Что находится на литейном
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Литейный проспект в Санкт-Петербурге
Проспекты
Литейный проспект – одна из главных транспортных магистралей Санкт-Петербурга. Общая его протяженность – почти два километра, а широкие тротуары и разбросанные по обе стороны достопримечательности делают его очень интересным для туристов.
A post shared by Интересное в Петербурге (@walkingontheroofs) on Sep 26, 2019 at 11:56am PDT
История
Само название Литейного проспекта произошло от литейно-пушечного двора, который был построен в южной половине Санкт-Петербурга вскоре после основания города, а так же от Литейной слободы, где как раз селились и жили рабочие этого двора.
Первоначально Литейный был большой просекой, прорубленной поблизости от Невского проспекта, чтобы улучшить транспортную связь с центром. Постепенно по обе стороны стали появляться дома, строиться промышленные, общественные, логистические сооружения. В 1738 году городские власти дали новой улице название – Литейная. Потом улица стала проспектом.
В советские годы, правда, проспект был временно переименован в Володарский, но к окончанию Великой Отечественной петербуржцы настояли на возвращении магистрали первоначального, исторического названия.
Станции метро
Непосредственно с выходом на Литейный проспект станций метрополитена пока нет, но можно выйти на следующих станциях:
Пугаться такой прогулки не стоит: она будет проходить по самому центру города, мимо известных достопримечательностей.
Район Литейного проспекта
Литейный проспект находится в самом центре Санкт-Петербурга – район так и называется – Центральный – в шаговой доступности от основных культурных и исторических достопримечательностей города. Начинается проспект от Литейного моста через реку Неву, а заканчивается на пересечении с Невским проспектом.
Гостиницы
На всем протяжении Литейного проспекта, а так же на его пересечении с другими улицами и проспектами расположено множество гостиниц и отелей разного класса и разной ценовой категории. Среди наиболее комфортабельных и популярных:
Кроме того, в шаговой доступности от Литейного проспекта расположено и множество мини-отелей и хостелов для бюджетных туристов.
Больница
На Литейном расположена знаменитая Городская Мариинская больница. Она была основана и построена в 1803 году под патронажем императрицы Марии Федоровны, которая подарила ее жителям города на 100-летие Санкт-Петербурга.
С тех пор больница не закрывалась ни на один день – она и сейчас работает в режиме 24/7, оказывая всестороннюю медицинскую помощь нуждающимся. В годы Великой Отечественной здесь был военный госпиталь для пострадавших от бомбежек.
Мариинскую больницу называют лицом Литейного и признают ее историческую и архитектурную значимость для города. Прием тут ведут все основные специалисты:
Также в больнице есть станция переливания крови, двери которой ежедневно открыты для многочисленных доноров-добровольцев.
Мариинка оснащена новейшим оборудованием, ведет собственные научные исследования, имеет различные разработки, а в штате трудятся лучшие в городе высококвалифицированные специалисты
Достопримечательности
Литейный проспект – это история воочию: доходные дома, княжеские особняки, соборы, военные корпуса… Когда-то из окон, выходящих на этот проспект, смотрели граф Апраксин, княгиня Юсупова, писатели и поэты Бродский, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Островский, Достоевский, Лермонтов, Мандельштам, Ахматова, Гумилев… Всех не перечислить. Сегодня часть зданий снесены и перестроены, но история Литейного проспекта и сейчас бережно хранится коренными петербуржцами.
Пересечение с Невским
Пересечение Литейного и Невского проспектов – оживленное место в самом центре города: здесь находятся легендарная кондитерская Север-Метрополь и огромное количество магазинчиков, сувенирных лавок, хостелов и фуд-кортов.
Ближайшая станция метро
Шаверма
Шаверма на Литейном – местечко как раз на пересечении с Невским.
Маленькое подвальное помещение вряд ли приглянется мимо проходящему туристу, а вот местные отлично знают: шаверма здесь – одна из самых лучших в городе
У самого кафе очень хорошая репутация: она работает уже почти 20 лет, сюда захаживали известные люди, цены – соответствующие месту, все чисто и уютно, персонал вежлив и немногословен, а сама шаверма… ммм, какая шаверма!
Бар Джин-Тоник
Адрес
Литейный проспект, дом 64
Ближайшая станция метро
У бара две особенности.
Чтобы сюда попасть, нужно проскользнуть под арку и затем войти в дверь, которая окажется по правую руку от вас
Отель Рэдисон
Полное и правильное название этого четырехзвездочного бутик-отеля – Radisson Sonya Hotel. Эта гостиница – уникальная в своем роде: главная особенность – дизайн в стиле книги Достоевского Преступление и наказание. Один номер оформлен как комната Сони Мармеладовой, другой – как квартира самого Раскольникова и так далее. Бар и ресторан здесь также оформлены в литературном стиле.
В остальном же это современный, отлично оборудованный отель, где есть фитнес-клуб и все удобства. Кроме того, от отеля легко пешком добраться до центра города и всех основных достопримечательностей.
Дворик Достоевского
Перечислить все места Достоевского в Санкт-Петербурге весьма затруднительно: жизнь и творчество писателя всегда была прочно связана с городом на Неве. Вот и на Литейном есть такое место Достоевского: небольшой уютный дворик, где писатель, говорят, любил сидеть на скамеечке во время своих прогулок.
Литейный проспект в Санкт-Петербурге
Литейный проспект идёт от Невского к Неве. Это одна из самых старых улиц города. Он получил своё название от «литейного двора», то есть завода по изготовлению пушек, построенного на этом месте в 1711 году. Проспект быстро стал важной торговой магистралью и второй по значению улицей города (после Невского проспекта). На самом Литейном немного примечательных зданий, однако на соседних улицах есть несколько красочных церквей и музеев. Витрины магазинов Литейного доставят удовольствие тем туристам, которые любят делать покупки.
Описанный ниже гипотетический маршрут прогулки по этой части города слишком извилист и сложен для того, чтобы следовать ему полностью, – он идёт то в одну, то в другую сторону, то уходя с проспекта, то возвращаясь на него. Очевидно, вам нужно самостоятельно разработать маршрут, выбрав те достопримечательности Санкт-Петербурга, которые вас особенно интересуют. Если вы хотите посетить Шереметевский дворец на Фонтанке, то имеет смысл сделать это сначала, а потом пройти по улице Белинского на Литейный проспект. При нехватке времени вы можете ограничиться осмотром проспекта из окна трамвая № 90 или маршрутного такси К-258. Нумерация домов начинается здесь от Невы, а не от Невского проспекта, как можно было бы ожидать.
Шереметевский дворец на Фонтанке
Вдоль набережной Фонтанки к северу от Аничкова моста расположились дворцы, возведённые в XVIII веке и перестроенные столетием позже. Ещё до революции некоторые из них стали учреждениями и больницами. Одно из самых красивых зданий – Шереметевский дворец или Фонтанный дом (№ 34) с жёлто-золотым фасадом и ажурными литыми чугунными воротами. Здание носит имя прославленного петровского генерал-фельдмаршала, который в 1712 году возвёл на этом месте первый дворец.
Литейный проспект (дом 44)
Нынешнее здание было построено в середине XVIII века. Оно называлось «Фонтанный дом» из-за множества фонтанов, украшавших его территорию. Вода в них поступала из реки. После революции дом был отдан под коммунальные квартиры для писателей, художников и учёных. Несколько комнат на третьем этаже в южном крыле принадлежали величайшей поэтессе Серебряного века Анне Ахматовой. Она жила там с 1933 по 1941 и с 1944 по 1952 год. Это были, пожалуй, самые тяжёлые годы её жизни.
Расположенный во дворце музей A.A. Ахматовой состоит из шести комнат. Анна Ахматова жила и работала в трёх комнатах. Над письменным столом великой поэтессы висит нарисованный ручкой портрет А. Модильяни. Это единственный сохранившийся из серии рисунков, выполненных во время путешествия в Париж в 1911 году. Рядом выставлены письма Бориса Пастернака и папка с секретным делом другого поэта Серебряного века – Осипа Мандельштама, который стал жертвой репрессий. На первом этаже демонстрируют документальные фильмы о жизни поэтессы. Там же расположен магазин, в котором можно приобрести аудиокассеты и диски с записью её стихов в исполнении знаменитых русских актрис.
В другой части дворца находится Музей музыкальных инструментов. В этом собрании представлены самые разные инструменты – от польских скрипок до бурятских рогов. Многие из них настолько красивы, что представляют собой настоящие произведения искусства. Во время экскурсии можно послушать, как они звучат в записи. Такую экскурсию необходимо заказывать заранее. Шереметевы покровительствовали музыке и театру. В XVIII веке их дворец был одним из главных центров искусства в Санкт-Петербурге.
Лепная гостиная дворца
Искусство на Литейном проспекте
Средний участок Литейного проспекта связан с множеством событий литературного мира. С 1837 года писатель Гончаров снимал там скромную комнату в доме № 52. Он жил в ней в течение шестнадцати лет и писал по вечерам после работы. А всего через один дом находилась редакция знаменитого журнала «Современник», оказавшего большое влияние на русскую литературу 1840-х – 1870-х годов. Журнал издавали Николай Некрасов и Иван Панаев, которые жили в соседних квартирах в доме № 36.
В работе над журналом принимала участие и жена Ивана Панаева, писательница Авдотья Панаева. Эти литераторы ратовали за эмансипацию женщин и освобождение крестьянства. Журнал оказывал влияние на формирование общественного мнения и способствовал отмене крепостного права в 1861 году. Разумеется, царские цензоры и чиновники не были в восторге от этого издания. Зато после революции его общественно-политическая деятельность получила должное признание.
Квартира превращена в музей H.A. Некрасова. Эта квартира совсем не похожа на издательство журнала. Удобные апартаменты шикарно обставлены. Есть даже бальный зал. Спальня Некрасова выглядит точно так же, как при его жизни. Обстановка реконструирована по известному портрету, на котором писатель изображён больным в постели. Сам портрет тоже находится здесь. С конца XIX века до революции в духовной жизни интеллигенции большую роль играло творческое объединение «Мир искусства». С 1898 по 1904 год это объединение издавало свой журнал. Влияние издания продлилось значительно дольше этого периода.
Литейный проспект (дом 36)
В XIX веке сформировалось представление о том, что искусство должно выполнять гражданские и воспитательные функции, так или иначе, быть полезным обществу. А члены объединения «Мир искусства» отвергли эти идеи и провозгласили противоположный принцип: «Искусство ради искусства». Многоцветные выпуски журнала с великолепными иллюстрациями пропагандировал стиль модерн, а также другие прежде отвергаемые аспекты российской культуры. Большую часть материалов для журнала представляли художники Александр Бенуа, Леон Бакст и Николай Рерих.
Издание принадлежало Сергею Дягилеву, знаменитому импресарио русских балетных гастролей в Париже. Редакция находилась на квартире у Дягилева в доме № 45 на углу улицы Белинского. На углу улицы Пестеля стоит Дом Мурузи (№ 24) с характерным фасадом в мавританском стиле. Построенный в 1876 году, он был одним из самых больших многоквартирных домов в Санкт-Петербурге. В этом доме находился литературный салон «мадонны декаданса» Зинаиды Гиппиус и её мужа Дмитрия Мережковского. Здесь проходили знаменитые литературные вечера. Они померкли лишь перед «средами», которые стали проводить в Башне.
Чувствительную модную поэзию Зинаиды Гиппиус обсуждали на все лады. В эпоху декаданса разрушение традиций считалось признаком хорошего вкуса, неврастения – признаком утончённости, а люди готовы были вывернуться наизнанку, только бы их не сочли банальными. После того как в 1919 году 3. Гиппиус и Д. Мережковский эмигрировали, их апартаменты в Доме Мурузи были разделены на коммунальные квартиры. Интересно, что в коммунальной квартире № 28 провёл своё детство нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский. В той же квартире жили ещё три семьи.
Спасо-Преображенский собор
Немного пройдя от Литейного проспекта по улице Пестеля, вы увидите Спасо-Преображенский собор (Церковь Преображения Господня всей гвардии). В его литую ограду вделаны трофейные турецкие орудия. Раньше, до пожара 1825 года, на этом месте стояла полковая церковь, построенная по приказу императрицы Елизаветы, дочери Петра I в знак благодарности гвардейцам Преображенского полка. Именно они в 1741 году привели её к власти. Теперешнее пятиглавое классическое здание возведено по проекту архитектора Стасова в конце 1820-х годов. С XIX века до настоящего времени там размещался военный музей.
Сейчас это снова действующая церковь. В ней поёт лучший в городе церковный хор (большинство певчих Спасо-Преображенского собора поют также в хоре Капеллы). Пение можно услышать ежедневно на службах в 10.00 и в 18.00. Вернувшись на Литейный и продолжив прогулку в сторону Большого дома, вы вскоре увидите крыши пагоды и ворота Китайского садика, которые контрастируют с серой архитектурой проспекта. Это, наверное, самый красивый из даров, полученных Петербургом в год своего трёхсотлетия от других государств.
Внутренний интерьер собора
Соляной переулок
Между Фонтанкой и Литейным проспектом находится тихий жилой квартал с множеством коммуналок, в которых жили самые разные люди – от дворников до художников. Мастерские художников часто помещались на верхних этажах. В Соляном переулке, проходящем параллельно набережной Фонтанки, есть несколько достопримечательностей. Вначале стоит терракотово-белая Пантелеймоновская церковь (Храм Святого Пантелеймона), построенная в стиле раннего барокко. Долгое время там был Музей истории Ленинграда. Теперь это опять действующий храм.
Рядом – училище имени В. Мухиной. Это учебное заведение в прошлом было ведущей школой русского декоративно-прикладного искусства. Оно основано в 1876 году банкиром бароном Штайглицем. Этот филантроп считал, что внутреннее убранство училища должно способствовать вдохновению студентов, поэтому блестяще оформил помещение и преподнёс училищу в подарок собственные коллекции ковров, изделий из стекла, мебели и картин. Его сын продолжил дело, начатое отцом. После революции наиболее ценные предметы из обстановки училища были переданы в Эрмитаж, сам Штайглиц объявлен «феодальным эксплуататором», а великолепные интерьеры, созданные первым директором Максом Месмахером, грубо закрашены.
Каждый зал оформлен в определённом стиле: эпоха Возрождения, барокко, фламандский и средневековый русский стили. Выставка дипломных работ проходит в зале Медичи в июле. Обратите внимание на два фонаря у входа в здание – их основания изображают херувимов, занимающихся различными видами прикладного искусства. Пройдя дальше по улице, вы увидите два зенитных орудия по бокам от входа в Музей обороны и блокады Ленинграда. Экспозиция музея рассказывает об истории блокады – трёхлетнего сопротивления осаждённого города немецко-фашистским захватчикам.
Музей имеет один большой выставочный зал на втором этаже. Там представлена замечательная коллекция плакатов военного времени, в числе которых знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!» В центре зала – реконструкция типичной квартиры блокадного времени. Окна в ней затемнены с целью светомаскировки, стены закопчены, мебели мало, так как большая часть предметов обстановки была стоплена в маленькой печурке, которая стоит посреди комнаты. Экспонаты по бокам зала посвящены духовной жизни блокадного города. Они свидетельствуют о том, что искусство тогда играло большую роль – поддерживало моральный дух людей.
Несмотря ни на что, несколько театров и концертных залов во время блокады продолжали работать. Даже в кошмарную первую зиму 1941-1942 годов измождённые голодом ленинградцы посещали выставки и концерты. Музей открылся всего через три месяца после снятия блокады. Многие из 37 тысяч экспонатов были подарены жителями. Создавая музей, ленинградцы выражали свою солидарность и гордость подвигом города. Сталину это настолько не понравилось, что в 1948 году на Ленинградскую партийную организацию и интеллигенцию обрушилась новая волна репрессий, а тогдашний директор музея был расстрелян.
Музей обороны Ленинграда
Чтобы немного отдохнуть и развеяться после мрачных мыслей, которые навевает эта экспозиция, пройдитесь по Летнему саду до Малой академии искусств (Набережная реки Фонтанки, дом № 2). Это учебное заведение, основанное академиком Губенко, предлагает детям с пятилетнего возраста бесплатные занятия по живописи, скульптуре, керамике и другим видам искусства. Уроки проводят реставраторы Эрмитажа и Русского музея. Воспитанники создали во дворе академии множество мозаичных работ, так что он стал похож на парк «Гуэль» в Барселоне, украшенный мозаикой Гауди.
Большой дом
Невесёлый городской анекдот гласит, что с крыши этого здания видно Колыму (место, где находилось множество заполярных лагерей заключённых). Поразительно, но Большой дом (Литейный проспект, дом № 4) построен на том самом месте, где до революции находилось здание суда, в котором проходило большинство известных политических процессов царского времени. В конце 1870-х годов общественное мнение стало склоняться в сторону радикалов.
Архитектура Большого дома
Однако тайная полиция – неотъемлемая часть российской жизни в любые эпохи. И на том же месте было построено новое здание для ОГПУ. Оно было возведено в 1931-1932 годах по проекту трёх архитекторов во главе со Львом Троцким. Это одно из немногих больших зданий, построенных в городе в период между Первой и Второй мировыми войнами. У него три подземных и семь надземных этажей. По иронии судьбы, этот дом был одним из самых благоустроенных жилищ в блокадном Ленинграде. Там работало отопление. Разумеется, отапливали здание ради тюремщиков, но заключённым тоже было тепло.
Подземные этажи были защищены от снарядов не хуже, чем бомбоубежище. В тюрьме имелся значительный запас продуктов. Правда, политическим заключённым приходилось сидеть в одних камерах с каннибалами, которые были осуждены за то, что ели или продавали человеческое мясо. Сейчас Большой дом принадлежит Федеральной службе безопасности (ФСБ). Такое название было присвоено Комитету государственной безопасности (КГБ) в постсоветское время. Считается, что эта организация была подвергнута коренной реорганизации в ельцинскую эпоху.
Вид через Литейный мост
В этом здании до революции находился Дом предварительного заключения. Во время Февральской революции его сожгли, но потом отстроили заново. Здесь отбывали заключение почти все видные революционеры. Ленин пробыл в доме целых 14 месяцев, перед тем как в 1897 году был отправлен в ссылку в Сибирь. Революционеры-ветераны, которые сидели в этом здании и до и после революции, говорили, что «до» условия содержания были гораздо лучше: заключённым были разрешены свидания с жёнами, – на Пасху и Рождество родные могли передавать передачи с едой.
Кроме того, Красный Крест иногда приходил в тюрьму с проверками (члены Петроградского отделения этой организации были расстреляны большевиками в 1926 году). Завершая экскурсию, посвящённую тёмным страницам истории города, пройдите к Неве и по набережной вверх по течению до памятника жертвам политических репрессий (поставлен скульптором Михаилом Шемякиным в 1996 году).
Необычный памятник состоит из двух сфинксов со спокойными лицами, головы которых наполовину вскрыты, обнажая черепа, и миниатюрной тюремной решётки, вделанной в стенку набережной. Посмотрев через эту решётку, вы увидите за рекой тюрьму Кресты, в которой томилось великое множество невинно осуждённых. Любопытно, что этот участок набережной носит имя Робеспьера – инициатора террора во время Великой французской революции.
Литейный проспект в Санкт-Петербурге
Фотографии
Литейный проспект — одна из самых важных и старинных магистралей центральной части Петербурга. Его протяженность приблизительно 2 километра. Он берет свое начало на Литейном мосту, пересекая Неву и, заканчиваясь, встречается с Невским проспектом.
Старейшая история “с пушечным шлейфом”
Название Литейный — одно из старейших в городе. Оно было официально учреждено в 1738 году. Своим именем, равно как и появлением, он обязан частично строительству литейно-пушечного двора, которое началось в 1711 году на левом берегу Невы, а также Литейной слободе, располагающейся рядом вместе с Пушкарской.
В то время остро потребовалась логистическая связь с югом центра, и было решено прорубить широчайшую просеку до Невского проспекта, тогдашней Большой перспективы. Так произошло рождение Литейной “першпективы”.
Большевики, когда пришли к власти, сразу переименовали его в проспект имени Володарского. Родное имя магистрали вернули по просьбе петербуржцев в 1944 году за 2 недели до окончания блокады.
Аристократическое происхождение
В самом начале проспекта симметрично расположены два здания в стиле неоренессанса. Их спроектировал и построил архитектор Александр Петрович Гемилиан в 1851-1853 годах для нужд артиллерийского ведомства.
Большая часть построек Литейного проспекта связана с именами великих людей, сделавших огромный вклад в историю развития литературы, искусства, науки, архитектуры государства. Одним из самых грандиозных и красивых является дом № 24 – пятиэтажное строение, выполненное в мавританском стиле, когда-то принадлежавшее родовитому князю Александру Мурузи.
В этом здании проживали писатель Дмитрий Мережковский с женой поэтессой Зинаидой Гиппиус, а также в свое время поэт Иосиф Бродский. Хорошо известным является тот факт, что здесь предпочитали обосноваться представители аристократических кругов города. Состоятельными людьми были возведены великолепные жилые здания, до настоящего времени радующие глаз.
Еще одно интересное строение находится по адресу: Литейный проспект, 60. Именно здесь на протяжении тринадцати лет проживал великий Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В период с 1876 года до своей кончины в 1889 году писатель-сатирик создал здесь свои известные сказки и многие другие популярные произведения. У него в гостях часто можно было увидеть литературных знаменитостей: Ивана Сергеевича Тургенева, Александра Николаевича Островского, Федора Михайловича Достоевского.
В доме № 33 несколько лет провел Сергей Есенин, о чем свидетельствует мемориальная доска на его стене. В доме № 36, построенном в 80-е годы XVIII века, долгое время проживали поэт Николай Алексеевич Некрасов и писатель Николай Александрович Добролюбов. Эта квартира, в которой размещались редакции журналов “Современник” и “Отечественные записки”, на много лет стала настоящим центром передовой русской литературы.
Перспективу Литейного проспекта с улицы Белинского завершает бывший дворец княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, сооруженный в конце 50-х годов ХIХ века. Его пышный фасад с декоративными элементами выполнен в стиле барокко. Внутренние покои отделаны великолепными образцами живописи, мрамором, лепниной и позолотой.
Как бы мы ни старались на словах передать внутреннюю гармонию, одухотворенность и красоту гордого и величавого Литейного проспекта Северной столицы, нам вряд ли удастся это сделать в полной мере. Не зря говорят, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Что и делают гости города на Неве, совершая многочисленные экскурсии по необыкновенным местам одной из важнейших магистралей славного Петрова града.