Что находится в шпиле адмиралтейства
Тайны и загадки кораблика-флюгера на шпиле Главного Адмиралтейства в Петербурге
Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — старейшее в городе, построенное в качестве верфи через год после основания самого Санкт-Петербурга. Сегодня это значительный памятник архитектуры русского ампира. А кораблик на его шпиле является одним из символов Санкт-Петербурга. Рассказываем всё самое интересное, обо всех тайнах и загадках, которые до сих пор не были раскрыты и сохранились до наших дней.
Что это за кораблик?
По одной из версий, кораблик Адмиралтейства — это копия первого корабля, который вошёл в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Существует мнение, что прототипом кораблику служил фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль. Его построили указу царя Алексея Михайловича в 1667—1669 годах.
Данная версия базируется на том факте, что все корабли, построенных Петром I до 1719 года, не имели ничего общего с корабликом на шпиле. Хотя и от «Орла» кораблик на шпиле отличается. У первого одна палуба, в то время как у второго их — 2.
Много неясностей внесла и надпись, которая была обнаружена на позолоченных парусах флюгера где-то в середине XVIII века. Некоторые думали, что там должно быть написано: «Не тронь меня» по названию линкора, сошедшего в то время с петербургских верфей, который по другой из версий стал, якобы, прообразом кораблика.
Но известно, что корабль «Не тронь меня» построили в 20-х годах XVII века, уже после того, как кораблик стоял на шпиле. Корабль, на которого мог быть похож кораблик Адмиралтейства, это «Полтава»1709 года постройки. Впрочем, и от «Полтавы» кораблик на шпиле отличается по количество пушек.
Наконец, некоторые утверждают, что прототипом кораблика на шпиле Адмиралтейства выступил голландский корабль, который первым зашёл в порт Петербурга. И автор кораблика был голландец. Многие сходятся во мнениях в том, что мастер представил собирательный образ кораблей российского флота.
Когда и кто создал кораблик?
Кораблик на шпиле Адмиралтейства создал умелец из Голландии — Харман ван Болос. Хотя Адмиралтейство было основано в 1704 году, кораблик на шпиле установили в 1719 году. Оригинал был весом 65 килограмм, длиной 192 сантиметров и высотой 158 сантиметров. Ходила молва, что на золочение кораблика потратили золота 16 кг.
Изготовил голландец миниатюрную фигурку корабля при участии русских мастеров. Однако доподлинно неизвестно, какой корабль был взят автором в качестве прообраза. Как стало понятным из предыдущего повествования, мнения по этому поводу сильно разнятся.
Какие легенды и загадки он хранит?
Бытует легенда, согласно которой 3 флага на мачтах кораблика сделали из чистого червонного золота. Также распространён миф, что в носовой части хранилась личная буссоль Петра Великого. Однако, никто ничего не может доказать или опровергнуть, дело в том, что оригинальный кораблик прососуществовал на шпиле здания Главного Адмиралтейства до 1815 года.
Когда его меняли на новый в ходе ремонта, аутентичный кораблик, который стал служить флюгером и одновременно символом Санкт-Петербурга, в 1816 году исчез самым загадочным образом. Он так и был навечно утрачен.
Создали точную копию кораблика и он простоял на шпиле в течение 71 года. Во время очередного ремонта в 1886 году кораблик со шпиля опять сняли и заменили опять на такой же вариант. Прошлый оригинал передали на хранение в Морской музей, который находился рядом.
Больше кораблик не пропадал, зато появились искатели, которые хотели залезть в «золотое яблоко», на котором зиждется кораблик-флюгер. Дело в том, что и здесь не обошлось без тайн. Во второй раз кораблик был изготовлен из листовой меди, украшенный сусальным золотом.
По легенде во время установки оригинального кораблика, под него в золотую сферу, якобы, заложили тайник с золотыми монетами. Причём, открывался он путём вращения 2-х половин определённым образом. Но эта загадка так и осталась неразгаданной.
Зато доподлинно известно, что находится в этом «золотом яблоке» сейчас. Внутри реально находится шкатулка, в которой лежат документы-отчёты о проведённых ремонтах и газеты разных лет. Там же была спрятана капсула времени и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Тайны и загадки кораблика-флюгера на шпиле Главного Адмиралтейства в Петербурге
Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — старейшее в городе, построенное в качестве верфи через год после основания самого Санкт-Петербурга. Сегодня это значительный памятник архитектуры русского ампира. А кораблик на его шпиле является одним из символов Санкт-Петербурга. Рассказываем всё самое интересное, обо всех тайнах и загадках, которые до сих пор не были раскрыты и сохранились до наших дней.
Что это за кораблик?
По одной из версий, кораблик Адмиралтейства — это копия первого корабля, который вошёл в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Существует мнение, что прототипом кораблику служил фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль. Его построили указу царя Алексея Михайловича в 1667—1669 годах.
Данная версия базируется на том факте, что все корабли, построенных Петром I до 1719 года, не имели ничего общего с корабликом на шпиле. Хотя и от «Орла» кораблик на шпиле отличается. У первого одна палуба, в то время как у второго их — 2.
Много неясностей внесла и надпись, которая была обнаружена на позолоченных парусах флюгера где-то в середине XVIII века. Некоторые думали, что там должно быть написано: «Не тронь меня» по названию линкора, сошедшего в то время с петербургских верфей, который по другой из версий стал, якобы, прообразом кораблика.
Но известно, что корабль «Не тронь меня» построили в 20-х годах XVII века, уже после того, как кораблик стоял на шпиле. Корабль, на которого мог быть похож кораблик Адмиралтейства, это «Полтава»1709 года постройки. Впрочем, и от «Полтавы» кораблик на шпиле отличается по количество пушек.
Наконец, некоторые утверждают, что прототипом кораблика на шпиле Адмиралтейства выступил голландский корабль, который первым зашёл в порт Петербурга. И автор кораблика был голландец. Многие сходятся во мнениях в том, что мастер представил собирательный образ кораблей российского флота.
Когда и кто создал кораблик?
Кораблик на шпиле Адмиралтейства создал умелец из Голландии — Харман ван Болос. Хотя Адмиралтейство было основано в 1704 году, кораблик на шпиле установили в 1719 году. Оригинал был весом 65 килограмм, длиной 192 сантиметров и высотой 158 сантиметров. Ходила молва, что на золочение кораблика потратили золота 16 кг.
Изготовил голландец миниатюрную фигурку корабля при участии русских мастеров. Однако доподлинно неизвестно, какой корабль был взят автором в качестве прообраза. Как стало понятным из предыдущего повествования, мнения по этому поводу сильно разнятся.
Какие легенды и загадки он хранит?
Бытует легенда, согласно которой 3 флага на мачтах кораблика сделали из чистого червонного золота. Также распространён миф, что в носовой части хранилась личная буссоль Петра Великого. Однако, никто ничего не может доказать или опровергнуть, дело в том, что оригинальный кораблик прососуществовал на шпиле здания Главного Адмиралтейства до 1815 года.
Когда его меняли на новый в ходе ремонта, аутентичный кораблик, который стал служить флюгером и одновременно символом Санкт-Петербурга, в 1816 году исчез самым загадочным образом. Он так и был навечно утрачен.
Создали точную копию кораблика и он простоял на шпиле в течение 71 года. Во время очередного ремонта в 1886 году кораблик со шпиля опять сняли и заменили опять на такой же вариант. Прошлый оригинал передали на хранение в Морской музей, который находился рядом.
Больше кораблик не пропадал, зато появились искатели, которые хотели залезть в «золотое яблоко», на котором зиждется кораблик-флюгер. Дело в том, что и здесь не обошлось без тайн. Во второй раз кораблик был изготовлен из листовой меди, украшенный сусальным золотом.
По легенде во время установки оригинального кораблика, под него в золотую сферу, якобы, заложили тайник с золотыми монетами. Причём, открывался он путём вращения 2-х половин определённым образом. Но эта загадка так и осталась неразгаданной.
Зато доподлинно известно, что находится в этом «золотом яблоке» сейчас. Внутри реально находится шкатулка, в которой лежат документы-отчёты о проведённых ремонтах и газеты разных лет. Там же была спрятана капсула времени и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Загадки кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
Флюгер Адмиралтейства прячет в себе множество тайн. Например, на самом ли деле под корабликом находится клад или же там ничего нет? Спорят историки и о том, какой же корабль стал прототипом флюгера-кораблика.
«Орёл» или «Не тронь меня»?
Автором кораблика на шпиле Адмиралтейства был умелец из Голландии Харман ван Болос. Вместе с российскими подмастерьями он изготовил фигуру корабля высотой 158 сантиметров и длиной в 192 сантиметра. Но точно не известно, взял ли ван Болос в качестве прототипа реально существовавший корабль или нет. Мнения по этому вопросу сильно расходятся.
Одни историки считают, что фигурка корабля на шпиле Адмиралтейства повторяет силуэт фрегата «Орёл». Его силуэт и правда похож на фигурку корабля Адмиралтейства, но всё-таки не до конца. Главное расхождение заключается в том, что «Орёл» являлся однопалубным, в то время как флюгер-кораблик на шпиле имеет две палубы. Сумятицу внесла и надпись на позолоченных парусах флюгера.
Примерно в XVIII веке кто-то впервые заметил надпись на парусах флюгера. Многие были уверены, что там было написано «Не тронь меня». Именно так назывался великолепный линкор, сошедший с петербургских верфей. Однако корабль «Не тронь меня» построили в двадцатых годах XVII века, а кораблик на шпиле установили в 1719. Самый похожий на фигурку корабль был построен в 1709 году и назывался «Полтава». Впрочем, и он несколько отличается. У «Полтавы» было большее количество пушек, чем изображено на фигурке. Ещё имеется версия, что прототипом корабля на шпиле Адмиралтейства всё-таки является первый зашедший в порт Петербурга корабль из Голландии. Но, вероятнее всего, мастер ван Болос представил собирательный образ кораблей российского флота. Что, впрочем, ничуть не умаляет красоты флюгера.
Корабль, полный сокровищ
По слухам, на золочение флюгера шпиля Адмиралтейства потратили около 16 килограммов золота. Разумеется, это бередило умы нечистых на руку людей, желавших разбогатеть. В 1816 году флюгер-символ Санкт-Петербурга таинственным образом пропал. Несмотря на долгие розыски, его так и не нашли. Поэтому установили другой флюгер-корабль, точь-в-точь повторяющий прошлый. Его тоже позолотили, но уже в меньшем количестве. Правда, в 1886 году фигурку демонтировали и отправили в Центральный военно-морской музей. Вместо неё установили кораблик из листовой меди, украшенный сусальным золотом. Больше на сохранность самого кораблика никто не покушался. Но в прошлые века некоторые смельчаки хотели разорить «золотое яблоко», на котором покоится флюгер. Вокруг этой золотой сферы тоже немало тайн.
Что находится в шпиле адмиралтейства
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
Здание Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге: как добраться, история
Здание адмиралтейства является доминантой центральной части Санкт-Петербурга. Оно ведет свою историю еще с петровских времен и за время своего существования стало символом города, а про «Адмиралтейскую иглу» писали свои знаменитые стихотворения Александр Пушкин и Иосиф Бродский.
Как добраться
К адмиралтейству выходят три основные магистрали исторического центра Петербурга: Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица.
Сюда можно добраться пешком от главных достопримечательностей — Эрмитажа или стрелки Васильевского острова. Или доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».
История
Здание адмиралтейства было заложено в ноябре 1704 года личным указом Петра I. Изначально постройка была оборудована как верфь. Уже через год после начала строительства здесь были заложены первые корабли, а еще через год, в 1706 году, на воду был спущен первый прам — плоскодонное судно с 18 пушками на борту.
Фасад адмиралтейства
После 1719 года недалеко возникли два рукотворных острова, называемых Новой Голландией. На них хранили лес для строительства кораблей. Между адмиралтейством и «Голландией» раньше проходил Адмиралтейский канал. При императоре Николае I канал был почти полностью засыпан, на его месте был построен Конногвардейский бульвар. Сейчас об этом напоминает табличка, расположенная в подземном переходе под площадью Труда. Небольшая часть канала все же сохранилась. Она пролегает у северного берега Новой Голландии от Крюкова канала до реки Мойки.
В 1711 году над адмиралтейством был надстроен шпиль, известная нам «Адмиралтейская игла». Это была первая перестройка. В дальнейшем здание перестраивалось в 1738 и 1823 годах. В 1874 году рядом был заложен Александровский сад.
Якоря на постаментах «Адмиралтейская игла»
В разное время в здании адмиралтейства находились Главный морской штаб, Военно-морской музей, Военно-морской революционный комитет, газодинамическая лаборатория. С 2012 года в адмиралтействе базируется Главный штаб ВМФ.
Шпиль («Адмиралтейская игла»)
Общая высота адмиралтейства — 72 метра, 23 из которых занимает шпиль здания. На нем расположены яблоко, корона и кораблик-флюгер.
Доподлинно неизвестно, каков был прототип у кораблика на верхушке шпиля. Есть мнения о том, что это фрегат «Орел», первое русское судно, или же фигурка сделана по образу первого корабля, вошедшего в порт Санкт-Петербурга.
«Статуи нимф, несущих небесную сферу» Шпиль адмиралтейства «Гении Победы со знаменами в руках»
Нынешний кораблик — третий по счету. Первый простоял на шпиле до 1714 года, впоследствии был утерян. Вторая, 65-килограмовая, модель возвышалась над городом в течение 71 года. Сейчас она хранится в Военно-морском музее. Легенда гласит о том, что мачта кораблика сделана из чистого золота.
Городские легенды не обошли стороной и яблоко-шар, расположенное чуть ниже. Любители загадок утверждают, что шар полон золотых монет. Притом открыть его можно только секретным способом, который безвозвратно утерян. На самом деле фигурка и правда содержит некоторые артефакты. Внутри находится шкатулка со списком мастеров, которые занимались ремонтом шпиля. Также там можно найти газеты 1886 и 1928 годов и проект Конституции СССР.
Александровский сад
Как мы писали в начале статьи, недалеко от адмиралтейства находится множество исторических достопримечательностей — рядом расположены Эрмитаж, «Медный всадник», Исаакиевский собор.
Если кратко, в целом:
- наверное, самое знаменитое после Эрмитажа здание в этой части города; после долгой прогулки можно отдохнуть в расположенном у адмиралтейства Александровском саду; Адмиралтейский проезд у самого здания открыт для прохода, это не так очевидно из-за забора.