Что написал прокофьев для детей
Композитор Сергей Прокофьев: краткая биография, музыка для детей
Он известен во всем мире как выдающийся композитор, пианист, дирижер XX века. Он – автор ярких и мелодичных произведений, значительная часть которых написана Прокофьевым для детей.
Краткая биография
Будущий композитор появился на свет 23 апреля 1891 г. в селе Солнцевка Донецкой области.
Детство
Сережа полюбил музыку с ранних лет. Его мать хорошо играла на фортепиано, и в доме часто звучали произведения Бетховена и Шопена.
Сергей Прокофьев в детстве
Свое первое сочинение, пьесу «Индийский галоп», Прокофьев написал в пятилетнем возрасте. А в 9 лет юный гений уже создавал оперы.
Однажды его произведения услышал известный композитор. Пораженный талантом подростка, он организовал для Сережи домашние занятия по композиции.
Сергей Прокофьев за фортепиано
Студенческие годы
В 1903 году Прокофьев поступил в консерваторию Санкт-Петербурга. Среди его учителей были такие знаменитости, как Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Есипова.
Прокофьев в молодости
Талантливый юноша трижды оканчивал учебное заведение:
Образование Прокофьев успешно совмещал с творчеством. Его первое выступление состоялось в 1908 году, когда ему было 17 лет.
Взрослая жизнь
Этот период включает несколько этапов жизни и творчества композитора:
Сергей Сергеевич Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Произведения С.Прокофьева для детей
Особое место в творчестве композитора занимают детские темы. В произведениях этого цикла – личные переживания автора, его воспоминания о далеком прошлом. Любовь к подрастающему поколению вдохновляла творца на создание новых композиций.
Пьесы С.Прокофьева для детей
К осени 1935 года автор написал серию пьес, которые объединил в одну фортепианную сюиту под названием «Детская музыка». В этом произведении автор изображает летний день ребенка.
Сюита состоит из 12 частей:
№ | Название пьесы | Краткая характеристика |
1 | «Утро» | Мелодия легкая, воздушная, по-детски чистая и простая |
2 | «Прогулка» | Ритмичность пьесы помогает представить торопливую походку малыша, спешащего навстречу новому дню |
3 | «Сказочка» | Погружает в мир детской мечтательности и фантазии |
4 | «Тарантелла» | Написана в танцевальном жанре, живой ритм пьесы передает задорный темперамент юного создания |
5 | «Раскаяние» | Психологическая миниатюра с печальной мелодией, в которой раскрываются искренние переживания провинившегося ребенка |
6 | «Вальс» | Легкая лирическая пьеса, передающая хрупкость и нежность детской души |
7 | «Шествие кузнечиков» | Мелодия – быстрая, веселая, как шалости ребенка и стрекот забавных насекомых |
8 | «Дождь и радуга» | Пьеса отражает детское восприятие явлений природы. Музыка передает звучание капель и удивление ребенка всему происходящему |
9 | «Пятнашки» | Пьеса носит характер веселой подвижной игры, напоминает по стилю «Тарантеллу» |
10 | «Марш» | Произведение рисует реалистичный образ марширующих детей |
11 | «Вечер» | Мелодичная лирическая пьеса, раскрывающая чистоту и благородство человеческих чувств |
12 | «Ходит месяц за лугами» | Заключительное произведение цикла, пронизанное народными интонациями |
В этих мини-зарисовках автор показывает детям кратко и доходчиво красоту окружающего мира, глубину человеческой души.
Сказки С.Прокофьева для детей
Композитор обладал не только редким музыкальным даром, но и ребяческим видением окружающего мира. Поэтому значительная часть его сочинений написана по мотивам сказок.
На создание детских композиций Прокофьева вдохновляли известные литературные произведения, среди которых:
Чтобы достучаться до сердца ребенка, Прокофьев использовал различные музыкальные жанры.
Несмотря на серьезную классическую форму, «сказочная» музыка Прокофьева вполне доступна для детского восприятия.
«Любовь к трем апельсинам»
Опера, созданная по мотивам сказки Карло Гоцци – одно из первых произведений Прокофьева, написанных для детей. В основе сюжета – история, произошедшая в карточном королевстве.
Юного наследника престола охватил тяжкий недуг – он утратил способность радоваться жизни. Бедного юношу не могли исцелить даже лучшие врачи королевства.
Тем временем враги принца, мечтавшие о троне, задумали коварный план. К воплощению замысла подключаются злые колдуны и ведьма.
Магические чары пробуждают в юноше любовь к 3 апельсинам, которые растут в саду волшебницы-великанши.
Принц добывает желанные плоды. Открыв один из них, он встречает свою возлюбленную.
Несмотря на присутствие «темных» персонажей, основной мотив оперы – веселый, оптимистичный, отражающий мировосприятие автора.
«Золушка»
Широко известная балетная постановка, созданная по мотивам сказки Шарля Перро в 1945 году.
Главная героиня, Золушка, все свое время проводит за работой. При этом терпит нападки со стороны сестер и злой мачехи.
Имея отзывчивое сердце, она помогает нищенке, которая оказывается доброй Феей. В знак благодарности волшебница отправляет девушку на бал в королевский дворец.
Там в Золушку влюбляется принц, и спустя некоторое время бедная служанка становится принцессой.
Музыкальный фон, как и сам сюжет – яркий, динамичный, пронизан светлым жизнеутверждающим мотивом.
Произведение живо перекликается с историческими событиями того времени. Оптимистичные ноты звучат, как призыв к возрождению после Великой Отечественной войны.
«Петя и волк»
Это симфоническая сказка, в которой музыкальное оформление переплетается с рассказом чтеца.
Главное действующее лицо – пионер Петя. Он спасает птичку от кошачьих лап и помогает охотникам поймать злого волка.
Каждый персонаж озвучен определенным музыкальным инструментом. Автор использует следующую раскладку:
Построенная на простом сюжете, сказка повествует о дружбе и взаимопомощи. Героический поступок Пети – пример того, как должен поступать каждый человек.
Кроме музыкального таланта, Прокофьев имел бесценный дар – смотреть на жизнь глазами ребенка. Такое видение мира отразилось на всем его творчестве – добром и лучезарном, как детская улыбка.
Что написал прокофьев для детей
С. С. Прокофьев « Детская музыка»
Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора « солнечным богачом». «Действительно, солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи» (Г.Рождественский).
Прокофьев хорошо помнил свои юные годы и всю жизнь хранил светлые дары из счастливой «страны золотого детства. Он признавался как-то, что самые яркие детские сны явственно помнились ему спустя двадцать-тридцать лет. Эта чудесная наивность, свойственная лишь детям чувствуется в его «Детской музыке». В двенадцати лёгких фортепианных пьесах – летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы. Сергей Сергеевич остро чувствовал и любил природу, лес, поле, восхищался отсветами заката, причудливыми узорами облаков, переливами птичьих голосов. Не случайно цикл начинается и завершается пьесами-картинками, пейзажными зарисовками.
Утро. Летнее, раннее, ясное. Уже совсем светло, хотя первые лучи солнца только пробираются сквозь листву, вспыхивают в капельках росы, заглядывают в комнату. В окно видно высокое, еще неяркое небо.
Исполняются пьесы Утро, Дождь и радуга.
Учитель музыки Серёжи – Рейнгольд Глиер вспоминал: «Много хороших, веселых минут проводили мы в обществе деревенских ребятишек. Очень любили прогулки по окрестным селам. Вечерами до нас доносились гармоничные звуки красивых украинских песен, распевавшихся возвращающимися с полевых работ крестьянами. Мне думается, эти ранние детские впечатления должны были глубоко запасть в душу чуткого ко всему прекрасному мальчика».
Исполняется пьеса Вечер
О встречах, с уже известным композитором, Сергеем Прокофьевым вспоминал Дмитрий Кабалевский: «Лето 1945 года Прокофьев провёл в Доме творчества Союза композиторов под Иваново. С удивительной точностью, ровно в 5 часов дня он стучал в дверь моей комнаты. При этом обычно добавлял одну и ту же английскую фразу: « It is time to go for a walk» (« Пора идти на прогулку»). Как любил Сергей Сергеевич эти прогулки! И, что удивительно, всегда находил на привычном и, давно изученном пути, какую-нибудь новую интересную подробность. У него на нашем пути было несколько «своих» излюбленных муравейников, он следил за их ростом, восхищался разумной организацией жизни и труда муравьёв. Однажды, подобрав в лесу какую-то старую, дырявую туфлю, отнёс её к одному из «своих» муравейников, положил сверху и затем каждый день смотрел, как она обволакивается хвоей. «Вы только представьте себе, какие роскошные залы устроят они себ е в этой туфле», – говорил он. Свои фантазии, такие понятные детям, Прокофьев воплощал в музыке.
Исполняются пьесы Прогулка, Шествие кузнечиков
Исполняется пьеса Сказочка.
С пьесой «Раскаяние», возможно, связано воспоминание детства Сергея Прокофьева: «В доме меняли полы, грунтовали, красили их. Но что-то не рассчитали, и полы стали ссыхаться, между досками образовались щели, и в этих местах краска лупилась. Я с восторгом собирал её, грузил в игрушечные вагончики и отвозил в свою комнату. Родители сердились и строго запретили ковырять полы. Однажды ночью я проснулся и увидел отца со свечою. Меня грызла совесть.
– « Папа – сказал я тоном, которым признаются в убийстве – вечером я наколупал под роялем!»
Отец сказал: «Не надо в другой раз – и добавил – хочешь, я принесу тебе шоколаду?» Это был самый вкусный шоколад, который я съел в моём детстве!».
Исполняется пьеса Раскаяние
Уроки танцев были обязательной составляющей в воспитании детей того времени, не избежал их и маленький Серёжа. У друга семьи Прокофьевых – хирурга Потоцкого была казённая квартира с большой залой, которую дамы решили использовать для того, чтобы учить своих детей танцам. Пригласили преподавателя из балета и назначили собираться по воскресеньям в три часа.
« Я – вспоминает Прокофьев – не имел ни малейшего представления о том, зачем меня учат танцевать, но мать оказалась безапелляционной и ответила, что так надо. В паре со мной танцевала Лёля Скалон. Это была первая девушка, которая мне понравилась, и за которой я пытался ухаживать, правда, безуспешно». Возможно, вспоминая уроки танцев, Сергей Прокофьев написал эти пьесы…
Исполняются пьесы Вальс, Тарантелл а
Сережа водил тесную дружбу с крестьянскими мальчиками, они принимали деятельное участие во всех играх и театральных затеях. Одной из любимых игр были пятнашки. Дети весело носились друг за другом с весёлым криком поймавшего: «пятнашка!» Эту радость движения и задор игры мы слышим в его пьесе, которая так и называется…
Исполняются пьесы Пятнашки, Марш
В заключение нашего концерта дадим слово автору: «Последняя из пьесок «Ходит месяц над лугами» написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам».
Исполняется пьеса Ходит вечер над лугами
Ноты к концерту « С.Прокофьев. Детская музыка»
Сергей Сергеевич Прокофьев «Детская музыка»
«Для маленьких любителей музыки сочиняли многие… но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, сколько уделял Прокофьев», – с этим высказыванием Дмитрия Борисовича Кабалевского трудно поспорить. Сергей Сергеевич Прокофьев создал немало произведений, адресованных детям: симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костер» и другие. Важное место в этом ряду принадлежит фортепианному сборнику «Детская музыка».
Сборник состоит из двенадцати пьес. Композитор писал их летом 1935 г, параллельно работая над балетом «Ромео и Джульетта». Он жил в то время в Поленове. Любуясь живописной природой, Сергей Сергеевич, по его признанию, ощущал «потребность в детской музыке».
В обращении Сергея Прокофьева к созданию пьес для детей есть своя особая логика. Одна из характерных черт его композиторского облика – яркая образность, и детям с присущим им конкретно-образным мышлением такая музыка должна быть особенно понятна и близка. В «Детской музыке» Сергей Сергеевич следует традициям, заложенным в «Альбоме для юношества» Робертом Шуманом и продолженным в «Детском альбоме» Петром Ильичем Чайковским. Композитор не забывает, что пишет для детей, и подбирает такие образы и темы, которые близки ребенку, исходящие из его жизненного опыта. Трехчастная форма пьес, сочетающая в себе повторность с контрастностью, доступна для детского восприятия. Фактура пьес достаточно проста, чтобы ее мог осилить юный пианист – и достаточно сложна, чтобы ребенок, осваивая эти пьесы, чему-то научился.
Но, обращаясь к детям, композитор не пытается «опуститься до их уровня» – этого вообще никогда не делают те взрослые, которые хорошо понимают детскую душу (подобная фальшь не приводит ни к чему хорошему ни в музыкальном искусстве, ни в жизни) – композитор, насколько это возможно, «поднимает» детей до своего уровня, позволяя им немного «повзрослеть». Подобно Шуману и Чайковскому, Прокофьев пишет для детей в том же стиле, что и для взрослых – в «Детской музыке» присутствуют и характерные для него гармонические жесткости, и остинатные фигуры, и своеобразное претворение интонаций русской песенности. Не забывает композитор и о необходимости познакомить юных пианистов с музыкальными жанрами – в сборнике есть и «Марш», и «Тарантелла».
Сборник открывается пьесой «Утро». Сопоставление далеких регистров создает ощущение огромного пространства, заполненного воздухом и светом. Возникающая вслед за этим мелодия проста, но отнюдь не примитивна – в ее целеустремленном восхождении почти зримо предстает образ восходящего солнца.
Во второй пьесе – «Прогулка» – непрерывное ритмическое движение сочетается с подчеркиванием четвертей, создавая впечатление наивной детской «деловитости», но оттенок вальсовости делает музыкальную ткань легкой.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Что написал прокофьев для детей
Сергей Прокофьев «Детская музыка»
Беззаботный мир детства! Эта тема с её жизнерадостностью, наивностью и неустанными желаниями новых открытий во все времена привлекала и находила отражение в творчестве многих композиторов. Произведения для детей сочиняли такие великие музыканты, как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Р. Шуман, П.И. Чайковский. Для юных исполнителей ими были созданы высокохудожественные творения, в нынешнее время составляющие бесценный фонд педагогического репертуара. Впоследствии эту замечательную эстафету продолжил выдающийся советский композитор Сергей Прокофьев , написавший для подрастающего поколения немало прекрасных произведений, среди которых особое место занимает фортепианная сюита «Детская музыка».
Историю создания фортепианной сюиты «Детская музыка» Сергея Прокофьева, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
1917 год в творчестве молодого Сергея Прокофьева можно назвать кульминационным, однако происходившие в то время в России революционные события, к которым композитор относился в определённой мере настороженно, разрушали все его планы. В надежде на активную концертную жизнь он замыслил отправиться в длительное гастрольное турне за границу.
Впрочем, путешествуя по миру, где талантливый музыкант с большим успехом выступал в лучших концертных залах, он постоянно думал о России, а после 1923 года, когда на несколько лет обосновался в Париже, стал задумываться о гастрольных поездках на Родину. В то время во Францию частенько стали приезжать советские писатели и артисты, на оживлённых встречах с которыми Прокофьев узнавал о переменах, происходившими в молодом Советском государстве. Ко всему прочему в тот период композитор стал ловить себя на грустной мысли, что накопленные им ранее в России творческие ресурсы, стали постепенно иссякать, и ему нужны были особые впечатления.
Первая поездка в СССР, состоявшаяся в 1927 году, убедила Сергея Сергеевича, что на Родине его помнят, любят и ценят, а следующие визиты в Москву и Ленинград в 1929 и 1932 году окончательно подтвердили это. Помимо того, композитор для себя отметил возросший культурный уровень страны, в которой слушатели созрели до восприятия и понимания новой современной музыки. Впоследствии, в результате долгих размышлений у Прокофьева назрело судьбоносное решение: вернуться в Россию.
Вскоре поездки Сергея Сергеевича в СССР стали ежегодными. Здесь он выступал с новыми концертными программами, консультировал студентов, а также с увлечением работал над новыми произведениями, среди которых музыка к кинофильму «Поручик Киже» и спектаклю «Египетские ночи», впоследствии преобразованные композитором в симфонические сюиты. Иначе говоря, Сергей Сергеевич старался активно влиться в музыкальную жизнь молодого государства, а самое главное понять новую преобразовывающуюся Россию. Вдобавок ко всему особую радость композитору доставляли в то время встречи с его студенческими друзьями, среди которых необходимо особо отметить Веру Алперс.
Будучи блистательной концертирующей пианисткой, Вера Владимировна занималась педагогической деятельностью: преподавала в школе имени Н.А. Римского-Корсакова и Музыкальном училище при консерватории. Так, в 1934 году в одной из дружеских бесед она посетовала Прокофьеву на недостаток ученического репертуара и попросила композитора сочинить небольшие пьески для детей. Сергей Сергеевич не забывал об этой просьбе, однако в то время он был загружен иной работой и нашёл возможность выполнить её летом 1935 года, когда после подписания соглашения с Большим театром на постановку балета «Ромео и Джульетта » выехал в дом отдыха в Поленово. Там в летние месяцы в спокойной обстановке композитор сочинил музыку не только к будущему выдающемуся спектаклю, но также выполнил обещание данное Вере Владимировне Алперс. Так появилась сюита, состоящая из двенадцати очаровательных пьес с общим названием «Детская музыка», которая была издана и вошла в собрание сочинений композитора, как опус под номером 65.
Интересные факты
Содержание сюиты «Детская музыка»
«Детская музыка». Это фортепианная сюита, состоящая из двенадцати лёгких пьес, имеющих программное содержание и повествующих об одном, насыщенном событиями, летнем дне из жизни ребёнка. Композитор в данном альбоме колоритно изобразил мир детства, в котором маленький герой играет, мечтает, переживает, а помимо того получает яркие впечатления от знакомства с природой. Разные по характеру музыкальные картинки погружают слушателей и исполнителей в мир детских образов, фантазий и переживаний, а заголовки миниатюр помогают раскрыть их содержание. Все пьесы цикла между собой композиционно связаны, так как объединены общей сюжетной линией, которая включает в себя пейзажные зарисовки, жанровые сценки и танцевальные миниатюры.
«Детская музыка». Эта превосходная фортепианная сюита Сергея Прокофьева в нынешнее время причисляется к уникальным произведениям, созданным для юных пианистов. Популярность цикла заключается в том, что каждая пьеса цикла благодаря ярким образам доставляет молодым исполнителям большое удовольствие, а помимо того ощутимо развивает творческую фантазию и технические навыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Прокофьев «Детская музыка»
«Детская музыка». ПРОКОФЬЕВ
«Детская музыка» — сборник фортепианных пьес (op. 65), написанный Сергеем Прокофьевым в 1935 г. Сам композитор так вспоминал о своей работе над этим сборником: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65. Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно…».
В сборник вошли 12 разнохарактерных пьес, которые рассказывают о насыщенном яркими событиями одном летнем дне ребенка. То, что в «Детской музыке» царит атмосфера именно летнего дня, уточнил сам композитор: в 1941 г. Прокофьев сделал оркестровую транскрипцию нескольких пьес из своего фортепианного сборника «Детская музыка» и объединил их в сюиту, которой дал название «Летний день» (опус 65 bis). Один день маленького героя «Детской музыки» Прокофьева наполнен веселыми играми и встречами, детскими мечтами и фантазиями, яркими впечатлениями от знакомства с природой. Каждая пьеса цикла имеет название, помогающее лучше раскрыть содержание музыки перед маленькими слушателями и исполнителями.
Открывает цикл пьеса «Утро», рисующая картину наступления нового дня, пробуждения природы. «Прогулка» — своеобразный портрет героя всего цикла, композитор мастерски передает бодрую, пританцовывающую походку ребенка, беззаботно и весело начинающего свой день. «Сказка» — лирическая пьеса вводит слушателя в мир детских грез и фантазий. Ярким контрастом к повествовательной плавно льющейся мелодии «Сказки» выступает «Тарантелла» — одна из самых виртуозных и эффектных пьес цикла. Следом за живым итальянским танцем следует контрастная по характеру миниатюра, передающая внутреннее состояние ребенка, переживающего из-за совершенного им проступка: «Раскаяние» (первоначальное название — «Стыдно стало»). Шестая пьеса цикла — светлый «Вальс», настроение и образы которого напоминают о юных героинях Прокофьева: Наташе Ростовой, Джульетте, Золушке. Острый пунктирный ритм и упругие скачки приходят на смену лирической мелодии вальса в пьесе-шутке под названием «Шествие кузнечиков». «Дождь и радуга» — следующая пьеса цикла – своеобразный музыкальный пейзаж, в котором средствами звукоизобразительности композитор рисует «сферу дождя» и «сферу радуги». «Пятнашки» — посвященная детской игре виртуозная пьеса, по стремительности и виртуозности она перекликается с «Тарантеллой». Одной из самых знаменитых и часто исполняемых пьес цикла становится «Марш» — бодрая и приподнятая музыка с задорными форшлагами и упругими акцентами в мелодии, с ярким динамическим развитием и тембральными перекличками словно рисует компанию весело шагающих на встречу к новым открытиям детей. Завершают цикл две светлые лирические миниатюры, интонационно близкие народным песням: «Вечер» (мелодию этой пьесы Прокофьев позже использовал в своем балете «Сказ о каменном цветке») и «Ходит месяц над лугами».
В образной сфере сборника продолжают развиваться темы детских музыкальных альбомов XIX в. (сказка, природные образы, сцены из детской жизни, жанровые танцевальные пьесы). Важную роль в цикле играют образы природы, музыка отдельных пьес пронизана интонационными оборотами, характерными для народных песен. Вдохновляясь, картинами русской природы и народной песней, опираясь на традицию кучкистов и на традицию, заложенную детским альбомом Чайковского, Прокофьев создает уникальный цикл детской музыки, в котором ярко и отчетливо проявился неповторимый почерк композитора-новатора. Простота форм и лаконичность, ясность музыкальной лексики, сочетаются в пьесах с типичными для композитора приемами: по-театральному яркие сопоставления контрастных эпизодов, широкий охват клавиатуры, разнообразные скачки, четкий «упругий» ритм, остинатность и моторность в музыке, смелые тональные соотношения и колоритные тембральные краски, терпкие гармонии (аккорды-«кляксы») и импровизационно извивающаяся хрупкая мелодика светлых лирических эпизодов – все это присутствует в «Детской музыке». Цикл прекрасно подходит для первого знакомства маленьких слушателей с творчеством Прокофьева и музыкой XX века.
Тема детства с ее задором и неиссякаемой жаждой открытия новых горизонтов, с ее отважными и в то же время мечтательными юными героями близка композитору. Не только произведения, посвященные детям (которых, следует отметить, немало: симфоническая сказка «Петя и волк», симфоническая поэма «Гадкий утенок», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Золушка», оратория «На страже мира») отличаются приподнятым настроением и необыкновенно светлыми музыкальными образами, все творчество Прокофьева в целом неразрывно связано с оптимистическим взглядом на мир, жизнелюбием и верой в доброе начало. Пьесы из сборника Прокофьева «Детская музыка» звучат в мультфильме «Прогулка» (Союзмультфильм, режиссер И. Ковалевская).