Что нам дала античная литература
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предметом курса античной литературы является литература греко-римского рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового общества, с одной стороны, от литературы Средних веков, — с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются литературы древнего Востока. Особое выделение греко-римской античности, как специфического единства, отличного от других древних обществ, не является произвольным; свое полное научное обоснование оно получило в учении Маркса и Энгельса об «античном обществе», как особой ступени развития в истории человечества. Что же касается терминов «античность», «античный», происходящих от латинского слова antiquus — «древний», то их исключительное применение к греко-римскому обществу и его культуре условно и может быть признано справедливым лишь с ограниченно-«европейской» точки зрения. Действительно, греко-римская цивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но развилась она значительно позже, чем цивилизация Востока. Это же соотношение имеет место и в области литературы: литература Египта, Вавилонии или Китая гораздо «древнее», чем «античная», греко-римская литература. Ограничительное употребление терминов «античность», «античный» установилось у народов Европы в силу того, что греко-римское общество было единственным древним обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью; мы продолжаем пользоваться этими установившимися терминами как краткими обозначениями социального и культурного единства греко-римского рабовладельческого общества.
Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения. Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным» путем; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.
эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, — все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).
значительным трансформациям в связи с потребностями позднейшего искусства; гораздо существеннее неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы; следует, однако, отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.
1. Это, во-первых, — эпоха Возрождения («Ренессанс»), противопоставившая богословскому и аскетическому мировоззрению Средних веков новое, посюстороннее «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека. Стремление к полному и всестороннему развитию человеческой природы, уважение к индивидуальности, живой интерес к реальному миру — существеннейшие моменты этого идеологического движения, освобождавшего мысли и чувства от церковной опеки. В античной культуре гуманисты находили идеологические формулы для своих исканий и идеалов, свободу мысли и независимость морали, людей с резко выраженной индивидуальностью и художественные образы для ее воплощения. Все гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождения» античности; гуманисты усиленно собирали списки с произведений античных авторов, хранившиеся в средневековых монастырях, и издавали античные тексты. Еще предшественница Ренессанса, поэзия провансальских трубадуров XI — XIII вв. «воскресила даже среди глубочайшего средневековья отблеск древнего эллинства».
Зародившись в Италии в XIV в., гуманистическое движение приобрело общеевропейское значение со второй половины XV в. «В спасенных при гибели Византии рукописях, — пишет Энгельс в старом введении к «Диалектике природы», — в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед. светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты. В Италии, Фракции, Германии возникла новая, первая современная литература; Англия и Испания пережили вскоре затем свою классическую литературную эпоху». Эта «первая современная литература» Европы создавалась в непосредственном общении с античной литературой, преимущественно с позднегреческой и с римской; одно время (XV — XVI вв.) гуманисты культивировали поэзию и красноречие на латинском языке, стараясь воспроизводить античные стилевые формы («ново-латинская» литература в отличие от средневековой литературы на латинском языке).
преимущественное внимание уже не на те стороны античной литературы, которые были близки по духу эпохе Возрождения. Классицизм стремился к обобщенным образам, к строгим незыблемым «правилам», которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Писатели этого времени искали в античной литературе и в античной литературной теории (особым вниманием пользовалась здесь «Поэтика» Аристотеля) таких моментов, которые были бы родственны их собственным литературным задачам, и старались извлечь оттуда соответствующие «правила», не останавливаясь зачастую и перед насильственным истолкованием античности. К числу таких «правил», насильственно приписанных античности теоретиками классицизма, относится и знаменитый «закон трех единств» в драме, единства места, времени и действия. Рассматривая свои «правила», как вечные нормы истинно-художественной литературы, классицисты ставили своей задачей не только «подражать» древним, но и соревноваться с ними, для того чтобы превзойти их в следовании этим «правилам». При этом классицизм, как и Ренессанс, опирался главным образом на позднегреческую и римскую литературу. Произведения более ранних периодов греческой литературы, например гомеровские поэмы. казались недостаточно утонченными для придворного вкуса абсолютной монархии; нормативной эпической поэмой считалась «Энеида» Вергилия. Наибольшего расцвета классицизм достиг во французской литературе XVII в. Его главным теоретиком и законодателем был Буало, автор поэмы «Поэтическое искусство» (L’art poetique, 1674 г.).
Всемирное значение античной литературы
Античность — не просто начальный этап европейской литературы, но и фундамент современной не только европейской, но и мировой культуры. Понятийный ряд, методология, сам способ мышления пришли к нам из Античности. Необходимо помнить, что в русле античной литературы зародились и оформились следующие науки:
— Теория литературы, в том числе учение о литературных жанрах, понятие эпоса, лирики и ее различных видов, драмы, комедии, трагедии и т. д.
— Историческая наука, зародившаяся в Греции как литературный жанр в V в. до н. э., прежде всего в трудах Геродота.
— Теория красноречия, выросшая из великих достижений ораторского искусства, популярного в Античности начиная с гомеровских времен.
— Философские учения, два основных направления философской мысли — материалистическое и идеалистическое.
— Филология, первоначально возникшая в среде писателей — сотрудников Александрийской библиотеки («Мусейона»), классифицировавших, исправлявших и комментировавших тексты, заложивших традицию их всестороннего изучения и эстетической оценки.
— Грамматика как наука о частях речи и структуре высказывания. В 240 г. до н. э. Хрисипп создал применяющуюся до сего времени грамматическую терминологию, в 120 г. до н. э. Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, лежащую и ныне в основе всех грамматик европейских народов.
— Практически все понятия метрики (стопа, ритм, метр), а также стихотворные размеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции и носят греческие названия: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Античная литература представляет ценность не только как важная часть истории литературы. Она представляет собой неиссякаемый источник сюжетов, образов, мотивов для литературы более поздних эпох. Наиболее известные мифы и основанные на них произведения античных классиков породили целый ряд вечных сюжетов, вечные образы-символы, путешествующие из эпохи в эпоху, широко используемые в литературе Нового времени.
Многое разделяет, разъединяет современное человечество. Изучение античной культуры, представленной именами великих классиков, дает знания, важные в аксиологическом аспекте — понимание того, что роднит Россию и Запад. Античность — это общие корни и западной, и русской культуры, то, благодаря чему мы ощущаем родство с европейской культурой, способны слышать и понимать друг друга.
Литература Древней Греции
1. До VIII в. до н. э. — дописьменный (фольклорный) период. Создание системы древнегреческих мифов.
2. VIII–VI вв. до н. э. — архаический (древний) период. Гомер. Гесиод. Лирика VII–VI вв. до н. э. (Солон, Архилох, Феогнид, Гиппонакт, Алкей, Сафо, Анакреонт). Торжественная одическая поэзия: Пиндар, Вакхилид, Стесихор.
3. V–IV вв. до н. э. (до 338 г. до н. э). — классический (аттический) период. (Битва при Херонее, потеря независимости последними греческими городами-государствами). Трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедия: Аристофан. Историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт.
4. 338–31 гг. до н. э. — эллинистический период. (Битва при мысе Акциум, поражение последнего эллинистического государства — Египта). Комедия: Менандр. Александрийская поэзия: Каллимах. Феокрит.
5. 31 г. до н. э. — 476 г. н. э. (год падения Западной Римской империи) — литература эпохи римского владычества. Лукиан. Плутарх. Греческий любовный роман (Лонг, Харитон, Гелиодор).
Литература Золотого века (века Августа). Часть 1
Век Августа был переходным временем для Рима. Официально Рим продолжал оставаться республикой, действовал сенат, консулы и другие выборные должности, сам Август долгое время считался не императором, а только принцепсом — первым гражданином в государстве. На самом же деле его режим держался на копьях преторианской гвардии и был по сути военной диктатурой умеренного толка. Режим этот был довольно популярен у широких масс — от плебеев до части нобилитета. Август прекратил гражданские войны, он избегал массового террора и сумел показать себя милостивым (объявил амнистию бывшим противникам), заново отстроил Рим, возвел роскошные, монументальные, в духе греческого классицизма общественные сооружения (по его собственным словам, принял Рим глиняным, а вернул каменным), он искренне любил культуру и через своего помощника, богатого и знатного Мецената нередко поощрял поэтов и писателей, стараясь при этом направить их творчество в нужное ему русло.
Но его режим был лицемерным. Постепенно отменялись остатки народовластия (в 23 г. до н. э. Август получил права плебейского трибуна, то есть право отменять распоряжения сената — что означало фактическое единовластие). Август последовательно вводил культ героического прошлого Рима, заново учреждались древние игры, праздники, обычаи (хотя это были обычаи республиканского Рима). При этом был установлен культ императоров и их посмертное обожествление (первым обожествили Юлия Цезаря, якобы превратившегося в комету). Август называл свой режим «восстановленная республика» — а восстанавливать ее пришлось, так как, якобы, пришли в упадок нравы. Были введены суровые законы, запрещавшие прелюбодеяние и неравные браки, хотя римское общество было уже весьма снисходительно к этому. В результате большинство римских граждан, бывших не в состоянии исполнять такого рода законы, оказывалось вне правового поля и могло в любой момент подвергнуться наказанию — так готовилась почва для ужесточения режима. В результате, не решаясь принять прямой закон о престолонаследии, и в то же время уничтожив выборность властей, Август в конце жизни оказался перед сложной проблемой преемника — и тем самым его режим породил острую и беспощадную борьбу за власть, не контролируемую ни обычаями, ни государственными установлениями, и проложил дорогу откровенно террористическим режимам Серебряного века.
Первым крупным писателем века Августа был Публий Вергилий Марон(70–19 гг. до н. э.). Уроженец г. Мантуи на севере Италии, он получил образование сначала в Кремоне и Медиолануме, затем переехал в Рим. Адвокатская карьера ему не удалась — он был очень стеснителен и не мог публично произносить речи. Вергилий начал свой творческий путь с подражаний Катуллу (уже после его смерти был опубликован сборник «Каталептон»). Первый этап зрелого творчества — сборник «Буколики», состоящий из 10 «эклог», выпущенный в годы гражданской войны (42–39 гг.). В нем звучит эпикурейская проповедь тихой частной жизни на лоне мирной природы, вдали от общественных бурь, пороков и злых страстей. Сборник воспроизводит жанр пастушеских идиллий эллинистического поэта Феокрита. У Вергилия пастухи еще более стилизованы, хотя место действия — греческая область Аркадия, они похожи на образованных, утонченных римлян, современников Вергилия. Читателей последующих поколений особенно привлекала 4-я эклога, обращенная к консулу Азинию Поллиону, в которой предсказывается рождение божественного младенца — получеловека-полубога, будущего властителя мира, с появлением которого начнется новая эра, и Железный век превратится в Золотой. Ранние христиане глубоко почитали языческого поэта, считая, что он предвидел рождение Христа, и называли Вергилия «христианин до Христа». Вскоре поэт вошел в круг Мецената, познакомился с Октавианом (будущим императором Августом).
Второй этап творчества — посвященная Августу и Меценату поэма о земледелии «Георгики» (29 г.), написанная по просьбе и под влиянием идей Августа. С увеличением количества рабов труд на земле казался свободным горожанам все менее привлекательным. В то же время Август пытался укрепить средний класс — гарантию стабильности в стране, а именно — вернуть на землю мелких землевладельцев, превратившихся в ходе войны в люмпенизированную городскую массу. «Георгики» — не учебник земледелия, в поэме прославляется свободный труд на свободной земле. Это может быть уделом не только грубого крестьянина, верящего в фавнов и сильванов, но и философа-эпикурейца. Только там можно найти сохранившийся остаток Золотого века. Поэма состоит из четырех частей и повествует о хлебопашестве, различных видах деревьев и виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве.
Третий, последний этап творчества — поэма «Энеида» (26–19 гг.). Август неоднократно выражал желание, чтобы Вергилий прославил его подвиги. Но Вергилий нашел иной ход — он сочинил поэму о далеких мифологических предках Августа, основателях римского государства. Император принадлежал к роду Юлиев, которые вели свое происхождение от легендарного Аскания (Иула), сына троянского героя Энея. Вергилий столкнулся с проблемой: согласно официально признанному с III в. до н. э. мифу, Эней бежал из разрушенной Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где основал новое государство. Таким образом, предстояло прославить беглеца, бросившего гибнущую родину. Но тогда Вергилий обратился к еще одному мифу, по которому сами троянцы являлись потомками жителей Италии, в поисках лучшей доли когда-то уехавшими в Малую Азию. В таком случае Эней не просто беглец — он отправляется на поиски своих исторических корней, своей «древней матери». Вергилий вначале написал все 12 книг поэмы прозой, затем стал переводить каждую строчку в стихи и тщательно отделывал, по его собственным словам, «как медведица вылизывает своего медвежонка». Он не успел довести работу до конца — заболев в поездке по Греции, он умер в Брундизии, завещав не издавать поэму, но Август своим эдиктом приказал отменить это завещание. В результате мы видим, что некоторые строки в поэме имеют незавершенный вид.
Создание общенационального эпоса заставило Вергилия обратиться к поэмам Гомера. Первые шесть книг о морских странствиях Энея ориентированы на «Одиссею», вторые шесть — о борьбе, которую пришлось вести Энею с местными племенами в Италии — на «Илиаду». Но это не простое подражание. Вергилий учитывает 700-летний опыт, накопленный поэзией: это и греческая лирика, и греческие трагедии, и эллинистическая поэзия александрийцев, и римская эпическая поэзия Лукреция, и лирика Катулла, и неотериков. Вся поэма устремлена в будущее. Оракулы богов, вещие сны, предсказания героев — все это повествует о будущем Римском государстве, заложить основы которого должен Эней. Для читателей Вергилия это прошлое и настоящее. Сам Эней — человек судьбы; в отличие от гомеровских героев, хотя бы отчасти наделенных свободой воли (два жребия Ахилла), он полностью подчинен воле богов, готовящих его для великой роли создателя государства.
Зачем мужику знать античную литературу
Тем удивительнее, что даже по прошествии тысячелетий труды античных мыслителей, поэтов и писателей вполне легко перекладываются на современность. Можно сделать вывод, что человек в целом изменился мало. Всё также слаба его природа, всё теми же мотивами он руководствуется. По этой причине мы призываем тебя изучать античную литературу, даже если ты уже лет десять как закончил университет. Вряд ли можно вообще понять собственную культуру, отечественную философию и даже классическую литературу без прочтения таких мастодонтов, как Овидий, Платон, Цицерон, Гомер и др.
И, поверь, всё это не «мёртвая информация», которая осядет в мозгу трупом мыслей. Весь этот культурный пласт можно применить на практике сегодня. Да и вообще, люди часто забывают, что образование, в первую очередь, надо научиться применять в жизни, иначе оно бесполезно. Одного аргумента, я думаю, будет недостаточно, а потому мы приведем тебе доводы, которые ответят на достаточно важный вопрос, если говорить о всеобщей безграмотности: «Зачем современному чуваку изучать античную литературу?»
1. Культурная грамотность
Культура Восточной и Западной Европы тесно переплетается с литературой Греции и Рима. Авторы часто внедряют античные отсылки в свои произведения. Все эти символы важны и при обычных разговорах, которых не избежать ни одному человеку. Свободное владение этим языком, языком античных идей, определяет тебя как культурного человека. А разве быть культурным плохо?
К сожалению, в наших школах почти не обращают внимание на античных авторов, да и в университетах тоже. Сами преподаватели зачастую не могут понять истинную значимость античности, её поэзии, её мифов, истории. Без всего этого багажа людям довольно сложно ориентироваться уже в самой реальности. Да и пропадает немалая доля наполненных смыслом и интеллектом бесед. Не всегда же говорить об алкогольных похождениях, возни на работе и хоккейной турнирной таблице. Черт, да даже просмотр художественных фильмов на античную тему более приятен, когда ты разбираешься в «Одиссее» Гомера.
Если ты хочешь сделать искусство и даже политику более яркими и важными аспектами в своей жизни, тебе стоит устроить марафон прочтения древних классиков. Ты будешь поражен, насколько революционны их идеи, насколько они дышат жизнью.
2. Большой разговор
Ты наверняка понимаешь, что не вузовское, ни тем более школьное образование не готовят тебя к полёту мысли, к осознанному разбиранию бытия на теоретические концепции. Мало кто понимает, что формируют современную философскую мысль и, например, русскую культуру. Если ты думаешь, что всё ограничивается Лермонтовым и Достоевским, то ты ошибаешься. Любой человек, который желает стать сильной личностью, должен понимать, как строится «Большой разговор», который представляет собой универсальный диалог из глубоких дискуссий, что проливают свет на осмысление истины. Поиск истины – это работа лучших из рода человеческого. Этим занимались Древние греки, русские интеллектуалы ХIХ века, а теперь наша очередь взять эстафету.
Женись, несмотря ни на что.
Если попадётся хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.
– Сократ –
Подобная работа, согласимся, до безумия сложна. Это тысячи лет осмысления, тяжелого умственного труда. Человек пытался ответить на множество вопросов, которые так и не имеют достойного ответа:
1. Что такое справедливость?
2. Что такое свобода?
3. Что такое дружба?
4. Что такое любовь?
5. Что такое честь?
Каждый раз человек приближался к ответу, давал свою трактовку, но после ответ снова ускользал от него. И это справедливо, ведь поиск должен длиться постоянно. Чтобы принять участие в этой эпопее, ты должен знать то, что уже было сказано. Не стоит прыгать в бурную реку, если на тебе нет спасательного жилета. Это глупо, это тебя погубит.
Подготовка к «Большому разговору» требует значительного развития. Начинать следует именно с античности. Без неё невозможно наиболее полно понять философов трёх предыдущих веков. Ты увидишь как концепции формируются, как они совершенствуются, трансформируются и, даже такое бывает, деградируют. Тебе станет ясно, что многие постулаты – всего лишь продукт контроля над обществом. Другие же – искреннее намерение понять этот мир. И всё это, что удивительно, началось в одном городе, имя которому – Афины. Когда ты переработаешь необходимое количество информации, то сможешь сам внести свой конструктивный вклад в это общее для всего человечества дело.
3. Ты увидишь связь
Образовательная система довольно специализирована. Мы создали искусственные барьеры между различными полями исследований. Это помогает нам легче ориентироваться, но это лишает нас многих преимуществ. Если ты историк, то ты ориентируешься, соответственно, в истории. Если ты физик, то, не трудно догадаться, в физике. В итоге мы имеем дело с фрагментацией знаний, что не всегда хорошо.
Античная литература даёт понимание, что все эти границы – фикция. Для древних греков и римлян все знания были взаимосвязаны. Когда читаешь «Историю» Геродота, то можешь заметить, что в ней находится место политической теории, антропологии, географии. Платон непросто задумывается об истине, справедливости и красоте, но и о физике, и о математике. Римские стоики интересовались не только тем, как совладать с природой, как жить в гармонии с ней, но и как управлять империями и взаимодействовать с людьми, чтобы получать пользу.
Есть распространенное мнение, которое касается ближайшего будущего. Оно заключается в том, что успешные компании не будут смотреть только на специализацию человека и его профессиональную пригодность конкретно по заданной специальности. Они, скорее, выберут кандидата, который обладает широкими познаниями в различных областях знаний. Часть экспертов считает, что успешность компании Apple, к примеру, заключается как раз в этом. Их руководители имеют опыт работы как в технической, так и в гуманитарной среде.
4. Добродетели
Многие считают, что искусство призвано только развлекать, ведь для морали и нравственности есть церковь и государство. Но для греков и римлян искусство не было просто досугом. Поэзия – это не просто красиво составленные слова. Она служила для вдохновения, познания и понятия добродетели.
Если ты читал «Историю Пелопоннесской войны» Фукидида, то наверняка заметил, что для автора важно было не только понимание событий, но и их осмысление с этической точки зрения. Он оценивает выбор, совершенный великими людьми того времени. Всё это давало представление об ошибках общества, правителя. Все прекрасно понимали, что были тёмные времена в жизни греческого общества. Греки не кричали: «Руки прочь от этого диктатора! Это тоже часть нашей истории!» А теперь соотнеси всё это с нашим временем, когда никто толком не может оценить, каково влияние того или иного правителя.
Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения.
– Цицерон –
Поэзия вбирала в себя много простых человеческих истин. Трагедии учили эллинов тому, что даже величайшие из нас не лишены недостатков. Зрители были не просто зрителями, которым нечего было делать в вечер пятницы. Они испытывали сопереживание героям, освобождались от стресса, укрепляли свой дух. Каждый гордился своим гражданством, своей свободой.
Каждый раз, когда ты читаешь подобную классику, чувствуешь благотворное влияние. Вдохновляет преданность Катона ценностям Республики, ты понимаешь всю гнилость тиранического строя; «Орестея» Эсхила учит тому, что собственные действия могут повлиять на все последующие поколения; Цицерон напоминает о долге перед семьей.
Несомненно, найдутся люди, которые будут утверждать, что у греков вряд ли научишься добру, ведь они держали рабов, женщины не имели права голоса, а различные сексуальные девиации были распространены повсеместно. Это всё верно, но тем не менее не имеет отношения к обсуждению. Эллины были свободны от черно-белого взгляда на мир, который господствует сейчас. Они были способны учиться даже у врагов. К примеру, Геродот часто приводил персов как народ, у которого есть чему поучиться. К тому же, книги писали мыслители, а не всё рабовладельческое общество. Цицерон, если ты не в курсе, считал, что вместо рабов лучше иметь арендаторов.
5. Понимание правительственной кухни
Прими за факт: большинство чуваков совершенно не понимает, каким образом функционирует собственное государство. Что делает правительство, зачем нужна дума, а зачем совет федерации? Да, общие термины мы все знаем, но что они делают на самом деле? Почти все государственные системы берут своё начало в античности, именно тогда наметили контуры, создали их. Изучая эпические поэмы или политические трактаты, ты начинаешь гораздо больше понимать, что происходит в собственной стране.
Многие основополагающие принципы были списаны с принципов, установленных ещё в древности. Если взять штаты, то именно греческие и римские политические тексты использовались в качестве прецедента для создания новой нации. Идея того, что гражданин-солдат гораздо лучше регулярной армии, возникла не просто так. Постоянная армия может использоваться исполнительной властью для того, чтобы ограничить свободу граждан, отобрать у них самое ценное. Если общество будет вооружено, то всего этого можно избежать. И знаешь, при всей внешнеполитической обстановке мы думаем, что создавали США люди далеко неглупые. Также американцам было привито понимание «гражданского долга» в том смысле, в каком его трактовали спартанцы. Один из лидеров Американской Революции, Сэмюэль Адамс, называл Бостон христианской версией Спарты. Впрочем, мы углубились в историю штатов, когда у нас своих проблем и историй хватает.
Главное, что античная литература даёт нам широкие представления об основных политических системах, их слабостях, их положительных сторонах. И, конечно, все мы должны понимать суть гражданства, ответственности перед людьми, которые окружают нас.
6. Дисциплина
Чтение античных авторов – это совсем не чтение «Гарри Поттера» или Мураками. Тексты требуют вдумчивого прочтения, серьёзной работы мозга. Конечно, можно прочитать по диагонали и быть довольным собой – отложить книгу в сторону. Но если ты хочешь понять то, что прочитал, нужен упорный труд. Впрочем, подобная умственная нагрузка укрепляет дисциплину ума, которая необходима уже во многих аспектах жизни. Да и, когда набьёшь свой мозг, всё станет гораздо проще.
В общем, если хочешь сохранить свой ум острым, заточенным, обратись к античным парням.
7. Это интересно!
Есть вещь, которую я ценю в классике больше всего, а именно: она никогда не стареет. Рассказы остаются живыми, персонажи легко вырисовываются в твоей голове. Её можно перечитывать и всегда находить в ней что-то новое.
Они не писали откровенно развлекательного чтива. Вкладывали в свои труды гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В итоге можно обращаться к античным авторам чаще, чем к современным. Кроме того, по мере роста багажа античных знаний ты научишься обращать внимание на некоторые детали, которые казались незначительными. Тексты, как следствие, будут обрастать новыми смыслами.
И в заключение – небольшой список литературы для тебя, который пришел на ум:
– «Диалоги» Платона;
– «Трагедии» Еврипида;
– «Трагедии» Эсхила;
– «Трагедии» Софокла;
– «История» Геродота;
– «Теогония» Гесиода;
– «Энеида» Вергилия;
– «Письма Луцилию» Сенеки;
– «Диалог об ораторах» Тацита;
– «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского.