Что наливали в лапоть

Что на Руси наливали в лапоть, чтобы проверить его качество?

Что наливали в лапоть

Что наливали в лапоть

Вообще, если такое качество, как совесть полностью исчезнет, мы просто перестреляем и морально уничтожим друг друга. Но увы, вот как раз в наше время совесть стала рудиментом для тех, кто стремится к хорошей жизни, к достатку, хочет сделать карьеру.Это неправильно, это печально, но это- факт.

Что наливали в лапоть

Что наливали в лапоть

Я проживаю в центральном федеральном округе в Молсковской области в городе Сергиев Посад и довольно часто покупаю морковь на рынке или в супермаркетах. Цена варьируется в разных магазинах в пределах от 50 до 80 рублей и это является приемлемой ценой. Морковь более часто покупаенм для добавления в суп или летом очень часто делаем морковсный сок, который очень полезен для организма и для бодрости духа. Лучше всего выращивать свою морковь на даченном участке, никаких финансовых затрат. Только придется не ленится и немного потратить физичесих сил.

Что наливали в лапоть

В моем городе яблоки стоят от 5 до 35 гривен (примерно, 15-100 русских рублей).

Высшая цена-это цена привозных фруктов из-за границы (Турция, Польша). Они лежат на прилавках как наливные яблочки. Мне они кажутся искусственными, отсвечивающими своим румяным бочком. Такое впечатление, что их долго полировали, прежде чем они попали на прилавок магазинов или к частникам на рынок. Мне они не нравятся.

Наши, украинские яблоки, стоят минимум, товарного вида никакого к концу зимы, зато очень вкусные и сочные.

О качестве ничего сказать не могу, так как не делала анализы на содержание витаминов, минералов и других полезных веществ.

Да и какое качество может быть у яблок, которые долго хранились на складах.

Будем уже ждать новых урожаев, чтобы есть наливные яблочки прямо с дерева на даче.

Что наливали в лапоть

В том насколько у него развиты волевые качества. От их наличия и уровня их развития зависит вся дальнейшая жизнь ребенка. Начиная от учебы, заканчивая работой и воспитанием собственных детей. Воля формирует характер человека, закладывает его фундамент. Благодаря таким волевым качествам как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность ваш ребенок сможет ставить себе цели и добиваться их, преодолевая различные препятствия на своем пути, а не будет ждать постоянно помощи или толчка к действию от посторонних лиц или каких нибудь указаний, он будет сам ставить цели и сам же их добиваться. Он будет понимать, что для того чтобы что-нибудь добиться нужно что-либо делать.

Если вы балуете ребенка, выполняя каждую его прихоть, и при этом у него не будет ни каких обязанностей (например, заправить кровать), он не будет соблюдать каких либо правил в доме (не ходить в уличной обуви по ковру, мыть за собой кружку, помогать маме с уборкой), к тому же вы будете за него выполнять некоторую часть школьных домашних заданий, то он будет понимать что всё в жизни получить легко и усилий прилагать не надо. Так будет и в будущем.

Источник: Психология. Значение волевых качеств в жизни человека и их формирование.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Шагаев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Клуб эрудитов Из отечественной истории. 1. Самым распространённым видом обуви на Руси были лапти. К качеству этой обуви, естественно, предъявлялись серьёзные.» — Транскрипт:

1 Клуб эрудитов Из отечественной истории

2 1. Самым распространённым видом обуви на Руси были лапти. К качеству этой обуви, естественно, предъявлялись серьёзные требования, особенно по поводу прочности. Поэтому мастер наливал в сплетённый лапоть жидкость, чтобы продемонстрировать качество товара. Что за жидкость наливали в лапоть?

3 Щи. Отсюда пошла поговорка «лаптем щи хлебать».

4 2. Какую фамилию носил Дмитрий Донской? У него не было никакой фамилии, т.к. фамилии появились только век спустя.

5 3. Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан указ «О борьбе со славянством». Какой музыкальный инструмент изымался и сжигался по этому указу? Гусли

6 4. Известно, что реформы Петра I принимались боярами в штыки, а против одного из его указов возмутились боярыни, заботясь о сохранении своего статуса знатной и богатой женщины. Как Пётр I своим указом ограничил возможность демонстрировать их богатство и знатность?

7 4. Пётр I повелел чистить зубы, в то время как прежде зубы чернили, подчёркивая тем самым, что ели много сахара, который из-за своей дороговизны был доступен лишь богатым и знатным.

8 5. Пётр I был ревнив и жесток. Когда он узнал об отношениях Екатерины с Вильямом Монсом, коварный фаворит был убит. А как Пётр I наказал свою жену?

9 5. Император велел заспиртовать голову Монса и принудил Екатерину поставить её в своём кабинете.

10 6. Перед Первой мировой войной о Николае II в кругах либеральной русской интеллигенции говорили, что он не просто царь, а царь–царь. Почему?

11 6. Царь-пушка не стреляет, царь-колокол не звонит, а царь-царь не правит.

12 7. Во время ВОВ немцы довольно быстро стали подделывать советские документы (паспорта, военные билеты и т.п.), которые использовались их разведчиками. Однако вскоре наша контрразведка обнаружила одно отличие, которое помогло выявить множество шпионов. В чём ошиблись педантичные немцы?

13 7. Немцы делали скрепки из нержавеющей стали, а у нас они были, естественно, из обычной. скрепочка простая!

14 8. Отступая в 1944 году, немцы следовали тактике «выжженной земли» и уничтожали всё за собой. Однако в директиве от года командир 17-й армии указал объекты, которые не должны быть подвергнуты разрушению. Их сохранение, по его мысли, должно было задержать продвижение советских войск. Назовите эти объекты.

16 9. Ведя за собой римских легионеров, он внушал ужас странам, в которые приходил. В 373 году в Византии он приобрёл ещё более устрашающий вид. В 1497 году он появился в России. Эразм Роттердамский говорил о нём: «Он несёт несчастье, бедствие для всех». Кто он? (Эразм Роттердамский)

Источник

Лапоть как предмет суеверия и способ помодничать: Занимательные факты о крестьянской обуви

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что наливали в лапоть

И в древности, и в XX веке

Что наливали в лапоть

Крючки, с помощью которых плели лапти (кочедыки), ученые-археологи находили и продолжают находить на территории современной России при раскопках древних стоянок времен неолита.

Что наливали в лапоть

Кстати, в далекой Швейцарии в этом году был обнаружен лапоть, которому, по данным археологов, примерно пять тысяч лет. Ботинок из лыка, внешне очень напоминающий русский лапоть, лежал вместе с другими древними артефатами на илистом дне обмельчавшего озера Грайфензее на территории общины Мау. Предмет обуви, сплетенный из лыковых полосок шириной всего 5 мм, хотя и продырявлен, неплохо сохранился. Его длина 26 см, а значит, он, скорее всего, принадлежал взрослому мужчине. Так что лапти плели не только на Руси, но и в Западной Европе.

Красивая легенда или реальная древность?

Согласно альтернативной версии, которую выдвигают некоторые ученые (например, отечественный археолог А. Курбатов), лапти на территории современной России появились вовсе не в глубокой древности, а лишь в XV-XVI веках. А то, что они были типичной обувью крестьян древней Руси, мол, лишь красивая легенда, постепенно сложившаяся в ходе истории и воспетая романтически настроенными аристократами.

Что наливали в лапоть

В качестве аргумента археолог приводит тот факт, что на русских иконах и картинах лапти стали встречаться только с XVI века, а найденные крючки времен неолита могли использоваться древними людьми в каких-то других целях. Упоминание же у древних летописцев слова «лапоть», согласно этой версии, могло иметь какое-то другое значение.

В прошлом веке

Если точное время появления плетеной обуви оспаривается, то факт ее массового распространения в России в последние столетия очевиден. Лапти были в ходу вплоть до начала прошлого столетия. Например, их носили крестьяне в Гражданскую. В Красной Армии работала специальная всероссийская комиссия по заготовке валенок и лаптей (сокращенно Чеквалап), которая занималась обеспечением солдат этой универсальной обувью. Инициировал ее создание сам Ленин. Впрочем, лапти использовали и белогвардейцы.

Что наливали в лапоть

Супружеский долг

В русской деревне лапти, как правило, плел всем своим домочадцам глава семейства. Часто это делалось загодя – например, зимой, когда крестьяне заканчивали осенние полевые работы и появлялось много свободного времени. Это ремесло было технически несложным и, скорее, повседневным. Обогатиться на плетении лаптей крестьянин не мог, потому что стоили они сущие копейки.

Что наливали в лапоть

На Руси даже была в ходу поговорка: «Лапти плесть – раз в день есть». Однако, несмотря на видимую простоту, не у всякого получалось овладеть этим мастерством. Согласно распространенной легенде, даже Петр I, которому в принципе легко удавалось любое дело, как-то решил попробовать сплести эту русскую обувь, но у него не получилось – так и бросил недоделанный лапоть в раздражении.

Основные и запасные

Лапти были почти одноразовой обувью. Ну а если точнее, человек, которому приходилось много ходить, мог износить одну летнюю пару уже через три-четыре дня. Зимние лапти носились чуть дольше – недели две, но это тоже слишком короткий срок. Поэтому, собираясь в дальний путь, крестьянин обязательно брал с собой несколько пар запасных лаптей.

Из лыка, веревки, кореньев

Лапти мастерили не только из бересты или липового лыка – крестьяне носили и лапти-вязовики, дубовики и т.д., по названиям которых понятно, кора какого дерева используется. Более того, лапти плели из мочала, пеньковой веревки и даже из корней растений (так называемые лапти-коренники).

Что наливали в лапоть

В соответствии с числом полос, используемых одновременно при плетении, существовали лапти-пятерики, шестерики, семерики и так далее, вплоть до толстых 12-полосных.

Что наливали в лапоть

Эта обувь имела множество вариантов в зависимости от конкретного предназначения. Зимой лапти плели из толстого многослойного лыка и провязывали дважды. Выглядели они более массивно. А писаные лапти, сплетенные из тонких полосок коры вяза, красиво украшенные, делали «на выход» и надевали только по особым случаям.

Что наливали в лапоть

В каждой местности – своя мода

Способ плетения зависел от конкретного региона. Украинский и белорусский «узоры» отличались от, например, великорусского. Также разнились и сами модели. Северные лапти (в Новгороде и т.д.) имели узкие носы, мордовские – трапециевидные, а на московской земле, как правило, носили плетеную обувь с высокими бортиками и закругленными носами.

Что наливали в лапоть

Народные приметы

Что наливали в лапоть

Кстати, в засуху в некоторых деревнях крестьяне вызывали дождь, бросив в реку лапоть, и искренне верили, что этот культовый предмет поможет умилостивить природу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

К истории лаптя на Руси

Что наливали в лапоть

В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день.

Что наливали в лапоть

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог». А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

В письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него – «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет» (в Лаврентьевской летописи): «В лето 6493 (985 год.), иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников. И сотвори Володимеръ с Болгары миръ …» В другом письменном источнике эпохи Древней Руси, «Слове Даниила Заточника», термин «лыченица» как название вида плетеной обуви противопоставляется сапогу: «Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в боярском дворе».

Историки, однако, знают, что названия вещей, известных по письменным источникам, не всегда совпадают с теми предметами, которые соответствуют этим терминам сегодня. К примеру, «сарафаном» в XVI веке называли верхнюю мужскую одежду в виде кафтана, а «ширинкой» именовали богато вышитый шейный платок.

Интересную статью по истории лаптя опубликовал современный петербургский археолог А.В. Курбатов, который предлагает рассматривать историю лаптя не с точки зрения филолога, а с позиций историка материальной культуры. Ссылаясь на накопленные за последнее время археологические материалы и расширившуюся лингвистическую базу, он пересматривает выводы, высказанные финским исследователем прошлого века И.С. Вахросом в очень интересной монографии «Наименование обуви в русском языке».

Что наливали в лапоть

В частности, Курбатов пытается доказать, что плетеная обувь начала распространяться в России не ранее XVI века. Более того, мнение об изначальном преобладании лаптей среди сельских жителей он относит к мифологизации истории, как, впрочем, и социальное объяснение этого явления следствием чрезвычайной бедности крестьянства. Эти представления сложились, по мнению автора статьи, в среде образованной части российского общества лишь в XVIII веке.

И действительно, в опубликованных материалах, посвященных широкомасштабным археологическим исследованиям в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке и других русских городах, где был зафиксирован культурный слой, синхронный «Повести временных лет», не обнаружено следов плетеной обуви. А как же найденные при раскопках костяные кочедыки? Они могли, по мнению автора статьи, использоваться для иных целей – для плетения берестяных коробов или рыболовных сетей. В городских слоях, подчеркивает исследователь, лапти появляются не ранее рубежа XV-XVI веков.

Следующий довод автора: изображения обутых в лапти нет ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах лицевого свода. Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин,– сцена пахоты из «Жития Сергия Радонежского», но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются «лапотники», то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу. В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относящееся к середине XVII столетия, А. Курбатов находит у некоего Николааса Витсена.

Нельзя не сказать и об оригинальной, на мой взгляд, трактовке, которую дает Курбатов раннесредневековым письменным источникам, где впервые речь идет о лаптях. Это, например, приведенный выше отрывок из «Повести временных лет», где Добрыня дает Владимиру совет «поискать лапотников». А.В. Курбатов объясняет его не бедностью лапотников, противопоставленных богатым пленникам-болгарам, обутым в сапоги, а видит в этом намек на кочевников. Ведь собирать дань с оседлых жителей (лапотников) легче, чем гоняться по степи за ордами кочующих племен (сапоги – обувь, наиболее приспособленная для верховой езды, активно использовалась кочевниками). В этом случае слово «лапотник», то есть обутый в «лапоть», упоминаемый Добрыней, возможно, означает какой-то особый вид низкой обуви, но не сплетенный из растительных волокон, а кожаный. Поэтому утверждение о бедности древних лапотников, которые в действительности ходили в кожаной обуви, по мнению Курбатова, беспочвенно.

Все сказанное еще и еще раз подтверждает сложность и неоднозначность оценки средневековой материальной культуры с позиций нашего времени. Повторяю: зачастую мы не знаем, что означают термины, встречающиеся в письменных источниках, а вместе с тем нам не известно назначение и название многих предметов, найденных при раскопках. Однако с изложенными археологом Курбатовым выводами, на мой взгляд, можно спорить, отстаивая ту точку зрения, что лапоть значительно более древнее изобретение человека.

Итак, единичные находки плетеной обуви при раскопках древнерусских городов археологи традиционно объясняют тем, что лапти – прежде всего, атрибут деревенской жизни, тогда как горожане предпочитали носить кожаную обувь, остатки которой в огромных количествах встречаются в культурном слое при раскопках. И тем не менее анализ нескольких археологических отчетов и публикаций, по-моему, не дает основания считать, что плетеной обуви не существовало ранее конца XV – начала XVI века. Почему? А дело в том, что публикации (и даже отчеты) далеко не всегда отражают весь спектр обнаруженного археологами массового материала. Вполне возможно, что в публикациях ничего не говорилось о плохо сохранившихся обрывках лаптей либо их представили как-то иначе.

Для однозначного ответа на вопрос, носили ли в России лапти ранее XV века, необходимо внимательно просмотреть описи находок, проверить датировку слоя и т.д. Ведь известно, что существуют публикации, оставшиеся незамеченными, в которых упоминаются остатки плетеной обуви из раннесредневековых напластований Лядинского могильника (Мордовия) и Вятических курганов (Подмосковье). Лапти обнаруживали и в домонгольских напластованиях Смоленска. Сведения об этом, возможно, удастся обнаружить и в других отчетах.

Если бы лапти действительно получили широкое распространение только в позднем Средневековье, то в XVI-XVII веках они встречались бы повсеместно. Однако в городах фрагменты плетеной обуви этого времени обнаруживаются при раскопках весьма редко, в то время как детали кожаной обуви исчисляются десятками тысяч.

Теперь об информативности, которую несет средневековый иллюстративный материал – иконы, фрески, миниатюры. Нельзя не учитывать, что ее сильно снижает условность изображений, далеких от реальной жизни. Да и длиннополые одежды часто скрывают ноги изображенных персонажей. Неслучайно историк А.В. Арциховский, изучивший более десяти тысяч миниатюр Лицевого свода и обобщивший результаты своих исследований в солидной монографии «Древнерусские миниатюры как исторический источник», вовсе не касается обуви.

Почему нет необходимой информации в письменных документах? Прежде всего, из-за скудости и отрывочности самих источников, в которых меньше всего внимания уделяется описанию костюма, тем более одежды простолюдина. Появление же на страницах писцовых книг XVI века упоминаний о ремесленниках, специально занимавшихся плетением обуви, отнюдь не исключает того факта, что лапти еще раньше плели сами крестьяне.

А.В. Курбатов словно не замечает упоминавшегося выше фрагмента из «Слова Даниила Заточника», где впервые встречается слово «лыченица «, противопоставленное «червленым сапозем». Никак не объясняется и летописное свидетельство 1205 года, где говорится о дани в виде лыка, взятой русскими князьями после победы над Литвой и Ятвягами. Комментарий Курбатова к отрывку из «Повести временных лет», где побежденные болгары представлены неуловимыми кочевниками, хотя и интересен, но тоже вызывает вопросы. Нельзя считать кочевой империей булгарское государство конца Х века, объединившее многие племена Среднего Поволжья. Здесь уже господствовали феодальные отношения, процветали огромные города – Болгар, Сувар, Биляр, богатевшие на транзитной торговле. К тому же поход на Болгар в 985 году был не первым (упоминание о первом походе относится к 977 году), поэтому Владимир уже имел представление о противнике и вряд ли нуждался в объяснениях Добрыни.

И наконец, по поводу заметок западноевропейских путешественников, побывавших в России. Они появляются лишь в конце XV века, поэтому более ранних свидетельств в источниках этой категории просто не существует. Более того, в записках иностранцев основное внимание уделялось политическим событиям. Диковинная же, с точки зрения европейца, одежда россиян их почти не занимала.

Особенный интерес представляет книга известного немецкого дипломата барона Сигизмунда Герберштей на, посетившего Москву в 1517 году в качестве посла императора Максимилиана I. В его записках есть гравюра, изображающая сцену езды в санях, на которой отчетливо видны обутые в лапти лыжники, сопровождающие сани. Во всяком случае, в своих записках Герберштейн отмечает, что на лыжах ходили во многих местах России. Четкое изображение крестьян, обутых в лапти, есть и в книге «Путешествие в Московию» А. Олеария, дважды побывавшего в Москве в 30-х годах XVII века. Правда, в тексте книги сами лапти не упоминаются.

У этнографов также нет однозначного мнения о времени распространения плетеной обуви и ее роли в жизни крестьянского населения раннего Средневековья. Одни исследователи подвергают сомнению древность лаптей, считая, что прежде крестьяне ходили в кожаной обуви. Другие ссылаются на обычаи и поверья, говорящие как раз о глубокой древности лаптей, например, указывают на их обрядовое значение в тех местах, где плетеная обувь давно предана забвению. В частности, уже упоминавшийся финский исследователь И.С. Вахрос ссылается на описание похорон в среде уральских старообрядцев-кержаков, не носивших плетеной обуви, но хоронивших покойника обутым в лапти.

Суммируя изложенное, отметим: трудно поверить, что широко распространенные в раннем Средневековье лыко и кочедыки использовались лишь для плетения коробов и сетей. Уверен, обувь, изготовленная из растительного волокна, была традиционной частью восточнославянского костюма и хорошо знакома не только русским, но и полякам, и чехам, и немцам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *