Башни-близнецы. World Trade Center до и после трагедии 11 сентября
Название постройки: Башни-близнецы Всемирного торгового центра (World Trade Center) Автор: Минору Ямасаки (Minoru Yamasaki), Emery Roth & Sons
Дата постройки: 1966-1973 гг. (Разрушены в результате теракта 2001 г.) Место нахождения: Нью-Йорк, США
Столь масштабные конструкции как Башни-близнецы нуждались в инновационных технических и инженерных решениях. Здесь была использована новая лифтовая система с двумя «небесными лобби». Специальные площадки на 44-м и 77-м этажах позволяли пересесть из скоростного лифта к местным лифтам определенных секций. Эта система пересадок была сделана по образу метро и позволяла экономить полезное пространство.
К сожалению, даже такая прочная конструкция не спасла Башни-Близнецы 11 сентября 2001 года во время известного теракта, о котором снято множество документальных и художественных фильмов.
Башни близнецы: история, гордость и трагедия Америки
Именно второй вариант выбрала судьба для знаменитых небоскрёбов, башен-близнецов в Нью-Йорке. Взорванные в результате террористической атаки 11 сентября 2001 года, эти здания словно бы продолжают своё существование: их все знают, о них помнят, они продолжают тиражироваться в тысячах снимков. Они, в конце концов, неуловимым образом до сих пор влияют на жизнь огромнейшего мегаполиса, да и США в целом.
Строительство Башен-близнецов
Построить легко, трудно договориться. Любое здание мира, даже дачный домик, рождается не на строительной площадке, а в умах его творцов. Не стал исключением и Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, архитектурной и визуальной доминантой которого явились два небоскрёба, сразу же названые башнями: Северная и Южная.
Идея возведения грандиозного комплекса родилась в США ещё во время Второй мировой войны. К 1944 году стало понятно, что в её результате в Западном мире осталось одно государство, которому удалось не только сохранить своё экономическое могущество, но существенно его укрепить, особенно на фоне разрушенных Европы и Японии. Этим государством стала Америка. Не нужно было обладать большим умом, чтобы понять простую истину: в ближайшие десятилетия страна станет сверхдержавой, будет стремительно развиваться. И ей понадобится большой финансово-торговый комплекс.
Но прошло ещё немало времени, пока идея начала превращаться в реальность. Основных причин было две.
И только к началу 60-х годов все коммерческие, имиджевые и финансовые вопросы удалось утрясти. Не последнюю роль в этом сыграли братья Рокфеллеры, Дэвид и Нельсон. Используя своё влияние, связи и деньги, братья начали строить ВТЦ в Нижнем Манхэттене.
Весь комплекс, включая башни близнецы, проектировали несколько мощных дизайнерских компаний, но ведущим архитектором, отцом проекта, избрали американца японского происхождения Минору Ямасаки.
Ямасаки до начала работы над этим проектом выполнил несколько серьёзных работ в разных городах США, хотя и не входил в число самых маститых профессионалов страны. Приверженец готического модернизма, испытывающий сильное влияние архитектуры Ле Корбюзье, японец обратил внимание на небольшие старинные башни близнецы в итальянском городке Сан-Джиминьяно, взяв их в качестве образца для выполнения своей задачи.
А задача у мастера была незамысловата: сделать нечто, где было бы в 5 раз больше офисных площадей, чем в Эмпайр Стейт Билдинге. Перебрав несколько возможных вариантов, Ямасаки пришёл к окончательному: две стройные башни с квадратным сечением, имеющие форму параллелепипедов.
Весь ход строительства можно разделить на следующие этапы:
По окончанию строительства башни оказались самыми высокими зданиями мира, каждая насчитывала по 110 этажей. Верхняя отметка Южной составляла 415 метров, Северная была на 2 метра выше, к тому же её украшала антенна с отметкой 526,3 метра.
Необычное лицо Башен-близнецов
Продолжая начатую аналогию, можно сказать, что подобно людям, выдающиеся здания тоже обладают своими рекордами и уникальными событиями жизни. Есть они и у башен Ямасаки. Вот некоторые из них:
И, возможно, очень хорошо сказал об этом дерзкий француз Филипп Пети, который в августе 1974 года сумел 8 раз подряд (!) пройти по канату, натянутому между двумя башнями, при этом танцуя и даже ложась: «Лёжа на канате, я увидел очень близко над собой чайку. И мне вспомнился миф о Прометее. Здесь, на этой высоте, я вторгся в её пространство, доказывая, что человек может сравниться и с птицей…»
Лучше быть мертвым, чем красным (антикоммунистический лозунг) Мы вас похороним (Н.С.Хрущев)
Доллар был признан международным платежным средством, начал осуществляться план Маршалла, были созданы Международный Валютный Фонд, Международный Банк и, конечно же, ООН.
Штаб-квартира ООН разместилась в космополитичном Нью-Йорке.
В 1946 году нью-йоркские отцы города, предвидя расцвет международной торговли в послевоенном мире, предложили построить в Нижнем Манхэттена «всемирный торговый центр».
Мир из Pax americana превратился в Pax americana et sovietica (мир по-американски и мир по-советски)
Рокфеллеры. «Барон», филантроп, политик, банкир
Джон Рокфеллер-старший
Самыми заметными фигурами из пяти братьев были Нельсон и Дэвид.
Спасти Нижний Манхэттен!
Небоскребы ВТЦ собирались назвать «Нельсон» и «Дэвид» (Нью-йоркский фольклор)
Нельсон Рокфеллер, вице-президент в администрации Джеральда Форда, 14 лет был губернатором штата Нью-Йорк.
Дэвид Рокфеллер с 1961 года являлся президентом Чейз-Манхэттен Банка.
Именно с постройки 60-этажного небоскреба Чейз-Манхэттен Банк началось возрождение Нижнего Манхэттена как делового центра.
Возведение ВТЦ, конечно, не могло обойтись без конфликтов. Столкнулись интересы двух штатов (Нью-Йорка и Нью-Джерси), города Нью-Йорка, владельцев Эмпайр Стэйт Билдинга и организации Port Authority. Сторонам пришлось идти на компромиссы, делать уступки и получать сдачу.
Почти всех примирил перенос места ВТЦ с восточного побережья Манхэттена (Ист-Ривер) на западное (Гудзон). При этом ВТЦ планировали строить как раз над железнодорожными туннелями, соединяющими Манхэттен с нью-джерсийским побережьем.
Бизнесмены, за спинами которых маячили владельцы Эмпайр Стейт Билдинга, не желавшие появления такого конкурента, устраивали демонстрации и пытались действовать через суд.
Тихий японо-американец
Невысокий, обладающий тихим голосом Ямасаки отличался колоссальной работоспособностью и был известен тем, что ставил нужды заказчика превыше всего.
Минору Ямасаки показывает на макете Нижнего Манхэттена место под ВТЦ
Два по сто десять
В работах американского архитектора японского происхождения очевидно итальянское влияние.
Башни-близнецы Сан-Джиминьяно
Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра
Плаза Всемирного Торгового Центра
В первоначальном варианте небоскребы состояли из 80 этажей, что делало их ниже Эмпайр Стэйт Билдинга.
Гай Тоззоли, отвечающий за проект от организации Port Authority, заявил: Яма, президент собирается высадить человека на Луну. Я хочу, чтобы наши небоскребы были самыми высокими в мире
Всемирный Торговый Центр (1973) Сирс Тауэр (1974) Башни Петронас (1998) Тайбэй 101 (2004) Шанхайский всемирный финансовый центр (2008) Новый ВТЦ-1 (2013, строится) Бурдж-Халифа (2010)
6 августа 1966, двадцать лет спустя после рождения идеи комплекса, строительство Всемирного Торгового Центра началось.
Стройка века
Мы строили, строили и наконец построили
Проблемы начались с фундамента. Небоскреб должен стоять на bedrock (твердой породе). До нее в выбранном для Центра месте оказалось более 20 метров. Просто копать было опасно из-за близости океанских вод, поэтому до начала рытья по всему периметру будущей стройки была сооружена подземная «стена». Конструкция получила название bathtub (корыто).
Строящиеся башни ВТЦ и насыпь
Глубины bathtub хватило на семь подземных этажей, над которыми началось возведение 110-этажных башен.
При строительстве были использованы выписанные из Австралии краны Kangaroo, способные самонаращиваться
Необычную конструкцию небоскребов ВТЦ демонстрирует уникальная фотография, на которой, как на рентгеновском снимке, виден «скелет» Северной Башни.
Лестницы и лифты располагались в центре, а для офисов предназначалось пространство между центральными и внешними колоннами. Такая конструкция давала будущим арендаторам свободу перепланировки офисов.
У типичных небоскребов того времени фасады были сплошь из стекла, у Близнецов окна находились в глубине, за колоннами.
В темное время суток окна было прекрасно видно
днем же небоскребы становились слепыми монолитами
Так выглядели небоскребы к концу строительства, в 1970 году.
Ножками огромного камертона казались Близнецы по завершению строительства.
Возможность увидеть их во весь рост исчезла после постройки в 1988 году Всемирного Финанасового Центра.
Стоимость строительства вышла за 1,5 милларда долларов, строили ВТЦ 7,5 тысяч человек, погибло 8 человек.
Перпендикулярный город
Как принято, США разделены на районы, которым присвоены почтовые индексы (zipcode).
Индексом ВТЦ являлись цифры 10048.
В центре Плазы находился фонтан с вращающейся сферой
Первоначальная реакция нью-йоркцев и гостей столицы мира на творение Ямасаки была весьма прохладная:
Самыми безжалостными критиками были профессионалы:
На фоне Всемирного Торгового Центра снимались:
Церковь Святого Николая
Обозревать «весь Нью-Йорк» можно было — из окон ресторана Windows on the World, находящегося на 106/107 этажах Северной Башни
с наблюдательной площадки (Observation Deck), находящейся на 107 этаже Южной Башни
с платформы на крыше Южной Башни (110 этаж)
Вскоре Близнецы начали привлекать искателей приключений.
Сенсацией стала «небесная прогулка» французского канатоходца.
Большое шоу Филиппа Пети
В семь утра Филипп Пети ступил на шаткий «мостик», протянутый на высоте 415 метров, шириной в один дюйм (2,5 см) и длиной 40 метров.
Далеко внизу люди, спешившие на работу, останавливались и в неверии глядели на маленькую человеческую фугурку, прогуливающуюся между башнями-исполинами на невообразимой высоте.
К десятку первых зрителей вскоре присоединились тысячи. Через несколько минут после начала «представления» на крышу Южной Башни прибыли полицейские.
Свидетельствует сержант Чарьлз Дэниэльс:
Когда Пети вернулся на крышу, он тут же был арестован.
Ему вменялось в вину многое: проникновение на частную территорию, неподчинение полиции, опасное для окружающих поведение и даже публичное выступление без разрешения. Конечно, позже все обвинения были сняты, Филиппа Пети лишь обязали выступить перед детской аудиторией в Центральном Парке.
За Филиппом Пети последовали представители других жанров.
Отважные герои очень маленького роста
Если у Владимира Маяковского безработные кидались с Бруклинского моста, то один современный обездоленный выбрал ВТЦ. Не собираясь сводить счеты с жизнью, он хотел привлечь внимание к тяжелому положению безработных.
22 июля 1975 года Оуэн Квин прыгнул с парашютом с крыши Северной Башни.
ВТЦ завоевывали не только сверху, но и снизу.
На сцене под названием ВТЦ ставились разные спектакли.
В 1995 году здесь проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам (по версии ПША) между Гарри Каспаровым и Вишванатаном Анандом
Такой площадкой не мог пренебречь и Голливуд. В римейке «Кинг Конга» 1976-го года финальная сцена разворачивается не на Эмпайр Стэйт Билдинге, а на крыше ВТЦ.
Смерть Кинг Конг была киношная. Реальные люди погибли 26 февраля 1993 года.
Первая кровь
Подопечные Омара Абдель-Рахмана (Слепого шейха) рассчитывали, что Северная Башня обрушится на Южную, но Близнецы устояли.
Было убито 6 человек, ранено около тысячи. В результате взрыва небоскребы были обесточены, лифты остановились, система оповещения перестала работать. Переносные радиостанции пожарников плохо функционировали, а система 911 была перегружена.
Вертолетная площадка на крыше Северной Башни; полицейский вертолет
Эти операции поселили в людях ложную уверенность, что спасение вертолетами с крыш входит в планы спасения.
Теракт продемонстрировал плохую готовность ВТЦ к таким катастрофическим событиям и заставил принять меры. Увы, как показали события 2001 года, эти меры оказались полумерами.
11 сентября
Первый таран произошел в 8:46, вторая башня обрушилась в 10:28.
Всемирный Торговый Центр, который строился семь лет и простоял тридцать лет, был разрушен за 102 минуты.
Когда были убраны руины ВТЦ, из земли выступила практически неповрежденная стена bathtub
Башни-близнецы в Нью-Йорке: проектировались с учетом тарана «Боингом-707»
Настоящая история взорванных в Нью-Йорке башен-близнецов, и что они на самом деле символизировали
Идея
Небоскребы ВТЦ создавались по проекту американского архитектора-модерниста Минору Ямасаки, который, как считается, выиграл конкурс потому, что предложил построить башни быстро и дешево. Он работал совместно с Антонио Бриттайочи и фирмой Emery Roth & Sons. Прежде чем приступить к возведению двух гигантов из стали, стекла и бетона, Ямасаки создал сотни моделей. Возможно, он чувствовал, что самое грандиозное и современное на тот момент сооружение в мире станет его лебединой песней и поэтому постарался выразить в нем свою идею. «ВТЦ должен являть собой символ веры в могущество человека», — не раз говорил архитектор.
При создании проекта Ямасаки смешал свои готические пристрастия и архитектурно-этические идеи великого ЛеКорбюзье. Впоследствии некоторые критики называли архитектонику башен ВТЦ ограниченной и скучной, а скудость формы, по их мнению, служила «индикатором внутренней катастрофы». Кто-то считал эти здания олицетворением существующей в США общественной системы.
Когда первый из колоссов появился в Нью-Йорке, критики нарекли его «самым большим пальцем в небо». А специалист по технической истории Льюис Мамфорд расценил Twin Towers как «пример непреднамеренного гигантизма и технологического эксгибиционизма, который сейчас потрошит живую ткань каждого большого города». Не нравились многим и узкие (только 46 см шириной) окна офисных помещений башен. По бытовавшим тогда суждениям, архитектор сделал их такими, потому что страшно боялся высоты.
Однако было и мнение, будто небоскребы Всемирного торгового центра олицетворяли собой мужчину и женщину. В качестве подтверждения при этом указывали на то, что Ямасаки подчеркнул мужскую башню упругой антенной, а женскую — шлюзом обзорной площадки. Он и Она находились как бы в движении к Гудзону и всей Америке. Женщина, как всегда, на полшага отставала. Возможно, это было архитектурное изображение Адама и Евы, покидавших Рай? Сам архитектор определенно по этому поводу не высказывался.
Конструкция
Чтобы очистить место для грандиозного строительства в районе городского порта, были снесены десятки малоэтажных зданий. 1,2 млн кубических ярдов земли вынули и вывезли для создания под небоскрёбами фундамента в 21 метр глубиной и Плазы — подземного пространства, где потом расположились магазины, рестораны, банки, кассы авиалиний, туристические бюро, новая станция метро, мастерские для обслуживания башен-близнецов, склады и подземный гараж на 2 тыс. автомобилей.
При постройке небоскребов была использована инженерная идея, впервые примененная при создании офисного центра IBM в Сиэттле. В данном случае конструкторы также применили структурную модель жесткой «полой трубы» из близко расположенных колонн диаметром 990 мм, с фермами этажей толщиной 83 см, расширяющимися к центральной части. Множество стальных колонн внутри здания и стали несущей частью, которая держала все здание. «Ребрами жесткости» при этом служили сложнопрофильные стальные полы. Такая концепция позволила создать внутри просторные, не загроможденные лишними конструкциями пространства.
Фасад зданий шириной 64,5 м представлял собой сборную стальную решетку с колоннами шириной 476,25 мм. Они предохраняли всю конструкцию от ветра и других внешних опрокидывающих нагрузок. Расположение «ветряных подпорок» вне поверхности здания препятствовало передаче усилий через мембрану этажей к центру. По каждой из четырех сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка. Между ними по всей высоте были натянуты тросы. Они, а также пакет тросов внутри лифтовых шахт обеспечивали гибкость конструкции. В целом башни представляли собой соединение стальных клеток из произведенных на заводе модулей размером 10х3 м и весом в 22 т. Внешние колонны зданий были отделаны серебристым алюминиевым сплавом. Это создавало впечатление, что в небоскребах совсем нет окон. Хотя их было целых 43 тыс.
Близнецы стали первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Для них разработали специальную «сухостенную» систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Этажи поддерживались сериями легких ферм на резиновых панелях, располагавшихся между наружными колоннами и лифтовой частью. Оба «братца», как утверждали проектировщики, были способны выдержать ураганный ветер и должны были устоять даже в случае тарана самолетом среднего размера, например такого, как «Боинг 707».
Сооружались они в основном из стекла, стали и бетона с использованием дюрали и прочного титана. Всего для строительства понадобилось около 400 тыс. куб. м цемента, 200 тыс. т стали и 20 тыс. кв. м стекла.
Эксплуатация
Первая башня была построена к 1970 году. Но официально ВТЦ в Нью-Йорке был открыт только 4 апреля 1973 после ввода в эксплуатацию второй. В комплекс входили еще пять наземных сооружений. Среди них — высотный «Мэриотт-Отель», товарная биржа и 8-этажный дворец Американской таможни. По 8 этажей в обеих высотках (7—8, 41—42, 75—76 и 108—109) были техническими. Все остальные, общей площадью более 1 млн кв. м, сдавались в аренду.
Высота небоскребов ВТЦ (Северная башня — 110 этажей, 417 м, Южная — 104 этажа, 415 м) была в то время постоянной темой шуток и анекдотов. Вот один из них. На пресс-конференции после церемонии открытия ВТЦ у Ямасаки спросили: «Почему два здания по 110 этажей? Почему не одно в 220?». Его ответ: «Я не хотел потерять человеческий масштаб».
В обычный день на работу в ВТЦ приходили 50 тыс. служащих и 200 тыс. посетителей и туристов. На 107-м этаже Северной башни существовал фешенебельный и дорогой ресторан «Окна в Мир». Там американцы любили справлять свадьбы и отмечать разные знаменательные события. В 1990-х годах на смотровую площадку Южной башни ежедневно поднимались десятки тысяч туристов. В ясный день сквозь забор от самоубийц они могли обозревать окрестности в радиусе 78 км.
Система из 99 лифтов в небоскребах была устроена таким образом, что снизу скоростные подъемники шли к началу 2-й и 3-й секций здания начинавшимся на 44-м и 78-м этажах. Оттуда «местные» лифты поднимали пассажиров на нужный этаж. Каждый межсекционный лифт мог поднимать 55 человек со скоростью около 8,5 м в секунду. Всего в комплексе ВТЦ было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром. Мытье окон в двух башнях происходило автоматически 3 раза в неделю с помощью спецмашин на стальных подвижных тросах.
Разрушение
Огромным конструктивным плюсом нью-йоркских близнецов было то, что стальные балки зданий соединялись с расположенными менее чем в метре друг от друга опорами, формирующими наружные стены здания. Тогда как вертикальные опоры большинства других американских небоскребов располагаются на расстоянии до 6 м друг от друга, а основная нагрузка в них переносится на комбинированные диагональные стойки, повреждение которых, как правило, приводит к немедленному разрушению всего здания.
А недостатком являлось отсутствие пенных противопожарных систем, которые могли бы справиться с горящим авиационным топливом. Бетон гарантированно выдерживает пламя час-два. Но 91 тыс. л авиационного топлива, которым были заправлены оба направленных террористами в здания ВТЦ самолета, превратили крылатые машины в термобомбы. Когда температура горения превысила 800 °С, стальные опоры начали плавиться. Однако впоследствии обнаружилось, что основная причина обрушения Близнецов была не в этом.
Через несколько лет после трагедии специалисты однозначно установили, что причиной обрушения стало постепенное смещение в результате пожара в зданиях центра тяжести. Внешние колонны не выдержали экстраординарного напряжения.
Олег КЛИМОВ
(по материалам зарубежной печати)
СПРАВОЧНО: Минору Ямасаки—американский архитектор, сочетавший интернациональный стиль с чертами неоклассики. Родился в Сиэтле, США, 1 декабря 1912 года в японской семье, имевшей американское гражданство.
В 1949 году основал собственную фирму. В 1951-м получил премию Американского института архитектуры за жилой комплекс в Сент-Луисе, США. Правда, уже в 1972-м эти здания были разрушены как «морально устаревшие и социально обременительные».
Среди наиболее известных зданий, построенных по проектам Минору Ямасаки, — консульство США в Кобе, Япония (1955), аэропорт Ламберт в Сент-Луисе, США (1956), Мемориальный общественный центр МакГрегора в Детройте, США (1958), аэропорт в Дахране, Саудовская Аравия (1961) и аэропорт Восточной провинции в Эр-Рияде (1985).
Он строил небоскребы и при этом панически боялся высоты.Работая над зданиями ЦМТ, Минору Ямасаки развелся с супругой, женился на другой, потом еще раз развелся и женился, потом еще раз. В конце концов снова развелся и вернулся к первой жене.
Опубликовал книгу «Жизнь в архитектуре». Умер 6 февраля 1986 года.