Что наблюдается в неживой природе осенью 2 класс
Наблюдения за изменениями в природе осенью (окружающий мир, 2 класс)
Изменения в погоде и окружающей среде
Перемены в природном мире начинают происходить в то время, когда летние знойные дни сменяются осенней прохладой. В результате флора и фауна понимают, что приближаются холода, а к ним нужно успеть подготовиться.
Перемены в природе
Осенью опускается температура, становится прохладнее. Все чаще стоит пасмурная погода. Ветер меняет направление, усиливается и становится временами порывистым. Это приводит к непогоде и осадкам. Иногда бывает постоянный моросящий дождь и слякоть, что приводит к ухудшению настроения людей, а порой случаются ливни.
Помимо этого, в осеннее время года можно наблюдать следующие природные явления:
Растения и животные
Осень необходима всем живым существам. Они должны успеть подготовиться к зимним холодам. Сначала в природе на перемену погоды реагируют растения. Трава и листья желтеют, а после засыхает и увядает. Из цветов остаются только те, что не боятся осенних холодов.
Деревья начинают менять свой окрас. В октябре листва приобретает желтый, оранжевый, красный и бордовый оттенки. Все это очень красиво. Например, липа в солнечные дни выглядит особенно нарядно. На фоне синего неба ее желтая листва переливается золотым. Когда листья опадут, на этом дереве останутся висеть орешки, которые станут припасами маленьких зверьков.
Постепенно листья засыхают и опадают. Листопад — уникальнейшее природное явление, когда у деревьев появляется возможность отдохнуть и накопить новые силы. Теперь им нужно меньше влаги, да и без листвы на ветках не будет сильно скапливаться снег, что уменьшит риск их повреждений. В период опадания листвы еще стоят теплые денечки.
Звери тоже не сидят без дела. Им обязательно нужно подготовиться к холодной и голодной зиме, если им не удастся это сделать, они вряд ли смогут выжить. Белки, бурундуки, мыши пополняют кладовые. Можно увидеть, как они собирают и прячут в дуплах или норках орешки, желуди, зерна. Звери, которые на зиму впадают в спячку, усиленно питаются, накапливают жир. Часть зверей ближе к концу осени меняют цвет шкурки, например, зайцы. Это помогает им спрятаться от хищников. У многих зверьков шерстка становится гуще, чтобы защитить их от лютых морозов.
Насекомых осенью практически не встретишь. Часть из них впадают в спячку, кто-то укрывается под землей, а какая-то часть из них в коре деревьев и под опавшими листьями.
Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые края. Там они зимуют, а весной будут возвращаться домой. Часть птиц остается на зимовку. Некоторые из них подготавливают гнезда к появлению будущего потомства, ведь есть пернатые, у которые птенчики появляются зимой.
Систематизация знания
Одним из первых научные наблюдения за природой стал вести Карл Линней. Это интересный и полезный процесс, который помогает детям научиться следующему:
На окружающем мире во 2 классе, помимо изучения живой и неживой природы, дети учатся вести дневник наблюдений.
Осенью в природе происходит множество изменений, которые нужно отметить и описать, как проявляются эти перемены, как связаны с погодными условиями.
В дневник записывают время светового дня, отмечают температуру, осадки, трансформации в окружающем мире и другие наблюдения за осенью. Во 2 классе такие сведения помогают детям не только составить рассказ или написать сочинение о природных изменениях, но и справиться с тестом по теме.
Осенние изменения в неживой природе
Урок 1. Окружающий мир 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Осенние изменения в неживой природе»
— Здравствуйте, ребята. Я маленькая лесная фея Полина.
Я живу здесь, на окраине леса. Мой дом — природа. Вы уже давно знаете азбуку и умеете читать. Хорошая вещь, азбука. В ней всего только 33 буквы. Но, зная их, можно прочитать самую толстую книгу, узнать обо всём на свете. Но есть и другая азбука. Это азбука природы. В ней тысячи букв. Каждая звезда на небе — это буква, каждый камешек под ногами — это буква, облака — тоже буквы небесной книги. Они могут рассказать не только о том, что есть, но и том, что будет.
Поэтому, сегодня я приглашаю вас на урок изучения азбуки природы.
— Вы уже догадались, что говорить мы будем об осени. Осень — моё любимое время года. Она состоит из трёх месяцев.
Их названия: сентябрь, октябрь и ноябрь. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как осенью. Уж очень быстро и ярко перекрашивает она всё вокруг, выбирая самые впечатляющие цвета и тона из одной палитры.
Многие художники тоже восхищаются осенью, а композиторы посвящают ей свои произведения.
— Я приглашаю вас зайти ко мне в гости. Моё волшебное зеркало хочет показать вам замечательные картины русских художников, посвящённые осени. А прозвучит отрывок пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».
— Замечательно, не правда ли? Давайте же поближе познакомимся с красавицей-осенью и разберёмся, какие изменения происходят в природе в это время года.
— Но сначала вспомним: на какие 2 большие части мы условно разделяем природу или природные объекты.
— Человек условно разделил природу на 2 части: живая природа и неживая.
Объекты живой природы отличаются от неживой тем, что они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Объекты неживой природы не дышат, не нуждаются в пище, не растут, не размножаются, не умирают.
Неживая природа способствует жизни живой природы. Так, например:
—Вода – это неживая природа, рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить.
—Солнце – это неживая природа, растения — живая. Но растения живут благодаря солнечному свету.
Таким образом, между живой и неживой природой существует тесная взаимосвязь. Можно точно сказать, что изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой.
Ну, а сейчас, я приглашаю вас на небольшую прогулку.
— На рассвете я просыпаюсь, поднимаюсь на высокий холм и вижу, как туман окутывает лес.
Кажется, будто облака опустились и укрыли землю густым и пушистым покрывалом. Туман шуршит в парке, над озером, рекой. Гуще всего туман бывает по утрам, когда земля сильно остывает.
Но стоит солнцу взойти, пригреть землю – и туман исчезает.
— Осеннее солнце. Оно поднимается над горизонтом ниже, чем летом.
И греет всё слабее и слабее.
— А теперь давайте посмотрим на осеннее небо. Оно гораздо бледнее, чем было летом в жаркие дни. Тогда казалось, что всё небо залито густой лазурью, а вот теперь оно светло-голубое или светло-серое.
Иногда оно затягивается серыми мрачными тучами.
Воздух становится прохладным. Ощущается острый запах влаги, пахнет дождём…
— Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий.
Как зарядит сыпать маленькими каплями на землю, так и будет идти день два, три, не переставая.
Под ногами слякоть, а небо грустное, свинцовое. И тогда становится очень скучно…
— В такие дни я часто навещаю своих друзей гномов.
— Погостив у гномов, спешу домой. Уже заметно, что дни становятся всё короче, а ночи — всё длиннее и длиннее.
— А однажды утром вдруг видишь, что стала белой трава и земля. Это иней.
Появился иней, значит, — на улице легкий морозец — заморозки. Заморозки бывают и в начале осени, но частыми они становятся поздней осенью.
— Поздней осенью выпадает первый снег.
— А в самом конце осени происходит ледостав — реки, озера, пруды покрываются льдом.
Вскоре вся земля оденется в белый снеговой наряд.
Вот она какая, осень.
— А сейчас давайте вернемся к волшебному зеркалу и повторим, какие изменения происходят в неживой природе осенью.
· Солнце поднимается над горизонтом ниже, чем летом. Греет слабее.
· Дни становятся короче, а ночи — длиннее.
· Воздух становится холоднее.
· Небо покрывается низкими серыми облаками.
· Идут моросящие дожди.
· Часто бывают туманы.
· Иногда по утрам бывают заморозки, иней.
· В конце осени выпадает первый снег.
— Вот и всё. Надеюсь, прогулка была для вас познавательной. До скорой встречи.
Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Осень в неживой природе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Осень в неживой природе»
Ф.И.О: Тимербулатова Флюза Фаниновна
Место работы : ФМБОУ Толбазинская башкирская гимназия «ОШ д. Турсугали», Аургазинский район, РБ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Тема и номер урока в теме: Тема: «Осень в неживой природе», второй урок
Базовый учебник: Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», Москва «Просвещение» 2012г
Цель: показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к орбите
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещенности; усвоят названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, замарозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучатся к наблюдениям за изменениями погоды.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, мультипроектор, карточки с пословицами и поговорками об осени, картины с изображением природы осенью и летом.
l . Организационный момент
ll . Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
— Назовите осенние месяцы.
— Как они назывались в старину у русского народа, на языке нашего края?
— Расскажите о старинном русском празднике капустнике.
— Про какие старинные осенние праздники татарского, башкирского народов вы знаете? (Уныш бэйрэмэ (Праздник урожая), Сонбел (Дева), приуроченный к дням осеннего равноденствия 21-23 сентября)
3. Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним» с. 58 учебника
lll . Самоопределение к деятельности
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки?
– Почему вы так решили?
– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?
lV . Работа по теме урока.
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:
– Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?
– Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
– Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
– Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
2. Работа с демонстрационным материалом.
Презентация «Осень» (ЭОР №1 )
После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.
– О каких осенних явлениях природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?
Многие птицы улетели в южные страны. ( отлёт птиц в тёплые края)
Мелкий осенний дождь непрерывно стучит по крыше.(затяжные дожди) Падают листья.
Деревья стоят нарядные — в жёлтом, красном. Но скоро начнется листопад… (листопад) Не все деревья сбрасывают листья осенью. Сосны и ели по-прежнему зелёные. Они меняют свои листья-иголочки постепенно, не сбрасывая их сразу.
Холодное, но солнечное утро. Трава украшена серебряным инеем. (появление инея, заморозки)
Пожухла и выцвела трава.
Ночи становятся всё холоднее.
Поэтому с утра от тёплой ещё воды поднимается пар. (густые туманы)
Рано наступают сумерки. Темны осенние вечера.
Дни становятся короче.
Лужи по утрам замерзают, покрываясь тонкой корочкой льда. (ледостав)
По мере того, как делаются выводы, на доске появляется надпись:
Отлёт птиц в тёплые края, листопад, затяжные дожди, заморозки, появление инея, густые туманы, ледостав
3. Работа с демонстрационным материалом.
Зачитывается текст «Послушаем листопад»
– Представьте, что мы остановились на поляне среди дубов и берёз и долго, тихо, внимательно слушаем осенний лес… Шорох кругом, иногда такой громкий, что кажется – кто-то идёт. А это падают большие дубовые листья. Слышно, как они ударяются о ветки, как приземляются на такие же шумные листья. Ведь земля вся уже покрыта жёлто-бурым хрустящим ковром. Берёзовые же листья падают почти бесшумно… Но вдруг – порыв ветра. И сразу много – много листьев срывается с деревьев. А те, что пока ещёдержатся, вздрагивают. И громкая волна сухого шелеста прокатывается по веткам… Очень, очень интересно не только смотреть, но и слушать листопад!
Просмотр видеофрагмента «Листопад» (ЭОР №2)
Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снов набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся
V . Работа по теме урока ( Продолжение).
2. Работа с текстом в учебнике (с.58-59). Учитель читает вслух текст «Неживая природа осенью». После чтения ещё раз выделяются осенние явления в неживой природе, о которых не говорилось ранее (заморозки, иней, туман, листопад, ледостав)
3. Работа в парах. Работа с иллюстрацией в учебнике на сравнение.
– На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.
4. Групповая работа.
Дети должны ознакомиться с пословицами про осень и выбрать:
1-я группа – пословицы о ранней осени;
2-я группа – пословицы о поздней осени;
Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках).
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.
К октябрю березы оголяются.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре зима с осенью борется.
5. Подведение итогов групповой работы.
– Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
Иллюстрация слайда «Картины известных художников (ЭОР №5)
Если встанешь на заре-
Крыша в синем серебре…
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Если выйдешь поутру-
Галки стынут на ветру…
Вслед за тракторами.
В полдень сядешь на пенёк,
Смотришь на припеке
А в обед совсем теплынь –
Пахнет горькая полынь,
Только этому не верь…
Осень всё-таки теперь!
Небо холоднее. Е. Благинина.
Vll . Подведение итогов урока
— Чем вызвано осеннее похолодание?
— Назовите осенние явления в неживой природе.
2. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае» ;
3. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
«Природа, человек, общество.»
(№ 215506) Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелёты птиц и др.
Видеофрагмент «Листопад» (№182088)
«Окраска листьев» (№181959),
интерактивное задание (задание на построение рядов)
«Окрашенность листьев» (№181898)
интерактивное задание (задание на построение рядов)
Художественное описание времён года. «Осень. Её признаки» Картины художников.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме « Неживая природа осенью»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ « Софринская СОШ №2»
Пушкинского муниципального района
по окружающему миру во 2 классе
по теме « Неживая природа осенью»
Учитель начальных классов
Маркова Виктория Александровна
Цель урока : Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Метапредметные умения (УУД ), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Познавательные : формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы работы на уроке : групповая, коллективная, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.
I .Организационный момент.
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)
– Почему вы так решили?
– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?
– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.
III . Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:
– Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?
А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
2. Работа с демонстрационным материалом.
Презентация «Неживая природа осенью».
После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.
– О каких осенних явлениях неживой природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?
1. СОЛНЦЕ
— Приглядитесь внимательно к небу. Каким оно бывает ранней и поздней осенью? (Летом и ранней осенью бывают кучевые облака, а осенью – чаще тучи).
— Почему говорят, что «осень плачет»? (Идут дожди)
— Но ведь дожди идут и в другое время года. А так говорят только про осень. (Ответы детей)
— Мы попрощались с последней капелькой.
— Как вы думаете, как капля связана со словами «дождь» и «туман»? (эти явления состоят из воды)
— Наблюдали ли вы туман? Какой он?
— Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»
Желтый клен глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
— Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)
— А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней)
— Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)
— Иней не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.
Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.
— Часто осенью идет крупный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тают. Так и плывут по течению, слипаясь в большие рыхлые комья льда. Через день-другой они смёрзнутся в льдины. Теперь можно полюбоваться осенним ледоходом. Постепенно льдины становятся всё крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Льдины смыкаются с берегами, движение прекращается: лёд встал. Замёрзла река, кончился ледостав. А с ним кончилась осень.
— Дети, почему мы так подробно говорим об изменениях в неживой природе? (Изменения в неживой природе влияют на живую природу.)
Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снов набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся
3. Работа в парах. Работа с иллюстрациями на сравнение.
– На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.
4. Групповая работа.
Дети должны ознакомиться с поговорками и пословицами про осень и выбрать:
1-я группа – о ранней осени;
2-я группа – о поздней осени.
Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках):
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.
К октябрю березы оголяются.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре зима с осенью борется.
5. Подведение итогов групповой работы.
VI. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.
Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.
Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).
— О чем новом вы узнали сегодня на уроке?
— Что еще хотели бы узнать по этой теме? .
1. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае»;
2. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.