Что написал апостол павел

Апостол Павел

Что написал апостол павел

Происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Его отец был фарисеем, а он сам был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. Παῦλος), что означает «малый». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов». Павел, возможно, обыгрывал смысл своего имени.

О себе Павел говорил: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [в Иерусалиме] при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе». Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я».

Личная жизнь апостола Павла:

Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом, тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак».

В то же время, согласно сообщению из книги Деяний апостолов, «получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос», из чего можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак.

Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами, подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.

Что написал апостол павел

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке.

По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке.

Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно, что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь. Сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.

Впервые Савл упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем, будучи несовершеннолетним, он не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды. Поскольку в следующем году Савл уже принимает участие в гонениях на христиан в Дамаске, можно предположить, что год смерти Стефана (33 год) совпал с годом совершеннолетия Савла, который у иудеев отмечается в 13 лет.

Таким образом, годом рождения Савла можно признать 20 год. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма. Проповедь распятого Мессии: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн». Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам Павел цитирует Второзаконие: «проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию.

Что написал апостол павел

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином.

В Деяниях фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.

Около 34 года на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился. Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Апостол Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии, под которой обычно понимается Набатея. После он возвращается в Дамаск, где сталкивается с преследованиями царя Ареты.

Около 37 года или 39 года он посещает Иерусалим. Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами. После Иерусалима он возвращается в родной Тарсус, откуда его забирает Варнава и приводит в Антиохию. В антиохийской церкви соратниками Павла были Симеон Нигер, Луций Киринеянин и Манаил.

1-е апостольское путешествие:

Из Антиохии около 46 года Павел совершает своё 1-е апостольское путешествие совместно с Варнавой. Первым делом он посещает Селевкию, откуда переправляется на Кипр, дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом (Деян. 13:6). После Кипра путь Павла лежал в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам.

Из Памфилии он пришёл в Иконию. Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса. Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию.

Апостольский собор 51 года:

Споры в апостольской общине между иудеохристианами и паулинистами (сторонниками Павла) приводят к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме. Павел отстаивал позицию, что христианам-неевреям нет необходимости совершать обрезание. Старые апостолы Пётр и Иаков приняли сторону Павла и тот, убеждённый в своей правоте, возвратился в Антиохию. Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения.

2-е апостольское путешествие:

Затем Павел уже с Силой отправляется во 2-е апостольское путешествие (Варнава тем временем отбывает на Кипр). В Листре он встречает Тимофея, которого берёт с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию. Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы. Здесь Павла и Силу задерживают, но как римского гражданина отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках.

Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом. В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона, то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию.

3-е апостольское путешествие:

3-е апостольское путешествие было предпринято в Эфес, где апостолом Павлом в 54-57 годах были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам (57 год), а затем посетил Элладу.

Суд над Павлом:

В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он язычников вводит в Храм Соломона. Его повели на суд в синедрион, где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу, который «оставил Павла в узах».

Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царём Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору. Здесь Павел в качестве пленника отправляется в своё последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит. Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы, потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил ещё 2 года.

Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям.

4-е апостольское путешествие:

Согласно преданию, в Риме апостол был освобождён и совершил четвёртое миссионерское путешествие. На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64-65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.).

В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришёл в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из неё был схвачен в Риме и помещён в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею.

Сподвижники Павла:

Роль апостола Павла как апостола язычников была велика, но его миссия была бы невозможной без многочисленных сподвижников, которые упоминаются на страницах Нового Завета:

Аполлос
Артема
Ахаик
Гаий Коринфянин
Димас
Зина Законник
Ераст
Иасон
Иродион
Карп
Крискент
Лин
Евангелист Лука, лекарь
Евангелист Марк
Онисифор
Прискилла и Акила
Пуд
Силуан
Сосипатр
Тертий
Тимофей Эфесский (адресат двух посланий ап. Павла)
Тихик
Трофим
Фортунат.

Что написал апостол павел

Послания апостола Павла

Древнее христианское предание, разделяемое, в частности, Православной и Католической Церквями, присваивает апостолу Павлу авторство четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.

В научном сообществе (библейской критике) существует деление тринадцати посланий апостола Павла на две группы. Первую группу составляют так называемые протопаулинистские (прото-павловы) послания, то есть послания несомненно написанные апостолом Павлом (собственноручно или под диктовку). К ним относятся семь посланий: Послание к Римлянам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Филиппийцам, Первое послание к Фессалоникийцам, Послание к Филимону.

Вторую группу составляют так называемые девтеропаулинистские (девтеро-павловы) послания, то есть послания, относительно написания которых апостолом Павлом нет единой точки зрения. К ним относятся шесть посланий: Послание к Ефесянам, Послание к Колоссянам, Второе послание к Фессалоникийцам, Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу. Ученые, отрицающие написание этих посланий апостолом Павлом, считают, что они были написаны от лица Павла после его смерти до начала II века, возможно, его учениками.

В качестве критериев подлинности посланий рассматриваются их вероятная дата написания, форма, стиль, лексика и богословские взгляды, изложенные в посланиях. Для объяснения некоторого различия в стиле посланий используется предположение, что на стиль девтеро-павловых посланий оказали влияния писцы-секретари апостола Павла. Так один из писцов по имени Тертий указан в послании к Римлянам.

В настоящее время всё большее число современных ученых, имеющих разные богословские позиции, на основании полного стилеметрического анализа посланий (пропорциональное соотношение длины предложений, вариации в длине предложений, расположение ключевых слов в посланиях и др.), приводят доводы в пользу принадлежности апостолу Павлу всех 14 посланий, за исключением послания апостола Павла к Евреям.

1. Послание к Римлянам (Epistula ad Romanos);

2. Первое послание к Коринфянам Epistula I ad Corinthios);

3. Второе послание к Коринфянам Epistula II ad Corinthios);

4. Послание к Галатам Epistula ad Galatas);

5. Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios);

6. Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses);

7. Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses);

8. Первое послание к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses);

9. Второе послание к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses);

10. Первое послание к Тимофею Epistula I ad Timotheum);

11. Второе послание к Тимофею Epistula II ad Timotheum);

12. Послание к Титу Epistula ad Titum);

13. Послание к Филимону Epistula ad Philemonem);

14. Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos).

Смерть апостола Павла:

На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Что написал апостол павел

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении». Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв. Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла.

Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. На церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла, понтифик заявил: «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений».

Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

Апостол Павел

Источник

Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность

Боль­шое зна­че­ние име­ло пре­бы­ва­ние юно­ши Савла в рав­ви­ни­сти­че­ской ака­де­мии Га­ма­ли­и­ла и в нрав­ствен­ном от­но­ше­нии.

По ука­зан­ным дан­ным сме­ло мож­но за­клю­чить, что ап. Па­вел си­сте­ма­ти­че­ско­го гре­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния не имел. Од­на­ко, это не зна­чит, что ап. Па­вел не был зна­ком с клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­рой и фило­со­фи­ей; был зна­ком и до­воль­но хо­ро­шо. В поль­зу это­го го­во­рят не толь­ко его ци­та­ты из язы­че­ских и при­том ма­ло из­вест­ных по­этов, а имен­но из Ара­та, ки­ли­кий­ца, сле­до­ва­тель­но, со­оте­че­ствен­ни­ка ап. Пав­ла, и афин­ско­го по­эта Кле­ан­фа (Деян.17:28), из афин­ско­го ко­ми­ка по­эта Ме­на­д­ра (1Кор.15:33) и из Эпи­ме­ни­да, крит­ско­го по­эта (Тит.1:12), но еще боль­ше его глу­бо­кие мыс­ли о су­ще­стве и раз­ви­тии язы­че­ской ре­ли­гии и фило­со­фии (1Кор.1).

Из ака­де­мии Га­ма­ли­и­ла Савл вы­шел жар­ким рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний (Гал.1:14), т. е. иудей­ство, по­ни­ма­е­мое как фа­ри­сей­ство, бы­ло для него незыб­ле­мой ис­ти­ной, за ко­то­рую он го­тов был по­ло­жить свою ду­шу.

Ко­гда Савл озна­ко­мил­ся с хри­сти­ан­ством и ви­дел ли он Хри­ста Спа­си­те­ля во пло­ти, воз­мож­ны толь­ко до­гад­ки.

Нач­нем со вто­ро­го во­про­са.

Тарс от­сто­ит от Иеру­са­ли­ма око­ло 600 ки­ло­мет­ров. По окон­ча­нии шко­лы боль­шую часть вре­ме­ни Савл, ко­неч­но, про­во­дил в Тар­се, но на боль­шие празд­ни­ки — Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу, ве­ро­ят­но, бы­вал в Иеру­са­ли­ме. Так де­ла­ли боль­шин­ство иуде­ев рас­се­я­ния. Гос­подь Иисус Хри­стос так­же при­хо­дил в Иеру­са­лим на эти празд­ни­ки из Га­ли­леи. В по­след­нюю Пас­ху, за­кон­чив­шу­ю­ся рас­пя­ти­ем Хри­ста Спа­си­те­ля, весь

Иеру­са­лим на­хо­дил­ся в воз­буж­де­нии и осо­бен­но си­нед­ри­он. Ес­ли Савл был в это вре­мя в Иеру­са­ли­ме, он не мог не ви­деть Гос­по­да. Од­на­ко, Ни Де­е­пи­са­тель Лу­ка, ни сам ап. Па­вел в сво­их по­сла­ни­ях не да­ют ни­ка­ких ука­за­ний, что Савл ви­дел во пло­ти Гос­по­да. Ни­что не ме­ша­ет сде­лать нам и та­кое пред­по­ло­же­ние: по тем или иным об­сто­я­тель­ствам Пас­ху, за­кон­чив­шу­ю­ся рас­пя­ти­ем Гос­по­да, Савл про­во­дил у се­бя в Тар­се.

По­-ви­ди­мо­му, уча­стие в кро­ва­вой рас­пра­ве над ар­хи­ди­а­ко­ном Сте­фа­ном бы­ло не пер­вым де­лом рев­но­сти Савла к сво­ей ве­ре и непри­яз­ни к хри­сти­ан­ству. Сво­ей рев­но­стью в пре­сле­до­ва­нии хри­сти­ан Савл вы­де­лял­ся из сре­ды дру­гих. Си­нед­ри­он, вы­пол­няв­ший функ­ции не толь­ко выс­ше­го ре­ли­ги­оз­но­го учре­жде­ния у ев­ре­ев, но и адми­ни­стра­тив­но­го, и су­деб­но­го, за рев­ность Савла упол­но­мо­чил его на про­из­вод­ство ро­зыс­ка и на пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан. В но­вом сво­ем по­ло­же­нии Савл по­ка­зал се­бя рев­ни­те­лем необы­чай­ным: «Вы слы­ша­ли, — пи­шет он впо­след­ствии к га­лат­ским хри­сти­а­нам, — о мо­ем преж­нем об­ра­зе жиз­ни в иудей­стве, что я же­сто­ко гнал Цер­ковь Бо­жию и опу­сто­шал ее, и пре­успе­вал в иудей­стве бо­лее мно­гих сверст­ни­ков в ро­де мо­ем, бу­дучи неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских мо­их пре­да­ний» (Гал.1:13-14).

Ис­треб­ле­ние хри­сти­ан­ства Савл счи­тал дол­гом со­ве­сти и — ма­ло то­го — де­лом бо­го­угод­ным.

Савл свой вы­бор оста­но­вил на са­мом древ­нем си­рий­ском го­ро­де Да­мас­ке, от­сто­я­щем от Иеру­са­ли­ма на 300 ки­ло­мет­ров. По­сле го­не­ния на хри­сти­ан, по­сле­до­вав­ше­го за убий­ством ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, иеру­са­лим­ские хри­сти­ане рас­се­я­лись по раз­ным го­ро­дам. Да­маск был гу­сто на­се­лен иуде­я­ми, и, сле­до­ва­тель­но, мож­но бы­ло рас­счи­ты­вать най­ти там мно­го хри­сти­ан.

Об­ра­ще­ние Савла — од­но из необы­чай­ных со­бы­тий апо­столь­ской Церк­ви: оно да­ло хри­сти­ан­ско­му ми­ру ве­ли­чай­ше­го учи­те­ля и ис­тол­ко­ва­те­ля еван­гель­ско­го уче­ния; с дру­гой сто­ро­ны, — необык­но­вен­но­го ор­га­ни­за­то­ра и устро­и­те­ля цер­ков­ной жиз­ни: весь то­гдаш­ний язы­че­ский гре­ко-рим­ский мир обя­зан апо­сто­лу про­све­ще­ни­ем све­том Хри­сто­вой ис­ти­ны.

Об­ра­ща­ясь непо­сред­ствен­но к лич­но­сти са­мо­го апо­сто­ла, мы долж­ны при­знать вне­зап­ное об­ра­ще­ние ап. Пав­ла ве­ли­чай­шим и слож­ней­шим пси­хо­ло­ги­че­ским ак­том.

Несмот­ря на раз­но­об­ра­зие ис­тол­ко­ва­ний вне­зап­но­го об­ра­ще­ния ап. Пав­ла, все их мож­но све­сти к двум ос­нов­ным: для од­них об­ра­ще­ние Пав­ла — есте­ствен­ное, пси­хо­ло­ги­че­ское яв­ле­ние, для дру­гих — чу­дес­ное яв­ле­ние.

Ви­зи­о­нер­ство, или гал­лю­ци­на­ция, как лож­ное зри­тель­ное ощу­ще­ние по­рож­да­ет­ся ду­шев­ным рас­строй­ством, бо­лез­нью моз­га. Ес­ли до­пу­стить, что этим стра­дал ап. Па­вел, то при чем то­гда спут­ни­ки его, ко­то­рые на­блю­да­ли необы­чай­ное яв­ле­ние? Не мо­жем мы до­пу­стить и мас­со­вой гал­лю­ци­на­ции, т. е. ап. Пав­ла и его спут­ни­ков, так как мас­со­вые гал­лю­ци­на­ции все­гда име­ют со­от­вет­ству­ю­щую под­го­тов­ку, че­го не бы­ло при ви­де­нии на пу­ти в Да­маск, так как оно бы­ло «вне­зап­но» (Деян.9:3), в по­лу­ден­ное вре­мя, т. е. ко­гда небо бы­ло, как это бы­ва­ет на во­сто­ке, со­вер­шен­но чи­сто. Что же ка­са­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния яв­ле­ния, то этот «пси­хо­ло­гизм» с на­ча­ла до кон­ца на­ду­ман­ный. Мысль, что Савл пред пу­те­ше­стви­ем в Да­маск на­чал ко­ле­бать­ся в сво­ей при­вер­жен­но­сти к иудей­ству, рас­ка­и­вать­ся в же­сто­ко­стях, при­чи­нен­ных хри­сти­а­нам, на­ча­лось у него «раз­дво­е­ние» лич­но­сти, за­кон­чив­ше­е­ся «объ­ек­ти­ви­ро­ва­ни­ем» «субъ­ек­тив­ных» его со­сто­я­ний — есть, неудач­ное пред­по­ло­же­ние, сто­я­щее в пол­ном про­ти­во­ре­чии с ис­то­ри­ей. Ис­то­рия же го­во­рит вот что: «ды­ша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да» (Деян.9:1), «в чрез­мер­ной про­тив них яро­сти» (Деян.26:11) — вот в ка­ком рас­по­ло­же­нии ду­ха на­пра­вил­ся Савл в Да­маск. Есть ли здесь при­зна­ки че­ло­ве­ка, на­чи­на­ю­ще­го при­хо­дить в рас­ка­я­ние? Из во­про­са Савла, сде­лан­но­го Хри­сту Спа­си­те­лю: «Кто Ты, Гос­по­ди?» — несо­мнен­но од­но: Савл со­всем не ду­мал, как пред­по­ла­га­ет­ся, о Иису­се Хри­сте. Итак, пси­хо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние не вы­дер­жи­ва­ет кри­ти­ки.

Что же ка­са­ет­ся объ­яс­не­ния Ре­на­ном вне­зап­но­го об­ра­ще­ния ап. Пав­ла под вли­я­ни­ем разыг­рав­шей­ся гро­зы, то его нуж­но при­знать несе­рьез­ным. Из ка­ких ис­точ­ни­ков Ре­нан по­черп­нул, что при под­хо­де к Да­мас­ку Пав­ла и его спут­ни­ков разыг­ра­лась бу­ря? По ка­ким это за­ко­нам сле­ду­ет, что об­ра­зо­ван­ный иудей, ка­ко­вым был Савл, гро­мо­вые рас­ка­ты при­нял за го­лос го­во­рив­ше­го к нему Хри­ста Спа­си­те­ля? Все это плод до­су­жей, ли­шен­ной вся­ко­го ос­но­ва­ния, фан­та­зии ро­ма­ни­ста Ре­на­на.

Свящ. Н. Ни­коль­ский, доц. Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии

Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии
№ 8 ав­густ, 1950 г.

При­ме­ча­ния

[1] У ев­ре­ев был обы­чай но­сить по два име­ни и в об­ра­ще­нии с ино­стран­ца­ми упо­треб­лять или гре­че­ское или ла­тин­ское имя, напр.: Ки­фа-Петр, Иисус-Иуст, Си­ла-Си­лу­ан. Из кни­ги Де­я­ний апо­сто­лов вид­но, что как толь­ко ап. Па­вел вы­сту­пил пе­ред язы­че­ским ми­ром, то стал на­зы­вать­ся Пав­лом, а не Сав­лом. Мне­ние, иду­щее от бл. Иеро­ни­ма, что ап. Па­вел при­нял это имя в па­мять об­ра­ще­ния рим­ско­го про­кон­су­ла Сер­гия Пав­ла (Деян.13:9-12), не мо­жет быть при­ня­то: во-пер­вых, имя «Па­вел» апо­стол стал но­сить до об­ра­ще­ния про­кон­су­ла (Деян.13:9) и, во-вто­рых, в древ­но­сти был обы­чай на­зы­вать уче­ни­ка по име­ни учи­те­ля, а не на­обо­рот.

[2] Ф. Фар­рар. Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла, стр. 23-24. С.-Пе­тер­бург, 1905 г.

[3] Тарс со­хра­нил­ся и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­став­ляя со­бой до­воль­но гряз­ный, пол­ный раз­ва­лин ма­го­ме­тан­ский ту­рец­кий го­род с тем же на­име­но­ва­ни­ем.
Ф. Фар­рар. Ци­ти­ро­ван, со­чи­не­ние, стр. 26-44.
Рим­ский ис­то­рик и гео­граф Стра­бон, совре­мен­ник им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста, в сво­ей гео­гра­фии (XIV, 5) — в от­но­ше­нии по­ло­же­ния фило­со­фии и ли­те­ра­ту­ры Тарс счи­та­ет да­же вы­ше Афин и Алек­сан­дрии, то­гдаш­них цен­тров про­све­ще­ния.

[7] О пре­крас­ном зна­нии Свящ. Пи­са­ния ап. Пав­лом го­во­рит тот факт, что впо­след­ствии в сво­их по­сла­ни­ях апо­стол при­во­дит ци­та­ты из Свящ. Пи­са­ния по па­мя­ти и ча­сто в од­ной ко­рот­кой ци­та­те объ­еди­ня­ет то, что со­дер­жит­ся в раз­лич­ных ме­стах, напр., Рим.1:24, 3:6, 9:33, 10:18; 1Кор.6:2, 9:7, 15:45 и ряд дру­гих.

[10] Де­е­пи­са­тель Лу­ка на­зы­ва­ет ап. Пав­ла σkηνοποiòς, по слав. пе­ре­во­ду — ски­но­тво­рец. Па­лат­ки во вре­мя апо­сто­ла бы­ли в боль­шом упо­треб­ле­нии, их упо­треб­ля­ли пас­ту­хи, пу­те­ше­ствен­ни­ки, пла­ва­ю­щие на ко­раб­лях, т. к. ко­раб­ли в древ­но­сти име­ли от­кры­тую па­лу­бу. Вой­лок для па­ла­ток из­го­тов­лял­ся из шер­сти коз и был жест­кий и гру­бый. На ро­дине ап. Пав­ла в Ки­ли­кии де­ла­ние па­ла­ток бы­ло ис­кон­ным за­ня­ти­ем на­се­ле­ния.

[11] Проф. Н. Глу­бо­ков­ский, Бла­го­ве­стие св. ап. Пав­ла по его про­ис­хож­де­нию и су­ще­ству, СПБ. 1905, стр. 146-182, Фар­рар, Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла. Пе­ре­вод свящ. Фивей­ско­го, СПБ. 1905, стр. 986-996.

[12] Фар­рар, Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла, СПБ. 1905, стр. 47-49.

[17] Деян.9:2. Пер­во­свя­щен­ни­ком в это вре­мя был из­вест­ный по еван­гель­ской ис­то­рии Ка­иа­фа; в кон­це 36 г. он был сме­щен про­кон­су­лом Си­рии — Ви­тел­ли­ем, (См. И. Фла­вий, Иудей­ские древ­но­сти, кн. XVIII, 4, СПБ, 1900 г.).

[18] Деян.9:3-5; 1Кор.9:1, 15:8; Деян.26:19.

[19] Во­прос о вре­ме­ни об­ра­ще­ния ап. Пав­ла и по­сле­ду­ю­щих хро­но­ло­ги­че­ских да­тах из жиз­ни апо­сто­ла один из са­мых слож­ных и име­ет боль­шую ис­то­рию и ли­те­ра­ту­ру. Ис­сле­до­ва­те­ли вре­мя об­ра­ще­ния ап. Пав­ла ста­ви­ли от 31 г. (Бен­гель) до 41 г. (Вурм). Не вда­ва­ясь в по­дроб­ные ис­сле­до­ва­ния этих мне­ний, от­ме­тим, что по­след­ние на­уч­ные дан­ные да­ют вполне удо­вле­тво­ри­тель­ное ре­ше­ние во­про­са о вре­ме­ни об­ра­ще­ния ап. Пав­ла, как и о по­сле­ду­ю­щих хро­но­ло­ги­че­ских да­тах из жиз­ни ап. Пав­ла. Ра­зу­ме­ем так на­зы­ва­е­мую «Дель­фий­скую над­пись», об­на­ру­жен­ную в г. Дель­фах в Гре­ции в на­ча­ле XX сто­ле­тия и от­кры­тую рус­ски­ми уче­ны­ми Ни­кит­ским и Пом­то­вым. Дель­фий­ская над­пись, или ак­кла­ма­ция, пред­став­ля­ет со­бой по­втор­ное про­воз­гла­ше­ние рим­ских им­пе­ра­то­ров в их зва­нии. Дель­фий­ская ак­кла­ма­ция пред­став­ля­ет со­бой по сче­ту 26-ю и от­но­сит­ся ко вре­ме­ни им­пе­ра­то­ра Клав­дия (41-54 гг.); она име­ла ме­сто в пер­вой по­ло­вине 52-го го­да. В Дель­фий­ской над­пи­си со­хра­ни­лось имя ахай­ско­го (гре­че­ско­го) про­кон­су­ла Гал­ли­о­на. Юний Ан­ней Гал­ли­он был брат из­вест­но­го фило­со­фа Се­не­ки, вос­пи­та­те­ля Неро­на. Фа­ми­лия «Гал­ли­он» при­ня­та им от усы­но­ви­те­ля сво­е­го, ри­то­ра Юния Гал­ли­о­на, преж­де же он на­зы­вал­ся Юлий Ан­ней Но­ват. Ис­то­рик Та­цит да­ет по­дроб­ные био­гра­фи­че­ские све­де­ния о Гал­ли­оне. По уста­но­вив­шей­ся прак­ти­ке в рим­ской им­пе­рии, в долж­но­сти про­кон­су­ла на­хо­ди­лись один год и по окон­ча­нии сро­ка про­кон­сул был обя­зан в те­че­ние 30-ти дней сдать де­ла. Про­кон­суль­ство Гал­ли­о­на на­ча­лось в ап­ре­ле 51 г. и, сле­до­ва­тель­но, окон­чи­лось в ап­ре­ле 52 г. На вре­мя про­кон­суль­ства Гал­ли­о­на па­да­ет из­вест­ное столк­но­ве­ние ко­ринф­ских иуде­ев с ап. Пав­лом (Деян.18:12-17). Столк­но­ве­ние это име­ло ме­сто неза­дол­го до от­прав­ле­ния апо­сто­ла в Иеру­са­лим; от­сю­да мо­жем сде­лать сле­ду­ю­щий вы­вод: ап. Па­вел про­жи­вал в Ко­рин­фе 1½ го­да и при­был в него в на­ча­ле зи­мы 50 г. В свою оче­редь, Дель­фий­ская над­пись при­во­дит к сле­ду­ю­щим хро­но­ло­ги­че­ским да­там: вступ­ле­ние апо­сто­ла на ев­ро­пей­ский кон­ти­нент сен­тябрь—ок­тябрь 50 го­да; вре­мя апо­столь­ско­го со­бо­ра — на­ча­ло 50 го­да; на­ча­ло вто­ро­го апо­столь­ско­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия по ма­ло­азий­ским Церк­вам — вес­на и ле­то 50-го го­да. Дан­ные Дель­фий­ской над­пи­си опре­де­ля­ют и вре­мя об­ра­ще­ния ап. Пав­ла. Апо­столь­ский Со­бор был в 50 г. В по­сла­нии к Га­ла­там ап. Па­вел, оста­но­вив­шись на фак­те сво­е­го об­ра­ще­ния, уста­нав­ли­ва­ет две да­ты от это­го зна­ме­на­тель­но­го со­бы­тия в его жиз­ни: 1) «Спу­стя три го­да, хо­дил я в Иеру­са­лим ви­деть­ся с Пет­ром и про­был у него дней пят­на­дцать» (Гал.1:18); 2) «По­том, через че­тыр­на­дцать лет, опять хо­лил я в Иеру­са­лим с Вар­на­вою, взяв с со­бою и Ти­та» (Гал.2:1). Кон­текст ре­чи, ло­ги­че­ский: смысл тек­ста при­ну­ди­тель­но обя­зы­ва­ет счи­тать че­тыр­на­дцать лет от со­бы­тия об­ра­ще­ния, а не от пер­во­го хож­де­ния в Иеру­са­лим, как ду­ма­ют неко­то­рые. Та­ким об­ра­зом, вы­чи­тая из 50 че­тыр­на­дцать, бу­дем иметь да­ту об­ра­ще­ния ап. Пав­ла 36-й год по Р. X. О зна­че­нии даль­фий­ской над­пи­си см. ар­хим. Ана­то­лий (Гри­сюк). Дель­фий­ская над­пись и ее зна­че­ние для хро­но­ло­гии ап. Пав­ла. Тру­ды Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии 1913 г., т. I, ст.р. 49-58; А. Deismann. Paulus. Eine Kultur und religionsgeschichte Skizze, Tubingen 1925; пер­вое из­да­ние в 1911 г. У Deismann’а по­ме­ще­ны и фо­то­сним­ки над­пи­си. На­ши вы­во­ды несколь­ко раз­нят­ся от вы­во­дов Дей­сма­на. Дей­сман по­ла­га­ет, что апо­стол при­был в Ко­ринф в пер­вом ме­ся­це 50-го го­да, на­ча­ло вто­ро­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла от­но­сит к кон­цу 49 г. Та­кое пред­по­ло­же­ние недо­ста­точ­но твер­до обос­но­ва­но.

[20] Впер­вые это мне­ние бы­ло вы­ска­за­но тю­бин­ген­цем Ба­у­ром, за­тем Голь­сте­ном, Голь­ш­те­ком и ря­дом дру­гих пред­ста­ви­те­лей от­ри­ца­тель­ной кри­ти­ки.

[32] Деян.12 Иосиф Фла­вий. «Иудей­ские древ­но­сти», кн. XIX 8, 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *