам. Девиз этого союза гласил: разум и терпимость! На его гробнице в Пантеоне, усыпальнице всех великих людей Франции, сделана надпись: «Поэт, историк, философ, он возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным».
Т.Л. Просина,
хранитель музейных предметов
ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»
Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия
Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан. Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания. И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.
Краткая биография Вольтера
Мари Франсуа Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда. Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа. Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.
Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.
Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию, наводящую ужас на всех крепость – незыблемый символ королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции, но один год тюремного заключения не заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.
Первые опыты в драматургии
В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип», по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой. В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».
Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду» принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности. Пьеса изображала время религиозных войн во Франции (16 век) и была посвящена королю Генриху VI, идеей пьесы был конфликт между взглядами на общество короля – деспота, не терпящего никаких возражений, и короля, толерантно относящегося к общественному мнению.
Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение.
Отъезд в Англию
Молодой человек дерзко ответил дворянину, но тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.
Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесенное оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. Пребывание в Англии в течение двух лет в условиях веротерпимости и борьбе за политические свободы, сильно изменило молодого человека и помогло закончить формирование его убеждений. Новые взгляды нашли свое отражение в сборнике статей «Философские письма», которые были изданы в 1733 году на английском языке, а в 1734 году – на французском.
В этом произведении, вновь на приеме контраста, сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.
По возвращению Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием. Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.
Пребывание в Шампани
В этом же году, чтобы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа в Шампань, в замок Сирей, принадлежавший его любовнице маркизе де Шатле. Для своего времени женщина чрезвычайно образованная, она разделяла рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьезно изучала Библию. Десять лет, что Вольтер и его возлюбленная провели в уединенном замке, были чрезвычайно плодотворными.
Именно здесь были написаны драмы «Альзира», «Магомет», большой «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона». Отчеты о проведённых лабораторных опытах, подтверждающие его выводы, постоянно отправлялись в Королевскую Академию наук. В это же время был почти закончен большой исторический труд «Жизнь и век Людовика ХIV».
Научный подход к изучению мира постепенно меняли взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.
Именно в этот период была написана наделавшая много шума драма «Орлеанская девственница», посвященная одному из самых тяжелых периодов французской истории и ее национальной героине Жанне Д, Арк. Поэма была закончена еще в 1735 году, но официально опубликована она была лишь в 1762 году.
В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в ее божественное предназначение.
Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию.
Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, ее веру в успех дела, ее умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе.
В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, он с гневом клеймит ее палачей и предателей народной героини.
Вольтер – царедворец
Карьера Вольтера – придворного была довольно короткой и весьма неудачной. В 1745 году он был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук.
И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но все его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны.
Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — все это подвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II. Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру. Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции в Пруссию, где он надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля – философа.
Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии.
Создание «Энциклопедии»
В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.
Уже в 1755 году в пятом томе издания вышли статьи «Дух и душа», «Красноречие», «Изящество», принадлежащие перу Вольтера.
В своей статье «История» философ усомнился во многих исторических событиях и их правильном освещении, особенно в той ее части, где описывались различные чудеса и видения.
В очерке «Идолы и идолопоклонство» он упрекал христиан в поклонении идолам не менее чем язычники, только христиане при этом прикрываются высшими идеями и красивыми словами, но жертвы приносят не прямо, как это было у язычников, но тайно под покровом темноты и невежества.
В 1757 году вышла статья «Женева», наделавшая много шума и позднее признанная неудачной. В этой статье Вольтер ополчился против теоретиков реформаторской церкви и, в частности, Жана Кальвина.
С одной стороны он воспевал свободолюбивых швейцарцев и их политический строй, и это звучало как критика французской политики. Но с другой стороны Вольтер показывал Кальвина и его последователей как людей, опьяненных одной идеей и ради этого способных инициировать еще одну «Варфоломеевскую ночь».
Эта статье негативно отразилась не только на отношении к самому Вольтеру, но и поставила под сомнение авторитет его друзей – философов.
Творчество в Фернее
Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрел два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией.
Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». К этому времени материальное положение Вольера значительно улучшилось, и он смог позволить себе почти роскошный образ жизни. Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира. Плюс полученное наследство от родителей, переиздание его литературных произведений, и умение правильно вести финансовые операции – все это к 1776 году превратило некогда бедного философа в одного из богатейших людей Франции.
Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов изо всех стран мира. Здесь Вольтер провел почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа – отшельника. Именно отсюда он вел обширную переписку, причем со многими августейшими особами: прусским королем Фридрихом II, российской императрицей Екатериной Великой, польским монархом Станиславом Августом, королем Швеции Густавом III и королем Дании Христианом VII.
Даже в возрасте 65 лет, Вольтер писал и отправлял сотни писем. По заказу российского правительства он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», опубликованную в 1763 году. Его произведение показывало Петра Алексеевича, как великого реформатора, сумевшего порвать с варварством и невежеством.
Именно в фернейский период были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества.
В это же время Вольтер ополчился на роль католической церкви в политических гонения и защищал ее жертвы, таких видных деятелей как Серлен, Калас, граф де Лалли, шевалье ле Ла Бар. Воззвание философа из письма к Аламберу (1760 г): «Раздавите гадину!»- было направлено против католицизма и абсолютной власти иезуитов.
Впрочем, не менее известна и другая крытая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало придумать». Он, как истинный сын своего времени, считал, что только религия может сдерживать народ, и только помощь церкви поможет правительству держать третье сословие в узде.
Смерть в Париже
На склоне лет, в 1778 году философ решил в последний раз посетить город своего детства и юности. В феврале он прибыл в Париж, где был встречен с огромным воодушевлением.
Посещение столицы Франции было очень насыщенным: Вольтер посетил несколько раз заседания французской Академии наук, увидел премьерный спектакль своей пьемы «Ирен», вступил в массонскую ложу «Девять сестер», а спустя три месяца умер.
Понимая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении.
Близкие философа вывезли его тело в Шампань, где он и был похоронен. Такое небрежение к всемирно известному человеку, прославившему свою Родину, вызвало негодование у широких кругов населения. В 1791 году тело философа торжественно ввезли в Париж, где оно было вновь захоронено в Пантеоне, служившим усыпальницей для всех известных людей Франции.
Основные идеи Вольтера (кратко)
Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического (опытного) направления в науке.
Философ отстаивал естественные права и свободы каждого человека: жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.
Интересно, что отстаивая равенство, Вольтер, тем не менее делил общество на две большие группы: богатых и образованных людей и необразованных и небогатых, которые должны трудиться на высший класс. При этом бедным и трудящимся не обязательно давать образование, поскольку их ненужное образование и неверные рассуждения могут погубить весь государственный строй.
Философия Вольтера (кратко)
Любая философская школа должна, прежде всего, отвечать на вопрос, интересующий все просвещенное человечество с древнейших времен. Это вопросы: «Кто я? Для чего пришел в этот мир? В чем заключается смысл человеческого существования?»
В своих философских трудах Вольтер причиной всех зол в обществе считал католическую церковь и ее абсолютную власть над миром. Если судить по церковным канонам, то человек живет и умирает по воле Бога, и не может противиться божественному провидению.
Именно церковь уничтожает свободу совести и свободу слова. Но Вольтер, как истинный сын своего времени, не мог отрицать существование Бога и необходимость религии. При этом он считал, что доказательства существования Бога должны быть добыты эмпирическим путем, а не слепой верой.
При всех свободолюбивых взглядах Вольтер не был сторонником демократии, он ратовал за «просвещенную монархию». Он боялся народовластия и считал, что народ нужно держать в узде. При этом философ резко критиковал устои феодального общества, его законы и сословные предрассудки. Все произведения его пронизаны гуманизмом и толерантностью.