Что находится на театральной площади
Театральная площадь
По своей значимости и ценности для города Театральная площадь вполне может сравниться с Красной, и не мудрено: растиражированные в открытках виды Большого театра, памятника Карлу Марксу и других местных достопримечательностей сделали её одним из культовых местечек на карте Москвы и навсегда прописали во всех путеводителях по столице. И это при том, что площадь и сама по себе отлично благоустроена!
Театральная площадь сегодня
Доминантой архитектурного ансамбля площади стало здание Большого театра, от центрального входа в который по ровной линии выстраиваются аллеи обоих скверов. Помимо театра, ансамбль сформирован зданиями торгового дома «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Малого театра, торговых рядов доходного дома Полторацкого и двух гостиниц: «Метрополь» и «Москва».
История Театральной площади
История Театральной площади тесно связана с историей Большого театра, при строительстве и развитии которого её и обустроили.
Современная площадь частично захватывает территорию, где в прошлом протекала река Неглинная: на её левом берегу в 16-17 веках располагался Пушечный двор, а правый был занят жилыми дворами, то есть в целом местность была довольно рыхлой. После городского пожара 1737 года жилые дворы выгорели дотла, и на их месте появились новые, принадлежащие теперь городской знати: князьям Голициным, Черкасским, Лобановым-Ростовским и другим.
В 1775 году было решено обустроить в Москве несколько площадей вокруг Кремля и Китай-города, и на правом берегу Неглинной появилась небольшая Петровская площадь, названная так по улице Петровке, а спустя год губернский прокурор Пётр Урусов и предприниматель Майкл Меддокс, заручившись разрешением императрицы Екатерины II, начали на ней строительство Большого Петровского театра, чуть позже превратившегося в Московский Императорский театр. К сожалению, в 1805 году здание театра сгорело. Театр переехал в новый павильон на Арбатской площади, а сгоревшее здание восстанавливать не спешили.
В советские годы площадь переименовывают в площадь Свердлова. В разные годы на ней устанавливают памятники Александру Островскому (1929), Карлу Марксу (1961) и Якову Свердлову (1978, демонтирован в 1991), а архитектурный ансамбль площади дополняют новые корпуса гостиницы «Москва». В 1949 году на площади благоустраивают скверы, и она приобретает современную композицию.
Так или иначе, как и планировал Осип Бове, в наши дни площадь стала одним из композиционных центров города, превратившись в точку притяжения для горожан и туристов. Остаётся только догадываться, мог ли именитый архитектор предполагать, что когда-нибудь его творение станет настолько культовым и превратится в одну из самых посещаемых достопримечательностей Москвы.
Театральная площадь находится между улицей Петровка, Копьёвским переулком и площадью Революции. Добраться до неё можно пешком от станций метро «Театральная» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Театральная площадь
Известная в наши дни площадь, по имени Театральная, во времена XIX столетия называлась Петровской, а позже, в Советский период, получила имя Свердлова. Расположена она в столице, невдалеке от нее территория площади Революции, а саму ее окружают проезд «Театральный», Петровка и переулок «Копьев».
На Театральной площади вы найдете несколько знаменитых на весь мир театров — Большой театр, Малый театр, и театр Молодежи.
Как менялись названия?
В эпоху XIX столетия площадь была названа Петровской, по названию театра, который здесь располагался — Петровский, в наши дни названный Большим театром. И только гораздо позже, место стали называть «Театральная».
Во времена правления Советской власти площадь была перименована в честь видного революционного деятеля Свердлова, и лишь сравнительно недавно, опять была названа, как и ранее — «Театральная».
С чего все начиналось?
Существующий ныне вариант Театральной площади находится в непосредственной близости от реки Неглинки, и под замлей, река пересекает площадь.
Конец XV столетия ознаменовал себя крупными изменениями в столице — У реки Неглинки выстроили подворье «Пушечное», и для удобства возвели мост через реку. Спустя 50 лет на реке была выстроена плотина, от которой появился небольшой водоем чуть дальше подворья. По истечении 21 года здесь же была установлена Китайгородская стена.
Крепость Китай-город
Крепость Китай-города — это старинный посад столицы, к нашему времени почти не сохранивший стены. А встроена стеновое сооружение крепости была в Кремлевское кольцо, соединив между собой 2 кремлевские башни.
Начинается район Китай-города от самой Красной площади, и на всем своем протяжении соседствует с проездом «Театральным», площадью с одноименным названием, захватывает Охотный ряд, соприкасается с Лубянкой и площадью «Старой», а завершается рядом с Москвой-рекой.
По поводу названия Китайгородской крепости и района существуют много версий. Одна из них гласит, что название пошло от вида устанавливаемых укреплений, на старо-русском языке произносимых «кита».
Также варианты происхождения от иностранных слов из Италии, Англии, Турции — производное этих слов, переложенное на русский язык, якобы и дало название крепости и району.
Еще одна интересная версия нам говорит, что некогда на Руси все ткани назывались «китайка», в связи с ввозом тканей из Китая, и так прозвали и вещевой торговый ряд, размещавшийся на этом месте, задолго до возведения крепости. Название закрепилось, и осталось на века.
В XIV веке этот район был стороной, с которой ожидали нападения Амира Темура, и спешно был вырыт ров, в течении 100-а лет единственное заграждение от неприятеля. Во времена царствования матери Ивана Грозного был издан указ о возведении каменных укреплений.
Возводили стену по всем правилам защитных укреплений, что включало в себя очень толстые стены, и отверстия для бойниц.
Готовое сооружение имело длину около 3 тысяч метров, и снабжено 12-ю башнями. С четырех сторон располагались въездные ворота.
В XIX столетии крепостную стену отделили от основной Кремлевской стены.
А почти полностью она была разрушена в 30-ые годы прошлого столетия. Некоторые элементы укреплений остались и по сей день, некоторые пытались отстроить заново, хотя по виду они уже разительно отличаются от бывших много веков назад.
В далекой древности район Китай-города и Красная площадь составляли одну общую часть Москвы — Великий посад. С разрастанием города Китайгородской район стал больше населяться видными горожанами, так как район, в отличие от Зарядье, он никогда не затапливался водой в половодье. Было время, когда царским указом придворные вельможи выселялись с района, но как только Ивана Грозного не стало, боярские и дворянские семьи опять заселили Китайгородской район. Позже к ним присоединились и семьи чиновников царского двора.
Но поскольку все же основное скопление торговых и гостиных подворий и рядов находилось в Китайгородском районе, то с течением времени, купечество все же пересилило дворян, с тех времен на этой территории всегда строились и работали центры торговли всех видов и бизнеса.
Также богат был район Китай-города своими ресторанами, образовательными корпусами, и имелся здесь Книгопечатный двор.
В социалистические годы, именно здесь было средоточие всех административно-управленческих организаций, и главное здание Советского союза — Центральный комитет коммунистической партии. Сейчас здесь расположены административные службы Президента Российской федерации.
В Китайгородской крепостной стене находились ворота, через которые можно было черпать воду из реки, а через 200 лет их заложили.
Вдоль реки находились торговые павильоны, и невдалеке стояла церковь.
В начале XVIII века крепость было решено расширить — на пороге стояла Северная война со Швецией, а для реки проложили рукотворный канал.
Планировалось устроить в районе ряд площадей, к тому времени крепостная стена была густа заросшей деревьями и кустарниками, и подпирали ее столбы из дерева.
В начале XIX века, за 7 лет до начала войны с Наполеоном, район выгорел в пожаре, и в год начала военных действий случился еще 1 пожар. Спустя годы, на выжженной территории было решено выстроить площадь, и ответственным за все ожидаемые работы был назначен Иван Осипович Бове, под руководством которого были воссозданы многие строения Москвы после пожара 12-го года XIX столетия.
Будущая Театральная площадь
Для строительства будущей площади были проведены ряд работ — река была отведена под землю, разработали план будущего строения, опредилились с размерами и формой. Была также выровнена местность, и проложены пути. Все планы были одобрены Императором, и началась закладка.
Согласно эскизу архитектора, площадь должна была быть прямоугольной формы, друг напротив друга с обеих сторон площади должны были располагаться 2 длинных строения, будущие торговые площади. На противоположных краях планировалось разместить театр Петровский и не очень большой скверик. В целом весь план обладал внушительной и элегантной простотой.
Уже к 20-ым годам XIX столетия площадь пополнилась рядом зданий, возведенных в одном стиле, и прекрасно гармонировавших между собой и общим видом площади. Был также установлен фонтан, украшавший и освежавший площадь и сквер.
Но долгое время площадь была частично закрытой территорий, так как в середине ее располагался плац для смотров Императорской армии.
В марте 53-го года XIX столетия здесь погорел Большой театр, восстановленный только через 3 года. С ходом времени, площадь уже не выглядела симметричной — разнообразные дома, разной высоты выросли возле, и в проезде была возведена гостиница, а плац был реконструирован, на его месте установили скверик.
В период Советской власти
Времена Советской власти принесли площади некоторые изменения — было изменено название, с Театральной, она переименовалась в площадь имени Свердлова, после, уже в 30-ых годах прошлого столетия, были вырублены насаждения, в месте, где прокладывалась ветка метрополитена. Однако в течении 5-ти лет они были восстановлены.
Также площадь пополнилась двумя скульптурами — Свердлова и Островского, которые достояли там вплоть до 90-ых годов прошлого века. И в 90-ых же годах площадь опять стала называться «Театральной».
Главные здания площади
На Театральной площади находится 3 московских театра, в связи с этим и площадь получила когда-то свое название. Также Центральный универсам, и 2 отеля. Находится станция метрополитена.
Оба театра, Большой и Малый возникли на площади еще в 200 лет назад, в Имперской России, причем Большой полностью сгорал при пожарах 1805 года, и позже был отстроен заново. А судьба Малого театра насчитывает немало реконструкций и реставраций.
Большой и Малый театры — это знаменитые на весь мир театральные гиганта. Гастроли их артистов проходят во многих странах света, и всегда пользуются огромной популярностью и спросом. Помимо своей заслуженной славы, здания театров также привлекают взоры своей красотой и стилем всех любителей искусства.
В конце XIX столетия в Москве был открыт именной магазин шотландских шляпников, с которого и пошла история московского ЦУМа. Здание 2 раза сгорало в пожарах, и было заново отстроено в совсем другом стиле в начале XX века. Еще с советских времен магазин имеет широкую популярность за богатый ассортимент промышленных товаров и галантереи.
Театр Молодежи также украшает и дополняет Театральную площадь, и расположен в доме, бывшем в позапрошлом веке выстроен для коммерческих целей — в нем сдавались квартиры и комнаты в аренду. И в 20-ые годы, в период правления Советской власти в этом здании основали Драматический театр для детей и юношества.
Два отеля «Метрополь» и «Москва» дружелюбно вместила на своей территории Театральная площадь, и оба они с достаточно солидным стажем — «Метрополь» принадлежит к эпохе времен царской России, первого десятилетия XIX столетия, а «Москва» — это уже советский период московской архитектуры 30-ых годов прошлого столетия.
Здесь же расположены и администрация Большого театра, и новая сцена театра. Вся площадь практически полностью застроена театральными постройками, имеются 3 памятника и 2 сквера.
Попадая сюда, можно с легкостью ощутить себя не в современной Москве, а где-то на 2 века назад — стиль театральных строений, сам дух, царящий здесь, все навевает фантазии и воспоминания, взятые из фильмов. Здесь по-настоящему окунаешься в мир прекрасного — мир искусства.
Театральная площадь (Москва)
Театра́льная пло́щадь (в 1820-е годы Петро́вская пло́щадь, в 1919—1991 пло́щадь Све́рдлова) — площадь в центре Москвы. Располагается к северо-западу от площади Революции, между Театральным проездом, Петровкой и Копьевским переулком. На площади находятся Большой и Малый театры.
Содержание
История
Театральная площадь располагается непосредственно к западу от древнего русла реки Неглинной, делавшей в этом месте поворот к юго-западу, и частично захватывает собственно русло Неглинной, с 1819 года протекающей в подземной трубе по периметру площади.
В конце XV века на левом, восточном, берегу Неглинной был выстроен Пушечный двор, и рядом с ним — мост через Неглинную. В 1516 году Неглинную перегородили плотиной, устроив большой пруд ниже Пушечного двора, а в 1534—1538 годах была выстроена стена Китай-города. «Водяные ворота» Китай-города позволяли, в случае осады, забирать воду прямо из реки; в XVII веке они были заложены. В это время трасса улицы Петровки повторяла изгиб Неглинной — Петровка выходила на Большую Дмитровку — и на ней располагались торговые ряды, а к северу — церковь Спаса на Копье, давшая имя Копьевскому переулку. В 1707—1708 годах бастионы Китай-города расширили, опасаясь шведского вторжения, а Неглинную пустили в глубокий искусственный ров.
В пожар 1737 года участки к западу от Неглинной выгорели дотла и были заняты дворами знати — князьями Черкасскими, Голицыными и другими. Здесь же действовала школа архитектуры князя Ухтомского. В 1786 году спустили пруд на Неглинной, к 1792 году прорыли для неё новое искусственное русло. В 1780 году князь Урусов и англичанин Медокс с высочайшего дозволения устроили в доме Голицына общедоступнй Петровский театр, действовавший до пожара 8 октября 1805 года (в этот день в театре давали «Русалку», и молва приписала пожар «бесовскому» спектаклю).
Местность вновь сгорела в сентябре 1812 года, и на этот раз на пепелище была запроектирована широкая площадь в современных очертаниях. К 1819 Неглинную спрятали в трубу, к 1823 году — срыли бастионы Китай-города, а в 1823—1825 Осип Бове выстроил по периметру площади здания Большого и Малого театров. Юго-западную сторону площади застроили по тому же образцу в 1830-е годы, а в 1840 году к северу от Театрального проезда, на месте современной гостиницы «Метрополь», был выстроен дом Челышева, замкнувший строго симметричный классицистический ансамбль.
На площади изначально находился водоразборный бассейн Мытищинского водопровода, который в 1835 году украсили фонтаном работы И. П. Витали. Бо́льшая часть площади, однако, была недоступна публике до 1911 года: здесь был обширный плац-парад, огороженный канатами на столбиках. Рядом со стеной Китай-города работал птичий рынок, в 1851 году переведённый на Трубную площадь.
11 марта 1853 года Большой театр сгорел и был восстановлен к 1856 году по проекту А. К. Кавоса.
В последнюю четверть XIX века площадь утратила былую симметрию. Дома по юго-восточной стороне были перестроены и стали намного выше лежащего напротив Малого театра. В начале XX века на месте дома Челышева был выстроен «Метрополь», а в 1911 году на месте плац-парада устроили сквер. Однажды, в 1934 году, его пришлось вырубить при строительстве первой очереди метро; к пуску станции «Площадь Революции» в 1938 году сквер был восстановлен.
В 1929 году перед зданием Малого театра был установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков)
Примечательные здания и сооружения
Доходный дом К. М. Полторацкого (№ 3/2)
Построен в 1821 году по проекту архитектора А. Ф. Элькинского. Перестроен в 1889 году архитектором А. С. Каминским и гражданским инженером С. И. Тихомировым; в 1902 году — архитектором Р. И. Клейном. Ценный градоформирующий объект, выявленный объект культурного наследия [1]
Полная история Театральной площади и площади Революции
Оригинал текста на «Йоде»
Изображения на банкнотах национальной валюты по традиции удостаивается символ и гордость страны. В России одним из таких символов стал Большой театр, уже почти 200 лет стоящий на Театральной площади. Как жил несколько веков этот знаменитый район Москвы с грязной рекой Неглинкой, именем большевистского революционера, стеной Китай-города и многим другим, читайте в очередной серии наших материалов об истории столичных площадей.
ИСТОКИ В РЕКЕ
Оказавшись на Театральной площади два века назад, вы бы ее не узнали. Поскольку никакой площади тогда и не было. Там, где сейчас стоят фонтаны и ездят автомобили, текла река Неглинная, позднее скрывшаяся под землю.
Район современной Театральной площади с конца XV века был известен как Пушечная слобода. Неглинная река, истекавшая из Марьиной рощи и впадающая в Москву-реку, здесь делала поворот в сторону Кремля. Одно время около каменных стен Китай-города река разливалась в прудом, поэтому площади расположиться было негде.
Тем более рядом высилась стена Китай-города. Её построили во времена правления матери Ивана Грозного Елены Глинской в 1534-1538 годах, собрав специальный налог с горожан и привлекая их в качестве рабочих. Архитектором стены и, в частности, выходившей на Неглинную, круглой башни стал Петрок Фрязин. Соединявшие Красную площадь с Охотным рядом Воскресенские ворота дали имя Воскресенскому мосту. Ещё один мост через Неглинку находился на месте современного Малого театра и назывался Пушечным. Расширилось укрепление во время Северной войны — опасаясь подхода врага к Москве, Пётр Первый в 1707 году велел пристроить бастионы к китайгородской стене. Из Неглинной можно было бы брать воду в случае осады, но, к счастью, не пригодилось.
Формирование этого района к северо-востоку от Кремля как площади началось в первой половине XIX века, когда, доставлявшую проблемы в виде наводнений и зловония, Неглинку спрятали в трубу. Но известность он получал уже благодаря не реке, а театрам.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР У МАЛЕНЬКОЙ РЕКИ
У прославившего Театральную площадь Большого театра изначально судьба была непростой. В 1770-х губернский прокурор князь Пётр Урусов запросил у государства право устроить в Москве первый постоянный театр. Разрешение было получено и рядом с Неглинной рекой, на земле князя Лобанова-Ростовского он, объединившись с англичанином Михаилом Медоксом, начал строить театр. Располагался он в начале улицы Петровки. Но ещё до полного окончания работ театр в доме графа Воронцова на Знаменке, где временно располагалась труппа, сгорел. Союз «государственника» и профессионального антрепренёр-инженера распался — Урусов вышел из проекта. Медокс как единоличный хозяин достраивал первое большое здание театра, именовавшегося тогда «Петровским». Открытие состоялось в декабре 1780 года.
Главный зал вмещал около 800 зрителей, имел 4 яруса лож, но без балконов. Ложи представляли собой комнатки. Приехавшая вместе со зрителями прислуга ожидала своих господ во время спектаклей в трёх специальных залах.
В конце века финансовые дела Медокса стали не ладиться. Императрица даже назначила ему пенсию. Поэтому театр постепенно перешёл в казну и стал императорским. Но в 1805 году происходит трагедия — здание театра гибнет в огне. Очаг возгорания возник в гардеробной, затем стремительно «пламя всё пожрало», как писала тогда пресса. В последующие почти 20 лет труппа будет скитаться по городу: выступать в доме Пашкова, в доме Апраксина, на Арбате, где здание театра сгорит при пожаре 1812 года.
В 1816 году при разработке генерального плана восстановления города была учтена проблема театра. Он должен был вернуться на прежнее место, которое уже в виде Театральной или Петровской площади проектировал Осип Бове. Он и заложил основы сегодняшней прямоугольной конфигурации площади.
Первоначально проектом театра параллельно занимались Бове и архитектор Андрей А. Михайлов. Но в 1821 году здание начало строиться по проекту Бове с учётом проекта Михайлова. В частности, он развернул квадригу Аполлона к лицу смотрящих на фасад здания.
Здание было построено в 1824 году, а театр открыт 6 января 1825. Назывался он тогда Большой Петровский. Зал вмещал до трёх тысяч человек, что в два раза больше, чем в театре Медокса. Фасад приобрёл заметные колонны, но театр ещё не имел облика, который мы можем видеть сегодня. Виной тому снова был пожар — 11 марта 1853 года. Пламя хлестало два дня, плавя снег вокруг. Тлели руины ещё неделю.
БОЛЬШАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
В 1819 году, ещё до строительства театра происходит важное событие — Неглинная река заточается в трубу по проекту изобретателя застывающего в воде цемента инженера Егора Челиева. Тем самым образуются площади. Южная у стен Китай-города — Воскресенская. Там начинается торговля. Северная — Театральная. Там плац-парад и водоразборный фонтан.
В тот же год, что и Большой театр, по восточной стороне Театральной площади построили дом купца Варгина, где позднее, в 1824-м расположится Малый театр. Для нужд театра в конце 1830-х была выкуплена соседняя земля, и здание было перестроено архитектором Константином Тоном. А к югу от него в 1838 году купец Челышев строит дом под гостиницу и бани. На западе от Большого театра в 1869 году открывается новая площадка — купец Бронников переделывает дом под зрительный зал со сценой и сдаёт труппам.
На юго-западе, на Воскресенской площади в 1879 году был построен доходный дом купца Корзинкина. Ранее на этом месте находилась, в частности, кофейня Печкина, в которой собирался кружок актёра Михаила Щепкина. Здесь растёт товарищество «Большая Московская гостиница» (иначе — «Гранд отель») с рестораном и садом. Напротив — в 1892 году на месте снесённого административного здания Присутственных мест строится новая Городской дума. Здание красного цвета стало одним из символов этого уголка Москвы.
Пока строилась «Большая Московская гостиница», на углу Воскресенской и Театральной площадей продолжал работать один из самых ихвестных трактиров — Тестова.
В противоположном углу Театральной площади, на северо-востоке примыкал к Малому театру магазин «Мюръ и Мерилизъ». Основали его шотландцы, приехавшие из Петербурга в 1880-х. Первоначально магазин головных уборов стремительно рос, увеличивая отделы. Говорили, что в нём можно было найти самые разнообразные товары в городе, которые привозили из Европы.
В 1901 году в магазине произошёл пожар, но он не остановил торговцев. Они заказали проект нового здания архитектуру Роману Клейну. В 1908 году выросло новое семиэтажное здание из камня и железа в готическом стиле, будущий ЦУМ.
В конце XIX века здание купца Челышева выкупает промышленник Савва Мамонтов с целью перестроить его в комплекс, состоящий не только из гостиницы, но из театра и других развлекательных заведений. Но он реализовать свои планы не смог из-за разорения. Здание перешло «Петербургскому страховому обществу», которое начало перестраивать гостиницу с рестораном. Быстро это сделать не удалось — в 1901 году произошёл пожар, из-за которого пришлось продлить стройку до 1903 года.
После открытия «Метрополь» стал одним из самых дорогих и престижных мест проведения досуга. Это не просто гостиница, а развлекательный центр. В 1906 году в нём открылся первый в городе двухзальный кинотеатр, проработавший долгие годы. Здесь часто можно было встретить известных людей.
Пожары — распространённая проблема того времени. Известно, что и Малый театр пострадал от огня, в 1914 году.
Давала о себе знать и другая стихия — вода. Скрытая от глаз Неглинная река не собиралась умолкать. Зачастую она затопляла окрестности и требовала ухода в виде чистки и укрепления трубы. Например, в 1880-х для этого даже открыли своды тоннеля.
Другая проблема на пороге XX века была с фундаментом Большого театра. Одна сторона здания заметно просела. Говорят, что однажды после спектакля даже не смогли открыть несколько дверей на выход из зала, а стена дала трещину. В конце XIX под здание подвели новый фундамент, но и это не до конца не устранило недостатки.
В феврале 1905 года через Воскресенскую площадь пустили трамвайное движение от Большой Дмитровки. А ещё через полтора года открыли автобусный маршрут «Театральная площадь — Болото».
До 1911 года нельзя было пройтись по всей Театральной площади. Дело в том, что относительно большой прямоугольный участок был огорожен столбиками и верёвками для плац-парада. Когда его убрали, здесь разбили два сквера: поставили клумбы и лавочки. На одной из фотографий 1910-х сохранилось даже изображение пальм на фоне фасада Большого театра.
На плацу до этого проходили торжественные смотры, в том числе, с участием императорской семьи. Театральная площадь, как и положено части самого центра города, постоянно становилась местом прохождения главных праздников. Так, во время отмечания 300-летия дома Романовых она «освещалась прожектором с крыши Большого театра, а колесница «была иллюминирована красными и синими бенгальскими огнями». Парады, встречи императорской семьи во время их приездов в Москву, народные гуляния не были здесь экзотикой.
В 1917 году в этих местах прошёл кровавый московский фронт зарождавшейся гражданской войны. 1 ноября юнкера и добровольцы были выбиты большевиками из Метрополя и Городской думы. По площади стреляли орудия большевиков. Затем с неё они палили по Кремлю. На площади добивали раненых юнкеров, угрожая расстрелом прохожим и сёстрам милосердия, которые пытались это остановить. На следующий день антибольшевистские вооруженные силы города капитулировали.
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В 1918 году рядом со стеной Китай-города открыли памятник поэту Алексею Кольцову. На церемонии стихи читал Сергей Есенин. Вскоре фигуру увезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея, чтобы там скульптур Сырейщиков переделал её в бронзовый памятник. Но ему это не было суждено — Сырейщиков уехал из Москвы в Воронеж и, возможно, умер там от тифа. В следующем году на Площади Революции установили странный по виду памятник французскому революционеру Жорж-Жаку Дантону. Голову Дантона и постамент не оценили и через некоторое время убрали. Памятник же Свердлову, также установленный в эти годы, простоял здесь до 1991 года.