Что находится в плесецке
Что находится в плесецке
Космодром ПЛЕСЕЦК (1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации) – самый северный и один из крупнейших космодромов мира, обеспечивающий часть российских и международных космических программ, связанных с оборонными, а также прикладными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.
Космодром расположен в Плесецком районе Архангельской области России. На западе территория космодрома ограничена железной дорогой «Москва-Архангельск», на севере — рекой Емца. Общая площадь космодрома составляет 1762 км², протяженность с севера на юг — 46 км, с востока на запад — 82 км.
На космодроме эксплуатируются ракеты-носители лёгкого класса «Ангара-1.2», «Союз-2.1в», «Рокот», среднего класса «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», тяжелого класса «Ангара-А5». Технические средства космодрома позволяют проводить запуски различных космических аппаратов на все типы орбит, включая геостационарную.
Космодром представляет собой масштабный научно-технический комплекс, состоящий из объектов космической инфраструктуры:
История космодрома Плесецк начинается 11 января 1957 г., когда было принято постановление Правительства СССР о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара». Он создавался как войсковое соединение ракетных полков, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7, разработка которых велась в ОКБ-1 под руководством С.П.КОРОЛЁВА.
С момента запуска первого космического аппарата в марте 1966 года по настоящее время со стартовых площадок ПЛЕСЕЦКА проведено свыше 1600 пусков ракет-носителей, выведены на околоземные орбиты около 2100 космических аппаратов различного назначения, испытано и принято в эксплуатацию 10 типов ракет-носителей, 11 космических ракетных комплексов, 60 типов космических аппаратов, проведено около 500 пусков межконтинентальных баллистических ракет, испытано 13 ракетных комплексов.
Плесецк: самый северный космодром планеты
Говоря о космодромах, мы обычно вспоминаем легендарный Байконур с его «Гагаринским стартом» и первым запущенным спутником. Однако есть в нашей стране еще один аналогичный объект с не менее яркой и интересной историей – это космодром Плесецк. О нем не много известно широкой публике, потому что значительная часть его деятельности строго засекречена.
Сегодня Плесецк находится в подчинении МО России и является частью Космических войск нашей страны. Однако, кроме военных запусков, он обеспечивает значительное количество научных, коммерческих и прикладных стартов.
У этого объекта есть две уникальные особенности, которые обусловлены его «военным» происхождением. Во-первых, Плесецк – самый северный космодром в мире — он находится на 63 градусе северной широты. Во-вторых, эта стартовая площадка является официальным мировым лидером по количеству космических запусков. По состоянию на 2020 год, с Плесецка в космос было отправлено 1618 ракет и 2134 космических аппаратов (КА) различных типов. Период наибольшей активности космодрома пришелся на 70-80-е годы – самый разгар холодной войны. Нетрудно догадаться, что значительная часть пусков имела военное назначение.
Кроме того, с момента начала эксплуатации с территории космодрома было запущено около 500 межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Однако прежде, чем говорить о славной истории и нынешнем использовании объекта, следует сказать несколько слов о том, где находится космодром Плесецк, что входит в его состав и какие задачи он способен выполнять.
Общее описание и месторасположение
Космодром находится в Плесецком районе Архангельской области. На западе его территорию ограничивает железная дорога «Москва – Архангельск», на севере протекает небольшая река Емец. Главный административный и жилой центр объекта — город Мирный — расположен в его северо-западной части. Сегодня в нем проживает примерно 30 тыс. человек. Общая площадь Плесецка – 1762 кв. км.
В состав инфраструктуры входят следующие объекты:
Космодром имеет разветвленную сеть железных и автомобильных дорог, многочисленный парк авиационной техники. Аэродромный комплекс позволяет принимать практически любые воздушные суда, включая Ил-76 и Ту-154.
Северное расположение Плесецка имеет и свои преимущества. Отсюда удобно выводить спутники на полярную орбиту, кроме того, места падения ступеней ракет находятся в малообитаемых местах, что сводит реальный ущерб к минимуму.
Зачем строить космодром на полярном круге
Располагать стартовые площадки там, где находится Плесецкий космодром, крайне невыгодно. Обычно их стараются выбирать поближе к экватору: чем южнее широта, тем дешевле будет доставка каждого килограмма груза на орбиту. Кому и как пришла в голову идея запускать ракеты с полярного круга?
Когда эпопея с Плесецком только начиналась, его координаты на карте определялись не законами небесной механики, а логикой холодной войны, да и про космос тогда особо не переживали.
Дело в том, что Плесецк изначально задумывался как стартовая площадка для первой советской МБР Р-7. Главным противником считались, конечно же, Соединенные Штаты, поэтому пусковые установки нужно было расположить поближе к Америке. Эта ракета имела дальность 7-8 тыс. км, поэтому при запуске с Байконура она не могла достичь территории США.
Существовали и другие причины. Основные силы западных ВВС были сконцентрированы у южных границ СССР, поэтому новую военную базу хотели убрать подальше от них. Малонаселенность и лесистая местность существенно облегчала маскировку объекта, а наличие довольно развитой транспортной сети делало возможным доставку на будущий космодром тяжелых и крупногабаритных грузов. Кроме того, расстояние от Плесецка до полигона на Камчатке вполне позволяло проводить по нему испытательные пуски.
Правительственное постановление о создании объекта было принято 11 января 1957 года — он получил обозначение «Ангара». Любопытно, но примерно в это же время началось строительство еще одной площадки для ракет Р-7, что располагалась за полярным кругом в районе Воркуты. Позже работы там были приостановлены, а недостроенный объект стал играть роль «ложного» полигона для обмана вражеских разведок.
Формирование воинского подразделения на Плесецке началось 15 июля 1957 года. Именно эта дата считается днем рождения космодрома. Его первым «начальником» стал полковник Григорьев.
Уже в марте 1957 года на месте будущего объекта появился поселок строителей. Стартовые позиции были возведены в кратчайшие сроки, и баллистические ракеты стали на боевое дежурство. Несколько позже на вооружение подразделения были приняты МБР Р-9А и Р-16У.
В 1963 году было принято решение о начале космических запусков с территории ракетной части. На полигоне были созданы три управления, в задачи которых входили испытания новой ракетной техники и обработка данных телеметрии.
Работа на космос
Первый запуск состоялся в марте 1966 года: РН «Восток-2» вывела на расчетную орбиту разведывательный спутник «Космос-112». Проведя анализ движения аппарата, англичане смогли точно рассчитать месторасположение стартовой площадки. Так, впервые в западной прессе появилось упоминание о советском космодроме в Архангельской области.
Любопытно, что в официальном сообщении о запуске аппарата «Космос-112» не указывалось точное место старта, хотя ранее название Байконура упоминалось всегда. В советских газетах о совершенно секретном объекте впервые обмолвились только в 1983 году, и то по поводу, никак не связанному с ракетами. Это притом, что в 70-80-е годы с территории Плесецка производилось до 40% всех мировых запусков.
Плесецк можно назвать пионером в коммерческом освоении космоса: в далеком 1972 году именно отсюда на орбиту вывели малый французский спутник МАС-1.
Случались на космодроме Плесецк и катастрофы. Самая масштабная произошла 26 июня 1973 года. В этот день во время заправки взорвалась РН «Космос-3М». В результате трагедии девять человек погибло, а еще несколько десятков получили тяжелые ожоги и отравления. 18 марта 1980 года взорвалась РН «Восток-2М». Пожар стал причиной гибели 48 человек.
На службе России
В 1994 году с территории Плесецка была впервые запущена МБР РС-12М2, а в 2000 году – «Тополь-М» в составе мобильного комплекса.
С 1997 года начались старты конверсионной РН «Рокот», с помощью которой на орбиту выводились отечественные и зарубежные КА.
В 2001 году Плесецк был исключен из подчинения РВСН и вошел в состав Космических войск. А через несколько лет здесь приступили к реализации очень дорогой и амбициозной программы – к созданию инфраструктуры для запусков РН «Ангара». Предполагается, что эти ракеты будут иметь модульную конструкцию и собираться в зависимости от поставленной задачи. Для «Ангары» на космодроме был возведен универсальный пусковой стол с заправочной башней.
Кроме того, в ходе реформ к космодрому были приписаны другие объекты: полигон на Камчатке, куда падают головные части, и станции слежения за космосом.
По информации сразу нескольких источников, в течение ближайших лет объект войдет в состав «Роскосмоса», и за его эксплуатацию будет отвечать ФГУП «ЦЭНКИ».
В новейшее время здесь тоже случались серьезные аварии. Так, 15 октября 2002 года сразу после старта взорвалась РН «Союз-У», в результате чего погиб один человек. В 2013 году во время чистки топливных емкостей погибли два офицера, еще трое получили сильные отравления.
Сегодня с Плесецка в основном проводятся пуски военных и коммерческих спутников с помощью РН лёгкого класса «Союз-2.1». Также выполняются испытательные запуски МБР, причем как новых, так и старых, изготовленных еще в СССР. Таким образом выясняется, годятся ли они еще на что-то.
Возможно, что Плесецк в ближайшие годы станет популярным туристическим объектом. Об этом в 2015 году заявил руководитель «Ростуризма» Олег Сафонов. Можно добавить, что экскурсии на космодром уже осуществляются, но они носят скорее исключительный характер.
В планах руководства Архангельской области — превратить Плесецк в объект массового туризма. Неизвестно, удастся ли реализовать эти планы, возможно, через несколько лет фото космодрома появятся на популярных туристических сайтах.
Космодром Плесецк
Космодром Плесецк является наиболее северным космодромом не только России, но и всего мира. Космодром расположен в 180 км к югу от Архангельска. Его площадь составляет почти 2 тысячи квадратных километров, и представляет собой область, вытянувшуюся с запада на восток на 80 км и с севера на юг на 50 км.
Краткие факты
На начало 2018 года космодром находится на 1-ом месте на планете по количеству космических запусков и количеству запущенных космических аппаратов: 1618 и 2134 соответственно, что составляет 50.3% и 51.2% от суммарных показателей СССР и России. В период наибольшей активности космодрома в 70-80х годах 20 века отсюда осуществлялось больше 40% ежегодных мировых запусков на орбиту (до 61.3% в 1979 году).
Космодром занимал 1-ое место по ежегодным запускам в космос с 1969 по 1993 годы. Максимальное ежегодное количество запусков с космодрома на орбиту было выполнено в 1977 году – 70. В дополнение по оценкам журнала НК и третьего тома книги “Северный космодром России” к 2017 году с Плесецка осуществлены 498 или 506 запусков межконтинентальных ракет (МБР) и 6 запусков ракет средней дальности (РСД) Р14У.
По тем же источникам с Плесецка было осуществлено 7 суборбитальных запусков ракет космического назначения (среди них 5 запусков противоракеты “Нудоль”).
Советская ракетная база
Создание космодрома в архангельской лесной глуши стало следствием того, что первая советская МБР Р7 с дальностью в 7-8 тысяч км не могла достичь территории США при запуске с Байконура.
Межконтинентальная баллистическая ракета P-7
Другой причиной размещения ракетной базы в северной части СССР стал тот факт, что большинство западных военно-воздушных баз находилось у южных границ СССР. Кроме того для упрощения доставки крупных ракет и строительных материалов было необходимо, чтобы будущая военная база располагалась вблизи железной дороги, что исключало северные районы Сибири и Дальнего Востока. В итоге для размещения объекта был выбран Плeсeцкий район Архангельской области: здешняя лесистая местность облегчала маскировку будущего космодрома. Для размещения стартовых комплексов ракет Р7 идеально подходил высокий южный берег реки Емцы со скальным грунтом, что позволяло уменьшить объемы земляных работ. Последняя причина связана с очень большими газоотводами ракеты Р7.
Газоотводы ракеты Р7
С другой стороны известно, что в 1957-1958 годах велось строительство ещё одной ракетной базы для ракет Р7 (объект “Волга”) в горной местности полярного Урала вблизи Воркуты. Позже строительство воркутинской базы было прекращено по причине увеличения дальности модернизированных ракет Р7А, и там был создан ложный объект с целью маскировки ракетной базы у Плесецка.
Предложение о сооружении ракетной базы было согласовано в конце 1956 года, а уже в марте 1957 года на ж.-д. станции Плесецская появились первые рабочие. Окружающая местность в это время являлась крайне малолюдной территорией: даже в самом поселке Плесецк находилось только 56 дворов, в котором кроме ж.-д. станции располагались лакокрасочная и лесопильные фабрики и мастерская. Поэтому 4.5 тысячам строителей пришлось вначале жить в обычных палатках и землянках, хотя специалисты были размещены в пяти железнодорожных вагонах (для размещения большего количества вагонов не было места). С другой стороны при начале строительства с территории будущей ракетной базы пришлось переселить 2680 человек, проживавших в нескольких сотнях зданий на территории в 7600 гектаров. К июню 1958 года число строителей выросло до 11.5 тысяч, и к концу 1959 года 1-ый из четырех стартовых комплексов был готов к запускам. В новогоднюю ночь 1960 года стартовый комплекс на площадке №41 (“Лесобаза”) заступил на боевое дежурство (БД). Второй стартовый комплекс на площадке №16 (“Опытное”) заступил на БД в середине апреля того же года. Третий и четвертый стартовые комплексы на площадке №43 (“Скипидарный”) заступили на БД 15 июля 1961 года. В 1961 году ракеты были заменены на модернизированные ракеты Р7А с увеличенной дальностью до 11 тысяч км, что позволяло уверенно поражать любой объект континентальной части США.
Во время Кубинского кризиса 1962 года четыре ракеты Р7А в Плесецке были самыми крупными и мощными советскими МБР
В самые напряженные дни Кубинского кризиса одна ракета была даже установлена в пусковую установку четвертого стартового комплекса. В течение двух месяцев кризиса в Плесецке находились 4 ракеты Р7А и 4 ракеты Р16. К 1968 году все стартовые комплексы МБР Р7А были сняты с БД.
С целью конспирации ракетная база сначала получила название “объект Ангара“, другим обозначением военного объекта являлось “3-й учебный артиллерийский полигон”, а после 1965 года появилось новое название: “Научно-исследовательский испытательный полигон ракетного и космического вооружения №53 Министерства обороны”. Скрыть огромный объект от западной разведки было крайне сложно, так как он располагался в пределах досягаемости полетов разведывательных самолетов У-2, которые осуществлялись над СССР в 1956-1960 годах. С апреля 1958 года радиотехническая разведка Норвегии начала перехватывать сообщения о крупном военном строительстве, которое ведется к югу от Архангельска и предположительно связанно с баллистическими ракетами. В связи с этим район Плесецка уже значился приоритетной целью полета Пауэрса 1 мая 1960 года. Начало запусков разведывательных спутников программы “Корона” с 1960 года позволило западной разведке установить предназначение нового объекта в архангельской тайге. До начала программы “Корона” предполагалось, что у СССР может находиться на БД больше сотни ракет Р-7. Фотографирование Плесецка из космоса представляло большую сложность по причине частой облачности.
Летом 1960 года в Плесецке началось строительство двух наземных стартовых комплексов (№5 и 6) под МБР Р16У на площадке №5 (“Стройдеталь”), двух наземных стартовых комплексов (№7 и 8) под МБР Р16У на площадке №24 (“Лисицыно”) и трех шахтных пусковых установок (ШПУ) под МБР Р16У (№9, 10, 11) на площадке №25 (“Лесорубов”). Ракеты площадок №5, 24 и 25 заступили на БД 1962-1963 годах. 1-ый запуск с ШПУ №11 8 октября 1963 года (учения “Гроза“) стал 1-ым запуском МБР шахтного базирования из района несения БД, а так же первым ракетным пуском из Плесецка. В 1961 году в Плесецке началось строительство двух стартовых комплексов (№12 и 13) для ракет Р9А на площадке №31 (“Малое Усово”) и двух стартовых комплексов (№14 и 15) для ракет Р9А на площадке №32 (“Большое Усово”). Ракеты 31-ой и 32-ой площадки заступили на БД в 1964-1965 годах. 16 мая 1967 года с площадки 31 был произведен 1-ый учебный пуск Р9А. В 1963 году на ракетном объекте Ангара базировались все имеющиеся на тот момент типы советских МБР (Р7А, Р9А и Р16У). К 1972-1977 году все ракеты Р16 и Р9А были сняты с БД. В 1971-1976 году площадка №24 начала использоваться для тестов мобильной МБР “Темп-2С“, было проведено 35 пусков (из них 9 неудачно). С 1976 до 1985 года на площадках №5, 16, 24, 25 и 31 начала базироваться мобильная МБР “Темп-2С” в количестве нескольких десятков ракет.
Создание космодрома
Увеличение количества запусков в космос привело к тому, что 2 января 1963 года руководство СССР решило преобразовать Плесецкую ракетную базу в космодром. Во многом это было связано с крайней неэффективностью дорогостоящих стартовых комплексов ракет Р7, стоимость строительства каждого из которых оценивалась в 5% ежегодного советского военного бюджета. Подготовка к запуску этих ракет занимала примерно 12 часов. В то же время опыт Байконура показал, что РН, созданные на базе ракет Р7 являются надежными носителями для обеспечения доступа в космос. В ходе подготовки к космическим запускам 14 и 21 декабря 1965 года были проведены запуски с 1-ой площадки двух МБР Р7А. 17 марта 1966 года с модернизированного стартового комплекса №41/1 был запущен спутник “Космос-112”, который представлял собой спутник оптической разведки типа “Зенит-2“. При официальном объявлении о запуске спутника “Космос-112” не было сообщено, откуда он был запущен (сообщалось лишь о запуске с территории СССР, в то время как до этого о прошлых спутниках говорилось, как о запусках с Байконура). Английский радиолюбитель Джеффри Перри уже к концу 1966 года на основе нескольких опубликованных орбит запущенных спутников смог установить точное расположение нового советского космодрома, и тем самым впервые в открытой западной печати появились упоминания о Плесецком космодроме. Первое упоминание в советских газетах о космодроме относится лишь к 20 июня 1983 году, и было во многом вызвано ажиотажем с частными наблюдениями НЛО на северо-западе СССР (к примеру, “Петрозаводский феномен“ 1977 года).
Материалы по теме
Космодром Байконур — первый космодром в мире
Первоначально для запусков в космос использовался только стартовый комплекс №41/1, более того второй стартовый комплекс Р-7 на площадке 16 в январе-феврале 1967 года был частично демонтирован с целью восстановления пусковой установки на 31-ой площадке Байконура, который был поврежден взорвавшейся ракетой 14 декабря 1966 года. Тем не менее, с 1981 года второй стартовый комплекс Плесецка начал использоваться для запусков РН “Молния”.
В 1968-1971 годах разрабатывались планы запусков пилотируемых кораблей “Союз“ cо стартового комплекса №1 (проект военно-исследовательского корабля “Союз ВИ”), но эти планы были отменены. Этот стартовый комплекс использовался для запусков спутников до 1989 года. С 1989 по 1997 годы он законсервирован, так как планировалась его переделка под новые РН “Зенит“, но эти планы были отменены и в 1999 году весь стартовый комплекс был разобран. В общей сложности в 1965-1989 годах со стартового комплекса №1 выполнено 312 запусков.
Запуски легких и тяжелых РН
Запуск тяжелой модификации РН “Ангара”
В 2010 году началось сооружение стартового комплекса под РН “Ангара” на площадке № 35, который, как и старты “Семерок“ был размещен на южном берегу реки Емцы. Первые запуски легкой и тяжелой модификации РН “Ангара” были произведены в 2014 году. Тяжелая модификация РН “Ангара” стала самой тяжелой РН, запущенной с Плесецка – 759 тонн. Для сравнения масса РН “Протон” составляет 705 тонн.
Испытательный полигон твердотопливных ракет большой дальности
Исторически в 20 веке вначале получили развитие жидкотопливные ракеты, которые использовали криогенные или высококипящие компоненты ракетного топлива. Подобные ракеты требовали очень осторожного обращения и обладали сложной системой предстартовых операций. Поэтому с середины 20 века начались активные разработки твердотопливных ракет, которые обладали возможностью длительного хранения и простотой предстартовых операций. Испытания советских жидкотопливных МБР производились на Байконуре, поэтому новая тематика твердотопливных ракет была перенесена в Плесецк.
В 1966-1968 годах в Плесецке были построены дополнительные стартовые комплексы для испытания твердотопливной трехступенчатой МБР РТ-2 (РС-12), которая стала первой советской твердотопливной МБР. Первоначально для испытаний использовалось 3 ШПУ, но затем их число было доведено до 10, которые размещались на 9 позициях (под номерами 11, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23 и 34 и названиями “Озерки”, 163 “Лощина”, “Горки”, “Озёрная”, “Лосиное“ и 169 “Лазурная“, 161 “Заря“, “Юбилейная”). Только пусковая установка под номером 11 на площадке №161 состояла из двух шахтных пусковых устройств, а все остальные только из одной шахтной пусковой установки. Пусковая установка №14 находилась на площадке “Ясное”. С этих пусковых установок было проведено 25 испытательных пусков, из которых 16 были успешными. После этого до 1994 года на Плесецке проходили регулярные пуски РТ-2 с целью продления срока эксплуатации от 7 до 15-17 лет. В 1967-1969 годах в Плесецке начались испытания первого советского мобильного комплекса с твердотопливной МБР – РТ-20П (8К99). Для испытаний РТ-20П было построено две стартовые площадки №157 (“Цветочная”) и №158 (“Токовище”). Испытания проходили в два этапа: пуски с площадки 157 по району “Братск” и пуски с площадки 158 (пусковая установка №21) по району “Кура” на Камчатке. Кроме того на площадке 158 было построено 3 шахтных пусковых установки. Было проведено 12 испытательных пусков РТ-20П, из них 8 были неудачными. Несмотря на то, что четыре последних пуска были полностью успешными, разработка комплекса РТ-20П была прекращена.
РТ-20П на параде в Москве 7 ноября 1967 года
В 1969-1972 годах в Плесецке проходили испытания другой трехступенчатой твердотопливной ракеты МБР РТ-2П. В ходе них было проведено 15 испытательных пусков (из 13 успешных). Часть испытательных пусков РТ-2 и РТ-2П была проведена в 1966 и 1970 году с площадки 161 (“Заря“) (пусковые установки 1 и 2). После этого с 1983 года в Плесецке на площадке 169 (“Лазурная”) и 168 прошли испытания дополнительной модернизации ракеты РТ-2: РТ-2ПМ (РС-12М “Тополь”). Первые три пуска проводились с шахтной пусковой установки (которая ранее использовалась для испытания РТ-2П), и лишь четвертый был произведен с самоходной установки. В период с 1983 по 1987 года было произведено 16 испытательных пусков, дополнительные проверочные пуски в количестве 33 были проведены в 1988-1994 годах, все из них оказались успешными. На базе ракет “Тополь” была созданы РН “Старт” и “Старт-1”. В 1993 и 1995 годах с 158 площадки было совершено 2 запуска РН “Старт-1” со спутниками.
В 1989-1990 годы в Плесецке были проведены 4 бросовых испытания МБР “Курьер” мобильного базирования. Так же в Плесецке с августа 1990 года на 169 площадке прошла испытания командная ракета “Сирена”, созданная на базе мобильной МБР “Тополь”.
Дальнейшая модернизация МБР “Тополь” привела к созданию МБР “Тополь-М“ грунтовой (15Ж55 или РТ-2ПМ1) и шахтной (15Ж65 или РТ-2ПМ2) модификаций. Для испытания грунтовой версии МБР “Тополь-М“ c 2000 года так же использовались 157 и 158 площадки. Для первых испытательных пусков шахтной версии “Тополь-М“ в 1994-1997 годах использовалась шахтная установка “Южная-1” или “Южная“ (было проведено 4 успешных пуска), а позже шахтные установки площадок “Светлая” и “Юбилейная”. В 2007-2008 годах в Плесецке были проведены испытания комплекса “Ярс” (РС-12М2Р), который представляет собой ракету “Тополь-М” с 4 боеголовками. Испытания грунтового комплекса “Ярс” проходили на 157 площадке, а шахтной версии “Ярса” в шахтовых установках площадок “Южная” и “Юбилейная”. В 2011-2012 годах в Плесецке были проведены два испытания мобильной МБР “Рубеж” (первое из них было неудачным), которая является глубокой модернизацией МБР “Ярс”. В ближайшие месяцы с Плесецка ожидается и 1-ый испытательный пуск тяжелой жидкотопливной МБР “Сармат”, которая должна заменить ракеты семейства Р-36.
Кроме твердотопливных ракет шахтного и грунтового базирования в Плесецке проходил испытания железнодорожный ракетный комплекс. С 1982 года начались испытания семейства твердотопливных ракет РТ-23 (в шахтном варианте (15Ж44), в варианте железнодорожного базирования (15Ж52) и в универсальном варианте для всех трех видов базирования – шахтного, грунтового и железнодорожного (РТ-23УГТХ или 15Ж61 “Молодец”)). С 1982 года в Плесецке начались испытания шахтной версии (15Ж44) МБР РТ-23. Испытания проходили с помощью 8 шахтных пусковых установок: 2 установки на площадке “Южная-1”, и по одной установке на площадках “Южная-2”, “Светлая-2” и “Серебрянка”. Всего было проведено 8 пусков, из них 4 аварийных (в ходе одного из них ракета упала прямо в пусковую шахту). Так как РТ-23 создавалась на Украине, то после распада СССР шахтные пусковые установки под РТ-23 были переделаны под новую МБР РТ-2ПМ2 (SS-27). Испытания РТ-2ПМ2 проходили в 1994-1996 годах (3 пуска). Для испытания железнодорожного варианта МБР (15Ж52) строителями БАМа был построен участок железной дороги между станциями “Медвежья” и “Ключевая”. Комплекс ракет 15Ж52 начали испытывать в 1984 году на четырех железнодорожных установках площадки номер 163 (“Лощина”). Испытания универсальной ракеты (15Ж61) проходили в 1985-1987 годах, в ходе них всего было проведено 16 запусков (1 аварийный). Из 30 пусков ракет железнодорожного базирования один был выполнен на максимальную дальность по району “Акватория” (центральная часть Тихого океана). Всего было построено 12 ракетных поездов, которые несли БД в 1987-1994 годах.
Запуск ракеты РТ-13 с железнодорожной пусковой установки в Плесецке
С конца 2014 года начались сообщения, что Россия ведет разработку нового железнодорожного комплекса с ракетой 15Ж83 (“Багрузин”), разработанной на основе МБР “Ярс“ или “Ярс-М“. Сообщалось, что в ноябре 2016 года на Плесецке даже были проведены бросовые испытания ракеты 15Ж83. С другой стороны, в декабре 2017 года появились сообщения, что создание нового ракетного комплекса считается слишком дорогостоящим.
Инфраструктура и будущие перспективы космодрома
Всего за всю историю космодрома на его территории площадью 1762 квадратных километров было построено около трех десятков пусковых установок наземного, шахтного, грунтового и железнодорожного типа. Из них в настоящее время используются 11 пусковых установок (3 для РН “Союз”, по одной для РН “Рокот” и “Ангара”, 167 и 168 площадка для испытаний мобильных МБР семейства “Тополь”, 3 шахтные пусковые установки для МБР “Тополь-М”, “Ярс” и “Сармат” и железнодорожная позиция для МБР “Баргузин”). В расположении космодрома находится аэродром Перо с взлетно-посадочной полосой длиной в 2.6 км, которая способна принимать крупные самолеты вроде Ил-76 и Ту-154.
Всего у космодрома есть 24 района падения на суше: в Архангельской, Тюменской (1 для РН) и Камчатской области, в Ненецком (5 для РН и 1 для боевых ракет) и Ямало-Ненецком автономных округах (9 полей падения, к примеру “Нарьян-Мар”, “Яр Сале”, 2 для РН и 1 для боевых ракет), в республиках Коми и Саха (Якутия) (“Верхоянск” РН “Циклон-3“). Их общая площадь составляет 78 тыс. квадратных километров. Кроме того есть 36 полей (8 из них для боевых ракет и 16 для РН) падения в акваториях Карского, Баренцева, Восточносибирского морей, Северного Ледовитого и Тихого океана с общей площадью в 67 тыс. кв. км2.
В последние годы большинство первых ступеней падает в республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе.
На территории Архангельской области находится 11 полей падения: 6 полей падения РН и 5 районов падения МБР (“Койда“, “Мосеево”, “Пинега”, “Сия”, “Двинской” с 1998 года, “Бычье” до 1977 года, “Новая Земля” до 1979 года, “Куприяново” с 1981 года). Районы падения “Койда” и “Мосеево” использовались для РН “Циклон”, районы падения “Сия” и “Пинега” для МБР “Тополь” и “Тополь-М”. Общая площадь районов падения составляет 22,24 тыс. квадратных километров (из них 0.25 тыс. квадратных километров приходится на районы падения отделяемых частей РН с токсичным топливом — гептилом).
В республике Коми находилось 6 полей падения (из них четыре больших полей падения первых ступеней РН) (“Важгорт”, “Печора“, “Войвож”, “Вашка”, “Усть-Цильма”, «Железнодорожный»), только четыре из них являются ныне действующими (исключение “Войвож“ и “Важгорт”). Среди них поля падения первых ступеней РН ”Космос-3М” и боковых блоков РН семейства Р7. В Удорском районе находится 1200 боковых блоков РН семейства “Союз” (диаметр каждого 3 метра, длина 19 метров и масса 3 тонны). В общей сложности в республике Коми произошло падение свыше 7 тыс. тонн отработанных частей РН.
В будущем ожидается переход Плесецка на использование РН работающих только на экологически чистом топливе (“Союз” и “Ангара”). В настоящее время космодром использует только одну РН, работающую на токсичном топливе (гептиле) – “Рокот”. Будущие перспективы космодрома являются противоречивыми. С одной стороны Плесецк за счет своего уникального северного положения является наиболее оптимальным существующим космодромом в мире для запусков на полярные орбиты. С другой стороны интенсивность использования космодрома в последние годы значительно упала из-за уменьшения количества запускаемых российских военных спутников. К примеру, в 2004 и 2012 годах с космодрома было осуществлено всего 3 запуска на орбиту – для сравнения минимальное число запусков с Байконура в 21 веке составило 11 в 2016 году. Кроме того можно отметить, что в последние годы (после ухода российских военных с Байконура) Плесецк стал главным ракетным полигоном для испытания российских МБР наземного базирования.
Похожие статьи
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!