Что наблюдаем в живой природе в сентябре
Наблюдения в природе на сентябрь в старшей группе
Сабина Галустян
Наблюдения в природе на сентябрь в старшей группе
Наблюдение в природе
(сентябрь)
Наблюдение за живой природой.
Задачи: Расширять представления детей о диких животных Кубани (волк, лиса, кабан, об их поведении в начале осени, в том числе с использованием средств наглядности и ИКТ. Расширять и закреплять представления детей о домашних животных и их повадках, полезности и опасности, в том числе с использованием средств наглядности и ИКТ. (корова, собака).
Задачи: Продолжать учить детей различать по внешнему виду птиц (сорока, ворона, грач, в том числе с использованием средств наглядности и ИКТ. Расширять и обогащать знания детей об особенностях поведения птиц в осенний период.
Задачи: Конкретизировать представления детей об условиях жизни муравьев, особенности их поведения осенью, в том числе с использованием средств наглядности и ИКТ.
4. Растительный мир
Задачи: Закреплять знания о поведении листопадных деревьев (береза, каштан, липа) в осенний период. Продолжать учить определять названия деревьев по ветке; знакомить детей с многообразием родной природы, в том числе с использованием средств наглядности и ИКТ. Развивать наблюдательность, любознательность.
Цветы и кустарники.
Задачи: продолжать закреплять представления детей о кустарниках и цветах ближайшего окружения (хризантемы, розы, можжевельник, сирень) в осенний период. Продолжать знакомить с комнатными растениями, учить ухаживать за ними. Продолжать учить наблюдать, развивать любознательность.
Наблюдение за неживой природой
1. Состояние погоды
Задачи: Продолжать учить наблюдать за изменением погоды, как меняется природа перед дождем. Развивать любознательность. Учить обобщать и систематизировать представления об осадках, обращать внимание детей на отличия между осенним и весенним дождями
2. За явлениями природы
Задачи: Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе (Солнце не такое яркое, как летом, по утрам прохладнее, день стал короче)
Наблюдение за трудом взрослых
Задачи: Рассказывать детям о профессии прачки, о важности и значимости труда прачек; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.
Опыты и эксперименты.
Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Игровой материал: Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
Ход эксперимента:Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия.Дети делают вывод: вода заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Игровой материал: Два термометра, чайник с горячей водой.
Ход игры: Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее — на полу или на диване, т. е. выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров.Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий,где теплее воздух: сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее).
Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Игровой материал: Два листа писчей бумаги.
Ход игры: Взрослый предлагает подумать,если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках, то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первые лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше).Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.
Игровой материал: Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку об отражении и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в нескольких предметах (например, в стекле с затемненной обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать, дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет.Делают вывод: предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности,выясняют: чем светлее в помещении, тем лучше, четче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отражающих материалов (предметов). Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала
Фотоотчет «Наблюдения в природе (младшая группа)» Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: береза, клен. Расширить представление.
«Удивительный мир насекомых». Наблюдения в природе. Фото отчёт. У всех детей проявляется ярко выраженный интерес к живым объектам природы – насекомым. Детям очень интересен удивительный мир насекомых,.
Фотоотчёт. Наблюдения в природе «Зиму провожаем-весну встречаем» Фотоотчёт воспитателя средней гр №5 Соболевской Т. А. Наблюдения в природе : «Зиму провожаем- Весну встречаем!» Ну, вот и встретились.
Из опыта работы «Формирование представлений о растениях, о их взаимосвязи с внешней средой через наблюдения в природе» Из опыта работы «Формирование представлений о растениях, о их взаимосвязи с внешней средой через наблюдения в природе и дидактические.
Наблюдения в природе. Фотоотчёт «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» И. С. Соколов-Микитов Общение.
Наблюдения в природе летом, старшая-подготовительная группа 1.«Клевер-кашка». Обратить внимание детей, что клевер-кашка белого цвета. Обсудить, почему цветок так называется. Чтение потешки «Растут.
Наблюдения в старшей группе «Снова цветут каштаны» Снова цветут каштаны. Прекрасен цвет донских Каштанов, Когда в рассвет весенних дней Они зажигаются свечами, От искрящих – солнечных.
Весенние наблюдения в природе РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ С ДЕТЬМИ В ПРИРОДЕ. Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к.
Весенние наблюдения в природе (фотоотчет) Цель: закрепляем представления об изменениях в природе с приходом весны, учим замечать красоту окружающего мира, воспитываем бережное.
Картотека наблюдений за живой и неживой природой в сентябре месяце
Алина Парандеева
Картотека наблюдений за живой и неживой природой в сентябре месяце
Сентябрь.
Карточка №1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
— учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;
— формировать представление об осенних месяцах.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое сейчас время года?
Как вы догадались, что осень?
Перечислите характерные признаки осени.
Почему осенью стало холоднее?
Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
— учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;
— воспитывать экологическую культуру.
— учить соблюдать правила игры;
— развивать ловкость и быстроту бега.
— учить ориентироваться в пространстве;
— развивать интерес к игре.
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость.
Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Сентябрь.
Карточка №2.
Наблюдение за крапивой.
— развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;
— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Красиво выглядит крапива,А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами.Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.
Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.
Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема.Цели:
— приучать к чистоте и порядку;
вызывать желание трудиться в коллективе.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость.
Сентябрь.
Карточка №3.
Наблюдение за разными видами транспорта.
Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;
— формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
Ход наблюдения
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит автобус?
Что находится внутри автобуса?
Для чего нужны поручни?
Какие автобусы ездят по нашему городу?
Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.
На остановке столпотворенье:
Люди автобуса ждут с нетерпеньем,
Надо народу успеть на работу —
Всем поместиться в автобус охота.
Что в транспорт бензиновый,
Все не войдут: он, увы, не резиновый!
Коллективная работа на огороде по уборке мусора.Цель: формировать навыки коллективного труда.
«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок».Цели:
— учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
— развивать быстроту и реакцию;
Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
Сентябрь.
Карточка №4.
Наблюдение за пауком.
— расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.
Как он передвигается?
Где живет и чем питается?
Как паук ловит насекомых?
Есть ли враги у паука?
Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
двух ногах,стоя к ней лицом и боком Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Пауки — хищники,они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики».Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на).
Сентябрь.
Карточка №5.
Наблюдение за одуванчиком.
— продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;
— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
— пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.
Ход наблюдения
«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).
«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).
— К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.
Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!
Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит одуванчик?
Как распространяются его семена? Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.
Сбор лекарственных растений.
Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.
Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой».
Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
— упражнять в быстром беге;
Сентябрь.
Карточка №6.
Наблюдение за муравьем.
— расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;
— вызывать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.
Как выглядят муравьи?
Как они передвигаются?
Как называется муравьиный дом?
Из чего муравьи строят свой дом?
Какие враги есть у муравьев?
Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых.У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Сбор урожая кабачков на огороде.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.
«Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Цель: воспитывать выносливость.
Сентябрь.
Карточка №7.
Наблюдение за мать-и-мачехой.
— продолжать знакомство с лекарственными растениями;
— пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;
— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)
Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.
Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Сбор лекарственных растений.
Цель: пополнить фитобар детского сада.
«Каких листьев больше?».
Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.
Цель: учить прыгать в длину с разбега.
«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.
«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей. Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты.
Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.
Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.
Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.
Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе» для детей 6–7 лет Тема: Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе. Программные задачи: коррекционно—образовательные: обобщить знания детей по теме.
Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста Тема: Кто такие насекомые? Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания.
НОД по ознакомлению с живой и неживой природой: «Домик для рыбки». Программные задачи: — дать первоначальное представление о строение рыбы (вытянутое тело, голова, хвост, спинка, брюшко). — познакомите.
Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.
Картотека наблюдений на прогулке осенью
Лилия Грекова
Картотека наблюдений на прогулке осенью
Старший воспитатель: Грекова Л. А. I KK
Картотека наблюдений осенью в детском саду
Карточка №1
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Словарная работа :активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая.Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.
Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Карточка №2
Наблюдение за дождем
Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Словарная работа,активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;
обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.
Художественное слово : «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Лужу резал, лужу резал,
И устал, и перестал. И. Токмакова.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность :Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
Карточка №3
Наблюдение за птицами
Цель : Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».
Словарная работа :активизация: птицы, кормушка,обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.
Художественное слово : Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : «солнце высушивает предметы и песок»
Карточка №4
Наблюдение за листопадом.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа :активизация: листопад, облетают, кружат;обогащение: шуршат
Художественное слово: «Парк».
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат М. Авдеева
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность : Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?
Карточка №5
Наблюдение за транспортом
Цель: Закреплять название улиц села, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.
Словарная работа :активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход;обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.
Художественное слово : Шуршат по дорогам веселые шины
Спешат по дорогам машины, машины
А в кузове важные,срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шофера трудна и важна
А как она людям повсюду нужна.
Беседа по содержанию прогулки.
Исследовательская деятельность : рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.
Карточка №6
Наблюдение за ветром
Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.
Словарная работа:активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг;обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Методический прием : Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.
Художественное слово : «Одинокий пастух»– релаксация
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый и
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
Будем ее любить и защищать. Д Лолей
Исследовательская деятельность : при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
Карточка №7
Наблюдение за инеем.
Цель : Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.
Словарная работа,активизация: травы, лужи, утро;обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.
Художественное слово : В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре.
Как серебряные блюдца
Блещут лужи на заре.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
Карточка №8
Наблюдение за гроздями рябины
Цель : Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.
Словарная работа :активизация: рябина, дерево, осень, листопад;обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.
Методические приемы : загадка, беседа внешнем виде и пользе дерева.
Стройная и прекрасная,
На ней ягодка красная.
Исследовательская деятельность : выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
Карточка №9
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.) Напомнить, что паук не является насекомым.
Словарная работа :активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.
Художественное слово : загадки о насекомых.
Исследовательская деятельность : обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
Карточка №10
Прогулка по экологической тропе.
Цель : Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?
Словарная работа :активизация: березка, золотая, роща;обогащение: багряная
Художественное слово: Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.
Карточка №11
Наблюдение за туманом
Цель : Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.
Словарная работа :активизация слов: туман, пенек, куст, опыт.обогащение слов: испарение, впитать, высушить.
Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.
Не осталось не пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Беседа по содержанию стихотворения.
В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».
Исследовательская деятельность : «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.
Карточка №12
Наблюдение за листопадом.
Цель : закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.
Карточка №13
Наблюдения за изменениями в лужах.
Цель : напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.
Словарная работа :активизация: серая лужа, расхлюпалась,
моросило;обогащение: хрустит, дрожит.
Мне серая лужа простудой грозила
И весь день моросило.
И не было в мире скучнее двора
Чем тот, где пытались гулять мы вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
По грязи идем, не испачкав ботинки,
А бывшая лужа с водой ледяной
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.
Карточка№14
Наблюдение за небом
Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Словарная работа :активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный;обогащение: шатер, стремится.
Художественное слово : (загадка)
Шатер огромный над землей
Так часто цвет меняет свой.
Бывает синий, голубой,
Бывает серый и седой.
Бывает черный, звездный,
Бывает очень грозный.
Он посылает дождь и снег,
К нему стремится человек
Он радугой порой играет.
И нет ему конца и края.
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность : «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.
Карточка №15
Наблюдение за дождем
Цель : закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.
Словарная работа :активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу;обогащение: осадки, поспевать, подгонять.
Художественное слово : загадка Из маленьких капель я состою,
С большой высоты я на землю лечу-
Скорее все прячьтесь, а то намочу!
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.
Карточка №16
Прогулка по экологической тропе.
Словарная работа :активизация: утро, лепестки, тропа;обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.
Художественное слово : (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
К вечеру цветок опять
И теперь он будет спать
До утра как птенчик.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : развивать обонятельную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)
Картотека наблюдений. Лето ЛЕТО Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»: Лето солнышком.
Картотека наблюдений. Осень ОСЕНЬ Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.
Картотека наблюдений в природе Наблюдения в природе. Наблюдение за цветником (Осень) Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
Картотека наблюдений в природе. Март (продолжение). Старшая группа Март Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Ежедневно перед выходом на прогулку наблюдать из окна за изменениями погоды:.
Картотека наблюдений в природе (продолжение) Ноябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Беседа с детьми о погоде и её влиянии на растения, животных, труд человека.
Картотека наблюдений в природе (старшая группа) Картотека наблюдений в природе Старшая группа Сентябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Учить детей самостоятельно.
Картотека наблюдений. Весна ВЕСНА Наблюдение № 1 Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает.
Картотека наблюдений. Зима ЗИМА Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.
Виды наблюдений на прогулке 1. Наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными.