Что написал питер брейгель старший
Питер Брейгель
Фото Все
Видео Все
Питер Брейгель Старший — Мир сверху
Питер Брейгель Рассказывает Александр Таиров
Питер Брейгель старший. История о слепоте. [Как читать искусство]
Питер Брейгель — биография
Питер Брейгель – живописец и график из Нидерландов, основатель династии художников Брейгелей. Писал пейзажи и жанровые сцены, носил прозвище «Мужицкий».
Картины Питера Брейгеля – это застывший кусочек средневековья, дошедший до нас через века. В отличие от многих своих коллег живописцев, он родился и умер в Нидерландах, и его творчество часто называют вершиной нидерландского Ренессанса. В нем жило такое понятие, как национальное своеобразие, основой которого стали самобытные нидерландские традиции. Брейгель стал выразителем своего времени и народного колорита. Его народность проявлялась во всем – мыслях, жизненной философии, народной мудрости, иногда горькой и ироничной, но всегда мужественной. Питер оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и династию талантливейших художников, хотя узнать это ему не довелось.
Детство
Биографы Питера Брейгеля изрядно «попотели», прежде чем смогли собрать воедино разрозненные факты его жизненного пути, и сложить из них стройную биографию художника. Точная дата и место рождения Брейгеля неизвестно до сих пор. Предполагают, что он родился в небольшом городке Бреда, на территории современной провинции Северный Брабант. И случилось это знаменательное событие в 1525 году. По другой версии, местом его рождения стала деревня Брегел, о чем и говорит его фамилия. По мнению этих искусствоведов и исследователей жизни и творчества Питера, он родился намного позднее официально указываемой везде даты.
Не нашлось точных сведений и о детстве будущего известного художника. Предполагают, что Питер родом из крестьянской семьи, и поэтому очень удивительно, что у него вдруг проявились творческие наклонности, хотя в семье не наблюдалось одаренных людей.
Где-то в 1540-е годы Брейгель, двадцатилетний юноша, поступил в ученики к художнику Куку ванн Альсту, который передавал ему азы графики и живописи. После того, как его учитель умер, Питер поступил в гильдию живописцев Антверпена, и в 1551-м нашел себе нового наставника в лице художника Иеронима Кока. Брейгель одновременно учился у Кока и служил ему. Иероним стал для молодого дарования главным заказчиком.
Живопись
Прослужив некоторое время в мастерской своего нового наставника и работодателя, Брейгель впервые увидел картины известного художника Иеронима Босха. Эстампы этих полотен, которыми торговал Кок в своей мастерской, произвели на него неизгладимое впечатление. Питеру захотелось самому воспроизвести на холсте необычные сюжеты этих картин. Иеронима Босха называли «мастером ужаса», и его картины действительно вызывали какой-то мистический страх.
«Большие рыбы поедают малых»
Заинтересованность Питера увидел Иероним Кок, и он решил получить выгоду от наивного молодого художника. Кок попросил Брейгеля сделать несколько набросков в манере Босха, и он согласился. Спустя некоторое время Кок сумеет выгодно продать работы Питера, подделав на них подпись Босха, и выдавая их за произведения известного художника. Одной из таких картин оказалось полотно под названием «Большие рыбы поедают малых».
Питер Брейгель любил не только живопись, его манили путешествия. На протяжении нескольких лет художник побывал в Европе, посетил Италию, Швейцарию, Францию. Все, что он увидел во время этих поездок, нашло отражение на холсте. К примеру, солнечная Италия вдохновила мастера на написание картины «Пейзаж с Христом и апостолами». Это полотно считается первым профессиональным в творческой биографии художника. После посещения швейцарских Альп, родилась целая серия невероятной красоты пейзажей.
В 1561-м Питер ушел из мастерской Кока, и переехал в Брюссель. Там он писал свои картины для кардинала де Гранвела и других богатых коллекционеров, среди которых особое место занимал купец по имени Николас Йонгелинк.
В 1557 году живописец создал цикл гравюр-иллюстраций семи смертных грехов.
«Триумф смерти»
Самым значимым полотном Брейгеля того времени считается картина получившая название «Триумф смерти». На ней изображена пустынная земля, буквально усыпанная скелетами и людьми, находящимися на грани смерти. Изображены там и орудия пыток, которые приводят в ужас даже спустя несколько веков. И среди этого ужаса явным диссонансом выглядит человек, играющий на лютне, как бы подчеркивающий безысходность происходящего.
Не меньшего внимания знатоков удостоилась и картина «Вавилонская башня», а также цикл полотен, объединенный названием «Картины месяцев и времен года». Питер стал автором 6 (по некоторым данным 12) полотен, передающих прелести разных времен года. К сожалению, до наших дней дошли только пять из них, в том числе «Жатва» и «Охотники на снегу».
Картины Брейгеля – это простые и понятные образы, преклонение перед красотой природы, сценки деревенской жизни, обычные работяги, с их незамысловатым образом жизни. На полотнах нидерландского художника запечатлены одежда и домашняя обстановка простых людей, это видно по картинам «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы».
Известно, что художник не писал портреты на заказ и обнаженную натуру. Есть несколько портретов, предположительно авторства Брейгеля, но только один из них точно его кисти – «Портрет старой женщины», написанный в 1564 году. Скорее всего, к Питеру часто обращались за портретами, но живописец не брался за такие заказы.
Картина Питера Брейгеля «Портрет старой женщины»
Свыше трех десятков из примерно 45-ти полотен Брейгеля, посвящены природе, деревне, ее жителям. Главные герои полотен художника – безликие крестьяне. Питер никогда не показывал их лица на холсте, но в последних его работах наметилась совершенно другая тенденция.
Интерес Брейгеля к индивидуальным персонажам своих полотен рос с каждой новой работой. Теперь фигуры на картине становятся все более крупными, а вот окружение их становится все более зависимым. Подобную тенденцию можно рассмотреть в полотнах Брейгеля «Разоритель гнезд», «Притча о слепых», «Мизантроп», «Калеки».
Личная жизнь
Питер сумел не только реализоваться, как художник, но и встретить девушку своей мечты, с кем обрел счастье в личной жизни. Ее звали Мария (Майкен), она дочь первого наставника Брейгеля – Кука ванн Альста. Питер признался ей в любви, позвал замуж, и девушка ответила согласием. Влюбленные поженились в 1563 году, и после свадьбы переехали в Брюссель, к матери новоиспеченной жены Питера, художницы Майкен Верхюлст. Мария родила своему супругу троих детей – двух сыновей, Питера и Яна и дочь Марию.
Как сложилась судьба дочери художника, никто не знает. Зато точно известно, кем стали сыновья Брейгеля, они продолжили дело отца, и тоже снискали славу живописцев.
Питер Брейгель Младший писал картины определенной тематики, за что его прозвали «Адским». Ян Брейгель Старший наоборот, получил прозвище «Райский». А сам основатель династии Брейгелей – Питер удостоился прозвища «Мужицкий». После этого их никогда не путали. Внуки выдающегося художника – Абрахам и Ян, уже третье поколение художников семейства Брейгель.
Портрет семьи Яна Брейгеля сына Питера Брейгеля Старшего
В этой ситуации удивительно то, что любовь к изобразительному искусству передалась, скорее всего, на генном уровне, от отца к сыновьям. Ведь иначе никак нельзя объяснить этот феномен, потому что Питер скончался, когда его старшему наследнику Питеру только что исполнилось пять лет, и он не успел познакомить своих мальчиков со всеми тонкостями своего мастерства.
Смерть
Последняя картина Питера Брейгеля «Сорока на виселице»
Последними работами Брейгеля называют два полотна – «Сорока на виселице» и «Торжество правды». Первую он оставил по завещанию своей жене, а вот существование второй находится под большим вопросом. До наших дней полотно не дошло, и многие историки считают, что у них есть все основания утверждать, что такого полотна вообще никогда не было.
Большинство полотен из творческого наследия великого художника находятся в музеях Европы или в коллекции частников. Ни один российский музей не может похвастаться наличием в его экспозиции хотя бы одного полотна Питера Брейгеля.
Памятник Питеру Брейгелю
В 2011 году на экраны вышла лента польского режиссера Леха Маевского под названием «Мельница и крест». В ее основе – биография нидерландского художника, а также сюжеты его прославленных картин. Фильм очень понравился зрителям, вызвал положительные отзывы кинокритиков. К тому же, ему присуждены и многие престижные кинонаграды. Роль Питера Брейгеля досталась известному актеру Рутгеру Хауэру, его партнерами по съемочной площадке стали Шарлотта Рэмплинг, Майкл Йорк, Йоанна Литвин.
Питер Брейгель Старший
Pieter Brueghel de Oude
Питер Брейгель Старший
Pieter Brueghel de Oude
Заказать
репродукцию
Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.
В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. Также в этот период пишется картина — «Поклонение волхвов».
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Картины Брейгеля. Самые известные шедевры мастера
У Босха – рафинированные, тонкие фигурки. У Брейгеля – кряжистые крестьяне. В этом на Брейгеля скорее повлиял Микеланджело, нежели Босх.
Босх – о страхе перед грехопадением. Брейгель – о человеческой глупости и суетности жизни.
Различий слишком много, чтобы Босха и Брейгеля ставить в один ряд.
Вот лишь несколько шедевров Брейгеля. Они помогут вам лучше узнать такого уникального живописца, как Питер Брейгель Старший.
1. Падение Икара. 1558 г.
Картина называется “Падение Икара”. Но где собственно Икар?
На первом плане – пахарь. На среднем – пастух с овцами. Корабль. На дальнем – море и горы.
Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём – упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.
Питер Брейгель Старший. Падающий икар. Фрагмент. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Почему же такое пренебрежение главным героем?
Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость “Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает”.
Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.
Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?
2. Фламандские пословицы. 1559 г.
Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
3. Вавилонская башня. 1563 г.
В “Вавилонской башне” невероятным образом сочетается панорамная и миниатюрная живопись.
Детали картины просто поражают. Попробуйте найти вот эти фрагменты среднего плана. Задача для самых терпеливых.
Слева – подъёмный кран 16 века. Справа – часть города позади вавилонской башни. По мосту едет телега, женщины полоскают белье.
А ещё вы можете разглядеть, что вдоль стен полно времянок. Но судя по женским фигуркам и развешенному белью, в них уже переехали семьи рабочих. Это уже скорее похоже на муравейник, нежели на величественную башню.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (деталь). 1863 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Cheger.livejournal.com
Не кажется ли вам ещё странным, что строительство идёт почти на каждом уровне? Казалось бы, нижние уровни должны быть уже достроены, а работы проводиться только наверху.
Но нет, работа кипит везде. Явно люди мало понимают друг друга. Поэтому никак не могут договориться о том, как лучше строить башню.
Но худо-бедно у них получается сохранять целостность здания. И даже жить в нем со своими семьями.
Несмотря на непонимание друг друга, в конечном счёте нам удаётся сохранить наш хрупкий человеческий мир. Весь в заплатах, весь в строительных лесах. Но он продолжает стоять.
4. Охотники на снегу. 1565 г.
Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.
Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.
Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.
Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.
В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.
Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.
Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.
Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.
Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.
5. Крестьянская свадьба. 1568 г.
“Крестьянская свадьба” – одна из самых радостных брейгелевских картин. Именно благодаря таким работам художника часто называют Брейгелем Мужицким.
Кроме него никто больше не изображал крестьян. Только представьте, такая картина была создана, когда писали исключительно богинь и аристократов!
Картина также густонаселена. Однако здесь мы видим гораздо больше уникальных лиц. С индивидуальными чертами. Это уже не карикатуры “Пословиц” и не обобщённые образы, как “Охотники”.
Что ещё необычного вы видите? Вернее не видите? Где жених с невестой?
Невеста в чёрном платье с тонким венком на голове. Она так довольна, что аж глаза прикрыла. А вот жениха найти сложнее.
Предположений много. Мне больше нравится версия, что жених – молодой человек, наполняющий кувшин. Он достаточно молод, хорошо одет. Ещё в те времена было принято на свадьбе прислуживать невесте и ее родственникам. Видимо, этим он и занят.
Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Посмотрите, как он использует цвет. Красная куртка. Белый фартук. Зелёный ковёр. Никаких сложных оттенков и многослойности.
Это удивительно. Ведь Брейгель творил, когда уже складывался маньеризм. Когда вычурность и стилизованность высоко ценились. Брейгель же предпочитал сложные вещи рассказывать простым языком.
6. Притча о слепых. 1568 г.
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
7. Брейгель в России
В России картин Питера Брейгеля Старшего нет. Но у него были замечательные потомки. Его сын Питер скопировал немало картин отца, прежде чем выработать свой стиль. Другой его сын и внуки также стали художниками.
Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 36х56 см. Вторая половина 16 века. Государственный Эрмитаж. Arthistoryproject.com
Оригинал хранится в Швейцарии. Сын не всегда копировал один в один картины отца. Поэтому сравнивать их тоже интересно. Попробуйте.
Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567 г. Собрание Оскара Райнхарда, Винтертур, Швейцария. Wikiart.org
Как и в “Икаре”, вы и в “Поклонении волхвов” не сразу найдёте главных героев. Они затерялись в повседневной рутинной жизни городка.
В левом нижнем углу мы еле различаем Марию с младенцем. Потом видим очередь из волхвов. И двух верблюдов, везущих дары маленькому Иисусу.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель – гениальный художник.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.