Что нам задали по физике
Как подготовиться к ЕГЭ по физике: лайфхаки и советы
С чего начать подготовку, каким задачам уделять особое внимание и как распределить свои силы на экзамене
В этом материале рассказываем о структуре ЕГЭ-2022 по физике, делимся подробным планом подготовки и лайфхаками, которые составили преподаватели «Фоксфорда». Всё, чтобы эффективно подготовиться к выпускному экзамену и сдать на высший балл.
преподаватель физики в «Фоксфорде» и МФТИ,
автор олимпиадных задач
Структура ЕГЭ-2022 по физике
ЕГЭ-2022 по физике состоит из 30 задач, за которые в сумме можно получить 54 первичных балла. Первые 23 задачи не требуют подробных решений, в бланке нужно просто написать число или последовательность цифр. А вот решения последних семи задач надо будет записать полностью.
Задача 1. Надо выбрать два или три верных утверждения из пяти предложенных.
Задача 2. Приведены три зависимости какой-либо физической величины от другой, и надо для каждой из них указать график из пяти предложенных авторами.
За задачи 1–2 можно получить по 2 первичных балла. В задачах одновременно содержатся несколько тематических разделов по физике.
Задачи 3–8 — механика. Из них три задачи, в которых нужно просто записать ответ, одна на выбор нескольких верных вариантов из пяти предложенных и ещё две задачи на соответствие.
Задачи 9–13 — молекулярная физика и термодинамика. В трёх из них надо получить число, в одной выбрать 2–3 варианта из пяти и ещё одна задача на соответствие.
Задачи 14–19 — электродинамика. Составители ЕГЭ в этот раздел включают также и оптику. В трёх задачах нужно записать число в бланк ответов, в одной выбрать несколько правильных утверждений из пяти и ещё в двух установить соответствие.
20–21 — квантовая физика или специальная теория относительности. В задаче 20 нужно записать число в бланк, а 21 — задача на соответствие.
Задания 22–23 — понимание того, как правильно ставить эксперимент. В задании 22 нужно правильно указать результат измерения с учётом его погрешности, а в 23 уметь правильно выбирать нужные опыты для определения зависимости одной физической величины от другой или отбирать правильное оборудование для эксперимента.
Задача 24 называется качественной и может быть по любому разделу физики. Традиционно это одна из самых сложных задач экзамена, так как её невозможно решить, просто зазубрив все формулы из школьной программы. Она требует, во-первых, глубокого понимания физики того или иного процесса, а во-вторых, умения чётко формулировать свои мысли. За эту задачу можно получить максимум 3 первичных балла.
За задачи 25 и 26 можно получить максимум по 2 первичных балла. Здесь требуется подробное решение. Задача 25 может быть по механике, молекулярной физике или термодинамике, а 26 — по электродинамике или квантовой физике.
За задания 27–29 можно получить по три первичных балла. Это уже более сложные задачи. В задании 27 — молекулярная физика и термодинамика, в заданиях 28–29 — электродинамика или геометрическая оптика.
Особое внимание заслужила последняя, 30-я задача по механике. За неё можно получить целых 4 первичных балла. Она требует подробного оформления. Если вы запишете решение «по старинке», то есть укажете список начальных формул и из них выведете ответ, то получите за это 3 первичных балла. Чтобы получить ещё один, нужно объяснить, почему вы действительно имели право пользоваться теми законами и формулами, что привели в решении. Возможно, даже на это объяснение вы потратите больше времени, чем на само решение. Другими словами, человек, который просто выучил все формулы, может претендовать на 3 балла. Для максимального балла требуется глубокое понимание физических процессов, происходящих в задаче.
План подготовки к ЕГЭ по физике
Понимать, а не запоминать
К сожалению, в некоторых школах на уроках физики сразу натаскивают на результат: показывают формулы, а через некоторое время дают по ним контрольную работу. Когда ученик не понимает, откуда взялась формула и по какому принципу она работает, то быстро забывает зазубренный материал.
Чтобы понимать физику, научитесь выводить формулы самостоятельно. Так они отложатся в голове, и при решении задачи вам не понадобится отдельный листок с заготовками. Для того чтобы формула отложилась в голове на уровне подсознания, необходимо решать большое количество задач. Так вам не нужно будет готовиться к контрольным и экзаменам, потому что решение задач — это и есть подготовка.
Кроме школьных учебников по физике можно изучать образовательные ролики в интернете. Однако среди разных источников могут встретиться и некачественные. Лучше посоветуйтесь с вашим учителем или продвинутыми в физике товарищами, стоит ли доверять данному материалу.
Обратите внимание на Фоксфорд.Учебник. Там по многим темам есть наглядные видеоматериалы Михаила Пенкина, учителя физики в «Фоксфорде».
Не бойтесь пробовать силы в олимпиадах по физике. Подготовка к соревнованию и решение нестандартных задач не только помогут лучше разобраться в предмете, но и прибавят вам уверенности на ЕГЭ. К тому же победа или призовое место в вузовской олимпиаде даёт льготы при поступлении в некоторые вузы страны. Привилегии зависят от уровня олимпиады и политики самого вуза.
Например, при поступлении в МФТИ победителей олимпиады первого уровня по физике берут без экзаменов. Призёры получают 100 баллов по шкале ЕГЭ. Олимпиада второго уровня по физике не подойдёт. Однако другие вузы могут засчитать льготы победителям и призёрам олимпиады второго, а иногда даже и третьего уровня. Более подробную информацию можно найти на сайте приёмной комиссии интересующего вас института.
Механика. Может показаться, что наиболее сложные темы на ЕГЭ — квантовая физика, физика атома и атомного ядра. Но составители ЕГЭ дают по ним простые задачи, потому что школьники сталкиваются с этими темами только в 11-м классе. Самые сложные задания обычно бывают по механике, которую преподают с самого начала курса физики.
Теорию лучше всего изучать по двухтомнику Козела С. М. «Пособие для учащихся и абитуриентов». Практиковаться — по книге Касаткиной И. Л. «Репетитор по физике». Там много задач разной сложности: и уровня ЕГЭ, и уровня вузовских олимпиад, но в основном представлены задачи из второй части ЕГЭ. К ним приводят подробные объяснения, что очень помогает при самостоятельной подготовке к экзамену. Обязательно прорешайте задания из книги с тренировочными вариантами Демидовой М. Ю. — одной из главных составителей ЕГЭ по физике.
Для сдачи ЕГЭ по физике достаточно базовых знаний по математике, потому что большинство задач решается простыми методами. Как правило, здесь не нужны такие вещи, как производная и первообразная. Самое главное, что нужно освоить, — перенос величины из одной части в другую с противоположным знаком и работу с дробями. Очень важно также уметь решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными и квадратные уравнения.
На ЕГЭ сложно получить высокий балл, достаточный для поступления в технические вузы, если не разбираешься в тригонометрии. Вы должны отличать синус от косинуса или тангенса и уметь ими пользоваться. Например, при поиске катета в прямоугольном треугольнике вы должны понимать, что если угол прилежащий, то катет находится домножением гипотенузы на косинус, если противолежащий — на синус. В задачах по геометрической оптике нужно, конечно, знать геометрию. Но в большинстве случаев хватает навыка работы с подобными треугольниками.
Лайфхаки для ЕГЭ по физике
1. Проверить размерность. Допустим, в условии просили найти скорость, а у вас ответ вышел в килограммах. Значит, у вас в решении ошибка.
2. Проверить на здравый смысл. Допустим, что при решении задачи у вас получилась скорость пешехода 150 км/ч. Но пешеход не может двигаться с такой большой скоростью. Значит, вы где-то допустили ошибку. Бывают и менее очевидные вещи. Например, если получилась длина столбика с ртутью в трубке больше длины самой трубки, здесь тоже есть ошибка.
3. Проверить на частный случай. Такая возможность есть не всегда, но иногда ей стоит воспользоваться.
Например, дана собственная скорость катера V и скорость течения U. Нужно найти время, за которое катер доберётся до точки, находящейся на расстоянии S ниже по течению и вернётся обратно.
Если честно посчитать ответ, получится время
Если катер будет плыть в озере, где нет течения, скорость катера при движении туда и обратно одинакова и равна V. Тогда ответ будет такой:
Что нам задали по физике
Преподаватель выездных олимпиадных школ «Фоксфорда» и МФТИ. Преподаватель вечерней физико-технической школы при МФТИ.
Как вы пришли в профессию?
Сначала я планировал просто подрабатывать репетиторством на первых курсах университета. Последние три года учёбы в школе специально сохранял полезные учебные материалы — конспекты, тетради, пособия, — чтобы использовать в преподавании. А потом втянулся и выбрал карьеру педагога, несмотря на другие перспективы, которые даёт высшее образование МФТИ.
Какие качества ценны для педагога?
Лично я люблю учителей, которые не только понятно объясняют, но и устанавливают с ребёнком близкий контакт. Круто, если ты можешь поговорить с преподавателем на сторонние темы.
Конечно, без качественного владения дисциплиной и умения объяснять — никуда. Но если педагог становится ребёнку другом — для меня это критерий высшего пилотажа.
В чём главная сложность изучения физики?
Сложнее всего поверить, что физика — это просто. Многие школьники боятся физики как огня — а на самом деле физика гораздо легче, скажем, курса математики.
В физике легко проводить параллели и аналогии с реальной жизнью. Большинство законов интуитивно понятнее, чем сложные доказательства и теоремы в математике.
Физика — это просто. Всегда говорю ученикам: «Сейчас вы сами увидите, что всё гораздо проще, чем казалось».
Как физика может пригодиться в жизни тем, кто не поступает на физфак или мехмат?
Физика — везде. Она вокруг нас! Поэтому знания из школьного курса нужны всем — даже гуманитариям.
С помощью физики можно вычислить, сколько килограмм дров нужно, чтобы затопить печь в деревенском доме, или сварить походный обед в лесу в котелке. Физика объясняет, почему масло и вода не смешиваются, если добавить одно в другое, а остаются на двух уровнях.
Если дома нет весов, а они нужны, знания физики помогут соорудить простую конструкцию рычажных весов из бумаги, картона, бутылок и других подручных средств.
Когда ты разбавляешь чай холодной водой, чтобы поскорее остыл, — зная физику, сможешь вычислить, сколько именно налить воды для комфортной температуры. А ещё физика подскажет, за какое время закипит чайник определённой мощности.
Освоив курс физики, понимаешь, сколько хранятся те или иные продукты при разных температурах. Сколько градусов в холодильнике, а сколько в морозилке, и почему. И многое другое!
Помимо базового, в «Фоксфорде» я веду три курса экспериментальной физики. Там мы на каждом занятии ставим опыты. Это позволяет ребятам ещё лучше понять, что физика — и есть наша жизнь.
Чем занятия в онлайне отличаются от обычных?
До «Фоксфорда» я в основном преподавал очно. Но мне удалось быстро переключиться на формат дистанционки. Главное, как мне показалось, — это научиться общаться с учениками в чате. Если дети чувствуют, что ты общаешься и слышишь их, разница с очным занятием минимальна.
В онлайне немного труднее отследить, все ли ученики участвуют в уроке. Поэтому я привлекаю внимание к сложным темам и прямо говорю: «Так, сейчас все слушаем внимательно! Готовы?». Важно сконцентрировать внимание ребёнка на том, что ты объясняешь.
Иногда использую лайфхаки — вставляю в презентацию популярный у подростков мем, прыгаю на 360 градусов, показываю тенью собачку. Что угодно, что привлечёт внимание ребёнка и заставит формулу, которую мы проходим, врезаться в мозг.
Шрек вместо кубика и блоков
В целом онлайн-образование эффективней очного. Ты тратишь меньше времени, никуда не ездишь. Сидишь с комфортом дома, в удобных шортах и футболке. Учишь, что нужно именно тебе.
Есть ли минусы у домашнего образования?
На домашней форме обучения приходится уделять больше внимания социализации ребёнка. Если школьник осваивает программу на дому, он не взаимодействует с коллективом сверстников на ежедневной основе.
Но нехватку общения легко восполнить секциями, кружками по интересам, экскурсиями, детскими лагерями. Тогда ребёнок и получает качественное образование, и развивается в социальном плане.
Другой минус — трудности с концентрацией у младших подростков. Если в обычной школе их дисциплинирует формализованная обстановка, то на онлайн-уроке дети полностью расслабляются и легко отвлекаются. Допустим, в кадре пробежала кошка — всё, внимание переключилось.
Здесь помогает интерактив и подключение игровых элементов. Да и просто взросление — старшие классы уже легче фокусируются на теме онлайн-занятия.
Что делать, если физика не даётся ребёнку вообще?
Часто проблема не в ребёнке, а в подаче материала. Если педагог объясняет монотонно и занудно, а учебник написан заумным академическим языком — школьник, который и так убеждён в сложности предмета, никогда не подступится.
Поэтому важно найти преподавателя, который объясняет максимально доходчиво. Перед тем как ввести понятие или формулу, я станцую, покажу видео, нарисую картинку или приведу пример из жизни. Потом поясню суть простыми словами. И только после этого назову термин.
Ещё одна причина, почему с физикой возникают проблемы, — многое в курсе физики из государственной программы завязано на математике. Например, необходимо делать вычисления или выражать из одного другое.
В обычной школе физика идёт вперёд математики — бывает, что тема, которая уже изучается в курсе физики, основывается на теме из математики, которую дети не проходили. В таком случае стоит либо менять школу, либо подтягивать математику отдельно.
В чём секрет успешного освоения курса физики?
Простая, но эффективная стратегия заключается в повторении материала. Это 70% успеха — особенно на уровне старших классов.
Даже если ты усвоил на занятии абсолютно всё, материал без повторения выветрится к следующему уроку. Одно дело — понять, что тебе сказали простыми словами. Другое — применить новые знания в домашней работе. Бывает, что на уроке понял объяснения, а потом смотришь на задачу и не понимаешь, что происходит.
Нужно перечитывать учебник и конспекты после занятия, полностью выполнять домашнее задание, пробовать дополнительные упражнения. Тогда информация уложится в голове. А главное, научишься применять знания на практике.
Стоит ли сдавать физику на ОГЭ?
Я не рекомендую сдавать физику в девятом классе. В экзамен нынешнего формата включены темы, которые проходят только в 10 и 11 классах. Девятиклассникам их преподают очень быстро, поверхностно и в укороченном варианте, чтобы те могли хоть как-то написать ОГЭ, а в следующие два года разбирают подробно.
Например, магнетизм — сложная для изучения тема. Тяжело представить, что происходит на уровне электронов, куда они летят и зачем. Девятикласснику будет сложно осваивать такие темы самостоятельно. А школьной программы совершенно недостаточно.
Чтобы успешно сдать ОГЭ по физике, нужно быть готовым самому разбирать темы старших классов, либо заниматься с репетитором. Решайте тесты и помните, что часть знаний в школе не дадут вообще. Важно рассчитывать силы.
Ещё лайфхак — смотреть передачу «Галилео», чтобы легко решать задачи на применение и знание физики в жизни.
Как подготовиться к ЕГЭ по физике?
Сначала определитесь с целью. Если ребёнку требуется только сдать государственный экзамен — это одно. А если хочется реально понимать физику, то необходима иная стратегия подготовки.
В первом случае — монотонно решайте тесты. Если задача состоит в том, чтобы сдать экзамен и забыть про физику, то такой подход сохранит силы и энергию.
Во втором случае — метьте на олимпиады. Фишка в том, что олимпиадные задачи по физике — это в большинстве случаев сложные задачи по школьному курсу. Для написания олимпиад по физике не требуются дополнительные знания. Скорее, нужно научиться видеть альтернативные подходы и методы решений.
Если хотите по-настоящему понимать физику, фокусируйтесь на олимпиадных задачах и участвуйте в конкурсах. А за решение непосредственно тестов ЕГЭ можно взяться гораздо позже.
Даже если вы ничего не займёте на олимпиаде — сам факт участия и подготовки даст огромную базу. Структура ЕГЭ и задачи госэкзамена покажутся легче. Я рекомендую начинать участвовать в интеллектуальных конкурсах уже с седьмого класса. Это развивает голову во всех направлениях.
В каких олимпиадах обязательно нужно принять участие?
Проще всего подготовиться к Физтеху. Как правило, там адекватно сформулированы задания. Ещё есть «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!», школьный этап Всеросса.
Из олимпиад на любителя — МОШ (Московская олимпиада школьников). Основная сложность там заключается в формулировке заданий.
Когда я участвовал в олимпиадах, для меня было кайфом разобраться в заковыристом условии и понять суть задачи. Но если не готовы, лучше начать с конкурсов попроще.
Что посоветуете школьнику для поступления в престижные технические вузы и специальности, связанные с физикой?
Как можно больше учиться самому. Курсы и репетиторы — это хорошо. Но чем регулярнее ты занимаешься самостоятельно, тем больших высот достигнешь. В конце концов, всё зависит от тебя. Поступить на бюджет в престижный вуз — реально как с подготовкой под руководством профессионалов, так и без.
Рекомендую использовать все возможности вокруг. Просите дополнительные задания у учителя. Участвуйте в олимпиадах. Занимайтесь по бесплатным ресурсам в интернете. Смотрите тематические видео на Youtube.
Ещё советую попробовать поступить в сильный физмат-лицей после восьмого или девятого класса — это колоссальный опыт, который полностью меняет человека. В лицеях учителя знают каждого ребёнка. Это большая и дружная семья. Ты каждый день варишься в коллективе интеллектуально развитых людей и быстро растёшь.
Чем вы увлекаетесь?
Со школы занимаюсь футболом, баскетболом, волейболом, плаванием. Играл в сборной МФТИ по футболу. Сейчас учусь в магистратуре, капитан факультетской команды. Прошёл школу вожатых — учу подопечных «вожатить». Играю на гитаре — научился по роликам в интернете. Даже пишу свои песни, но в публичный доступ не выкладываю.
Сейчас читаю Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Крутые рассказы о жизни известного и талантливого физика. Написано простым языком — поэтому доступно не только специалистам, но и массовому читателю.
Люблю сериалы — например, «Ходячие мертвецы» и «Остаться в живых».
Что пожелаете ученикам «Фоксфорда»?
Как можно больше пробуйте, пока учитесь в школе, и ищите своё.
Не бойтесь отказываться от желаний, навязанных социумом. Если родители отправили вас учить то, чего вы не хотите, — найдите смелость напрямую поговорить с ними и рассказать о настоящих желаниях.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Профессор Знаев
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЗИКЕ С ОТВЕТАМИ
Почему журавли и другие птицы во время дальних перелетов держатся косяком?
Ответ. Впереди – самая сильная птица. Воздух ее обтекает, как вода нос корабля, за ней образуется клин, внутри которого более слабые птицы испытывают меньшее сопротивление воздуха.
Пуля, попав в вареное яйцо, пробивает его, оставляя отверстие, а сырое яйцо разбивается пулей вдребезги. Почему?
Ответ. Вареное яйцо (особенно желток) имеет небольшую упругость, давление в нем при прохождении пули мало возрастает. В сыром яйце, как в жидкости (упругой среде) давление возрастает мгновенно и очень сильно.
№ 4.
Почему лоси могут ходить по снегу или болоту, не увязая?
Ответ. Лось – парнокопытное животное. Между раздвоенными частями копыт есть перепонка (при раздвижении частей копыт увеличивается площадь опоры, давление на почву, снег уменьшается).
№ 5.
Почему труднее вытаскивать морковь и другие корнеплоды из плотной почвы, чем из рыхлой?
Ответ. Под корнеплодом при выдергивании образуется разряжение (давление, меньшее атмосферного). Чем плотнее почва, тем больше разряжение.
Почему высоко в горах вывихи суставов у людей происходят чаще, чем внизу?
Ответ. На высоте давление понижено, сила прижатия друг к другу сочлененных в суставе костей становится меньше, и вывихи суставов происходят чаще.
Почему при размешивании чая чаинки собираются в центре стакана?
Ответ. Давление в движущейся жидкости тем меньше, чем выше скорость. Вблизи краев стакана скорость меньше (из-за трения воды о стекло). Избыточное давление между центром и краями стакана перемещает чаинки к центру.
Зачем рыбе нужен плавательный пузырь?
Ответ. Сжимая и растягивая его мышцами, рыбы регулируют объем, а значит плотность своего тела. Сжатие – уменьшение объема – увеличение плотности – погружение (и наоборот).
Почему дрожат замерзающие люди и животные?
Ответ. Так они греются. Совершаются движения – совершается механическая работа – повышается внутренняя энергия.
В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее, чем в хвойном. Почему?
Ответ. Деревья испаряют влагу с поверхности листьев. При этом уменьшается внутренняя энергия листьев (они охлаждаются) и охлаждается воздух. У лиственных деревьев площадь поверхности листьев больше – испарение больше – охлаждение больше.
Почему наклоненный велосипед не падает при движении «на виражах»?
Ответ. Для движения по окружности необходимо действие центростремительной силы. Она возникает при наклоне велосипеда.
В опыте с «магдебурскими тарелками» Отто Керике впрягал 8 лошадей слева и 8 лошадей справа. Как можно было этим же количеством лошадей развить большую силу тяги?
Ответ. Одну тарелку закрепить, а к другой – 16 лошадей (сила действия равна силе противодействия).
Кипяток гасит пожар быстрее, чем холодная вода (сразу отнимает от пламени теплоту парообразования и окружает огонь слоем пара, затрудняющего доступ воздуха).
Нельзя ли насосами сразу подавать в пламя кипяток?
Ответ. Нет. В насосе под поршнем вместо разряженного воздуха будет пар упругостью в 1 атм. Кипяток не будет поступать в шланги.
В трубах подземных частей зданий вода часто замерзает не в мороз, а в оттепель весной. Почему?
Ответ. Теплопроводность осуществляется в земле медленно (малый коэффициент теплопроводности).
Дерево проводит звук лучше, чем воздух. Почему же разговор, происходящий в соседней комнате, заглушается, когда дверь в комнату закрыта?
Ответ. «На границе» воздух-дерево звук переходит из среды, плохо проводящей звук (по сравнению с деревом) в среду, быстро проводящую звук (дерево). Существует предельный угол падения для звуковых лучей. Значительная часть звуковых волн должна отражаться назад в воздух.
Какой национальности были Цельсий, Реолиф и Фаренгейт?
Ответ. Швед, француз, немец.
Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?
Ответ. В болотистой местности велика относительная влажность, плохо испаряется пот, медленно охлаждается кожа.
Из крана самовара падают капли. Когда эти капли более тяжелые: когда вода горячая или когда она остыла?
Ответ. Когда вода остыла, т.к. с уменьшением температуры – коэффициент поверхностного натяжения увеличивается и капля становится больше.
Ответ. Конец стрелки притянется к наэлектризованной палочке, т.к. на стальной стрелке появятся индуцированные заряды.
№ 20.
«Рожь, рожь… Дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Над степью низко провисая,
Лениво стонут провода…»
(А.Твардовский)
Почему гудят провода?
Ответ. При обтекании воздухом проводов за ними образуются «вихри». В вихрях давление меньше, чем там, где их нет. Вихри «срываются» с проводов и «звучат».
Почему приборы для электростатических опытов не имеют острых концов?
Ответ. Плотность заряда больше там, где кривизна поверхности больше (на острие). Возле острия воздух ионизируется и нейтрализует его заряд («заряд стекает»). Чтобы сохранить заряд поверхность делают круглой, гладкой.
Наэлектризованный мыльный пузырь раздувается настолько, что его радиус значительно увеличивается (заряд не меняется). Как изменится энергия заряда? Помогает или препятствует наличие заряда раздуванию пузыря?
Ответ. Энергия заряда уменьшится (Wp = Q2/2R); заряженный пузырь раздувать легче, т.к. заряды взаимно отталкиваются и способствуют увеличению свободной поверхности.
В 1822 году Араго заметил, что магнитная стрелка, колеблющаяся около положения равновесия, быстро останавливается, если она находится в футляре из меди. Почему?
Ответ. Качающаяся магнитная стрелка создает переменное магнитное поле. Оно индуцирует в меди вихревые токи, направление которых таково, что они своими полями препятствуют движению стрелки.
В бутылку льют воду. Струя воды производит при этом шум определенного тона. По мере наполнения бутылки водой этот тон становится выше. Почему?
Ответ. Полость бутылки – резонатор. По мере наполнения бутылки длина резонаторного столба уменьшается. Высота тона увеличивается.
Если потереть баллон неоновой лампочки, то можно заметить, что она короткое время светится. Как объяснить это явление?
Ответ. В результате трения на стекле возникают заряды, поле которых вызывает кратковременное свечение лампы.
Как нужно расположить две собирающие линзы, чтобы пучок параллельных лучей, пройдя через обе линзы стал снова параллельным?
Ответ. Так, чтобы совпали их главные фокусы.
Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее, чем наружные стены, даже если они (стены) выкрашены темной краской?
Ответ. Отражение света от стен всегда больше, чем отражение от прозрачных, т.е. пропускающих свет, окон.
Ленц Эмилий Христианович – русский физик. В какой области физики он выполнил основные свои работы? С чем конкретно связаны его основные работы?
Ответ. В области электромагнетизма. Закон Ленца о направлении индукционного тока.
Ответ. В области механики, оптики. Формула Гюйгенса для периода гармонических колебаний физического маятника. Принципы Гюйгенса в объяснении механизма распространения света.
«Темная ночь.
Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
Тускло звезды мерцают.»
(В.Агатов)
Почему звезды мерцают?
Ответ. Причина – в свойствах земной атмосферы. То тут, то там возникают то сгустки, то разряжения. Давление претерпевает изменения тоже. Вместе с давлением «скачет» плотность воздуха. Через такие участки свет не может распространяться прямолинейно. Свет от звезды, проходя через атмосферу земли, испытывает многочисленные и беспорядочные отклонения. Потому и мерцает звезда.
К положительно заряженному электроскопу подносят тело, заряженное отрицательно. Что при этом происходит?
Ответ. Сначала угол между листками уменьшается, затем = 0, а потом увеличивается.
№ 33.
Укажите по возможности больше черт сходства и различия между электрическими и гравитационными полями.
Ответ.
Сходства:
1) аналогия взаимодействия зарядов и масс (законы Кулона и Ньютона);
2) оба поля консервативны (работа на замкнутом пути равна нулю);
3) существование в них разности потенциалов.
Различия:
1)отрицательных масс нет;
2)нет гравитационно-нейтральных тел.
Ответ. Внутри металлической сетки электрическое поле отсутствует, не возникает искра электрическая.
Ответ. Разность потенциалов между лапками мала, ток мал.
Ответ. Во второй по мере раскаливания нити ток уменьшается (сопротивление растет). В угольной – наоборот.
Ответ
а) никелин, железо, медь (по мере уменьшения сопротивления);
б) медь, железо, никелин (по мере уменьшения тока).
Ответ. При электролизе воды объем выделяющегося водорода в 2 раза больше объема кислорода. Отрицательным полюсом будет тот, у которого больше выделится газа (водорода, ионы которого положительны).
Ответ. Ионы в электролитах при протекании тока движутся ускоренно. При соударениях энергия (кинетическая) упорядоченного движения переходит в энергию хаотичного (теплового) движения.
Ответ. Меньше давление – больше длина свободного пробега – большая по величине копится кинетическая энергия иона – больше вероятность ионизации при том же (или меньшем) напряжении. Напряжение пробоя уменьшается с уменьшением давления.
Ответ. При достаточно большой напряженности электрического поля вокруг тела в окружающем диэлектрике (воздухе) возникает разряд (корона или искра) и воздух теряет свои изолирующие свойства.
Ответ. Сила, действующая на кубик, возрастает по мере его приближения к магниту. Движение кубика с увеличивающимся ускорением.
Ответ. Более быстрые электроны отклоняются сильнее (сила Лоренца прямо пропорциональна скорости заряда электронов, составляющих катодные лучи).
Ответ. При включении ЭДС индукции направлена против ЭДС цепи, а при выключении – в одну сторону с ней (закон Ленца).
Ответ. Маятник можно считать математическим. Длина его будет увеличиваться. Период тоже увеличится.
Ответ. При близкой – первичная звуковая волна от самой молнии во много раз сильнее, чем эхо, приходящее потом от отражающих предметов. При далекой – первичная и отраженные волны доходят к нам уже меньше различающимися по силе
Две одинаковые частицы, но одна быстрая, а другая медленная, движутся по окружности в одном и том же магнитном поле. Которая из частиц совершает обороты быстрее?
Ответ. Время оборота не зависит от скорости частицы. (m/qBp 2= t)
Плоское зеркало поворачивается на угол 30 градусов около оси, лежащей в плоскости зеркала и перпендикулярной к падающему лучу. На какой угол повернется при этом отраженный луч?
Как достаточно быстро можно определить центр тяжести однородной палки, утяжеленной с одного конца?
Ответ. Положить ее на указательные пальцы левой и правой рук. Сближать пальцы. Они сойдутся под центром тяжести палки.
Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему?
Ответ. В реке. Плотность соленой воды больше, чем пресной. В море Архимедова сила увеличивается.
Какое действие тока используется в электросварке?
Почему в месте плохого контакта проводника разрушается изоляция?
Ответ. проводник в этом месте разогревается.
Какие силы называют консервативными?
Ответ. Их работа по замкнутому контуру равна нулю.
Как можно изменить направление вращения якоря электродвигателя?
Ответ. Изменяя направление тока в обмотке якоря или индуктора
Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь металл и дерево в сорокаградусную жару?
Ответ. Теплопроводность металла гораздо больше, чем дерева, поэтому зимой металл будет более холодным на ощупь,а в жару более горячим, чем дерево.
Почему для переноски раскаленных болванок нельзя употреблять электромагнит?
Ответ. Потому что железо, нагретое до 800°, совершенно не намагничивается.
Отчего журчит ручей?
Ответ. Ручеек журчит потому, что струя воды при небольшом падении захватывает частицы воздуха и погружает их в воду, отчего образуются пузырьки. Лопаньем этих пузырь¬ков и объясняется журчание ручейка
Каковы составные тона белого цвета?
Какое общее свойство отличает мед и чугун от боль¬шинства остальных веществ?
Ответ. Они, в отличие от большинства веществ, при плавле¬нии не увеличиваются, а уменьшаются в объеме.
Какое дерево вы бы взяли для керосиновой бочки?
Ответ. Для керосиновой бочки нужно взять пальму или дуб, потому что по отношению к этим материалам керосин обладает свойством несмачиваемости, то есть сцепление между молекулами керосина больше, чем между молекулами керосина и дуба или пальмы, и керосин не просачивается по капиллярам дуба и пальмы.
Почему водопроводные трубы бывают иногда мокры¬ми снаружи?
Ответ. Воздух вокруг труб охлаждается и конденсируется на поверхности труб.
Чтобы лучше видеть вечером свое лицо и в зеркале, куда вы поставите лампу —перед собой или сзади себя?
Ответ. Лампа должна стоить впереди вас, между вами и зер¬калом.
Как по-вашему, что тяжелее: тонна дерева пли тонна железа?
Ответ. Тонна дерева будет, как это ни странно, тяжелее железа. Если вы вспомните, закон Архимеда применим не только к жидкостям, но и к газам. Каждое тело «теряет» в воздухе из своего веса столько, сколько весит вытесненный объем воздуха. Дерево и железо тоже теряют в воздухе часть своего веса. Но тонна дерева занимает гораздо больший объем, нежели тонна железа, раз в 15, поэтому истинный вес тонны дерева больше веса тонны железа.
С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы красный свет семафора показался шоферу зеленым?
Ответ. Эта задача —шутка. Для того чтобы это могло быть а действительности, автомобиль должен двигаться со скоростью, близкой к скорости света, то есть делать 300 000 километров в секунду.
Какой расплавленный металл замораживает воду?