Что нам дают сказки
Что дают нам сказки
Почему так важно читать детям сказки? Почему день рождения сказочника Ханса Кристиана Андерсена, который мы недавно отмечали, такая важная дата? Как сказка готовит ребенка к «Войне и миру» и подростковому возрасту? Мы поговорили об этом с преподавателем литературы Еленой Исааковной Вигдоровой.
Зачем мы читаем сказки?
Зачем мы читаем сказки ребенку? Чтобы он приучался следить за событиями жизни, за страданиями и победами какого-то другого существа. И в этом другом существе — будь то Дюймовочка или какая-нибудь мышка, как в народных сказках, — ребенок вдруг прозревает то, что есть в нем самом, и сочувствует герою. Тютчевское «И нам сочувствие дается, // Как нам дается благодать» — это не только, когда нам сочувствуют, но и когда мы сочувствуем, и вот без этой благодати не может быть детства. Это как если прошла юность без стихов, то они уже никогда не придут. И так же — не прочтешь в 12-14 лет Диккенса и потом уже не сможешь его «открыть», не будет этого диккенсовского мотива в жизни. Есть какие-то вещи, которые в первый раз надо читать вовремя. Вот тогда Жюль Верна, а вот тогда Дюма. И «Дорога уходит в даль» тоже должна быть прочитана до 13 лет. Так и со сказками. Когда дойдет до большой литературы, они понадобятся.
Потому что если ты не научился принимать волшебство сказок, верить в него, то потом для тебя « Война и мир» окажется не поэтической книгой, а бульварным романом, мыльной оперой. Ну что тебе эта Наташа, которая этому изменила, а тому голову морочит, да и из-за чего этот сыр-бор непонятно, она на самом деле — в нынешнем понимании — и не изменила даже. Если сказка была упущена, ты ничего не поймешь и не увидишь. Сказка поднимает над реальностью.
Гармония мира и недолговечность зла
Самым маленьким, еще даже не говорящим детям мы читаем «Курочку Рябу». У этой простой с виду истории древний сюжет, в ней есть мотив крушения мира и есть мотив утешения. И есть обещание: не плачьте, я вам снесу простое яйцо, и все будет хорошо. То есть в пространстве сказки гармония всегда восстанавливается. Все сказки на этом построены: гармонию кто-то пытается разрушить, но ему никогда не удается сделать это окончательно. Идея того, что зло не окончательно, не вечно — мне думается, главная в сказке «Спящая красавица». В ней все очень по-человечески: король и королева так мечтают, чтобы появился ребенок, и он появляется, ведь мир не может быть гармоничным, пока этого младенца нет.
Добро обращает внимание на мелочи. Это зло самонадеянное и наглое, и обычно оно на этом и погорает. Поэтому мораль в «Спящей красавице» не такая простая, мол, слушайся родителей, и все будет хорошо. Мораль еще и в том, что зло самонадеянно и не вечно. Что у него есть какой-то срок, пусть и через сто лет, но оно прекратится. И зря зло надеется на окончательную победу.
От сказки к «большой» литературе
Сказка, особенно сказка авторская, готовит ребенка к взрослой литературе. Через испытания, которые герой проходит. Через остроту конфликта. Через то, что плохое заканчивается, но прежде чем оно закончится, герой сначала в это плохое попадет, а потом будет долго с ним справляться. Вот исчез мальчик Кай, беда. Вот Золушка чистит очередной котел, и кажется, что этот труд безумный — навсегда. Это вообще-то подготовка к пониманию трагического начала. Невероятно важен процесс, в котором осознается счастье. Разреженный воздух трагедии возникает только тогда, когда равно велико светлое и темное, радость и горе. И в сказке так. Потому что герой попадает вот в этот страшный мир, а потом из страшного мира выходит на свет. Но каждый получает то, что ему положено. И Золушка, и Герда побеждают, потому что они добрые и кроткие.
Или одна из самых грустных андерсеновских сказок, «Русалочка». Почему так важно прочесть ее в детстве? В ее изначальном виде, без диснеевского хеппи энда. Чтобы увидеть два важнейших мотива: любви как жертвы и счастья обретения бессмертной души. Ведь не только Русалочка отдает голос ради ножек, которые принесут ей столько боли, но и ее сестры расстаются со своими дивными волосами для того, чтобы она вернулась. Но она не может воспользоваться их жертвой и заколоть принца, потому что выбирает бессмертную душу, точнее, возможность ее обретения. Последние слова сказки о том, что Русалочка будет скитаться по свету 300 лет, прежде чем обретет бессмертие, и от ребенка зависит, продлится этот срок или уменьшится. В них тоже есть более глубокое поучение, чем «веди себя хорошо»: ты, дитя, получил сразу бессмертную душу и теперь заботься о ней.
Сказочные сюжеты — что народные, что авторские — как правило, бродячие, и они в разных странах у разных авторов «бродят» по-разному: и Золушка Перро куда более нежная девушка, чем у братьев Гримм, а их принцесса Шиповничек совсем не такая, как французская красавица, которая капризно говорит: «Долго же вы заставили ждать себя». И вот эти особенности – национальные, культурные, индивидуальные, конечно, приближают сказку к читателю, и, что немаловажно, ребенок, узнавая один и тот же сюжет у разных авторов, делает «первый подход» к литературному анализу. А взрослый может на примере этих сказок и объяснить ему понятие вечных сюжетов, и показать, как прекрасно разнообразие.
Сказки о переходном возрасте
Мы уже упоминали Герду и силу ее любви и кротости. Но андерсеновская «Снежная королева» интересна как раз не только доброй Гердой. Она вообще-то написана про мальчишку-подростка. Мы, взрослые, это сразу понимаем: у мальчишки переходный возраст, в его мире все поменяло свои названия. Красивое стало некрасивым, а некрасивое красивым, любимая девочка Герда оказалась противной, а роза гадкой. Но Андерсен превращает все это в дивную сказку. Не просто мальчик в переходном возрасте, который грубит и безобразничает, а мальчик с осколком в глазу, плененный ледяной красотой Снежной королевы, олицетворяющей в этой сказке зло. И здесь зло, конечно, тоже претендует на вечность — ни больше, ни меньше. Потому что самоуверенное зло и здесь считает, что оно всепобедительно, а оно будет растоплено слезою Герды, потому что в этой слезе есть и любовь, и сочувствие, и сострадание, и много-много всего человеческого, не ледяного. И мир снова восстанавливается.
И в «Дюймовочке» тоже есть этот мотив «своих-чужих». Какая же она уродица для этих жуков! Есть в ней и тема пути, странствия. И спасения — Дюймовочка помогает ласточке, а ласточка ее уносит. Но она не сразу с ней летит, потому что ей мышь жалко. И только когда уже покушаются на нее самое, когда уже подпирает совсем, когда она больше не увидит солнышка, вот тогда она на эту ласточку соглашается. Ласточка уносит Дюймовочку – опять же – к своим, к таким же, как она, крошечным эльфам. Которым, кстати, уже ласточка кажется
Я не знал, что я сказочник
Сказка самого Андерсена — это сказка про гадкого утенка. Он не заметил сам, когда стал лебедем, потому что в жизни ты можешь попасть в лебединый стан и не догадаться об этом. А волшебство, оно свершилось — и волшебство, и бессмертие, и памятники по всему миру. И вот даже 300 лет, как в «Русалочке», ему не понадобилось, чтобы обрести бессмертие, видимо, слишком часто эти сказки попадали к хорошим детям. А сказочность самого сказочника именно в этом, в неосознании своего величия. Но ведь и Золушка не знала, что она красавица, и гадкий утенок не знает, что он лебедь, и Герда и Кай не знают, что за время своего путешествия они стали взрослыми. И Шарль Перро тоже не сказочником себя почитал и не это считал своим главным занятием и достижением. Сказочность такого жизненного сюжета и в этом тоже. Я не знал, что я сказочник.
Есть ли польза от чтения детям сказок?
В 2016 году ученые из Англии и Португалии выяснили, что первая в истории сказка была сочинена 6 тысяч лет назад. Она называлась «Кузнец и черт» и рассказывала о кузнеце, который заключил сделку с дьяволом и получил умение соединять любые материалы. Впоследствии разные народы мира сочинили тысячи сказок, которые сегодня родители читают своим детям перед сном. Но задумывались ли вы о том, зачем детям нужны сказочные рассказы? Считается, что благодаря таким историям дети легче понимают разницу между добром и злом, а также готовятся к различным жизненным ситуациям. И это чистая правда — сказки играют важную роль в воспитании ребенка. Но недавно ученые провели эксперимент и выяснили, что сказочные истории также могут влиять на эмоциональное состояние детей и помогать им легче справляться со стрессом.
Ученые доказали, что детям полезно читать сказки
Зачем нужны сказки?
В первую очередь сказки используются родителями в воспитательных целях. Многую информацию дети лучше воспринимают в виде рассказов, а не через взрослую речь. Именно поэтому некоторые матери и отцы сочиняют рассказы с целью приучить детей полезным привычкам. Например, чтобы приучить ребенка всегда доедать кашу, можно рассказать ему о «тарелке, которая очень любила, когда кто-то доедал из нее еду». Сочинение таких историй не требует большой фантазии но они явно прививают детям хорошие ценности. Также стоит отметить, что в сочинении сказок могут участвовать и дети, что развивает их ум и позволяет сблизиться с матерью и отцом.
Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах»
Во время прослушивания сказки у детей включается воображение и они будто бы уходят от реальности и не замечают происходящие вокруг события. Считается, что пребывание внутри своих фантазий помогает расширить кругозор и больше понять свой внутренний мир. И все это происходит неосознанно — каждый ребенок воспринимает сказку просто как приятное путешествие и даже не представляет, какие большие изменения происходят внутри него во время прослушивания. Происходящие внутри человека процессы сказываются на его самочувствии, поэтому недавно ученые решили выяснить, как сказки могут влиять на физиологическое состояние детей.
Польза сказок для здоровья
Чтобы узнать больше о влиянии сказок на детей, бразильские ученые провели эксперимент с участием 81 пациента из детского отделения интенсивной терапии. Они были разделены на две группы: дети из первой группы во время пребывания в больнице слушала сказки, а участники второй — разгадывали с сотрудниками загадки. За одну минуту до и после общения с сотрудниками больницы у детей брались образцы слюны, чтобы оценить уровень гормона гормона любви и доверия (окситоцин) и стресса (кортизол). Также после прослушивания сказок и решения загадок детям показывались карточки с изображением врача медсестры, лекарства и так далее, чтобы выяснить их отношение к ним.
Карточки, которые демонстрировались детям
В результате ученые выяснили, что сказки и загадки увеличивают уровень окситоцина и уменьшают концентрацию кортизола, то есть дети становятся более доверчивыми и спокойными. Однако, после сказок этот эффект заметен больше всего. Во время демонстрации упомянутых выше карточек исследователи заметили, что слушавшие сказки дети мыслят позитивнее остальных. При показе карточки с доктором они называли его «человеком», который помогает им вылечиться», в то время как остальные считали его «человеком, который дает противные лекарства». Дети из первой группы считали больницу местом для выздоровления, а остальные — местом, куда попадают больные люди. В общем, сказки явно сделали детей менее подверженными стрессу, что должно хорошо повлиять на их здоровье. Подробнее обо всем этом было рассказано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Научно доказано: сказки делают детей счастливее
Целительный эффект сказок ученые связывают с тем, что во время их прослушивания дети отвлекаются от больничной среды и связанных с ней переживаний. В результате увеличения уровня окситоцина и уменьшения уровня кортизола дети испытывают меньше стресса и смотрят на пребывание в больнице с позитивной стороны — как на место, где они могут скорее выздороветь. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что сказки являются отличным способом уменьшить уровень стресса у детей, который может отвлечь от семейных проблем, дискомфорта от пребывания в детском саду и так далее.
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!
Под конец хочу напомнить, что на нашем сайте много статей про особенности детского поведения. Например, недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, почему дети воспринимают голосовых помощников вроде Google Assistant и Siri как настоящих людей. А в прошлом году я рассказывал, почему дети интересуются динозаврами — вот ссылка.
Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»
Султанова Асемгуль Бахтваевна
Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»
Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезного. Родители, читая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими.
Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то,что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.
Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?
А какова же польза сказок?
1) Сказки развивают внимание.
Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.
4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.
В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.
5) Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.
6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.
7) Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.
8) Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.
Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.
Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.
Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку.Поговорите с ним: о чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.
Консультация «Какие сказки нужно читать детям на ночь?» В психологии есть отдельное направление – сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем.
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Народная мудрость гласит: «Лиши человека воды, и он умрет, а лиши книги он перестанет.
Консультация для родителей «Что читать детям по правилам дорожного движения» Что читать детям по правилам дорожного движения С каждым годом все оживленнее становиться движение на улицах больших городов и маленьких.
Консультация для родителей «Какие книги читать детям 1–3 лет» Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №18 р. п. Мухен Иванченко И. В. Чем является книга для ребенка этого возраста? Конечно, еще одной.
Консультация для родителей «Какие книжки читать детям в возрасте 2–3 лет» «Какие книжки читать детям в возрасте 2-3 лет» Возраст 2-3 года воспринимает книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок,.
Консультация для родителей «Какие сказки читать детям» Консультация для родителей «Какие сказки читать детям» Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с.
Консультация для родителей «Почему необходимо посещать детский сад» Некоторые родители сомневаются, нужен и детский сад, там обитают инфекции, не все дети дружелюбны, да и на счет воспитателей возникают вопросы:.
Консультация для родителей «Почему полезно читать ребёнку на ночь?» Очень важно перед сном читать ребёнку сказку. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой! Как это занятие сближает.
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги» Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?» Зачем читать детям книги? Дети имеют огромную потребность, чтобы родители.
Памятка для родителей «Как читать детям сказки» Памятка для родителей «Как читать детям сказки». 1. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку,.
Детские сказки: зачем нужны и как выбрать
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Как выбрать правильные сказки, может ли книга навредить, что делать, если ребенок прочитал что-то неприличное или страшное и спрашивает об этом папу и маму? И наконец, почему хорошими родителями не рождаются, а становятся, и чего боятся в сказках взрослые и дети. Обо всем этом мы беседуем с Екатериной Асоновой — кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
Что такое сказка
— Екатерина Андреевна, что такое сказка?
— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.
В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.
В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.
Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.
— Сказка — это детское чтение?
— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.
Зачем нужна сказка
— А сейчас, в век сериалов и компьютеров, сказка вообще нужна?
— Безусловно. В наши дни есть сказочники, продолжающие традицию Ганса Христиана Андерсена. Именно Андерсен для многих родителей — это образец сказки: истории с волшебством, с иносказаниями, с миром, где иголка может стать героем. Вот этот язык иносказания, аллегории приобретает абсолютно новое звучание, новое значение, когда он обращен к детям. Это тот образ, через который взрослый пытается что-то ребенку передать.
— То есть сказка — это способ сделать своего ребенка «хорошим»?
— Нет. Все родители помнят фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек». Взрослые думают, что сказка дает правильные представления о добре и зле, но это очень поверхностный уровень восприятия.
На самом деле, например, сказка «О рыбаке и рыбке» совсем не рассказывает о добре и зле. Она скорее может сильно запутать читателя. Первое, что приходит в голову, — старуха наказана за жадность. Жадность — это плохо, следовательно, жестоко наказывать за жадность, отнимая у человека всё — хорошо. На самом деле такое прочтение сказки — результат простейшей манипуляции со стороны родителей.
Мы иногда пытаемся за счет сказки сделать ребенка удобным. Пытаемся ему объяснить, что слушаться — это хорошо, а не слушаться — это плохо. Но такой подход совсем не работает.
Гораздо интереснее читать вместе с ребенком и обсуждать поступки героев: почему старуха гоняла своего старика к рыбке, почему сказка так кончается. Но это опять же не про то, как стать «хорошим». Скорее о том, что мир довольно сложно устроен, в нем нет «добрых» и «злых» героев. Так бывает только в вымышленном мире сказки. Если вернуться к фразе про ложь и намек, то главное – научиться дмысливать то, на что указал намек.
— Тогда получается, что сказка для родителей — вещь бесполезная. Добру не учит, жить не помогает, зачем же тогда ее читать.
— Вряд ли в природе существуют такие родители — абсолютные прагматики. Чаще всего родитель подбирает сказки для того, чтобы их читать вслух и общаться с ребенком.
Одна из самых важных функций этого жанра — чтение вслух. Сказка — занимательная история, которую здорово и читать, и воспринимать вместе. И эту функцию она блестяще исполняет. Потому сказка нужна и никуда не денется из семьи.
Взрослый человек может остановиться, взять в руки книжку и читать вместе с детьми. Это те минуты или часы, которые проводят с ребенком, которые ему отдают.
Мальчик или девочка точно знают, что сказка ему гарантирует время мамы, папы или бабушки, которое будет принадлежать им.
У сказки есть важнейшая функция — это эмоциональное поле, которое она создает вокруг себя.
Читать вместе с ребенком — здорово, занятно, интересно, ярко, неожиданно. За каждой новой строчкой может быть тот поворот, которого ты не ждешь, это всегда читательский драйв. Сказка позволяет вместе переживать. Это сильные, но не зашкаливающие эмоции. Это здорово — вместе радоваться, вместе удивляться, вместе печалиться. Кроме того, ребенок, когда переходит к самостоятельному чтению, сохраняет эту ниточку удовольствия и ниточку безопасности. То есть он читает сказку — и в этот момент чувствует себя в безопасности, потому что чтение сказки было связано с присутствием рядом любимого взрослого.
Может ли сказка навредить
— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…
— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.
Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.
Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.
— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?
— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.
Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.
— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?
— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.
Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.
Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.
Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.
Запретные темы
— Но ведь любой родитель понимает, что какие-то книги ребенку в 6-9 лет читать рановато В каждой семье есть свои табуированные темы, которые иногда затрагиваются в сказках.
— Обычно табуированы все сказки, которые содержат в себе излишние физиологические подробности. Запрещенным в детских текстах оказывается все, что касается внутренностей человека, его интимных отношений или смерти.
— Что делать, если ребенок все-таки прочитал сказку с запретными темами и приходит к родителям с вопросами?
— Все зависит от конкретной семьи. Можно сказать: «Я не знаю» или «Мне трудно об этом рассказать». Еще можно придумать свою сказку, которая бы как-то решила проблему, но универсального совета у меня нет.
Как лучше читать с ребенком
— Чтобы ребенок пришел к папе и маме с вопросами, родители должны читать с ним вместе сказки. А как это лучше делать?
— Примерно лет с трех сначала вслух ребенку, а потом уже и с ребенком нужно читать книжки. Если делать это каждый день по 5-10 минут, то сын или дочь привыкнут, что читать — это важно и хорошо.
Книжка должна ассоциироваться с удовольствием общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем сказку. Поэтому правило здесь не столько в систематичности или времени, сколько в эмоциональном настрое – чтение в радость, для мира и покоя.
Белый кролик («Алиса в стране чудес»). Фото LauraLA2008/www.flickr.com
— Читаем или пересказываем своими словами?
— Можно делать и так, и так — в зависимости от того, какая это сказка, каков возраст ребенка. В принципе, иногда стоит сказку именно пересказывать, не заглядывая при этом в книгу. Меняем иностранные имена на родные и смело придумываем свою историю. Причем так пересказывать можно не только сказки. Если родителям интересно, они могут ребенку рассказывать хоть о «Мертвых душах» Гоголя.
Нужно помнить о том, что сказка изначально существовала в устной форме, ее именно рассказывали, а не читали.
Когда вы рассказываете и смотрите в это время на ребенка, между вами нет посредника в виде книжки, и такое общение производит совершенно другой эффект – другой эмоциональный, доверительный контакт возникает. Не бойтесь, если вы что-то забудете или пропустите, вы уже вместе с детьми создали свою сказку.
Как стать хорошим родителем
— Иногда книга нужна взрослым для «защиты от ребенка». Прочитал определенное число страниц и свободен, а с пересказом так не получится. Ситуация непредсказуема.
— Родитель часто боится показать ребенку что-то то, чего он сам в себе пугается. Мы боимся открыться детям, ошибиться. Мы боимся показать, что сами не очень точно знаем материал. Мы боимся сказать: «Я не знаю». Мы боимся, что потеряем авторитет, признавшись в своих слабостях, но на самом деле он лишь окрепнет от этого. От честности, от способности общаться с сыном или дочерью на равных. Если вы не готовы обсуждать с ребенком какие-то вопросы в три-шесть лет, то, став подростком, он уже не придет к вам со своими проблемами. Даже лет в восемь ребенок подумает, стоит ли задавать вопрос родителям, которые боятся откровенности и общения с ним.
В этом смысле совместное чтение и обсуждение книг с детьми еще и прекрасный способ научиться быть мамой или папой. Мы не рождаемся родителями. Родителями становятся по мере роста ваших детей.
В XXI веке любые проблемы надо решать вместе с детьми, а не за детей, нужно совместно узнавать что-то новое и учиться.
Беседовал Андрей Зайцев
15 рекомендаций для чтения с ребенком от 6 до 9 лет
от Екатерины Асоновой
1. Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»
2. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
3. Ганс Христиан Андерсен. «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.
4. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»
5. Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»
6. Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»
7. Алан Александр Милн. «Винни-Пух»
8. Александр Волков. «Волшебник изумрудного города»
9. Фрэнк Баум. «Удивительный волшебник из страны Оз»
10. Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч»
11. Евгений Клюев. «Сказки на всякий случай»
12. Сергей Седов. «Сказки «Детского мира»»
13. Джанни Родари. «Путешествие Голубой стрелы»
14. Астрид Линдгрен. «Ронья, дочь разбойника»
15. Кейт ДиКамилло. «Удивительное путешествие кролика Эдварда»