Что нам дали средние века
8 вещей, которые так и не исчезли со времён Средневековья
Мы воспринимаем Средневековье как один из самых неприятных отрезков времени в истории человечества: грязь, болезни, голод, рабство и полное отсутствие чего-либо светлого. Хорошо, что мы живём в просвещённое время, где не осталось места жестоким и глупым вещам из того тёмного времени. Но что, если многие привычные для людей Средневековья вещи всё ещё существуют? Вот лишь некоторые из них.
1. Пиратство
Пиратство зародилось примерно в те же времена, когда появились первые лодки. Со временем из своры мелких бандитов это явление развилось в богатую культуру, доставлявшую массу проблем торговцам.
К концу эпохи Средневековья пиратство начало набирать обороты, что связано с открытием Америки и притоком золота оттуда, а примерно в начале XIX века пошло на спад. Однако и в XXI веке пиратство никуда не делось.
И это не те пираты, которые качают взломанные игры с торрентов, а самые настоящие головорезы, которые берут корабли на абордаж, крадут груз, захватывают команду в плен и требуют выкуп. Только за первый квартал 2017 года пираты напали на 43 судна и захватили в заложники 58 моряков. Ежегодно действия пиратов наносят ущерб экономике в сотню миллионов долларов и более.
Чаще всего пираты встречаются у побережья Сомали, а также в Гвинейском заливе. И подобно тому, как средневековые моряки избегали Карибских островов, современные капитаны стараются обходить два самых опасных региона и предпочитают нанимать вооружённую охрану.
2. Охота на ведьм
Разумеется, на Западе такое уже не практикуется, но в Африке встречается нередко. Например, в нескольких странах Западной Африки считается, что эпилепсия — это болезнь злых духов, и единственным её лечением является ритуальное убийство.
То же самое касается и альбиносов, живущих в Африке. В странах Центральной Африки рождение альбиноса считается плохим знаком, и в некоторых государствах, например в Танзании, Кении и Конго, местные колдуны охотятся на таких людей с целью изготовить обереги, целебные амулеты или отвары из их костей и внутренних органов.
Причём долгое время охота на эпилептиков и альбиносов считалась нормой, как и аналогичный отлов «ведьм» в Средние века. Лишь в 2009 году в Танзании вынесли первый приговор убийцам альбиноса. Теперь охотники за альбиносами предпочитают отрезать у людей части тел, а не убивать их, чтобы не привлекать к себе внимание государств.
3. Чума
Средневековье чётко ассоциируется с чумой — страшным заболеванием, которое в несколько волн уничтожило до половины всего населения Европы. Прошло много веков, прежде чем эту болезнь удалось победить. Однако и в XXI веке, когда кажется, что этот недуг остался в далёком прошлом, периодически возникают эпидемии.
Так, например, в 2020 году, незаметно для СМИ, сосредоточенных на коронавирусе, в китайском автономном округе Внутренняя Монголия была зафиксирована вспышка бубонной чумы. Ранее, в 2017-м, вспышка произошла на Мадагаскаре, где заразилось более двух тысяч человек, из которых погибло 165.
Ежегодно чумой заболевают около 2 500 человек — в основном в странах Африки и Азии. Наибольшее количество случаев чумы регистрируется в Конго.
4. Религиозные войны
Средневековье печально известно своими жестокими гонениями. Никто не был в безопасности, даже если строго придерживался государственной религии. Постоянные противостояния как разных религий (вроде христианства и ислама), так и принадлежавших к одному верованию, но расколовшихся на несколько течений держали в страхе весь мир.
Религиозные войны существуют и в других регионах, например в Индии, где общество условно поделено на индуистов и мусульман, и между ними регулярно вспыхивают конфликты, уносящие десятки жизней. Всё это показывает, что средневековый образ мышления никуда не делся — он просто дополнился высокими технологиями.
5. Рабство
Многие считают рабство пережитком Античности и Средневековья, но они ошибаются. Рабство не просто просуществовало вплоть до отмены его в США (одной из последних развитых стран, запретивших подобную эксплуатацию людей) — оно практикуется и в XXI веке.
Мы уже писали статью о странах, где до сих пор есть рабство, и методы там не сильно отличаются от средневековых. Если вкратце — по данным глобального индекса рабства за 2016 год, в 167 странах мира насчитывалось 45,8 миллиона рабов. Чтобы было более наглядно — примерно столько же людей живут в Швеции, Чехии, Португалии, Норвегии, Словакии и Дании вместе взятых.
Кроме обычного рабства есть и его современный аналог. Многие люди получают настолько маленькую зарплату, что, по сути, находятся в худшем положении, чем рабы в Древнем Риме.
6. Дворянство и монархии
Когда мы читаем о Средневековье, невольно останавливаемся на моментах, рассказывающих об отношении дворян и их подчинённых. Вызывает негодование тот факт, что человек, которому просто посчастливилось родиться в нужной семье, находится выше другого, даже если тот намного умнее и богаче своего господина.
Привилегии есть не только у монархов Аравийского полуострова и Азии, но и у правителей развитых стран. Так, например, королева Великобритании Елизавета II может нарушать любые законы, не платить налоги и есть лебедей с реки Темзы.
7. Гендерное и социальное расслоение
Немалая часть женщин в этих странах находится, по сути, в рабстве без права на справедливость. Прямо как в Средние века, когда можно было делать со своей супругой всё что угодно, не пересекая определённой черты вроде сильных увечий или убийства.
Что касается социального расслоения — в современном мире просто подменили несколько понятий на звучащие более «свободно» и «человечно», но в целом ситуация мало чем отличается. Теперь лорды — это миллионеры и миллиардеры, которые родились в правильных семьях или за редким исключением сами создали свою «династию». Крестьяне — это обычные работники, в большинстве своём обеспечивающие только базовые потребности и отчисляющие значительную часть заработка в виде налогов.
8. Жестокие развлечения
Кровопролитные шоу появились, ещё когда человек впервые взял в руки палку и понял, что с её помощью можно победить того, у кого такого орудия нет. Своего расцвета жестокие развлечения достигли в Античности, но и Средневековье не отставало с его казнями на главных площадях.
В наше время средневековые развлечения вроде избиения друг друга до потери сознания никуда не делись. Более того, они транслируются по телевидению и в интернете, собирая вокруг себя миллионы фанатов. Некоторым людям нравится жестокость, кто бы что ни говорил про гуманизацию общества в XXI веке.
Научно-
образовательный
портал IQ
Средние века вокруг нас
Античность, Средневековье, Ренессанс — эти понятия известны каждому. Ассоциации, связанные с ними, есть даже у человека, имеющего весьма приблизительное представление о мировой истории. Они не только являются важным элементом языка и искусства, но и влияют на наши представления о мире, религии, обществе. Есть ли что-то общее у всех этих многочисленных и зачастую несхожих образов? Почему и как они используются в популярной культуре, в политической публицистике и повседневной речи? Как они соотносятся с изучением прошлого, например, эпохи Средневековья, профессиональными исследователями-медиевистами?
В английском языке слово medievalism означает и присутствие Средних веков в современности, и исследования этого периода (то, что в русскоязычной традиции называется медиевистикой). Объектом medievalism studies оказываются любые образы и реконструкции Средневековья — вне зависимости от их «научности».
«Средневековое» как эпитет
Исторические реалии, даже сами названия периодов могут стать источником понятных эпитетов или метафор. Когда в публицистическом тексте недавно принятый закон назван средневековым, читателям не нужны ни сноски, ни пояснения. При использовании подобных «исторических» эпитетов не требуется отсылка к конкретному месту и времени. Ассоциации со «Средневековьем» формируются в том числе на основе вымышленных миров «Властелина колец», «Песни Льда и Пламени»/«Игры престолов» или «Трудно быть богом». При этом знание исторических источников вдохновения Дж.Р.Р.Толкиена, А. и Б.Стругацких или Дж.Мартина не является обязательным для восприятия этих произведений.
С другой стороны, образы, отсылающие к периоду Средневековья, не всегда воспринимаются как средневековые. Яркий пример — представления о Древней Руси в советской и постсоветской культуре. В массовом сознании Ледовое побоище ассоциируется с фильмом С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Средневековью и связанной с ним системе образов скорее принадлежат немецкие рыцари, но едва ли — князь и его сподвижники. Популярные представления о «древнерусском» значительно отличаются от ассоциаций со «Средневековьем». Они становятся элементами самых разных художественных произведений: от песни Бориса Гребенщикова «Древнерусская тоска» до серии мультфильмов студии «Мельница» «Три богатыря».
Эволюция средневекового
Само понятие «средневековое» должно обозначать нечто промежуточное и уже прошедшее, но отличающееся от более давней — классической — эпохи. Итальянскиe гуманисты XIV–XV веков, впервые употребившие подобное название, промежуточными считали века испорченного латинского языка — между золотой и серебряной латынью Античности и возрождением классической учёности во времена Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Иной образ Средневековья сформировала Реформация. «Средневековыми» оказывались предрассудки, насаждавшиеся папами и монахами, а светлым прошлым — времена апостольской церкви. Именно в таком контексте понятие «Middle age» впервые зафиксировано в 1570 году в английском языке.
Просветителям XVIII века Средние века казались уже не только временем религиозного мракобесия, но и истоком неразумных, вредных устоев и порядков, которые были впоследствии уничтожены Французской революцией. В качестве примера можно привести упоминание «права первой ночи» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.
Несмотря на господство отталкивающих образов, Средние века привлекали внимание интеллектуалов Нового времени. Так, французские и английские юристы XVI–XVII веков искали в этой эпохе истоки современной правовой системы, королевской власти, парламентских институтов; эрудиты и антикварии собирали и изучали средневековье рукописи. Но это не сравнится с широкой популярностью романтического, «рыцарского» Средневековья конца XVIII — начала XIX веков. Этот образ во многом был ответом на крах Старого порядка во времена Французской революции. С этим образом сочеталась другая сторона романтизма — поиск национальной народной культуры, истоки которой лежали в Средневековье. Воплощением этих двух аспектов могут служить сюжетные линии Айвенго и Локсли — Робина Гуда в романе Вальтера Скотта.
Романтический медиевализм многолик и разнообразен. Достаточно сравнить Средневековье картин венских художников-назарейцев и опер Рихарда Вагнера. В середине XIX века неоготика становится официальным архитектурным стилем Британской империи, стрельчатые своды появляются и в Индии, и в Австралии. В отечественной литературе, искусстве, музыке, исторической науке этого времени также получил распространение романтический взгляд на Средние века. Можно вспомнить «Сцены из рыцарских времен» и «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина. Заметны параллели между западным романтическим медиевализмом и отсылками к русскому Средневековью, например, между культурной и политической ролью появившегося в середине XIX века псевдорусского стиля и британской неоготики.
В XIX веке научные исследования Средних веков — часть публичного дискурса. Можно вспомнить переполненные залы на лекциях историков-медиевистов, таких как Жюль Мишле во Франции. Показательно, что в России подобный ажиотаж вызывали выступления, посвящённые не только отечественной истории, но и западному Средневековью. Пожалуй, ярчайшим примером служит слава историка Тимофея Грановского. Однако к концу XIX века академическая медиевистика уже не привлекала столь широкого внимания общества: образы прошлого, воссоздаваемые наукой и конструируемые в культуре, все больше отдалялись друг от друга.
История medievalism studies
Начиная с 1970-х годов исследования медиевализма выделяются в особое направлением в США, Великобритании и Австралии. В 1979 году в США начал выходить журнал Studies in Medievalism.
В Германии и Австрии схожее направление исследований (обычно обозначаемое как «Рецепция Средних веков» (Mittelalter-Rezeption)) также получило распространение с конца 1970-х. Влияние политических или иных представлений на медиевистические исследования, в частности, роль национальных и шовинистских идеологий в классических трудах XIX – первой половины XX веков, стало одной из ключевых тем medievalism studies.
В наше время это исследовательское направление развилось в особую дисциплину, наиболее влиятельную в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Там регулярно проводятся конференции, выходят книжные серии и специализированные журналы. Изучаются и ставшие классическими темы (например, литература викторианской Англии), и новые области применения образов Средневековья: компьютерные игры, культуры соучастия.
Исследователи активно обсуждают, к каким предметным областям относятся medievalism studiues — истории, истории искусства, истории литературы, cultural studies, как они сочетают разные подходы? Можно ли говорить о чем-то общем между исследованиями средневековых образов в академической живописи XIX века и в практиках современных сообществ реконструкторов?
Всё большее внимание рецепции образов Средневековья уделяется и в отечественной науке. Так, в 2012 году в Высшей школе экономики прошла конференция «Шестое Средневековье, или Зачем нам сегодня Средние века?». В 2016 году состоялся совместный вечер проекта «Arzamas» и Российской государственной библиотеки «Возвращение Средневековья».
Исследовательское поле и подходы medievalism studies изначально было близким к полю публичной истории. Однако в последнее время эти связи становятся всё активнее. Например, создатели портала The Public medievalist подчеркивают, что для них важно изучение образов Средневековья в контексте социологии, memory studies и исследований популярной культуры.
Что значит быть «средневековым»?
Образы Средневековья по-разному используются в современной культуре. Хотя бы бегло описать это изобилие едва ли возможно. Современный американский исследователь Д. Мэтьюс выделят два основных взгляда на Средневековья: романтический и гротескный (или готический). Первый воплотился в романах В. Скотта и в голливудской «Истории рыцаря» (реж. Бр. Хелгеланд, 2003). Второй — в уже упоминавшейся «Игре престолов». Но подобное простое деление, конечно, не исчерпывает всего разнообразия медиевализма. В эссе «Мечты о Средневековье» (1987), нарочито смешивая различные принципы классификации, Умберто Эко перечисляет десяток причин, по которым писатели, художники, композиторы, режиссеры и учёные обращаются к той далёкой эпохе.
Согласно Эко, Средневековье может быть:
всего лишь предлогом, простой декорацией для развития сюжета — авторов мало интересует сама эпоха. Так обычно его воспринимали авторы либретто итальянских опер, например, «Пирата» В. Беллини.
темой для иронического обращения, что можно видеть в поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд» и «Доне Кихоте» М. де Сервантеса.
эпохой варварства, как героического, словно в операх Р. Вагнера, так и пугающего. Большую популярность такой образ приобрел в кино и на телевидении: можно вспомнить и несколько экранизаций «Конана-варвара», и недавних «Викингов».
«мечтанием» эпохи Романтизма, наполненной туманными замками и готическими соборами. Яркий пример представляет тонкая стилизация этой системы образов в фильме Р. Брессона «Ланселот Озёрный».
важным (хотя, как правило, скрытым) элементом современной философии, причем не только неотомизма, но и структурализма, и психоанализа.
основой национальной идентичности. Примером могут быть как исторические труды, так и художественные произведения всех европейских культур.
возрождённым с помощью историко-филологической реконструкции — традиции, идущей от французского эрудита XVII века, отца палеографии Ж. Мабильона к французской исторической школы «Анналов», пожалуй, самого влиятельного центра медиевистики XX века.
источником образов для декадентского искусства. К этой группе Эко относит и прерафаэлитов, и Ж.К. Гюисманса, автора романа «Наоборот».
источником вдохновения для основателей и последователей многочисленных мистических и эзотерических течений, эпохой алхимии, астрологии, тамплиеров и Святого Грааля. Эко уже после написания эссе анализировал подобные представления в статье, посвящённой «Коду Да Винчи» Д. Брауна (2003), и безжалостно пародировал их в своем последнем романе «Пражское кладбище» (2013).
К этому списку Эко добавляет сходство конца XX века и Средневековья в отношении ожидания скорого Миллениума и конца света.
Список Эко, напоминающий борхесовскую классификацию животных в китайской энциклопедии, не претендует на полноту и точность. К нему легко добавить множество иных «мечтаний» о Средних веках. Так, Эко не приводит восходящее еще к эпохе Реформации тёмное «католическое Средневековье», одержимое поиском грешников и еретиков. Этот образ нашел множество воплощений в популярной культуре, например, в клипе на сингл Sin дуэта Pet Shop Boys.
Отечественный опыт также легко может помочь дополнить список. Западное Средневековье в советской массовой культуре выступало как эпоха народных восстаний против угнетателей (например, в фильме «Легенда о Тиле» реж. А. Алова и В. Наумова, советской экранизации романа Ш. де Костера). Иногда сюжет был слегка иной, и Средние века представали как время, когда немногие светочи прогресса борются против всеобщего невежества. В качестве примера можно привести параллельную основному детективному повествованию сюжетную линию, посвящённую Парацельсу в телевизионном сериале «Вход в лабиринт» (1989), и уже упомянутую повесть «Трудно быть богом».
И, конечно, стоит добавить разнообразные отсылки к Средневековью в социальных и политических теориях, например, неофеодализме. Сам Эко развивал концепцию Нового Средневековья в эссе «Средние века уже начались».
Медиевализм в России?
Британские, американские, австралийские и немецкие medievalism studies ориентированы на образы именно западноевропейского Средневековья, хотя подчас и рассматривают их рецепцию в культуре других частей света (например, в японском аниме). Важным оказывается то, что представления о Средних веках становятся органичной частью языка культуры и политики.
В современной России положение medievalism studies оказывается двойственным. С одной стороны, западноевропейское Средневековье, без сомнений, входит в «культурный багаж» любого жителя нашей страны. Там будут образы замков и рыцарей. При этом их интерпретации гораздо ближе западноевропейским, нежели, к примеру, ближневосточным.
С другой стороны, можно заметить, что приведенные выше классификации и подходы во многом применимы и к понятию «древнерусского». Это связано и с прямым влиянием западной традиции, например, на романтическую национальную историографию и литературу, и со схожей ролью образов русского Средневековья в культуре и обществе XIX века. В связи с этим особенно любопытны случаи, когда на сюжеты древнерусской истории накладываются штампы, первоначально связанные с западным медиевализмом. Примером может послужить фильм «Викинг» (2016), где Владимир Красное Солнышко представлен скорее скандинавским конунгом, нежели киевским князем.
Средневековье — зарождение европейской цивилизации
Средние века — важная веха в истории человечества. От падения Рима до эпохи Возрождения мир получил массу удивительных явлений.
Отправной точкой в знакомстве с этой исторической эпохой будет, конечно же, история появления термина «Средние века» и его значение. Средневековый мир обособлен в силу специфики восприятия человеком более поздних эпох. Между Античностью и Новым временем образовалась некая лакуна. Естественно, эта пропасть очень условна. В какой-то степени она была сродни перезагрузке отдельных характеристик предыдущей эпохи и взрастила ряд поворотных явлений, которые оказали влияние на новый этап развития человечества.
Человек, находившийся внутри Средневековья, средневековым себя не называл и не осознавал. Он скорее являлся элементом единого христианского мира, который уже к 11−12 векам обрёл вполне осязаемые контуры. В этом мире всё исчерпывалось христианской доктриной и учением церкви. [Сборник: Пять чувств Средневековья]
Если мы обратимся к Библии, то увидим, что там есть сведения о прошлом, настоящем и будущем. Грехопадение, допотопная и постпотопная история, четыре монархии, последняя из которых, Римская империя, просуществует до конца века. Далее — светопреставление. Поэтому средневековый человек, который постиг библейское учение, не воспринимал проблему прошлого и будущего: всё было предрешено. Эта проблема появится лишь тогда, когда люди в отдельных регионах Западной Европы начнут задумываться о том, где они живут.
Сандро Боттичелли «Весна». Источник: pinterest.com
Словосочетание «Средний век» впервые возникло в Италии: оно вышло из-под пера итальянских гуманистов. Итальянское Возрождение породило понятие «Средневековье». Гуманисты полагали, что идеал людской жизни и светлое будущее наступят только тогда, когда они обратятся к античному прошлому. Именно Франческо Петрарка ввёл первое определение «maedii aevi» — Средние века. Столпы Возрождения видели в Средних веках очень печальный отрезок времени, мрачный тоннель, который отделял золотое прошлое от золотого будущего. Будто райская птица залетела в это тёмное пространство, ищет свет в конце тоннеля, бьётся о стены готического собора и попадает, наконец, в золотую эпоху Возрождения. Интеллектуальная элита Ренессанса считала Средние века временем господства мракобесия, забвения, Вульгаты, ограниченности. Иными словами, чёрная полоса в истории человечества. [Сборник: Ренессанс]
В начале 16-го столетия в Европе началась Реформация: единому христианскому миру настал конец. Лютер полагал, что предыдущие столетия, в которых господствовала старая церковь, — время, в котором так и не раскрылась божественная сущность для человека. Средневековая церковь превратилась в тирана и отошла от старых заповедей и устоев. Критический взгляд на Средние века сохранился. Однако уже во второй половине 17-го века появились первые ростки осознания предыдущей эпохи. Немецкий историописец Кристиан Цемадрий издал пособие по истории, в котором Средним векам отводилась тысяча лет: от падения Рима в 476 году до падения «второго Рима», Константинополя, в 1453 году. [Сборник: Реформация]
В эпоху Просвещения Средние века также не жаловали, но уже видели отдельные корни нового мироощущения в сюжетах из истории европейского Средневековья. Сочинения Вольтера подчёркивали ужасы и социальную несправедливость тёмного для Европы времени. Французская революция и Наполеоновские войны старательно рыли могилы Средневековью, предавая забвению и документы эпохи, и отдельные изобретения времени.
Но вместе с тем эпоха Романтизма в 19-м столетии обращает внимание на Средневековье. Псевдоготика, музыка, эпос, романы — всем этим романтики пытались реабилитировать «тёмную» эпоху. В 20-м столетии Средние века уже выделяют как особый период в развитии человечества, рассматривая отдельные детали. Средневековье становится модным не только в среде учёных, но и в массовой культуре.
Раннее Средневековье
Западная Римская империя уже в 4-м столетии терпела ряд серьёзных внутренних и внешних потрясений. Рим был совершенно не тот, что раньше: кризисы, интриги, мигранты-варвары, в которых империя хоть и нуждалась, но совершенно не была готова к такому потоку новой силы. Рубеж 4−5 столетий станет настоящей проверкой на прочность, казалось бы, незыблемого государства. 9 августа 378 года военная машина Рима терпит сокрушительное поражение от готов на полях Адрианополя. 410 год развеет миф величия Вечного города: его займут ватаги вестготов Аллариха. Через 45 лет вандалы под предводительством своего вождя Гейзериха вновь чудовищно разграбили Рим. [Сборник: Падение Рима]
До и после судьбоносной даты падения Западной Римской империи в 476 году (эту дату средневековые европейцы не помнили и не знали) на её территории возникает ряд варварских королевств, которые заняли отдельные провинции и восприняли политическую культуру величайшей цивилизации Античности. Вестготы осели сперва в районе Тулузы в 418 году, а после перебрались на Пиренейский полуостров; вандалы заняли Северную Африку в 430 году, Аттила продолжил натиск на Рим; англы, саксы и юты вторглись на Британские острова, а франки к 486 году окончательно закрепились в Галлии. [Сборник: Варвары]
Остготы захватили в конце 5-го века Италию, но уже в 6-м столетии они стали жертвой завоеваний лангобардов. Великое переселение народов сильно изменило карту Европы. Новые варварские королевства перенимали традиции управления и сам образ власти Рима, наивно полагая, что являются наследниками его величия (Хлодвиг принял титул военного магистра, а короля остготов Теодориха считали принцепсом). Варвары христианизировались: в Европе появились первые монастырские обители, короли внимательно следили за деятельностью церкви и пытались заново отстроить ранее работавшие механизмы общественной жизни.
Юстиниан Великий. Источник: pinterest.com
Однако на Востоке по-прежнему оставалась часть империи — Византия. Она выстояла под ударами гуннов и персов, а также смогла стать самой передовой державой Средневековья. В 6-м веке при императоре Юстиниане Великом Восточная Римская империя начала реконкисту — возвращение своих провинций, захваченных варварами. Византийская армия высадилась в Северной Африке, Испании и Италии: земли были отвоёваны, однако цена такой стремительной внешней политики была слишком высокой. Внутренние кризисы, иконоборчество и враг у границ истощали империю, но долгое время этот причудливый оплот греко-римской цивилизации был примером для всей Европы. [Сборник: Византия]
В 7-м веке результатом брожения на Аравийском полуострове стало появление на Ближнем Востоке и в Африке арабских завоевателей, вдохновлённых проповедями пророка Мухаммеда. Под предводительством четырёх праведных халифов началось крупномасштабное завоевание территорий: сасанидский Иран был покорен, Византия еле сдерживала натиск, а королевство вестготов с центром в Толедо в 711 году пало под ударами арабов. [Сборник: Арабские завоевания]
Европа впервые столкнулась с новой верой — исламом. Остановили это стремительное движение смуты внутри халифата и проворные франки, которые в 732 году при Пуатье во главе с майордомом Карлом Мартеллом сдержали напор арабов. Так или иначе, арабская культура и ислам в значительной мере повлияли на средневековую Европу, обогатив её культуру.
Во Франкском королевстве, которое издавна считалось защитником апостольского престола, потомки майордома Карла Мартелла в 753 году сменили на престоле династию Меровингов. Сын Пипина Короткого Карл Великий воплотил в жизнь главную идею Средневековья — возрождение величия Римской империи (Renovatio imperii Romanorum). В 774 году он завоевал королевство Лангобардов, начал кровопролитную войну с язычниками-саксами, в 782 году подчинил Баварию, воевал против арабов и славян, разгромил Аварский каганат в 797 году. Активное расширение границ христианского мира, объединение Европы под одной короной, возрождение культуры создали все предпосылки для создания империи. В рождество 800 года Карл Великий стал императором: у Византии появился достойный противник на Западе.
Карл Великий. Источник: pinterest.com
Однако 9-й век оказался для Европы совсем не простым временем: вторжение мадьяров и грабительские походы викингов доставили немало хлопот христианскому миру. Империя Карла при его потомках уже была не так сильна. В 843 году под Верденом внуки «отца объединённой Европы» разделили империю на три части, дав таким образом жизнь современной Франции, Италии и Германии.
Раннесредневековые правители так или иначе обращали внимание на задел, оставленный в истории Карлом Великим. В 962 году представитель саксонской знати Восточно-франкского королевства, сын первого короля Германии Генриха Птицелова Оттон получил императорскую корону от римского понтифика.
Во многом этот удачливый полководец и харизматичный лидер повторил успехи своего венценосного предшественника: разобрался с внутренними смутами в королевстве, обуздал мадьяр на реке Лех в 955 году, продолжил христианизацию отдалённых уголков Европы. На карте образовалась Священная Римская империя, которая просуществует до 1806 года. [Сборник: Священная Римская империя]
Высокое Средневековье
К середине 11-го столетия произошёл ряд серьёзных сдвигов и изменений — нормандское завоевание Англии в 1066 году стало концом эпохи викингов, великая схизма 1054 года разделила христианство на две конфессии, авторитет церкви заметно вырос, и папская власть вступила в борьбу с властью светской (изначально с императором Священной Римской империи). В христианском мире стало тесно: вассалы бились с сеньорами за землю, начали расти города, но при этом болезни и неурожаи доставляли массу проблем простому населению.
Для накопившейся энергии был найден выход: сперва Клюнийская реформа церкви, которая подталкивала к подвижничеству, а после уже и вторжение турок-сельджуков и мольбы о помощи византийского императора Алексея I Комнина. На церковном соборе во французском Клермоне 1095 года папа Урбан II произнёс поистине судьбоносную речь: христиане должны освободить Святую землю от неверных. Так начались крестовые походы — экспансия на Восток, которая оказала огромное влияние на уклад жизни в Европе. [Сборник: Крестовые походы]
Появление университетов, бурный рост городов и возникновение городских корпораций, становление средневековой архитектуры, литературы и музыки, а также оформление таких явлений, как рыцарство и военно-монашеские ордены — именно это характеризовало «зрелое» Средневековье. Типичное понимание современным человеком Средневековья так или иначе связанно с временным промежутком между 12-м и 14-м веками.
Однако нельзя не обратить внимание на драматичные явления эпохи: непрекращающиеся войны, появление церковного суда — инквизиции, эпидемия чумы и нашествие с Востока монгольских завоевателей. [Сборник: Инквизиция]
Осень Средневековья
Пожалуй, одним из самых значимых серьёзных конфликтов средневековой Европы была Столетняя война. Кровавое столкновение Англии и Франции, продолжавшееся с 1337 по 1453 год, вызвали династические споры: короны Плантагенетов и Капетингов были неразрывно связаны. Английский монарх имел вассалов во Франции, и между подданными двух королей происходили постоянные конфликты. Также Эдуард III был одним из реальных претендентов на французский трон, но, согласно Саллической правде, наследовать престол могли лишь родственники по мужской линии, коими являлись представители династии Валуа. На полях Столетней войны сложили свои головы ярчайшие представители европейского рыцарства. Это столкновение стало полигоном для испытания новых тактик боя и видов вооружений.
Битва при Азенкуре. Источник: pinterest.com
На фоне военных действий проходили серьёзные социальные и демографические катаклизмы: набирала обороты эпидемия чумы, жакерия во Франции 1358 года и восстание Уота Талера 1381 года в Англии. Совершенно разные и драматичные периоды столкновения Франции и Англии подарили миру легендарных личностей. Это Бертран Дюгеклен, Жанна д’Арк, Чёрный принц, Генрих V и многие другие. Несмотря на военные успехи англичан и захват Парижа, армия французского монарха сумела постепенно отвоевать захваченные территории. Конфликт подошёл к концу, когда за англичанами во Франции оставался единственный порт Кале. Два государства вступили в фазу централизации. Англия погрузилась в войну Алой и Белой розы, а французский король Людовик XI вступил в схватку с одним из могущественных соперников объединения — бургундским герцогом Карлом Смелым. [Сборник: Столетняя война]
Помимо бурления внутри Западной и Восточной Европы, с Востока к европейским границам во второй половине 14-го века подбирались турки-османы, которых использовала в своих внешнеполитических играх слабеющая Византия. В 1389 году на Косовом поле османы одержали победу над войском балканских князей и тем самым узаконили своё право на владение этим регионом. Венгрия и Священная Римская империя фактически сразу отреагировали на появление у своих границ мусульманских завоевателей: на рубеже 14−15 веков европейским крестоносцам так и не удалось сдержать османов на Балканах.
Султаны грезили о захвате Константинополя и византийских владений, но османам постоянно что-то мешало: то в 1402 году под Анкарой турецкие войска разбил Тамерлан, то преградой становился очередной крестовый поход из Европы и попытка объединения Византии с католическим Западом. Но 29 мая 1453 года Византийской империи не стало: султан Мехмед II штурмом взял Константинополь. [Сборник: Падение Константинополя]
Именно с этим событием часто связывают финал эпохи Средних веков. Однако конечная точка всё равно не до конца осязаема, ведь множество явлений и институтов общественной жизни сохранились вплоть до Первой мировой войны. Ряд французских историков вполне справедливо поддерживают концепцию «долгого Средневековья». Но, безусловно, такие явления, как Великие географические открытия, книгопечатание, Ренессанс и Реформация возвестили о наступлении иных времён.