Что находится в аптеке

Состав помещений аптеки и их назначение

При планировании помещений аптеки следует руководствоваться видом деятельности и объемом работы организации. При этом важно учитывать не только собственные идеи, позволяющие увеличить товарооборот, но и обязательные требования к помещениям аптеки, необходимые для получения фармлицензии:

Площадь аптеки должна быть не менее 80 м2

В минимальный состав помещений должны входить:

Никто не запрещает увеличивать площадь помещения, а вот уменьшать ее нельзя. Рассмотрим подробнее состав и назначение аптечных помещений.

Торговый зал. Его назначение – обслуживание покупателей. В торговом зале размещаются информационные стенды, на которых покупатель может ознакомиться с лицензией, получить данные о часах приема, порядке обслуживания инвалидов и участников ВОВ, контролирующих и надзорных органах. Здесь же находится книга жалоб и предложений.

Что находится в аптеке

Планирование торгового зала является непростой задачей, для выполнения которой нужно обладать определенными маркетинговыми познаниями. Так, по статистике на прикассовую зону приходится лишь 15% торговой площади, остальное – на зал. Если площадь торгового зала имеет слишком много свободных зон – значит, она расходуется неэффективно, причем в основном это касается центра и периметра, за исключением зоны в левой части сразу при входе в аптеку.

Помещение для приготовления лекарств оснащается различным оборудованием для работы с лекарственными средствами – смешивание, фильтрование, фасовка, упаковка, непосредственно изготовление. В данном помещении помимо оборудования нужно установить аптечную мебель и приборы для измерения веса и объема, а также реактивы для химического контроля изготовленных препаратов. Здесь же размещаются сейфы для хранения сильнодействующих, наркотических, ядовитых ЛС и этилового спирта.

Что находится в аптеке

Помещение для приготовления лекарств должно быть оборудовано рабочими местами для сотрудников. В производственной аптеке площадь этого помещения выходит за рамки нормативных требований и может иметь несколько рабочих мест для изготовления и контроля качества ЛС.

Нужно понимать, что для производственной аптеки особенно важны санитарно-гигиенические условия, вот почему нужно обеспечить полную изоляцию от загрязненного воздуха снаружи. В данных аптеках нужно не только соблюдать нормативные требования (изолированный вход), но и установить дополнительные системы очистки воздуха в вентиляционной системе. Желательно исключить наличие посторонних шумов с улицы, чтобы сотрудники могли полностью сосредоточиться на своей работе. Попутно нужно упомянуть о входах в аптеку – две двери для аптечных организаций 1 и 2 категории, она двухстворчатая шириной не меньше 0,9 м для аптек 3 и 4 категорий, а также отдельный вход для приемки товара и служебного входа шириной не менее 1,2 м. Обязательно следует оборудовать тамбур тепловой завесой.

Помещение для изготовления дистиллированной воды обязательно лишь в производственных аптеках. Здесь располагаются аппараты для получения дистиллята и емкости для его хранения. Недопустимо наличие посторонних предметов и производство прочих работ, не связанных с дистилляцией воды! Допускается получить дистиллированную воду путем непосредственно дистилляции, обратного осмоса, ионным обменов или комбинируя указанные методы.

Что находится в аптеке

В моечной комнате производится мытье лабораторной посуды, используемой для приготовления лекарств, поэтому данное помещение также можно отнести к разряду производственных. Основные требования к оборудованию изложены в документации по санитарному режиму аптеки. Раковины для мойки посуды должны быть промаркированы в зависимости от ее типа: для глазных капель и растворов для инъекций, для внутривенных и наружных лекарственных форм.

Что находится в аптеке

Помещение для хранения лекарственных средств есть в любой аптеке, при этом оно обязательно должно соответствовать нормативным требованиям и оснащено необходимым оборудованием и мебелью (шкафчики, стеллажи, поддоны), зоны хранения лекарственных трав. Аптека должна обеспечить сохранность ЛС, сохранить исходные свойства лекарств, поддерживая нужный уровень температуры и влажности, в противном случае они не только потеряют свои качества, но и могут стать опасными. Полный список требований указан в Приказе Минздрава N 706н от 23 августа 2010 г. «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Что находится в аптеке

Все лекарственные средства хранятся в условиях, соответствующих их

Поверхности помещения должны быть выполнены из материалов, устойчивых к дезинфицирующим средствам. Комнаты и сейфы с наркотическими и особо ядовитыми средствами должны иметь сигнализацию, на окнах должны быть металлические решетки.

Комната персонала предназначена для отдыха сотрудников. Поскольку принимать пищу на рабочем месте запрещено, а собственная столовая является роскошью, чаще всего в комнате персонала сотрудники еще и обедают. Поэтому она должна быть оснащена необходимым для этого оборудованием (холодильник, СВЧ, электрический чайник). Категорически запрещено хранить продукты питания в холодильниках для хранения лекарственных средств!

Что находится в аптеке

Площадь гардеробной должна соответствовать количеству персонала и оборудуется шкафами для хранения верхней одежды и обуви.

Кабинет руководителя и бухгалтера выделяется в зависимости от возможности – чем больше аптека, тем больше там сотрудников руководящего звена, тем больше будет площадь помещения. В небольших аптечных киосках и аптечных пунктах чаще всего один кабинет для руководителя и бухгалтера.

Что находится в аптеке

В состав аптеки обязательно должен входить санузел, а если организация находится в торговом центре, сотрудникам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в общее помещении санузла. Планировать помещения следует исходя из их назначения.

Источник

Производственная аптека | Макспроект

Что находится в аптеке

Что находится в аптеке

Что находится в аптеке

Назначение

Аптека — особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств.

Производственные — в производственных аптеках находятся производственные помещения (ассистентские, моечные, дистилляционные (коктории), боксы и проч.), где изготавливаются лекарства и торговый зал. Изготовлением лекарств по рецептам и назначениям врачей могут заниматься фармацевты и провизоры, под контролем провизора-технолога и провизора-аналитика. Последний проводит качественный и количественный анализ приготовленых форм. Несколько десятилетий назад в ассистентской различали места для изготовления мягких (мази, свечи), жидких (микстуры, растворы) и твердых (порошки) форм. Глазные капли и инъекционные растворы изготавливают в асептических условиях бокса.

Аптеки готовых лекарственных форм — аптеки данного типа занимаются только продажей лекарств, изготовленных на заводах фирм-производителей

Состав производственной аптеки.

Помещения для приготовления лекарственных форм в асептических условиях:

Состав непроизводственной аптеки.

Источник

Аптека

Что находится в аптеке

Что находится в аптеке

Апте́ка (от др.-греч. αποθήκη — кладовая, склад) — особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств. Аптеку традиционно рассматривают как учреждение здравоохранения, а её деятельность формулируют как «оказание фармацевтической помощи населению». Фармацевтическая помощь включает в себя процедуру консультирования врача и пациента с целью определения наиболее эффективного, безопасного и экономически оправданного курса лечения.

Содержание

Классификация по характеру деятельности

Что находится в аптеке

Что находится в аптеке

Классификация по характеру отпуска

Для аптечных организаций ГОСТом 91500.05.0007-2003 установлена следующая классификация.

Аптека (собственно)

Может осуществлять следующие функции:

Аптечный пункт

Может осуществлять следующие функции:

Аптечный киоск

Может осуществлять следующие функции:

Аптечный магазин

То же что и аптечный киоск, отличий от которого нормативная документация не устанавливает.

Аптеки дистанционных продаж

Аптеки дистанционных продаж (с доставкой на дом) часто называют Интернет-аптеками. Это неточно: до сих пор заметная часть дистанционных аптек не имеет своего сайта, покупатели делают в них заказ по телефону. Многие постоянные клиенты делают заказ по телефону даже при наличии у аптеки сайта. Тем не менее, эффективный Интернет-интерфейс весьма важен для дистанционной аптеки, поскольку облегчает процесс выбора и стимулирует импульсный спрос. При дистанционном заказе лекарств также часто можно получить консультации фармацевта.

Источник

Организация работы розничной аптеки. Состав помещений. Штат аптечной организации

Тема № 4

«Организация работы розничной аптеки. Состав помещений

аптеки. Штат аптечной организации.»

Содержание:

1.Основная задача и функции аптеки.

2. Общие принципы организации работы аптек.

2.1 Состав помещений и оснащение аптеки.

2.2. Персонал аптеки.

2.3 Организационная структура аптеки

1.Основная задача и функции аптеки

Аптека осуществляет следующие функции: логистическую (прием, хранение и управление товарными запасами); производственную(прием рецептов, изготовлеие, контроль и отпуск ЛС по рецептам врача и требованиям ЛПУ);сбытовую (реализация товаров рецептурного и безрецептурного отпуска); информационную (обеспечение населения и врачей ЛПУ информацией); маркетинговую( в том числе формирование и осуществление ассортиментной и ценовой политики); социальную (обеспечение ЛС и ИМН социально-незащищенных групп населения по сниженным ценам); медицинскую (оказание при необходимости первой доврачебной помощи)

При выполнении возложенных на аптеку функций она обязана : соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления, хранения и реализации продукции;

Соблюдать порядок контроля качества реализуемой продукции, оформления соответствующей документации;

Поддерживать ассортиментный перечень продукции согласно профилю и специализации, включая ЛС по Перечню обязательного ассортиментного минимума, утвержденного Минздравом России;

Изучать спрос и предложение на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам ЛС и ИМН;

Осуществлять отпуск ЛС и ИМН бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;

Вести первичный( в том числе предметно-количественный), бухгалтерский, статистический, налоговый учет товарно-материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

Формировать розничные цены на ЛС и другие товары аптечного ассортимента в соответствии с установленным порядком и др.

2.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АПТЕКИ

2.1Состав помещений и оснащение аптеки.

Состав помещений и оснащение аптеки определяется в соответствии с планируемым объемом и характером работы с учетом рекомендаций Минздравсоцразвития России, а также Строительных Норм и Правил (СНиП).

Аптека организуется в отдельно стоящем здании, либо в структуре здания на правах аренды или иных правах, не противоречащих законодательству, и обязательно должна иметь отдельный вход.

Минимальный состав помещений аптеки включает: торговый зал; комнату персонала; помещение для хранения товарных запасов; кабинет директора (заведующего); гардеробную; туалет.

Если в аптеке предполагается выполнять изготовление лекарственных средств, то дополнительные помещения: помещение для изготовления лекарств;помещение для получения дистиллированной воды;моечная комната;автоклавная; другие помещения по технологии аптеки.

В торговом зале в зависимости от объема работы оборудуются одно или несколько рабочих мест: для приема рецептов, отпуска изготовленных и готовых лекарств по рецептам, отпуска без рецептов лекарств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции. Торговый зал оснащается витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций. При этом возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска.

Основная информация о работе аптеки располагается на специальном информационном стенде в торговом зале. На стенде присутствует копия лицензии и следующая информация:

специализация и профиль ближайших аптек с указанием адреса и телефона; выписки из приказов, регламентирующие сроки хранения лекарственных форм, изготовленных в аптеках; сроки действия рецептов; фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках; фамилия, имя, отчество руководителя аптечного предприятия; о внеочередном обслуживании инвалидов Великой Отечественной Войны (ВОВ) и участников, приравненных к инвалидам ВОВ; фамилия, имя и отчество дежурного администратора или заменяющего его лица и его работе; номера аптек и телефоны всех справочно-информационных отделов в аптеках города, телефон бесплатной городской справочной службы о наличии медикаментов в аптеках, текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

— информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

— книга отзывов и предложений;

— информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

Постановление Пр-ва РФ от 19 января 1998г №55

-перечень ЛС, отпускаемых без рецепта врача

Помещения для хранения товарных запасов должны быть оснащены стеллажами, шкафами и другим оборудованием для соблюдения условий хранения товарно-материальных ценностей в аптеках.

Помещение для приготовления лекарственных средств оснащаются специальной аптечной мебелью, приборами, оборудованием. В зависимости от объема работы должно быть организовано одно или несколько специализированных рабочих мест для приготовления лекарств и рабочее место для контроля их качества.

Помещение для получения воды очищенной оснащается аппаратами для получения и емкостями для хранения дистиллированной воды в соответствии с действующими требованиями по санитарному режиму аптек.

Моечная комната оснащается оборудованием, обеспечивающим выполнение требований по санитарному режиму аптек.

Комната персонала оборудуется мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников. Площадь гардеробной комнаты должна обеспечивать хранение уличной и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек. Верхняя одежда и обувь хранятся отдельно от санитарной одежды и обуви.

Обязательным требованием для производственной аптеки является наличия Государственной фармакопеи, нормативно-технической документации, справочной литературы по вопросам технологии изготовления, контроля качества, условиям хранения, нормам отпуска лекарственных средств.

2.2Персонал аптеки.

Весь персонал аптеки можно разделить на следующие группы:

К руководящему персоналу относятся: директор аптеки, заместитель директора. Возглавлять аптеку должно лицо с фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 5 лет.

Специалисты – это главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, старший кассир, кассир.

Фармацевтический персонал делится на провизоров и фармацевтов. Осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечных организациях могут лица с высшим или средним фармацевтическим образованием при наличии сертификата специалиста.

*Провизорский персонал – это заведующий отделом (провизор), заместитель заведующего отделом (провизор), провизор-технолог, провизор-аналитик.

*Средний фармацевтический персонал – заведующий отделом (фармацевт), заместитель заведующего отделом (фармацевт), фармацевты, продавец киоска и др.

Провизоры и фармацевты имеют право на получение (подтверждение) одной из трех квалификационных категорий : второй, первой и высшей, которые действительны в течение 5 лет с момента присвоения.

*Вспомогательный персонал составляют фасовщики, санитарки-мойщицы, водители.

Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы.

Руководители всех уровней обязаны заботиться о правильной расстановке специалистов и подсобного персонала, обеспечить их подготовку и переподготовку по правилам личной гигиены и техники безопасности, а также прохождение персоналом предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу и периодических медосмотров.

2.3Организационная структура аптеки.

На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления.

Организационная структура – это совокупность звеньев (структурных подразделений предприятия) и связей между ними.

Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:

Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

Рис. 2. Схема линейной (слева) и функциональной (справа) структур управления.

Необходимость организации отделов и их количество администрация аптеки определяет самостоятельно, при этом учитываются:

В аптечной организации могут выделяться следующие отделы:

2.4 Организация рабочих мест в аптечной организации

При организации рабочих мест необходимо предусмотреть следующее:

2.Соблюдение санитарного режима на рабочем месте.

3.Нормативная документация, регламентирующая деятельность на рабочем месте

4.Функциональные обязанности работника на рабочем месте, которые определяются функционально-должностной инструкцией.

6.Охрана труда и техника безопасности на рабочем месте. На каждом рабочем месте должны быть инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, а также инструкции по безопасной эксплуатации приборов и оборудования.

В настоящее время АО самостоятельно формирует количество рабочих мест, исходя из осуществляемых видов работ и услуг, а также объема деятельности.

Источник

Что находится в аптеке

Аптечный киоск имеет те же ограничения, что и аптечный пункт. Отличие — в конструктивных требованиях к помещению.

Организационно-правовая форма

Открыть аптеку может индивидуальный предприниматель или юрлицо.

Ключевые различия двух организационно-правовых форм для малого бизнеса мы собрали в статье. Если в ваших планах производство лекарств, у вас должно быть ООО, а если вы намерены заниматься только реализацией, подойдёт и ИП. Ещё один момент: при открытии аптеки на ИП сам предприниматель обязан быть фармацевтом или провизором.

Налоговый режим

Аптеки не могут применять единый налог на вменённый доход, а также патентную систему налогообложения. Поэтому выбор прост: либо УСН — упрощённая система налогообложения, либо ОСНО — общая система налогообложения.

По сравнению с общей, упрощённая система выгоднее для малых и средних предприятий из-за невысокой процентной ставки, простого бухучёта и права отчитываться всего один раз в год. На УСН бизнес должен платить один основной налог вместо трёх (на имущество, на прибыль и НДС), которые выплачиваются на ОСНО.

Годовая выручка (млн ₽)

Остаточная стоимость основных средств (млн ₽)

Регистрация

В ИФНС можно зарегистрировать ООО и ИП. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах, как правило, есть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей.

Необходимые для регистрации документы собраны в таблице. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, рекомендуем подать заявление вместе с документами на регистрацию.

Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передаёт сведения не позднее пяти рабочих дней со дня постановки на учёт

Что находится в аптеке

ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ. Также можно открыть ООО или ИП с одним учредителем онлайн в интернет-банке СберБизнес.

Раздел 2

Разрешения

Лицензия

Для получения лицензии нужно:

Для подачи заявления на получение лицензии нужны:

Некоторые сведения Росздравнадзор запрашивает самостоятельно, но если вы приложите их сразу, то срок рассмотрения заявки может сократиться:

Подать документы и получить лицензию можно одним из способов:

Заявление рассматривается в течение 45 рабочих дней. Если претензий к вам нет, вы получаете лицензию на бланке Росздравнадзора либо в электронном виде. В случае отказа вам направят обоснование и ссылки на требования закона, которые были нарушены.

Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)

Заключение обязательно для получения лицензии: оно подтверждает соответствие помещения и оборудования установленным требованиям. Документ выдаёт Роспотребнадзор по результатам экспертизы. Проверяется микроклимат, освещённость, уровень шума, воздухообмен в помещении и др.

Документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения:

В электронном виде заключение можно получить за 30 дней, а бумажную версию — за 20.

Дистанционная торговля

Условия для разрешения онлайн-продажи лекарств:

Для выдачи разрешения нужно направить в Росздравнадзор заявление и документы, подтверждающие, что перечисленные условия соблюдены. Решение принимается за 5 рабочих дней. Требования к онлайн-аптекам не менее строгие, чем к обычным. Так, лицензия может быть отозвана, если в течение года с момента её получения компания дважды привлекалась к административной ответственности.

Заказанные лекарства должны быть вручены лично покупателю или другому уполномоченному лицу. Таким образом, доставлять можно в пункты выдачи, но нельзя в почтамты и подобные устройства.

Что находится в аптеке

Сайт для онлайн-продаж можно запустить в интернет-банке СберБизнес. Предоставляется 10 Гб дискового пространства, подключается личный кабинет клиента и платёжная система, работает синхронизация с 1С и интеграция со СДЭК.

Раздел 3

Помещение

Аптека должна быть оборудована:

В помещении должны быть отдельные комнаты:

Также должны быть выделены зоны:

Нарушителям грозит штраф или приостановление деятельности на срок до трёх месяцев. Росздравнадзор сформировал признаки, по которым можно «подсчитать» риск порчи лекарств в аптеке. Например, нет козырька над крыльцом для разгрузки транспорта с лекарствами, в помещении нет гигрометров, кондиционеров, осушителей воздуха, — риск потери качества для лекарств значительный.

В помещении должны быть соблюдены нормы противопожарной безопасности:

Санитарные нормы

Определить, соответствует ли помещение санитарным нормам, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), могут помочь специальные компании.

Договора журналы

Для получения СЭЗ необходимо заключить договора на обслуживание:

Также необходимо разработать план производственного контроля и завести журналы учёта:

Вывеска

Согласно требованиям закона, на вывески должно быть указано:

Вывески круглосуточных аптек нужно освещать и оборудовать звонком для вызова сотрудника. Предпочтительно размещать вывески на наружной стене здания, а если это невозможно, использовать указатель.

Стенд с информацией

Стенд размещается в торговом зале так, чтобы посетители могли легко ознакомиться с информацией на нём. Вот что нужно разместить:

Раздел 4

Оборудование

Что находится в аптеке

Убедитесь в благонадёжности поставщика оборудования. Сервис проверки контрагентов позволит оценить риски при работе с конкретной компанией, выявить фирмы-однодневки.

В аптеке должны быть:

Торговое оборудование должно легко переносить ежедневную дезинфекцию и влажную уборку. А прилавок — обеспечивать защиту персонала от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Инвентарь нужно подписать и промаркировать.

На всех стеллажах, шкафах, полках размещается карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности. К размещению стеллажей, хранению и перевозке препаратов также предъявляются свои требования.

Раздел 5

Приём платежей

Счёт в банке

Расчётный счёт позволяет своему владельцу: сдавать выручку, принимать безналичную оплату от партнёров и клиентов (в том числе через систему эквайринга), оплачивать товары, материалы, аренду и др. Также можно выпустить бизнес-карту, которая будет привязана к расчётному счету ИП или юридического лица. Она помогает контролировать расходы, снижает нагрузку на бухгалтерию и даёт доступ к специальным предложениям и скидкам.

Что находится в аптеке

Кассы

Стационарные аптеки, интернет-аптеки, пункты реализации лекарственной продукции, а также их торговые представители должны использовать онлайн-кассы. Без них могут работать:

Онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.

Для использования кассы необходимо:

Купить или арендовать кассу у авторизованных продавцов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *