Что написал пушкин в лицее
Что написал Пушкин в лицейские годы
За 6 лет в лицее Александр Сергеевич Пушкин написал около 130 произведений на самые разные темы.
В этот период Пушкин много экспериментирует, подражает любимым французским авторам и делает смелые шаги на пути к поэтическому мастерству.
Значительную часть его произведений занимают стихи на тему любви. Известно, что во время учебы Пушкин ухаживал за несколькими девушками, которые вдохновляли его на написание романтических стихов.
Самым ярким примеров в данном случае является Екатерина Бакунина — первая любовь поэта, благодаря которой на свет появилось большое количество произведений («Осеннее утро», «Окно», «Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался…»).
Второй довольно распространенной темой его стихов была тема дружбы.
Лицеисты стали друг для друга новой семьей. Пушкин нашел среди лицеистов не только верных друзей, но и невероятную поддержку в своих поэтических начинаниях.
Естественно, это нашло отражение в его стихах. Самым ярким примером в этом случае является стихотворение «Пирующие студенты». В нем он упоминает не только друзей, но и преподавателей.
В это время Пушкин активно упражнялся в написании эпиграмм и сатирических произведений.
Именно благодаря подобным стихам было замечено, насколько точна мысль молодого поэта.
Он пишет не только о друзьях (эпиграмма на Вильгельма Кюхельбекера «Вот Виля — он любовью дышит…»), но и на императора Александра I («Двум Александрам Павловичам»).
В последние годы учебы в лицее в творчестве поэта проявляется гражданская лирика.
На Пушкина оказала большое влияние война с Наполеоном, в результате чего на свет родились такие стихи как «На возвращения государя императора из Парижа в 1815 году», «Наполеон на Эльбе», «Воспоминания в Царском селе» и другие.
Стихотворение «Лицинию» стало первым из вольнолюбивой лирики, которая получит продолжение после лицея.
В заключение можно сказать, что лицейские годы стали очень продуктивными в поэтическом плане для Александра Сергеевича Пушкина. В этот период он переходит от подражания к созданию своего собственного стиля.
В каком жанре писал Пушкин в лицее
В лицее Александр Сергеевич Пушкин прибегал к нескольким жанрам.
1. Элегия — жанр романтической поэзии, которое передает глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Например, стихотворение «Элегия» 1816 года:
«..Но мне в унылой жизни нет
Отряды тайных наслаждений;
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я, любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!»
В нем поэт передает свою печаль и грусть.
2. Послание — литературный жанр, в котором используется обращение к другому лицу или послание ему.
В лицейские годы Пушкин написал большое количество произведений, в котором он обращается к кому-либо из своих друзей, знакомых и даже к возлюбленной.
Например, стихотворение «К другу стихотворцу». Предполагается, что он посвятил его своему близкому лицейскому товарищу Вильгельму Кюхельбекеру. В нем он как бы обращается к своему другу:
«Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы…»
«Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…».
Во всем стихотворении он как бы ведет беседу со своим другом.
Подобных произведений Пушкин немало написал в лицее: «Пирующие студенты», «Князю А.М. Горчакову» и другие.
3. Ода — литературный жанр, воспевающий подвиги.
К этому жанру можно отнести стихотворение 1814 года «Воспоминание в Царском селе»:
«О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян…»
«О скальд России вдохновенный
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой. »
4. Эпиграмма — сатирическое стихотворение, высмеивающее кого-либо или какое-нибудь явление.
В лицейские годы Пушкин написал достаточно сатирических произведений. Например:
«Арист нам обещал трагедию такую,
Что все от жалости в театре заревут,
Что слезы зрителей рекою потекут.
Мы ждали драму золотую.
И что же? Дождались — и, нечего сказать,
Достоинству ее нельзя убавить весу,
Ну, право, удалось Аристу написать
Прежалкую пиесу.»
5. Сатира — литературное произведение, высмеивающее что-либо.
Однажды дядя Пушкина (Василий Львович) заявил, что молодой стихотворец ему не племянник, а брат. На это Пушкин ответил язвительными стихами:
«Я не совсем еще рассудок потерял
От рифм бахических — шатаясь на Пегасе —
Я не забыл себя, хоть рад, хотя не рад.
Нет, нет — вы мне совсем не брат:
Вы дядя мне и на Парнасе.»
6. Смешение стилей
Часто в произведениях Пушкина происходило смешение нескольких литературных жанров.
Например, в стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин использует не только послание, но и эпиграммы, так как в этом стихотворении он одновременно обращается к своим лицейским друзьям, но и по-доброму высмеивает их.
В этом отрывке он обращается к Антону Дельвигу:
«Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный…»
«…Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.»
Все эти литературные жанры Александр Сергеевич Пушкин использует в своих произведениях в период учебы в лицее.
Как прошли лицейские годы Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей в возрасте 12-ти лет. И следующие 6 лет провел в стенах этого учебного заведения.
Это было счастливое время в жизни великого поэта. Здесь он обрел верных друзей, встретил первую любовь, получил первое большое признание на литературном поприще.
Друзья
Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.
В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.
Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.
Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.
С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.
Со временем они узнали, что у Пушкина добрый нрав, просто иногда он бывает вспыльчив и многое воспринимает близко к сердцу.
Кроме того, он писал неплохие стихи, чем тоже заслужил некоторое уважение.
Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).
Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.
Прозвища
У всех лицеистов были прозвища, и Пушкин не стал исключением. Сначала его прозвали «французом» за великолепное владение французским языком.
Потом его прозвали обезьяной за язык тела, после к нему прилипло прозвище «тигр» за его вспыльчивый нрав и пронзительный взгляд. Эти звериные прозвища вылились в «смесь обезьяны с тигром«.
Иногда его называли по номеру комнаты — «№14«. А за неусидчивость его звали «егозой«.
Учеба
К сожалению, Пушкин не был прилежным учеником. Казалось, что кроме сочинения стихов его ничто не увлекало. Иногда его даже выгоняли с уроков за то что вместо изучения предмета он писал стихи и совершенно не слушал учителя.
Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью. С радостью посещал спортивные мероприятия (фехтование, верховая езда, танцы).
Но другими предметами он заниматься не желал: математика, логика — это давалось ему с большим трудом. Немецкий язык он считал уродливым.
Прочими предметами: географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания. Но, несмотря на это, от занятий был некоторый толк. Например, позже он сделает большое количество набросков и рисунков к своим стихам.
Стихи
В лицее Пушкин писал стихи. За 6 лет им было создано более 130 произведений.
Но он не был единственным в лицее, кто увлекался стихотворством. Многие из его однокурсников сочиняли стихи, и многие делали это даже лучше чем он.
Но у Пушкина несомненно был талант, и этого никто не отрицал: ни однокурсники, ни учителя. Он был увлечен этим. И его друзья с интересом наблюдали, как молодой поэт погружался в задумчивость, грыз перо и быстро набрасывал строчки новых стихов.
Надзиратели сначала пытались запретить ученикам писать стихи, пробовали забирать у них бумагу. Считалось, что это отвлекает учащихся от важных наук.
Тогда Пушкин начал писать прямо на уроках, совершенно не вникая в преподаваемый материал. Пришлось разрешить лицеистам писать стихи, а для контроля выпустить газету с произведениями учеников.
Первый успех
Первый успех на литературном поприще Пушкин заслужил в 1814 году, когда в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение молодого поэта «К другу стихотворцу».
Пушкин отправил свое стихотворение в журнал за компанию с Дельвигом. И оно было опубликовано.
Дядя Пушкина, Василий Львович, который устроил Александра в лицей, сам был поэтом. А потому особенно гордился успехами племянника, когда в таком популярном журнале опубликовали его произведение.
Первое большое признание
Первое большое признание Пушкин получил от знаменитого литератора того времени — Державина.
Это случилось на торжественном переводном экзамене по литературе 8 января 1815 года.
Все ученики лицея должны были выступить со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине.
Выступление так впечатлило почетного гостя, что он разволновался, расплакался и даже привстал со своего места, чтобы поближе рассмотреть юного поэта. Он даже хотел обнять его, но Пушкин так испугался реакции Державина, что убежал из зала.
Учителя сначала не поняли реакции Державина и попытались извиниться за выступление молодого поэта. Но тот ответил: «Оставьте его поэтом.»
Это был истинный успех и признание.
Вступление в Арзамас
Через некоторое время Пушкина неофициально приняли в закрытое литературное сообщество «Арзамас».
Это была большая честь для молодого Александра, ведь в этом обществе состояли очень известные писатели и поэты. Немыслимо, чтобы совсем юного молодого человека пригласили стать членом подобного клуба.
Известные литераторы Карамзин, Вяземский и дядя Василий Львович лично прибыли лицей, чтобы сообщить Пушкину об этом.
Любовь
Во время пребывания в лицее Пушкин ухаживал за разными девушками. Им он посвящал стихи, в которых признавался в своих чувствах.
Но самой первой большой любовью поэта считается Екатерина Бакунина — старшая сестра одного из лицеистов. Очень красивая девушка, которая занималась рисованием и писала прекрасные картины.
Ее семья жила в Петербурге, а лето она проводила в Царском селе. Пушкин они мог ее видеть на балах и во время прогулок в парке.
Александр посвятил ей большое количество стихов, которых хватило бы на целый сборник. К сожалению, их пути разошлись.
Отношение к лицею
Удивительно, но во время учебы в лицее Пушкин часто нелестно отзывался о нем. Видимо он не чувствовал себя свободным, а потому называл его в своих стихах «монастырем», а себя «монахом» и «узником темницы».
После окончания лицея лицейские годы описывались Пушкиным как «ясные дни», а себя и друзей называл «семьей».
После лицея
Выпускной состоялся 9 июня 1817 года. В этот последний день лицейские друзья поклялись хранить дружбу до конца жизни.
Пушкин получил чин X класса, и через несколько дней был зачислен в Коллегию иностранных дел в Петербурге. Началась совершенно другая взрослая жизнь.
Лирика Пушкина в лицейские годы: ранние стихи
Александр Сергеевич Пушкин написал за 6 лет учебы в лицее около 130 стихотворений.
Анализируя их можно сказать, что основными темами его лирики были: дружба, патриотизм и любовь.
1. Дружба
Попав в Царскосельский лицей, Александр Пушкин получил нечто очень важное, а именно — настоящую дружбу, которую потом пронес через всю жизнь.
Это было очень важно для поэта, ведь от своих друзей он получил поддержку своего литературного таланта, чего ему не хватало дома.
Многие из лицеистов писали стихи, некоторые делали это значительно лучше Пушкина.
Но они никогда не смеялись над его стихами, а помогали ему развить талант.
Кстати, в присутствии таланта у молодого поэта никто из его друзей не сомневался.
Дружба и общность интересов настолько захватила поэта, что он множество стихов посвятил своим друзьям.
1. Пущину:
«Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!»
2. Дельвигу:
«…Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни; здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга…»
3. Кюхельбекеру:
«…Лицейской жизни милый брат
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом. »
4. Малиновскому:
«А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный…»
2. Патриотизм и гражданская лирика
Буквально через полгода после начала учебы в лицее, в стране началась война с Наполеоном. Эти события навсегда изменили жизнь всех лицеистов, ведь им многое пришлось увидеть и многое пережить.
Еще до начала нападения, когда дух войны витал в воздухе, под Петербургом начали собираться войска. Лицеисты наблюдали за строем солдат, проходившим через Царское село.
Каждая новость встречалась с волнением.
Трудно передать словами, что пережил Александр Пушкин, когда узнал, что Москва утопает в пожарах — ведь там жили его родители, брат, сестра, дядя, няня и прочие близкие люди.
Сам директор лицея (Малиновский) успокаивал его и помогал следить за последними новостями.
Когда войска подходили к Петербургу, лицеисты готовились к эвакуации. Никто не знал, когда и чем закончится эта война.
Все эти события произвели огромное впечатление на поэта и его товарищей. В результате, Пушкин обратил свое внимание на патриотизм, а затем стали проявляться нотки гражданской лирики (стихи о проблемах страны и ее народа).
Одно из самых патриотичных стихов поэта — «На возвращения государя императора из Парижа в 1815 году«. В нем содержатся такие строки:
«Утихла брань племен: в пределах отдаленных
Не слышен битвы шум и голос труб военных;
С небесной высоты, при звуке стройных лир,
На землю мрачную нисходит светлый Мир.
Свершилось. Русской царь, достиг ты славной цели!
Вотще надменные на родину летели;
Вотще впреди знамен бесчисленных дружин
В могущей дерзости венчанный исполин
На гибель грозно шел, влек цепи за собою:
Меч огненный блеснул за дымною Москвою!
Звезда губителя потухла в вечной мгле,
И пламенный венец померкнул на челе!
Содрогся счастья сын, и, брошенный судьбою,
Он землю русскую не взвидел под собою. —
Бежит… и мести гром слетел ему во след;
И с трона гордый пал… и вновь восстал… и нет!
Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!
Когда полки врагов покрыли отдаленье,
Во броню ополчась, взложив пернатый шлем,
Колена преклонив пред вышним алтарем,
Ты браней меч извлек и клятву дал святую
От ига оградить страну свою родную.
Мы вняли клятве сей; и гордые сердца
В восторге пламенном летели вслед отца
И смертью роковой горели и дрожали;
И россы пред врагом твердыней грозной стали!…»
Гражданская лирика Пушкина присутствует в строках стихотворения «Лицинию«, в котором идет речь о римском народе и несправедливости со стороны правителей.
Стихотворение содержит следующие строки:
«Но кто под портиком, с поникшею главою,
В изорванном плаще, с дорожного клюкою,
Сквозь шумную толпу нахмуренный идет?
«Куда ты, наш мудрец, друг истины, Дамет!»
— «Куда — не знаю сам; давно молчу и вижу;
Навек оставлю Рим: я рабство ненавижу».»
Нужно отметить, что в момент написания стихотворения в России не было отменено крепостное право.
3. Любовь
В лицее Александр Пушкин познал настоящую любовь, а также любовь несчастную и безответную.
Свои переживания он вылил в многочисленные стихи. Рассмотрим самые известные из них.
К Наталье
«Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблён. »
К ней
«Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,
Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон;
Скажи… увижу ли, на долгую ль разлуку
Я роком осужден. »
В альбом
«Пройдет любовь, умрут желанья;
Разлучит нас холодный свет;
Кто вспомнит тайные свиданья,
Мечты, восторги прежних лет.
Позволь в листах воспоминанья
Оставить им свой легкий след.»
В заключение можно подвести итог, что основными темами лирики Александра Пушкина были: любовь, дружба и патриотизм.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Краткое сообщение о годах Пушкина в лицее
Творческое становление юного поэта. Друзья Пушкина по Лицею
В семье майора в отставке Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны в Москве 6 июня 1799 г. родился второй ребенок – сын Александр. Мальчик рос робким и малоподвижным ребенком, не любил играть с другими детьми, но после 7 лет его характер изменился, он стал непослушным, резвым шалуном и острословом. Александр получил домашнее образование, с 9 лет пристрастился к чтению, стал самостоятельно пользоваться библиотекой отца, большей частью состоящей из книг на французском языке. Тогда же стал сочинять и сам, первые его стихи были написаны на французском языке, которым он владел лучше родного. В 11 лет родители решили отдать Александра в престижное учебное заведение, чтобы он получил достойное образование. Двенадцатилетнего мальчика привез в Царскосельский лицей дядя, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин. Он узнал о создании под Петербургом привилегированного учебного заведения, в которое могли поступить мальчики 10-12 лет из знатных дворянских семей, сдав успешно приемный экзамен. Лицей создавался как высшая школа для отпрысков из высшего сословия. Основателем Лицея стал император Александр I, который считал, что для службы в государственных департаментах, в армии и на флоте нужны высокообразованные люди.
Торжественное открытие этого учебного заведения 19 октября 1811 г. стало одним из самых важных событий в стране. На открытии присутствовал Александр I, придворные, министры. Лицей разместился во флигеле [1] летнего императорского дворца в Царском селе, был окружен обширными дворцовыми парками с замечательными скульптурными произведениями классического искусства, которые тоже стали частью лицейского образования и воспитания.
Александр Пушкин был выходцем из старинного, хотя и обедневшего дворянского рода. Он с легкостью прошел вступительные испытания и стал одним из 30 лицеистов, составивших первый курс. В течение трех лет ученикам предстояло пройти полностью весь гимназический курс, затем за три года освоить университетскую программу. На протяжении всего шестилетнего обучения лицеисты должны были безотлучно находиться в Лицее, не разрешалось покидать его даже во время летних каникул, которые длились всего месяц. Строгие лицейские правила основывались на том, что учеба должна быть усердным, постоянным и непрерывным трудом.
У каждого лицеиста была своя маленькая, скромно обставленная комната. Свою комнату под номером 14 Пушкин называл «кельей». Его «соседом по келье» был лучший друг Иван Пущин, проживавший за перегородкой в комнате номер 13. У воспитанников был строго установленный распорядок дня. Подъем в 6 утра, через час начинался первый урок, после перерыв на легкий завтрак и прогулку, потом уроки в течение дня с перерывом на обед и прогулку, после шести – время отдыха, вечером посещение библиотеки, дополнительные занятия или повторение пройденного. В часы отдыха занимались музыкой, рисованием, фехтованием, плаванием, верховой ездой. Хотя допускалась определенная степень самостоятельности и свободы, если она не мешала учебе: разрешалось посещение музыкальных вечеров и танцев в частных домах. Все мальчики, в том числе и Пушкин, быстро освоились в новых условиях. Александр в стенах Лицея обрел новый дом и много друзей. Каждый из тех, с кем дружил Пушкин, был по-своему одарен: все что-то сочиняли, были увлечены живописью. Эти сочинения, стихи, статьи, рисунки и карикатуры лицеисты размещали в рукописных журналах.
Комната Пушкина в лицее
Среди друзей Пушкина было много талантливых и незаурядных юношей. Лицеисты давали друг другу забавные прозвища. За превосходное знание французского языка Пушкина прозвали «Француз», за непоседливость и быструю манеру говорить называли еще и «Сверчком», в последние годы учебы за ловкость и вспыльчивость – «Смесью обезьяны с тигром». Высокого и по-французски романтичного Ивана Пущина называли «Большой Жанно», Константин Данзас за крупное телосложение и спокойствие получил прозвище«Медведь», неуклюжий Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», утонченный Александр Горчаков – «Франт», добродушный Антон Дельвиг – «Тося».
В Лицее был блистательный преподавательский состав. Впервые для высшего учебного заведения подобрали не преподавателей-иностранцев, а русских педагогов. Основные предметы преподавали молодые, не старше 30 лет, лучшие выпускники Санкт-Петербургского педагогического института, причем получившие до института духовное образование в семинарии. Эти отличившиеся выпускники после окончания института еще прошли обучение в Германии или Франции.
Пушкин не раз вспоминал с благодарностью «наставников, хранивших юность» лицеистов.В Лицее заботились не только об умственном и физическом, но и нравственном, эстетическом развитии воспитанников. Принципы преподавания основывались на том, чтобы привить воспитанникам навыки самостоятельного мышления и широту взглядов. Учитывались преподавателями склонности ученика к тому или иному предмету. Известен случай, когда профессор физики и математики Я.И. Карпов, не дождавшись от Пушкина решения задачи, разрешил ему сесть на место и писать свои стихи. А профессор латинской и российской словесности Н.Ф. Кошанский, убедившись в поэтической одаренности Пушкина, приложил все силы, чтобы преподать юному стихотворцу как можно лучше теорию стихосложения, грамматику русского языка и древней классической словесности. Он же первым ввел в программу по литературе стихи своего ученика. Особым уважением пользовался у лицеистов преподаватель права, нравственных и политических наук А.П. Куницын. Пушкин о его лекциях вспоминал с восхищением: «Он создал нас, он воспитал наш пламень. »
Первым директором учебного заведения был В.Ф. Малиновский, выпускник философского факультета Московского университета, знавший несколько языков, в том числе древнегреческий и латынь, ранее долгое время находившийся на дипломатической службе. Пушкин был очень привязан к Малиновскому, дружил с его сыном. После смерти Малиновского вторым директором был назначен Е.А. Энгельгардт, с которым у Пушкина отношения не сложились, хотя он считался прекрасным администратором и прогрессивным педагогом.
Именно в лицее Пушкин получил признание как поэт. В 1814 г. впервые было опубликовано в журнале «Вестник Европы» стихотворение лицеиста Пушкина «К другу стихотворцу», подписанное псевдонимом. Безоговорочно его талант был признан Г.Р. Державиным, который 8 января 1815 г. услышал на переходном экзамене с младшего курса на старший чтение Пушкиным своего стихотворения «Воспоминания в Царском селе». «Патриарх [2] русской поэзии» был покорен и растроган до слез, назвал пятнадцатилетнего стихотворца своим преемником, хотел обнять, но Пушкин, смутившись, убежал. Вскоре это стихотворение, впервые подписанное полным именем автора, было опубликовано в журнале «Российский музеум». Пушкин после уроков часто бывал у приезжавшего на лето в Царское село писателя и историка Н.М. Карамзина, который разрешал юному дарованию пользоваться своей редкой библиотекой. Родоначальник русской лирической поэзии В.А. Жуковский, наведываясь в Царское село, встречался с юным стихотворцем и называл его «чудотворцем».
Пушкин, не раз попадавший в карцер [3] за нарушения дисциплины, говорил, что ему там не скучно, потому что можно писать стихи. Именно в карцере он начал сочинять поэму «Руслан и Людмила». Спустя три года Жуковский после прочтения поэмы прислал Пушкину свои стихи и подарил свой портрет, подписав его: «Победителю-ученику от побежденного учителя». За время учебы в Лицее Пушкиным было написано более 130 стихотворных произведений, многие были тогда же и напечатаны.Именно в лицейские годы началось поэтическое становление Пушкина.
Окончил Пушкин Лицей в 1817 г., по успеваемости был на 26 месте. Отличные оценки имел только по русской и французской словесности, фехтованию. Точные науки постигались им с трудом, неинтересные ему дисциплины он просто игнорировал. Александр Пушкин получил свидетельство об окончании курса, которое давало ему право поступить на гражданскую службу чиновником X класса, коллежским секретарем. В Петербурге он был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Но главным делом его жизни стала литература, в которой он оставил след как выдающийся поэт, прозаик, драматург.
Выпускники Лицея пообещали друг другу помнить годы, проведенные вместе, хранить верность лицейской дружбе, служить обретенным здесь идеалам добра, свободы и справедливости, неизменно следовать девизу Лицея: «Для общей пользы».Они поклялись собираться и праздновать каждый год 19 октября. Традиция празднования «дня заветного» поддерживалась лицеистами первого выпуска долгие годы. Последним лицеистом, которому довелось исполнить клятву в одиночестве, был канцлер [4] А. Горчаков, переживший всех своих лицейских товарищей. Лицеисты первого выпуска стали примером «товарищеской семьи», «святого братства». Обращаясь к своим друзьям, Пушкин в 1825 г. написал в стихотворении «19 октября»: «Друзья, прекрасен наш союз!» Первый выпуск, состоявшийся 9 июля 1817 г.,подарил России дипломатов, мореплавателей, офицеров высшего командного состава, участников движения декабристов, литераторов.
Первые выпускники лицея оставили след в русской истории. А.М. Горчаков прославился как выдающийся дипломат и последний канцлер России. М.Л. Яковлев дослужился до тайного советника, сенатора, был талантливым композитором. С.Г. Ломоносов стал чрезвычайным посланником в Нидерландах. А.П. Бакунин и Ф.Х. Стевен, А.А. Корнилов служили губернаторами. Ф.Ф. Матюшкин воплотил свою мечту стать мореплавателем, прославился как полярный исследователь, дослужился до адмирала, написал историю русского флота. М.А. Корф стал историком, был членом Академии наук, директором Императорской публичной библиотеки. Военную карьеру избрали 12 лицеистов, многие дослужились до высших чинов. И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, избравшие военную службу, за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. были приговорены к смертной казни, которую заменили на каторгу в Сибири. В.К. Кюхельбекер занимался не только общественной деятельностью, был еще писателем и поэтом.Поэтами были Н.А. Корсаков и А.А. Дельвиг, который стал еще и издателем. А.С. Пушкин государственной службой тяготился, стал первым русским профессиональным литератором.
Вольнолюбивая лирика Пушкина
Образы стихотворения «Узник»
После окончания Лицея Пушкин поселился в Петербурге. Поэта увлекла столичная жизнь, насыщенная балами, театральными спектаклями, спорами в литературных обществах. Он посещал собрания обществ «Арзамас» и «Зеленая лампа», где читал свои произведения. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени. В столичном обществе стали распространяться дерзкие стихи и едкие эпиграммы молодого поэта, их переписывали, заучивали наизусть. Пушкин стал голосом прогрессивной дворянской молодежи. С особой силой мятежное свободолюбие отразилось в стихотворениях «К Чаадаеву», «Деревня»,оде «Вольность» др.Вольнолюбивая лирика Пушкина дошла и до Александра I. Император назвал стихи настолько «возмутительными», что за них полагалась ссылка в Сибирь. Пушкин был вызван к генерал-губернатору М.А. Милорадовичу, на квартире поэта предполагался обыск, чтобы опечатать рукописи. Пушкин признался, что дома нет рукописей, потому что он все сжег. Но предложил записать все заново и написал по памяти целую тетрадь. Милорадович, покоренный чистосердечным признанием и благородством поэта, пообещал похлопотать о снисхождении государя. За Пушкина вступились В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин. Пушкина сослали не в Сибирь, а в южные губернии.
После приезда в Екатеринослав, Пушкин серьезно заболел. Направлявшийся на Кавказ генерал Николай Раевский выхлопотал разрешение выехать Пушкину для лечения на Кавказские минеральные воды в его сопровождении. После двух месяцев пребывания на Кавказе Пушкин, Раевский и члены семьи генерала путешествовали по Крыму.
После Крыма с его прекрасной природой морского побережья, в 1820 г. Пушкин был определенна службу чиновником в Кишиневе, провинциальном городе посреди однообразной степи. Оказавшись в глухой провинции вдалеке от друзей, Пушкин, испытывая чувство одиночества и внутренней несвободы, записал: «Теперь я один в пустынной для меня Молдавии». Вынужденная разлука с близкими людьми, монотонная жизнь в глуши,однообразная и скучная служба, нежелание находиться под надзором начальства заставляли чувствовать себя невольником. Кишинев был застроен одноэтажными домишками, над ними мрачно возвышалось здание острога [5] из серого камня с узкими окошками, выходящими в тюремный двор. Во дворе были прикованы к столбу цепями два орла с подрезанными крыльями. В неволе гордые птицы не стали ручными, но на свободу улететь не могли, разделив участь узников. Пушкину довелось посетить острог, беседовать с арестантами, наблюдать за орлами. Эта трагичная картина изображена в стихотворении «Узник», написанном в 1822 г. и отражающем настроение самого поэта.
Главная тема стихотворения – свобода. В каждой строчке говорится о свободе, хотя само слово не употребляется поэтом ни разу. Композиция стихотворения состоит из двух частей, которые противопоставлены по настроению и интонации. Начало стихотворения передает тяжесть переживаний лирического героя, оказавшегося «за решеткой в темнице сырой». Каждое слово первой строки создает образ неволи: движение отсутствует, пространство ограничено, нет света и тепла. Далее в описании действий орла усиливается ощущение неволи: «Клюет, и бросает, и смотрит в окно…» Герой чувствует общность их судеб, видя, как его «грустный товарищ» обреченно клюет свою пищу, словно с ним «задумал одно». Гордой птице, как и лирическому герою присущи свободолюбивые порывы.
Описания, наполненные мраком и тоской, сменяются красочными картинами, в которых преобладают белый и синий цвета, много света, простора и надежды. Атмосфера сырого каземата отходит на второй план, уступая место мысленному полету лирического героя к морским просторам и горным вершинам. Образы природной стихии: море, горы, ветер являются символами свободы. Начавшееся унылым рассказом повествование сменяется страстным свободолюбивым призывом: «Давай улетим!» Авторская идея заключена о том, что свобода является врожденной потребностью любого живого существа. Человек, словно птица, создан для свободы.Вольнолюбивые мотивы были центральными в ранней лирике Пушкина.
Стихотворения Пушкина о дружбе
Дружеское послание «И.И. Пущину»
Иван Иванович Пущин был дружен с поэтом с лицейских лет. Они познакомились перед вступительными экзаменами и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Пущин после Лицея выбрал службу в полевой артиллерии. В армии он близко сошелся с участниками тайного политического общества. Пущин не побоялся в январе 1825 г. проведать в Михайловском опального Пушкина, чтобы поддержать его моральный дух. Одиночество Пушкина в глуши Псковской губернии разделяла только няня Арина Родионовна. Эта встреча оказалась для друзей последней. После декабрьского восстания 1825 г. Иван Пущин за участие в антиправительственном заговоре был лишен дворянства и состояния, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой.
Пушкин, помня встречу с другом, желая поддержать его на каторге, написал в 1826 г. стихотворение «И.И. Пущину».Главной мыслью стихотворения стало прославление настоящей дружбы, для которой не существует преград и расстояний. Кроме этого дружеского послания поэт написал Пущину еще несколько стихотворений. Строки, посвященные лучшему другу, есть и в стихотворении «19 октября», которое Пушкин, не имея возможности покинуть Михайловское, написал осенью 1825 г. и передал на встречу лицеистов. Он выражает благодарность Пущину, который первым посетил изгнанника, превратил день встречи в «день лицея».
Иван Пущин в своих воспоминаниях писал, что после заточения в одиночной камере Шлиссельбургской крепости его в январе 1828 г. отправили на каторгу. В первый день приезда в Читу его позвала к частоколу острога жена ссыльного декабриста А.Г. Муравьева и просунула в щель листок бумаги со стихотворением Пушкина. Пущин был растроган, что «Пушкин первый встретил его в Сибири задушевным словом».
На каторге в Забайкалье Пущин получил известие о дуэли и смерти Пушкина, воспринял это как личную трагедию и огромную общественную утрату. В своих воспоминаниях он написал, что если бы был секундантом друга, то роковую пулю встретила бы его грудь, ибо он постарался бы сохранить поэта-товарища и поэтическое достояние России. Только в 1856 г., спустя почти 30 лет, Пущину было разрешено возвратиться в Петербург. Он написал уникальные воспоминания «Записки о Пушкине».
Жанр стихотворения «И.И. Пущину» можно отнести к посланию. Послание – это поэтическое обращение к кому-либо с целью высказать свои мысли и мнение, передать пожелания. В этом в небольшом по размеру послании отражены два события: встреча друзей в Михайловском и искренняя поддержка осужденному на каторгу другу. Дружеские слова даруют утешение, преодолевая расстояние, помогают вынести тяготы и невзгоды. Пушкин, обращаясь к «святому провиденью», просит его слова донести до друга, чтобы они «озарили заточенье» воспоминанием о лицейских днях.
Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога»
Существует две версии истории написания стихотворения «Зимняя дорога», напечатанного в журнале «Московский вестник» в 1828 г. По одной, оно было написано зимой 1826 г., через год после восстания на Сенатской площади. Пушкин дружил со многими декабристами. Пятеро декабристов были приговорены к казни через повешение, более двухсот к ссылке в Сибирь. Судьба друзей тревожила Пушкина, у него самого не так давно закончилась многолетняя ссылка.
По второй версии, поводом для написания стихотворения послужила любовная драма. Осенью 1826 г. Пушкин познакомился со своей дальней родственницей Софьей Пушкиной и был ею увлечен. Поэт посватался к Софье и получил решительный отказ. Девушке Пушкин был небезразличен, но беспечность, расточительный образ жизни и безденежье поэта тревожили ее семью. Так или иначе, в жизни Пушкина тогда было сложное время.
Ноты тоски в стихотворении связаны с личными переживаниями поэта.Само название «Зимняя дорога» является метафорой, отображающей жизненный путь героя. Безрадостна средь печальных полей дорога, освещенная печальной луной, путника ничто не радует, звон колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная его мрачному настроению сердечная тоска. Несмотря на грустные мотивы стихотворения, в нем нет чувства обреченности. Минуя «версты полосаты», т.е. поставленные каждую версту придорожные столбы, раскрашенные косыми полосами, герой понимает, что судьба переменчива. Прообразом таинственной Нины, к которой обращается лирический герой, возможно, была его избранница Софья. Влюбленный поэт не теряет надежды, что жизнь наладится. Он мечтает возвратиться к милой, посидеть с ней у камина.
Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина занимает значительное место. Одно из самых живописных стихотворений «Зимнее утро»было создано Пушкиным 3 ноября 1829 г.в усадьбе друзей поэта Вульфов в Тверской губернии. Опубликовано оно было в альманахе «Царское село» в 1830 г. В стихотворении личные переживания поэта тесно переплетены с описаниями окружающей природы. В стихотворении два героя: лирический герой и его красавица. Чтобы усилить впечатление от красоты зимнего солнечного морозного утра автором использована антитеза: картины природы показаны «нынче» и «вечор».На смену вчерашней вьюге пришел ясный чудесный день, наполненный завораживающей красотой: «голубыми небесами», «великолепными коврами» блестящих на солнце снежных покровов, «прозрачным лесом», зеленеющей «сквозь иней» елью, блестящей«подо льдом речкой». Как бы не было уютно и тепло в комнате, озаренной «янтарным светом» с потрескивающей печкой, душа поэта стремится на природу, он призывает отправиться на прогулку, чтобы разделить вместе с ним переполняющие чувства к красоте родного края. В стихотворении «Зимнее утро»много выразительных эпитетов и сравнений, олицетворений, использованы метафоры в обращении к красавице: «сомкнуты негой взоры», «звездою севера». Стихотворение наполнено оптимизмом, верой в личное счастье. Считается, что оно посвящено будущей жене поэта. Пушкин в 1829 г. сделал предложение Наталье Гончаровой, в мае 1930 г. получил согласие от ее родителей на брак.
Основные особенности лирики Пушкина
Благодаря Пушкину в русской поэзии произошли значительные изменения. На смену классической поэзии пришла новая поэтическая словесность, Пушкин оказал влияние на становление русского литературного языка.В лирике Пушкина отчетливо проступает образ самого поэта, отражен его богатый духовный мир. Но образ автора не стоит соотносить полностью с личностью Пушкина, это обобщенный лирический герой, чей мир многогранен и разнообразен. Поэт мог представить себя в образе нечастного узника, далекого друга, уставшего путника, восторженного и жизнерадостного возлюбленного.
Основными темами лирики А.С. Пушкина были темы свободы, природы, любви и дружбы. Вольнолюбивые стихи поэта, лишенные иносказательности, вдохновляли его друзей и декабристов-единомышленников призывами к освобождению народа.Ему удалось передать не только собственные воззрения, но выразить мысли и стремления прогрессивных людей своего времени. Свободолюбивая лирика проникнута гуманностью и основами народной нравственности.
Стихотворения, посвященные любви и дружбе, покоряют своей искренностью, чувством глубокого сопереживания. Для Пушкина дружба – высокое понятие, дарующее человеку поддержку в беде. Чувство любви, являющееся высочайшим напряжением душевных сил, было для поэта неиссякаемым источником вдохновения. Пушкину удалось настолько мастерски передать тончайшие оттенки личных переживаний, что они стали близки и понятны большинству людей.
Пушкин откликался на любое проявление многообразной жизни, мог увидеть красоту в обыденных и привычных явлениях. Поэт-мыслитель соединил в поэзии частное и общественное, личное и государственное, историческое. Его собственная судьба стала частью русской истории, его лирика отразила духовный мир его современников. Пушкину суждено было стать лирическим голосом эпохи.
Пушкин на экзамене
Словарь
Флигель – боковая пристройка к основному зданию.
Патриарх – глава, старейшина.
Карцер – камера для одиночного строгого изолирования за нарушение дисциплины и режима.
Канцлер – второе после императора государственное должностное лицо, возглавляющий императорскую канцелярию и архив, хранитель государственной печати.
Острог – тюрьма, обнесенная высоким деревянным частоколом
Элегия – лирическое произведение, представляющее собой грустные размышления автора