Что находится в машине рядом со спидометром
Тахометр в автомобиле — принцип работы
В автомобиле тахометр – это устройство, которое предназначено для определения того, насколько часто вращается коленчатый вал в машине. Отображается эта информация, как правило, количеством оборотов двигателя в минуту. Индикатор (указатель со стрелкой или цифровой) располагается в машине на панели приборов, рядом со спидометром.
Где применяется тахометр
Хотя обычно тахометром называют прибор, расположенный именно в автомобиле, спектр использования его очень обширен. Он повсеместно используется для считывания скорости оборотов подвижных деталей в механизмах, станках, агрегатах (дисков, разных валов и др.). Помимо этого, устройство применяют при расчетах изнашивания механизмов, элементов оборудования, сырья в работе конвейеров, жидких и газообразных сред в трубах. При обкатке машин и станков, для измерения времени работы оборудования.
Результат проверки может быть переведен в понятные только водителю измерения в метрах и минутах.
Для чего нужно в автомобиле тахометр
Главное назначение прибора – помощь при выборе нужной передачи для того чтобы машина осуществляла правильное движение. Если указатель на циферблате (или на табло) подходит к красной зоне, то нужно перейти на передачу выше. Такие ненавязчивые «советы» помогают водителю сэкономить на топливе и уберечь двигатель от несоразмерной нагрузки.
В итоге, тахометр в автомобиле помогает:
Принцип работы тахометра
Выбирая передачу, водитель определяет скорость своего автомобиля. При нажатии на «газ» двигатель начинает вращаться быстрее, а значит, увеличивается скорость на определенной передаче. Именно подсчет этих оборотов – задача тахометра. Вместе с непосредственно датчиком, эти устройства состоят из индикатора, а оба этих элемента соединяются электрическими проводами.
Виды тахометров
Автомобильные тахометры делят по двум признакам: по типу и расположению. В первую группу входят два вида устройств – цифровые и механические (аналоговые) авто тахометры.
Модули, показывающие цифры:
На электронном табло цифрового прибора выводятся показатели измерений количества крутящего момента двигателя.
Цифровые приборы зачастую используют оптрон – это связано с оптимальным взаимодействием с аналоговым преобразователем.
Аналоговые модули:
В аналоговом автомобильном тахометре импульс от коленчатого вала идет по проводам на микросхему, он, в свою очередь, определяет положение стрелки или указателя на табло с делениями.
Какой выбрать тахометр
Автомобильные тахометры используют в процессе измерения магнитную индукцию, которая управляет стрелкой указателя на циферблате. Нуждаются в периодической калибровке и ремонте. Погрешность при измерениях с использованием аналогового устройства равна 10% (500-600 об./мин). Такой тип устройства более распространен, при управлении автомобилем именно его показания легче воспринимаются глазом.
Цифровой тахометр выводит показатели измерений на электронный дисплей. Бывает цифровые тахометры, полностью имитирующие внешний вид аналоговых со стрелками, однако чаще встречаются простые – с цифровой панелью. Погрешность при измерениях с их использованием равна 3-4%, что намного ниже, чем у аналогового оборудования. Незаменим при определении порогов экономайзера автомобиля, или при регулировке взаимодействия с электронными блоками. Словом, точных измерений без этого прибора не провести.
По расположению можно выделить штатный и выносной тахометр. Штатные модели называются так, потому что обычно включены в набор устройств автотранспорта. Если тахометр стрелочный, то он расположен рядом со спидометром, а цифровой тахометр часто присоединяют к другим устройствам. Выносной имеет смысл приобрести, если автомобиль не оборудован тахометром. Обычно используется в автомобильном спорте, когда необходимо точное управление оборотами двигателя.
Обязательно ли приобретать тахометр
Хотя сегодня тахометр входит в стандарт «начинки» почти всех автомобилей, многие считают, что его функции – лишь ненужное дополнение. Необходимым его стоит признать для учащихся или новичков, которые еще не привыкли по звукам мотора определять момент для переключения передач. Также стоит купить автомобильный тахометр, если водитель хочет оптимизировать расход топлива. Подключение можно произвести в сервисе или, если есть навык, – собственными усилиями.
Тахометр: что это такое, виды, что измеряет, принцип работы и устройство, для чего нужен
Автомобильный тахометр — это специальное измерительное устройство, позволяющее установить частоту вращения подвижных деталей в механизмах автомобиля. В основе принципа измерения лежит вычисление количества оборотов, которые совершает коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания за одну минуту.
Работа электронного прибора возможна на всех видах транспорта. Приборы устанавливают для измерения скорости на железнодорожном транспорте, тракторах, комбайнах, обычных машинах, морских кораблях и самолётах – различной технике, оснащённой двигателем внутреннего сгорания.
В статье простым языком расскажу про тахометр, что это такое, что измеряет, какие виды существуют, как работает и из чего состоит, как правильно пользоваться прибором. Обещаю, будет интересно!
Что такое тахометр
Что это такое в машине? Тахометр – особый измерительный прибор, предназначенный для определения частоты вращения разных элементов. Находится этот индикатор на панели приборов рядом со спидометром.
Изобрёл тахометр американский инженер Кертис Виддер в 1903 году, после того, как изобрел циклометр – прибор для считывания пробега велосипеда. У него даже был свой лозунг: «Приятно знать, насколько далеко ты проехал». Кстати, похожее устройство описывал в 23 г. до н.э. историк Витрувий. А похожее устройство для измерения расстояния придумал китайский учёный Жан Чен две тысячи лет назад.
Что измеряет этот нужный прибор? Устройство позволяет определить количество совершаемых прокручиваний за единицу времени. Полученный результат зависит от интенсивности вращения роторов, вала, диска в разных машинах, механизмах и агрегатах. Сразу понять, что делает, как выглядит, где находится и что показывает прибор – затруднительно.
Интересно знать! Что значит тахометр? При дословном переводе с греческого языка τάχος (скорость) и μέτρον (мера). Скорее всего, так и было получено современное название – тахометр, прибор для измерения скорости.
Кроме датчика скорости вращения, тахометр может сообщаться со специальным индикатором. Следовательно, устройство состоит из двух частей, связанных друг с другом электрической связью. Чаще всего принцип работы прибора основан на измерении скорости вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Сам индикатор устройства находится на основной панели управления приборами, возле водительского сидения, рядом со спидометром.
В чем производит замер тахометр? Для легкового автомобиля измерение частоты вращения происходит в тысячах оборотов в минуту. В других транспортных средствах значения тахометра могут быть во времени (час, мин., сёк.), расстоянии (км, м, см), скорости (км/ч, м/с) и единицах.
Постараемся понять, зачем нужен тахометр в автомобиле. Он помогает быстро выбрать необходимую скорость (передачу). Если стрелка прибора на панели управления приближается к зоне, окрашенной красным цветом, следует переключиться на следующую передачу. В норме показатели должны быть в зелёной области – от 2000 до 3000 об/мин., превышение свыше 5000 об/мин., опасно для всех деталей авто. Такая мощность рассматривается допустимой на гоночных моделях.
Тахометр оборотов двигателя применяется для работ по настройке на холостом ходу. Какие обороты показывает тахометр? При пуске мотора обороты должны составлять около 800 в минуту. При пустом пуске они должны быть выше, могут достигать 1500 об/мин. Если есть перегрев ДВС наблюдается снижение числа оборотов до номинальных. Тестирование позволяет установить проблемы, если летом машина стоит и не двигается, а вращение достигает 1000. В случае, когда регулятор холостого хода работает неправильно, вероятен чрезмерный расход горючего. Показатели в ходе испытаний должны быть постоянной величиной, допустимы колебания в пределах 100 единиц.
Что измеряет тахометр в машине
Назначение прибора позволяет использовать ресурсы двигателя авто без последствий – вот для чего применяется устройство. Тахометр очень помогает уменьшить износ деталей мотора. Каждый двигатель имеет персональные технические характеристики, от которых зависит его конечная производительность. Эти параметры зависят от наибольшего допустимого крутящего момента и предельной мощности с поправкой на число оборотов. Тахометр это прибор для измерения перечисленных параметров.
Таким образом, главная функция – это сообщение водителю данных, на основании которых можно проконтролировать число вращений и своевременно изменить используемую передачу (пониженную или повышенную). Это применимо к автомобилям с механической коробкой передач.
Приведу примеры полезности тахометра:
Самый оптимальный показатель для двигателя: от 1/3 до ¾ оборотов от максимальной мощности. А этот показатель можно прочитать в технической документации вашей марки автомобиля.
Всего существует 3 зоны работы тахометра: зелёная, жёлтая и красная. Если показатель вращения находится в зелёной зоне, то авто будет иметь слабую динамику. Если показатель будет находится между зелёной и красной зоной, то мотор будет потреблять больше горючего, но зато мощность будет максимальна.
Внимание! Если понять, как работает тахометр в автомобиле, можно повысить его продуктивность. Численные показатели, отображаемые на дисплее, помогают владельцу добиться лучшего разгона машины и тягового усилия при минимальном расходе горючего топлива.
Общий принцип работы прибора – прост. Он заключается в регистрации количества импульсов, поступающих от определённых датчиков. Подобные показатели трансформируются посредством специальных механизмов в отдельные величины. При этом тахометр двигателя имеет лишь относительную точность. У старых приборов она условна, достигает 500 об/мин. Электронные устройства считывают данные с меньшей погрешностью. Постоянное снижение мощности вращения приводит к повышению расхода топлива и износу деталей ДВС.
Интересно, что дизельные моторы имеют меньший диапазон вращений. К примеру, зелёная зона для правильного переключения передач начинается от 1500 и достигает 4000 об./мин. А для больших грузовых автомобилей этот показатель ещё меньше – от 1500 до 2500 оборотов. Поэтому лучше всего осуществлять переключение передачи в зелёной зоне, чтобы уменьшить расход топлива и увеличить срок службы ДВС.
Дополнительно тахометр применяют для регулировочных ремонтов на холостом ходу. Отмечу, что при запуске двигателя обороты не должны превышать 900 об./мин. А если пуск осуществлён на холодную, то показатель может достигать 1500 оборотов. Если же обороты выше 1000 оборотов, а автомобиль стоит на месте, то это может обозначать поломку в регуляторе холостого хода, что приведёт к существенному расходу бензина. На холостом ходу значения должны быть постоянными без колебаний от 500 до 1500 оборотов в минуту!
Виды тахометров
В современной классификации принято деление устройств по методологии отображения данных и использованному способу монтажа. Относительно последней классификации, тахометры бывают штатными (встроенными) и выносными (бесконтактными). Последние часто применяют на спортивных машинах для повышения точности получаемой информации и тщательной коррекции числа оборотов. Такие приборы показывают и иногда подают сигнал о достижении отдельных показателей.
Механический
Такие приборы давно морально устарели. Их использовали в 20-м веке из-за отсутствия альтернативных вариантов.
Связь между устройствами обеспечивалась за счёт коленвала двигателя и проходила напрямую через тросик.
Суть устройства заключалась в том, что шестерёнка, помещённая на коленчатом валу и приводной трос, передающий на катушку крутящий момент, сцеплялись между собой. Такие тахометры часто устанавливаются на низкооборотистые моторы.
Катушка представлена в виде электромагнита устройства, обеспечивающего возникновение магнитной индукции. За счёт её работы обеспечивается отклонение стрелки прибора и получение информации о работоспособности элементов. С течением лет, по мере технического прогресса устройства перестали применяться в автомобилестроении из-за достаточной погрешности, способной достигать 500 об/мин.
Аналоговый
По мере развития технологий были изобретены и созданы устройства нового типа, с изменённым механизмом действия. Принцип их работы похож на механические устройства, но определённые различия имеются. Отображается значения оборотов при помощи движения стрелки по циферблату. Этими тахометрами оснащены машины, возраст которых не превышает 20 лет.
Аналоговый прибор считывает обороты при помощи подачи энергии на катушку зажигания, а она переводит низкое напряжение в высокое. Такие условия при передаче импульсного тока обеспечивают образование искры на свече зажигания. Сам импульс мгновенно попадает на обмотку электромагнита и электрическую схему устройства. Сила индукции и отклонение стрелки на приборной панели зависит от массы импульсов, поступающих на обмотку.
Говоря простым языком, сигнал поступает от коленвала на микросхему, которая и двигает стрелку на циферблате тахометра.
Именно такой тип тахометра устанавливается на большинство автомобилей (он дешевле и немного надёжнее электронных устройств). Да и пользоваться таким типом очень удобно, да точность во время движения не особо важна. Как правило, точность аналоговых тахометров составляет около 400-500 об./мин., но они работают стабильнее механических и показывают более реальные значения.
Теперь понятно, откуда считывает обороты прибор, но нельзя игнорировать погрешность. Аналоговый тахометр занижает значения и отображает реальные показания только при высоких оборотах колеса.
Цифровой
Постепенно, но уверенно цифровые модели замещают аналоговые устройства. В принципе их работы лежит измерение, основанное на подсчёте числа импульсов на первичной обмотке катушки зажигания. Есть и другой вариант – идёт подсчёт интервала времени и его сопоставление с отдельными импульсами.
Полученная посредством подобных действий информация переводится в цифры и отображается на табло тахометра со спидометром (или без него). Лучшие модели могут измерять значения с точностью до 100-150 оборотов в минуту.
Внимание! Такой прогрессивный метод получения и обработки информации не удобен для взгляда водителя. Цифровать получаемые данные проще не в цифрах, а на шкале со стрелками. Поэтому вместе с электронными показателями отображается в виде электронный градуированный шкалы со стрелкой.
По надёжности цифровой тахометр ни в чём не уступает аналоговому устройству.
Устройство и принцип работы тахометра
Устройство тахометров разного строения рассмотрено в таблице «Как устроен тахометр разного типа». Если таблица видна не полностью, то сдвиньте её влево.
Вид | Конструкция |
---|---|
Механический | Основной частью является тросик, используя который, прибор подсоединяется к коленчатому валу двигателя. Другая сторона компонента цепи располагается за шкалой прибора. В процессе вращения центральный шкив оборачивается внутри кожуха, а крутящий момент передаётся на шестерёнки, провоцирующие движение стрелки. |
Аналоговый | Визуальных различий между механическими и аналоговыми устройствами нет. Внешне эти приборы выглядят одинаково, но устройство второго – сложнее и это позволяет повысить точность. Сам прибор состоит из 4 узлов: датчик, магнитная катушка, стрелка, шкала. |
Цифровой | Электронный – точный при сравнении с другими вариантами. Он состоит из оптрона, процессора, датчика и цифрового дисплея. |
Интересно! Какой датчик отвечает за тахометр? Это датчик коленвала и холостого хода, а также электронный блок управления.
Работоспособность приборов обеспечивается по такой схеме:
Простыми словами: датчик коленвала считывает его обороты и передаёт эти данные на блок управления, который подаёт сигнал на тахометр.
Точность устройств различная и зависит от вида используемых датчиков. Визуально все они схожи, основные отличия состоят в способе подключения и обработки данных.
Видео: Как работает тахометр
В этом видеоролике эксперт рассказывает про ринцип работы тахометра, почему он в некоторых случаях может работать без напряжения в бортовой сети, и в каких случаях он этого делать не может.
Как правильно пользоваться тахометром
Не все знают, что означают цифры на тахометре. Они особенно важны для водителя, заботящегося о моторе своей машины зимой. Данные показывают готовность двигателя к полноценной работе. Это важно, потому что некоторые современные и советские машины плохо переносят старт без разогрева. Как правило, водители ждут, пока температура антифриза будет оптимальной, и после этого начинают движение.
С тахометром контролировать оптимальный момент для начала движения гораздо проще. Начинать движение можно, когда стрелка на приборе достигает 750-800 оборотов при холостом пуске (в некоторых марках авто этот показатель может быть и выше). В этот момент двигатель уже прогрет, а топлива для этого затрачено минимально.
Для оптимального разгона надо придерживаться следующего алгоритма:
Чтобы очень быстро разогнать автомобиль, надо достичь высокого показателя оборотов (5000—5500) на 3 или 4 передаче. Но здесь резко повысится потребление топлива и увеличится износ мотора. Конечно, можно и разогнаться и на холостых оборотах, но износ мотора здесь будет очень сильный.
Если внимательно следить за оборотами и вовремя переключать передачи, то вся мощность мотора будет задействована, но не стоит забывать, что при максимальных ускорениях увеличится расход горючего. Поэтому, чтобы существенно сэкономить на топливе, надо держать обороты ниже максимальных по мощности. Но если часто и сильно снижать обороты, то это может привести не только к повышению расхода топлива, но и снижению ресурса ДВС.
Используют показания устройства и на ходу. По отображённым данным оценивают возможность перехода на следующую передачу и способность безопасного снижения оборотов на определённом участке пути. Для максимального разгона надо набрать наибольшее число вращений. Авто разгонится быстро, но топлива уйдёт много.
Внимание! Информативную ценность прибор представляет для ремонтников. Без него сложно провести диагностические испытания.
Можно ли определить скорость движения с помощью тахометра
Значения прибора могут отображаться в разных величинах. Конкретные параметры должны быть обозначены в техническом паспорте устройства. Измерение происходят в единицах расстояния и скорости. Следовательно, определить точную скорость движения можно, если прибор имеет две шкалы исчисления путём определённых расчётов.
Как правильно выбрать тахометр
Существуют приборы, различные по строению. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Наихудшим вариантом является механический прибор из-за погрешности в вычислениях. Она достигает 500 об/мин. В современном автомобилестроении модель не применяется. Ещё одним недостатком является быстрый износ троса и шестерёнок, их замену обеспечить не просто.
Погрешность аналоговых устройств сходна с первым вариантом, но они отражают более стабильные показатели. Для использования тахометра его надо правильно присоединить к электрической схеме. Чаще всего дисплей располагается на контрольной приборной панели. В отдельных моделях авто места под него нет, тогда датчик размещают у бокового стекла.
Самые точные показатели дают электронные модели, работающие за счёт определённых сигналов, передаваемых по цепи от датчиков. Единственный их недостаток, по мнению водителей – низкое визуальное восприятие. Главный дисплей представлен не циферблатом, а электронным дисплеем.
Если в автомобиле есть встроенный прибор, но когда он выйдет из строя, покупать нужно такой же. Допустимо искать замену, но предварительно придётся удостовериться в возможности настройки нормального сообщения между тахометром и датчиками. Иногда устройство просто не будет работать (даже если оно село в рабочую панель «как влитое»). Связано это с тем, что заводские опции могут отличаться, соответственно считывающий механизм не сработает.
Если подобрать сторонний измерительный агрегат, его придётся дополнительно подгонять под показатели конкретного ДВС. Проще работать с выносными (автономными) установками. Их применяют в машинах, где на приборной панели разъем для тахометра не предусмотрен. Чаще всего это бюджетные модели или старые машины. В комплекте с ними идёт кронштейн для крепления на стойки переднего окна или торпедо.
Определение неисправности тахометра
Как и любой прибор, тахометр может поломаться. Выявить нарушение работы можно по простым признакам. О неисправности свидетельствует колебание стрелки устройства на холостых оборотах, при этом двигатель будет работать равномерно. В другом случае положение стрелки просто не будет меняться даже при резком нажатии на педали.
При обнаружении перечисленных проблем не обязательно ехать в центр сервисного обслуживания. Выполнить простой ремонт можно своими руками. Для начала надо внимательно осмотреть электрическую цепь и убедиться, что разрывы в ней отсутствуют. Затем проверить качество соединения проводов, посмотреть скрутки и при наличии сомнений закрепить их клеммами с зажимом или болтом.
Внимание! Посмотреть надо и на состояние контактов. Если они загрязнены или окислены, надо провести их очистку.
Проверить нужно всю цепочку связей, провода должны быть соединены и зафиксированы друг с другом. Если рядом есть подвижные компоненты, протестировать на разрыв надо элемент по всей длине. Если есть деформации, схема работы не запуститься.
Если примитивной диагностики для установления неисправности недостаточно, стоит обратиться к автоэлектрикам. Специалисты проверят состояние всех узлов, обеспечивающих определённый принц действия. В случае с серьёзными поломками, ремонт устройства не проводится. Мастера рекомендуют его заменить, потому что цена тахометра не высока.
Видео: Лечим приступ тахометра
Здесь наглядно показан ремонт приборной панели Nissan, связанный с работой спидометра и тахометра.
Теперь известно, какими бывают тахометры, от чего работает устройство, в чем измеряется скорость оборотов и для чего служит прибор. Это измерительное устройство определяет частоту вращения подвижных деталей в значимых механизмах автомобиля. Тахометр автомобильный устанавливает количество оборотов, которые сделал коленвал двигателя, совершенных на одну единицу времени. Используется прибор не только на легковых машинах. Его работа возможна на любом транспорте, оснащённом двигателем внутреннего сгорания.
Чтобы понять, откуда тахометр берет показания, и от какого датчика работает, надо изучить принцип его действия. Он может значительно различаться для механических, аналоговых и электронных вариантов. При этом только последние обеспечат точные измерения. Погрешность старых моделей – максимальна, достигает 500 оборотов.
Несмотря на принципиальную простоту, применение у тахометра – широкое. Он позволяет водителю подобрать выгодный момент для начала езды без лишних затрат горючего на прогрев элементов. Ценят данные полученные от устройства и ремонтники, они используют замеры, чтобы обеспечить контроль. Если тахометра нет, приходится подключать дополнительную технику.
В любом случае, стоит помнить про поговорку: лучше двигатель перекрутить, чем недокрутить.
Панель приборов (комбинация приборов) автомобиля
Решил немного отвлечься от Правил дорожного движения и поговорить о том, что у водителя всегда перед глазами. Тема сегодняшнего обзора — Панель приборов автомобиля. Опытных водителей данная тема не заинтересует, а новичкам будет полезна. Ведь информация, которая отображается на комбинации приборов (далее панель приборов), важна для водителя, да и для «здоровья» автомобиля тоже.
У каждого автомобиля своя панель приборов, которая может включать в себя различные указатели и индикаторы (пиктограммы), мы остановимся на комбинации приборов Hyundai Solaris (Хёндэ Солярис), как на одном из самых распространенных автомобилей на Российском рынке.
Панель приборов автомобиля.
Первое, что видит водитель, когда садится за руль автомобиля, это панель приборов. Основная динамическая и справочная информация о параметрах работы автомобиля, выводится на комбинацию приборов. Сегодня панель приборов представляет отдельный блок, включающий контрольно-измерительные приборы, контрольные световые индикаторы, бортовой компьютер.
Панель приборов автомобиля Hyundai Solaris (Хёндэ Солярис).
Начнем наш обзор с двух стрелочных приборов. С правой стороны, наверное все узнали, это Спидометр (km/h — км/ч), который показывает текущую скорость автомобиля, которая измеряется в километрах в час (шкала спидометра может иметь и другую разметку, например в Великобритании и США в качестве стандартной единицы измерения скорости применяют мили в час — mph — miles per hour). Если внимательно посмотреть на спидометр, можно увидеть две красные метки на 30 и 50 км/ч. Основное мнение, что метки используются для привлечения внимания водителя, в европейских странах.
Ответ Хендэ Мотор (Hyundai Motor Company):
«Отметки нанесены на все шкалы спидометров автомобилей, официально продаваемых в Европе. Метки – напоминание о предельной скорости на дорогах стран Евросоюза: 30 км/ч вблизи учебных заведений, 50 км/ч – в населенных пунктах.»
С левой стороны панели приборов, находится Тахометр. Назначение тахометра — показывать (транслировать) частоту вращения коленчатого вала двигателя. Тахометр помогает водителю при выборе оптимального режима переключения передач и позволяет контролировать обороты двигателя.
ВАЖНО! Красная зона на тахометре показывает максимально допустимую частоту вращения коленчатого вала двигателя. Продолжительная работа двигателя, на высоких оборотах, вероятнее всего приведет к поломке двигателя или ускоренному износу (сокращению ресурса).
Теперь обратимся к небольшому экрану, который располагается по центру панели приборов Hyundai Solaris, перед нами маршрутный (бортовой) компьютер. На дисплей маршрутного компьютера выводится информация, получаемая от электронной системы автомобиля.
Если посмотреть на снимок дисплея маршрутного компьютера, то можно увидеть, что общий пробег (ODО — одометр измеряет пройденный путь) автомобиля составляет 184688 км, чуть выше примерный запас хода 187 км (цифры примерные и особо доверять им не стоит, все зависит в каких дорожных условиях будет пройден остаток пути), на количестве топлива которое находится в баке.
Посмотрим на верхнюю часть экрана бортового компьютера. С левой стороны располагается цифровой (электронный) указатель температуры со шкалой, среднее значение — рабочая температура двигателя, с правой стороны находится указатель топлива. Обратите внимание, рядом со значком указателя уровня топлива (топливная колонка) присутствует маленькая стрелочка в виде треугольника, которая указывает, с какой стороны располагается топливный бак (на случай, если забыли подъезжая к АЗС). Снежинка на дисплее (появляется при понижении температуры до +4 °C ) информирует о возможном обледенении дороги. Маршрутный компьютер позволяет так же, просмотреть суточный пробег, время в пути, средний расход топлива, температуру наружного воздуха.
Теперь рассмотрим основные световые индикаторы (пиктограммы). Панель приборов включает в себя световые индикаторы («лампочки, различных цветов«), которые предупреждают водителя о включенных функциях, режимах работы автомобиля и, самое важное, о возможных неисправностях. Контрольные лампы на панели приборов, как правило, имеют несколько цветовых решений, чаще всего это красный, желтый, зеленый и синий цвета.
ВАЖНО! Красные световые индикаторы, во время работы двигателя, предупреждают о серьезных неисправностях автомобиля, в большинстве случаев, при которых дальнейшее движение запрещается и может быть опасно. Поэтому, при включении любого красного индикатора, водитель обязан незамедлительно принять меры, для устранения причины, вызвавшей аварийный режим работы автомобиля.
Желтые индикаторы панели приборов, информируют о неисправностях и функциях автомобиля, при которых движение чаще возможно, но требует внимания со стороны водителя, для устранения причин неисправности.
Панель приборов может иметь и индикаторы других цветов, например, имеющих отношение к световой сигнализации автомобиля.
ВАЖНО! Игнорирование контрольных ламп красного и желтого цветов может привести к повреждению автомобиля и даже аварии!
Панель приборов — световые индикаторы.
Теперь разберем подробно, что обозначают световые индикаторы на панели приборов автомобиля. Начнем с красных световых индикаторов, как самых важных для автомобиля и безопасности движения.
Контрольная лампа низкого давления масла в двигателе. Этот индикатор, один из самых важных для исправности двигателя. Лампа низкого давления масла, загорается, как следует из названия, при низком давлении масла в системе смазки двигателя. Первая возможная причина — недостаточное количество масла в двигателе, соответственно масляный насос не может создать определенное давление масла, которое необходимо для нормального смазывания деталей двигателя.
Мы знаем, что основные механизмы двигателя, работая в соприкосновении друг с другом, требуют, чтобы между ними присутствовала масляная «пленка», которая не позволяет быстро изнашиваться деталям двигателя (для примера, на холостых оборотах, частота вращения коленчатого вала двигателя, составляет примерно 600-800 оборотов в минуту). А для создания масляной «пленки» и доставки масла к верхним узлам двигателя, как раз и нужно, чтобы насос мог создавать определенное давление масла.
Если лампа низкого давления масла в двигателе, загорелась по причине низкого уровня (недостаточного) масла, это легко проверить. Нужно открыть капот автомобиля (об устройстве автомобиля в следующих обзорах), найти на двигателе масляный щуп (на Hyundai Solaris, располагается сверху двигателя и имеет ручку желтого цвета), проверить по контрольным меткам уровень масла, при необходимости долить масло, соответствующее вашему двигателю. Как видим, низкий уровень масла в системе двигателя, самый легко устраняемый случай (хорошо, если возьмете за правило, систематически проверять уровень масла в двигателе).
Причиной включения контрольной лампы низкого давления масла, могут быть неисправности самого двигателя, здесь, к сожалению, без обращения к специалистам (СТО) не обойтись.
ВАЖНО! Двигатель автомобиля не может исправно работать при низком или отсутствии давления масла, поэтому если не получилось устранить причину на месте (возможно в основном, только при низком уровне масла в двигателе, решается доливом масла), не продолжайте движение на автомобиле! Иначе следующий шаг, который придется сделать далее, станет капитальный ремонт двигателя Вашего автомобиля!
Контрольная лампа температуры двигателя (загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя). Как следует из названия, контрольная лампа имеет отношение к температуре двигателя, вернее его перегреву. Средняя нормальная (рабочая) температура охлаждающей жидкости 80-90 градусов. При повышении температуры до 115 градусов (значения могут отличаться, для разных двигателей), загорается красный индикатор перегрева двигателя, что говорит об очень высокой температуре двигателя. Наверное, многие слышали выражение, «двигатель закипел», это тот случай. При включении контрольной лампы, необходимо срочно остановить двигатель. Причины перегрева двигателя могут быть различные, как и в случае с маслом, возможной причиной является низкий уровень охлаждающей жидкости (тосола, антифриза, реже воды).
ВАЖНО! Прежде, чем проверить уровень охлаждающей жидкости на перегретом (горячем)двигателе, дайте обязательно ему остыть, минимум 15-20 минут, иначе при открытии крышки радиатора можно получить сильнейшие ожоги!
Если причина перегрева двигателя, была из-за низкого уровня охлаждающей жидкости, в этом случае необходимо долить ее до необходимого уровня и проверить на возможные утечки, для исключения повторения перегрева. Для долива используйте соответствующую охлаждающую жидкость.
Другая частая причина перегрева мотора, обрыв ремня привода вспомогательных агрегатов (приводит в действие генератор, насос охлаждающей жидкости и другие узлы), признаком обрыва ремня может служить не только включение контрольной лампы температуры, но и светового индикатора разряда аккумуляторной батареи (описание ниже). Ремень меняется достаточно просто, при определенном навыке и наличии инструмента. Здесь совет, иметь в автомобиле, запасной приводной ремень, места займет немного, а времени может помочь сэкономить достаточно много.
Остальные неисправности (для примера, поломка насоса охлаждающей жидкости), которые могут вызвать перегрев двигателя, самостоятельно устранить в дороге, при отсутствии навыка довольно сложно.
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи. Название светового индикатора ясно говорит, для чего он предназначен. Если аккумуляторная батарея перестает заряжаться, контрольная лампа сообщит нам об этом своим красным свечением.
Первой причиной можно назвать обрыв приводного ремня, о чем мы немного говорили выше. Ремень при работе двигателя, приводит в действие генератор, который и вырабатывает электрический ток (электроэнергию). Еще одна причина, иметь запасной ремень в автомобиле. Так как при обрыве приводного ремня, не только пропадает заряд аккумуляторной батареи, но и происходит перегрев двигателя и дальнейшее движение автомобиля невозможно. Другие возможные причины включения контрольной лампы разряда АКБ (сокр. аккумуляторная батарея) могут быть связаны с самим генератором (износ щеточного узла, выход из строя реле-регулятора и другое).
В определенных случаях, можно продолжить движение, например, если Вы далеко от помощи. Это возможно, если причиной включения контрольной лампы, не является обрыв приводного ремня (которой приводит в действие генератор, насос охлаждающей жидкости), если все остальные параметры работы двигателя без изменений (нет перегрева мотора). Важно только помнить, что аккумулятор будет постепенно разряжаться и в какой-то момент продолжить движение станет невозможным. Поэтому, необходимо по возможности, все потребители электроэнергии выключить и постараться не глушить двигатель, иначе заряда АКБ может не хватить для повторного запуска двигателя автомобиля.
Контрольная лампа непристегнутого ремня безопасности.
ВАЖНО! Пристегиваться нужно обязательно не только Вам, но и всем пассажирам находящимся в автомобиле! Задумайтесь!
Строки из книги известного французского эксперта по безопасности движения Кристиана Жерондо (Christian Gerondeau) «La Mort Inutile».
«Нет ничего более ужасного, чем судьба водителя, который в момент дорожного происшествия оказался не пристегнутым ремнем безопасности. Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие.
Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров.
Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль.
Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес.
Спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.
Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.
Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мертв.
Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад.
Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все произошло менее чем за две десятых доли секунды».
У пристегнувшегося ремнями безопасности шансы остаться живым и здоровым при прочих равных условиях в случае ДТП минимум в 2 раза выше, чем у тех кто ремнями не пользуется! Берегите себя и близких Вам людей!
Контрольная лампа неисправности подушек безопасности (загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя). При исправности подушек безопасности (Airbag) автомобиля, красный световой индикатор гореть не должен. Причин, при которой срабатывает аварийный индикатор может быть много (нарушение целостности подушек, повреждение датчиков удара, плохое соединение разъемов и другие), самое лучшее, обратиться по возможности быстрее на сервис (СТО) и не доверять проведение работ неквалифицированным мастерам.
Не забывайте: эффективность работы подушек безопасности зависит от того пристегнуты Вы или нет!
Контрольная лампа сигнализации о незакрытой двери.Индикатор красного цвета, в виде машинки с открытыми дверями, информирует, что одна из дверей автомобиля не закрыта, что может быть очень опасно во время движения.
Последний в обзоре, красный световой индикатор, имеет отношение к тормозной системе автомобиля. Контрольная лампа включения стояночного тормоза и низкого уровня тормозной жидкости (загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя при выключенном стояночном тормозе). Данная контрольная лампа, занимает важное место в обеспечении безопасности движения автомобиля. Как следует из названия, индикатор срабатывает в двух случаях, в первом, при не выключенном стояночном тормозе (прим. часто называют «ручник»), что приведет при исправной тормозной системе, к невозможности начать движение (затрудненное движение). Во втором случае, все намного опаснее. Если стояночный тормоз выключен, а контрольная лампа продолжает гореть, то вероятной причиной может являться недостаточный (низкий) уровень тормозной жидкости. Необходимо сразу проверить уровень тормозной жидкости, который должен находиться выше метки «MIN» бачка главного тормозного цилиндра (находится под капотом автомобиля).
ВАЖНО! Если уровень тормозной жидкости ниже, то продолжать движение запрещено до выявления и устранения причины! Низкий уровень тормозной жидкости, напрямую влияет на эффективность тормозной системы!
Причиной понижения уровня жидкости, в первую очередь, являются утечки (можно определить визуально), через неисправные узлы тормозной системы. Работы по устранению неисправности тормозов, требуют квалифицированных мастеров, от которых зависит Ваша безопасность.
В первой части обзора мы рассмотрели стрелочные приборы и контрольные лампы (световые индикаторы) красного цвета на панели приборов автомобиля. Дальше разберемся, что обозначают лампы желтого и других цветов комбинации приборов Hyundai Solaris (Хёндэ Солярис).
Желтые световые индикаторы панели приборов, информируют о неисправностях и функциях автомобиля, при которых движение чаще возможно, но требует внимания со стороны водителя, для устранения причин неисправности.
Контрольная лампа неисправности двигателя (загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя). Современная система управления двигателем очень сложная. Которая состоит из блока управления, куда стекается информация от большого количества различных датчиков установленных на двигателе. Если после пуска двигателя или во время движения загорелся световой индикатор, это говорит, что возникла ошибка в работе электронной системы управления двигателем. Причины ошибки могут быть различными, от неисправности какого-либо датчика, до заправленного некачественного топлива (такая причина тоже возможно, когда система управления не может подстроить параметры работы двигателя под топливо, при его низком качестве). Если загорелась лампа неисправности двигатели, лучше обратиться на сервис для диагностики и выявления причины появления ошибки.
Контрольная лампа неисправности системы ABS (загорается при включении зажигания и гаснет после самодиагностики). Система ABS (англ. Anti-lock braking system. АБС — Антиблокировочная система) предотвращает блокировку колёс транспортного средства при торможении, что позволяет сохранить устойчивость и управляемость автомобиль (тормозной путь в некоторых случаях может быть больше, чем без системы ABS).
ВАЖНО! Система ABS, не исключает вероятность возникновения заноса и потерю управления автомобилем при торможении.
Контрольная лампа низкого уровня топлива («резерв«). Индикатор предупреждает водителя, что запас топлива на исходе и необходимо заправить автомобиль. Контрольная лапка низкого уровня топлива загорается, когда в баке остается малое количество топлива, но позволяющее доехать до АЗС (Автомобильная заправочная станция). На вопрос, сколько километров можно проехать на «резерве» ответить трудно, на разных моделях автомобилей по разному. По своему опыту скажу, что на загородной дороге, при плавных ускорениях и движении с равномерной скоростью 75-90 км/ч, удалось однажды проехать почти 70 км. В черте города, с постоянными ускорениями, заторами, остановками на светофорах около 45 км. Но лучше, если в топливном баке всегда будет запас топлива (уменьшается вероятность преждевременного выхода из строя топливного насоса).
Контрольная лампа низкого уровня жидкости в бачке омывателя стекол (фар, при наличии). Чтобы лобовое стекло (на некоторых автомобилях и заднее стекло) автомобиля было всегда чистое, не всегда достаточно только щеток стеклоочистителя («дворников»). В сырую погоду стекло постоянно загрязняется и щетки не справляются с очисткой лобового стекла, здесь им помогает специальная жидкость омывателя стекол («омывайка»), можно использовать воду, но зимой она будет постоянно замерзать. Заливается под капотом, в специальный бачок для жидкости омывателя стекол.
Контрольная лампа включения задних противотуманных фар.
ВАЖНО! Задние противотуманные фонари допускается использовать только при недостаточной видимости!
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
Нельзя использовать задние противотуманные фонари для «красоты», они имеют более яркое свечение красного цвета, для видимости автомобиля в условиях сильного тумана, дождя, снегопада и в обычных условиях движения раздражают глаза едущих позади водителей.
Контрольная лампа работы иммобилайзера (загорается при включении зажигания и гаснет после самодиагностики). Иммобилайзер (англ. immobiliser ), вид дополнительной защиты автомобиля от угона, как правило устанавливается штатно автопроизводителями на автомобили.
Общий принцип работы, ключ автомобиля имеет встроенный чип, который распознается системой, когда ключ вставляется в гнездо замка зажигания (вокруг замка находится антенна системы иммобилайзера) и передает сигнал на разрешение запуска (выключения блокировки) двигателя. Данная защита работает на программном уровне и помогает снизить вероятность угона автомобиля злоумышленниками (прим. Если автомобиль оборудован сигнализацией с автозапуском двигателя, вероятнее всего, защита при помощи иммобилайзера отключена).
Нам осталось рассмотреть контрольные лампы других цветов, которые включает в себя панель приборов современного автомобиля.
Контрольная лампа включения габаритных огней. Данный световой индикатор зеленого цвета помогает водителю контролировать включение габаритных огней и не забыть выключить их покидая автомобиль, во избежание разряда аккумуляторной батареи при длительной стоянке. На некоторых автомобилях световой индикатор отсутствует, так как при выключении замка зажигания и покидании автомобиля, после открытия двери водителя, электронная система автомобиля сама отключит большинство электрических потребителей автомобиля, включая и габаритные огни.
Контрольная лампа включения дальнего света. Световой индикатор предупреждает водителя, что на автомобиле включен дальний свет. Из Правил дорожного движения, что дальний свет мы можем использовать только в определенных условиях и правилами указано когда нам запрещено использовать дальний свет.
19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
ВАЖНО! Своевременно переключенный дальний свет на ближний, поможет избежать ослепление водителя встречного автомобиля!
Мы рассмотрели панель приборов автомобиля Hyundai Solaris (Хёндэ Солярис) и основные световые индикаторы (пиктограммы). Если у Вас есть вопросы, пишите в комментариях или в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.