Что надевать на ноги ребенку который еще не ходит
Как одевать зимой детей до года (лайфхак для пап)
Поделиться:
Потеть мне не разрешалось.
Это было еще более тяжким преступлением,
чем опоздать на прием гомеопатии!
Бабушка объясняла, что, потея, человек остывает,
теряет сопротивляемость организма, а стафилококк,
почуяв это, размножается и вызывает гайморит.
Я помнил, что сгнить от гайморита не успею,
потому что, если буду потный,
бабушка убьет меня раньше, чем проснется стафилококк.
Но как я ни сдерживался, на бегу все равно вспотел,
и спасти меня теперь ничто не могло.
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Возможно, этой замечательной книги могло бы и не быть, если бы в то время были доступны современные виды одежды. Вот бы Саше Савельеву выдать современный комбинезон с мембраной и термобелье! Никакая бабушка не придралась бы. А если бы его еще привить от пневмококка и гемофильной инфекции, возможно, бабушке пришлось бы переключиться на собственные болезни.
Но это всё фантазии, а пока я предлагаю вашему вниманию краткое пособие по зимнему одеванию малышей для пап. Почему для пап? Да потому что мамы всегда всё знают лучше всех…
Основные термины:
Х/б, хлопок. Эта натуральная ткань хорошо «дышит» и выводит тепло, поэтому из нее изготавливают нательную одежду.
Фланель. Мягкая хлопчатобумажная или шерстяная ткань с начесом.
Байковое одеяло. Одеяло из хлопка или шерсти. Раньше из байки делали портянки, так что старое одеяло не выбрасывайте, его вполне можно подарить какому-нибудь военному пенсионеру.
Флис (синтетика). Помогает сохранять тепло тела, выводя при этом влагу. Используется для внешних слоев одежды.
Мембрана (пленка). Важнейший компонент современной одежды, не пускает внутрь воду, зато выводит наружу пот и избыток тепла. Используется в уличных видах одежды и обуви (на каждой модели стоит маркировка температурного диапазона).
Подгузник (памперс). Чтобы не случилось «аварии», обязательно надевайте малышу этот важнейший компонент одежды. Иначе никакая мембрана не поможет.
Боди. Нательная плотно облегающая одежда, застегивающаяся между ног. Бывает с короткими и длинными рукавами.
Слип. Тонкие или толстые нательные комбинезончики с закрытыми ножками и иногда с закрытыми ручками. Вариант сочетания футболка + колготки для детей до года.
Поддева/термобелье. «Промежуточный» комбинезон, обычно из хлопка/шерсти/синтетики.
Комбинезон-трансформер. Теплый уличный комбинезон, часто с овчиной. Удобен тем, что в коляске его можно использовать как конверт, а при необходимости можно сделать «ноги», чтобы пристегнуть ребенка в коляске или автокресле.
Водолазка. Примерно то же, что свитер, но с горлом.
Основные принципы одевания ребенка зимой
Многослойность. Нижний слой одежды — впитывающий влагу. Средний — выводящий влагу наружу и сохраняющий тепло. Верхний — защищающий от внешних неблагоприятных факторов (дождь, ветер).
Чтобы не вспотеть. Если слишком тепло одетый ребенок вспотеет на улице во время физической активности, а потом остановится (когда игра закончится) — теоретически его может продуть. Незакаленный ребенок в такой ситуации может заболеть. Поэтому малоподвижных детей (например, спящих в коляске) на улице нужно одевать чуть теплее, чем себя, в то время как активно бегающих детей можно одевать чуть холоднее, чем себя. Неплохо, если на длительной прогулке у вас с собой есть запасная одежда для переодевания.
Читайте также:
Гулять с ребенком при простуде?
Чтобы не простудить и не заморозить. В ветреную погоду даже при небольшом морозе спящий малыш может отморозить выступающие части щек. Чтобы этого не случилось, используйте специальный жирный (не увлажняющий!) защитный крем либо закройте лицо ребенка от ветра.
Наиболее опасно переохладить ребенка, переносящего небольшое ОРВИ. В этом случае насморк и кашель легко могут перейти в воспаление легких или гайморит. Все познается опытным путем. Невозможно теоретически предугадать все условия, которые могут возникнуть во время прогулки (температура, ветер, активность). Разные дети переносят холод по-разному — отслеживайте результат и делайте выводы.
Большинство родителей боятся, что ребенок на улице замерзнет. Это редкость. Гораздо чаще встречается перегрев. Но пытаться понять замерз ли ребенок, трогая нос, — бесполезно. Нос может быть холодным в норме. Более точный, но сложный способ — потрогать спину ребенка под верхней одеждой. Если там тепло, значит, и ребенку не холодно.
Молча замерзать малыш в любом случае не будет. Если вы вышли на прогулку, а ребенок плачет и не засыпает, вполне возможно, что ему холодно. Если же ребенок после прогулки весь мокрый и горячий, значит, вы явно одели больше одежды, чем нужно.
Сначала оденьте ребенка, потом себя. Многие маленькие дети не любят одеваться. Они орут, выворачиваются и размахивают конечностями, как осьминоги. Поэтому не пытайтесь одеться раньше ребенка, вы банально взмокнете с непривычки.
Но вот плотно упакованный малыш наконец помещен в коляску, сверху обмотан одеялом и сразу почему-то успокаивается. Это рефлекс, ребенок привык спать в коляске на улице. Теперь быстрее одевайтесь вы, пока не взмок ребенок.
Существует миф, что с новорожденным ребенком нужно гулять на руках. На мой взгляд, это заблуждение. В коляске ребенку и теплее, и безопаснее. Если держать ребенка на руках, зимой велика вероятность поскользнуться и упасть вместе с ним или даже отдельно друг от друга.
Как менять «экипировку» с возрастом
Первые 3 месяца. Обычный перечень одежды в первые три месяца жизни включает в себя подгузник, слип, теплый костюмчик из шерсти или хлопка (поддева), уличный комбинезон-конверт и шапку.
Если у вас с собой в коляске есть одеяло, можно регулировать тепло, убирая одеяло, когда жарко, или накрывая ребенка, когда холодает.
3–6 месяцев. Всё то же, но учитывая, что ребенок начинает активно дрыгать ногами и хватать руками, в перечень одежды можно добавить толстые варежки и мягкую обувь с овчиной.
6–9 месяцев. Ребенок начинает ползать и меньше спать. Возможно, дополнительно понадобятся носки, обувь с полноценной подошвой и лучше с мембраной.
9–12 месяцев. Ребенок начинает ходить. В этом возрасте слипы часто заменяются на колготки и футболки. Термобелье. Из-за любви многих детей топать по слякоти и валяться в сугробах уличный комбинезон неплохо заменить на мембранный. Варежки тоже лучше непромокаемые. Обычную шапку удобно поменять на шапку-шлем.
Ребенок ходит на носочках, что делать?
Поделиться:
Больше всего в отечественном здравоохранении поражает ситуация, когда есть распространенное явление, но оно не имеет названия. Так произошло с ходьбой на носках.
Ей-богу, в нашей стране ситуация с «носочками» доходит до абсурда. Всё начинается еще до того момента, как ребенок научился ходить.
Встал и поджал пальцы – срочно на массаж. Почему-то никто не хочет рассматривать вариант, что ребенку интересны новые ощущения и он активно экспериментирует со своим телом.
Большинство детей встают на носки из-за желания быть выше – это первое, что нужно иметь в виду.
Малыш пошел, но окружающим снова не дает покоя его манера ставить ногу. Не впадайте в панику: в год ребенка осмотрит педиатр, невролог, ортопед, хирург.
Вероятность того, что 5 врачей (иногда смотрит еще и психиатр) пропустят грубую патологию, крайне низкая. Если что-то не так, они заметят.
В этот же период большую обеспокоенность у родителей вызывают сроки, в которые малыш должен пойти самостоятельно.
Всемирная организация здравоохранения определила верхнюю границу диапазона нормального развития — это 18 месяцев, и в большинстве стран мира врачи ориентируются именно на этот срок. Таким образом, до 18 месяцев нельзя критично оценивать ходьбу у здорового ребенка.
Теперь подробно рассмотрим проблему ходьбы на носках. В первую очередь необходимо исключить заболевания.
Для этого нам нужно ответить на ряд вопросов.
Ребенок всегда ходит на носках?
Если да, то с большой вероятностью это может быть или повышение тонуса в мышцах голени, или укорочение сухожилия. И то и другое проверить достаточно просто.
Для этого необходимо попробовать присесть, не отрывая пяток, или понаблюдать, как ребенок поднимается по лестнице/наклонной поверхности, или походить на пятках. При возникновении трудностей необходимо посетить ортопеда.
У ребенка есть признаки аутистического поведения?
Не секрет, что при расстройствах аутического спектра дети демонстрируют стереотипные движения. Иногда это бывают особенности ходьбы.
Вовлечены обе ноги или одна?
Если обе – это заставляет думать о некоторых неврологических заболеваниях, которые имеют свойство медленно прогрессировать. Все они имеют дополнительные симптомы и могут быть диагностированы на раннем сроке.
Родители ребенка ходили в детстве на носках?
Последние исследования ставят жирную точку в отношении этого вопроса. Ходьба на носках у здоровых детей в большинстве случаев наследуется от родителей. Отдельно упоминается, что это явление встречается чаще у мальчиков, чьи отцы имели в детстве такую особенность походки.
Ребенок всегда так ходил или начал недавно? Испытывает боль при ходьбе и/или щадит ногу?
Понаблюдайте, в каких ситуациях малыш встает на носочки, – таким образом вы исключите травму или воспалительный процесс.
Чаще всего особенности походки меняются с возрастом и постепенно дети начинают ставить ногу привычным для всех нас способом.
Как можно помочь такому ребенку?
Не стоит воспринимать его походку как болезнь, но не надо и игнорировать. Если она сохраняется после 2 лет – то малыша стоит показать доктору,
Безусловно, можно обращать внимание ребенка на походку и лучше делать это в игровой форме. «Походил на носочках, а теперь давай походим на пятках».
Я крайне скептически отношусь к использованию ортопедической обуви, так как она нужна только при грубой патологии и изготавливается на заказ.
Чаще всего при ходьбе на носках нет грубой патологии, но есть дефицит движений в голеностопном суставе, который будет усиливаться при фиксации ноги жесткой обувью.
А это значит, что лучшее лечение – гимнастика и разнообразная физическая активность.
Самым маленьким помогает ходьба по наклонной поверхности, а дети постарше очень любят растяжку.
Как видите, не всё так сложно, как кажется.
P.S. Это действительно частое и безобидное явление, даже мой сынуля ходит на носках, так же как когда-то и я, его папа!
Williams CM, Tinley P, Curtin M. The Toe Walking Tool: a novel method for assessing idiopathic toe walking children. Gait Posture. 2010 Oct; 32(4): 508–11.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.
Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,
Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»
В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.
До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.
Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.
Нормы развития двигательных навыков
Нормы развития двигательных навыков
Ползать на четвереньках
Поднимитесь по лестнице на четвереньках
Спуск по ступенькам
Подъем по ступенькам (чередуя ноги)
Прыжок на одной ноге, прыжок в длину
Баланс на одной ноге 20 секунд
Нормальные варианты походки у детей
Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:
Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.
Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).
Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).
Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.
Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.
Стук в коленях (genu valgus) — обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.
Плоскостопие у детей — обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2–3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.
Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.
Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.
Аномальная походка у детей
К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:
Анталгическая походка (походка, вызванная болью).
Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.
Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.
«Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.
Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.
Несоответствие длины ног.
Ограниченная подвижность суставов.
Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.
Атаксическая (несогласованная) походка.
Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.
Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.
Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.
Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).
Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.
Оценка нарушения походки
Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.
Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.
Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.
Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.
История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.
Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.
Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?
Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, равновесие.
Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.
Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.
Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.
Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.
Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.
Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.
Оцените функцию мозжечка — например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.
Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.
Что надевать на ноги ребенку который еще не ходит
На вопросы, касающиеся правильного развития детской стопы, отвечает врач ортопед-травматолог высшей категории, кандидат медицинских наук Сергей Сердюченко.
Вопрос: До какого возраста формируется стопа у ребенка? На что следует обратить внимание родителям? Какие меры профилактики нужны? Какие правила выбора зимней/демисезонной/летней обуви для малышей? Есть ли разница? Нужно ли обязательно покупать малышу обувь с пометкой «ОРТО»?
Ответ: Основное формирование стопы происходит примерно до 12 летнего возраста. Это тот период, когда можно пытаться активно влиять на развитие стопы. Ребенка как минимум 1 раз в год должен осматривать ортопед и вносить коррективы в режим при необходимости. Слово «ортопедическая» не гарантирует, что это будут ботинки хорошего качества. Обувь всегда надо выбирать по размеру, не на вырост.
Вопрос: Ребёнку два года. Когда ходит в обуви, заметно, что немного косолапит одна ножка. Дома вроде все хорошо. Ничего не замечаю такого. Стоит ли бить тревогу? Мы в пол года делали УЗИ тазобедренных суставов. Все хорошо было.
Вопрос: Моей дочке сейчас 1 год и 2 месяца. У меня самой есть плоскостопие и дисплазия тазобедренного сустава. Ребенку в 4 месяца делали УЗИ тазобедренных суставов и сказали, что все в норме, ядра окостенения есть. Сама она начала ходить без посторонней помощи в 10 месяцев. Такой вопрос: Нужна ли ей обувь дома или можно ходить в носочках?
Ответ: В домашних условиях обувь желательна. Ее не надо носить 24 часа в сутки, можно снимать ходить босиком, по коврам, ортопедическим коврикам и др. и не стоит забывать про тренировку мышц.
Вопрос: Ребенку 1,4. Ходит самостоятельно с 11 месяцев. Одна ножка косолапит вовнутрь. Особенно заметно в обуви на улице. Дома, когда без обуви, ходит на носочках, чаще, когда бежит. Когда не торопится, то ставит ногу правильно, это нормально?
Нужно ли носить обувь дома? С какого возраста можно ходить по ортопедическим коврикам и сколько по времени и вообще нужно ли это?
Ответ: Ребенка надо смотреть, иногда необходимо проведение дополнительных исследований касательно тазобедренных суставов.
Вопрос: Интересует, когда нужно покупать ребенку обувь на улицу (сапожки, ботиночки)? Когда просто пересели в прогулочную коляску? Или когда сам начнет ходить и будет гулять рядом с коляской, а до этого достаточно пинеток? Подскажите, пожалуйста, какой должен быть носик в первой обуви? Как выбрать размер? И какой запас размера максимально можно брать в малышковской обуви? С какой примерно скоростью растет нога у деток первого-второго года?
Ответ: Обувь нужна с момента, когда ребенок начинает сам вставать. Брать обувь стоит по размеру, запас 5-7 мм, какой нос обуви не очень важен, обратите внимание на задник, супинатор и подошву.
Вопрос: В 3 месяца ребенку поставили дисплазию тазобедренных сустав. Складки были не симметричные. Назначили массаж и парафин. Мы прошли курс. Далее остаточная дисплазия в 1 год. Нам сейчас 2 года. Каковы наши действия? Делать повторный снимок и узи? Как можно самостоятельно увидеть дисплазию и чем может грозить недолеченная дисплазия?
Ответ: Дисплазию надо наблюдать. Как правило, остаточная дисплазия ничем не грозит, с ростом все доразовьется. Но чтобы понимать, в какую сторону идет процесс в динамике надо сделать снимки и сравнить с более ранними.
Вопрос: Нормально ли, что ребенок не становится на коленки в возрасте 6 месяцев? Заранее, спасибо!
Ответ: Во многом индивидуально то, что начинает делать ребенок. Думаю, что не страшно то, что он не становится на коленки.
Вопрос: Как понять, что ребенок готов к присаживаниям и обучению ходьбе?
Ответ: Сами ребенка не садите и не ставьте в ходунки. Ваша задача работать с его мышечной системой. Когда мышцы наберут достаточную силу ребенок сядет, поползет и пойдет.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если в три месяца на приёме у ортопеда не возникло вопросов, когда следующий приём. И есть ли какой-то график посещения данного специалиста?
Ответ: За первый год жизни 2-3 раза стоит показаться. Если были в 3 месяца, следующий осмотр в 6, а затем на усмотрение ортопеда.
Вопрос: Ребёнку почти 8месяцев, сидит шатко, пытается ползать. Садится через бедро, оставляя одну ногу согнутую позади себя вторую выравнивает, все время поправляю. Страшна ли такая посадка? Волнует еще положение стоп: постоянно вытянуты носочки и вывернуты стопочки друг на дружку глядя (как бы балеринка), а при вертикальном положении касаясь плоскости держит ножки так же на носочках, при чем на одной ноге пальцы поворачивает. У невролога и ортопеда были два месяца назад, вопросов не возникало. Но меня волнует и как быть при таких обстоятельствах, стоит ли волноваться?
Ответ: Судя по тому, как вы описываете ситуацию, все же присутствует гипертонус и мышечный дисбаланс. Надо работать с массажистом, приводить мышцы в нормальное состояние. Так же запишитесь с ребенком в бассейн, это очень полезно для его развития.
Вопрос: У дочки был врождённый вывих одного, дисплазия второго тазобедренных суставов! До 9 месяцев носили шину Орлетт, потом ещё 3 месяца-шину с кольцами! В год все сняли, ортопед сказал, что все в порядке. Сейчас дочке 8 лет, иногда жалуется на боли в области суставов. Что нам необходимо делать, могут ли остаться какие-то остаточные проблемы?
Ответ: Врожденный вывих достаточно серьезное состояние. В процессе роста ребенка необходимо контролировать, следить, как развиваются суставы. Для начала стоит показаться ортопеду.
Вопрос: Моей дочери 2,5 года м она стала заваливать стопу внутрь. Носим ортопедическую обувь. Что можно ещё делать?
Ответ: Надо смотреть индивидуально, при сильном вальгусе обуви может быть не достаточно, тогда надо ставить вопрос об ортезировании (ортопедические стельки). И тренировать внутреннюю группу мышц голени.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, ребёнку уже 1.10 и правая ножка косолапит. Можно ли это и как исправить? (может массажем или процедурами) муж тоже косолапит, видимо по наследству передалось.
Ответ: Для начала надо ребенка должен осмотреть ортопед и решить о необходимости дополнительной диагностики. Кроме этого, когда подрастет отдавайте на хореографию, танцы и т.д. что бы формировать правильный стереотип ходьбы.
Вопрос: Малыш (7 месяцев) при ходьбе выворачивает ножку. Ставит на внешнюю сторону стопы. Обувь надеваем, когда топать хочет. На коврике не носит. По дому может минут 5 топает. Потом перерыв. Потом опять топать. Может обувь нужно дольше носить? Или этого достаточно?
Ответ: Возможно присутствует гипертонус внутренней группы мышц. Необходима консультация невролога, массаж, ЛФК для стоп.
Вопрос: с какого возраста ребёнок уже может спать на подушке, ну естественно не огромной, а малюсенькой?
Ответ: После года можете использовать.
Вопрос: При родах у ребенка был перелом ключицы. В месяц ортопед смотрел, сказал, что в норме. Стоит ли наблюдать и интересоваться каждый прием ортопеда?
Ответ: Ключица у ребенка срастается за неделю без последствий, забудьте.
Вопрос: Ваш взгляд на первую обувь малышам как только встают на ножки и делают шажки вдоль опоры: надо/не надо. Очень много мнений. Также насчёт орто ковриков? Если обувь нужна, то каких фирм? Выбор сейчас от Неманских до минименов)
Ответ: По моему мнению в условиях квартир надо. Орто коврики нужны, они заставляют мышцы работать. Из профилактической: Вупи, Минимен, Тото, Бартек, они примерно одного класса. Но у каждого производителя могут быть еще модели похуже и получше. Так что надо смотреть и у конкретного производителя.
Ответ: Недолго можно носить в эргорюкзаке: несколько раз в день, до 2-3 часов за день. Не стоит носить целый день. Из всех переносок лучше слинг.
Вопрос: Ребенку 1,10, х-образные ножки. Можно ли это исправить? Какую обувь лучше носить, какие игрушки предпочтительнее ( велосипед, беговел и т.д.)?
Ответ: Ничего исправлять пока не надо, окончательная форма ног формируется позже. Наблюдайтесь у ортопедов и общеукрепляющие упражнения. Пусть катается.
Вопрос: Имеет ли значение жесткость и поверхность Орто коврика? Какие вы посоветуете для малыша на первые шаги? Есть ли от них польза для 7 месячного малыша, который ещё не ходит, а просто стоит у опоры?
Ответ: Ортоковрики с разной поверхностью иголки, камешки и др. тогда прорабатываются разные группы мышц.
Массажные коврики представляют собой отдельные модули, которые соединяются между собой по принципу «пазл».
Благодаря различной фактуре и жесткости поверхности, во время занятий на ковриках «ОРТО ПАЗЛ» стимулируются все необходимые рецепторы стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов.
Вопрос: Можно ли использовать орто коврики разной жёсткости для малышей до года? Есть ли польза/вред, если малыш просто стоит, не ходит?
Вопрос: Ребенку 11 лет. Немного косолапит одна нога при ходьбе. При рождении никаких патологий не было выявлено, при плановых осмотрах ортопед отклонений не нашел. При позиции «пятки вместе, носки врозь» носки разводятся почти на 180 градусов. Можно ли как-то исправить упражнениями, ношением ортопедической обуви? Замечаю не только я, но и окружающие.
Вопрос: Какова вероятность наличия дисплазии у ребенка, если у мамы была дисплазия в детстве (накладывали гипс). И вообще есть ли у дисплазии наследственная связь? (Ортопед в первый прием в 1 месяц не выявил отклонений у ребенка, но я не знала, что у меня была дисплазия). Нужен ли повторный осмотр с учетом этого факта и делать ли сейчас узи?
Вопрос: Сколько длится операция при полидектилии нижних конечностей?
Ответ: До 2х часов, все зависит от формы патологии и объёма операции.
Вопрос: Нам 9 месяцев, пытаемся становиться на ноги, но в основном на носочки, не на всю стопу. Нужно ли сейчас надевать обувь и какую? Или же только когда ребенок пойдет? Что должно присутствовать?
Вопрос: Стоит ли ребенку до трех месяцев делать проф. массаж (расслабляющий и снимающий тонус)?
Ответ: Массаж рекомендуется с 2-х месяцев, по показаниям старше. У мамы есть свой комплекс упражнений, а массажист работает с мышцами, 2-3 курса массажа в год даже здоровому ребенку позволяют малышу лучше развиваться.
Вопрос: Подскажите пожалуйста, когда ребенку в два с половиной месяца делали УЗИ тбс, то не были сформированы ядра окостенения. Нужно ли делать повторное УЗИ? Если да, то когда? И вообще это ведь не сильно страшно?
Вопрос: Здравствуйте. У ребёнка 1,7 на одной ножке один палец «прячется» за рядом находящимися. Почему так и опасно ли это? И ещё косолапит на правую ножку. Нужно ли бить тревогу? (У самой также с детства и тоже правая нога)
Ответ: Если ребенку это не мешает носить обувь, не натирает, ничего делать не надо. Такие врожденные особенности стопы встречаются. С возрастом все моделируется. По поводу косолапости – стоит обратиться к ортопеду, здесь нужно разбираться индивидуально: есть разные варианты косолапости и разные методики коррекции.
Вопрос: Как исправить x-образность ног у девочки? Возврат 2,3 года.
Ответ: Пока только наблюдать. Для ребенка такого возраста это вариант нормы. Окончательная форма ног формируется к 7-8 годам. Следите за весом ребенка, избыточный вес очень плохо отражается на форме ног в дальнейшем. Рекомендуется общефизические тренировки: плавание катание на велосипеде.
Вопрос: Ваше мнение об ортопедической обуви: лечение или маркетинг?
Ответ: Если у ребенка есть конкретная проблема, выраженная деформация стопы, то исправить ситуацию без ортопедической обуви невозможно. Если ребенок здоров и стопа формируется правильно, можно подбирать обувь профилактического плана. Если с ребенком специально не занимаются и не тренируют мышцы стопы, то шансов мало, что без правильной обуви сформируется здоровая стопа.
Вопрос: У ребёнка легкий вальгус. Можно ли прыгать на батуте?
Ответ: Можно! Прыгайте в удовольствие.
Вопрос: У обоих родителей плоскостопие. У отца небольшое, у мамы посерьезнее. Это наследственное? Как избежать его? И правда ли, что от простого плоскостопия возникает сколиоз?
Вопрос: Когда нужно одевать первую обувь? Какие к ней требования?
Ответ: После того, как ребенок начинает вставать на ножки. Требования к первой обуви: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Закрытый нос, кстати, не обязательный критерий
Вопрос: УЗИ тазобедренных суставов в месяц обязательно?
Ответ: В месяц по показаниям ортопеда: ограничения движения, асимметрия. В 3 и 6 месяцев – рекомендуют делать УЗИ всем детям, так как не всегда руками можно определить все виды патологии.
Вопрос: Ношение ортопедической обуви дома с целью профилактики. Ваше мнение?
Ответ: Желательно носить правильную обувь. НЕ надо гнаться за словом ортопедическая, производитель может зарегистрировать обувь как угодно. Правильная обувь: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Ортопедические стельки – по показаниям. Если ковры – менее актуально. Часть времени в обуви, часть босиком. Хорошо тренировать стопу и заниматься развитием мышц: ходьба но носках, на пятках, на наружном крае, мелкие предметы собирайте пальчиками ног, постелите полотенце и сгребайте пальцами ног. Хорошо зарекомендовали себя массажные коврики.
Вопрос: Есть ли вероятность того, что исправится вальгусная постановка ног (плоскостопия нет) после 6 лет? Наследственный фактор отсутствует.
Вопрос: Какие ограничения по видам спорта при вальгусной постановке?
Ответ: Вальгус: бег, прыжки, контактные виды спорта с осторожностью. Если ребенку нравится и его ничего не беспокоит, его можно поставить на стельки и он может заниматься. Важно правильно подбирать нагрузку, комбинировать с ортопедическими компонентами: правильная спортивная обувь, для спортсмена лучше индивидуальные стельки, изготовленные специально для него, с учетом особенностей формирования стопы.
Вопрос: Часто слышу мнение, что ребенок, который научился ходить, дома должен носить обувь для правильного формирования свода стопы. Так ли это? И какую обувь можно считать «правильной»?
Вопрос: Малышу 4 мес, не симметричны складочки на ножках сзади. В 3 мес ходили к ортопеду, и делали УЗИ было все хорошо, они были одинаковыми. Может ли это быть из-за того, что но он у нас пухлячек?
Вопрос: Нужно ли в 1 год показывать ребёнка ортопеду (как медосмотр), если в 1 месяц никаких патологий не было?
Ответ: Обязательно. Раз в год минимум ребёнок должен быть осмотрен ортопедом-травматологом, с ростом ситуация может меняться