Что находится в лагере
Детский лагерь
Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью (cм. также пионерский лагерь, летний лагерь). Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь (летом он же — летний лагерь) — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во все мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра. В настоящее время популярность таких классических лагерей снизилась: снижение рождаемости, увеличение конкуренции на рынке образовательных программ повлекли за собой резкий рост предлагаемых детскими лагерями программ отдыха. Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные (например, лагеря с патриотическим воспитанием). В общем сейчас можно найти лагерь с любой, даже самой экзотичной программой (например, с обучением паркуру или дельтапланеризму). Однако широчайший выбор специализаций детских лагерей существенно затрудняет выбор. Вопрос о том, как правильно выбрать лагерь, становится настоящей проблемой.
Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем дома.
Содержание
История
В России идея использования пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежит Председателю Российского Общества Красного Креста З. П. Соловьёву. Первым таким лагерем нового типа стал открытый в 1925 году лагерь-санаторий в Артеке (будущий ВПЛ «Артек»). Там же, в Артеке в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого и началось комплектование отрядов непосредственно в лагере. Первые лагеря назывались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Пример такого лагеря показан в книге и фильме «Бронзовая птица».
В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети были заняты домашними делами, но что более важно, они были занятыми в том числе и походами, экскурсиями, сбором плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.
В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации. Затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Бедняками занимались органы социальной защиты и религиозные организации, а средний класс полностью опекался YMCA — Young Men’s Christian Association (Христианской Ассоциацией Молодых Людей), впоследствии одной из самых крупнейших молодёжных организаций в мире. Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 млн человек в более чем 130 странах мира. В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали её известные русские меценаты, учёные и деятели искусства. С 1920 по 1950 гг. детские лагеря переживают настоящий бум. После войны во многих странах на фоне восстановления экономики, появления новых технологий, начинается настоящий бэби бум, в этот период появляется огромное количество специализированных лагерей: лагеря для инвалидов, лагеря с углубленным изучением иностранных языков, музыки и, позднее, компьютерных программ, при том что традиционные лагеря, где основное внимание уделяется спорту, отдыху и разноплановому досугу, отнюдь не теряют своей популярности.
Классификация
По времени деятельности детские лагеря бывают:
По месту проведения детские лагеря бывают:
По типу организации детские лагеря бывают:
По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают:
Летний лагерь
Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе.
Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ)
Детские оздоровительные лагеря pасполагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».
Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания)
Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.
В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием — это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.
Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы.
Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности.
В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребёнка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС.
Школы, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания, обязаны разработать «Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания», в котором будут четко оговорены степень ответственности администрации школы и персонала лагеря.
Лагерь санаторного типа
Лагеря дневного пребывания располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.
Трудовой лагерь
Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.
Трудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам ребята учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.
Лагерь выходного дня
Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.
Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки.
Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья.
Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.
Обучающий лагерь
Обучающие лагеря бывают трёх видов:
За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.
Спортивный лагерь
Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
Лагерь актива
Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.
Семейный лагерь
Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т. д. Часто реализуется за счёт того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.
Профильный (тематический) лагерь
Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.
«Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся» [журнал «Управление начальной школой»].
Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.
Размещение
На данный момент все лагеря предлагают три вида размещения: элитное, улучшенное, стандартное. Элитное — по 2-3 человека в комнате, удобства в комнате, телевизор, евроремонт номеров. Улучшенное размещение — 4-5 человек в комнате, удобства на этаже, корпуса отремонтированные, в надлежащем виде. Стандартное размещение — 6-8 человек в больших комнатах, туалеты в корпусах, банно-прачечный комплекс на улице. С одной стороны вдвоем жить всю смену скучновато, веселее в компании, но с другой, когда компания 8 человек, жить становится трудно. В хорошем лагере элитное размещение и не нужно, так как дети приходят в комнаты только спать, а все остальное время занято. Стандартные условия уже не всегда удовлетворяют детей, но опять же, если программа лагеря интересная, душ на улице не окажется проблемой для ребёнка.
В некоторых лагерях, особенно за рубежом, очень часто проживание организуется в семьях местных жителей. Практически весь день дети находятся в дневном лагере, который предлагает учебную, спортивную и культурную программу, а спят в семьях местных жителей, где обычно бывают дети-ровесники. В России почему-то такой способ отдыха не слишком популярен, а зря: изучение языка при таком способе размещения наиболее эффективно.
Питание
Меню, которое Вам могут предоставить в лагере, ничего не отражает. Ведь приготовить можно по разному. Стоит обращать внимание на следующие моменты: есть ли у лагеря собственный пекарь-кондитер, насколько разнообразен рацион в меню, вес порций. Это поможет Вам составить собственное мнение, как администрация относится к вопросу питания. По нормам, питание в нормальном лагере должно быть, как минимум 4-разовое (завтрак, обед, полдник, ужин, иногда второй ужин).
Существует два вида организации питания детей в детском лагере — Шведский стол; Порционный стол. В каждом из этих видов есть свои плюсы и минусы. Шведский стол даёт детям возможность широкого выбора в составлении своего рациона питания, которого нет при порционной организации питания. Но дети, как правило, сами не могут составить набор продуктов необходимый для активно растущего организма, поэтому полезные и менее вкусные блюда будут ими исключены из своего (ребёнка) рациона в детском лагере. При порционной организации питания все меню сбалансировано и отвечает всем стандартам. Как показывает практика, после адаптационного периода дети привыкают к порционному столу. Шведский стол иногда может стать ненужной роскошью, но может использоваться в частных случаях.
Вожатский состав
Следует узнать, где администрация лагеря набирает себе вожатский коллектив, есть несколько способов:
Постоянный штат. Пока достаточно редкий способ формирования вожатского коллектива. Его себе могут позволить либо коммерческие программы, либо лагеря постоянного действия. Штат из смены в смену один и тот же, есть возможность узнать о каждом вожатом, прочитать отзывы и т. д. Все вожатые от смены к смене проходят ряд образовательных семинаров и профессионально занимаются работой воспитателя в лагерях.
Вид деятельности
Древний. — Древний, потому что в некоторых лагерях администрация не сильно утруждается придумыванием на каждую смену новых программ, и из года в год лагерь работает по старым, обкатанным программам, и все так же, как 50 лет назад празднуется День Нептуна, по старым программам. В такие лагеря можно съездить один раз, больше — будет неинтересно. А лучше вообще избегать, дети уже не такие как были даже 10 лет назад, и проводить отдых по древним программам неинтересно.
Обычный. — Данные программы берут стандартный костяк — типа КВН, Игра по станциям, Олимпиады. И вожатые просто вносят немного разнообразия в данные программы, изменяя условия задания, придумывая несколько новых. Также, если появляется новая идея, то её обязательно реализуют, но все же инновационность не является главным критерием составления таких программ.
Инновационный — возможен только если штат в лагере постоянный, которому работать по старым программам самим неинтересно. Главным правилом таких программ является «Не повторись!». От смены к смене пытливые умы сочиняют новые легенды, новые игры, новые развлечения. Зачастую это привилегия коммерческих программ, так как именно инновационные придумки составляют главное конкурентное преимущество на рынке детского отдыха.
Также следует обратить внимание, какие занятия будут предлагаться ребёнку:
В хорошем лагере программа отдыха разработана так, что ребёнок всегда чем-то занят. В этом случае детям скучно не бывает.
Детские лагеря Белоруссии
Детские лагеря Белоруссии: пионерские, оздоровительные, труда и отдыха, летние, зимние. Под детским туризмом подразумевается много понятий: например, лагеря отдыха, экскурсионные поездки, спортивные и оздоровительные лагеря, скаутские программы и образовательные курсы. По официальной советской статистике, каждый ребёнок за 10 лет школы ездил в пионерлагерь около пяти раз.
Международный языковой (лингвистический) лагерь
Основное направление деятельности международных языковых лагерей — изучение иностранных языков и максимальное погружение в языковую среду. Как правило, такие лагеря устраиваются в той стране, где обучаемый язык признан государственным: французский язык лучше изучать во Франции или франкоязычных частях Швейцарии и Канады; английский — в США, Великобритании и англоязычной части Канады; немецкий — в Германии, Австрии или немецкоязычной части Швейцарии и так далее. Но бывают и исключения: так, например, в Швейцарии работают международные лагеря с английским языком, уже давно завоевавшие популярность во всем мире.
Максимальный эффект от пребывания в таких лагерях получается в том случае, если преподаватели, воспитатели и аниматоры являются носителями языка, а приехавшие на обучение дети — выходцы из самых разных стран, разговаривающие на разных языках: тогда изучаемый язык становится языком общения в лагере.
Христианский летний лагерь
Что такое детский оздоровительный лагерь
эта статья для Вас. В преддверии летних каникул у многих на повестке дня стоит вопрос – где будут находиться дети во время длительных летних каникул: на даче, с бабушками и дедушками, в заграничной поездке или в детском оздоровительном лагере (в дальнейшем будем кратко обозначать его «ДОЛ»).
Если лагерь вы выбираете по устной рекомендации, но не забывайте, что мнения о нём могут быть ошибочные, субъективные, ведь многое зависит от конкретного ребёнка и его родителей, их впечатлений. Поэтому, делая выбор, не пренебрегайте и объективными данными.
Какое-либо происшествие, произошедшее в лагере, – это ещё не повод считать этот лагерь плохим. Однако, вас должна насторожить целая череда плохих отзывов, инцидентов, обвинений и оправданий в комментариях.
Что же такое детские оздоровительные лагеря? Вот о них и пойдёт речь в данной статье.
Начнем сначала. Под детским оздоровительным лагерем понимается стационарное детское учреждение, приспособленное для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет. В советские времена подавляющее большинство наших детей отдыхало в таких лагерях, расположенных на всей территории огромной страны, по путевкам, которые предоставлялись родителям бесплатно или с большой скидкой. В постперестроечное время количество детских оздоровительных лагерей сократилось в несколько раз, да и много изменилось в самой системе организации детского отдыха.
Традиционно в нашей стране сложилась система классификации детских лагерей по условиям и по содержанию пребывания.
По условиям пребывания детские лагеря делятся на стационарные и палаточные.
В зависимости от расположения и направленности лагеря классифицируются как: загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания (при школах), туристские, профильные. Есть также лагеря санаторного типа, где оказываются медицинские услуги.
По времени работы лагеря бывают круглогодичного действия и сезонные.
Лагеря круглогодичного действия располагают зданиями капитальной постройки с отапливаемыми помещениями, удобствами в спальных корпусах для пребывания в них детей в течение всего года, закрытыми помещениями для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий и при необходимости – учебными классами.
Лагеря сезонного действия работают только в летний период времени (июнь – август), имеют условия для занятий спортом и проведения досуга, но здания не отапливаются (за редким исключением).
У всех лагерей есть хозяева (собственники). По виду собственности они делятся на следующие категории:
федеральные (лагеря находятся на балансе Министерства образования и науки России («Орлёнок» и «Смена» в Краснодарском крае, «Океан» на Дальнем Востоке и «Артек» в Крыму);
муниципальные (лагеря находятся на балансе муниципальных органов и их структурных подразделений. На сегодняшний день это преобладающая форма собственности лагерей в России, примерно 90% всех стационарных загородных лагерей);
общественные (принадлежат общественным организациям и объединениям: лагеря некоммерческих/общественных организаций, православные лагеря, туристские клубы и объединения и др.);
ведомственные (лагеря принадлежат и находятся на балансе министерств, ведомств, организаций, предприятий, например, сеть детских лагерей на территории страны, принадлежащих ОАО «РЖД». В последние десятилетия количество ведомственных лагерей в силу экономического положения предприятий резко сократилось и продолжает сокращаться.);
частные (принадлежат коммерческим фирмам/индивидуальным предпринимателям или частным лицам. В последние годы появилась устойчивая тенденция увеличения числа таких частных лагерей).
Несмотря на различную принадлежность лагерей, у них всех одна главная задача – организовать полноценный безопасный и интересный (познавательный, образовательный) отдых детей, создать условия для их оздоровления.
Детский лагерь считается оздоровительным, если смена по продолжительности составляет не менее 21 дня, т.е. времени, которое, по рекомендациям медиков, необходимо для курса адаптации и оздоровления ребёнка. На практике день приезда и отъезда включают в общее число дней путевки.
В течение трёх недель в таких лагерях реализуются оздоровительные программы, включающие водные процедуры, трекинги, занятия спортом; дети находятся в климатических условиях, благоприятных для восстановления жизненных сил организма. Как правило, оздоровительные лагеря располагаются в курортной или лесопарковой зоне вблизи реки, озера или моря, что уже само по себе очень благоприятно влияет на здоровье. В дополнение к этому, активная программа спортивных, интеллектуальных и развлекательных мероприятий способствует в большинстве случаев получению знаний, приобретению детьми определенных навыков.
Пребывание детей в ДОЛ продолжительностью 1–2 недели считается отдыхом.
Санаторно-оздоровительные лагеря относятся к стационарным лагерям, и, помимо указанной выше структуры, имеют корпуса (или специально оборудованные помещения) для проведения медицинских процедур по программе лечения, которая определяется для каждого ребёнка индивидуально.
Лагеря могут существенно отличаться друг от друга по количеству указанных хозяйственных объектов и их техническому состоянию, а также в различных регионах Российской Федерации существует разница в оснащенности лагерей.
Оздоровительные лагеря
Стационарные ДОЛ представляют собой комплекс на огороженной территории, на которой располагаются спальные корпуса, пищеблок для приготовления пищи и столовая, футбольное поле, волейбольная, баскетбольная и др.спортивные площадки, стадион, (бассейн открытого или закрытого типа в больших лагерях); помещения для проведения досуга: летняя эстрада, клуб, кинозал, помещения для занятий в кружках различной направленности, отрядные места, костровая площадка; медицинский пункт (кабинет, изолятор, процедурные кабинеты), вспомогательные хозяйственные постройки (прачечные, душевые, туалеты, гараж или автостоянки, скважины, котельные и т.д.), автотранспорт, при наличии водоёма может быть собственный оборудованный пляж.
Обязательным условием для открытия ДОЛ является обеспечение его питьевой водой, а также водой для гигиенических процедур, места для сушки белья.
Медицинское обеспечение
Каждый детский лагерь обязан иметь медицинский пункт, где детям могут оказать первую медицинскую помощь. В зависимости от количества детей в лагере помимо медсестры/фельдшера может быть 1–3 и более врачей – педиатров, изолятор. В лагерях специализированного профиля (санаторного типа), где организован курс лечения, работает медицинский персонал соответствующего профиля.
Если лагерь не обеспечивает необходимые условия по оказанию профессиональной помощи, то он заключает договор с медицинским учреждением, куда, при необходимости, отправляют детей на обследование и лечение.
Безопасность
Территория лагерей огорожена и на входе осуществляется контроль, чтобы посторонние лица не могли пройти на его территорию. На это имеются или штатные работники, или привлечённые охранные службы.
Размещение и проживание детей в лагере
Условия размещения детей в ДОЛ могут существенно различаться: от комфортабельных корпусов до дощатых домиков с удобствами на территории (или в палатках). Дети живут в многоместных комнатах. Редко – по 2–3 человека, или свыше 15 человек в комнате. Наиболее распространено – по 4 человека в комнате.
Такая практика проживания нескольких детей в одной комнате существует не только в нашей стране. Это также характерно и для лагерей в зарубежных странах.
Жилые комнаты оснащены мебелью (кровати, стулья, тумбочки, шкаф). Удобства (душ, туалеты, умывальники), как правило, расположены на этажах, значительно реже – в комнатах. В сезонных лагерях душ, туалеты и умывальники могут располагаться на территории лагеря на отдалении от спальных корпусов/домиков (в соответствии с санитарными нормами).
Стремление родителей, чтобы дети жили в двухместных комнатах с удобствами в корпусах гостиничного типа, не всегда бывает оправдано с точки зрения безопасности и психологического климата.
Питание
Дети питаются в столовых, к санитарному состоянию которых предъявляются жесткие требования. Питание может быть организовано как в форме самообслуживания, когда дети на подносах берут еду у раздаточного стола, так и официантами, что значительно реже. Детям младшего возраста еда подается на столы.
Питание детей осуществляется по заранее согласованному и утвержденному меню 4–5 раз в день. Продуктами лагерь обеспечивается на договорной основе с определёнными поставщиками.
Говорить о том, что дети всегда довольны питанием было бы не правильно. Это зависит как от качества приготовленной еды, так и от субъективных предпочтений и вкусовых привязанностей детей. Несоблюдение санитарных норм, некачественное водоснабжение, возникающие в некоторых ДОЛ проблемы с персоналом периодически приводят к случаям массовых отравлений. К сожалению, это случается, но не так часто. С каждым годом требования и контроль за приготовлением пищи ужесточается и таких форс-мажорных случаев фиксируется меньше. Можете задать вопрос о питании по типу «шведский стол». По действующим санитарным нормам и требованиям учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора пока такая практика в лагерях не разрешена. Питание остаётся порционное, но некоторые лагеря практикуют в организации питания детей 2-3 блюда на выбор.
Обслуживающий персонал
В лагерях круглогодичного действия персонал работает на постоянной основе. В сезонных лагерях работают в большинстве своем привлеченные работники на договорной основе. За каждым отрядом закреплен воспитатель и вожатый. Вожатые – это, как правило, студенты педагогических вузов, но также и студенты других непрофильных вузов. Для работы с детьми в ДОЛ они проходят подготовку на специальных курсах, в «Школах вожатых».
Нельзя не сказать, что человеческий фактор играет очень большую роль и является основой успешной работы ДОЛ и качественного отдыха детей. Это имеет отношение как к руководству ДОЛ, так и тем сотрудникам, которые находятся в контакте с детьми. Весь персонал в соответствии со своими должностными обязанностями отвечает за жизнь и безопасность детей во время лагерной смены.
Программы отдыха и организация досуга
Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов.
Приблизительный распорядок дня в лагере
Надо отметить, что в нашей стране разработано и внедрено в практику работы с детьми много интересных программ. Сейчас редко можно встретить ДОЛ, где нет профильных/тематических смен.
Профильная/тематическая смена в ДОЛ
Это означает, что для детей организуется смена с программой пребывания определённой направленности: социально – педагогическая; художественно – эстетическая, эколого – биологическая: спортивно – оздоровительная, археологическая, патриотическая и др.
Такие программы, например, как «Город мастеров», «Одарённые дети», «Подросток». «Морское путешествие. По следам пиратов Карибского моря», «Последний герой», «Гости из будущего», «Лесная математическая школа», «Созвездие творчества и фантазий» и др., а также смены для детей из групп риска (детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для опекаемых детей) с психолого–педагогическим сопровождением.
Тематика смены может быть создана по мотивам популярных среди детей приключенческих фильмов или компьютерных игр, ролевых игр на исторические или фантастические сюжеты и др. Вместо отрядов могут быть команды, экипажи, вместо вожатых – лидеры. Особое внимание уделяется обучающим занятиям, на которых дети учатся развивать логику и коммуникативные навыки.
В зависимости от направленности загородные детские лагеря можно разделить по следующим видам:
Что такое профильный лагерь?
Чем отличается профильный лагерь от традиционного стационарного? Прежде всего тем, что инфраструктура лагеря, программа пребывания детей ориентирована на реализацию профиля данного ДОЛ, имеется специальное оборудование и профессиональный персонал по данному профилю.
К профильным можно отнести детские оздоровительные лагеря:
Санаторного типа (наличие условий и медицинской базы для лечения детей).
Туристские (туристское снаряжение, наличие тренировочных площадок с оборудованием, проведение многодневных походов).
Спортивные (наличие бассейна, стадиона, спортивных площадок, залов, беговых дорожек, тренажеров и т.п. для активного занятия и тренировок спортом).
Научные (экологические – на территории национальных парков, компьютерные – с оборудованными компьютерными классами и др.).
Военно-патриотические (как курс подготовки молодых людей к службе в рядах Вооруженных сил).
Конфессиональные (Православные и др.)
В остальном, программа профильного лагеря приближена к традиционной – это активный отдых на пляже, трекинги, песни под гитару, игры и конкурсы, массовые спортивные игры и соревнования, фестивали, праздники, дискотеки.
В последние годы в обиход вошел термин camp ( англ.). Такие лагеря с пребыванием детей продолжительностью 1–2 недели распространены в зарубежных странах. У нас они динамично получают все большее развитие и распространение. Они мобильны (могут быть организованы в различных местах в России и за рубежом), их деятельность базируется на реализации конкретной программы. Мы их назовем «программные» лагеря» и расскажем о них уже в другой статье.
Итак, уважаемые родители, вы познакомились с азами детского оздоровительного лагеря. О лагере, в который вы хотите послать своего ребёнка, можно узнать из информации, размещенной на его официальном сайте, из отзывов отдыхавших в нём ребят, мнения родителей.
Выбирая лагерь, нужно понимать, какая программа нужна именно Вашему ребёнку и где он сможет почувствовать душевный комфорт, какие возможности Вы считаете для него лучшими, какими материальными возможностями располагаете. Не заставляйте ребёнка ехать в тот лагерь, который, по вашему мнению, больше ему подходит, а его совсем не привлекает. Это лучше пусть будет Ваше совместное с ребёнком решение.
Но это ещё не всё. Мы подготовили для Вас, уважаемые родители, несколько рекомендаций и рассчитываем, что они могут быть Вам полезны.