Что находится в школьной библиотеке

Проект на тему » Школьная библиотека»

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» Выполнила ученица 2 «Б» класса МАОУСОШ N5 г. Туапсе Ларионова Анастасия Учитель: Мавриди В.Н.

1. Определите, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке. В нашей школьной библиотеке есть много детских энциклопедий: «Всё обо всём», «Всё о всех», «Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия про животных» и другие. Также там есть учебники, художественная литература: сказки и рассказы, справочники, например справочник школьника, газеты, журналы, словари: орфографический и толковый.

2. Узнайте, в какой книге можно найти информацию об истории хранения книг? Историю хранения книг можно найти в энциклопедиях, например «Всё обо всём», а также в книге Николая Павловича Смирного-Сокольского «Моя библиотека».

3. Выясните, как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам). Для первоклассников в нашей школьной библиотеке книги располагаются по тематическим разделам: «Математика», «Русская литература», «Зарубежная литература», сказки, журналы. Для остальных учеников школы книги располагаются в алфавитном порядке (от «А» до «Я»).

4. Как можно найти нужную книгу? Чтобы найти нужную книгу можно спросить у библиотекаря или найти её самому. Книги на стеллажах расположены по темам и по алфавиту от «А» до «Я».

5. Где можно получить информацию о содержании книги? Краткая информация о содержании книги чаще всего располагается в начале книги, иногда в конце. Она называется аннотация.

6. Какие тематические выставки были в библиотеке? В нашей школьной библиотеке проходят выставки: «О книге и библиотеке», «С чего начинается Родина», «Лес Чудес», «Дерево познания», «Любимый уголок земли» и другие.

7. Составьте текст экскурсии по библиотеке. Для подготовки проекта я ходила в школьную библиотеку. Там я встретила своего одноклассника Артёма, который тоже готовился к проекту. Библиотекарь Голунова Валентина Григорьевна провела для нас экскурсию по библиотеке. Она нам показала читальный зал и место хранения книг, рассказала, как найти нужную книгу и как завести абонемент, чтобы взять домой книгу для чтения. Мне очень понравилась экскурсия по библиотеке, из неё я узнала много полезной информации.

Спасибо за внимание!

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Цель: » Познакомить со школьной библиотекой». Поделиться своими впечатлениями.

Номер материала: ДБ-077112

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Время чтения: 2 минуты

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Реферат на тему «Что такое школьная библиотека»

Выбранный для просмотра документ Школьная библиотека.docx

Технология библиотеки общеобразовательного учреждения

Исследование работы школьной библиотеки

МБОУ Островянской СОШ

Выводы и предложения

Библиотека «должна быть

не только хранилищем книг,

но и реальным информационным,

культурным и досуговым центром.»

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем человек меняется; развивается наука, техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга перестала быть единственным источником знаний.

В современном мире всё чаще и чаще на смену книгам приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку пульта, чем прочитать своему ребенку книгу. А ведь развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций. Всё это негативно отражается на общем состоянии ребёнка и на формировании его как личности.

В жизни ребенка школьная библиотека должна стать, как первый учитель, как первая прочитанная книга, как первый настоящий друг. Ведь библиотека – это ось, вокруг которой вращается культурная жизнь школы и мира.

«Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях»

Из «Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек»

В рамках внедрения ФГОС школьные библиотеки определяют для себя следующие перспективы:

Стратегия ближайших действий, ориентированных на создание условий:

-непрерывное повышение квалификации библиотечных кадров до уровня соответствия требованиям новых образовательных стандартов и профессиональных стандартов;

-формирование фондов качественными и разнообразными источниками информации на разных носителях;

— создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды

Основная цель – преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, в которых работают профессиональные педагоги-библиотекари.

2. Технология библиотеки общеобразовательного учреждения

Современная школьная библиотека-это образовательный и социальный центр школы; безопасная, правильно организованная, уютная, дружелюбная современная среда для всех участников образовательного процесса; самое привлекательное место в школе

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Цель работы школьной библиотеки:

Способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Основные функции библиотеки:

Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.

Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.

Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Основные направления деятельности библиотеки:

*работа с читателями

*библиотечно-библиографические знания – школьникам

*библиотечные программы и проекты

*цикл библиотечных уроков

*конкурсы, тематические выставки

*тематические экскурсии в библиотеку

Формы работы с читателями

Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

Задачи индивидуального обслуживания :

*удовлетворение информационных потребностей читателей

*развитие структуры и глубины интересов читателей

*содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития

*организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой

3. Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание, Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Магия книги действует безотказно. Книга, пришедшая во время – это друг, которого ты, наконец, дождался. Книгу можно назвать словами Э.Хемингуэя – «праздник, который всегда с тобой». Именно поэтому особую роль приобретает значение и роль библиотекаря как подлинного наставника.

Школьный библиотекарь – это не просто хранитель книг, а человек, который должен любить детей с чистым сердцем и отзывчивой душой. Он и педагог, и психолог, и организатор культурно-познавательного досуга, и сценарист, и режиссер для юных читателей.

Библиотека – это не только место, где выдаются книги. Проводя индивидуальную беседу с читателем, оказывая помощь при выборе книг, библиотекарь активно воздействует на формирование личности читателя, его взглядов, отношений. Успешной работе библиотекаря способствует не только профессиональные знания и умения, но также и некоторые психологические свойства личности. Легкость в общении, такт и эмоциональная выдержка, деликатность и приветливость – такие качества характера помогают библиотекарю наилучшим образом установить с читателем взаимопонимание, располагают его к откровенному проявлению своих интересов.

Кроме умения общаться с разными людьми, библиотекарь должен сочетать в себе высокую идейно-политическую, культурную и профессиональную подготовку с инициативой, чувством социальной активности. Также библиотекарь должен уметь распределять и переключать свое внимание.

Библиотекарю приходится много говорить. Так что если речь его недостаточно четкая, ему необходимо её тренировать.

Деятельность библиотекаря состоит из двух частей: работа с читателями и библиографическая работа. В настоящее время работа библиотекаря школы направлена на возрождение интереса к чтению у детей и подростков посредством знакомства и изучения современной российской и зарубежной литературы.

Библиотекарь должен обладать способностью критически анализировать явления, факты, уметь выбирать из общего объёма необходимую информации, схватывать суть проблемы. Быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу, уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить свои мысли, грамотно говорить.

Библиотекарь должен быть в постоянном союзе с педагогами. Союз педагога и библиотекаря можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребенка, библиотекарь – отличным от школьного подходом к работе с книгой. Дети же в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой, учатся общаться и мыслить на литературном материале.

Направления деятельности школьного библиотекаря

* Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.

*Содействие формированию читательской компетентности, которая включает навыки чтения и работы с текстом, формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия и личностного роста.

*Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

Именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни школьника.

4. Исследование работы школьной библиотеки

МБОУ Островянской СОШ

Библиотека находится в здании школы. Обслуживает 159 учащихся школы, 17 учителей. Фонд библиотеки содержит учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, фонотеку, компьютеры.

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Цели школьной библиотеки:

*Формирование культурной развитой личности ученика

*Воспитание у учащихся любви к книге, чтению

*Формирование духовно-нравственных ценностей

*Развитие творческих способностей у учащихся

*Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным

*Обучение работе с библиотечным фондом

Задачи школьной библиотеки:

*организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации

*организация систематического чтения

*обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда

*обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки

Библиотека – центр культурной жизни школы

Массовая работа библиотеки :

Библиотечные и информационные уроки

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотекеЧто находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотекеЧто находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

МЕРОПРИЯТИЯ и ПРАЗДНИКИ

с посещением библиотеки (учащиеся узнают о празднике из книг, читают стихи и рассказы на тему праздника и т.д.)

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Праздник старинных вещей Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Осенние посиделки с любимыми стихами

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Библиотечный урок к 9 мая 2019г

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Библиотека также поддерживает связь и с детским садом (будущими первоклассниками)

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Фотографии предоставлены библиотекарем школы

Выводы и предложения:

Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала. Все учащиеся обеспечены учебниками.

Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом. Но библиотека нуждается в методической литературе. Не всегда хватает средств на ее приобретение.

Необходимо также активизировать читательскую активность в старшем звене, т.к. в основном активными посетителями библиотеки и участниками мероприятий являются учащиеся 1-7 классов.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимают трудность привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.

Ведь лишь от нас зависит, каким будет наше будущее поколение.

Конкурсы и викторины,

Уроки, книжкины именины,

Посиделки и конференции,

Диспуты, громкие чтения,

Премьеры книг, обсуждения,

Дискуссии, выставки, вечера,

Просмотры, утренники, игра,

Устный журнал, стенгазета,

Плакат, вернисаж, картотека,

Источник

Эксперт рассказал, зачем нужны школьные библиотеки

Библиотекари не успевают за веяниями времени

22 октября в России празднуется учрежденный с подачи ЮНЕСКО в 1999 году Международный день школьных библиотек. Его главной целью считается привлечение внимания общества к состоянию, формированию и пополнению литературных запасов в школьных библиотеках, а также поддержка книгохранилищ литературы, которой пользуются школьники, если для выполнения заданий им недостаточно одних учебников. О том, устоят ли под натиском электронных библиотек школьные собрания «живых» книг, об их особенностях в «цифровую эпоху» «МК» рассказал самый знающий человек — зав. кафедрой библиотековедения Московского государственного института культуры Наталья ЛОПАТИНА.

Что находится в школьной библиотеке. Смотреть фото Что находится в школьной библиотеке. Смотреть картинку Что находится в школьной библиотеке. Картинка про Что находится в школьной библиотеке. Фото Что находится в школьной библиотеке

Фото: Геннадий Черкасов

— Наталья Викторовна, отличаются ли нынешние школьные библиотеки от тех, в которых выросли предшествующие поколения учащихся?

— К сожалению, нет, хотя сегодня они должны быть совершенно другими! Почему-то школьные библиотеки часто отождествляют с детскими. Между тем они разные. Школьная библиотека не относится к числу массовых: ее задача — обеспечение учебного процесса. При этом школьная библиотека обязательно должна содействовать деятельности школы. Например, оказывать помощь в подготовке к ЕГЭ по математике.

— Как это?

— Используя все свои фонды, электронные информационные ресурсы и навигаторы, библиотека должна открывать школьнику доступ ко всей нужной ему информации, а школьный библиотекарь — подбирать максимальное количество материалов для подготовки к экзаменам. В этом и состоит задача современного школьного библиотекаря, хотя на деле этого не происходит. И если в Москве можно пойти и купить все нужные издания, то во многих местах такой возможности нет.

— Но ведь объемы информресурсов Интернета несопоставимо больше фондов «бумажных» школьных библиотек. Зачем учащемуся последние, если он может выйти в Интернет самостоятельно!

— Как зачем? К примеру, бесплатный доступ к современной литературе преграждает авторское право. А школьная библиотека, формируя новые фонды, не только предоставляет ребятам пароль и логин для бесплатного доступа, но и навигатор, позволяющий им лучше ориентироваться в море информации. Скажем, такой: «10 книг, которые помогут лучше подготовиться к экзамену». Вот только директора школ, к сожалению, не всегда знают, как закупать литературу, равно как и то, что бывают готовые электронные библиотеки.

— Выходит, электронная библиотека не только не убивает «натуральную» школьную, но даже расширяет ее возможности?

— Современная школьная библиотека — это не просто собрание книг, но портал, через который мы должны открыть учащимся весь многообразный мир! Причем так, чтобы это в максимальной степени подходило каждому конкретному школьнику! А «цифра» лишь создает в этом плане дополнительные возможности. Например, через Интернет школьник получает доступ к массе специализированных журналов, будь то «Юный техник» или «Техника молодежи». Другой важный аспект — профилактика правонарушений. Часто они происходят оттого, что ребенку просто нечем заняться после школы. А ведь его можно и нужно направлять и занимать в соцсетях, где есть масса интереснейшей и полезнейшей информации. Мы совсем упустили эту работу. А ведь этим также мог бы заняться школьный библиотекарь. Но не занимается. Многим пока не хватает понимания, что школьная библиотека — не культмассовое учреждение, а важный участник процесса обучения. И директорам школ стоит обратить на это внимание. Тем более что по уровню зарплат школьные библиотекари сегодня приравнены к педагогическим работникам. И это должны быть очень квалифицированные люди с большой социальной ответственностью.

— Правда ли, что современные дети стали мало читать?

— Неправда! Они читают очень много, вопрос лишь в том, что именно. Раньше взрослые видели обложки книг, а сейчас видны только планшеты и букридеры. Но точно могу сказать: сейчас пишется крайне мало литературы о сверстниках современных подростков: как они живут, как строят взаимоотношения с родителями и друзьями, как реагируют, если их обижают в соцсетях, и т.п. Думаю, должна быть госпрограмма поддержки таких книг.

— В чем, по-вашему, главная проблема современных школьных библиотек?

— В непрофессионализме библиотекарей и школьной администрации, относящихся к этим структурам как к чему-то второстепенному и не особенно важному, тогда как по сути школьная библиотека является главной кафедрой школы. Кроме того, школьным библиотекарям надо читать больше специальной литературы и меньше увлекаться массовыми мероприятиями во вверенных им библиотеках. Праздники, конечно, это хорошо, но очень важна индивидуальная работа и с ребенком, и с родителями, и с учителями.

Источник

Школьные библиотеки. А где же статус?

«В 2004 году зарегистрирована Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА).
Миссия Ассоциации – объединение духовных и интеллектуальных ресурсов для развития российских школьных библиотек, как катализаторов процессов воспитания, образования и качества жизни детей и юношества.
Ассоциация представляет интересы самой большой библиотечной сети России – сети школьных библиотек. Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало инициативу создания ассоциации, рассматривая её как эффективный инструмент в формировании библиотечной политики в области школьных библиотек на федеральном, региональном и международном уровнях.
Школьные библиотеки самая многочисленная сеть библиотек России – 67,0 тыс. (для сравнения: сеть Министерства культуры – 50,0 тыс.). Задачей Ассоциации, в первую очередь, является усиление роли школьных библиотек в образовании и жизни общества. В зарубежных странах школьные библиотеки – центры информации и документного обеспечения учебного процесса. Они играют большую роль в образовательном процессе. У нас же, к сожалению, школьная библиотека находится на задворках развития школы, а школьные библиотекари разобщены, социально и профессионально не защищены. »

Все вы, наверное, учились в школе. У меня есть такое подозрение, что учились. Как правило, в школах есть библиотеки, в которые вы, надеюсь, хотя бы изредка, но заходили. Возможно, даже что-то брали почитать. Припоминаете?

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: каков статус этих школьных библиотек?

Вот, к примеру, статус редакции мы знаем. Статус учредителя, статус журналиста мы с вами в федеральном законе имеем. Мы знаем кто это. Вот, пожалуйста, открываем и видим: статус учредителя. Учредитель – он на что имеет право? Во-первых, он есть. Во-вторых, он утверждает устав редакции, заключает договор с редакцией или с главным редактором. Учредитель в праве. и т. д.
Подробнее: http://www.consultant.ru/popular/smi/42_2.html

Вот, о статусе редакции. Редакция осуществляет деятельность на основе профессиональной самостоятельности независимо от учредителя. У неё есть договор с учредителем.
Подробнее об этом (и не только): http://www.rg.ru/1991/12/27/smi-zakon.html

Этот договор на то и договор, чтобы они договорились: кто на что имеет право. И, как правило, редакционный коллектив, если он понимает, что от этого договора зависит многое, не будет голосовать за те пункты, которые противоречат их (штатных журналистов) дальнейшей возможной деятельности.
Но ведь он же есть – этот статус редакции.
А каков статус школьной библиотеки? И каков, соответственно, статус библиотекаря?
Технический работник. Технический – вот в чём соль.

У нас есть закон, который определяет. А нужно добиться того, чтобы он исполнялся. Если мы споткнулись на чём-то во взаимоотношениях с учредителем, то у нас всё расписано. Опираясь на букву закона, мы начинаем требовать исполнения.
Другое дело, что мы можем, конечно, десять «бумажек» написать, и одна из них воздействует. Мы можем со своей «бумажкой» в десять инстанций ходить и где-нибудь добьёмся. Но у нас есть основания. У нас есть то, что Архимед назвал рычагом: «Дайте мне рычаг! И я переверну…». У нас есть такой рычаг. Другие вопросы: можем мы им пользоваться или нет? Или нам лень? Длинный рычаг или короткий? Быстро или долго это будет делаться? Но, повторяю, мы имеем основания.

А что бывает с людьми, у которых нет закона, регламентирующего их профессиональную деятельность?
Вот у нас есть закон. Мы очень часто им не пользуемся. Это плохо. Кто виноват? Закон? Виноваты мы. Потому что нам дано то, ради чего Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» (имеющий на сегодняшний момент уже 17 редакций) и был прописан докторами юридических наук Батуриным Ю. М., Федотовым М. А., и кандидатом юридических наук Энтиным В. Л. Создатели этого закона потратили годы жизни и массу нервов, чтобы его пробить и отрегулировать. Они многого добились, исследуя основные институты права массовой информации, показывая достоинства и недостатки различных вариантов правового регулирования в данной сфере. Мы всего лишь должны научиться пользоваться законом.

Так вот, о главном. Школьные библиотеки не имеют статуса библиотек.
Научные, юношеские, детские, районные, областные – все имеют данный статус. Школьные – нет. Их нет в законе. Поэтому они не финансируются. Поэтому люди, работающие в них, не могут получать достойную зарплату. Не могут влиять на круги чтения.

Давайте разберёмся. Если по статусу школьный библиотекарь – технический персонал (не педагогический), который, так сказать, к примеру, берёт правой рукой с полки книжку, а левой отдаёт её школьнику, а после записывает в формуляр, то у меня рождается простой вопрос: к чему его, библиотекаря, пять лет учат в институте культуры и искусства? В Москве – это МГУКИ (Московский Государственный университет культуры и искусства). И такие «ГУКИ» разбросаны по всей стране. Они каждый год выпускают, в том числе, и библиотекарей.
Вот зачем человека 5 лет учат? С какой плавностью брать с полки книжку? С какой улыбкой отдавать её школьнику? К чему его там учат педагогике, психологии и т. д.? Чтобы потом, на практике уже, он умел быстро расставить и найти?
Вы знаете, в школьных библиотеках не надо искать быстро. Там всего 120 (символично) книжек. Нет, вы скажете, там гораздо больше, там их полторы тысячи! Нет, остальные – не книги.

Вот пример из жизни. Прочувствуйте связь. Наш преподаватель рассказывал. Когда его дочери было 5 лет, он привёз ей из командировки (если не изменяет память – ему, конечно же, а она ему редко изменяет – из Болгарии) платьице. Замечательное такое – с рюшечками, с розочками какими-то – с тем, что мне, ему, и любому другому мужчине никогда не понять. Но в Союзе таких точно не было. И она, как настоящая маленькая женщина, вертелась в нём перед зеркалом – и так, и эдак на себя смотрела. И он с ней на пару радовался. Ну, какой же, скажите, родитель не будет рад, если его ребёнок рад?
А тут она вдруг поворачивается к нему: «А подарок где?»
И тут, как у всякого мужчины, у него от такой, можно сказать, наглости челюсть – ап! И он, заикаясь, говорит: «А ЭТО что?!»
И вот, ей шестой год, а она отвечает: «ЭТО – одежда! Родители обязаны кормить и одевать своих детей. А где подарок?».

Так вот, когда этот же самый преподаватель спрашивает о том, какие книжки школьники читают в летние каникулы, ни один не отвечает: физику, химию, историю, учебник по литературе и т. д. Но все упоминают названия тех или иных книг – художественных.
Следовательно, вот 120 книжек есть в библиотеке. И учебники. Которые не являются книгами потому, что они те самые пресловутые (из примера) «одежда» и «еда». Они – не «подарок», не книга.

Есть фонд художественной литературы (не учебной). Во-первых, он не обновлялся уже много лет. Во-вторых, если хотите посмотреть на настоящий подвиг, зайдите в какую-нибудь школьную библиотеку. Эти ежедневные подклеивания, заклеивания, переклеивания скотчем. Книги уже развалились столько раз, что любой Иван Фёдоров плюнул бы и сказал: «Я тебе любую новую напечатаю!».
Но библиотекарь понимает: новой не будет. Потому что директор даст деньги только на учебники. Ни на что больше.

Библиотека – это такое же подразделение школы, как столовая, спортзал, мастерские (где делают табуретки). Вы скажете: «Ну и что?». А то, что человек, который называется библиотекарем, имеет такой же статус, как уборщица, как повар в столовой. Понимаете? Он не имеет отношения к педагогическому коллективу. Во что это дальше выливается? В то, что этот человек не только получает зарплату меньшую, чем педагог, не только получает отпуск меньший, чем педагог (как технический работник – 21 день, а не 50 дней). Не в этом даже дело. А дело в том, что с одной стороны, если нет такого специального учреждения, как школьная библиотека, то, следовательно, нет и строки на содержание этого учреждения. Нет денег на книги. Их никто не выделяет. Выделяются деньги НА ШКОЛУ. А уж как директор их распределит – это дело директора. Он не обязан ни перед кем отчитываться за фонд библиотеки: есть у меня там, к примеру, три книжки 1964 года – ради Бога, нет – ну, так нет. У меня там полно учебников и ни одной художественной книги – и что?

Поэтому-то и добиваются наличие этой одной строчки в Законе об образовании: что в нём есть школьные библиотеки. Закон об образовании должен иметь рычаг. Основываясь на этом, мы, заинтересованные журналисты, можем тогда добиваться в президентской администрации, у законодателя в Госдуме дополнения, расширения этой строки, но главное, чтоб он (законодатель) принял эту поправку.
За несколько лет, небольшое количество людей, которые тратят свои нервы, силы, добились, наконец, чтобы в 2009 году прошли парламентские слушания.
Организована Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА). Она и проводит вот эти самые мероприятия с единственной целью: достучаться до власти, на языке власти (!) донести этой власти (!), что происходит абсурд.
Что, власть не знает о том, что происходит абсурд? Знает.
У нас есть целый закон о СМИ. Целый закон – 62 статьи. Расписано всё, как мы можем воздействовать. Но для этого закон надо знать. У нас есть все рычаги. У нас, у журналистов. Вот мы и должны понять сейчас, что нам даёт эта маленькая книжечка. Она нам даёт профсамостоятельность и колоссальные возможности.

И библиотекари, имей они упомянутую уже, строку в законе, я вас уверяю, сумели бы добиться многого. Но им не на что опереться. А если им можно будет опереться на что-то, тогда наши дети, наши внуки получат другую возможность пользования фондами, на других условиях. А библиотекарь получит законное, а не подпольное (!) право организовывать обсуждения книг, организовывать какие-то конференции по книгам, проводить встречи с писателями.
Вы можете сказать: он и так это сейчас делает. А на каком уровне?
А это альтруизм. А альтруистом обязать быть нельзя. То есть безвозмездно, для своего удовольствия делать работу, за которую мне ничего не платят, а, наоборот, ещё учитель возмущается: «А чего ты у меня их с урока снимаешь? Какой ещё писатель? У меня география!»

Библиотекарь не имеет сейчас возможности влиять на политику педколлектива: а какие книжки желательно почитать, а что сейчас важно, допустим, для воздействия на формирующуюся психологию ребёнка? Потому что процесс чтения сейчас стоит на первом месте. И когда либо химик, либо физик, либо биолог будет мне говорить: «Да, но есть учебник. Он получает отсюда информацию. Мне достаточно, чтоб он сдал экзамен».
Да нет, недостаточно этого. Только два человека во всей школе умеют профессионально организовать процесс чтения. Это литератор-словесник и библиотекарь.
Не потребление книжек, а процесс чтения, как завершённый! То есть понимание прочитанного, осознание прочитанного и умение использовать прочитанное уже в любом предмете: будь то биология, будь то химия или физика и т. д.

А мы сейчас не умеем даже пользоваться книгой. Потому что существует такой вот кошмар: вы заходите в книжный магазин, а там написано: «книга для чтения». Видели такое? У меня сразу возникает вопрос: а для чего ещё бывают книги? Кота ударить? Чайник поставить? Или книга – как лучший подарок тёще на 8 марта?
Так вот, когда мы с 1 по 4 классы приучаем ребёнка к тому, что есть такие вот «книги для чтения» и, следовательно, есть книги НЕ для чтения – вот это-то и страшно.

Конечно, это не такая уж глобальная проблема, как мне могут сейчас возразить. В стране и без этого хватает проблем, которые уже всем набили оскомину. Но, друзья мои! Можно, естественно, во всю глотку горланить о масштабности неподъёмных задач и ничего для этого не делать. Это сплошь и рядом. А можно взяться за что-то менее глобальное и довести дело до победного. Хотя, как показывает практика, даже что-то незначительное в России даётся с таким колоссальным трудом, столько чинят препятствий на пути, что действительно опускаются руки. А тут вопрос ставится о детях, об адаптированном воспитании молодых граждан нашей страны. Ибо абсурднейшую брешь (а абсурд тут на каждом шагу) в нашей системе образования заделывать и исправлять, кроме нас, взрослых, больше некому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *