Что написал пушкин специально для детей

Сказки Александра Пушкина

Список сказок и рассказов:

Отзывы: 47

Сказки Пушкина прекрасны! Читайте их!
И не только!

круто читайте сказки

Мне ничто не понравилось ХАТЬФУ

Сказки А С Пушкина великолепные я не могу найти ни одного слова чтобы описать их

Спасибо, нигде не было искать) вы первые были на странице)

Я не слушала но от этих комментариев я уже очень хочу их послушать.

Царь Никита и сорок его дочерей — так себе. Все остальные обалденные…

Очень хороший рассказ, он мне всегда нравится, всегда читаю и по утрам, а по вечерам и по ночам, я в детстве его очень люблю!

Царь Никита и сорок его дочерей так себе всё остальные обалденные

Пушкин любимый поэт большинство детей.
Я ещё не видел, не слышал и не читал о поэте, который лучше лучше Пушкина. ))

сказка о царе салтане так называется

АС Пушкин не повторимый поэт. именно он повлиял на Русский язык сделав его таким каким мы его знаем

Очень прикольно но сказка о царе Салтане нет так называется а так, Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде

Я читаю комментарии, и я хочу сказки прочитать уже, новерно они классные, я читала О царе салтане и ещё много чего!

привет меня зовут вика. нам задали это одно стихотворение в школу

Очень прикольно звучит сказка о попе и работнике его балде 😁🤣! Это ж надо такое придумать то а ха-ха-ха

Сказки Пушкина СВЯЩЕННЫ

классный стих У лукоморья дуб зелёный…

Класс но я не читал потому что я не малолетка

ааааааа ненавижу читать но сайт классный

мне на лето где то 18 книг читать, я в 4 классе. но сказки, стихотворения, рассказы, ИМЕННО Пушкина обожаю)0)

Задают читать произведения на лето, этот сайт лучший, пользуюсь уже 4 года.

сказки Пушкина великолепны читайте это вам пригодится!

Прекрасные сказки хоть и мне 10 но люблю читать его сказки

Спс за помощь, нам задали 7-8 сказок не мог найти, спс что помогли🤩

вообще-то Пушкин самый лучший и узнаваемый поэт, но Руслан и Людмила, это не сказка, а поэма!

мне понравилась сказка Руслан и Людмила

Сказки А. С. Пушкина неповторимы только я читала не все их но мне понравились сказки которые я читала сказка о рыбаке и рыбке, она волшебная. А. С. Пушкин один из самых невероятно волшебных поэтов его сказки стихотворные а я люблю стихи ГЛАВНОЕ ПОБОЛЬШЕ ЧИТАТЬ!

Пушкин удивительный поэт я его обожаю!

Очень круто что тут есть те которые я даже сама не знаю

Источник

Сказки Пушкина

Что написал пушкин специально для детейАлександр Сергеевич Пушкин – (26 мая 1799 – 29 января 1837) – выдающийся русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик и историк. Слава великого русского поэта закрепилась за Пушкиным еще при жизни. Кроме того, Пушкина считают основоположником современного литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин один из первых русских авторов обратился к сказочному вымыслу. Взяв за основу народные сказки, поэт создал настоящие шедевры национальной культуры. Пушкин в корне изменил отношение к сказкам, раскрыл их значимость для народа, показал красоту слога и философию сюжета.

Из села Михайловское Пушкин писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Как прав был классик. Идут столетия, но мы все так же с восторгом и трепетом читаем народные сказания, заслушиваемся складным слогом и учимся древней морали.

Пушкин открыл для литературы поэзию чудес, народного вымысла, где фантастическое действо тесно переплетается с земным. В этом союзе рождается прекрасный мир сказки, в который хочется вернуться снова и снова.

Сказки Пушкина читать

Что написал пушкин специально для детей

Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди создана на основе народной сказки «Чудесные сыновья». Александр Сергеевич Пушкин обогатил народное произведение новыми сюжетными поворотами,…

Что написал пушкин специально для детей

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Сказка рассказывает о прекрасной девушке, мать которой умирает сразу после родов. Царь-отец женится на красивой, но коварной мачехе. У новой королевны есть волшебное зеркальце, которое может разговаривать. Она задает ему один и тот же вопрос:…

Что написал пушкин специально для детей

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о бедном рыбаке, в сети которого попалась золотая рыбка. Сжалился старик над рыбкой, отпустил ее в море. За это рыбка обещала выполнить любое его желание. Старик ничего не попросил, а вернувшись домой, рассказал о…

Что написал пушкин специально для детей

У Лукоморья дуб зеленый

У Лукоморья дуб зеленый – поэтическое вступление к поэме Руслан и Людмила. В небольшую канву стихотворения Пушкин вплел множество героев и сюжетов народных сказок: русалки сидят на ветвях, Баба-яга летит в ступе, Кощей над златом…

Что написал пушкин специально для детей

Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Дадоне, который долго правил, совсем состарился. Стали его враги беспокоить, на царство посягать. Обратился он за помощью к мудрецу, который подарил царю золотого петушка. Птица сидела на спице смирно. Но при приближении…

Что написал пушкин специально для детей

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о скупом попе и находчивом работнике Балде. Нанялся как-то Балда на службу за три щелчка по лбу попу. Когда близилось время расплаты, поп решил дать Балде невыполнимое задание, чтобы избавиться от него. Но Балда…

Что написал пушкин специально для детей

Руслан и Людмила

Известная поэма Пушкина начинается со свадьбы княжны Людмилы с князем Русланом. Все гости радуются, кроме трех витязей – соперников Руслана. Когда закончился пир и разошлись все гости, молодые отправились в опочивальню. Но вдруг грянул гром,…

Что написал пушкин специально для детей

Песнь о вещем Олеге

Что написал пушкин специально для детей

Жених

Баллада о купеческой дочери Наташе, которая пропала из дома на три дня. А после явилась в страхе и ужасе. Наташа не захотела делиться тем, что видела в лесу. А родители и не стали допытываться. Жизнь…

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Сказки наших читателей

Сказки по возрасту:

Сказки по интересам:

Сказка о том, как старый чистик хотел рассказать молодым чайкам-каюхам, какого цвета бывает море. Чайки не захотели слушать, им казалось, что море бывает только синее. Но вскоре одни убедились, что море бывает и желтым, и…

Почему щука в море не живет

История о том, как однажды надоело щуке в реке и забежала она в море. Она думала, что тут и в засаду прятаться не надо: кругом добыча, сама в рот лезет. Но оказалось, что в море…

Сказка об одиноком кактусе

Рос в одной пустыне колючий кактус. Обыкновенный кактус, зелёного цвета, с острыми, длинными колючками. И все было бы замечательно, если бы ни одно обстоятельство — у кактуса никак не росли цветочки. Кактус много думал, почему…

Жил в море крабишка малень­кий. ока совсем маленький был, жил где придётся, под­рос— стал себе дом искать. Залез в щель между камнями, но показалось ему там темно, жестко и тесно. Поплыл дальше. Решил закопаться в…

Рассказ про двух старшеклассников, которым летом удалось попасть в настоящую научную экспедицию. Первые дни вместо ожидаемой полевой романтики им пришлось таскать под проливным дождём дрова, а затем пытаться разжечь из них костёр. Но однажды им…

Третий ящик Пандоры

Рассказ о том, как учитель задержался в школе с проверкой уроков до позднего вечера. Все учителя уже ушли и ему надо было взять запасной ключ от школы в тумбочке в кабинете домоводства. Он позвонил маме,…

Веселая история про двух студентов пединститута, а на время зимних каникул – вожатых в детском оздоровительном лагере, который располагался в живописном пригороде. Начальник лагеря поручил им привезти три елки из питомника, но студенты забыли записку…

Интересная история о том как к автору в московскую квартиру повадилась приходить большая крыса. Она совсем не боялась хозяина, хозяйничала во всех комнатах, но поймать ее никак не удавалось… Крыс читать Я проснулся глубокой ночью…

Про паука и трех слонов Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. Каждый чуть побольше мошки, Копошатся на дорожке, Поднимают хоботки, Собирают лепестки. Но их увидал мой знакомый паук И прошептал: “Осторожнее, друг! Не прыгайте…

Перевод с французского и составление М. Кудинова. Мир детворы Я с Синей Птицей не знаком, Не носит сапоги мой кот, И Серый Волк в лесу густом Со мною речь не заведёт. Нет каравеллы у меня,…

Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!…

У нашего Йована У нашего Йована Курица подкована. Петухи запряжены, В сапоги наряжены; Овцы яйца несут. Козы yток пасут, Муравьи клюют овёс, Поле пашет старый пёс. Скворец Чёрный скворец Пошел во дворец В белой рубахе…

Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…

История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…

Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…

Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…

Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…

Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…

Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…

Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…

Источник

Произведения А. С. Пушкина для детей (автор неизвестен)

Введение

Главным препятствием для широкого распространения просвещения великий поэт считал подневольное положение русского народа, крепостной строй, при котором невозможно дать достойного воспитания не только детям крестьян, но и высшего сословия. Подобные антикрепостнические взгляды проходят через все творчество великого поэта.

Придавая важнейшее значение воспитанию, Пушкин резко критиковал его состояние в России, где воспитание и обучение крайне недостаточно, в результате чего молодой человек входит в свет безо всяких основательных познаний, без положительных правил.

Еще более убогим и насквозь порочным считал Пушкин домашнее воспитание, самое недостаточное, самое безнравственное, ибо ребенок, живущий в мире господ и холопов, бессознательно впитывает в себя отвратительные пороки этого мира. Мысли эти нашли яркое отражение в ряде его произведений.

Критикуя существовавшие в то время типы учебных заведений, Пушкин намечает положительную программу их преобразования. Он возражает против увлечения иностранными языками, особенно латинским и греческим. Вместо этого рекомендует лучше изучать Родину, так как Россия слишком мало известна русским.

А. С. Пушкин – великий поэт России

Именем величайшего русского национального поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) обозначена целая эпоха в истории передовой русской культуры. Пушкин – родоначальник новой русской литературы, основоположник современного русского литературного языка. В своем творчестве, пронизанном страстным патриотизмом и свободолюбием, он отразил подъем национального самосознания русского народа периода Отечественной войны 1812 года и декабристского освободительного движения.

В произведениях Пушкина поставлены острейшие вопросы общественно-политического развития его времени, гневно осуждены социальные порядки самодержавно-крепостнической России, с глубоким проникновением отражены могучие созидательные силы русского народа, замечательные черты русского национального характера, в которых поэт видел залог великого будущего своей родины.

Творчество Пушкина отличается яркой национальной самобытностью. Высоко ценя и изучая достижения всей человеческой культуры, он в то же время резко выступал против пренебрежения передовыми национальными культурными традициями и слепого подражания иностранным образцам, которое было свойственно идеологам консервативного дворянства. Пушкин опирался на лучшие традиции предшествовавшей ему русской литературы.

Великое значение Пушкина в истории русской литературы заключается в том, что он был новатором, зачинателем и основоположником школы художественного реализма. Этот огромный шаг в развитии русского и мирового искусства мог быть совершен Пушкиным потому, что его гений развивался в условиях всемирно-исторического подъема русского народа, освободившего свою страну и весь мир от деспотизма Наполеона и пробуждавшегося к борьбе за освобождение России от цепей самодержавия и крепостничества.

Богатейшее историческое содержание этой эпохи и было почвой для расцвета пушкинского реализма. В его произведениях воплощены основы русской классической литературы — высокая идейность, патриотизм и свободолюбие, любовь к народу, единство совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность.

Творческое наследие Пушкина является живым достоянием нашей современности; оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии.

Сегодня поэзия и проза А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Между тем изначально его стихотворения, повести, сказки не были написаны специально для детей и не рассматривались как произведения детской литературы.

В то же время трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

Творчество величайшего русского национального поэта А. С. Пушкина необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на развитие литературы. Вошедшие в круг чтения пушкинские произведения оказывают глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед нами большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

Помимо сказок, детям можно отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в «Кавказском пленнике» изображение черкесских нравов, в «Руслане и Людмиле» эпизоды быта, о поле, покрытом мертвыми костями, о богатырской голове; в «Полтаве» описание битвы, появление Петра Великого; наконец, некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы: «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Утопленник», «Бесы», некоторые из «Песен западных славян».

Этот рекомендательный список лег в основу всех детских сборников и хрестоматий. Его пополнил в «Приложении» к своему очерку о жизни и творчестве Пушкина Н. Г. Чернышевский, включив сюда новые лирические произведения поэта, сцены из «Бориса Годунова» и главу из «Евгения Онегина». Из-за цензурных условий революционно-демократическая критика XIX века не могла широко пропагандировать вольнолюбивую лирику Пушкина, которая позднее также заняла достойное место на страницах книг для детского чтения.

Произведения А. С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.

Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т. д. Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.

А произведения Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и поэмами. Так, не будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный мир, без которого уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.

Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском, собирал и изучал фольклор.

К народным сюжетам он обратился в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы, в свое время поднятые декабристами.

Первой пробой пера в этом жанре была работа над древнерусской сказкой о Бове, сюжет которой восходит к французскому рыцарскому роману. Повесть и сказку о Бове знали почти все русские дети, начиная с XVI века. Первую попытку переложить ее на стихи сделал А. Радищев. В 1814 г. его примеру последовал лицеист А. Пушкин, который придал сюжету резко сатирический характер. Главным объектом осмеяния при этом стал царь Додон и его окружение.

Наряду с повестью о Бове в детское чтение XVII века входила и повесть о Еруслане Лазаревиче, также переделанная в XVIII веке в сказку. Пушкин позднее использовал из этих сказок кое-какие элементы.

Если из повести о Бове в его сказки вошли отдельные эпизоды и имена героев, то из повести о Еруслане Лазаревиче он взял поле, усеянное мертвыми костями и истоптанное конем богатыря, огромную голову на этом поле, выходящих из морской пучины богатырей и другие сказочные эпизоды; некоторые из них вошли до этого в «Руслана и Людмилу». Все это свидетельствует лишь о том, что сказки Пушкина связаны не только с народным творчеством, но и с древнерусской литературой. Следующим произведением, тесно связанным со сказочным жанром, явилась поэма «Руслан и Людмила» (1817-1820).

Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» поэт работал в Царском Селе в 1831 г. А. С. Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями.

Первое чудо в народной сказке – дуб у лукоморья, а на нем золотая цепь, по которой ходит кот, рассказывающий сказки и поющий песни. Второе чудо – на горе грызутся два борова, «а меж ними сыплется золото да серебро». И третье чудо – «из моря выходят 30 отроков на один час». Вместо свиней у Пушкина – чудесная белочка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Сын-богатырь растет в бочке «не по дням, а по часам» и своей силой освобождается из бочки, а не по благословению и с помощью неизвестной силы, как это было в народной сказке. Получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать любые препятствия.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни Пушкина не печаталась. Первым ее слушателем был Н. В. Гоголь, которому поэт читал ее в Царском Селе летом 1831 г. Как и «Сказка о царе Салтане», она создана на основе сюжета народной сказки, услышанной в селе Михайловском. В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание – собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках: «Батрак» и «Шабарша».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке» написаны в 1833 г. в Болдине. Источником «Сказки о рыбаке и рыбке» является сюжет из сборника братьев Гримм. Однако подобные сказки встречаются и в русском фольклоре («Золотая рыбка» и «Жадная старуха»). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» создана на основе русской сказки, записанной в Михайловском, Пушкин мог также использовать русскую сказку «Волшебное зеркальце».

«Сказка о золотом петушке», впервые напечатанная в 1835 г., опирается на сюжет американского писателя Вашингтона Ирвинга. Незавершенная «Сказка о медведихе», сказка «Жених», отрывок из «Бовы» в круг чтения детей обычно не входят.

Художественное совершенство сказок

В сказках Пушкина волшебные превращения и необычные картины логически мотивированы, оправданы и реалистически точны в деталях. Так, каждый раз возвращаясь с моря, старик видит реальную картину и ситуацию, в которой по воле рыбки оказывается его старуха: то это новое корыто, то «изба со светелкой», то высокий дворянский терем с богато одетой старухой на крыльце, то роскошные царские палаты. И выглядят они не сказочными, а реальными, лишь их появление сказочно.

Пушкин берет из источника только один, наиболее значимый эпизод, подробнее и глубже разрабатывает его, чтобы рельефнее высветить характер. Таков юный, сказочно быстро выросший и возмужавший князь Гвидон, который освобождает себя и свою мать из бочки, всегда находит выход из самого трудного положения.

Достоин своей суженой юный королевич Елисей, который в поисках невесты идет на край света, сохраняет безупречную верность ей, постоянно пылает светлой, чистой любовью. Не случайно вся природа: и луна, и ветер, и солнце помогают ему.

Особо пленительны в сказках женские образы. Мать Гвидона, нежная, преданная жена, безвинно пострадавшая в результате интриг коварных завистниц, она по праву становится царицей. Не уступает ей и молодая царевна из другой сказки, которая не растерялась в лесу, куда ее увезли, чтобы погубить. Она ведет себя как человек из трудовой, крестьянской среды, не чуждается простого физического труда: печку затопила, дом прибрала. В один ряд с ними становится и обаятельная, рассудительная царевна Лебедь, ставшая образцовой женой Гвидону.

Опираясь на народный сюжет, Пушкин не только приподнимает, а возвышает в своих сказках образ простого труженика. Обычный русский человек по имени Балда напоминает Иванушку-дурачка. Но если Иван нередко допускает несуразные поступки, то в Балде нет ничего подтверждающего его имя. Он добр, общителен, сказочно проворен и трудолюбив, приятен в общении и поэтому всем нравится. Это человек с детским простодушием, с богатырской силой и огромной душевной мощью, который может все, даже с чертей оброк собрать. Рассчитываясь с жадным и недальновидным служителем культа, не обладающим чувством собственного достоинства, Балда не вступает с ним в рассуждения, не тратит лишних слез на обличения и лишь «говорит с укоризною».

Неоднозначен и образ рыбака. Добрый, трудолюбивый старик, живущий в гармонии с природой, удовлетворяется малым в жизни, но при его безропотной покорности во всем потакает злой и жадной жене и тем самым невольно способствует умножению зла.

Носители темных сил (жадная старуха, повариха с ткачихою, царица-мачеха, царь Додон) не так страшны, когда им противостоят нравственно здоровые, сильные люди, полные добра и благородства.

связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства.

Лирика Пушкина для подростков и юношества

Очарованных сказками малышей в подростковом возрасте ожидает встреча с лирикой великого поэта, изобилующей чувствами и мыслями. Не только в лирике, но и во всем творчестве Пушкина почти нет произведений, чтение которых было бы преждевременным в подростковом и юношеском возрасте. Почти вся лирика его – мудрая беседа с юношеством. Даже произведения зрелой поры, пронизанные философскими раздумьями о сущности жизни, отличаются удивительной простотой.

По своей идейной значимости на первое место для современных подростков следует выделить свободолюбивую лирику. Это послание к декабристам «Во глубине сибирских руд», наполненное сочувствием томящимся на каторге первым русским революционерам; с этим произведением советские школьники знакомятся еще в 6 классе. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) выражается надежда, что взойдет «звезда пленительного счастья», содержится призыв посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Чуть позже, в зависимости от начитанности и развития, школьникам могут быть доступны такие стихотворения, как «Кинжал» (1821), «В. Л. Давыдову» (1821), «Андрей Шенье» (1825) и другие произведения подобного содержания. Затем следуют произведения, направленные против крепостничества, воспевающие разум и знания: ода «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Вакхическая песнь» (1825), «Узник» (1822) и др.

Перед отроческим и юношеским взором вереницей проходят победы Олега («Олегов щит»), Бородинская битва («Бородинская годовщина»), великий полководец, выигравший эту битву, «маститый страж страны державной, смиритель всех ее врагов» («Перед гробницею святой»), ликующий победный русский флот («Чу, пушки грянули!»), «лица полные отваги. начальников народных наших сил», покрытые «славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года» («Полководец»).

«Опять увенчаны мы славой», «Дон», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»). Он прославлял любимого героя русской истории Петра I, привлекавшего правдой сердца, укрощавшего дикие нравы наукой, просвещением («Стансы»), видел в нем вечного работника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Стихи о России, ее славе, победах и великих героях наполнены бодрыми чувствами, ощущением силы, мажорны по строю, ритмике и звучанию, вселяют в юных читателей уверенность, воспитывают гордость за прошлое, наполняют их патриотическими чувствами.

Этим же целям служит и пейзажная лирика. При работе с ней следует помнить, что дети, как правило, пропускают встречающиеся в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам – пейзажная лирика великого поэта. Русская природа показана в ней в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте.

Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стихотворений он все же написал о русской зиме. Это и знаменитое «Зимнее утро» с морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами, утомительно гремящим однозвучным колокольчиком.

«то раздумье удалое, то сердечную тоску», это и «добрая подружка» няня с ее народными песнями о синице, жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла».

Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи, рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих.

Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… («Зимний вечер».)

Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения («Кавказ», «Обвал», «Бесы», «Зима, крестьянин, торжествуя…», «Уж небо осенью дышало…», «Гонимы вешними лучами… и др.), передают подлинно русский, национальный взгляд на родную природу, воспевают ее величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое патриотическое чувство, любовь к прекрасному.

«Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Гусар». Приобщая детей к истории родного народа, «Песнь о вещем Олеге» поэтизировала «преданья старины глубокой», рисовала в увлекательных образах ее быт, обычаи, верования и героев.

Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. В ней мы зачастую находим любимые детьми легендарно-сказочные повествовательные сюжеты и сказочную одухотворенность родной природы. Олицетворенная природа у Пушкина живет, действует.

Заключение

Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество – без их воспитательного воздействия.

Распространенное мнение, что Пушкин не писал для детей только потому, что ничего общего не хотел иметь с низкопробной детской литературой того времени, вряд ли является ответом на вопрос. Универсальный гений великого поэта, видевшего окружающий мир единым, не умещается ни в какие узкие рамки. Так же видел он и читателей, не разделяя их на возрастные группы.

– говорил 15-летний лицеист в незаконченной сказке «Бова». И этому правилу следовал в течение всей своей творческой жизни.

Пушкин писал только для читателей, одаренных от природы поэтическим чутьем и поэтому способных понять его творения. Среди своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если его стихотворения публиковались на страницах детских журналов, сборников или альманахов.

Воспитательное значение личности самого поэта и его творчества для молодежи впервые показал Гоголь, который сам живо интересовался вопросами воспитания и написал несколько статей на эту тему.

В статьях о Пушкине, а также в целом ряде рецензий на детские книги Белинский не только показал благотворное воспитательное воздействие поэта на детей, но и составил целый список его произведений для детского чтения, а также оригинальные рекомендации, как их читать с детьми.

В творчестве Пушкина немало таких стихотворений, которые доступны читателям младшего возраста и даже дошкольникам. Они начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, примерно в 20-30-е годы XIX века. Однако в школьные программы творчество Пушкина вошло не сразу.

Значительно полнее представил Пушкина детям и юношеству Н. Г. Чернышевский в своей книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения». В ней автор отдавал предпочтение фактам, рельефно представляющим трудолюбивую, благородную и могучую личность поэта, показал его место в русской литературе. В приложении к книге он поместил для детского и юношеского чтения 19 стихотворений поэта и отрывки из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», «Евгения Онегина».

Двери начальной школы для произведений Пушкина впервые широко открыл Ушинский, который в своих учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово» предложил школьникам более сорока произведений поэта и отрывков из них. С тех пор русская школа не расстается с творчеством великого поэта. К творчеству великого Пушкина не только не зарастает, но все более расширяется «народная тропа». Из 695 стихотворений великого поэта примерно третья часть (225 стихотворений) доступны и интересны читателям детских и юношеских библиотек.

доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.

Руководя чтением поэзии Пушкина, не следует пытаться вести детей через все слои стихотворения, проникать в его глубину. Важно, чтобы содержание стихотворения нравилось детям, гармония и музыка задевали их душу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *