Что написал билибин сказки
16 самых запоминающихся картин Ивана Билибина
Словосочетание «русская сказка» неизбежно рождает в нашей фантазии страшную Бабу-ягу в ступе, Василису Прекрасную с длинной косой, Ивана-царевича у поросшего мхом камня на перепутье. Все эти образы были рождены фантазией Ивана Билибина и врезались в нашу память так сильно именно благодаря его художественному мастерству. До сих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок — от народных вроде «Царевны-лягушки» до пушкинских «Руслана и Людмилы» и «Сказки о царе Салтане». «Мел» вспомнил самые известные работы Билибина, 145 лет со дня рождения которого исполнилось 16 августа.
Стиль Билибина узнаваем безошибочно: каждый образ предельно выразителен, каждая деталь — документально точное воспроизведение реального покроя одежды или наличника. При этом самый известный оформитель русских сказок мог и не стать художником.
Билибин окончил юридический факультет Петербургского университета, но любовь к живописи быстро взяла верх. Рисованию Билибин учился в школе Общества поощрения художеств, потом — в мастерской Ильи Репина, народное и декоративное искусство изучал в поездках по России, особенно по её Северу.
Всю взрослую жизнь Иван Билибин иллюстрировал русские сказки и былины, а также оформлял театральные постановки. Среди его работ: народные «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка о царе Салтане» и «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, оперные спектакли «Золотой петушок» и «Садко» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки.
Иван Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, вместе с другими художниками создал Общество возрождения художественной Руси. Исследовал народное искусство в статьях для журнала «Мир искусства». Двуглавый орёл на монетах Центрального банка России — это тоже изобретение Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, а потом авторские права передал фабрике «Гознак». Иван Билибин дожил до блокады Ленинграда и умер в осаждённом городе.
to_priz
ИСКУССТВО и ВРЕМЯ
Творчество — свободное действие из небытия в бытие.
Иллюстрации Ивана Билибина (165 работ)
Иллюстрации талантливого художника Ивана Билибина к русским сказкам (и не только). Прежде, чем посмотреть его замечательные работы, предлагаю друзья, ознакомиться с отличной статьей
7 главных фактов из жизни сказочного художника Ивана Билибина
Иван Билибин – модернист и любитель старины, рекламщик и сказочник, автор революционного двуглавого орла и патриот своей страны. 7 главных фактов из жизни Ивана Яковлевича Билибина
Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».
Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.
Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая. Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.
Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.
Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине.
Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».
5. Театральный художник
Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.
6. Художник и церковь
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.
7.Возвращение на Родину и смерть
В сокращении. Полностью читать здесь
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКИМ СКАЗКАМ (БИЛИБИН И.Я.)
И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.
Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки. Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Волну» Хокусаи.
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.
Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.
Работы художника:
Дворец Додона. Эскиз декораций к первому акту оперы Н. А. Римскою-Корсакова «Золотой петушок». 1909г
Крым. Батилиман. 1940г
Книжный знак А. Е. Бенакиса. 1922г.
Концовка для журнала «Мир искусства». 1899
Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1899
Обложка к сказке «Василиса Прекрасная». 1899
Баба Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Заставка к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Черный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Красный всадник (Полдень или Солнце). Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1902
Заставка к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900
Девица и Финист Ясен-Сокол. Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900
Девица в лесу. Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола». 1900
Заставка к сказке «Царевна-Лягушка». 1899
Иллюстрация к пристказке «Жил-был царь. » из книги «Царевна-Лягушка».1900
Рисунок из книги «Царевна-Лягушка». 1901
Рисунок из книги «Царевна-Лягушка». 1901
Заставка к сказке «Марья Моревна». 1900
Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901
Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901
Заставка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901
Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1901
Концовка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1902
Дети и белая уточка. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1902
Река Кемь. Открытое письмо.1904
Село Подужемье. Эскиз открытого письма. 1904
«Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился. ». Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1904
«Во все время разговора он стоял позадь забора. ». Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1904
Пир. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1905
Торговые гости у Салтана. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. 1905
Вологодская девушка в праздничном наряде. Рисунок для почтовой открытки. 1905
Дадоново войско. Разворот. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906
Звездочет перед Дадоном. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906
Царь Дадон перед Шамаханской царицей. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906
Обложка к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. 1908
7 творческих жизней художника Ивана Билибина, который рисовал по-настоящему страшные сказки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Перспективный юрист
Серебряная медаль Первой Санкт-Петербургской классической гимназии и диплом юриста, полученный в 1900 году после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета, кажется, должны были предопределить судьбу молодого Ивана Билибина, согласно горячему желанию его отца, на твердой почве судейской или статской службы. Однако он сам решил иначе. Одновременно с учебой в университете молодой человек начинает получать и художественное образование, даже некоторое время занимается под руководством Ильи Ефимовича Репина, становится активным членом художественного объединения «Мир искусства» и о юридической карьере забывает.
2. Художник-иллюстратор
Именно в этой творческой сфере Иван Билибин впервые нашел свой неповторимый стиль, и именно его иллюстрации к русским сказкам мы хорошо знаем и любим. Широко известен факт, что источником вдохновения для художника стала настоящая русская глубинка. В 1899 году случай завел его в деревню Егны Тверской губернии, и после этой поездки он создает иллюстрации к своей первой книге русских сказок
Удивительно, что неповторимый стиль, который затем назовут «билибинским», был найден им практически сразу, а затем лишь развивался. Было ли это мистическим озарением, воодушевлением от красоты русской природы или результатом многодневного скрупулезного труда, но все работы самобытного художника проникнуты неподдельной любовью к России и настоящим сказочным духом.
Персонажи Билибина, иногда очень человечные, иногда по-настоящему страшные, сразу полюбились читателям. Орнамент, обрамление рисунков, особые стилизованные шрифты – этот художник не скупится на такие «мелочи», из которых как раз и создается его авторский стиль. Сама техника выполнения рисунка, за которую коллеги прозвали его «Иван-железная рука» тоже достаточно сложна и требует высокой точности. Книги, иллюстрированные им, похожи то ли на расписные шкатулки, то ли на старинные рукописи.
3. Театральный декоратор
Одновременно с работой над книжными иллюстрациями Иван Билибин начинает активно участвовать в оформлении театральных постановок. Он готовит эскизы декораций и театральных костюмов для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила». Кстати, гораздо позднее, будучи в эмиграции, он станет известен в Париже как декоратор оперы «Борис Годунов» и балета Стравинского «Жар-птица».
4. Специалист по коммерческой иллюстрации
Это малоизвестная страница в творческой биографии знаменитого художника, но в течение некоторого времени Иван Билибин сотрудничал с пиво-медоваренным заводом «Новая Бавария». Кроме того, он на заказ рисовал афиши, адреса, эскизы почтовых марок и открытки.
5. Знаток геральдики
Существует одна работа Ивана Билибина, которая по своей распространенности и массовому тиражу превосходит, несомненно, все остальные, хотя его авторство известно только узкому кругу специалистов. Речь идет о геральдическом двуглавом орле, которого мы ежедневно видим на российских монетах. Этот герб художник создавал по заказу Временного правительства. Авторские права на него Билибин передал фабрике «Гознак», и начиная с 1992 года данный рисунок является частью оформления всех денежных знаков Российской Федерации.
6. Мастер церковной живописи
Покинув революционную Россию, Билибин первое время жил в Каире. Именно там он впервые прикоснулся к церковной живописи, участвуя в оформлении домовой церкви при больнице. В Праге знаменитый художник создал эскизы иконостаса и фресок для русского храма. Позднее, в Париже он даже станет членом-основателем общества «Икона».
7. Преподаватель и настоящий патриот
Русские сказки всегда были источником вдохновения для многих художников. Читайте дальше, почему современники называли картины Васнецова «лубочными» и о том, как складывалась творческая карьера знаменитого мастера.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Три страны, три жены и сказки Пушкина: история художника Ивана Билибина
Потомственный дворянин, ученик Репина, Иван Яковлевич Билибин придумал свой собственный стиль книжной графики и проиллюстрировал главные русские сказки. Билибин был фотографом, театральным художником, изучал культуру Русского Севера, жил в Египте и Париже, вернулся в СССР в 60 лет и умер от истощения во время блокады Ленинграда. Рассказываем удивительную историю жизни, любви и творчества самого знаменитого художника-сказочника.
Пять квадратных сантиметров в день
В апреле 1899 года Виктор Васнецов закончил картину «Богатыри», над которой работал почти 20 лет. На выставку, где «Богатырей» впервые представили публике, пришел молодой художник Иван Билибин, с детства следивший за творчеством передвижников. Картина произвела на него мощнейшее впечатление: «Сам не свой, ошеломленный, ходил я после той выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа».
Дворянин, выросший в «интеллигентной семье с либеральным оттенком», Иван Билибин с детства любил рисовать, но по требованию отца, главного врача военно-морского госпиталя, поступил на юридический факультет и успешно окончил курс через два года.
Сразу после экзаменов он уехал в Мюнхен, где много ходил по музеям, посещал занятия в частной художественной школе и, «совершенно опьянев от новой жизни, уныло вернулся осенью в Питер». Чтобы справиться с унынием, Билибин поступил в Петербургскую рисовальную школу княгини Тенишевской, которой руководил Илья Репин.
Большинство учеников Репина рисовали тогда размашисто, широко, на огромных холстах, пренебрегая точным рисунком. Билибин сразу начал писать мелко, с математической тщательностью (он окончил гимназию с серебряной медалью за успехи в точных науках). По мнению друзей-художников, он не вписывался в общее настроение репинской школы «со своим лакированным ящичком и маленькими тюбиками тонкотертой краски».
За первый год учебы 25-летний Билибин выработал собственный стиль работы с акварелью. Сначала он рисовал эскиз — с натуры, гравюры или книжной иллюстрации, жестким карандашом на кальке набрасывал композицию в деталях, потом переносил ее на ватман и заливал акварелью цветовые пятна, четко разграниченные «стальной» контурной линией. Метод был сложный, требующий максимальной сосредоточенности и концентрации. Студенты звали его Иван Железная Рука, сам он говорил о своем методе так: «Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметром больше — предельная норма для добросовестного графика».
Сказки из Егны
После встречи с «Богатырями» Иван Билибин с трудом дождался июня — университетский приятель пригласил его на лето в свое имение, в деревню Егны в Тверской губернии. С собой Иван взял сборник русских народных сказок Афанасьева.
«Что же было у меня летом 1899 года в деревне Весьегонского уезда, когда я начинал свои сказки, какой багаж? — вспоминал Билибин. — Да ничего. Рисунки с деревенской натуры: людей, построек и предметов, таковые же этюды и книжка „Родная старина“, взятая мною из деревенской читальни».
За лето Иван Билибин нарисовал иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке»: 3 большие, во всю книжную страницу, 3 рисунка в половину страницы, рисунок-заставку, предваряющий текст, пейзажные рамки и обложку. Некоторые из этих иллюстраций знакомы даже современным детям — например, Иван-царевич в красном кафтане, ухвативший перо в хвосте Жар-птицы.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», 1899 год
Вернувшись в Петербург, Билибин показал иллюстрации своей тетке, женщине состоятельной и обладавшей обширными связями, и та, поверив в талант племянника, обратилась в Экспедицию заготовления государственных бумаг, где была лучшая в России типография. Книг Экспедиция почти не издавала, там печатали деньги и, собственно, государственные бумаги. Но работы молодого художника им очень понравились. Работая по 10–12 часов в день, Билибин за короткое время проиллюстрировал еще четыре сказки из афанасьевского сборника («Царевна-лягушка», «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Василиса Прекрасная» и «Марья Моревна»). Экспедиция издала его книгу в отличном качестве и большим тиражом. Книги, которые продавались по умеренной цене, сразу стали очень популярными, а Билибин заработал славу первого русского профессионала книжной графики
Его контурные рисунки и залитые однотонным цветом плоскости точно воспроизводились при печати и в книге выглядели еще более эффектно
Оригиналы типографских оттисков с иллюстрациями Билибина до 1980-х годов хранились в музее Экспедиции (после революции переименованной в Гознак), и книги по ним переиздавались еще как минимум дважды.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Царевна-лягушка», 1899 год
Осел в 1/20 натуральной величины
В 1902 году по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин отправился в экспедицию по Архангельской, Вологодской и Новгородской губерниям для изучения народного искусства Русского Севера. Он рисовал деревянные церкви, избы рыбаков-поморов, северную природу и много фотографировал. Снимки публиковал в журнале «Мир искусства», с которым плотно сотрудничал. По возвращении из экспедиции написал несколько статей по русскому искусству XVII века и народному творчеству северных регионов России.
«Мойдодыр» и «Телефон»: те самые иллюстрации Владимира Конашевича из нашего детства
В 1905-м Иван Билибин попробовал себя в качестве театрального художника (оформил постановку оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» в Пражском национальном театре) и проиллюстрировал своего первого Пушкина — «Сказку о царе Салтане». А после революции 1905 года принял участие в издании сатирического журнала «Жупел», литературный отдел которого возглавлял Максим Горький.
В третьем, последнем номере «Жупела» была опубликована карикатура Билибина на Николая II под названием «Осел в 1/20 натуральной величины». Из-за этого рисунка, обошедшего всю Россию, все номера журнала изъяли из оборота, в доме Билибина провели обыск, а самого художника арестовали на сутки.
В конце 1906 года композитор Николай Римский-Корсаков и художник Иван Билибин практически одновременно и независимо друг от друга начали работу над «Сказкой о золотом петушке». Оперу запретила цензура (в образе царя Додона увидели пародию на Николая II), но 24 сентября 1909 года премьера в оформлении Билибина все-таки состоялась в частном театре в Москве.
Пари с «червонной дамой»
Со своей первой женой, дочерью ирландца и англичанки Марией Чемберс, Иван Билибин познакомился во время учебы в рисовальной школе Тенишевской. Они поженились в 1902-м, через год у них родился сын Александр, в 1908-м — сын Иван. Билибин много работал как театральный художник, с 1907 года преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, любил выпить и, начав, с трудом останавливался.
По этой причине его брак распался в 1911 году, а через три года Мария вместе с сыновьями уехала в Швейцарию, потом в Англию, больше никогда в Россию не вернулась и развода мужу не дала. Старший сын Билибина Александр впоследствии стал художником, младший Иван — известным в Англии журналистом.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане», 1905 год
Второй (гражданской) женой Билибина в 1912 году стала тоже художница и тоже наполовину ирландка Рене О`Коннель, которая была его студенткой в рисовальной школе. Рене, которую современники вспоминают как очень красивую женщину, как и Билибин, иллюстрировала книги, увлекалась историей русского костюма, создавала эскизы к театральным спектаклям, придумывала модную одежду, потом начала заниматься росписью керамики и поступила на Императорский фарфоровый завод. Билибин называл ее «червонной дамой» и даже посвятил ей сказку, которую сам проиллюстрировал.
Их брак продолжался 5 лет, в течение которых Рене пыталась справиться с набиравшим обороты алкоголизмом Ивана Яковлевича (он часто говорил, что его дед был «потомственным почетным алкоголиком»).
Однажды Билибин даже заключил с женой пари — пообещал не пить в течение года, взамен Рене обещала от него не уходить. Пари художник проиграл, и в 1917 году они расстались.
Панно для Бенаки
Октябрьскую революцию Иван Билибин встретил в крымском поселке Батилиман, куда уехал переждать смутное время. По соседству с ними жил писатель Евгений Чириков с женой и двумя дочерьми — Людмилой и Валентиной. Чирикова Билибин знал еще по Петербургу: Людмила брала у Ивана Яковлевича уроки рисования.
В Крыму Билибин проводил с Людмилой, которая была младше его на 20 лет, много времени, они вместе ходили на этюды в горы. Осенью 1918 года Иван Яковлевич поехал на выставку в Ялту и прислал оттуда письмо: «Из ложного стыда перед всякими возможностями я уже долго боялся сказать Вам это слово из пяти букв, слово с двумя буквами „Ю“, милое, волнующее слово. Если б вы знали, какое я переживаю хорошее время! Не выставка (это вздор!), а нечто совершенно иное превратило все мои нервы в струны какого-то инструмента, и на душе у меня сплошная музыка. Возраста нет. Я молод, как мальчишка».
В конце 1919 года, когда писатель Чириков с женой уже успели перебраться в Прагу, Людмила с сестрой уехали сначала в Ростов, а потом в Новороссийск, Билибин последовал за ними. В 1920 году из Новороссийского порта в Константинополь эвакуировали раненых бойцов Добровольческой армии. Для гражданских, желающих покинуть Россию морем, английское правительство предоставило всего один пароход. «Саратов», рассчитанный на 800 пассажиров, вышел из новороссийского порта 21 февраля 1920 года, на палубах и трюмах теснились 1400 вынужденных эмигрантов. «Ехали в полутемном трюме, в темноте и духоте, — вспоминал Билибин. — Беженцы спали на полу, сбившись семейными кучками. Безостановочно стоял плач и крик детей».
По дороге на борту обнаружили тиф, и константинопольский порт не принял «Саратов»
Корабль повернул в сторону Кипра и попытался войти в порт Фамагуста, но его развернули и там. Только 13 марта пассажиры смогли сойти на берег в египетском порту Александрия. Сначала всех отправили на несколько дней на карантин, а потом поселили в лагерь для русских беженцев в Телль-эль-Кебир, который находился под патронажем английских колониальных властей. В лагере Билибин немедленно запил, обменяв остатки захваченного из России золота на местное вино.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Марья Моревна», 1901 год
Жителям лагеря разрешалось ненадолго выезжать в Каир, тем, кто хотел, предоставлялась возможность отказаться от опеки английского правительства и жить самостоятельно. Русским беженцам много помогали бывшие царские дипломаты, не захотевшие вернуться на родину — они и познакомили Билибина с его первыми местными заказчиками, греческими магнатами, владевшими в Египте сахарными плантациями.
Первым из них стал некто Бербаки, заказавший художнику декоративное панно размером 10 квадратных метров. Получив солидный аванс, Билибин покинул лагерь, снял в центре Каира просторную мастерскую с двумя жилыми комнатами и садом с финиковыми пальмами, платанами и розами.
Сестры Чириковы поселились в Каире в английском пансионе YMCA, и Людмила (Билибин называл ее Людмилицей) каждый день приходила в мастерскую помогать художнику с заказами, которых становилось все больше.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке», 1933 год
Билибин даже написал иконостас из трех икон для православной церкви Св. Пантелеймона. Он рисовал много портретов и пейзажей, фотографировал, во время египетских гастролей балетной труппы Анны Павловой сделал для нее эскизы костюмов и декораций.
Вообще, в Египте ему нравилось, и после того как весной 1922 года сестры Чириковы уехали в Европу к родителям, он писал Людмилице: «Здесь удобно работать, и главное — идеально тихо и спокойно. В ближайшее время в Европу не хотел бы ехать. Сегодня опять ездил на этюд к пирамидам. Это так прекрасно, так просто и проникновенно и так величественно, что, как бы ни был затаскан сфинкс с пирамидами, ничто не может затемнить впечатления. И, главное, было тихо-тихо, ни арабья, ни туристов не было совершенно. Редкий случай. И лежал, как всегда, растянувшись в песках, этот удивительный зверь, такой молчаливый и такой привлекающий».
Рязанская пуговка
О жизни поэтов и художников в послереволюционном Петербурге Осип Мандельштам писал так: «Мы жили в убогой роскоши Дома искусств, в Елисеевском доме…поэты, художники, ученые, странной семьей, полупомешанные на пайках, одичалые и сонные».
Одной из «одичалых и сонных» обитательниц Дома искусств была бывшая ученица Ивана Билибина художница Александра (Шурочка) Щекатихина-Потоцкая, овдовевшая в 1920 году. В октябре 1922 года Шурочка написала бывшему преподавателю в Каир проникновенное и искреннее письмо, в котором рассказала о том, что овдовела (ее муж был другом Билибина), и об условиях, в которых ей приходится жить со своим семилетним сыном. Страдавший от одиночества художник, растрогавшись, ответил ей короткой телеграммой: «Soyez ma femme» («Будьте моей женой»). Через три дня, тоже телеграммой, она ответила ему согласием.
Рисовал Буратино и Элли, глядя на свою дочь. История Леонида Владимирского, автора картинок из любимых книг нашего детства
В одном из писем Людмиле Чириковой Билибин написал: «Шурочка будет мне хорошей женой. Она устала, так же как я, и не ищет бури. Я ее выпишу в Египет. Я хочу мирного очага. Одиночество — моя погибель. Боже, как я устал».
Шурочка Щекатихина, которую среди художников называли «рязанская пуговка», приехала в Санкт-Петербург в 16 лет. Она училась у Билибина, Николая Рериха и парижских художников-набидов. С 1915 года принимала участие в выставках, которые организовывал журнал «Мир искусства». После революции Шурочка стала художником-керамистом на Государственном фарфоровом заводе, рисовала «агитационный фарфор», который хорошо продавался на Западе.
Выехать из Союза уже тогда было непросто, но Шурочка нашла способ оформить командировку в Германию от своего фарфорового завода
К февралю 1923 года вместе с сыном Мстиславом она добралась до Египта. В Каире она сразу включилась в работу, продолжая работать художником-керамистом, заказала в Париже новейшую печь для обжига, получала заказы из СССР на роспись сервизов и блюд, регулярно участвовала в выставках.
Несмотря на внешнюю хрупкость, «рязанская пуговка» была женщиной сильной, ревнивой и властной. Благодаря ее появлению Билибин практически перестал пить, получал новые заказы, много рисовал, изучал коптское искусство, которое считал «родной бабушкой русского стиля». В 1924-м семья перебралась в Александрию, а еще через год, в августе 1925-го, по настоянию Шурочки приехали в Париж. Сам Билибин не слишком хотел в Европу.
В Египте Билибин и Щекатихина успели накопить денег и сняли на бульваре Пастера огромное ателье со стеклянными стенами. Главной работой Ивана Билибина стала работа на русских оперных сезонах в Театре Елисейских Полей, с которыми также сотрудничали Федор Шаляпин и Константин Коровин. В 1927 году Шурочка получила заказ на роспись сервиза от семейства Ротшильд, который был хорошо оплачен: денег хватило на покупку земли в местечке Ла Фавьер на юге Франции, где были загородные дома у генерала Врангеля и политика Павла Милюкова. В Ла Фавьер часто приезжали писатель Александр Куприн и Саша Черный.
В бистро с Коровиным
Но в 1928 году европейская мода на русских художников прошла, начались проблемы с деньгами. В Европе Билибину очень не хватало книг по русскому народному искусству; если получалось найти их в Париже, он покупал их втайне от Шурочки во избежание разговоров о «ненужных тратах». Разочарованный в парижской жизни, Билибин начал пить, чаще всего в компании Константина Коровина.
«Сядут за столик в бистро и пьют молча, вдвоем, — вспоминал ученик Билибина Иван Мозалевский. — Коровин, уставившись в него мутными глазами, вдруг задает вопрос: „Ваня, русский я человек?“ — Н-ну, русс-ский, ла-ладно».
Билибин начал задумываться о возвращении на родину. В 1935-м он написал для советского посольства в Париже панно «Микула Селянинович» и получил гражданство СССР. Через год 60-летний художник вместе с Шурочкой и Мстиславом вернулся в Петербург, который уже стал Ленинградом. Его пригласили на торжественный обед к Сталину.
В какой-то момент Билибин встал из-за стола и пожелал лично чокнуться с вождем, но охрана быстро вернула его на место
В Ленинграде Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств и шокировал студентов тем, что на спор с завязанными глазами четко рисовал сложнейшие орнаменты. Он снова оформлял оперу «Царь Салтан», уже в Театре им. Кирова, Шурочка делала костюмы.
В 1939-м Иван Билибин получил степень доктора искусствоведческих наук, с началом войны переселился в общежитие Академии художеств, расположенное в подвале здания, наотрез отказавшись уезжать в эвакуацию. Там он и умер от истощения в ночь на 7 февраля 1942 года.
Шурочка выжила, после войны продолжила расписывать керамику — в 1955 году в СССР прошла ее первая персональная выставка.