Что находится на вершине колонны траяна
Колонна Траяна и ее рельефы
Колонна Траяна в Риме: история создания, рельефы и особенности, как строили и в честь каких событий, тайны, фото и где находится
Почти две тысячи лет над Вечным городом возвышается один из самых известных памятников Древнего Рима. Колонна Траяна, возведенная в 113 году, до сих пор является загадкой для потомков и предметом для многочисленных исследований, которые так и не могут достоверно подтвердить, являлась ли она погребальным памятником или же прославляющем победы императора монументом.
Так или иначе, воздвигнутый в начале II века монумент был абсолютной инновацией, не имеющей аналогов. Его художественное оформление поражало современников обилием нанесенных рельефов, представляющих сцены военного похода императора Траяна при завоевании Дакии (земли современной Румынии). Детализированные в мельчайших подробностях изображения и по сей день являются открытой книгой истории Древнего Рима.
Особенности великолепной колонны
Древний памятник представляет собой мраморную колонну высотой около 40 метров, установленную на массивном прямоугольном основании, которая изначально была увенчана позолоченной бронзовой статуей самого императора. Подобные, но гораздо меньшие по своим масштабам памятники не являлись чем-то необычным в императорском Риме, однако Колонна Траяна имела несколько особенностей:
Возвышаясь над Форумом Траяна, колонна была видна из любой точки древнего города. Те, кто мог позволить себе взобраться на ее смотровую площадку, открывающийся вид поражал воображение.
Лестница в небо
Спиралевидная лестница внутри полой и темной шахты Колонны Траяна полностью дезориентировала восходящего посетителя. Редкие узкие окна, больше похожие на щели, располагались на такой высоте, что из них невозможно было что-либо увидеть, а единственным ориентиром во мраке пространства являлся яркий прямоугольник синего неба вверху, завершавший длинное восхождение. Ослепленный дневным светом, первое, что мог видеть «прозревший» посетитель – Форум Траяна и величественный Колизей, огромные Рынки Траяна, прорезанные в склоне Квиринальского холма, а также массивную крышу базилики Ульпия, покрытую бронзой и сверкающую золотом в лучах Солнца. Все увиденное впечатляло современников императора даже больше, чем нанесенные на колонну рельефы, украшавшие памятник.
Пьедестал колонны Траяна
Многие историки до сих пор не пришли к единому мнению – являлся ли монумент погребальной камерой императора после его смерти, так как известно, что в Риме запрещалось делать захоронения в черте священной границы города. Некоторые источники утверждают, что для увековечивания памяти в основание пьедестала Колонны Траяна все-таки были помещены золотые урны с прахом императора и его супруги Помпеи Плотины (70-121гг.н.э.). Если это было так, то колонна является монументальной гробницей, построенной еще при жизни Траяна.
Отели в историческом центре Рима
Рельеф Колонны Траяна
Скульптурные изображения длинной спирали рельефов, обвивающие Колонну Траяна 23 раза, повествуют о двух победных войнах над Дакией, которые вел император в 101-102 и 105-106 годах.
Войны показаны как серия батальных сцен, изложенных в хронологическом порядке, каждая из которых иллюстрирует конкретные события. Основная фабула перемежается второстепенными сюжетами, описывающими, также, и созидательную роль легионеров на новых территориях – от сбора урожая до строительства зданий, охватывая, таким образом, весь спектр римской военной деятельности. Историки предполагают, что весь скульптурный рельеф колонны Траяна был предварительно описан самим императором.
Его образная фигура, изображенная на рельефах монумента порядка 60 раз и, очевидно, имевшая портретное сходство, всегда представляется максимально реалистичной – композиции составленных сцен дополнены его выверенными жестами и фиксированным главенствующим взглядом, в них отсутствуют какие-либо льстивые атрибуты, которые бы намекали на его якобы сверхчеловеческие способности. Такое отношение к императору было результатом особого нравственного климата, созданного окружавшими его людьми, и должно было донести до потомков образ безраздельно властвующего, мудрого и авторитетного полководца.
«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника
Военная история Рима с 100 по 200 год н. э. известна нам очень плохо, так как подробных исторических исследований этого периода не сохранилось. Но есть колонна Траяна в Риме. И вот на изображенные на ней фигуры воинов в доспехах многие историки и привыкли ссылаться.
Французский историк Мишель Фьюджери назвал барельефы колонны Траяна «документальным фильмом». Но если изучать их внимательно, а главное, еще и сравнивать с другими изображениями и артефактами, то, пожалуй, мы в итоге получим больше вопросов, чем она даст нам ответов. Да, это источник, но источник весьма своеобразный, и все, что мы на нем видим, принимать на веру вот так просто нельзя! Известный английский историк Питер Конноли отмечал, что из него действительно можно узнать множество ценных подробностей того, что собой представляло римское войско времен этой кампании. Но… можно из нее узнать и кое-что совсем другое!
Например, на барельефах можно увидеть, что римские легионеры одеты в доспехи lorica segmentata, а их вспомогательные войска (ауксириарии), и всадники, и пехота — в кольчуги lorica hamata. Но почему кольчуги некоторых ауксириариев так коротки? Почему зубчатый подол у них даже пах не закрывает? Поневоле вспоминаешь фразу из культового советского фильма «Александр Невский»: «Эх, коротка кольчужка!», и она же при этом вызывает определенные сомнения в правдивости изображаемого, особенно рядом с длиннополыми кольчугами у восточных лучников, изображенных здесь же рядом. Судя по овальным щитам, пехотинцы в столь коротких кольчугах — это ауксилиарии, хотя малая длина этого доспеха у них тоже сомнительна. То есть это либо небрежность скульпторов, либо они поступили так сознательно, допустим, чтобы «героизировать» образ римского воина. Однако всадники имеют такие же короткие кольчуги. Что, если это так и было и сделано — для большего удобства в ношении именно конниками? Но если это так, то почему нельзя предположить, что пехотинцы в этих коротких кольчугах… спешенные или же потерявшие коней всадники?! Но это уж такая зыбкая почва домыслов, что стоять на ней попросту невозможно. Кстати, она же и показывает, что суть многих предметов, что находятся у тебя прямо перед глазами, может трактоваться по-разному! Между прочим, на рельефе из Мантуи в долине реки По начала I в. н.э. кольчуги (и чешуйчатые панцири) у всадников имеют длину до середины бедра, то есть всаднические кольчуги нормальной длины в римской армии все же существовали. У них пелерины вместо рукавов, и они несколько сложнее «траянских», на что также указывает Питер Конноли. Интересно, что и кольчуги, и доспехи из чешуек у римских воинов одного покроя, хотя технология их изготовления, безусловно, различалась!
Но самое интересное, что на барельефах колонны Траяна в чешуйчатых доспехах изображены и сирийские лучники — наемники Рима и кавалерия сарматов, которые в этой войне являлись союзниками даков. Среди источников, подтверждающих факт широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире, рельефы с колонны Траяна могли бы иметь особое значение, ведь колонна-то установлена была «по горячим следам». Но изучение рельефа, на котором показаны сарматские всадники и их лошади, со всей очевидностью показывает, что это изображение — вымысел.
Дело в том, что все они изображены в чешуйчатых «одеждах», представляющих собой… трико в обтяжку! Поэтому на рельефах с колонны Траяна сарматы больше похожи на… «человека-амфибию» из одноименного кинофильма, снятого в СССР в 1962 году, чего реально быть просто не могло. Не было в то время таких доспехов! Не было! По мнению британского историка Рассела Робинсона, автор рельефа с «чешуйчатыми сарматами» либо воспользовался их описаниями, где говорилось, что они с ног до головы были защищены чешуйчатыми доспехами, и такими он их и воспроизвел, либо придумал, какими они могли бы выглядеть по собственному вкусу. Хотя это могло быть так, как это случается и у нас в России, когда исполнителю все объясняют «на пальцах». Те, кого можно было об этом спросить, рядом отсутствовали, вот бедняга-скульптор и дал волю своему воображению! А уж как, скорее всего, смеялись над его «чешуйчатыми сарматами» ветераны войны с даками, мы можем сегодня лишь только гадать!
А вот и совсем уже уникальные изображения: слева — римские всадники в исключительно коротких кольчугах, а справа — бегущие от них сарматы. Причем и воины, и их кони, с головы до ног покрыты «чешуйчатой броней». То есть это явная фантазия скульпторов.
Здесь же, на колонне, есть и другой рельеф, на котором мы видим сарматские и дакийские трофеи римской армии. Среди них и знаменитый драгонарий, и дакийско-сарматские шлемы спанденхельм (spangenhelm) с нащечниками, ставшие позднее стандартным средством защиты головы в римской армии, и… чешуйчатый панцирь с зубчатым подолом нормальной длины. Остается только удивляться, почему в одном месте они изображены правильно, а в другом — нет!
Щиты у всех римских воинов с колонны Траяна очень малы, хотя, судя по находкам в Дура Европос, должны быть намного больше. Марширующие легионеры изображены со щитами, которые они несут слева на наплечном ремне. Потому что долго держать щит просто в руке и нести было бы вряд ли возможно. Но щиты изображены открытыми, хотя из записок Цезаря мы знаем, что их носили в кожаных чехлах. Такие чехлы были найдены, так что сомнения их применение не вызывает. В них же было и отверстие для умбона, но на колонне — возможно чтобы показать на щитах украшения — они везде изображены расчехленными. И ладно бы только в бою, но и в походе, а это явный вымысел либо недоработка скульптора — автора колонны.
Ни один из легионеров на колонне не имеет кинжала пугио. Видимо, к концу I века н.э. он уже вышел у легионеров из моды. Нет у них и такой специфической детали снаряжения, как кингулум — набора ремней с нашитыми на них металлическими бляхами, на поясном ремне спереди. Вернее, почти нет, так как у легионеров в сегментных лориках он иногда встречается. Но даже у них он очень уж короток — всего четыре ряда блях. То есть он уже либо вышел из моды, либо этот процесс находился на стадии завершения!
У многих легионеров на колонне бороды. И опять-таки непонятно — кто это? Бывшие варвары, попавшие в легион, или же это была уже такая мода. То есть борода с варварством тогда уже не связывалась, недаром позднее бороды были даже у императоров. Впрочем, сам император Траян показан на колонне безбородым.
Таким образом, рельефы на колонне Траяна нужно воспринимать в первую очередь как интересный исторический памятник, а вот как источник — со значительной долей сомнения относительно многих деталей, так как они грешат не только против наших сегодняшних исторических знаний, но и против элементарного здравого смысла!
Конноли, П. Греция и Рим в войнах. Энциклопедия военной истории / П. Конноли; пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Робинсон, Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения / Р. Робинсон; пер. с англ. С. Федоровой. — М. : Центрполиграф, 2006.
Шпаковский, В. О. Всадники с барельефов / В. О. Шпаковский // History Illustrated. — 2013. — № 1.
Feugere, M. Weapons of the Romans / M. Feugere ; translated from the French by David G. Smith. — UK: Tempus Publishing Ltd, 2002.
Nicolle, D. Rome’s Enemies (5): The Desert Frontier / D. Nicolle. — L.: Osprey (Men-at-Arms № 243), 1991.
Robinson, H. R. The armour of Imperial Rome / H. R. Robinson. — L.: Arms and Armour Press, 1975.
Колонна Траяна в Риме
Символ победы, мощи и былого величия Римской Империи ‒ колонна Траяна ‒ считается одним из грандиозных памятников древнего Рима. Расположенная посреди траянской площади и украшенная изображениями более двух тысяч человеческих фигур, колонна притягивает взгляд и вызывает множество вопросов у проходящих мимо туристов.
И если сейчас этот исторический памятник пополняет число достопримечательностей Италии, в те времена форум и статуя поддерживали патриотизм в сердцах римских граждан.
Что такое Колонна Трояна и как она выглядит
Император Траян издал указ воздвигнуть колонну в качестве украшения самого грандиозного на тот момент форума ‒ главной городской площади. На ней собирались граждане для заключения сделок, решения важных бытовых и общественных вопросов, проведения судебных разбирательств.
После нелегкого захвата Дакии была построена высокая 38-метровая колонна Траяна, богато украшенная барельефами и повествующая обо всех этапах битвы. Разработка чертежей поручилась известному строителю Аполлодору (Римский Пантеон, Триумфальная Арка, Дунайский Мост).
Рисунок 1. В наши дни достопримечательность выглядит совсем по-другому, чем в древности
Монумент и прилежащая к нему площадь возводились почти 7 лет (рисунок 1). А тысячу лет спустя в 1162 году вышел закон, по которому каждый, повредивший колонну, приговаривался к смерти. Для римлян памятник победы нес важнейшую историческую значимость на протяжении многих столетий. Руководствуясь этим фактом, захватившие Италию французы эпохи Наполеона даже хотели разобрать колонну и перевезти в Париж.
История возведения и значение монумента
Описание событий, после которых была установлена колонна Трояна, достаточно краткое.
Боевые действия проходили в два этапа продолжительностью в несколько лет:
Благодаря захвату Дакии, Рим стал самой масштабной по площади империей и пополнил золотые запасы. Даки имели доступ к золотым приискам и активно использовали этот металл. После поражения все ресурсы поступили в казну противника. Тогда же начался так называемый «золотой век» Римской Империи (рисунок 2).
А грандиозный памятник ‒ 38-метровая статуя ‒ сохранилась в отличном состоянии и по сей день. Поговорим о том, как ее строили и что на ней изображено более детально.
Особенности конструкции
Первое, что бросается в глаза при прохождении мимо колонны Траяна ‒ это искусный барельеф. Издалека памятник может казаться обыкновенной возвышенностью.
Вершину конструкции украшал при жизни правителя орел, а после смерти ‒ его образ. Полторы тысячи лет спустя статую заменили на апостола Петра, которого можно увидеть вверху сооружения по сей день (рисунок 3).
Датой создания колонны Траяна считается 113 год. Ранее была сооружена Траянская площадь размерами 200 на 120 метров. С двух сторон площади были созданы ниши с местами для сидения ‒ экседрами, вход на форум украшала триумфальная арка из белого мрамора с конной статуей правителя. На территории площади расположился храм и рынок, названный в честь императора, две библиотеки ‒ латинская и греческая, а также форум Цезаря.
Рисунок 3. Секреты строительства колонны пока так и не раскрыты
Чтобы создать ровную площадь, задействовали не одну тысячу рабочих рук. Рабочие сравняли склоны Капитолийского холма и Квиринала ‒ одного из семи наиболее высоких римских холмов. Пол форума вымостили цветным мрамором.
Надписи на колонне Траяна несут огромную историческую ценность в качестве образца сформировавшейся римской письменности.
Рельеф и отделка
Помимо людей встречаются и мифологические изображения, например, образ Дуная ‒ старец, а ночи ‒ женщина с закрытым полотном лицом. На основании изображений римского и дакского быта на колонне Траяна исследователи смогли найти описание пробелов в истории государства. Также почти 2000 лет назад все изображения были выполнены в цвете, однако краска со временем выцвела и смылась (рисунок 4).
Рисунок 4. Отделка достопримечательности поражает своей точной проработкой деталей
Однако особенности строений или ландшафта практически отсутствуют, ‒ архитектор намеренно пожертвовал перспективой и объемом ради информативности. Для историков и просто любознательных людей древняя колонна Трояна в Риме до сих пор несет огромную ценность.
Тайны и интересные факты
Интересный исторический факт: ранее на самой верхушке колонны Траяна красовался орел. Его заменили изваянием императора практически сразу после смерти. В 1588 году Папа Сикст V приказал снять образ правителя и установить вместо него Святого Петра, который украшает памятник по сей день (рисунок 5).
Достоверно неизвестно, что стало причиной замены статуи императора на колонне Траяна. По преданию, однажды Папа задумался о том, что такой благородный и живущий правильно язычник, как Траян, до сих пор «висит» в чистилище, не обретя райскую жизнь. Решив помолиться за него в храме Святого Петра, папа услышал голос апостола. Тот предложил ему два варианта за принятие императора в рай: либо провести два дня в чистилище, либо на протяжении жизни мучиться от физической боли. Папа выбрал второй вариант и воздвиг статую апостола, держащего в руке ключи от рая, как символ произошедших изменений.
Рассмотрим, чем знаменита еще колонна Траяна помимо ее основного назначения:
Античная колонна Траяна считается одним из выдающихся памятников Древнего Рима, сохранившаяся в отличном состоянии по сей день.
Где расположен памятник и как к нему добраться
К сожалению, течение времени не пощадило форум: во времена Муссолини на его руинах просто построили улицу Фори Империали. Если направляться по этой улице, используя в качестве ориентира по левую руку Колизей, то можно увидеть немногие сохранившиеся руины форумов Цезаря, а также Нервы и Августа.
Рисунок 6. Расположение колонны на карте Рима
Итак, где находится колонна Траяна и как к ней попасть? Самый короткий маршрут на метро и пешком: доезжайте до станции Colosseo и пройдите вверх по Фори Империали около десяти минут. Также можно воспользоваться автобусными маршрутами №51, 85 и 87, остановки которых расположены буквально в двадцати метрах от постамента (рисунок 6).
Ранее к колонне Траяна вел вход через Триумфальную арку, изображение которой на древних монетах вы увидите в музее. Там же можно увидеть детальные снимки всего барельефа.
Узнав, где находится колонна Траяна, и посетив это великое историческое место, вы можете направиться к руинам форумов или Колизею, которые расположены рядом.
Больше интересной информации об этой достопримечательности Рима вы сможете найти в видео.
Колонна Траяна 869 слов читать
6 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Что такое колонна Траяна?
Один из самых известных примеров римского искусства, Колонна Траяна ( Colonna Traiana ) – это триумфальный памятник, воздвигнутый в Риме в честь военных побед римского императора Траяна (правил 98-117 гг. н.э.) в дакийских войнах (в Трансильвании и Карпатах). Эта мраморная колонна, построенная в период 106–113 годов на Форуме Траяна, недалеко от Квиринальского холма, украшена спиральным фризом, который 23 раза обвивается вокруг вала: замечательное повествование, которое представляет собой величайшее произведение рельефной скульптуры Древнего Рима и одно из лучших произведений в истории скульптуры.
Другие сопоставимые работы, вырезанные римскими скульпторами, это мраморный фриз процессии на Алтаре Мира (Ara Pacis Augustae, 13-9 г. до н.э.) на Марсовом поле, спиральный фриз на дорической колонне Марка Аврелия (около 180-193 г. н.э.) на площади Колонна и архитектурная рельефная скульптура на Арке Константина (312-15 гг.). Исторические рельефы составляют величайший вклад Рима в искусство скульптуры и выгодно отличаются от аналогичных, хотя и более редких, образцов греческой скульптуры. Известно, что колонна Траяна была спроектирована архитектором Аполлодором из Дамаска, а имена каменщиков и скульпторов, создавших рельефы для этого шедевра эллинистическо-римского искусства, остаются для нас утерянными навсегда.
Марк Ульпий Траян Кринит (Траян) был одним из величайших римских императоров. Его 19-летнее правление ознаменовалось серией успешных войн против немцев, парфян и даков, которые в наибольшей степени расширили границы Рима.
Дорическая архитектура
Строительство
29 массивных мраморных блоков (общим весом 1100 тонн) были подняты на место с помощью кранов. Процесс, хорошо задокументирован в древних архитектурных и инженерных сочинениях, которые ясно показывают мастерство Рима в поднятии больших грузов с земли. Даже для римлян, подъем 53-тонного капителя на высоту 120 футов остается впечатляющим достижением, для которого потребовалось специальное возвышающееся расположение канатов, шкивов и шпилей, которыми управляли бригады рабов. (Стандартный римский кран с гусеничным колесом не подошел бы для этой работы). Более того, задача была еще более осложнена одновременным строительством близлежащей базилики Ульпия. Несмотря на все трудности строительства, а также ряд землетрясений в регионе, Колонна Траяна остается почти вертикальной по сей день, наклон составляет менее половины градуса. Для сопоставимых инженерных достижений классической античности см. Египетские пирамиды.
Исторический барельефный фриз
Спиральный фриз Колонны характерен для греческой керамики 5-го века – такая конструкция повторяется как в греческой скульптуре периода высокой классии из Парфенона и эллинистической греческой скульптуры из Пергамского алтаря. Он закручивается по спирали вверх вокруг вала от основания. Фриз был вырезан после завершения колонны, несомненно, лучшими скульпторами Рима. Он состоит из выгравированной полосы – 190 метров в длину и более метра в высоту – покрытой барельефной скульптурой глубиной около 2 см, которая непрерывно описывает военные кампании Траяна в Дакии (ныне Румыния). Верхние части фриза были предназначены для обзора не с уровня земли, а из галерей окружающих зданий. Тем не менее, были внесены коррективы для минимизации оптического ракурса: например, размер фигур в основании составляет около 90 см по сравнению с 1,3 метра вверху. (См. Также: Глоссарий архитектуры.)
Для получения дополнительной информации об искусстве Древнего Рима, посетите страницы Раннее римское искусство (510–27 до н.э.) и Христианское римское искусство (313 г. н.э. и позднее).
Вполне возможно, что очень подробная мраморная скульптура изображает собственный Комментарий Траяна о дакийских войнах (ныне утерянный), который он написал в период 106–110 гг. н.э. Полноразмерная копия Колонны Траяна построена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Художественное влияние
Колонна Траяна, ее архитектура и скульптура оказали значительное влияние на всё искусство позднего Рима и важные римские здания. В частности, конструкция винтовой лестницы постепенно распространилась по всей империи. Впечатляющий дизайн колонны позже был принят императорами Антонином Пием и Марком Аврелием, а шестнадцать веков спустя очень похожая колонна с резным барельефом была возведена на Вандомской площади в Париже в ознаменование знаменитой победы Наполеона при Аустерлице.
Дополнительные ресурсы
Дополнительные сведения о древнем искусстве классической античности см. на следующих страницах:
Другие примеры нарративной рельефной скульптуры из Средиземноморья есть в статье Искусство классической античности (около 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).
Чтобы проанализировать рельефы Древнего Рима, изучите страницу Как оценить скульптуру.
Колонна Траяна
Колонна Траяна
Сегодня Колонна возвышается над улицей Императорских форумов, на месте, где в прошлом находился Форум Траяна. Как сама Колонна, так и окружавший её монументальный архитектурный ансамбль были воздвигнуты в ознаменование побед, одержанных Траяном над даками в 101–102 и 105–106 годах. Строительство Форума было начато почти сразу по окончании войны и финансировалось из огромной захваченной у даков военной добычи. Большинство работ завершили в пятилетний срок. К их окончанию в 112 году был приурочен выпуск специальной монеты с изображением Колонны.
Архитектурный проект Форума и практическое осуществление работ поручили архитектору Аполлодору из Дамаска, одному из немногих античных зодчих, которого мы знаем по имени. Прежде Аполлодор зарекомендовал себя в качестве блестящего военного инженера. Именно он навёл для войск Траяна гигантский, больше километра в длину, мост, по которому легионы пересекли Дунай и вторглись в Дакию. Кроме того, он был автором сочинений по механике и полиоркетике (искусству осады). Траян высоко ценил Аполлодора, однако в правление Адриана (117–138), завидовавшего его дарованиям, тот был сперва сослан, а затем казнён по ложному обвинению.
Аполлодор задумал Колонну как трофей, памятник победам, одержанным Траяном. Её строительство знаменовало приношение Юпитеру Феретрию «тучных доспехов» (spolia opimia) царя даков. Полная высота сооружения изначально, скорее всего, равнялась 38 м (100 римских футов), что в немалой степени определялось громадными размерами стоявших вокруг зданий Форума Траяна, которые не должны были заслонять Колонну. На её вершине на каменном постаменте была воздвигнута 3-метровая статуя императора. Ярко блистая позолотой на солнце, она была доминантой всего архитектурного ансамбля Форума.
Рельефный фриз
Рельефы Колонны воспроизводят события двух победоносных военных кампаний Траяна против даков. Нижняя половина иллюстрирует первую (101–102), а верхняя половина — вторую (105–106). Сюжеты обеих кампаний разделены фигурой крылатой Победы, пишущей на щите имя победителя. Ключевое событие — пересечение Дуная римской армией, причём божество реки аллегорически изображено в виде бородатого старца, с изумлением взирающего на сооружённый поперёк реки наплавной мост, по которому маршируют солдаты в полном военном снаряжении. Показано торжественное отбытие Траяна из Рима на фронт к действующей армии, плавание по Адриатическому морю и обращение к солдатам с приветственной речью. Римская армия вторгается во вражескую страну, солдаты рубят деревья, прокладывают пути, строят укрепления. Немалую часть общей поверхности рельефа составляют батальные сцены, в которых римские войска сражаются с даками и их союзниками. В эпизодах второй кампании представлено жертвоприношение, которое Траян совершает перед каменным мостом через Дунай. Показан сам мост — архитектурное чудо, созданное гением Аполлодора. Римские солдаты жгут и разоряют страну даков, собирают хлеб на полях, угоняют их скот и захватывают пленных. Царь даков Децебал с отчаянием взирает на гибель объятой пламенем столицы Сармицегетузы. Затем мы видим сцену гибели Децебала. Его голову и правую руку доставляют Траяну. Страна полностью захвачена, уцелевшие даки спасаются бегством.
Реальность и художественный вымысел
По меткому определению Моммзена, рельефы Колонны Траяна — это «высеченная в камне книжка с картинками о Дакийской войне». Изучению и интерпретации изображений посвящено немало научных трудов. Учёные высказывали разные суждения относительно достоверности лиц и событий, изображённых на рельефе, о их последовательности и хронологии, путях следования римских армий, об идентификации противников римлян. Единство толкования так и не было достигнуто.
Одна из наиболее часто изображаемых фигур — император Траян. Это неудивительно, учитывая, что Колонну воздвигли ещё при жизни императора, и, как это следует из надписи, она была персональным подарком Траяну, преподнесённым от имени сената и римского народа. В общей сложности Траян появляется в различных частях рельефа 58 раз. Фигура императора изображена с несомненным портретным сходством. Он показан отважно пересекающим море, обращающимся к воинам с речью, принимающим посольства, приносящим жертвы и, конечно же, наблюдающим за ходом военных действий. Показанные на рельефах события связаны с присутствием в них Траяна, даже если речь идёт лишь о церемониях. Те события, которые происходили в его отсутствие, остались за границами повествования.
Помимо самого Траяна на рельефах Колонны запечатлены его приближённые и военачальники: Лаберий Максим, Лициний Сура, Клавдий Ливиан, будущий император Адриан — всего 106 человек. Из числа врагов римлян обращает на себя внимание драматическая фигура дакийского царя Децебала.
Изображения как исторический источник
Изображения на рельефах выполнены с замечательным реализмом. Среди них мы видим римских легионеров (622 фигуры) и солдат вспомогательных когорт (461 фигура), не только пехотинцев, но и всадников (82 фигуры). Кроме римлян представлены их союзники, включая легковооружённых конных мавров (12), обнажённых по пояс германцев (25), сирийских лучников (17) и балеарских пращников (10). Кроме вооружённых воинов скульптор изобразил солдат в повседневной одежде, рабочих, моряков, обозных слуг (229 фигур). На другой стороне Колонны представлены вооружённые косами даки (660), их германские союзники (54), сарматские катафрактарии (9), а также невоенное население, в основном беженцы. Чаще всего изображаются римские знаменосцы (129) и музыканты (25).
Путём сопоставления с литературными, эпиграфическими и другими источниками могут быть идентифицированы пять разновидностей римских штандартов: преторианский значок (60), орёл легиона (15+2), значок центурии (32), значок с изображением императора (1) и кавалерийский вексиллум (16). Среди даков легко идентифицируются драконосцы (21) и носители вексиллумов (10). Скульптор со знанием дела изобразил детали военного снаряжения солдат, палатки и лагерные укрепления, повозки, корабли и даже метательные машины, используемые обеими сторонами. Для многих поколений историков рельефы Колонны Траяна служили и продолжают служить ценным источником информации для изучения военного снаряжения эпохи.
Вместе с тем в работах современных исследователей подчёркивается, что здесь мы имеем дело с художественным произведением, в котором сами изображения, а также их детали зачастую определяются сложившимися канонами жанра. Это, в частности, касается единообразного военного снаряжения римских легионеров, всех как один облачённых в пластинчатый панцирь (lorica segmentata) и снабжённых щитами прямоугольной формы (scutum). Хотя, как пишет Вегеций, отдельные римские легионы различались изображениями на щитах, создававшие рельефы Колонны художники изобразили на всех прямоугольных щитах лишь два варианта орнамента: или лавровый венок, или пучок молний с орлиными крыльями. Ни по форме щитов, ни по виду военного снаряжения невозможно проследить различие между солдатами преторианской гвардии и легионерами.
По контрасту с «римлянами» солдаты вспомогательных когорт все одеты в кольчуги и носят продолговатые щиты овальной формы. Гербовые изображения на щитах хотя и более разнообразны в сравнении со щитами легионов, но также весьма стереотипны и лишь варьируются внутри небольшого количества общих форм. В действительности снаряжение солдат отличалось гораздо бо́льшим разнообразием даже в пределах одних и тех же отрядов. Легионеры, изображённые на современном Колонне Трофее из Адамклисси, в большинстве своём носят кольчугу. Остатки пластин панциря обнаружены при раскопках в местах дислокации вспомогательных частей. Не представлены на рельефах Колонны и некоторые предметы снаряжения, которые, как нам известно, римляне носили в это время: наручи и поножи.
Наиболее известным примером условности изображений на рельефах Колонны являются девять верховых фигур, у которых как сами всадники, так и их лошади с ног до головы покрыты чешуёй. По-видимому, эти всадники изображают сарматских союзников Децебала. Сарматские катафрактарии носили полный чешуйчатый доспех и защищали чешуйчатой бронёй своих лошадей. Зная об этом из литературных источников или со слов консультантов, но не имея представления о покрое доспехов, художник изобразил их так, как подсказывала ему фантазия.
Современное экспонирование
Хотя Колонна считается одним из наиболее сохранившихся древних памятников, за девятнадцать столетий, прошедших с момента её постройки, ветер и непогода нанесли рельефам большие повреждения. Этот процесс значительно усилился в ХХ веке, когда к неблагоприятным факторам добавилась сложная экологическая ситуация современного мегаполиса. Ещё в 1861 году по приказу Наполеона III были сделаны 125 гипсовых отливок рельефного фриза Колонны, которые ныне находятся в Музее римской цивилизации в Риме. Правда, в настоящий момент музей закрыт на ремонт, и увидеть их там весьма проблематично.
Другая полная копия рельефов, сделанная в 1874 году, находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Третья копия экспонируется в Национальном музее румынской истории в Бухаресте (1943 год). Рельефный фриз, который древние римляне рассматривали снизу вверх, в современной музейной экспозиции расположен по горизонтали в отдельных сегментах. Копии отдельных частей фриза, изготовленных в разное время и для разных заказчиков, сегодня демонстрируются в различных музеях мира, в том числе Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Нужно ли говорить, что к настоящему времени эти копии выглядят заметно лучше постепенно разрушающегося оригинала.
Ещё с конца XV века многочисленные художники зарисовывали отдельные сцены рельефного фриза и тем самым распространяли изображения, имевшие огромное влияние на искусство. Первую каталогизацию в 1576 году осуществил Франческо Вильямена, опубликовавший набор из 130 гравюр с комментариями Альфонсо Чакона. В 1672 году Пьетро Санти Бартоли выпустил свой набор гравюр с комментарием Джованни Пьетро Беллори, остававшийся наиболее авторитетным изданием вплоть до конца XIX века. Между 1896 и 1900 годами Конрад Цихориус создал наиболее полное издание каталога фотографий рельефа, которое всё ещё сохраняет своё значение в современной науке, в том числе благодаря википедии. Другими подобными публикациями были каталоги фотографий Карла Леманна-Хартлбена 1926 года, а также Франка Леппера и Шепарда Фрера 1988 года. С появлением и распространением интернета роль важнейшего источника доступных изображений выполняет сайт проекта McMaster Trajan Project, который использует фотографии, взятые из каталога Цихориуса и архива материалов Германского археологического института в Риме.