Что написал дюма отец
Биография
Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas; 24 июля 1802, Вилле-Котре — 5 декабря 1870) — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.
Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.
Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил стать драматургом. Он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле в канцелярии при герцоге Орлеанском. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.
Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре.
Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был свойственен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен.
Дюма как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.
В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри.
В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. В 1847 году им был построен замок около Порт-Марли, названный Монте-Кристо.
В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетер», в которой печатал свои «Мемуары», выпустил романы «Парижские могикане», «Братья Иегу». В 1858—1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой.
Дюма провёл год в России (1858—1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москву, Царицын, Астрахань, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России.
В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.
Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.
Александр Дюма
Фото Все
Видео Все
«История жизни».Александр Дюма
А. Дюма. «Граф Монте-Кристо» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
ТРИ ДЮМА: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ.
Александр Дюма — биография
Александр Дюма – известный писатель, драматург, журналист. Самый читаемый французский автор в жанре приключенческого романа. Наибольшую популярность принесли ему две книги – «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера».
Классик авантюрного романа Александр Дюма. Культовая фигура мировой литературы, имя, знакомое практически каждому землянину. Он отличался невероятной творческой плодовитостью и благосклонностью дам. Его сопровождал успех и постоянные долги, из которых писатель периодически вылезал, чтобы снова попасть в долговую яму. Современники Дюма говорили, что он не человек, а сила природы. Биография писателя только недавно стала пристально изучаться учеными. Нужно отметить, что о нем ходило много легенд и домыслов, гораздо больше, чем правды. Дюма предстает в совершенно неожиданном образе. Кроме своих литературных талантов, он был известным экономистом, историком, публицистом, политологом и даже кулинаром.
Детство и юность
Родился Александр Дюма 24 июля 1802 года в городе Виллер-Котре на севере Франции. Отца звали Том Дюма, маму – Мария-Луиза Лабурэ. Том служил у Наполеона Бонапарта, и кроме службы их связывала крепкая дружба. Так продолжалось до тех пор, пока Дюма в точности исполнял все приказы Бонапарта. Но стоило ему только высказать свое отрицательное мнение по поводу ввода французских войск в Египет, как дружба распалась.
Наполеон не мог терпеть критику даже со стороны своих соратников, поэтому отомстил генералу Дюма за вольнодумство. В 1801-м Том оказался в плену, и Бонапарт даже пальцем не пошевелил, чтобы попытаться освободить его. На протяжении двух лет над Дюма издевались в плену, и только после этого отпустили взамен на генерала Мака.
Александр Дюма в молодости
Два года плена не прошли даром. Том вернулся в сильном измождении, здоровье мужчины сильно пошатнулось. У него диагностировали рак желудка, он оглох и ослеп на один глаз. Дни его были сочтены, в 1806-м Том Дюма скончался. Его семья попала в немилость к императору, осталась без денег и почестей.
Поэтому детские годы будущего классика прошли достаточно печально, нищета и разруха преследовали семейство Дюма. Мама всеми силами пыталась добиться для него государственной стипендии, чтобы мальчик мог пойти на учебу в лицей. Сама учила сына писать и читать, сестра дала ему первые уроки танцев.
Судьба оказалась благосклонна к юному дарованию, он начал учиться в колледже аббата Грегуара. В этом учебном заведении его научили каллиграфии и латыни.
После завершения учебы Александр нашел себе работу в нотариальной конторе, куда его приняли обычным клерком. Появился стабильный доход, но работа молодого человека не радовала. Ему надоело выполнять скучные поручения, бесконечно ворошить кипы бумаг. Дюма собрал свои вещички и махнул в Париж. Устроиться в столице Франции ему помог бывший соратник отца. Парня взяли в качестве писца к герцогу Орлеанскому (будущему королю Луи Филиппу).
Александр быстро нашел друзей среди местных литераторов, и сделал первую пробу пера. В 1829-м он издал свою пьесу под названием «Генрих III и его двор». Ее тут же поставили, и к Дюма пришел первый успех. Спустя три года на сцене театра «Порт-Сен-Мартен» состоялась премьера спектакля «Нельская башня». В зале не было ни одного свободного места. Всего за полтора года состоялась премьера семи постановок.
Биография Дюма складывалась не только из сочинения пьес, он имел активную гражданскую позицию, принимал непосредственное участие в общественной жизни. Под его руководством проводились раскопки Помпеи, он участвовал в Великой июльской революции 1830 года, когда его даже «похоронили». В то время население подняло очередной бунт, газеты написали, что Александр расстрелян. Но это не соответствовало действительности. Друзья посоветовали писателю оставить Францию, и по их рекомендации он оказался в Швейцарии. Там талантливый драматург продолжал заниматься подготовкой очерка «Галлия и Франция».
Литература
К театру Дюма относился так же, как к женщинам. Вначале он испытывал пылкую страсть, постепенно переходящую в полное безразличие. Когда ему удалось покорить сцену, он полностью отдался литературе – театр его больше не интересовал.
Дебют Дюма как писателя состоялся в 1838-м. Все началось с романа-фельетона под названием «Шевалье д’Арманталь», опубликованного в одной из газет. Главным требованием к произведению было наличие увлекательной интриги, сильных страстей, стремительности развития событий. К тому же, главы размещались так, что каждая следующая была интереснее предыдущей, держала читателей в напряжении, не давая расслабиться до конца произведения.
Почти никому неизвестно, что настоящим автором этого произведения был никому не известный начинающий писатель Огюст Маке. Дюма просто доработал его роман, он приобрел литературный блеск. Под произведением стояла только одна фамилия – Дюма, но не от того, что Александр присвоил себе чужой труд – так потребовал заказчик, уверенный, что именно это имя обеспечит роману триумф.
На протяжении четырех лет Александр и его «коллега» написали десять произведений, ставших мировыми бестселлерами – «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Королева Марго», «Виконт де Бражелон», «Кавалера де ла Мэзон Руж», «Двадцать лет спустя», «Жозеф Бальзам», «Графиня де Монсоро», «Две Дианы», «Сорок пять».
Александр Дюма
Александр Дюма часто отправлялся в путешествия по Европе, очень хотел побывать в России. В 1840-м он выпустил свой новый роман, получивший название «Учитель фехтования», о декабристе Анненкове. Цензура запретила произведение на территории России, но его тайком провезли и читали даже высокопоставленные чиновники. Оказывается, что даже императрица Александра Федоровна, обычно послушная и безропотная, тайком от супруга познакомилась с этим скандальным шедевром.
После смерти Николая I, автор приключенческих романов смог приехать в Российскую империю. Дюма был очень удивлен, когда узнал, что в России читают французскую литературу вообще, и его произведения в частности. Во время путешествия по стране, он посетил Москву, Петербург, Астрахань, познакомился с Калмыкией и Кавказом. После этого написал свои «Путевые заметки», пользующиеся невероятным успехом у французов.
Кроме своих литературно-публицистических талантов, Дюма отличался и кулинарными способностями. В его произведениях часто встречаются подробные описания приготовления кулинарных шедевров.
В 1870-м писатель закончил рукопись, в которой собрал восемьсот новелл на кулинарную тематику. Он назвал ее «Большой кулинарный словарь», но не дожил до выхода этой книги из печати. Ее издали в 1873-м, когда писателя уже не было в живых. Спустя некоторое время напечатали и сокращенную копию этой книги, получившую название «Малый кулинарный словарь». Нельзя сказать, что увлечение кулинарией сделало из писателя чревоугодника или гурмана. Нет, он просто вел здоровый образ жизни, никогда не пил кофе и алкоголь, не курил.
Личная жизнь
Современники писателя считали, что самую большую страсть он испытывает к фехтованию, охоте, архитектуре. Да, он любил эти занятия, но не они вызывали у него душевный трепет. Самой большой страстью Дюма были дамы. Амурные похождения известного литератора не раз становились легендами, обрастали пикантными подробностями и становились достоянием общественности.
Историй, в которых фигурировали жены и любовницы темпераментного писателя, было очень много, но одна превзошла всяческие фантазии.
Александр Дюма и Ида Феррье
В те годы спутницей жизни Александра была актриса Ида Феррье, очень легкомысленная особа. Она жила в квартире на втором этаже, Александр в трех комнатах на пятом.
Однажды Дюма был приглашен на бал в Тюильри, куда и отправился один. По дороге ему не повезло, незадачливый писатель поскользнулся, и завалился прямо в грязную лужу. Естественно, на бал он не попал, и вернулся домой через час, после того, как ушел. Он ругался, нервничал, кричал на жену. Но потом успокоился и остался работать в комнате Иды.
Эту ночь известный писатель провел в одной постели со своим новым приятелем. Утром, после того, как все встали, Дюма подвел любовника к супруге, положил его руку на ее интимное место и предложил мириться по примеру древних римлян, на публичном месте.
Первый раз писатель серьезно влюбился в портниху Лор Лабе, которая была его соседкой по дому, расположенному на площади Итальянцев. Несмотря на то, что она была старше его на восемь лет, девушка пала под чарами настойчивого обольстителя. 27 июля 1824 года у них родился сын Александр, который пошел по стопам отца и стал не менее популярным писателем. Многим хорошо знаком его роман «Дама с камелиями». Александр признал своего сына только через 7 лет после рождения.
Дюма-отец встретил свою бывшую возлюбленную 26 мая 1864-го, в мэрии, где проходила свадьба их сына и княгини Надежды Нарышкиной. Александр-младший предложил престарелым родителям тоже пожениться, но они не откликнулись на его пожелание. Лор Лабе только сказала, что Дюма опоздал на целых сорок лет.
Биографы Дюма провели сложный подсчет, и оказалось, что личную жизнь Дюма скрашивали почти пятьсот любовниц. Сам литератор любил повторять, что менял любовниц, как перчатки, так как им двигало человеколюбие. Если бы он остановил свой выбор на одной даме, то ее хватило бы ровно на неделю.
Смерть
Прославленного писателя не стало 5 декабря 1870 года, он умер от инсульта. Местом упокоения Александра Дюма стал Невиль-де-Полле. После того, как закончилась война, Дюма-сын перезахоронил остатки прославленного отца в Виллер-Котре, где покоятся его родители.
Спустя некоторое время биографы писателя начали выдвигать различные сенсационные гипотезы по поводу личности Дюма. Одна из них гласит, что французский писатель и русский поэт Пушкин, это одно и то же лицо.
Памятник Александру Дюма
В работах некоторых исследователей есть факты, которые заставляют сомневаться в том, что Дюма умер.
Действительно, Дюма и Пушкин внешне очень похожи, к тому же в их биографиях есть немало неизученных страниц. Однако никаких официальных заявлений по этому поводу никогда не поступало.
Память
Книги Александра Дюма-отца продолжают переиздаваться и сейчас. В издательском доме «Азбука» в 2016-м году вышел роман «Три мушкетера», спустя год еще один – «Граф Монте-Кристо».
Имя писателя носят улицы и площади. В Париже, на площади Мальзерба есть огромная глыба из гранита, на которой установлен бронзовый памятник улыбающемуся Дюма.
Известные произведения
Ссылки
Александр Дюма (отец)
Александр Дюма родился 24 июля 1802 года в Виллер-Котре.
Бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити, поэтому Дюма считался квартероном (так называли человека, у которого один предок во втором поколении (дед, бабка) принадлежал к негроидной расе, то есть потомок мулатного и белого родителей).
Его детство и юность прошли в родном городе Виллер-Котре в департаменте Эна. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом.
Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Лёвеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.
Александр Дюма (отец) в молодости
На одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при «Комеди Франсез» барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене «Комеди Франсез».
За два месяца он написал пьесу в пяти актах «Генрих III и его двор». Актёры «Комеди Франсез» после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор попросили принять её к постановке вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма. Публика из третьего сословия восприняла спектакль как развенчание авторитета монархии.
Далее Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. Среди них: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».
Пьесы молодого Дюма, принёсшие ему славу в годы запоздалого вторжения романтизма на парижскую сцену, не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой, владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы. Однако ещё при жизни автора пьесы вышли из моды и перестали ставиться.
Летом 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри. С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе Национальной гвардии.
В 1830-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская». Исторической основой послужили записки Фруассара, «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.
Во второй четверти XIX века драмы Дюма успешно ставились за рубежом. Так, петербургские премьеры обычно следовали за парижскими с промежутком всего в несколько месяцев.
В конце 1830-х годах французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с малоизвестным литератором Огюстом Маке и под его влиянием Дюма решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа, в котором реалии минувших эпох служат фоном для приключений героев. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс. Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва». Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ле Сьекль» скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье. » был подписан обоими авторами выступил редактор газеты, поэтому роман вышел как произведение Дюма. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем.
В 1840-е и 1850-е годы Дюма работал в бешеном темпе. Поскольку платили ему построчно, каждый день из-под его пера выходило около 24 тысяч букв или 500 строк свежего текста. Новые главы появлялись по мере публикации предшествующих. Иногда у него в работе находилось одновременно несколько романов, которые печатались конкурирующими изданиями. Он писал не только о вещах относительно правдоподобных, но и откровенно фантастических (как, например, об оборотнях).
Плодовитость Дюма вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть и многочисленных врагов. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мирекура «Фабрика романов «Торговый дом Александр Дюма и Ко»», где автор не только обвинял Дюма в том, что он безжалостно эксплуатирует литературных негров, но и коснулся его частной жизни. Дюма подал на Мирекура в суд и выиграл процесс, однако ему не удалось пресечь распространение порочащих его слухов. В связи с выходом памфлета он просил Маке написать письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма.
Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке.
Помимо Маке, свои услуги предлагали Дюма маркиз де Шервиль и другие нуждающиеся литераторы. Так, «Две Дианы» и (частично) «Асканио» вышли из-под пера мало кому известного Поля Мёриса. Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, продолжает оставаться предметом дискуссий. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетёров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма.
Дюма много зарабатывал, но много и тратил, чтобы вести роскошный образ жизни. В 1847 году им была отстроена усадьба (шато) около Порт-Марли, названная Монте-Кристо. Издавал журналы и создал собственный Исторический театр (оба эти предприятия закончились неудачно).
После переворота 1851 года оказался в опале, от кредиторов бежал в Брюссель, где начал писать мемуары, которые по своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.
Во время борьбы за объединение Италии Дюма провёл три года в этой стране, где издавал газету Indipendente; поддерживал дружеские отношения с Гарибальди, его собратом по масонской ложе.
Путешествие по России
По предложению графа Кушелева писатель совершил в 1858-1859 годах поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга вниз по Волге до Астрахани и дальше на Кавказ.
Во время пребывания Дюма на Кавказе во Франции распространились слухи о его смерти, что стало известно ему в Баку из петербургских газет. Свою «преждевременную смерть» он опровергнул посредством письма своему знакомому поэту и романисту Жозефу Мери. В юмористической форме о кавказских приключениях писателя и местном гостеприимстве рассказывается в советском фильме 1979 года «Дюма на Кавказе», где главную роль исполнил Карлис Себрис.
Вернувшись через год в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и уже с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». Материалы газеты легли в основу книги «Кавказ», которая была издана в 1859 году в Париже, в 1861 году на русском языке в Тифлисе («Путевые впечатления. В России»), в 1862 году на английском языке в Нью-Йорке. Помимо столицы, в книге описываются достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москва, Царицын, Астрахань, Закавказье.
В новом французском издании «Путешествие на Кавказ» (Le voyage au Caucase, 2002) впервые напечатаны чёрно-белые иллюстрации сопровождавшего А. Дюма в его путешествии Жан-Пьера Муане и князя Г. Гагарина.
Смерть Александра Дюма
На площади генерала Катру в 17-м округе Парижа в 1883 году был установлен памятник писателю работы Густава Доре.
Личная жизнь Александра Дюма:
В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье, продолжая при этом быть в связи со многими другими женщинами (Белль Крельсамер, от которой он официально имел дочь Мари Александрин, Селестой Скриванек, Луизой Бодуэн, Анной Бауэр, Беатрис Пьерсон). Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен.
Александр Дюма сын (Alexandre Dumas fils) стал известным французским драматургом и прозаиком.
В 1831 году, Дюма-отец решил признать ребёнка. Акт об усыновлении от 17 марта 1831 года вызвал ожесточенное сопротивление Катрины Лабе, не желавшей отдавать сына. 21 апреля 1831 года Катрина попыталась официально усыновить Александра, но её решение не имело силы, так как отец имел право первенства. Она некоторое время безуспешно сопротивлялась решению суда. Однако в итоге семилетнему Александру Дюма-сыну пришлось оставить мать, после чего он оказался в пансионе.
В 1832 году Катрина Лабе открывает так называемый «кабинет для чтения» на улице Мишодьер, некое подобие уютного читального зала, на которые в разгар романтизма была мода. Средства на создание зала дал Дюма-отец. На этом его непосредственная помощь Катрине Лабе закончилась.
Повзрослевший Александр сохранил привязанность к матери и испытывал к ней большую любовь, чем к отцу. После успеха «Дамы с камелиями» и последующего за ним признания и материального благополучия молодой драматург оставался заботливым сыном и поселил мать в Нёйи. По отзывам Александра Дюма сына, она была «простой, прямой, честной, работящей, преданной и порядочной во всех своих побуждениях». Уже в зрелые годы Дюма-младший, испытывая симпатию к обоим родителям, не оставлял надежды соединить, а может, даже наконец и поженить их. Последняя попытка пришлась на 26 мая 1864 года, когда Катрина Лабе и Дюма-отец встретились в мэрии на его бракосочетании с Надеждой Нарышкиной. Дюма-сын стремился примирить престарелых родителей, но успеха так и не добился. Дюма-отец не возражал против этого предложения. Однако на этот раз уже Катрина отказала своему бывшему любовнику, сославшись на возраст и непригодность выполнять роль служанки.
Библиография Александра Дюма:
Граф Монте-Кристо (Le comte de Monte Cristo; 1844-1846; роман)
Трилогия о мушкетерах (La Trilogie des Mousquetaires)
Три мушкетера (Les Trois Mousquetaires; 1844; роман);
Двадцать лет спустя (Vingt ans après; 1845; роман);
Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя (Le Vicomte de Bragelonne, ou Dix ans plus tard; 1847-1850; роман)
Трилогия о Генрихе Наваррском (Трилогия о Валуа)
Королева Марго (La Reine Margot; 1845; роман);
Графиня де Монсоро (La Dame de Monsoreau; 1846; роман);
Сорок пять (Les Quarante-Cinq; 1847; роман)
Время Регентства (Régence)
Шевалье д’Арманталь (Le Chevalier d’Harmental; 1841-1842; роман);
Дочь Регента (Une fille du régent; 1844; роман)
Записки врача (Mémoires d’un médecin)
Шевалье де Мезон-Руж (Le Chevalier de Maison-Rouge; 1845–1846; роман);
Жозеф Бальзамо (Записки врача) (Joseph Balsamo; 1846-1848; роман);
Ожерелье королевы (Le Collier de la Reine; 1849-1850; роман);
Анж Питу (Ange Pitou; 1851; роман);
Графиня де Шарни (La Comtesse de Charny; 1852-1856; роман)
Асканио (Ascanio ou l’Orfèvre du roi; 1843; роман);
Две Дианы «Les Deux Diane; 1846; роман);
Предсказание (L’Horoscope; примерно 1858 или 1854; роман)
Соратники Иегу (Les Compagnons de Jéhu)
Соратники Иегу (Тайный заговор) (Les Compagnons de Jéhu; 1857; роман);
Белые и синие (Les Blancs et les Bleus; 1867; роман);
Шевалье де Сент-Эрмин (Le Chevalier de Sainte-Hermine; 1869)
Волонтер девяносто второго года (René d’Argonne, René Besson: un témoin de la Révolution) роман;
Волчицы из Машкуля (Les Louve de Machecouls; 1858; роман);
Красная роза (1831; повесть)
Капитан Ришар (Le Capitaine Richard; 1854; роман)
Царствования Филиппа VI и Эдуарда III Английского (Règnes de Philippe VI et d’Édouard III d’Angleterre)
Графиня Салисбюри (Графиня Солсбери) (La Comtesse de Salisbury; 1836; роман);
Эдуард III (Édouard III; 1836; роман)
Роман о Неаполитанской революции 1798-1800 гг.
Луиза Сан-Феличе (La San-Felice; 1863-1865; роман-эпопея)
Савойский дом (La Maison de Savoie)
Паж герцога Савойского (Le page du duc de Savoie; 1852; роман);
Царица Сладострастия (La Dame de Volupté; 1855; роман);
Две королевы (Les Deux Reines; 1864; роман);
Виктор Амадей III (De Victor Amédée III à Charles Albert; 1856; роман)
Парижские могикане (Les Mohicans de Paris) роман-эпопея
Исаак Лакедем» (Isaac Laquedem) роман-эпопея
Сир де Жиак (Le Sire de Gyac)
Правая рука кавалера де Жиака (Пьер де Жиак, La Main droite du Sire de Giac: 1425-1426; 1836; рассказ)
Робин Гуд (Robin Hood)
Изабелла Баварская (Chroniques de France: Isabel de Bavière; 1835; роман);
Приключения Лидерика (Aventures de Lydéric, grand-forestier de Flandre; 1842; повесть);
Бастард де Молеон (Le Bâtard de Mauléon; 1846; роман)
О современности автора
Галлия и Франция (Gaule et France) (1833; очерк);
Жанна д’ Арк (Жанна девственница)» (Jeanne la pucelle, 1429-1431) (1842; очерк);
Карл Смелый (Charles le Téméraire) (1857; очерк);
Дорога в Варенн (La Route de Varennes) (1858; очерк);
Драма 93-го года» очерк (1858);
Наполеон (Бонапарт) (Napoléon) (1839; очерк);
Последний король французов: очерк;
Цезарь: очерк;
Медичи (Les Médicis) (1845; очерк);
Стюарты (Les Stuarts) (1840; очерк);
Гарибальдийцы (Mémoires de Garibaldi) (1862; очерк);
Регентство: очерк
Великие люди в домашнем халате
Генрих IV (Henri IV) (1855) очерк;
Людовик XIII и Ришелье (Louis XIII et Richelieu) (1856) очерк;
Людовик XIV и его век (Louis XIV et son siècle) (1844) очерк;
Людовик XV и его двор (Louis XV et sa cour) (1849) очерк;
Людовик XVI и революция: очерк
Преступление и наказание
Адская бездна («Le trou de l’enfer») роман (1850);
Бог располагает («Dieu dispose») роман (1851)
Сотворение и искупление
Таинственный доктор («Le Docteur mystérieux») (1870) роман;
Дочь маркиза («La Fille du Marquis») (1870) роман
«Знаменитые преступления» (Les Crimes célèbres, 1839-1841)
«Ванинка» (Vaninka) повесть;
«Иоанна Неаполитанская» или «Жанна Неаполитанская» (Jeanne de Naples) повесть;
«Семейство Ченчи» ( Les Cenci) (1839) повесть;
«Карл Людвиг Занд» ( Karl Ludwig Sand) (1839) повесть;
«Мюрат» (Murat) (1838) рассказ;
«Мария Стюарт» ( Marie Stuart) повесть;
«Семейство Борджа» (Les Borgia) повесть;
«Железная маска» (L’homme au masque de fer) (1841) повесть;
«Дёрю» (Derues) повесть;
«Маркиза де Бренвилье» (La marquise de Brinvilliers) (1839) повесть;
«Маркиза де Ганж» (La marquise de Ganges) повесть;
«Юрбен Грандье» (Urbain Grandier) повесть;
«Кровопролитие на юге» (Massacres du Midi) повесть;
«Графиня де Сен-Жеран» (La comtesse de Saint-Géran) повесть;
«Низида» (Nisida) повесть;
«Мартен Герр» (Martin Guerre) повесть;
«Али-паша» (Ali Pacha) (1841) повесть;
«Вдова Константен» (La Constantin) (1841) повесть
«Тысяча и один призрак» (Les Mille et Un Fantômes)
«День в Фонтене-о-Роз (Тысяча и один призрак)» (Les Mille-et-un fantômes: Une Journeé à Fontenay-aux-Roses) (1849) повесть;
«Джентльмены Сьерры-Морены и чудесная история дона Бернардо де Суньиги (Дон Бернардо де Суньига)» (Les Gentilshommes de la Sierra-Morena) (1849) новелла;
«Женщина с бархаткой на шее (Мертвая голова)» (La Femme au collier de velours) (1850) повесть;
«Завещание господина де Шовелена» (Le Testament de Monsieur Chauvelin) (1849) повесть;
«Обед у Россини, или два студента из Болоньи» (Un Dîner chez Rossini (Les deux étudiants de Bologne) (1849) рассказ
«Драмы на море» (Les Drames de la mer)
«Бонтеку» (Bontekoe))1852) рассказ;
«Приключения капитана Мариона» (Le Capitaine Marion) (1852) рассказ;
«Кент» (Le Kent) (1852) рассказ;
«Юнона» (La Junon) (1852) рассказ
«Записки полицейского (Записки полицейского, или Девять уголовных следствий)» (Stories of a Detective) (1859)
«Жестокосердный Джексон» рассказ;
«Мономания» рассказ;
«X, Y, Z» рассказ;
«Двойняшки» рассказ;
«Невинно осужденный» рассказ;
«Вдова» рассказ;
«Мэри Кингсфорд» рассказ;
«Ловкие мошенники» рассказ;
«Ловля» рассказ
«Воспоминания Антони» (Souvenirs d’Antony) (1835-1844)
«Керубино и Челестини (Калабрийские бандиты)» (Cherubino et Celestini) (1833) повесть;
«Кучер кабриолета» (Le Cocher de Cabriolet) (1831) рассказ;
«Красная роза (Невеста республиканца)» (La Rose Rouge) (1831) повесть;
«Бал-маскарад (Маскарад)» (Un Bal masqué) (1833) рассказ;
«Жак I и Жак II. Фрагменты истории» (Jacques I et Jacques II. Fragmens Historiques) (1835) повесть;
«Бернар» (Bernard) (1842) рассказ;
«Кюре Шамбар» (Le Curé de Chambard) (1844) рассказ
«Пракседа» (Praxède) (1841)
«Пракседа» (Praxède) (1841) рассказ;
«Педро Жестокий» (Pierre le Cruel) (1839) рассказ;
«Дон Мартин ди Фрейташ (Верность до гроба)» (Don Martin de Freytas) (1839) повесть
«Современные новеллы» (Nouvelles contemporaines) (1826)
Лоретта, или Свидание (Laurette (Le Rendez-vous)) (1826) рассказ;
Бланш де Больё, или Вандейка (Blanche de Beaulieu, ou La Vendéene) (1826) рассказ;
Мари (Marie) (1826) рассказ
Рассказы, не вошедшие в циклы или в сборники
«Елена» рассказ;
«Карл Великий» (Chronique de Charlemagne) (1842) рассказ;
«Пипин Короткий» (Chronique de Roi Pépin) (1842) рассказ;
Невероятная история (Histoire d’un mort racontée par lui-même (Invraisemblance)) (1844) рассказ;
Ловля сетями (La Pêche aux filets) (1845) рассказ;
Эрминия (Амазонка) (Herminie (Une Amazone)) (1845) рассказ;
Шкаф красного дерева (L’armoire d’acajou) (1868) рассказ;
Самоотверженность бедняков (Le Dévouement des pauvres. Petite histoire en quatre ou cinq chapitres) (1868) очерк
«Путевые впечатления (Швейцария)» (1832);
«15 дней на Синае (Путешествие в Египет)» очерк;
««Быстрый», или Танжер, Алжир и Тунис» (Le Veloce ou Tanger, Alger et Tunis) (1851) очерк;
«Валахия» очерк;
«Вила Пальмьери» (La Villa Palmieri) (1843) очерк;
«В России (Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию)» (De Paris à Astrakan: Nouvelles impressions de voyage) (1862) очерк;
«Письма из Санкт-Петербурга» (Lettres sur le servage en Russie) (1859) очерк;
«В Швейцарии» (Impressions de voyage : Suisse) (1851) очерк;
«Год во Флоренции» (Souvenirs de voyage : Une année à Florence) (1841) очерк;
«Из Парижа в Кадис» (Impressions de voyage : De Paris à Cadix) (1847) очерк;
«Кавказ» (Le Caucase: Impressions de voyage; suite de En Russie) (1859) очерк;
«Капитан Арена» (Le Capitaine Arena) (1842) очерк;
«Корриколо» (Le Corricolo) (1842) очерк;
«Прогулки по берегам Рейна» (Excursions sur les bords du Rhin) (1841) очерк;
«Сперонара» (Le Speronare) (1842) очерк;
«Счастливая Аравия» (1857) очерк;
«Юг Франции» (Nouvelles Impressions de voyage (Midi de la France)) (1841) очерк
Вандейские записки (1830);
Мои мемуары;
Новые мемуары;
Театральные воспоминания;
«Жизнь артиста (Скитания и приключения одного актера)» (Une vie d’artiste (1854);
«Мертвые обгоняют нас» (Les morts vont vite) (1861)
«Итальянцы и фламандцы (История живописи)» очерк;
«Девочки, содержанки и куртизанки (Проститутки, лоретки, куртизанки)» (Filles, Lorettes et Courtisanes, 1843) очерк;
«Папа перед Евангелиями» очерк;
«Последний год Мари Дорваль» (1849);
«О происхождении разбоя. » (1862)
«Заяц моего деда» (Le Lièvre de mon grand-père) (1856) повесть;
«Русалочка (Сиреночка)» (La Petite Sirène) (1859) сказка;
«Кегельный король» (Le Roi des quilles) (1859) сказка;
«Пьер и гусыня» (Pierre et son oie) (1860) сказка;
«Белоснежка» (Blanche de Neige) (1858) сказка;
«Волшебный свисток» (Le Sifflet enchanté) (1859) сказка;
«Человек, который не мог плакать» (L’Homme sans larmes) (1859) сказка;
«Гордячка Тини (Тщеславная Тини)» (Tiny la Vaniteus) (1860) сказка;
«Пьеро (Юность Пьеро)» (La Jeunesse de Pierrot (Le Roi de Bohème, Conte de Fée, Renfermant la Première Partie de la Vie et des Aventures de Pierrot)) (1853) повесть;
«Медовая каша графини Берты (Предание о графине Берте)» (La Bouillie de la comtesse Berthe) (1845) повесть;
«Оловянный солдатик и бумажная танцовщица» (Le Soldat de plomb et la danseuse de papier) (1857) сказка;
«Маленький Жан и большой Жан» (Petit Jean et Gros Jean) (1857) сказка;
«Король кротов и его дочь» (Le Roi des taupes et sa fille) (1857) сказка;
«Снежная королева» (La Reine des neiges) (1859) сказка;
«Два брата» (Les Deux frères) (1859) сказка;
«Храбрый портняжка» (Le Vaillant petit tailleur) (1857) сказка;
«Гигантские руки» (Les Mains géantes) (1859) сказка;
«Коза, портной и трое его сыновей» (La Chèvre, le tailleur et ses trois fils) (1858) сказка;
«Святой Непомук и сапожник» (Saint Népomucène et le savetier) (1860) сказка;
«Себялюбец» (L’Égoïste) (1844) сказка;
«Никола-философ» (Nicolas le Philosophe) (1857) сказка;
«Тщеславный мячик и рассудительный волчок» (La balle ambitieuse et le sabot philosophe) (1859) сказка;
«Душа, которой предстояло родиться» (Une âme à naître) (1844) сказка;
«История Щелкунчика» (Histoire d’un casse-noisette) (1844) повесть
Пьесы и другие театральные постановки
«Стратсбургский майор» (1821) пьеса;
«Охота и любовь» «La Chasse et l’Amour» (1825);
«Свадьбы и похороны» «La Noce et l’Enterrement» (1826);
«Генрих III и его двор» «Henri III et sa cour» (1829);
«Кристина» «Christine, ou Stockholm, Fontainebleau et Rome» (1830);
«Антони» «Antony» (1831);
«Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции» «Napoléon Bonaparte ou Trente Ans de l’Histoire de France» (1831);
«Карл VII среди своих крупных вассалов» «Charles VII chez ses grands vassaux» (1831);
«Тереза» «Teresa» (1831);
«Нельская башня» «La Tour de Nesle» (1832);
«Ричард Дарлингтон (Ричард Дарлингтон. Член парламента)» «Richard Darlingtonпьеса» (1832);
«Анжела» «Souvenirs d’Anthony» (1833);
«Екатерина Говард» «Cathérine Howard» (1835);
«Кин, гений и беспутство» «Kean» (1836);
«Пикильо» «Piquillo» комедийная опера;
«Калигула» «Caligula» (1837) пьеса;
«Мадемуазель де Бель-Иль» «Mademoiselle de Belle-Isle» (1839) комедия;
«Алхимик» «L’Alchimiste» (1839) пьеса;
«Лео Буркарт» «Léo Burckart» (1839) пьеса;
«Брак при Людовике XV» «Un mariage sous Louis XV» (1841) пьеса;
«Лоренцо» «Lorenzino» (1842) пьеса;
«Галифакс» «Halifax» (1842) пьеса;
«Воспитанницы Сен-Сирского дома» «Les demoiselles de Saint-Cyr» (1843) комедия;
«Луиза Бернард» «Louise Bernard» (1843) пьеса;
«Поместье Дамбик» «Le Laird de Dumbiky» (1844) пьеса;
«Мушкетёры» (1845) пьеса;
«Дочь регента» (1845);
«Катилина» «Catilina» (1847) пьеса;
«Королева Марго» (1847);
«Шевалье де Мезон-Руж» «Le Chevalier de Maison-Rouge» (1847) пьеса;
«Гамлет, принц Дании» «Hamlet, prince de Danemark» (1848) пьеса;
«Молодость мушкетёров» (1849);
«Охота в Шастре» «La Chasse au chastre» (1850) пьеса;
«Три антракта к „Любви-целительнице“» (1850) комедия;
«Вампир» «Le Vampire» (1851) пьеса;
«Бенвенуто Челлини» (1852);
«Молодость Людовика XIV» «La Jeunesse de Louis XIV» (1854) пьеса;
«Мраморный Резец» «Le Marbrier » (1854) пьеса;
«Сознание» «La Conscience » (1854) пьеса;
«Башня Сен-Жак» «La Tour Saint-Jacques » (1856) пьеса;
«Сын ночью или пират» «Le Fils de la nuit ou le Pirate» (1856) пьеса;
«Роман Эльвиры» «Le Roman d’Elvire » (1856) комедийная опера;
«Приглашение на вальс» «L’Invitation à la valse » (1857) пьеса;
«Заговор на изнанку» «L’Envers d’une conspiration » (1860) пьеса;
«Лесничие» (1858) пьеса;
«Парижские могикане» (1865);
«Узники Бастилии» (1865) пьеса;
«Граф Германн» пьеса
«Той самой. » стихотворение
«Большой кулинарный словарь» (Le grand dictionnaire de cuisine) 1873 словарь
Экранизации произведений Александра Дюма:
последнее обновление информации: 15.08.2021