Что надолго приостановило развитие литературы в древней руси
Что надолго приостановило развитие литературы в древней руси
Тестовые задания для 9 класса по теме: «Древнерусская литература»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. К какому веку принято относить начало древнерусской литературы?
2. Какой период времени охватывает древнерусская литература?
3. Какое событие повлияло на появление древнерусской литературы?
А) Непрекращающиеся войны на Древней Руси
В) Княжеские междоусобицы
Г) Поездка князя Владимира Красное Солнышко в иностранные государства
4. Какие первые книги появились на территории древней Руси?
Б) Летописи, написанные на латинском языке
+В) Церковные книги, переведённые с греческого языка на церковнославянский
Г) Византийские исторические хроники
5. Что лежит в основе всех древнерусских текстов?
+ А) Система религиозных представлений о мире: бог – творец всего
Б) Прославление родины путём завоевания новых земель и подчинения других народов
В) Воспевание чести и отваги правителей русской земли
Г) Описание красоты и величия русской земли
6. Какие появились первые древнерусские памятники литературы?
А) Слово о полку Игореве
+ Б) Церковно-служебные тексты
В) Летопись Временных лет
Г) Описания подвигов русских князей
7. Какой жанр древнерусской литературы характеризовался моральными наставлениями и рассуждениями о правильном образе жизни?
8. Кто открыл первые школы на Руси для обучения народа грамоте?
+ А) Владимир Красное Солнышко
Б) Владимир Мономах
9. Что надолго приостановило развитие литературы в Древней Руси?
А) Неумение русского народа читать и писать
Б) Отсутствие должного внимания к литературе со стороны правителей древней Руси
В) Необразованность церковнослужителей
+ Г) Монгольское нашествие на Киевскую Русь в 13 веке
тест 10. В сложные для Руси времена многочисленных битв и сражений, какую роль выполняла литература?
11. Какая основная проблема существовала на Руси в 11-12 веке?
+ А) Княжеские междоусобицы
В) Необразованность народа
Г) Демографический кризис
12. Выберете правильное утверждение:
А) Все памятники древнерусской литературы созданы только в стихотворной форме
Б) Все произведения переведены с греческого языка на русский
+ В) Все герои произведений древнерусской литературы – исторические лица
Г) Все герои произведений древнерусской литературы – вымышленные персонажи
13. В развитии древнерусской литературы принято выделять три этапа. Какой этап стал заключительным?
А) Литература периода феодальной раздробленности
Б) Литература Киевской Руси
+ В) Литература периода образования и развития централизованного Русского государства
Г) Литература новых времён
14. Какая из дошедших до наших времён летописей самая древняя?
+ А) Повесть временных лет
Б) Слово о полку Игореве
В) Песнь о вещем Олеге
Г) Житие Александра Невского
15. О чём повествует известный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»?
А) о жизни и деяниях князя Игоря
+ Б) О неудачном походе князя Игоря на половцев
В) О борьбе князя Игоря со своим братом Всеволодом за земли
Г) О походе князя Игоря на хазарское войско
16. Кто был автором рукописи «Слово о полку Игореве»?
А) Нестор летописец
Б) Епифаний Премудрый
+ Г) Автор неизвестен
17. События, происходящие в каком веке, описывает «Слово о полку Игореве»?
18. Кто из русских коллекционеров стал обладателем единственного экземпляра памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»?
19. Сколько переводов «Слова о полку Игореве» на русский язык сейчас существует?
тест-20. Каким княжеством правил князь Игорь?
21. Как звали жену князя Игоря?
22. Чем окончился военный поход князя Игоря?
23. Сколько дней длилась битва русского войска с половцами?
24. Что случилось с князем Игорем во время второй битвы?
+ Б) Был ранен и взят в плен
В) Сбежал с поля боя
Г) Притворился мёртвым
25. Кого автор называет настоящим защитником своей родины и образцом для подражания?
А) Князя Святослава
В) Князя Ярослава Мудрого
26. Князю Святославу приснился тревожный сон во время похода Игоря. Что он означал?
А) Князь Игорь был ранен на поле боя
Б) Князь Всеволод был ранен на поле боя
+ В) Братья потерпели поражение в сражении с половцами
Г) Оба князя погибли на поле боя
27. О ком автор отзывается, как о зачинщике междоусобных войн, которые привели к разделению русских земель и упадку?
А) О князе Ярославе Мудром
Б) О князе Святославе
В) О Владимире Мономахе
28. Где горевала Ярославна, прося у природы помощи для своего мужа?
А) У себя в комнате
Б) В храме Святой Софии
+ В) На городской стене в Путивле
Г) На берегу реки Каялы
29. Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»?
А) Смертью князя Игоря
Б) Победой русского войска над половцами
+ В) Побегом и возвращением домой князя Игоря
Г) Объединению всех русских княжеств в борьбе против общего врага
тест_30. Что произошло с оригиналом рукописи «Слово о полку Игореве»?
+ А) Сгорела в московском пожаре 1812 года
Б) Хранится в Третьяковской галерее
В) Сгорела во время Великой Отечественной войны
Три основных этапа в развитии древнерусской литературы
В развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства.
I. Литература Киевской Руси (XI–первая половина XIII веков). Ее возникновение связано с появлением первых церковно-служебных и историко-повествовательных произведений. Темы литературы этого периода — история возникновения Руси, борьба с внешними врагами — печенегами, а потом половцами, борьба князей за киевский престол. Литература этого времени воспитывала чувство патриотизма, утверждала историческое и политическое единство народа и единство рода древнерусских князей, обличала княжеские распри.
II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII–первая половина XV веков). Основная тема литературы – национально-патриотическая. Создаваемые в это время произведения несут в себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение приобретают идеи сильной княжеской власти, образования русской народности и формирования Русского централизованного государства. В XIV–XV веках в литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру.
III. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI–XVII века). Усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые, чисто литературные, свободные от церковного влияния жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика.
Зачет по Отечественной литературе для 3 курса СКД
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зачет по дисциплине «Отечественная литература»
1. К какому веку принято относить начало древнерусской литературы?
2. Какой период времени охватывает древнерусская литература?
3. Какое событие повлияло на появление древнерусской литературы?
а) непрекращающиеся войны на Древней Руси;
в) княжеские междоусобицы.
4. Какие первые книги появились на территории древней Руси?
б) летописи, написанные на латинском языке;
в) церковные книги, переведённые с греческого языка на церковнославянский.
5. Что лежит в основе всех древнерусских текстов?
а) Система религиозных представлений о мире: бог – творец всего.
б) Прославление родины путём завоевания новых земель и подчинения других народов.
в) Воспевание чести и отваги правителей русской земли.
6. Какой жанр древнерусской литературы характеризовался моральными наставлениями и рассуждениями о правильном образе жизни?
7. Что надолго приостановило развитие литературы в Древней Руси?
а) неумение русского народа читать и писать;
б) отсутствие должного внимания к литературе со стороны правителей древней Руси;
в) монгольское нашествие на Киевскую Русь в 13 веке.
8. В сложные для Руси времена многочисленных битв и сражений, какую роль выполняла литература?
9. Какая из дошедших до наших времён летописей самая древняя?
а) «Повесть временных лет»;
б) «Слово о полку Игореве»;
в) «Песнь о вещем Олеге».
10. О чём повествует известный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»?
а) о жизни и деяниях князя Игоря;
б) о неудачном походе князя Игоря на половцев;
в) о борьбе князя Игоря со своим братом Всеволодом за земли.
11. Кто был автором рукописи «Слово о полку Игореве»?
а) Нестор летописец;
б) Епифаний Премудрый;
в) автор неизвестен.
12. Чем окончился военный поход князя Игоря?
13. Выберите правильное определение:
а) Классицизм – это литературное направление, целью которого является правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
б) Классицизм – это литературное направление, основанное на воспроизведении образов и форм античного искусства.
в) Классицизм – это литературное направление, которое характеризуется утверждением ценности духовной и творческой жизни личности, признанием наивысшей ценностью её независимость и свободу.
14. Когда зародился классицизм в России?
15. Какая особенность присуща классицизму как литературному направлению?
а) Строгое подразделение жанров на высокие и низкие.
б) Отказ от прямолинейности.
в) Подчёркнутое внимание к человеческой личности.
16. Кто автор оды «Фелица»?
а) В.К. Тредиаковский;
17. Кто воспевал императрицу Елизавету Петровну в своей оде?
в) В.К. Тредиаковский.
18. Какие жанры литературы относились к «низким» в эпоху классицизма?
19. Кто из русских классицистов создал «Теорию трёх штилей»?
б) В.К. Тредиаковский;
20. Чьё творчество пришлось на расцвет русского классицизма?
21. Возник в европейской литературе сентиментализм как новое литературное направление в:
а) середине 18 века;
22. Каковы основные черты сентиментализма:
а) создание нового типа героя – представителя мелкой и средней буржуазии, ремесленников, крестьян;
б) создание нового типа героя – представителя низшего сословия;
в) оба варианта верны.
23. Назовите представителя сентиментализма в России:
24. Назовите главную книгу Карамзина, над которой он работал в течение двух десятилетий:
а) «Письма русского путешественника»;
б) «История государства Российского»;
в) «Наталья, боярская дочь».
25. Какие цветы продавала Лиза в день знакомства с Эрастом в произведении Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
26. Почему Эрасту пришлось покинуть Лизу?
а) Эраст переехал с родителями в Петербург;
б) мать Лизы запретила им видеться;
в) Эраст ушел на войну.
28. Что характерно для романтизма?
а) Культ разума и цивилизации.
б) Культ отрицания всех проявлений религии.
в) Культ единения природы и чувств человека.
29. Первая баллада, созданная В.А. Жуковским:
30. На что гадали девушки в крещенский вечер в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?
б) на то, сколько у них будет детей;
в) на то, что их ждет в этом году.
31. Что увидела Светлана за своей спиной во время гадания?
32. Как Алеко из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» попал к цыганам?
а) его привел старик;
б) его привела Земфира;
в) Алеко сам пристал к табору.
33. Чем занимался Алеко, кочуя с цыганами?
а) готовил всем еду, следил за костром;
б) участвовал в представлениях с обученным медведем;
в) добывал разбоем деньги.
34. Что сделал Алеко, увидев Земфиру с другим?
35. Какое произведение принесло Н.В. Гоголю известность?
в) «Вечера на хуторе близ Диканьки».
36. Как называется цикл произведений, в который входит повесть «Шинель»?
а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
в) «Петербургские повести».
37. Какая тема является основной в повести «Шинель»?
б) тема «маленького человека»;
в) тема добра и зла.
38. Когда сформировался символизм в России?
а) в 1890-1900-е годы;
б) в 1903-1904-е годы;
в) в 1910-1912-е годы.
39. Каковы были три главных элемента нового искусства?
а) мистическое содержание, символы, гротеск;
б) мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности;
в) расширение художественной впечатлительности, передача мимолетных впечатлений, символы.
40. Назовите старших символистов:
41. Кто относился к младосимволистам?
а) Андрей Белый (Б.Бугаев);
д) Эллис (Л.Кобылинский).
42. Как переводится с греческого название «акмеизм»?
а) «высшая степень чего-либо»;
43. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью :
44. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
45. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?
46. Как переводится с латинского название «Футуризм»?
а) «высшая степень чего-либо»;
47. Первая декларация футуристов, которая вышла в 1912 году, называлась?
в) «Пощёчина общественному вкусу».
48. Кто из поэтов не входил в группу футуристов?
49. Термин «деревенская проза» обозначает?
б) направление литературы;
50. Укажите фамилию писателя, с рассказов которого началась деревенская проза:
51. Как называлось первое произведение В. Шукшина, появившееся в печати?
52. Что придаёт произведениям В. Шукшина эмоциональность?
а) междометия и восклицания;
б) «учёные» выражения;
53. Герои произведений В. Шукшина – это:
а) современный «маленький человек»;
б) современный «лишний человек»;
в) «несовременный» человек.
54. Какие два мира сталкиваются в произведениях В. Шукшина?
а) жители города и жители села;
б) интеллигенция и рабочий класс;
в) реальный мир и вымышленный мир.
55. Что такое «лейтенантская проза»?
а) произведения, где раскрывается жизнь интеллигенции;
б) произведения военной тематики;
в) произведения о любви.
56. Найдите представителей «лейтенантской прозы»:
57. Отметьте ряд писателей, которых можно отнести к «третьей волне» эмиграции:
а) И. Бунин, В. Набоков, К. Бальмонт;
б) И. Бродский, В. Аксенов, А. Галич;
в) И. Елагин, В. Максимов, Г. Сенкевич;
г) И. Северянин, Н. Тэффи, В. Ходасевич.
58. Кто из советских политических деятелей так сказал о русских писателях-эмигрантах «первой волны»: «Мы этих людей выслали, так как расстрелять не было повода, а терпеть невозможно»?
59. Какой рассказ Т. Толстой был опубликован первым?
а) «На золотом крыльце сидели»;
в) «Спи спокойно, сынок».
60. «Какое столкновение идет в рассказе Т. Толстой «Свидание с птицей»?
а) фантазии и юмора;
б) мечты и действительности;
в) величия и драматизма.
Первая баллада, созданная Жуковским:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа «Библиотечный час»
Презентация «Анализ повести Л.Н.Толстого «Детство»»
Образовательные интернет ресурсы о космосе
Статья «Использование эффективных технологий в преподавании русского языка и литературы»
Презентация по литературному чтению 1 класс В.В. Бианки. Первая охота
Конкурс «Моя любимая книга». Сочинение «Полюбившийся детектив»
Итоговая контрольная работа по литературе для 8 класса
Урок русской литературы. Тематический контроль. Л. Н. Толстой «Детство»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376516 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Периодизация русской литературы
Основные периоды русской литературы
Отечественная литература насчитывает тысячелетнюю историю. Русскими писателями созданы лучшие образцы мировой художественной культуры.
Литературоведы выделяют такую периодизацию:
Древнерусская литература
Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
«Повесть временных лет» — пример древнейшей русской летописи.
С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.
Из сохранившихся древнейших русских рукописей XI-XIII веков абсолютное большинство — это Евангелия, Псалтыри, богослужебные книги, например, «Слово о законе и благодати».
Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.
Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.
В XV веке появилась первая публицистическая литература.
В XVI веке зародилась поэзия.
Примеры произведений древнерусской литературы
«Остромирово евангелие» — это древнейшая рукописная книга, автор — мастер книжного дела Григорий завершил ее 1057 году. Рукопись была заказана киевским князем Изяславом Ярославичем. Содержит 294 листа, украшенных миниатюрами с изображением евангелистов. Хранится в петербургской публичной библиотеке.
Особое место занимает литературный памятник «Слово о полку Игореве», автор которого не установлен, считается главным памятником древнерусской литературы. Повествует о походе князя Игоря на половцев, который окончился поражением и пленом. Жанр — эпическая песнь. Написано не позже XIII века.
«Слово» отличает поэтический ритм. В нем звучат мотивы русской народной поэзии. Присутствуют поэтические описания природы. Главная идея — объединение русских князей для борьбы с половцами. Сделано несколько переводов «Слова» на современный русский язык. Наиболее талантливыми считаются варианты у Василия Жуковского, Николая Заболоцкого, Дмитрия Лихачева.
Одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы считается «Житие» Протопопа Аввакума.
Русская литература XVIII века
Этот период получил название — «Век русского Просвещения».
Золотой век русской литературы
«Золотым веком» русской литературы считается первая треть XIX в., время великих поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.
Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.
Начала развиваться проза, вначале под влиянием английских исторических романов Вальтера Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Впервые историческую отечественную повесть «Капитанская дочка» о временах Пугачевского бунта создает А.С. Пушкин.
В литературу благодаря «Евгению Онегину» входит образ «лишнего человека», из гоголевской «Шинели» читатель узнает о «маленьком человеке». Таким образом, формируется реализм, который надолго займет в литературе главенствующее место.
Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.
В этот период поэзия приобретает социальную проблематику, которая четко обозначена в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо?», где ярко показана тяжелая и беспросветная жизнь русского народа. Мастером литературного жанра — рассказа стал А.П. Чехов. Пьесы Максима Горького отличаются драматичностью и яркими характерами.
Русская литература Серебряного века
Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.
Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.
В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.
Футуристы — Владимир Маяковский, Велемир Хлебников — вышли на арену поэзии с отрицанием всей предшествующей культуры, призывая сбросить мастеров прошлого с «парохода современности». Называлось это «пощечиной общественному вкусу».
Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.
Русская литература советского периода
Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.
Основные этапы литературы советского периода:
После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:
Современная русская литература
Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.
Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.
На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.
Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.
Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.
В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.
В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.
Сегодня огромное количество авторов публикуется в интернете на различных порталах, например, «Проза.ру». Блогеры публикуют свое творчество на различных каналах. Поэтому значимость автора часто определяется количеством подписчиков.
Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.
Основные направления и особенности периодов
Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.