Что написал леонардо да винчи картины
Самые известные картины Леонардо да Винчи
Картины Леонардо да Винчи прекрасны и полны загадок. Они доведены до немыслимой степени совершенства, ведь над каждым из своих творений мастер трудился по нескольку лет.
В нашем рейтинге перечислены все величайшие картины Леонардо да Винчи, с фото, названиями и подробной информацией о каждой из них. В список не были включены чертежи изобретений, карикатуры, а также картины, в отношении которых у искусствоведов есть сомнения, что они принадлежат кисти Леонардо. Также не вошли в подборку копии картин, которые не сохранились до наших дней.
18. Витрувианский человек
Витрувианский человек
Годы написания: 1490.
Где находится: Галерея академии, Венеция.
Материалы: бумага, перо, чернила, акварель.
Размеры: 34,3 х 24,5 см.
Если вы скажете, что это не живопись, а рисунок, то будете совершенно правы. Действительно, Витрувианский человек — это рисунок, иллюстрация, сделанная Леонардо к книге великого древнеримского архитектора Марка Витрувия и размещенная в одном из его дневников.
Однако этот рисунок не менее известен, чем картины, перечисленные в нашем списке. Он считается не только произведением искусства, но и научным трудом. И демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела.
После изучения математики и геометрии, в частности, работы Витрувия, жажда знаний Леонардо достигла своего апогея. В «Витрувианском человеке» он применил идею универсальной симметрии, золотого сечения или «божественной пропорции» не только к размеру и форме, но и к весу.
Другие всемирно известные картины Леонардо да Винчи, которые включают принцип золотого сечения — это «Мона Лиза», «Благовещение» и «Тайная вечеря».
17. Мадонна с гвоздикой
Мадонна с гвоздикой
Годы написания: 1478 — 1480.
Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 42 х 67 см.
Многие искусствоведы приписывают эту работу молодому Леонардо, когда он еще служил подмастерьем в живописной мастерской Вероккьо. Существует ряд деталей, поддерживающих эту версию, например, детализация лица Мадонны, рисунок ее волос, пейзаж за окном, а также характерный для итальянского художника мягкий и рассеянный свет.
К сожалению, годы не пощадили картину, а из-за неправильной реставрации поверхность красочного слоя пошла неровностями.
16. Благовещение
Годы написания: 1472 — 1476.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 98 х 217 см.
Именно с «Благовещенья» начался как художник Леонардо да Винчи. Картина эта предположительно создана в соавторстве с Андреа дель Вероккьо, в мастерскую которого он был отдан в возрасте 14 лет от роду. В пользу авторства будущего знаменитого итальянского мастера говорит потрясающая анатомическая точность, характерная для всех работ Леонардо, а также ряд набросков в дошедших до нашего времени дневниках. В пользу авторства другого человека – характер мазков и состав красок, которыми написана Мария; они содержат нехарактерный для да Винчи свинец.
Интересно, что если смотреть на картину стоя прямо перед ней, то заметны некоторые огрехи в анатомии. Например, рука Марии кажется несколько более длинной, чем это характерно для рядовых жителей планеты Земля. Однако если перейти на правую сторону картины и смотреть уже оттуда, то рука Марии волшебным образом укорачивается, сама она становится больше и центр тяжести сюжета переносится на ее фигуру – как и предписано сюжетом. Скорее всего, предположительная неправильность в телосложении – результат тщательно разработанной оптической иллюзии: картина должна была висеть под углом к зрителю.
15. Крещение Христа
Годы написания: 1476
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 177 х 151 см.
И эту работу Леонардо писал в соавторстве со своим учителем. Как утверждает составивший жизнеописание художника Джорджо Вазари, Вероккьо поручил юному подмастерью (на момент написания картины Леонардо исполнилось 24 года) написать фигуру беловолосого ангела в левом углу картины. Учителя настолько впечатлило мастерство ученика, что он, посрамленный, более не занимался живописью.
14. Портрет Джиневры де Бенчи
Портрет Джиневры де Бенчи
Годы написания: 1474 — 1478.
Где находится: Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 38,8 х 36,7 см.
Венок из лавровых и пальмовых ветвей на обороте картины намекает, что изображена на нем женщина непростая. Первый венок указывает на ее поэтические занятия, а второй – что она не чужда милосердию и состраданию. Впечатление это поддерживается строгой и несколько суровой красотой модели, ее бледной алебастровой кожей, и опущенными, словно в раздумье, веками. На интеллектуальные занятия ее указывает и почти полное отсутствие украшений и подчеркнуто скромная одежда. И верно – на картине изображена поэтесса Джиневра де Бенчи.
Манера изображения (особенно растушевка пальцами – Леонардо только начал осваивать эту технику, поэтому красочный слой местами лежит неровно) уже громко говорит о мастерстве творца. Особенно характерное мягкое освещение и ландшафт на заднем фоне, словно окутанный светящейся дымкой.
13. Мадонна Бенуа
Годы написания: 1479 — 1481.
Где находится: Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Материалы: масляная живопись на холсте.
Размеры: 48 х 31,5 см.
«Призрак старухи» с «морщинистой шеей», «раздувшееся тельце» и «беззубая усмешка» — такими нелестными словами картину охарактеризовал американский искусствовед, которому владельцы – семейство Бенуа – поручили установить авторство. Несмотря на все красочные эпитеты, он таки атрибутировал ее, как принадлежащую кисти Леонардо да Винчи – в пользу этого говорит как манера письма, так и присущий художнику мягкий рассеянный свет, непринужденно создающий объем двух фигур.
Одна из символических деталей – крестоцветное растение, намекающее, какая судьба ждет ребенка. Однако ни мать, ни младенец об этом пока не знают. Он беззаботно играет, а она смотрит на него с улыбкой.
12. Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Годы написания: 1479 — 1482.
Где находится: Уффици, Флоренция.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 246 х 243.
Одна из картин великого художника, скульптора, ученого и инженера эпохи Возрождения, к сожалению, осталась незаконченной. Леонардо переехал на место жительства в Милан и возвращаться не собирался. К счастью, заказчики сохранили незавершенную картину. Она отличается нестандартной композицией и богатым символическим значением.
Например, Мария сидит под дубом, который является символом вечности, вдали растет пальма – знак Иерусалима, а развалины языческого храма на горизонте – разрушение языческой религии, которую вытеснило христианство.
11. Святой Иероним в пустыне
Святой Иероним в пустыне
Годы написания: 1480 — 1490.
Где находится: Ватиканская пинакотека.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 103 х 75 см.
Несмотря на то что картина так и осталась незаконченной, на современников она произвела сильное впечатление. В первую очередь это связано с изумительной анатомической точности изображения человеческого тела, которым славился Леонардо.
Картину ожидала сложная судьба – произведение спустя какое-то время было распилено, и доски использовали для самых низменных целей. Утверждается, что часть картины один из любителей искусства нашел в виде крышки от ларя.
10. Мадонна Литта
Годы написания: 1478 — 1482.
Где находится: Эрмитаж.
Материалы: темпера, доска.
Размеры: 42 х 33.
Мастерство великого итальянского художника проявилось в том числе и в деталях, рассказывающих своего рода историю. Например, красное платье женщины снабжено специальными разрезами для кормления, один из которых зашит. Видимо, ею было принято решение, что пора уже прекращать грудное вскармливание. Но один из них в спешке распорот – видны стежки и свисающие концы нити.
9. Мадонна в скалах
Годы написания: 1483 – 1490 и 1495 — 1508.
Где находится: Лувр и Лондонская национальная галерея.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 199 х 122 см
В мире существуют две практически идентичных работы Леонардо с одним и тем же названием. Одна из них находится в Париже, а другая – в Лондоне. Первую версию да Винчи заказали для алтарной створки, причем с четко оговоренным сюжетом. Однако художник, видимо, посчитал, что его талант и умение дают ему право на некоторые вольности. В результате их оказалось так много, что заказчики оплатить работу отказались. Началась многолетняя тяжба, которая, впрочем, завершилась относительно удачно. В церкви стал висеть второй вариант, а первый исчез с искусствоведческих радаров лет эдак на полтораста, пока не обнаружился в сокровищнице французских королей.
Как и многие другие картины Леонардо, эта полна зашифрованных посланий. Цикламен рядом с Иисусом символизирует любовь, примула – добродетель, акант – грядущее воскресение, а зверобой – кровь, пролитую христианскими мучениками. Именно эту картину пытался использовать в качестве иллюстрации своих построений автор нашумевшего «Кода да Винчи», где заявлял, что на самом деле значение традиционного сюжета совсем другое.
8. Портрет музыканта
Годы написания: 1485 — 1487.
Где находится: Амброзианская библиотека, Милан.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 43 х 31.
Единственное портретное изображение мужчины среди знаменитых картин да Винчи. Первоначально искусствоведы полагали, что на картине изображен сам миланский герцог, покровитель и друг Леонардо да Винчи (насколько человек, занимающий такое общественное положение, вообще может быть чьим-то другом). Пока впоследствии не было обнаружено, что юноша сжимает в руках свиток, начинающийся со слов «ангельская песнь». Поэтому картину переименовали в «Портрет музыканта». И ряд искусствоведов делает смелое предположение, что это сам Леонардо, ведь в сферу его интересов музыка тоже входила.
7. Дама с горностаем
Годы написания: 1488 — 1490.
Где находится: музей Чарторыйских, Краков.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 54,8 х 40,3 см.
Хотя авторство гениального итальянского художника порой подвергалось сомнению, в настоящий момент искусствоведы сошлись в мнении: это одна из лучших картин Леонардо да Винчи, если не самая совершенная с живописной точки зрения. Считается, что обожавший загадки и шифры художник в изображении белого зверька на руках у модели зашифровал ее имя. На латыни семейство куньих называется gale, а зовут девушку Цецилия Галлерани.
Снежно-белая шкурка горностая (а на портрете изображен, скорее всего, именно он) – дерзкий вызов несколько сомнительному статусу содержанки миланского герцога. По народным поверьям, этот зверек настолько ценит свой непорочно-белый мех, что готов скорее погибнуть, чем запятнать его грязью.
6. Тайная вечеря
Годы написания: 1495 — 1498.
Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.
Материалы: фреска.
Размеры: 460 x 880 см.
Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.
Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.
Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.
Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.
От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.
5. Прекрасная Ферроньера
Прекрасная Ферроньера
Годы написания: 1493 — 1497.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 62 х 44 см.
С одной из самых известных картин Леонардо да Винчи связана интересная легенда. Когда картина попала во Францию, кто-то из владельцев сделал на ней надпись – «ферроньера». Это таинственное слово (как и несомненная красота женщины) много лет будоражило воображение людей, близких к искусству.
Галантный «историк любви», Ги Бретон, живший уже в наше время, сочинил целую историю. Якобы безымянная красавица была любовницей Франциска Первого, а украшение свое она стала носить, чтобы скрыть синяк, полученный во время ночи с королем.
Скорее всего, на картине Леонардо да Винчи с названием «Прекрасная Ферроньера» изображена Лукреция Кривелли. Она была одной из любовниц покровителя Леонардо, миланского герцога. А название происходит от ее украшения на лбу – ферроньерки.
4. Голова девушки
Годы написания: 1500 — 1505.
Где находится: Национальная галерея, Парма.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 24,6 х 21 см.
Незавершенное изображение молодой женщины с небрежной прической (отсюда другое название картины – La Scapigliata, растрепа) написана в сходной с другими незаконченными работами манере – масляными красками с небольшим добавлением пигмента. Искусствоведы, правда, считают, что контраст между едва намеченными волосами и великолепно выполненным лицом входил в планы художника.
Вероятно, Леонардо вдохновлялся отрывком из античного писателя Плиния Старшего, популярного во времена Возрождения. Тот говорил, что великий художник Апеллес намеренно оставил свое последнее изображение Венеры Косской незавершенным, и что почитатели больше восхищались им, чем другими его работами.
3. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
Годы написания: 1501 — 1517.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 168 х 112 см.
Содержание этой картины глубоко символично, Мария сидит на коленях своей матери Анны и тянется руками к порождению ее лона – младенцу Христу. Ягненок символизирует кротость и грядущую судьбу Спасителя в качестве жертвы за грехи мира.
Современники глубоко оценили живость и естественность выражений лиц всех трех участников сцены – особенно фирменную леонардовскую загадочную полуулыбку, с которой Анна взирает на свое дочь и внука.
2. Мона Лиза (Джоконда)
Годы написания: 1502 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 76,8 х 53.
Пожалуй, сложно найти на земном шаре человека, которому не была бы известна «Джоконда». Это безусловно, самое знаменитое произведение талантливого итальянца. Многие загадки и тайны этой картины Леонардо да Винчи не решены до сих пор:
«Мона Лиза» имела особое значение в жизни художника – не секрет, что порой, увлеченный чем-нибудь новым, он с большой неохотой возвращался к прерванной работе. Однако над «Джокондой» он работал со страстью и увлечением. Почему?
В точности неясно, кто именно изображен на портрете. Была ли это жена торговца дель Джокондо? Или та же женщина, что позировала для «Дамы с горностаем»? Существует даже версия, что в качестве модели для Моны Лизы выступал Салаи – один из подмастерьев художника, изображенный им еще минимум на двух картинах.
Какого цвета изначально было платье Джоконды? Видимо, Леонардо опять экспериментировал с красками, и опять неудачно, так что от первоначального цвета рукавов не осталось ничего. Современники, кстати, восхищались роскошным колоритом картины.
И, наконец, загадочная полуулыбка – улыбается ли она вообще, или это просто иллюзия, умело созданная художником за счет теней в уголках губ?
1. Иоанн Креститель
Годы написания: 1508 — 1516.
Где находится: Лувр, Париж.
Материалы: масляная живопись на доске.
Размеры: 69 х 57 см.
Последняя картина художника, на которой предположительно изображен Салаи – один из подмастерьев художника, по неизвестным причинам пользовавшийся особым расположением Леонардо. Мастер прощал ученику многое. Вплоть до кражи денег за купленный заранее плащ, в который Салаи был задрапирован для «Вакха» — картины, дошедшей до наших дней только в виде копии. Изнеженное лицо, тщательно завитые кудри и особенно нескромная полуулыбка рождала известные сомнения в характере отношений мастера и подмастерья.
Однако по дневникам художника понять что-либо сложно – после обвинений в содомии в юном возрасте он тщательно избегал упоминаний о своей личной жизни где бы то ни было. Оставил по завещанию свое поместье и деньги, кстати, Леонардо тому же Салаи и еще одному своему помощнику.
Туринский автопортрет Leonardo da Vinci
Leonardo da Vinci – туринский автопортрет
Годы написания: после 1512 года.
Где находится: Королевская библиотека, Турин.
Материалы: сангина, бумага.
Размеры: 33,3 х 21,6 см.
Считается автопортретом художника, нарисованным в 60-летнем возрасте. Портрет выполнен палочкой для рисования из каолина и оксидов железа, именно поэтому картина имеет желтоватый оттенок. В настоящее время не выставляется по причине хрупкости.
Вокруг авторства популярной работы всё ещё идут споры, не смотря на то, что штриховка идёт слева направо, как и было привычно Леонардо, однако некоторые искусствоведы считают её подделкой. По некоторым данным, во время рентгеновской съемки, под изображением старца была найдена живопись, датированная предположительно XVII веком.
Самая дорогая картина Леонардо да Винчи в частной коллекции: Спаситель мира
В том, что автором этой картины был именно Леонардо да Винчи многие искусствоведы сомневаются. По этой причине она не вошла в наш основной список. Однако «Спаситель мира», без сомнений, является одним из самых дорогих произведений искусства в истории.
На аукционе Christie’s в ноябре 2017 года полотно было продано за впечатляющую сумму в 400 миллионов долларов. Теперь оно хранится в частной коллекции одного из саудовских принцев и, возможно, будет выставляться в отделении Лувра в этой стране.
Леонардо
да Винчи
Леонардо да Винчи ( итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, Винчи, Италия — 2 мая 1519, Амбуаз, Франция ) — итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый и изобретатель, продуктивный период творчества которого пришелся на Высокое Возрождение. Общепризнанный гений, считающийся одним из величайших художников всех времен. Леонардо да Винчи, кроме прочего, считается изобретателем парашюта,вертолета и танка. Созданные им живописные образы за несколько веков превратились в культурные иконы, бесконечно цитируемые и пародируемые. Достаточно вспомнить такие картины Леонардо да Винчи, как «Леда», «Спаситель мира» и прекрасная «Мона Лиза» — уникальные, узнаваемые, написанные с величайшим мастерством. Шедевры мастера, столь же притягательные и загадочные, как и много веков назад, всегда будут вызывать интерес самой широкой аудитории: от ценителей искусства до историков и ученых.
Особенности творчества художника Леонардо да Винчи : все созданные им портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Да Винчи всю жизнь интересовался устройством человеческого тела и потратил много лет на изучение этой области науки. Кроме того, в числе изобретений Леонардо да Винчи — живописный прием сфумато: с помощью нанесения тончайших слоев краски достигается эффект «дымчастости» изображения, смягчения очертаний фигур и предметов. Споры о подобной технике письма до сих пор не утихают. Есть мнение, что подобный потрясающий эффект на картинах Леонардо да Винчи — подтверждение того, что он, как и многие другие художники Ренессанса, использовал для работы различные оптические приспособления. Даже если это и так, данное предположение нисколько не умаляет заслуг автора, а только подтверждает его высочайшее мастерство, широту взглядов и многогранность таланта.
Известные картины Леонардо да Винчи : «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек». Знамениты во всем мире работа «Иоанн Креститель», написанная живописцем на склоне лет, «Портрет Жиневры де Бенчи» и автопортрет мастера, датируемый 1514-1516 годами. Кроме картин, отдельного внимания заслуживают многочисленные эскизы и чертежи Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки художника, поражающие своей точностью, входят в Королевскую коллекцию королевы Британии Елизаветы II, которая располагается в данный момент в Виндзорском замке.
«Человек эпохи Возрождения», «универсальный гений» — именно так биографы чаще всего описывают Леонардо да Винчи. Его таланты и области интересов были столь многочисленными и разнообразными, что в их соседство в одном-единственном человеке сложно поверить. Однако Леонардо был человеком поистине уникальным.
Интересные факты о Леонардо да Винчи
Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку. С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.
Однако неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем. Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным. Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.
Да Винчи довольно резко высказывался в адрес людей, употреблявших в пищу мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным уживалась в характере живописца с любопытством и стремлением получить как можно больше новых знаний и умений. На своих картинах Леонардо да Винчи старался как можно более точно изобразить любой объект, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая постичь тайны анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. Так он поступал и с животными: вероятно, поэтому на его полотнах они выглядят очень живо. Мускулы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость меха изображены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Яркий пример такого произведения мастера — конная статуя в Корте Веккио, модель которой была уничтожена в XV веке и реконструирована по рисункам художника в конце XX века.
Многочисленные таланты да Винчи в конце концов привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Вероккьо. Здесь юноша учился самостоятельно изготавливать кисти и растирать краски, постигал основы анатомии и принципы изображения человеческих фигур. Кроме того, в мастерской Вероккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в разнообразных ремеслах, обучился ювелирному делу и резьбе по камню и дереву. В конце концов Вероккьо стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах. Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Вероккьо после окончания работы над «Крещением Христа» не написал больше ни одной картины, поскольку ученик его превзошел.
Скромный гений
Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей (1, 2, 3, 4), включая подводную лодку, и экспериментировал с чертежами летательных аппаратов (1, 2).
В знаменитом письме, адресованном Герцогу Миланскому Лодовико Сфорца(предположительно, написанном в начале 1480-х), рассказывая о своих талантах будущему герцогу, мастер делает упор на свои способности в качестве военного инженера. Письмо начинается так: « Изучив и проверив достаточное количество экспериментов, проведенных теми, кто называет себя экспертами и изобретателями военных машин, и обнаружив, что их машины почти не отличаются от уже существующих, я имею смелость, без намерения причинить кому-либо вред, обратиться к Вашему Сиятельству, чтобы раскрыть вам мои секреты и продемонстрировать, к вашему удовольствию, вещи, коротко перечисленные ниже ».
Далее в десяти коротких абзацах Леонардо да Винчи перечисляет, чем он может послужить герцогу. В числе прочего он пишет, что может строить мосты, туннели, крепости и « конструировать осадные орудия и мортиры, одновременно красивые и практичные, полностью отличающиеся от используемых ныне ». Поразительно то, что о своих художественных талантах гений очень скромно упоминает только в самом последнем абзаце: « В мирные времена, полагаю, я тоже мог бы служить вашему удовольствию, будь то архитектура, а именно — строительство публичных или частных зданий, или перенос воды с одного места на другое. Я могу создавать скульптуры из мрамора, бронзы и терракоты. Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других ».
Чем же была вызвана такая скромность? Дело в том, что в Средние века художников считали не более чем умелыми ремесленниками, и такое отношение к ним сохранялось и большую часть Раннего Возрождения. И лишь во времена Высокого Возрождения люди искусства стали особой кастой интеллектуалов, вхожих в высшие слои общества. На протяжении десятилетий художники настаивали на том, что их труд должен считаться интеллектуальным, поскольку головой они работают в той же мере, что и руками. Для того, чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, живописцам приходилось становиться исследователями и изучать человеческую анатомию, математику, геометрию и линейную перспективу.
Исследователь и анатом
Интерес к человеческой анатомии Леонардо да Винчи начал проявлять в конце 1480-х,когда он был придворным художником Лодовико Сфорца, правителя Милана. На первой странице нового манускрипта, известного сейчас под названием «Анатомический манускрипт В» мастер поставил дату «Второй день апреля 1489». На его 44 страницах Леонардо да Винчи сделал несколько точных и изящных рисунков карандашом человеческого черепа (1, 2, 3). Однако в те годы у мастера было слишком мало доступа к анатомическим материалам, которые он мог бы изучать. Поэтому на некоторое время он переключился на другие проекты: огромный конный монумент отца Лодовико Сфорца, украшение комнат в замке герцога и, конечно, «Тайную вечерю».
Вернуться к изучению анатомии художника Леонардо да Винчи побудила работа над фреской «Битва при Ангиари» (1, 2, 3). Для того, чтобы достоверно изобразить динамичные фигуры всадников, мастеру требовалось досконально исследовать работу мускулатуры (1, 2, 3). К началу 1500-х он уже был настолько влиятельной фигурой, что ему позволялось самому проводить вскрытия: чаще всего ему для этого предоставляли тела казненных преступников (всего он провел около 30 вскрытий). Можно сказать, что с этого момента да Винчи из художника, интересующегося наукой, превратился в ученого с художественными талантами.
Несмотря на то, что Леонардо был далеко не единственным художником эпохи Возрождения, изучавшим человеческую анатомию, его интерес к этой области науки был гораздо более глубоким. В последние годы жизни мастер был по-настоящему одержим работой и строением сердечных клапанов. Он создал стеклянную модель аортального клапана, через которую пропускал воду с семенами и наблюдал за движением жидкости, фиксируя особенности работы клапана. Мастер создал эту модель в 1513 году, а после него подобные исследования начнут проводиться лишь в ХХ веке.
К сожалению, Леонардо да Винчи так и не удалось опубликовать ни одно из своих анатомических исследований. После смерти художника в 1519 году около 6500 страниц из его трактатов рассредоточились по всей Европе. К 1690 году почти все известные анатомические зарисовки да Винчи были собраны в британской Королевской коллекции, однако никто не придавал им особого значения и не публиковал их вплоть до конца XIX века. Поэтому огромное количество исследований и открытий, совершенных мастером за несколько столетий до этого, так и не вошли в историю науки.
Любимец короля
В 1513 году, после долгих лет переездов между Миланом и Флоренцией, Леонардо да Винчи оказывается в Риме. Покровитель художника Джулиано Медичи и брат новоизбранного Папы Льва Х предоставил ему комнаты в Бельведерском дворце в Ватикане. Медичи финансово поддерживал Леонардо да Винчи, но не делал ему никаких серьезных заказов, в то время как остальные известные художники и скульпторы того времени переживали настоящий подъем творческой активности. В 1515 году французы снова захватили Милан, и мастер получил от короля Франциска I необычный заказ: ему предстояло сконструировать фигуру механического льва, который мог ходить, а в его груди открывалась камера, заполненная лилиями. Восхищенный мастерством, король Франциск предложил ему место «Главного художника, инженера и архитектора короля».
64-летний Леонардо да Винчи вместе со своим лучшим учеником Франческо Мельци переехал во Францию и поселился в замке Клу (сейчас — Кло-Люсе), неподалеку от летней резиденции короля в Амбуазе. Здесь художник провел последние три года жизни. Он делал зарисовки для придворных праздников, но в остальном король Франциск, обходившийся с Леонардо скорее как с почетным гостем, предоставил ему полную свободу действий. За годы, проведенные во Франции, да Винчи практически не писал картин, занимаясь по большей части переработкой и редактированием своих научных исследований, трактатов о живописи и анатомии.
Мастер умер в Клу 2 мая 1519 года. Согласно биографии художника, написанной Вазари,король Франциск в последний час находился рядом с Леонардо да Винчи и держал его голову в своих руках. « Божественнейшая же его душа, осознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля… » — пишет Вазари. Спустя около 20 лет после смерти гения Бенвенуто Челлини рассказывал о беседе с королем Франциском, в которой правитель Франции отзывался о своем любимом художнике так: « Не рождался еще в мире человек, который знал бы о живописи, скульптуре и архитектуре, сколько знал Леонардо… »
Финальной загадкой, оставленной Леонардо да Винчи последующим поколениям, стало его последнее пристанище. Известно, что он был похоронен при церкви Сен-Флорентен неподалеку от замка Клу. Однако церковь была разрушена во время Французской Революции, а в начале XIX века ее окончательно сравняли с землей. Поэтому место, где покоится величайший художник всех времен Леонардо да Винчи, остается тайной по сей день.