Что нам интересно в древнерусской литературе
10 интересных фактов о древнерусской литературе
Древнерусскую литературу можно сравнить с почвой, на которой произросла русская культура XVIII – XX вв. Древнерусская словесность отличается от литературы современности в предназначении – художественная современная существует для того, чтобы «приподнимать» читателя над обыденностью. В древнерусскую вошли же основы идеалов нравственных устоев, вера в человека и его способность изменять мир.
Почему важно знать литературу Древней Руси? Во-первых, потому, что не зная ее, мы не поймем всю глубину творчества гениального поэта А.С.Пушкина, нравственного поиска писателя Толстого, глубинную философию мыслей Достоевского и т.д.
Предлагаем вам выделить немного своего времени, чтобы ознакомиться с некоторыми интересными фактами о древнерусской литературе. Все написано простыми словами – это будет полезно для общего развития.
10. Литература Руси с 11 по 17 век
В развитии литературы Древней Руси выделяются 3 периода: Киевской Руси (XI- XII вв) – на литературе XI- XII вв. базировалось развитие литературы Белоруссии, Украины, России.
Распад Северо-Восточной Руси (XII-XV вв.) и централизованного русского государства (XVI-XVII вв.) – в этот период создавалась литература формирующей русской нации. С 14 в. отчетливо проявляются особые книжные традиции, которые привели к образованию русской литературы, с 15 в. к белорусской и украинской.
9. Почти полностью рукописная
Рукопись Древней Руси можно встретить сейчас довольно часто (даже есть специальные паблики в социальных сетях, заимствовавшие вид письма). Можно заметить, что книги украшали разными животными или фигурками – цвет варьировался от красного до коричневого.
Примечательной особенностью древнерусской литературы является способ ее распространения и бытования – он рукописный, при этом то или другое произведение представляло из себя сборники (то есть отдельная рукопись не была распространена), преследовавших различные цели. Значение рукописей оценивалось с их практичных сторон, а не ради прикрасы.
8. Берет начало в византийской и болгарской литературных традициях
Древнерусская литература несла в мир духовность, нравственность – это самые важные ее цели, а также учила христианской этике. Именно она стала родоначальницей всей последующей украинской, русской и белорусской литературы.
Книги воспитывали в людях такие качества, как щедрость, душевное тепло, доброта и др. Развитие письменности на Руси легло в основу возникновения литературного творчества.
Стоит отметить, что авторы придерживались болгарской, а также византийской традиций в литературе, беря пример с источников, которые предавались переводам. Но есть один нюанс – авторы не занимались плагиатом, а с помощью творческих способностей создавали нечто совершенно новое. Переводная литература послужила базой для формирования собственных традиций.
Интересный факт: в 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол» в России.
7. Высшая цель литературы – спасение души
Целью литературы было спасение души. В наши дни мало кто испытывает интерес к литературе Древней Руси, и даже в школе включены лишь некоторые произведения: «Слово о полку Игореве», например, или «Повести временных лет» и др., но даже здесь стараются быстрее поговорить об этих книгах, а то и вовсе заменить литературой XIX века.
Возможно, все дело в том, что герои из этих произведений уже неактуальны, а сюжеты не представляют интереса для современных читателей. Возможно, так и есть – для нас эта литература древняя, а для людей того времени она была очень даже новой и отражала духовные ценности народа.
Центральной темой всех произведений было, как уже говорилось ранее, спасение души. Если вы читали «Слово о полку Игореве», то поймете, о чем идет речь.
6. Книги стремятся не удивить читателя новизной, а «заворожить» привычностью
Постоянно возникали новые требования, поэтому не удивительно, что в связи с этим обстоятельством писались и новые произведения. Многие из них переписывались несколько веков, и, само собой, читались – особенно понравившееся части входили в состав других произведений, т.к о чувстве авторства мало еще кому было знакомо.
У литературного произведения вовсе нет задачи преподнести читателю что-то новое, напротив, есть цель успокоить его и «заинтриговать» привычностью, что показывает общность с фольклором. Автор, создавая свое произведение, совершает, можно так сказать, некий ритуал, как известно, в ритуалах нежелательно наличие неожиданностей.
5. Литературные сборники – самый распространенный тип рукописей
Стоит отметить, что отдельных рукописей как таковых не было, чаще всего литературное произведение представляло собой сборник.
Писец занимался переписыванием произведений, а тетради, которые были написаны им, впоследствии могли соединяться переплетчиком. Он же в свою очередь мог собирать тетради, написанные разными песцами и в разное время, после чего они и соединялись.
Все литературные материалы были одного формата и объединялись им по содержанию. Сборники в наше время называются конволюты.
4. Старославянский язык был создан на болгаро-македонской основе
Болгаро-македонский диалект послужил основой славянского литературного языка, задачей которого стало проповедование христианского учения. Изначально язык был задуман специально для литературных целей, в повседневном общении им не пользовались.
Кирилл и Мефодий стали создателями алфавитной системы, кроме того, они перевели ее с греческого языка. Славянские народы Средневековья: сербы, болгары, русичи и т.д. восприняли этот язык в качестве литературного.
3. Древнейшие памятники письменности – договоры с Византией
Болгарский монах Храбрачерноризец (9-10 вв.) в своих сказаниях писал, что у славян не было системы письменных знаков, а счет и гадания они осуществляли с помощью резы и черт.
Ученые сходятся во мнении, что славяне еще до введения христианства в Киевской Руси использовали примитивное письмо. Эль Масуди – писатель, живший в 10 веке, видел в капище пророчества, нашедшие свое воплощение на камнях. В Киеве сохранились славянские переводы договоров с Византией: 911, 944 и 971 г.
2. Большое влияние оказало Нашествие Батыя
Киевская Русь в начале XII века была раздроблена на отдельные княжества. Отдельные территории не признавали киевского князя и вели междоусобные войны. То есть в те времена Русь была истощенной и раздробленной.
Нашествие Батыя, безусловно, оказало негативное воздействие на всю историю Руси, заморозив ее развитие. С того времени началось отставание от европейских стран, как в экономической, так и в культурной сфере, что коснулось и литературы.
1. Неразрывная связь с фольклором
Древняя Русь тесно переплетается с народной поэзией – фольклором. Именно благодаря ему люди понимали художественные средства выражения: через символы и образы, а также окружающую действительность.
Каждое литературное произведение включало в себя фольклор, в котором были использованы иносказания, традиционные символы, образные выражения и прочее.
Письменность переплеталась с жанрами народного творчества, сюда можно отнести предания (рассказы о важных событиях, передаваемыми молодому поколению), пословицы (народное поэтическое творчество), славы и т.д.
Древнерусская литература — интересные факты
Литература Древней Руси была родоначальницей всей последующей русской, белорусской и украинской художественной культуры. Она несла в мир духовность, учила христианской этике и воспитывала нравственность. Древнерусская литература – интересные факты.
История возникновения
К древнерусской литературе относятся произведения, написанные в период с XI по XVII век. Родиной её считается город Киев, а возникновение связано с Крещением Руси. Письменность была известна на русской земле и ранее, но только после принятия христианства она получила широкое применение. С принятием новой веры Русь также была подключена к новой для себя книжной культуре. Князь Владимир строил школы, где обучались грамоте все, даже дети из простых семей.
Развитие грамотности и письменности на Руси стало основой для возникновения литературного творчества. Авторы придерживались византийской и болгарской литературных традиций, беря пример с переводных источников. Но они не копировали предшественников, а творчески перерабатывали на свой лад или создавали нечто новое. Переводная литература стала базой для формирования собственных традиций. В 1564 году вышла первая российская печатная книга – «Апостол».
Источником создания многих литературных произведений было устное народное творчество. В полном соответствии с народными традициями были написаны «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве».
Содержание и направленность
Вначале литература имела чётко выраженную патриотическую направленность. В произведениях утверждались высокие нравственные идеалы, силы добра всегда побеждали зло, а люди объединялись для служения русской земле. Сюжеты в основном строились вокруг военных походов, междоусобиц князей, основания городов и нашествий кочевников. Книги носили поучительный и познавательный характер.
Большое внимание также уделялось развитию духовности, воплощению в жизнь христианских истин и идей. Отсюда и главная тема – ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, который связывался с христианством. В произведениях авторов средних веков были отражены все этапы формирования государства и развитие общественных и социальных отношений. Писатели максимально приближались к реальности, в основе сюжетов лежали исторические факты.
Это была литература формирующейся великорусской народности. О её объёме судить очень сложно, так как много произведений погибло во время набегов кочевников и бесчисленных пожаров.
В древнерусской литературе существовали как духовные, так и мирские произведения. Но переписыванием и хранением книг в то время занимались в основном монахи. Они не были заинтересованы в приумножении книг мирского содержания, и называли их «суетными». Духовные книги, наоборот, всячески поддерживались и поощрялись, так как содержали в себе непреходящие религиозные ценности. Поэтому большинство дошедших до нас книг имеет церковный характер.
Жанры и предпочтения
Система жанров древнерусской литературы была особенной. В ней отсутствовали любовная лирика и рыцарские романы. Выделялись следующие жанры:
Произведения писались на основе исторических фактов. А если и присутствовал какой-то вымысел, то он тоже приписывался истории. Вымысел так органично вплетался в ткань повествования, что не только читатели, но и сам автор свято верил в историческую достоверность написанного.
Одной из первых на русский язык была переведена Библия – священная книга всех христиан. По ней постигали азы веры, учили детей грамоте и нравственности. Очень популярны были также описания жизни святых, таких как книга Епифания Премудрого − «Житие Сергия Радонежского».
Была также переводная литература, оригинальная (на языке автора) и светская (не церковная). Большой популярностью у читателей пользовался приключенческий роман о жизни Александра Македонского – «Александрия».
На протяжении XII – XVII столетий любимой книгой многих поколений был переводной сборник «Пчела», который был составлен византийским монахом Антонием. В содержание сборника входили более 70 разделов, а также 2,5 тысяч цитат из работ античных философов и писателей на самые разнообразные темы. Они искали ответ на самый главный вопрос, − как жить в этом непростом мире?
Характерные особенности
Даже после изобретения печатного станка русская литература ещё долго оставалась рукописной. Издание книг было очень трудоёмким и затратным делом, поэтому даже самые внушительные сочинения переписывались от руки. Причём произведения выходили в свет не по отдельности, а в виде сборников. Каждый такой сборник преследовал свои определенные цели и оценивался с точки зрения его полезности.
К особенностям древнерусской литературы можно также отнести её анонимность. Сведений о писателях Древней Руси сохранилось очень мало, так как авторы не подписывали свои произведения. Это было связано с религиозно-христианскими понятиями о значимости человеческой личности. Иногда авторы скрывались за авторитетными именами отцов церкви таких, как Василий Великий, Иван Златоуст и т.д.
В Средние века не существовало понятия «авторское право». Монахи, переписывавшие чужой труд, часто выступали в роли редактора и соавтора. Они изменяли произведение в соответствии со своими вкусами или в соответствии с потребностями того времени. Оригинальность текста терялась даже при простом переписывании, так как монахи допускали ошибки, пропускали буквы, слова, выстраивали предложения в соответствии с особенностями местного говора. В науке даже существует такой термин – «извод». Есть рукописи псковско-новгородского извода, московского, болгарского и т.д.
Древнерусская литература имела поучительный и познавательный характер. На Руси книга воспринималась как главный источник знаний об окружающем мире и о природе человека. Книга направляла и воспитывала в людях такие качества как душевная теплота, щедрость, милосердие и скромность, так, например, написано «Поучение Владимира Мономаха».
Сочинение на тему «Уроки древнерусской литературы»
Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Уроки древнерусской литературы актуальны и в наши дни.
«Уроки древнерусской литературы» − сочинение
Вариант 1
Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.
Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.
Стоит отметить, что в школах, не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее. Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни. Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.
Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.
Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.
Как правило, основой древнерусской литературы считалась личность любого человека. Ведь очень часто бывает так, что человек интересен не сам по себе, а как полноценный участник той или иной социальной отрасли.
Авторы старались изобразить человека через его поступки, действия, решения. Все герои незримо делились на положительных или отрицательных. Такого понятия как противоречивый герой, просто не понималось в те времена. Стоит отметить, что со временем такая литература, стала очень хорошо отражать на только поступки людей, но и их характер, который собственно и двигал ими в ходе принятия того, или иного решения и совершении поступка.
Вариант 2
Итак, каков же он, древнерусский герой литературы? Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность.
Если перед нами монах — важны его монашеские качества, если князь — княжеские, если богатырь — богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой — цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела.
Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, — собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой — он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый.
Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской.
Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность.
Вариант 3
Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени. Дают они нам представления и о нравственных идеалах древней Руси. А они, в свою очередь, являются поучительными и по сей день.
Причем, отнести к поучительным произведениям, воспитывающим нравственность, можно и народное творчество, и произведения, принадлежащие перу известных личностей.
Если говорить о народном творчестве, то достаточно ознакомиться даже с теми простыми произведениями, которые знаем мы с детства, чтобы понять, как воспитывали своих чад. Да, они и в наши дни звучат из уст многих родителей, бабушек и дедушек. К ним можно отнести и развлекательные прибаутки и потешки. Они, между прочим, обращают внимание ребенка на жизненные мелочи, которые так важны и необходимы на протяжении всей дальнейшей жизни.
Поучительны и сказки, песни, сложенные народом. Они воспитывают в нас с ранних пор стремление к доброте, трудолюбию и терпению. А каким примером служат былинные богатыри, смелость, силу и сообразительность которых воспевал народ!
Ну, а если говорить о произведениях, авторы которых известны, то нельзя не упомянуть о поучении Мономаха. В нем обращается он ко всему подрастающему поколению, призывая его к добродетели, трудолюбию и терпению. Так же, поучает он уважать своих родителей, быть милосердными. Владимир ставит в пример свою жизнь. Он не говорит, что он идеален, но многому можно поучиться у него. Призывает он и жить в мире с ближними своими и стараться не творить зла. А натолкнула его на мысль написать это послание встреча со своими братьями.
И многие другие произведения, как народные, так и имеющие авторов, оглашают основные нравственные критерии, от которых зависит полноценное существование человека.
Древнерусская литература – это кладезь мудрости наших предков. А нравственные уроки из нее можно извлечь очень огромные и полезные. Ведь для того и пришла когда-то человеку в голову мысль записывать свои думы, поучения и наблюдения, чтобы донести их до потомства.
Вариант 4
Как же удивительна древнерусская литература! Несмотря на то, что письменность в государствах была не так сильно развита в то время, а различных художественных средств и приемов и вовсе не существовало, древние литературные произведения несут в себе глубокую смысловую нагрузку. Таким является и знаменитое «Слово о полку Игореве», написанное приблизительно в конце двенадцатого века.
«Слово» — это не повествование об истории прошлого, а отклик на события, которые произошли совсем недавно. В центре сюжета находится поход Игоря на половецкие земли. С самого начала его преследовали грозные предзнаменования, такие как солнечное затмение, тревожное поведение зверей и т.д. Но Игорь не обращал никакого внимания на них и велел войскам идти дальше. Это характеризует его как самоуверенного, честолюбивого человека. Но за это он поплатится кровью. Несмотря на победу в первом сражении с половцами, второе оканчивается неудачно. В это время Святославу, отцу Игоря, снится сон, где он и его брат Всеволод терпят поражение.
Мудрый отец упрекает своих сыновей за глупость, за стремление поскорее завоевать чужие земли. Далее Святослав произносит свое «золотое слово» — призыв объединиться всем князьям и прекратить бесконечные междоусобицы. Этот момент становится идейным центром произведения, где поднимается серьезная политическая и нравственная проблема: каждый князь заботится только о личных землях и не помогает другим, но для того, чтобы страна существовала дальше, им нужно объединиться и не враждовать друг с другом, иначе государство может разрушиться. Автор «Слова» нам доказывает, что самоуверенность князей, отправляющихся в поход из-за богатства и славы, губительна для всей Руси.
Чем же особенная композиция «Слова»? Во-первых, выделяются конкретные главы, автор переходит от одной темы к другой, меняет время действия, и каждая строка произведения наполнена восклицаниями, сравнениями, что формирует музыкальную композицию. Также произведение подчинено одной общей теме – теме родины и любви к ней.
Таким образом, одно из древнерусских произведений преподает нам важный нравственный урок: чтобы добиться чего-либо, не нужно враждовать, а стоит объединить силы со своими союзниками. Именно благодаря этому, по мнению автора «Слова», может держаться государство без войн и сражений.
Вариант 5
«Без полного выявления всех художественных особенностей древнерусской литературы невозможны построение истории современной русской литературы и эстетическая оценка памятников русской литературы» — пишет Д. Лихачёв. Трудно не согласиться с мнением известного советского и российского филолога.
В глубокой основе нашей сегодняшней культуры лежит культура древнерусская. Эта культура особенная и сильно отличается от нашей, хотя и является её предком. У всей древнерусской литературы сейчас мы можем найти одну тему, это – человек, и одну идею, это – определения смысла человеческой жизни. Но древнерусская литература рассматривала человека, не как личность ли отдельного героя, а как часть одного большого механизма. Это, пожалуй, важнейшая особенность древнерусской литературы. Люди в древней Руси находились очень близко к вере, вся их жизнь была ей пропитана. Благодаря этому, человек просто не представлялся один, без семьи, друзей, соседей, тех людей, которым он мог быть полезен, он не мог быть обособлен.
Главной целью древнерусской литературы для нас является вложение правильных нравственных ценностей и правильное воспитание человека с моральной точки зрения. Ведь тогда не было такого разнообразия в характерах героев. Древнерусская литература была на той ступени развития, когда герой определялся не характером, а исключительно поступками и мог быть только «злым» или «добрым». Персонажи могли быть только по одну моральную сторону. Герой не мог поменять полюс, и например, исправится в ходе рассказа или стать злым. Древнерусская литература учит, что человек определяется поступками. Это один из важнейших уроков, которые она даёт.
Древнерусская литература, как и всякая литература, учит видеть мир. Особенность её в том, что она показывает не только добро и зло, но и чем они отличаются, как можно делать добро и как сделать мир лучше.
Сочинение на тему «Из древнерусской литературы»
Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объединены в одно литературное произведение. Повесть легко распадается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части рассказывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра. Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел оставить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои правили честно, при их правлении город процветал.
«Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому. Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что главной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму. В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.
Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только подвиги, обращается к литературному вымыслу. Героями литературных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.
Сочинение по древнерусской литературе − 7 класс
Вариант 1
Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
Мне кажется, что в первую очередь, значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитывает в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, — первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.
Вариант 2
Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятие христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевода с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. В отличие от западноевропейских стран Русь приняла христианство поздно, лишь в десятом столетии, в 988 году. Первоначальное развитие русской литературы происходило под влиянием Византии — то есть Восточной Римской империи со столицей в Константинополе. Древнейшие литературные памятники восходят к XI веку и написаны на старом церковнославянском языке. Наиболее ранние из сохранившихся рукописей были созданы в Киеве, находившемся тогда на перекрестке важнейших международных торговых путей и представлявшем собой один из самых процветающих и культурных городов средневековой Европы.
В развитии древнерусской литературы (а существовала она более 700 лет) можно условно выделить четыре основных периода.
Первый период. Х1-ХУ века. Начальный этап этого периода характеризуется идеалистическим мышлением (с XI в. по первую половину XIV века), творчество осмысляется как божественный акт. Писатель выступает как посредник между Богом и человеком. Писатель еще не является собственно автором, сам он ничего не создает, только переписывает божественные священные тексты. Позже, к XV веку, появляется интерес к человеку, его мыслям, писатель начинает вносить свою точку зрения в переписываемый текст.
Второй период. Конец XV в.-40‑е годы XVII в. — проявление рассудочного начала в писательском творчестве. Постижение мира мыслится возможным не только через Благодать (умом, духовно), но и с помощью «естественного разума». Зарождается авторское начало, особенно в публицистике XVI в. и исторических повестях «смутного времени». Проявляется собственное мнение, появляется вымысел.
Третий период. 40‑е годы XVII в‑30‑е годы XVIII в. — восприятие литературного труда как личного дела писателя. На этом историческом этапе происходит осознание и выражение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд указанием имени автора. «Писатель стал частным человеком», независимым от «христианской свободы», «частный человек стал писателем», что раздвинуло жанровые и тематические рамки. Появляется собственно «художественная литература». Талант осмысляется как божественный дар.
Специфические черты древнерусской литературы
1) До 1564 года русская литература была рукописной. Проблема печатания книг существовала очень долго, вплоть до XVIII века, поэтому создание книги было долговременным делом. Книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путем переписки.
2) В начале века древнерусская литература была литературой сугубо патриотического направления.
3) Произведения создавались на основе исторических фактов. Древнерусская литература не знала вымысла. Все тексты основываются на реальных исторических фактах. А если присутствуют какие-то фантастические элементы, то человек Древней Руси верит, что они происходили на самом деле. Литература Древней Руси проповедовала христианскую духовность и этику, то есть высокую нравственность.
4) Древнерусская литература оставалась долгое время анонимной.
Жанры древнерусской литературы: Древнерусская литература разнообразна по своему жанровому составу: погодные записи; повести («Повесть временных лет»); притчи («Притча о блудном сыне»); были сказочные поучения; жития («Житие святых Бориса и Глеба»); легендарные сказания («Сказание о смерти Олега от коня»); послания; предания («Предание об основании Киева»); поучения («Поучение Владимира Мономаха»); письма; песнопения: хождения («Хождение Афанасия Никитина за три моря»).
До нас дошли летописи, жития святых и монахов, проповеди и несколько светских повестей, написанные в Киевский период (103.0—1240). Самым знаменитым из летописных сочинений является «Повесть временных лет», где речь идет о предыстории восточных славян и описываются как исторические, так и полулегендарные события периода с 860 по 1240 гг. Это труд нескольких монахов, прежде всего Нестора и Никона. Он содержит ценные сведения, помогающие воссоздать историю Древней Руси, а также повести, сплавленные с летописным повествованием и отличающиеся самобытностью и занимательностью.
С культурным главенством Киева покончило монголо- татарское нашествие 1238–1240 гг. Киев, наряду с другими городами, был разграблен, и татары, как называли завоевателей, сделали русские княжества своими данниками более чем на двести лет. Тягостное положение усугублялось нападениями поляков, литовцев и шведов, а также распрями между русскими князьями. Лишь в Куликовской битве (1380) русские под водительством великого князя московского Дмитрия Донского впервые одержали решительную победу над татарами. В эти тревожные века продолжали создаваться литературные произведения, большей частью посвященные борьбе Руси с завоевателями. Многие из них отмечены влиянием витиеватого пышного стиля, заимствованного в Византии и Польше. В числе исключений — «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XV века), безыскусная и целомудренная любовная история, проникнутая фольклорными мотивами.
К 1480 году монголо-татарское иго было свергнуто, а Русь объединил Иван III (правил в 1462–1505 гг.) под эгидой Московского государства (город Москва и завоеванные окрестные земли). Характерной чертой литературного процесса мирных десятилетий XVI века было составление грандиозных энциклопедических трудов: Великие Четьи-Минеи, Степенная книга царского родословия и монументальная многотомная история, Никоновский Лицевой летописный свод. Самыми популярными жанрами XVI века были воинские повести и политическая полемика.
Древнерусская литература. Литература и русская история (статья)
Древнерусская литература — “начало всех начал”, истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Она наполнена патриотическим пафосом1 служения русской земле, государству, родине.
Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.
Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI–XIII века.
Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: “земли незнаемой”, “дикого поля”, как называли их наши предки. Чтобы пересечь из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.
В беспредельных пространствах человек с особенной силой тянулся к общению, стремился отметить свое существование. Высокие светлые церкви на холмах или на крутых берегах рек издали обозначают места поселений. Эти сооружения отличаются удивительно лаконичной архитектурой — они рассчитаны на то, чтобы быть видными со многих точек, служить маяками на дорогах. Церкви словно вылеплены заботливой рукой, хранят в неровностях своих стен тепло и ласку человеческих пальцев. В таких условиях гостеприимство становится одной из основных человеческих добродетелей. Киевский князь Владимир Мономах призывает в своем “Поучении” “привечать” гостя. Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству. В танцах и песнях отражается то же стремление к покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в “Слове о полку Игореве”: “…дъвици поютъ на Дунаи, – вьются голоси чрезъ море до Киева”. На Руси родилось даже обозначение для особого вида храбрости, связанного с пространством, движением, – “удаль”.
На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили свое единство — и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях даже само слово “язык” приобретает значение “народ”, “нация”. Роль литературы становится особенно значительной. Она служит той же цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она является хранительницей истории, преданий, а эти последние были своего рода средствами освоения пространства, отмечали святость и значительность того или иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания сообщали и стране историческую глубину, были тем “четвертым измерением”, в рамках которого воспринималась и становилась “обозримой” вся обширная Русская земля, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей.
Вся древняя русская литература, вплоть до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту землю, которую занимал и веками осваивал русский народ. Литература и Русская земля, литература и русская история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира. Недаром автор похвалы книгам и Ярославу Мудрому писал в летописи: “Се бо суть рекы, напояющие вселенную…”, князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим землю, Ярослава же – с сеятелем, “насеявшим” землю “книжными словесы”. Писание книг — это возделывание земли, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским “языком”, т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была на Руси святым делом. Тут и там бросались в землю ростки жизни, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.
Поскольку переписывание книг — святое дело, книги могли быть только на самые важные темы. Все они в той или иной мере представляли “учение книжное”. Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере — поучениями.
Чему же учила древняя русская литература? Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.
Если в первые века русской литературы, в XI–XIII веках, она призывала князей прекратить раздоры и твердо выполнять свой долг защиты родины, то в последующие — в XV, XVI и XVII веках — она заботится уже не только о защите родины, но и о разумном государственном устройстве. Вместе с тем на протяжении всего своего развития литература была тесно связана с историей. И она не только сообщала исторические сведения, а стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества, открыть назначение Русского государства.
Русская история и сама Русская земля объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все памятники русской литературы, благодаря своим историческим темам, были гораздо теснее связаны между собой, чем в новое время. Их можно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую. Теснее были связаны между собой произведения и в результате отсутствия в древней русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических принципов. Произведения переписывались и переделывались. В них сильнее отражались читательские вкусы и читательские требования, чем в литературе нового времени. Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях сильнее представлено коллективное начало. Древняя литература по характеру своего бытования и создания была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в различной среде приобретало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.
“Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке… Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Русскую историю без русской литературы также трудно себе представить, как Россию без русской природы или без ее исторических городов и сел. Сколько бы ни изменялся облик наших городов и сел, памятников архитектуры и русской культуры в целом — их существование в истории вечно и неуничтожимо“2.
Без древней русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В ней соединились идейные и национальные особенности, были созданы непреходящие ценности: летописи, произведения ораторского искусства, “Слово о полку Игореве”, “Киево-Печерский патерик”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Повесть о Горе-Злочастии”, “Сочинения протопопа Аввакума” и многие другие памятники.
Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее исторические корни относятся ко второй половине X века. Как отмечает Д.С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.
Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками, как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным “чувством плеча”, создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы…
Это своеобразный средневековый собор, в строительстве которого принимали участие в течение нескольких веков тысячи вольных каменщиков…“3.
Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своем безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Вот имена некоторых из них: Нестор, Даниил Заточник, Сафоний Рязанец, Ермолай Еразм и др.
Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский… Эти люди сыграли значительную роль в истории Руси.
Принятие языческой Русью христианства в конце Х столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов, стала “знаемой и ведомою” во всех концах земли, как говорил первый известный нам древнерусский ритор и публицист митрополит Иларион в “Слове о Законе и Благодати” (памятник середины XI века).
Большую роль в распространении христианской культуры сыграли возникавшие и растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывалось уважение и любовь к книге, “книжному учению и почитанию”, создавались книгохранилища-библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники нравоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, нравственному совершенствованию, освобождению от низменных порочных страстей, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага.
«Значение древнерусской литературы для современного читателя» — сочинение, 7 класс.
Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени.
Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, — первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.
Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды.
Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI — XII веков была связана с византийской и болгарской литературой.
Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI — XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).
Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.
Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.
Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.