Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний кроссворд
Литература. 11 класс
Символисты
Впишите пропущенные названия.
Материальный мир рисуется как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное : в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Символисты
Кто из поэтов не является символистом?
Акмеисты
Какой поэт не входит в группу акмеистов?
Русские писатели
Установите соответствие между именем выдающегося деятеля и его портретом.
А. Ахматова
Восстановите последовательность строк стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи».
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
А я знала – их только три!
Показалось, что много ступеней,
Литературные течения
Литературные термины
Дополните текст литературным термином.
избегает логического раскрытия темы, обращаясь к чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пёстрый поток которых вносит известную цельность, единство и непрерывность.
Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний кроссворд
Серебряный век. Символизм
1 Прочитать биографию Брюсова, сделать краткую запись в тетрадь (основные даты и события)
2 Прочитать, составить подробный конспект.
XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. (Толстой «Война и мир»). Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание (Рылеев, Трубецкой, Бестужев-Марлинский), продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.
Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.
Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.
Серебряный век – это термин, традиционно примененный российскими филологами к первым двум десятилетиям 20-ого века. Это был исключительно творческий период в истории российской поэзии, находящийся в паритете с Золотым Веком, который был столетием ранее.
Серебряный век, как говорят, действительно начался с появления Стихов Александра Блока «О красивой даме», некоторые ученые расширили его хронологическую структуру, чтобы включать работы 1890-ых годов, начинающихся с манифеста Николая Минского «При свете совести» (1890 г.), трактата Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893 г.) и альманахи Валерия Брюсова «Русские символисты» (2 изд.)(1894 г.).
Серебряный век был во власти артистических движений Российской Символики, Акмеизма, и Российского Футуризма, в которых процветали неисчислимые другие поэтические школы. Были также такие поэты как Максимилиан Ворошин и Марина Цветаева, которые отказались присоединиться к любому из этих движений. Александр Блок появился как ведущий поэт, уважаемый фактически всеми. Поэтические карьеры Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, и Осипа Мандельштама, творчество которых охватывало много десятилетий, были также начаты во время этого периода.
Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.
Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя «чистые впечатления». Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и «невыразимой». Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.
В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.
Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.
Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.
Эстетика: символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным. Главным в худ. творчестве предполагалось индивидуальное.
Символ (из греч. σύμβολον) — это условный знак, изображение каких-либо понятий, идей, явлений.
— противопоставление индивидуального и социального
— утверждение однозначности реального и идеального
— культ таинственного, мистицизм
— сближение духовно-нравственного с религиозным
— иррациональность ( звучание, ритм заменяет значение: вера в магическую силу слова)
— сочетание противоречивых тенденций
— идея самоценности искусства ( искусство ради искусства).
Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.
Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.
Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).
3 Прочитать стихотворение :
Тень несозданных созданий
Словно лопасти латаний (латании – пальмы)
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
— особая целевая аудитория
— личность поэта и искусство на первом плане
4 Прочитать биографию А. Блока. Составить конспект (например, здесь):
5 Прочитать стихотворения (например, здесь):
— Брожу в стенах монастыря.
— В голодной и больной неволе.
— «Вхожу я в темные храмы. «
— «Девушка пела в церковном хоре. «
— «О, я хочу безумно жить. «
— «Ночь, улица, фонарь, аптека. «
— «Я — Гамлет. Холодеет кровь. «
— «О, весна! без конца и без краю. «
Прочитать другие стихотворения по выбору. Выучить наизусть одно стихотворение А. Блока объемом не мене 12 строк
Литература. 11 класс
Символисты
Впишите пропущенные названия.
Материальный мир рисуется как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное : в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Символисты
Кто из поэтов не является символистом?
Акмеисты
Какой поэт не входит в группу акмеистов?
Русские писатели
Установите соответствие между именем выдающегося деятеля и его портретом.
А. Ахматова
Восстановите последовательность строк стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи».
Показалось, что много ступеней,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Так беспомощно грудь холодела,
Перчатку с левой руки.
А я знала – их только три!
Литературные течения
Литературные термины
Дополните текст литературным термином.
избегает логического раскрытия темы, обращаясь к чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пёстрый поток которых вносит известную цельность, единство и непрерывность.
Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний кроссворд
Елена Корнюшина запись закреплена
Символизм – это художественное направление, центральное течение русского модернизма.
Символ – это многозначное иносказание слова, пучок смыслов. Когда символ попадает в художественный текст, он должен реализовать максимальное количество значений, вызвать в сознании читателя как можно больше ассоциаций.
Символ и символистское поэзии развивается на фоне массового увлечения реализмом. В конце 19 века он зарождается. Только в 10-е годы 20 века символисты уже станут поэтами для массы.
Показать полностью.
Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.
Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя «чистые впечатления». Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и «невыразимой». Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.
Господствующим жанром символизма была «чистая» лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.
В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.
Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.
Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.
Обе ветви символистов роднило представление о символе как условном знаке реальности. Символизм искусства они сближали с символизмом реальности.
Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы.
Главный принцип – искусство для искусства. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» (В.Брюсов)
Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением.
Особая роль была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866—1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу».
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941)
Сын высокопоставленного придворного чиновника, Мережковский начинал свою литературную деятельность в демократической среде.
Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах.
Показать полностью. Окончил филологический факультет Петербургского университета. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).
В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний.
В 1901 году вместе с женой З.Гиппиус основывает в Петербурге «Религиозно-философские собрания». Мережковский пытался соединить православие с католичеством. После поражения первой русской революции Мережковский и Гиппиус выезжают в Париж. Он размышляет о судьбах России так: «В последнем крушении русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию…».
Как поэт, Мережковский (1866 – 1941) мало повлиял на литературу, но название его сборника «Символы», изданного в 1892 году, оказалось значительным. Еще в отроческом возрасте Мережковский однажды читал свои стихи Ф.М.Достоевскому, который сурово посоветовал: «Страдать надо, молодой человек, – страдать, а потом стихи писать».
Современники Мережковского говорили о «странном» его облике – и духовном, и физическом, говорили о том, что он был немного «марсианин» среди остальных людей. Казалось, что земное существование его мучает, как будто он не любил все «земное». А когда он писал о непрочности жизни, ее бренности, то чувствовалось какое-то оживление и особая заинтересованность.
Вскоре Д. Мережковскому удалось создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.
В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению — символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию, где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма — «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе к «вечному и бессмертному». Мережковский также утверждал, что существует «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Все это говорит о том, что Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.
Таким образом, Д. Мережковский представлял символизм как построение художественно-религиозной культуры
Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.
После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.
В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал особое значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.
Дмитрий Мережковский был талантливым прозаиком. Его идея – изобразить историю человечества как битву между Богом и Дьяволом – была воплощена в произведениях разных жанров (публицистике, критических статьях, в исторических романах). Духовные искания писателя проявились в исторической трилогии «Царство зверя»: пьесе «Павел I» и романах «Александр I» и «14-е декабря».
Религиозные искания Мережковского проявлялись в его мечте о «Третьем Завете»; по его мнению, это время должно было непременно настать. В последние годы беллетристику он оставляет и пишет философские эссе о вполне конкретных исторических лицах: о Данте, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном, Наполеоне.
Жизнь Мережковских за границей – это уже совсем другая тема. Единственно, о чем еще хочется вспомнить, – это тот факт, что он был выдвинут на Нобелевскую премию, но присуждена была она И.А.Бунину.
Умер Д.Мережковский в Париже в 1941 году.
Валерий Яковлевич Брюсов
Родился в богатой купеческой семье 1 декабря 1873 года в Москве. Научился читать в три года. Чтение стало основным занятием в его детстве и юности. Родители усердно оберегали его от чтения сказок, зато об идеях Дарвина и принципах материализма он узнал раньше, чем научился умножать.
Показать полностью.
Брюсов печатался под псевдонимами: М.; З.Фукс, К.Созонтов, В.Даров, а также Аврелий, Бакулин, Пентаур.
А.Блок называл Брюсова «поэтом пушкинской плеяды».
Книгами «изумительных свершений» называли стихи Брюсова символисты. Они определяли, что «мужественный брюсовский стих звучит на манер классической латыни».
Брюсов был бессменным редактором журнала «Весы».
В декабре 1923 года торжественно чествовали 50-летие со дня его рождения и 35-летие его литературной деятельности.
Он умер в Москве 9 октября 1924 года.
Его творчество получило высокую оценку современников. С.Есенин так писал о Брюсове: «Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь …свежую струю и новые формы … Брюсов был в искусстве новатором».
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)
Родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко.
Показать полностью.
Из гимназии г.Шуи Бальмонт был исключен за принадлежность к «революционному кружку». Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают будущего поэта, и он оставляет юридические науки.
Бальмонт свободно владел шестью языками. Всего, по свидетельству М.Цветаевой, он знал 16 языков. В 1887-1899 гг. он переводит Г.Гейне, А.Мюссе, Г.Ибсена, П.Б.Шелли, Э.По пишет о них статьи; Всего у Бальмонта около 50 переводов. Долгое время путешествует по Скандинавии.
Следующие сборники «Будем как солнце» 1903 г., «Только любовь. Семицветник» 1903 г. закрепили славу Бальмонта как одного из лучших поэтов-символистов. С 1902 по 1905 гг. он путешествует по Франции, Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Мексике, Америке и пишет статьи о поэзии этих стран. Революцию 1905-1907 гг. Бальмонт приветствует циклом политических стихов. Опасаясь репрессий, в 1905 г. Бальмонт покидает Россию. В его творчестве в этот период звучит ностальгическая тоска по родине и намечается спад. Бальмонт замыкается в кругу созданной им поэтической системы, и в последующих сборниках встречаются одни и те же темы, образы и приемы установившегося к тому времени «бальмОнтовского» стиля.
В 1913 г. после амнистии для политических эмигрантов Бальмонт возвращается в Россию. Но отношение к его творчеству стало сложным. Бальмонт остался в плену романтических и «декадентских» понятий. Первую мировую войну он воспринял как, сам писал, «злое колдовство», но в творчестве прямого отражения военные события не нашли.
К Февральской революции 1917 г. поэт отнесся восторженно, прославлял ее стихами. Но затем стал терять свою «революционность» и все чаще говорил о своем разочаровании в России и русском народе (это отразилось в статье «Народная воля» 1917, стихотворение «К обезумевшей» 1917 г.).
В статье «Революционер я или нет» 1918 г. Бальмонт выразил свое отношение к Октябрьской революции, где представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.
В 1920 г. Бальмонт навсегда покидает Россию. Его литературная деятельность в этот период была очень интенсивной: он писал статьи и очерки, посвященные русским, славянским и французским поэтам. Очень тяжело переживал разлуку с родиной, внимательно следил за происходящим в стране.
В 1937-1942 гг. прогрессирует психическое заболевание, мало пишет.
В истории русской литературы Бальмонт остался как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты.
Бальмонт ощущал себя наследником, завершителем» традиций русского классического стихотворства от Жуковского до Некрасова. В области ритмики, метрики и рифмы он создал целую «коллекцию» стихотворных форм.
Его перу принадлежат самые длинные в русской поэзии строки, разнообразие разностопных «вольных» размеров. Строки его стихотворений распадаются не только на полустишья, но и на третьстишия и четвертьстишия:
В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды…
Количество способов рифмовки, видов строф в поэзии Бальмонта непревзойденно.
31,Акмеизм в литературе, смена эфемерных образов реальностью
Русский акмеизм как литературное направление возник тогда, когда политический подъем в России соседствовал с усталостью общества от бурных исканий предыдущих годов.
1. Вступление
Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм — имели свои особенности.
Философские основы и особенности акмеизма
Одной из первых работ, посвященных изучению сущности акмеизма, стала статья М Кузьмина «О прекрасной ясности». В качестве основных принципов нового литературного течения автор назвал:
В отличие от символистов и представителей других литературных течений начала прошлого столетия, акмеисты ставят в центр мироздания и творчества человека как бесконечно значимое, единственное выражение сути бытия, как ценность, обладающую уникальностью, наличием возможностей творческого преобразования действительности. Философско-антропологическая концепция акмеизма во многом перекликается с философской концепцией Л. Н. Толстого, для которого любое состояние человеческой души и тела всегда наполнено смыслом. Лирические герои акмеистов, как и толстовские герои, живут в гармонии с природой, окружающими людьми, в единстве и неразрывной связи со всем, что их окружает, четко осознавая цели, к которым стремятся, свое место в жизни, смысл бытия.
Бытие для акмеистов – не отвлеченная бесконечность Вселенной, но непосредственность бытия человека.
Яркими сторонниками данного литературного направления являлись Н. Гумилев, О. Мандельштам, которые видели в качестве задач своего творчества, в том числе, и реабилитацию реального бытия, обесцененного, по их мнению, их непосредственными предшественниками – символистами.
2. Символизм
Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.
Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя «чистые впечатления». Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и «невыразимой». Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.
Рис. 1. Поль Верлен (Источник)
Господствующим жанром символизма была «чистая» лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.
В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.
Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.
Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.
Рис. 2. Шарль Бодлер (Источник)
Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.
Природа — строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат —
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!
Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.
Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.
Задача символистов — показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.
Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).
Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной «героике» упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую «верность земле» (Ницше, Георге, Демель).
Детали и образы повседневности в творчестве акмеистов
Поставленная задача, реабилитация социального бытия, а также стремление отразить целостность, органическое единство человека и социоприродной окружающей среды, обусловливают внимание акмеистов к каждой детали повседневности в их творчестве.
В результате особенностей мировосприятия у акмеистов сформировалась новая картина мира, в которой были уравнены бытие и быт, что находило свою репрезентацию в стереоскопическом отображении реальности: детальном изображении запахов, звуков, цветов, пространственных форм и фактуры материалов. Эта детальность, рельефность становится визитной карточкой акмеистов.
Творчество А. Ахматовой
Творчество А. Ахматовой выступает ярким образцом воплощения принципов акмеизма, в результате чего в произведениях каждая деталь повседневности приобретает особый смысл, одновременно реализует ряд функций. Посредством обращения к художественным деталям Ахматова передает самые сложные психологические переживания своих героев.
В этом сером будничном платье,
Будничный образ лирической героини позволяет создать эффект жизненной и эмоциональной подлинности, превращает произведение в автобиографическую исповедь, вписывает повседневные детали в бытие лирической героини.
Вновь посредством обращения к повседневной детали, старому рукомойнику, потерявшему прежний вид и блеск, отражается эмоциональное состояние лирической героини: сам рукомойник преображается не столько под солнечными лучами, сколько под влиянием радостного состояниями героини.
Бытовые ситуации и картины приобретают психологическую многоплановость благодаря их соотнесенности с интенциями лирической героини.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании акмеизма как литературного течения – философско-антропологические восприятие человека как универсальной и единственной ценности, органично вписанной и в бытие, и в быт. Под влиянием особого философского мировосприятия акмеистов их произведения приобретают особую детализацию, рельефность изображения.
3. Акмеизм
Новое модернистское течение, акмеизм, появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.
Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов — форма и вечность, предметность.
В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».
Рис. 3. Николай Гумилев (Источник)
Рис. 4. О.Э. Мандельштам (Источник)
Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.
Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.
Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.
Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Рис. 5. А. Ахматова (Источник)
Акмеисты возвратили бытовые сцены.
Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.
В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.
Основные принципы акмеизма:
• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;
• принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;
• возвращение слову первоначального значения;
• изображение человека с его истинными чувствами;
• включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.
Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом (Источник)
Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.
Эйдолология как онтологическая установка эстетики и философии акмеизма
Несмотря на многочисленные работы, посвященные изучению акмеизма, понятие эйдолологии остается «белым пятном» в понимании философии и эстетики философско-литературного течения. Впервые термин был введен Н. Гумилевым, который понимал под указанным понятием саму природу образа, то ощущение, которое стало для поэта импульсом к созданию произведения, нервную систему произведения.
Произведение, таким образом, рассматривается:
Эйдолология, таким образом, представляет собой и анатомию, и физиологию произведения, один из важнейших органических компонентов поэтики наряду с композицией, стилистикой, ритмикой.
Эйдолология, по мнению Гумилева, примыкает к поэтической психологии, подводит итог темам поэзии, возможным отношениям поэта к этим темам.
4. Футуризм
Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.
В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.
Рис. 7. Хлебников В. (Источник)
Футуристы также придумывали новые слова.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе — бег оленя.
У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.
Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.
В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.
В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.
В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.
В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.
Футуристы были увлечены политикой.
5. Заключение
Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.
Прочитать стихотворения поэтов этого времени.
1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.
2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет