Что написал некрасов для детей
Сказки. Рассказы. Стихи
Стихи Н.А. Некрасова. Список стихотворений и биография
Читаем стихотворения Некрасова бесплатно онлайн.
Краткая биография Н.А. Некрасова
Великий русский поэт и издатель Н. А. Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в городе Немиров (современная Украина.) Детские годы Некрасов провел в имении своего отца в Ярославской губернии. В 10 лет поступил в гимназию.
В 17 лет молодой Некрасов поступил в Петербуржский университет и чтобы заработать на обучение начал писать стихи.
С 1847 года по 1866 год поэт руководил популярным журналом «Современник», который основал А.С.Пушкин. В этом журнале печатались многие известные писатели того времени.
В 1868 году Н. А. Некрасов стал редактором журнала — «Отечественные записки», где много печатался сам.
Наибольшую известность поэту Некрасову принесли такие произведения, как роман-поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Русские женщины» и «Мороз, красный нос», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Стихи Некрасова были посвящены в первую очередь жизни и страданиям простого народа. Некрасов впервые использовал в русской поэзии всё богатство народного языка и фольклора.Стихи Некрасова легко читаются и учатся наизусть.
Работая с двумя лучшими журналами своего времени, Некрасов написал и опубликовал массу своих произведений. Среди них – поэмы («Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Саша», «Русские женщины»), стихотворения («Железная дорога», «Рыцарь на час», «Пророк») и множество иных. Некрасов пребывал в зените своей славы.
Биография Некрасова не обошлась без борьбы с критиками. Несмотря на то что они относились к нему неоднозначно, самого Николая крайне расстроил отрицательный отзыв авторитетного Белинского. Дошло даже до того, что Некрасов сам скупил большую часть тиража и уничтожил книги. Однако несколько оставшихся экземпляров позволяли увидеть Некрасова в совершенно непривычном амплуа сочинителя баллад. В дальнейшем он перешёл к иным жанрам и темам.
Поэт Н.А.Некрасов умер в 1878 году в возрасте 56 лет после тяжелой болезни.
__________________________
Стихи Некрасова для детей
Классика русской поэзии Н.А. Некрасова называют прародителем новой литературной речи. Революционный демократ, талантливый поэт и публицист издавал «Современник», возглавлял «Отечественные записки». Стихи Николая Некрасова для детей, как и его поэмы сегодня входят в обязательную школьную программу.
Краткая биография
Некрасов родился в городе Немирове, в ноябре 1821г. в семье жестокого помещика средней руки. В возрасте 11 лет мальчика приняли в гимназию. Маленькому Николеньке учеба никак не давалась, но в этот ранний период жизни он впервые заинтересовался стихами и попробовал их писать.
Деспотичный отец решил, чтобы Николай стал кадровым военным. После того, как сын отказался, он полностью перестал поддерживать его материально. Н.А. Некрасову хотелось осуществить свою мечту и стать литератором. В 1838г. состоялся переезд в Петербург, где он стал посещать лекции на филологическом факультете. Не имея средств к существованию, будущий известный писатель брался за любую работу, давал уроки. Чтобы не умереть голодной смертью, свои стихи Николай Некрасов сочинял под заказ.
Огромное влияние на него оказала встреча с критиком В.Г. Белинским. Когда Некрасову исполнилось 26 лет, он купил издание «Современник», впоследствии сделав его необычайно популярным и влиятельным.
В 1875 г. у поэта обнаружили онкологическое заболевание. Буквально перед смертью был издан его стихотворный цикл «Последние песни», посвященный любимой супруге. Некрасов Н.А. умер в январе 1878 г.
Творчество
Писать Николай Алексеевич пробовал еще, будучи гимназистом. Сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки», потерпевший неудачу, вышел в 1840г. Николай Алексеевич, получивший от В. Жуковского негативные отклики о своей работе, решает отказаться от стихотворчества и занимается прозой. Он издает альманахи, пробует себя в написании небольших повестей и рассказов.
С 1847 по 1866 годы Некрасов был не только редактором, но и издателем популярнейшего журнала «Современник», ставшего центром революционной мысли в России. Одновременно поэт выпускает сборники произведений. Стихи Николая Некрасова для детей принесли автору успех и сделали его известным.
С 1866 по 1876 годы им были написаны «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и «Современники». Произведения Некрасова рассказывают о поистине трудной жизни простого народа, его страданиях. В своих произведениях русский поэт впервые начал гармонично сочетать сатиру с лирикой и элегией. Стихи Николая Некрасова читать нужно всем, без исключения, ведь они представляют огромную ценность для русской литературы.
Русская литература для детей. Учебное пособие. Под редакцией Т.Д.Полозовой.
Раздел IV. Глава 2. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
Глава 2.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878)
Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области поэзии для детей — новый этап в ее развитии. Произведениям Некрасова, адресованным детям, свойственны те же идеи, мотивы и образы, что и всей поэзии истинно народного поэта.
Главная отличительная особенность поэзии Некрасова — демократизм. Подлинный демократизм выразился в обращении поэта к новым читателям из народа и в приверженности к новым героям — крестьянским детям. В большей части адресованных юным читателям произведений Некрасова воссозданы образы ребят из крестьянской среды.
Не бездарна та природа.
Не погиб еще тот край.
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Публикуя в “Современнике” “Железную дорогу” (1864), одно из самых значительных своих произведений о народе, Некрасов в подзаголовке указывает: “(Посвящается детям)”. “Умному Ване” адресует поэт рассказ о тяжести и подвиге народного труда и призывает с надеждой:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
— идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя (“Саша”, “Крестьянские дети”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Дедушка”).
Непосредственно детям адресовано два цикла “Стихотворений, посвященных русским детям”: в 1868 году опубликованы в “Отечественных записках” “Дядюшка Яков”, “Пчелы”, “Генерал Топтыгин”, в 1870—1873 годы вышли “Дедушка Мазай и зайцы”, “Соловьи” и “Накануне Светлого праздника”. Сохранились сведения о совместном с Салтыковым-Щедриным замысле издания книги для детей. Полный сборник стихотворений Некрасова “Русским детям” был выпущен в 1881 году сестрой поэта.
Одно из самых известных и любимых детьми некрасовских стихотворений — “Дедушка Мазай и зайцы” (1870). В нем поэтично показывается многообразие жизни природы. активная включенность в нее человека. У современного читателя это произведение вызывает множество ассоциаций, рождает мысли о гуманном отношении ко всему живому, об ответственности человека за происходящее рядом, о доброте и сердечности.
Стихотворение сюжетно выстроено в духе охотничьих рассказов: сначала автор представляет читателю главного героя — своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охотника. Мазай, каким его характеризует автор, — фигура колоритная:
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
(Видимо, внук — приемыш этого доброго старика.) Вся его жизнь — в лесу, на охоте:
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зайчишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой он не может. И он вытаскивает их из воды, подбирая с уцелевших островков, пеньков, кочек, цепляет багром бревно с десятком “косых”. Самых слабых и больных он даже берет домой, где они “высохли, выспались, плотно наелись”.
Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их: “Не спорьте со мною! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!” Речь его то шутлива, то грубовато-ласкова, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур — зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь. Ууу-х.
“Пчелы” (1867). В половодье разлившаяся не в меру вода затруднила пчелам возвращение в улей. “Тонут работницы, тонут сердечные!” Загоревавшим крестьянам случайный прохожий подсказал, как помочь труженицам-пчелам:
“Вы бы им до суши вехи поставили”. Пчелки быстро оценили “сноровку мудреную: “Так и валят, и валят отдыхать!”
Пришел срок — пчелы отплатили людям за добро. Медом с караваем угощает крестьянин сынишку и велит благодарить прохожего за добрый совет.
Стихотворения Некрасова для’детей дидактичны, наставительны. Это осознанный художественный прием, связанный и с опытом народной педагогики, и с общественно-эстетической позицией поэта. Учительное, просветительное начало отчетливо звучит в стихотворении “Дядюшка Яков” “красные книжки” (изданные в красной обложке), где были помещены поэма “Коробейники”, “Школьник” и другие стихотворения.
На селе появление разносчика-офени — большое событие, настоящий праздник. Так и рисует Некрасов бойкую торговлю дядюшки Якова, его призывные выкрики: “По грушу! По грушу! Купи, сменяй”. Среди “товара всякого” поэта особенно привлекают книжки:
Мальчик-сударик!
Купи букварик!
Отцы почтенны!
По гривне штука —
Деткам наука.
Букварь не пряник,
А почитай-ка,
Букварь не сайка,
А как раскусишь,
Слаще ореха.
Сердобольный дядюшка Яков дарит букварь Феклуше-сиротке и наставляет: “Коли бедна ты, так будь ты умна!” Мысль эта очень важна для Некрасова. Он проводит ее и в стихотворении “Школьник” (1856).
“Генерал Топтыгин” (1867), в основу которого положен забавный анекдотический рассказ о происшествии с медведем. Этот бродячий артист, испугав ямщицких лошадей, мчится по дороге, пугая и веселя честной народ:
Быстро, бешено неслась
Тройка — и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
“Очищай дорогу!
Сам Топтыгин-генерал,
Едет на берлогу!”
Стихотворение вызывает интерес детей живостью и занимательностью рассказа, сочностью, колоритом народной речи.
“Крестьянские дети” (1861). Это небольшое поэтическое произведение — лучшее из написанного Некрасовым о детях, настоящий гимн деревенскому детству. По жанру “Крестьянские дети” — маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой — чувства автора, его воспоминания о своем детстве. Первоначально поэт определял свое произведение как “детская комедия”, но затем, отказался, усилив лирическое, отчасти даже идиллическое его звучание. Оно представляет собой наплыв, цепь сменящих друг друга картин, сцен, эпизодов деревенской детской жизни, соединенных задушевными размышлениями лирического героя.
Сюжетно стихотворение обрамлено рассказом поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьянскими ребятишками. Фоном служит чудная природа как воплощение земной гармонии:
. в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Кричат молодые грачи.
Картины и летней и зимней природы возникают еще не раз, органично вплетаясь в повествование. На фоне солнечного радостного пейзажа возникает
. шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
—
Смешались, как в поле цветы.
Только глаза да детские голоса — так изображает Некрасов своих героев, а читатель может представить, почувствовать индивидуальность, характер почти всех персонажей: один наблюдателен, другой недоверчив, третий, Гриша, осторожен, четвертый смел (“Постоим еще, Гриша”). Дети с любопытством рассматривают барина, комментируют его экипировку, поведение:
И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.
“милых плутов” вызывает маленькое представление, устроенное для них Фингалкой, охотничьим псом (отголосок “детской комедии”).
Центральная часть — воспоминания лирического героя о своем детстве, проведенном среди деревенских приятелей, в грибных набегах, играх, в общении с людьми “рабочего звания”, что сновали без числа по большой дороге. Некрасов с восхищением, нежностью, откровенным любованием рисует образы крестьянских детишек: девочку, что ловит лукошком лошадку, резвого постреленка Ванюшу, обстоятельного Власа.
Характеризуя тот фрагмент поэмы, который часто публикуют под заглавием “Мужичок с ноготок”, К. И. Чуковский писал: “Здесь каждая строчка (буквально каждая!) проникнута той благодушной улыбкой, которая, как бывает только у очень суровых людей, так неотразима и так заразительна, что миллионы читателей — поколение за поколением — сто лет улыбаются снова и снова, встречая этот прелестный рассказ про шестилетнего деревенского труженика”.
К. И. Чуковский обращает внимание на то, что маленький мальчишка идет несвойственной ребенку походкой: он не бредет, не шагает, а “шествует важно, в спокойствии чинном”. Чувство собственного достоинства придает ему осознание себя серьезным работником, помощником отца:
Семья-то большая, да два человека
Чистота детской души, поэзия крестьянского труда, жизнь природы, слитая с детской жизнью, — все это удивительным образом удалось выразить и передать Некрасову в своем маленьком шедевре — поэме “Крестьянские дети”. “Обаянием поэзии детства” согрето все творчество Некрасова, обращенное к юным читателям. Задача педагогов — не разрушить целостного восприятия красочности, многозвучности, гармонии некрасовской поэзии юными читателями.
Подумайте, пожалуйста
1. Каковы основные мотивы поэзии Некрасова, обращенной к детям?
2. В творчестве каких поэтов можно видеть продолжение и развитие некрасовских традиций?
1. Белова В. С. Русская “детская” классика сегодня//Литература в школе. — 1994. — №1. — С. 48—53.
2. Розанова Л. А. О творчестве Некрасова: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — С. 122—178.
3. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. — М., 1971.
Примечания
“Крестьянские дети” Некрасова//“Жизнь и поэзия — одно”: Очерки о русских поэтах XIX—XX вв. — М.: Современник, 1990. — С. 127.
Творчество Н.А. Некрасова для детей
Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области поэзии для детей — новый этап в ее развитии. Произведениям Некрасова, адресованным детям, свойственны те же идеи, мотивы и образы, что и всей его поэзии.
Главная отличительная особенность поэзии Некрасова — демократизм. Подлинный демократизм выразился в обращении поэта к новым читателям из народа и в приверженности к новым героям — крестьянским детям. В большей части адресованных юным читателям произведений Некрасова воссозданы образы ребят из крестьянской среды.
Крестьянские дети для Некрасова — это будущее России:
Не бездарна та природа, Столько добрых, благородных,
Не погиб еще тот край, Сильных любящей душой
Что выводит из народа Посреди тупых, холодных
Столько славных то и знай, — И напыщенных собой!
Публикуя в «Современнике» «Железную дорогу» (1864), одно из самых значительных своих произведений о народе, Некрасов в подзаголовке указывает: «(Посвящается детям)». «Умному Ване» адресует поэт рассказ о тяжести и подвиге народного труда и призывает с надеждой:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Болью и тоской пронизаны строчки стихов, посвященных, детям «города рокового» — Петербурга, жителям петербургских окраин. «Вы зачем тут, несчастные дети?» — восклицает поэт, описав страшную в своей беспросветности картину городской жизни бедняков и их детей. Так, в стихотворении «Плач детей» колесо фабричной машины становится символом беспощадного мира, в котором дети лишены счастливого «ликующего детства и, кажется, забыты даже Богом («бесполезно. молиться»). В родном доме ждет только «забота и нужда», слезы «бледной» матери и единственное желание: «спать».
Тема детства проходит через все творчество Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что оно в его понимании — идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя («Саша», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка»).
Непосредственно детям адресовано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 году опубликованы в «Отечественных записках» «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870—1873 годы вышли «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи» и «Накануне Светлого праздника». Сохранились сведения о совместном с Салтыковым-Щедриным замысле издания книги для детей. Полный сборник стихотворений Некрасова «Русским детям» был выпущен в 1881 году сестрой поэта.
Одно из самых известных и любимых детьми некрасовских стихотворений — «Дедушка Мазай и зайцы»(1870). В нем поэтично показывается многообразие жизни природы, активная включенность в нее человека. У современного читателя это произведение вызывает множество ассоциаций, рождает мысли о гуманном отношении ко всему живому, об ответственности человека за происходящее рядом, о доброте и сердечности.
Стихотворение сюжетно выстроено в духе охотничьих рассказов: сначала автор представляет читателю главного героя — своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охотника. Мазай, каким его характеризует автор, — фигура колоритная:
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
(Видимо, внук — приемыш этого доброго старика.) Вся его жизнь — в лесу, на охоте:
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зайчишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой он не может. И он вытаскивает их из воды, подбирая с уцелевших островков, пеньков, кочек, цепляет багром бревно с десятком «косых». Самых слабых и больных он даже берет домой, где они «высохли, выспались, плотно наелись».
Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их: «Не спорьте со мною! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Речь его то шутлива, то грубовато-ласкова, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:
Прицелюсь — бух! И ляжешь. Ууу-х.
Мысль об ответственности человека за беззащатные, слабые существа, живущие рядом, звучит и в стихотворении-притче «Пчелы» (1867). В половодье разлившаяся не в меру вода затруднила пчелам возвращение в улей. «Тонут работницы, тонут сердечные!» Загоревавшим крестьянам случайный прохожий подсказал, как помочь труженицам-пчелам: «Вы бы им до суши вехи поставили». Пчелки быстро оценили «сноровку мудреную: «Так и валят, и валят отдыхать!»
Пришел срок — пчелы отплатили людям за добро. Медом с караваем угощает крестьянин сынишку и велит благодарить прохожего за добрый совет.
Стихотворения Некрасова для детей дидактичны, наставительны. Это осознанный художественный прием, связанный и с опытом народной педагогики, и с общественно-эстетической позицией поэта. Учительное, просветительное начало отчетливо звучит в стихотворении «Дядюшка Яков»(1867). В нем Некрасов с симпатией поведал о коробейнике-книгоноше. Поэт интересовался трудом офеней, одно время через них распространял в народе свои «красные книжки» (изданные в красной обложке), где были помещены поэма «Коробейники», «Школьник» и другие стихотворения.
На селе появление разносчика-офени — большое событие, настоящий праздник. Так и рисует Некрасов бойкую торговлю дядюшки Якова, его призывные выкрики: «По грушу! По грушу! Купи, сменяй». Среди «товара всякого» поэта особенно привлекают книжки:
Мальчик-сударик! Букварь не пряник,
Купи букварик! А почитай-ка,
Отцы почтенны! Язык прикусишь.
Книжки неценны; Букварь не сайка,
По гривне штука — А как раскусишь,
Деткам наука. Слаще ореха.
Сердобольный дядюшка Яков дарит букварь Феклуше-сиротке и наставляет: «Коли бедна ты, так будь ты умна!» Мысль эта очень важна для Некрасова. Он проводит ее и в стихотворении «Школьник» (1856).
Совсем в ином духе написано стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867), в основу которого положен забавный анекдотический рассказ о происшествии с медведем. Этот бродячий артист, испугав ямщицких лошадей, мчится по дороге, пугая и веселя честной народ:
Быстро, бешено неслась
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
Стихотворение вызывает интерес детей живостью и занимательностью рассказа, сочностью, колоритом народной речи.
«Крестьянские дети» (1861). Это небольшое поэтическое произведение — лучшее из написанного Некрасовым о детях, настоящий гимн деревенскому детству. По жанру «Крестьянские дети» — маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой — чувства автора, его воспоминания о своем детстве. Первоначально поэт определял свое произведение как «детская комедия», но затем отказался, усилив лирическое, отчасти даже идиллическое его звучание. Оно представляет собой наплыв, цепь сменяющих друг друга картин, сцен, эпизодов деревенской детской жизни, соединенных задушевными размышлениями лирического героя.
Сюжетно стихотворение обрамлено рассказом поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьянскими ребятишками. Фоном служит чудная природа как воплощение земной гармонии:
. в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи.
Картины и летней и зимней природы возникают еще не раз, органично вплетаясь в повествование. На фоне солнечного радостного пейзажа возникает
. шепот какой-то. а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.
Только глаза да детские голоса — так изображает Некрасов своих героев, а читатель может представить, почувствовать индивидуальность, характер почти всех персонажей: один наблюдателен, другой недоверчив, третий, Гриша, осторожен, четвертый смел («Постоим еще, Гриша»). Дети с любопытством рассматривают барина, комментируют его экипировку, поведение:
И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.
Подлинный восторг «милых плутов» вызывает маленькое представление, устроенное для них Фингалкой, охотничьим псом (отголосок «детской комедии»).
Центральная часть — воспоминания лирического героя о своем детстве, проведенном среди деревенских приятелей, в грибных набегах, играх, в общении с людьми «рабочего звания», что сновали без числа по большой дороге. Некрасов с восхищением, нежностью, откровенным любованием рисует образы крестьянских детишек: девочку, что ловит лукошком лошадку, резвого постреленка Ванюшу, обстоятельного Власа.
Характеризуя тот фрагмент поэмы, который часто публикуют под заглавием «Мужичок с ноготок», К.И.Чуковский писал: «Здесь каждая строчка (буквально каждая!) проникнута той благодушной улыбкой, которая, как бывает только у очень суровых людей, так неотразима и так заразительна, что миллионы читателей — поколение за поколением — сто лет улыбаются снова и снова, встречая этот прелестный рассказ про шестилетнего деревенского труженика».
К.И.Чуковский обращает внимание на то, что маленький мальчишка идет несвойственной ребенку походкой: он не бредет, не шагает, а «шествует важно, в спокойствии чинном». Чувство собственного достоинства придает ему осознание себя серьезным работником, помощником отца: Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я.
Чистота детской души, поэзия крестьянского труда, жизнь природы, слитая с детской жизнью, — все это удивительным образом удалось выразить и передать Некрасову в своем маленьком шедевре — поэме «Крестьянские дети». «Обаянием поэзии детства» согрето все творчество Некрасова, обращенное к юным читателям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статья «Творчество Н.А.Некрасова в начальной школе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В краю у дедушки Мазая.
У каждого из нас хранятся детские воспоминания. Для кого-то это любимая игрушка, интересный мультфильм, картинка из понравившейся книжки или стихи…
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной. («Саша»)
— Кто написал эти замечательные строки? Вы правы, конечно, Николай Алексеевич Некрасов.
— Что же мы знаем об авторе этих пленительных стихов, о замечательном русском поэте?
Родился он 10 декабря 1821 года в местечке Немирово на Украине. Детство поэта прошло в имении отца в селе Грешнево (теперь село Некрасово) около г. Ярославля. Об этом уголке России, его людях, природе он писал во многих своих произведениях. Милые сердцу картины…
Полем идешь – все цветы да цветы,
В небо глядишь – с голубой высоты
Солнце смеётся… Ликует природа!
Всюду приволье. Покой и свобода… («Саша»)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За истком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок. («Перед дождем»)
… Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей…
Случалось. Тут целые дни пролетали,
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Вот из лесу вышли – навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на поляне лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка – не драка, игра – не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! Обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой.
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой. («Крестьянские дети»)
— С каким чувством поэт говорит о крестьянских детях?
— Какие слова он использует, рассказывая об их играх, забавах, увлечениях?
До шестнадцати лет мальчик воспитывался дома. Он получил хорошее образование, окончив ярославскую гимназию. В 1837 году поступил в Петербургский университет. В следующем году происходит в его жизни важное событие: опубликовали его первое стихотворение «Мысль».
В произведениях Некрасова ярко выделяются темы, связанные с бытом и жизнью русского народа, крестьянства.
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? – «Власом».
— А кой тебе годик? – «Шестой миновал…
Рванул под уздцы и быстрей зашагал… («Крестьянские дети»)
— Так и видишь этого шестилетнего мальчика. Он понимает, что он полезный работник в семье. От того он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Нужно торопиться, работа не ждет. На все вопросы он отвечает грубовато и коротко. И все же поэт любуется им и говорит о нем с доброй улыбкой. Очень уж мил и забавен этот «мужичок с ноготок», считающий себя взрослым крестьянином:
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…
«Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика.» (К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок»)
Но стихотворение наводит и на печальные мысли: нелегко, значит, жилось тогда крестьянам, если даже их малые дети должны были работать вместе со взрослыми!
— Стихотворения, написанные поэтом для детей, чаще всего обращены к крестьянским детям.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
На бок салазки – и Саша в снегу!
Выбьются косы. Растреплется шубка
Снег отряхает. Смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой:
Любит она её смех молодой…
Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились –
Лес зазвенел, застонал, затрещал. («Саша»)
— Вот как много значит у великого поэта каждое, даже незаметное слово!
Николай Алексеевич Некрасов любит Россию, болеет её болями. Давно стал поэтической классикой некрасовский пейзаж:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталыя силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит.
Около леса, кК в мягкой постели,
Выспаться можно. Покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
— В каких словах слышится восхищение поэта осенью?
— Какие сравнения использует поэт?
Лирические, пейзажные стихи Некрасова, их негромкие, унылые звуки останутся вечно родными нашему сердцу.
— Некрасовскую поэзию очень хорошо воспринимают дети.
Не ветер бушует над бором,
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины?
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
— Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?
— Почему автор назвал Мороза воеводой? Расскажите.
— Да, он любил писать для детей. Современным школьникам хорошо известны такие произведения, как «Зеленый шум» (1863), «Железная дорога» (1864), «Пчелы» (1867), «Генерал Топтыгин» (1867), «Дедушка Мазай и зайцы» (1870), «Соловьи» (1870), (Накануне Светлого праздника» (1873) и др. В 1881 г. сестра поэта опубликовала сборник стихотворений «Русским детям».
Детские стихи Некрасова отличает бесконечная ласка, чистота, мягкость. В его детских стихотворениях присутствует любящий человек, согревающий жизнь детям. Нежная мать, баюкающая ребенка, добрая старая няня.
Уют, доброту, сердечное тепло – вот что несет детям поэзия Н.А.Некрасова. Его тихие и грустные стихи легко доходят до сердец малышей.
Маленькие читатели почувствовали это, когда знакомились с произведением «Дедушка Мазай и зайцы».
— В деревне Старые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай.
Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
— Употребление автором народных слов и выражений говорит о том, что Некрасов – мастер языка, очень хорошо знал народный язык.
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка.
Взял я его – тягота невелика!
— А как ярко воспроизводит поэт стремительный бег зайцев, когда дедушка Мазай «к берегу плотно бревно пригнал». Как особенна стихотворная речь!
— Почему поэт меняет ритм стихотворения? Чтобы показать стремительность движения, поэт сокращает стихотворные строки.
— Доброта, заботливое, подлинно человеческое отношение к окружающей природе отражаются в языке произведения.
Я проводил их все тем же советом:
«Не попадайтесь зимой1»
Я их не бью ни весною. Ни летом:
Шкура плохая – линяет косой…»
« Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Он чудесно владел крестьянкой речью, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо», – писал К.И.Чуковский.
Простота и ясность привлекает детей в некрасовской поэзии. Поэт учит детей благородству сердца, доброте, истинной и высокой гражданственности, любви к родной природе. Дети – будущие граждане нашей страны, им беречь и охранять её просторы, её богатства.