Что написал карамзин в сентиментализме
Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм
Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм
Проза Н. М. Карамзина явилась важной вехой в развитии русской литературы: он был главой русского дворянского сентиментализма и предромантизма. В отличие от сентиментально-реалистической литературы, представителем которой был А. Н. Радищев, творчество Н. М. Карамзина носило сентиментально-романтический характер.
Русский сентиментализм зародился в семидесятые годы XYIII века во время крушения идеологии классицизма в связи с социальной ситуацией и шедшим с Запада воздействием. Русский сентиментализм унаследовал с одной стороны активные, радикальные элементы, а с другой – аполитичный, идиллический характер, который был свойствен русскому дворянскому сентиментализму – новому направлению в литературе XYIII века.
Русский сентиментализм создавал «не только Карамзин и даже не впервые Карамзин, хотя именно в его творчестве оно кристаллизовалось с наибольшей законченностью. Новое течение было настолько органическим и естественным проявлением судьбы русской дворянской интеллигенции в последнюю четверть XYIII в., что оно возникало в сознании ряда писателей как новая задача литературы. Оно вызревало, начиная с 70-х годов, в творчестве М. Н. Муравьева, Н. А. Львова, Нелединского-Мелецкого, затем у И. И. Дмитриева, Карамзина, Капниста, Хованского»… (Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999, стр. 263).
Творчество писателя Н. М. Карамзин рассматривает прежде всего как отражение души писателя, его «зеркало души» (о чем он пишет в своей критической работе «Что нужно автору?») Поэтому проза Карамзина носит предромантический, субъективно-лирический характер; в ней постоянно присутствует «я» автора.
Идея личности занимает центральное место в прозе Карамзина. Ему была чужда воинствующая гражданственность и стремление передать действительность. Его тема – это сам человек, с его чувствами и переживаниями, человек со своей психологией и внутренним неповторимым миром. Хотя Карамзин во внимании к эмоциональной жизни героя имел своих предшественников, он был первым, кто показал психологические переживания человека в качестве процесса. В этом плане наиболее характерна своего рода психологическая зарисовка «Чувствительный и холодный. Два характера».
Карамзин считает нелепым утверждать, что «обстоятельства и случаи воспитания… дают характер человеку» и убежден, что «Одна природа творит и дает». (Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, Издательство «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 740). В этом стремлении отрицать роль социального аспекта в формировании личности и человеческой души (известное «Ибо и крестьянки любить умеют!») и в убежденности в том, что важна сама натура («Гони природу в дверь: она влетит в окно!») заключается «сентиментальность» Карамзина. Его проза – это произведения о чувствах, в которых большое внимание уделяется характеру героя и его соответствию событиям, которые случаются в повседневной, обыденной жизни с обычными людьми. Это было свойственно литературе сентиментализма.
«Исподволь, с разных сторон подготовлявшееся, с опорой на соответствующие западноевропейские образцы, новое большое литературное направление – сентиментализм – окончательно оформляется в 90-е годы XYIII века, оттесняя назад классицизм и в боях с ним победоносно выходя на первый план новой русской литературы…
… Общее направление в изменении содержания литературы сентиментализма по сравнению с классицизмом – ее тематики, сюжетики,
3
Но кто, о сердце! Может
Противиться тебе?
Речь идет о том, что чувства людей вкладываются в них природой и что они не всегда совместимы с добродетельностью. Эта повесть глубоко лирична и пропущена через душевное состояние рассказчика, который имеет желание убежать от действительности: «от вьюг и метелей – укроемся в тихом кабинете своем».
Лиризм и субъективизм остались навсегда творческой манерой Карамзина, сентименталиста-романтика.
Еще более лирична маленькая повесть «Сиерра-Морена», являющаяся по своему характеру не повествованием, а лирическими записками «человека, перенесшего трагическое несчастье, но уже сумевшего в какой-то мере победить себя, отчасти изжить свое горе, сумевшего если не обрести душевное равновесие, то, во всяком случае, выйти из состояния отчаяния и погрузиться в холодное равнодушие». (Вступительная статья Беркова и Макогоненко, Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 39).
В этой повести звучит та же мысль, что и в других повестях Карамзина: «Можно сражаться с сердцем долго и упорно, но кто победит его?» Для современников Карамзина «Сиерра-Морена» была интересна не только лиричностью языка, стремительно развивающимся сюжетом, неожиданной развязкой, необычным названием… В этой повести была предпринята попытка объяснить смену душевных состояний человека, прошедшего путь от большого личного счастья до великого горя; в ней было стремление объяснить психологию героя.
русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград, стр. 531).
Список использованной литературы:
1. Н. М. Карамзин, избранные сочинения, два тома, «Художественная литература», Москва- Ленинград, 1964;
2. «Русская литература XYIII – начала XIX века в общественно-культурном контексте», Ленинград, «НАУКА», Ленинградское отделение, 1983;
3. «Русская литература XYIII – XIX веков», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995;
4. П. Н. Берков, «История русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград;
5. Д. Благой, «От Кантемира до наших дней», Москва, «Художественная литература», 1979, том первый;
6. Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999.
Главой русского сентиментализма справедливо признается Николай Михайлович Карамзин (1766—1826). В его творчестве наиболее ярко и полно проявились основные черты нового направления, со всеми его достоинствами и слабыми сторонами.
Карамзин выступал как поэт, прозаик, публицист, литературный и театральный критик, издатель и, наконец, как автор многотомной «Истории государства Российского». Он смело вынес на суд читательской публики произведения, в которых отступления от прежних канонов и правил имели принципиальный характер.
«Нравственное образование» Карамзин получил в кругу участников масонского Дружеского литературного общества: Н. И. Новикова, А. М. Кутузова, И. П. Тургенева, А. А. Петрова. Их литературные интересы и эстетические принципы оказали существенное влияние на все дальнейшее творчество писателя, который, однако, скоро проявил самостоятельность и независимость.
Настоящей литературной школой для Карамзина было участие в качестве сотрудника, а затем и редактора журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Здесь появились и первые оригинальные сочинения начинающего писателя: этюд «Прогулка», повесть «Евгений и Юлия».
В многочисленных рецензиях на русские и иностранные книги и спектакли, в своих собственных сочинениях и примечаниях от издателя к произведениям других авторов Карамзин развил основные эстетические принципы сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Для писателя-сентименталиста понятие «чувствительность» очень емко; это качество присуще и Шекспиру, и Руссо, и Ричардсону, и Стерну, и Томсону, и Гете. «Чувствительный» автор, по Карамзину, способен глубоко проникать во «внутреннего человека» и своим изображением страстей «трогать сердце». Это качество предполагало также способность к сопереживанию. Искренность чувства и «чистый естественный вкус» становятся для писателя главнейшими критериями при определении ценности литературного произведения.
Личность автора — благородного и чувствительного человека, писателя-сентименталиста — неизменно присутствует в произведениях Карамзина. В этом отношении особенно примечательны «Письма русского путешественника» (первая часть напечатана в 1791 г.), явившиеся итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 по сентябрь 1790 г.) и надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.
Карамзин побывал в Германии, Швейцарии, в Париже и Лондоне. Его «Письма» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни западноевропейских стран, описание их исторических и художественных достопримечательностей. Карамзин приехал на Запад не как чужой ему человек — он с юношеских лет хорошо знал культуру, литературу, памятники искусства западноевропейских стран — и теперь получил возможность проверить сложившиеся у него впечатления. Рассказывая о встречах и беседах со знаменитыми людьми Запада, Карамзин дает их любовно написанные яркие портреты (Кант, Гердер, Виланд, швейцарский натурфилософ Боннет и др.), он охотно знакомит читателя с красотами тех мест, где ему довелось быть. При этом Карамзин-путешественник стремится передать читателю чувства, возникавшие у него под влиянием увиденного и накладывавшие на его душу свой отпечаток; анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев, оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно — пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»
«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791—1792), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.
В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792), с восторгом принятая современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая судьба соблазненной молодым дворянином чистой душой девушки из крестьянской среды. Поэтический образ Лизы обрисован Карамзиным как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотвержения. Писатель стремится тонкими штрихами передать постепенное развитие в ее душе чувства любви к Эрасту, возрастание этого чувства от робкой привязанности до пылкой страсти. Сложнее характер Эраста. Не злодей и не коварный соблазнитель, Эраст — человек умный и добрый, но ветреный и малодушный. «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Душевная красота Лизы и ее чистая любовь оказали на Эраста, привыкшего к «презрительному сладострастию», на минуту облагораживающее воздействие. Но хватило этого воздействия ненадолго, так как по самой своей природе Эраст не способен к сильному и глубокому чувству. Рассказывая о последнем свидании Лизы и Эраста и о его трусливой попытке откупиться от Лизы ста рублями, которые он кладет ей в карман, выпроваживая из своего кабинета, автор пишет: «Сердце мое обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его, — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Эраст «был до конца жизни своей несчастлив», узнав о гибели Лизы, бросившейся в пруд, и считал себя ее убийцей. Осуждая героя, автор оправдывает его несовершенством человеческой природы, мечтает о примирении Лизы и Эраста за гробом.
Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего или бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка — все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете): окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.
В заключение нужно сказать, что русская проза сентиментализма окончательно развилась и оформилась в 1790-е гг., когда публиковались прозаические сочинения Карамзина, который и возглавил новое литературное направление под названием сентиментализм.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав
Николай Михайлович Карамзин: биография, семья, творчество, память
Николай Михайлович Карамзин, несомненно, является выдающейся личностью, а его творчество уже несколько сотен лет не теряет своей актуальности, задает вечные вопросы и отвечает на них: кто мы в этом мире и куда идем, каков путь нашей страны?
Его жизненная позиция, личные качества и сейчас могут быть отличным примером патриотизма, любви и стремления к знаниям и научным изысканиям. В статье будут освещены основные аспекты биографии Карамзина, его жизненного и творческого пути.
Детство и юность
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе Михайловка, близ города Симбирска. Его отец, Михаил Егорович Карамзин, был помещиком среднего достатка, отставным капитаном. Мать Николай Карамзин потерял совсем рано.
До 12 лет мальчик рос в родительской усадьбе и учился в дворянском пансионе в Симбирске. С ранних лет он увлекался чтением.
В 1778 году Карамзин отправился обучаться в Москву, в пансион профессора Московского университета Шадена, который в то время считался одним из лучших в столице.
В 1783 году Николай Карамзин служил в Преображенском полку, но вскоре ушел в отставку и вернулся на малую родину в Симбирск. И именно там произошло одно из поворотных событий его юности – вступление в масонскую ложу. В дальнейшем это помогло сблизиться ему с такими людьми, как Иван Тургенев, Николай Новиков и другие. Круг общения оказал очень большое влияние на его дальнейшую творческую жизнь, именно там он вырос нравственно, начал вести свою просветительскую деятельность.
Семейная жизнь
Личная история и биография Карамзина очень непростая. В 1801 году писатель женился на своей давней возлюбленной Елизавете Ивановне Протасовой. Она была образованной девушкой, интересной собеседницей для писателя.
Через год у них родилась дочь Софья. Но, к сожалению, супруге не хватило здоровья пережить роды. Именно образ любимой жены лег в основу образа героини «Бедной Лизы».
Через некоторое время Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Вторая жена родила ему девять детей. Трое умерли в совсем юном возрасте, а сын Николай ушел из жизни в 16 лет.
Судьба других детей сложилась достаточно интересно.
Дочь Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, а их сын Владимир стал знаменитым публицистом.
Сын Владимир, любимец и гордость отца, построил головокружительную карьеру и стал сенатором. Личная жизнь тоже сложилась весьма удачно, он женился на генеральской дочке Александре Дука.
Дочка Елизавета стала фрейлиной и была, как и отец, высоконравственной и великодушной особой. Сам Лев Николаевич Толстой считал ее примером для многих.
Карамзин – основоположник сентиментализма в России
Сентиментализм как новое литературное направление стало появляться в России в конце 18-го века. Его основоположником смело можно считать Николая Михайловича Карамзина. Впервые в русской литературе главными героями произведений становятся обычные люди с их судьбами, мыслями, переживаниями.
Герои Карамзина так сильно отличались от воспетых героев классицизма, что тронули читателя до самого сердца. Появились произведения без острой драмы, очень проникновенные и честные. Такими стали и персонажи знаменитой повести Карамзина «Бедная Лиза».
Чувственный и простой слог писателя, «язык сердца», только усилил чувство привязанности у читателя. В дальнейшем его манеру письма стали перенимать многие, развивая новое направление в литературе – русский сентиментализм.
Лирика Николая Карамзина
В поэзию Карамзин тоже привнес «свежий ветер». В его стихотворениях появились нотки предромантизма, хотя в целом это сентиментальная поэзия.
В своем произведении «Поэзия» Николай Михайлович впервые выразил мысли о ее новом назначении и новых задачах. В отличие от произведений классицистов, где был государственный посыл, у Карамзина поэзия имеет личную, интимную направленность.
Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.
Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.
В своей лирике Карамзин впервые воспевает красоту русской природы. В его произведениях «Волга», «Осень» звучат переплетения состояния природы с человеческими чувствами.
Новаторским решением стала и рифмовка Карамзина. Как правило, она не упорядочена и создает особую атмосферу непринужденности и легкости. Не случайно Николая Михайловича считают родоначальником «легкой поэзии».
Путешествие в Европу
В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.
Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.
Начало издательской деятельности. «Московский журнал»
Вдохновленный и воодушевленный Карамзин по прибытии на Родину стал издавать «Московский журнал». Этот ежемесячный журнал быстро стал популярным и имел большой резонанс в обществе. В 1791-1792 гг. было издано 8 частей.
Пожалуй, это первое литературное издание в России, которое имеет сентиментальное направление. Содержание журнала отвечало основной цели – воспитание сердца и души.
Изображение реальной жизни русского народа, окружающей действительности – основное содержание издания. Но тут не найти сатиры, строгой морали, обличения и разоблачения жизненных проблем. Умение увидеть трогательное в нашей повседневности, светло мыслить и смотреть в будущее, идеалистические суждения – вот основные мысли, доносимые до читателя.
Новаторская повесть
Чтобы понять великое наследие писателя, пожалуй, стоит остановиться подробнее на его «Бедной Лизе». Она вызвала такой ажиотаж и успех, что начались даже массовые поездки к местам событий, описанным в произведении.
Эта небольшая повесть вывела русскую литературу на новый европейский уровень. Простым и понятным персонажам повести теперь можно было сопереживать, подобно известным героям Гете и Руссо. В произведении новаторство буквально во всем.
В «Бедной Лизе» Карамзин вывел на арену образ очень милого читателю рассказчика, который искренне сопереживает героям и заинтересован в их судьбах. Это человек сердечный, открытый душой, который сразу располагает к себе читателя. Все это выдержано в лучших традициях сентиментализма и так необычно для русской литературы.
Пейзаж играет особую роль в произведении и становится отражением состояния души героев. Это тоже стало художественным открытием Николая Карамзина.
Карамзин же наглядно показал, что такие строгие рамки только тормозят развитие литературы. Создание простого и понятного, но при этом дворянского языка вызвало настоящий фурор. Стало понятно, что именно такой язык сможет вытеснить французский из обихода и отстоять самобытность русского слова. Так Карамзин смело замахнулся на настоящую языковую реформу в России.
Увлечение историей России
В это же время, в начале 1790-х гг., Николая Карамзина сильно увлекла история России. Им были прочитаны множество летописных памятников, исторических сочинений и других трудов.
В «Историческом похвальном слове Екатерине Второй» Карамзин выразил все свои мысли о сути и судьбе монархии в России.
Не случайно в 1803 году император Александр Первый даст Карамзину звание историографа. После его смерти этот титул больше не назначался. Для него стали открыты все необходимые архивы и библиотеки.
Такое увлечение историей было основано на великой любви к Родине, патриотизме и глубокой нравственности писателя Карамзина.
«Вестник Европы»
В 1802 году Карамзин стал редактором журнала «Вестник Европы», основанного И. В. Поповым. «Вестник Европы» был первым общественно-политическим и литературно-художественным периодическим изданием в нашей стране.
На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.
При Николае Михайловиче издание имело четкое разделение на два раздела: «политика» и «литература и смесь». Выделение исторических и политический моментов в отдельный раздел, большая заинтересованность в них большого объема населения, установление особой связи с читателями стали настоящим достижением просветительской деятельности Карамзина. Преподносились политические события в нем очень доступно, живо и увлекательно. Именно это сыграло основную роль в бешеной популярности журнала.
Говорить о Николае Михайловиче Карамзине как историке и его необъятном вкладе в русскую культуру можно очень много. Но особого внимания заслуживает труд всей его жизни – «История государства Российского». На протяжении 22 лет писатель занимался созданием этого великого национального достояния.
Он не только сделал историю доступной для широкой образованной публики, но и сформировал историческое самосознание нации на долгие десятилетия. Впрочем, и в наше время произведение не теряет своей значимости и актуальности.
К сожалению, этот труд так и не был закончен Карамзиным, но все равно оставил огромный след и стал великим наследием русской культуры. Последний 12-й том вышел уже после смерти Карамзина, освещая события Смутного времени.
Важно отметить также то, что это произведение было не только рассчитано на отечественного читателя, но и предназначалось иностранцам в качестве знакомства с историей России. Книги были переведены на семь иностранных языков.
Окончание жизненного пути и память
22 мая 1826 года Россию всколыхнула новость о смерти великого историка и писателя. В официальной биографии Карамзина указано, что причиной смерти стала обычная простуда.
Но предполагается, что настоящая причина глубже. Николай Карамзин очень тяжело переживал декабрьские события на Сенатской площади. Для него, как для человека, искренне радеющего за судьбу страны и монархии, 1825 год стал тяжелым ударом, который сильно подорвал его психологическое состояние и здоровье.
В 1845 году был установлен памятник писателю там, где родился Карамзин Николай Михайлович, в Симбирске. Он был выполнен в духе классицизма. На основании памятника Николаю Карамзину установлена статуя музы истории Клио. Правой рукой она держит скрижали «Истории государства Российского», а левой – трубу, которая символизирует прославление русской истории.
В пьедестале установлен бюст Карамзина, читающего отрывок из «Истории…» Александру Первому.
Сентиментализм в произведениях Карамзина
Содержание огромной художественной работы Карамзина. Сентиментализм как литературное направление. Большое значение карамзинских повестей в развитии русской повествовательной прозе. Изучение содержания повести «Бедная Лиза» и драмы «Острова Борнгольма».
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.08.2013 |
Размер файла | 27,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Сентиментализм как литературное направление
2. Повести Карамзина
Список использованной литературы
карамзин сентиментализм литературный повесть
Исключается, таким образом, из общего процесса развития литературы как раз та часть наследия Карамзина (критика, публицистика и «История государства Российского»), которая активно участвовала в литературном движении первой четверти XIX столетия. Вслед за давней традицией наша наука, даже говоря о деятельности Карамзина в XIX веке, до сих пор рассматривает его лишь как главу школы, которая принесла в литературу тему человека и создала язык для раскрытия жизни сердца, то есть настойчиво натягивает на плечи зрелого Карамзина заячий тулупчик юношеского сентиментализма.
Сентиментализм, передовое, вдохновленное просветительской идеологией искусство, утверждался и побеждал в Англии, Франции и Германии во второй половине XVIII века. Просвещение как идеология, выражающая не только буржуазные идеи, но, в конечном счете, отстаивающая интересы широких народных масс, принесло новый взгляд на человека и обстоятельства его жизни, на место личности в обществе. Сентиментализм, превознося человека, сосредоточивал главное внимание на изображении душевных движений, глубоко раскрывал мир нравственной жизни. Но это не значит, что писателей-сентименталистов не интересует внешний мир, что они не видит связи и зависимости человека от нравов и обычаев общества, в котором он живет. Просветительская идеология, определяя существо художественного метода сентиментализма, открыла новому направлению не только идею личности, но и зависимость ее от обстоятельств.
1. Сентиментализм как литературное направление
Именно эти-то черты европейского сентиментализма и позволили русскому дворянству перенять и освоить его философию. Развивая слабые, прежде всего, стороны нового направления, то, что ограничивало объективную его революционность, группа писателей в условиях реакции после поражений крестьянской войны 1773-1775 годов утвердила сентиментализм в России. Идейно-эстетическое перевооружение дворянства осуществлялось уже в 70-е и 80-е годы М. Херасковым, М. Муравьевым, А. Кутузовым, А. Петровым. В 90-е годы сентиментализм стал господствующим направлением дворянской литературы, а школу возглавил Карамзин.
Но в конкретно-исторических условиях русской жизни 1790-х годов, в пору, когда важной потребностью времени была потребность в глубоком раскрытии внутреннего мира личности, в понимании «языка сердца», в умении говорить на этом языке, деятельность Карамзина-художника имела большое значение, оказала серьезное и глубокое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Историческая заслуга Карамзина в том и состояла, что он сумел удовлетворить эту потребность. Как политический консерватизм ни ослаблял силу художественного метода нового искусства, все же Карамзин и писатели его школы обновили литературу, принесли новые темы, создали новые жанры, выработали особый слог, реформировали литературный язык.
Не менее значительную роль среди произведений Карамзина, помещенных в «Московском журнале», играли его повести на современные темы («Лиодор», «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»), а также историческая повесть «Наталья, боярская дочь», драматический отрывок «София», сказки, стихотворения.
2. Повести Карамзина
Карамзинские повести имели особенно большое значение в развитии русской повествовательной прозы. В них Карамзин оказался крупным новатором: вместо обработки традиционных старых сюжетов, взятых из античной мифологии или из древней истории, вместо создания новых вариантов уже приевшихся читателям «восточных повестей» то утопического, то сатирического содержания, Карамзин стал писать произведения в основном о современности, об обыкновенных, даже «простых» людях вроде «поселянки» Лизы, крестьянина Фрола Силина. В большей части этих произведений автор присутствует в качестве рассказчика или действующего лица, и это опять-таки было новшеством, это создавало у читателей если не уверенность в том, что им сообщают о действительном событии, то, по крайней мере, впечатление о реальности повествуемых фактов.
Наибольший успех выпал на долю повести «Бедная Лиза».
Карамзинская Лиза рано лишилась отца и стала единственной опорой престарелой вдовы. Это обстоятельство еще более усугубляет вину Эраста, легкомыслие которого приводит к гибели не только Лизы, но и ее матери.
Сильное впечатление производило на читателей точное указание места, где происходили описываемые события, вплоть до Симонова пруда, переименованного в дальнейшем в Лизин пруд. Наивные читатели того времени, уставшие от условных героев и столь же условной обстановки классицистической литературы, с жадным любопытством встретили все реалии карамзинской повести, придававшие сюжету почти документальное правдоподобие.
Повесть «Наталья, боярская дочь» важна не только тем, что в ней, как уже отмечалось выше, обычным во времена Екатерины в дворянских семьях нарушениям семейной верности противопоставлена «старинная добродетельная любовь».
«Наталью, боярскую дочь» Карамзин назвал «былью или историей». Былью, напомним, он называл и «Бедную Лизу». Для него и после него на долгие годы в русской литературе слово «быль» сделалось термином-определением повествовательного жанра с невыдуманным сюжетом и постепенно вытеснило старый термин «справедливая повесть», «истинная повесть» и т. д. Трудно предположить, что, называя ряд своих повестей былями, Карамзин прибегал в данном случае к литературному приему, с целью возбудить у читателей особый интерес к своим произведениям.
Для читателей Карамзина, заявлявшего в «Письмах русского путешественника», что надо чувствовать себя, прежде всего, человеком и затем уже русским, были, вероятно, несколько неожиданными слова автора, что он любит «сии времена», «когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили так, как думали». В этих словах звучал незавуалированный упрек современникам в том, что они перестали быть самими собой, быть русскими, что они говорят не то, что думают, стыдятся своего исторического прошлого, в котором гармонически сочеталось «национальное» и «общечеловеческое» и в котором есть чему доучиться. Сюжетно «Наталья, боярская дочь» построена так, что в ней «общечеловеческая» проблема получала «национальное», «русское» решение. Этим самым писатель снова, но уже на историческом материале, показывал, что в художественном, поэтическом отношении русская действительность и история не уступают действительности и истории европейских народов.
«Сиерра-Морена» стоит несколько особняком среди прозаических произведений Карамзина, напоминая по стилю экзотические повести немецких писателей «Бури и натиска» и в то же время, предвосхищая Марлинского за тридцать лет до появления последнего в печати. При всей своей необычности для тогдашней русской литературы, начиная с заглавия, красочности пейзажа, лирической взволнованности языка, стремительности и неожиданности развития фабулы, непривычной для современных Карамзину русских читателей «бурнопламенности» страстей. «Сиерра-Морена» интересна не только этими своими сторонами, но и настойчивым стремлением автора изобразить быструю, неподготовленную, хотя и обоснованную фактами, смену душевных состояний героя, желанием раскрыть психологию человека, перенесшего тяжелую личную драму, свергнутого с вершин счастья в бездну горя и отчаяния.
После появления первых произведений Карамзина развитие сентиментальной повести идет в нескольких направлениях. Лучшими ее образцами становятся те, в которых счастью героев мешают непреодолимые общественные условия: произвол помещиков и представителей власти, фанатизм церковников и т. п. Столь острому конфликту соответствует, как правило, трагический финал. Это свидетельствует о том, что авторы прекрасно понимали серьезность препятствий, с которыми сталкивались герои, и не утешали читателей благополучной развязкой. В этом несомненное достоинство этих произведений.
Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения образованного человека. Литературным героям сочувствовали, как реальным людям, подражали им, поклонялись местам, где они якобы жили.
В целом сентиментальное воспитание принесло немало хорошего. Люди, получившие его, научились лучше видеть и больше ценить самые незначительные подробности окружающей жизни, прислушиваться к каждому движению своей души. Герой сентиментальных произведений и человек, ими воспитанный, близки к природе, воспринимают себя как ее порождение, любуются ею самой, а не тем, как люди ее переделали. Расширились границы восприятия искусства.
Однако собственно художественные открытия Карамзина не были оценены по заслугам. Эпоха сентиментальных увлечений скоро прошла, сами эти увлечения стали высмеивать. Чувства карамзинских героев и соответственно его произведения теперь казались пресными, приторными. Лишь сейчас становится ясно, что именно Карамзин, обнаружив противоречивость идеала чувствительности, открыл пути для русской психологической прозы 19 столетия.
Список используемой литературы