Что набивают на копыто лошади
Зачем подковывают домашнюю лошадь, если дикая прекрасно обходится без этого
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лошадь люди приручили очень давно, примерно в VII-VI тысячелетии до нашей эры. А вот подковывать лошадей люди научились сравнительно недавно. На сегодняшний день археология нам однозначно говорит, что подковывать лошадей начали где-то IV-III веках до нашей эры. Причем первые подковы очень сильно отличались от того, что привыкли видеть современные люди. Сначала подковы делали из кожи, дерева и ткани. Металлическая подкова – еще более позднее изобретение. Систематически лошадей и крупный рогатый скот начали подковывать в Римской Империи. Римская лошадиная подкова называлась «гиппосандалия».
Первые подковы, в том числе римские, крепились на лошадиное копыто без гвоздей. Подковы на ухналях (гвоздях) появились уже в Средние века и стали настоящим прорывом, так как все предыдущие подковы, надевавшиеся как обувь, нередко приводили к развитию кожных заболеваний у животных. Однако, зачем же нужна подкова, если в природе лошадь обходится без нее? Причин тому ровно две: нагрузка и поверхность.
В 10 из 10 случаев прирученное человеком лошадь используется для той или иной работы, подвергаясь постоянным нагрузкам. Перевозка на себе существа с двумя нижними конечностями – это тоже работа, не предусмотренная эволюцией. Человек относительно самой лошади весит немного, но уже вполне достаточно для того, чтобы ее копыта начали быстрее изнашиваться. Когда лошадь выполняет еще более сложную работу, то износ копыт ускоряется. Для того, чтобы этого не происходило, и нужна подкова.
Что же касается поверхностей, то в дикой природе лошади, как правило, жили там, где скакать приходилось по мягкой травянистой почве. По мере развития «городской цивилизации» лошади все чаще стали передвигаться по твердым поверхностям, которые так же значительно ускоряют скорость износа копыт. Грунтовой дороги уже вполне достаточно для того, чтобы сточить копыта животного. В этом отношении подкова так же выполняет защитную функцию.
Важно понимать, что ускоренный износ копыт чреват тем, что лошадь заработает травму ноги. В этом случае животное отказывается ступать на больную ногу или делает это крайне неохотно. Ездить или работать на такой лошади становится невозможно. Кроме того, существуют специальные разновидности лечебных ортопедических подков для лечения болезней и травм.
Видео с нашего канала расскажет о том, почему раньше женщины ездили на лошади боком, а не прямо:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ножная броня для защиты коня: зачем лошадям нужны подковы? (4 фото)
Подкова настолько сильно ассоциируется с защитным амулетом, что невольно начинаешь забывать об истинном предназначении этого металлического изделия. А ведь подковы носят лошади. Правда, не по собственному желанию, но наличие этого аксессуара на копыте – жизненная необходимость, а не прихоть хозяина. Зачем же лошадям нужны подковы?
Конечно, лошадок люди эксплуатируют. Нещадно и в самых разных областях, начиная с сельского хозяйства и заканчивая цирком. Но так было не всегда. На заре цивилизации защищать копыта не было нужно. Такая необходимость возникла позднее, когда дикие люди начали диких же предков современных коней приручать.
Диким лошадкам защита не нужна, поскольку они свободны как ветер, вольны сами выбирать себе дорогу и не носят по чьей-то прихоти тяжелых грузов. Повышенная активность способствует укреплению рогового слоя. А их домашние собратья обитают в совершенно других условиях. В силу ограниченности выгула и снижения физической нагрузки копытца становятся менее плотными и более пористыми. Отражается на их состоянии и перемещение по разным поверхностям, да еще и с грузом.
Лошадь – друг и помощник
После приручения диких лошадей воины и пахари начали эксплуатировать новоприобретенных друзей в походах и сельском хозяйстве. Тут и возникли проблемы. Естественно, туша лошади, дополненная головой и конечностями, это не пушинка. А экипированный и вооруженный всадник или плуг либо борона оказывает еще более весомую нагрузку, которая с земной твердью соприкасается именно через копыта. Несмотря на общую мощность конструкции, оно оказывается уязвимым. И, соответственно, начинает рушиться.
Подковы ранние и современные
Прототипом современных подков были своего рода кожаные мешочки, в которые упаковывались конечности коняг. Но если в случае с неплотной пашней они защищали ноги, то после появления дорог – каменных, а потом и асфальтированных возникла необходимость в более солидной защите.
Дело в том, что во время движения по твердой поверхности копыта соприкасаются с ней с такой силой, что роговой слой нарушается и, соответственно, разрушается. А он, по сути, аналог человеческих ногтей. Что с ногтями будет, если старательно постучать ими об асфальт? Итог очевиден и печален. С лошадями происходит примерно то же самое.
Поэтому выгнутые пластины с отверстиями и придумали для предотвращения истирания и разрушения. Именно металл принимает на себя основную нагрузку при соприкосновении копыта с дорожным покрытием или другой поверхностью.
Но металл тоже не вечен и со временем приходит в негодность. И лошадь приходится подковывать заново. В настоящее время ведутся работы по созданию специальных сверхпрочных пластмасс, защита из которых служит на порядок дольше. А еще вместо привинчиваемых или прибиваемых к копытам подков стали использовать съемные конструкции – своего рода сандалики для лошадки. Несмотря на забавный и несколько комичный внешний вид, они надежно защищают копыта скакунов от истирания и разрушения.
Для чего нужны подковы и сложно ли подковывать лошадь
Не каждый из нас знает, для чего подковывают лошадь, ведь в дикой природе животные прекрасно обходятся без этого. Так зачем подковывают лошадей?
Кони изначально были дикими животными. Они передвигались по траве и мягкому грунту, а скорость регенерации копыт была достаточна для образа жизни, не предусматривающего лишних нагрузок, что обеспечивало комфортное существование без вмешательства человека. Но после одомашнивания животному приходилось работать в неестественных для него условиях, например, в городах. Копыта лошадей стали изнашиваться гораздо быстрее, не успевая при этом отрастать, а длительное пребывание в стойлах сделало копыта животного мягче и податливее.
Так как копыто играет огромную роль в жизни лошади, то повреждённое оно приводит к снижению работоспособности животного и причиняет ему боль, более того, может привести к серьёзным проблемам, связанным с полноценным передвижением. Помимо защиты копыта, подкова помогает животному не скользить на мокрой поверхности и делает комфортнее передвижение лошадей с травмами ног.
История изобретения «лошадиной обуви» уходит в далёкий III век. Кажется, что подкова по своему устройству весьма проста, но между тем было создано немало изобретений для защиты копыта лошади, первоначальный вид которых даже отдалённо не напоминал приспособления, используемые нами сегодня. Они были похожи на башмаки, сделанные из кожи или тростника. И только в V веке появились первые прототипы подков, использующихся в наши дни.
Разновидности подков
Перед тем как ответить на вопрос, как подковывают лошадь, необходимо узнать, какие виды подков существуют. Все они предусмотрены для использования в разных сферах деятельности лошади. Выбор их зависит также и от породы животного и состояния его копыт.
По назначению подковы разделяют на несколько групп:
Для жеребца, готовящегося к соревнованиям, выбирают спортивные, выполненные из лёгкого сплава стали являющиеся почти невесомыми. Вес таких подков составляет приблизительно 120–200 грамм. Они надёжно защищают копыто кованого животного от повреждений, не утяжеляя его.
Зимние подковы являются незаменимыми в холодное время года и предназначены для скачек в неблагоприятных условиях. Они оснащены рядом шипов, которые помогают добиться большей устойчивости лошади и препятствуют скольжению животного на льду.
Животное с повреждённой ногой должно быть подковано специальными ортопедическими подковами, которые подбираются в соответствии с видом повреждения и индивидуальной формой копыта. Их задачей является уменьшение дискомфорта при ходьбе и способствование быстрому заживлению. А также они используются в случаях, когда необходимо исправить постав ног лошади.
Ширина стандартной лошадиной подковы составляет 22 мм, а высота равна 8 мм. Следует заметить, что верхняя часть должна быть идеально ровная, а нижняя может быть оснащена шипами, иметь как ровную так и полукруглую форму.
Материалы, из которых изготавливаются современные подковы для лошадей
Разнообразны и материалы, из которых изготавливаются современные подковы.
Резиновые используются для лошадей, работающих на прокате, ведь они менее всего вреда доставляют дорожкам в парках и аллеях.
Пластиковыми пользуются животные, у которых наблюдаются проблемы с копытами. Они удобны в использовании, ведь достаточно просто приклеить их к ноге лошади, не травмируя его при этом.
Алюминиевые же подковы используются для коней, участвующих в скачках.
Многие владельцы задают вопрос: «Больно ли лошади, когда её подковывают?». Поэтому важно отметить, что хозяевам не следует беспокоиться за своих питомцев, потому как ковка не причиняет животному боли или же дискомфорта.
Если говорить о том, как часто следует подковывать лошадей, то обычно процесс повторяют через 30–40 дней, но всё зависит от того, где и при каких условиях животное работает, ведь на каменистых почвах и при больших нагрузках копыта изнашиваются многим быстрее.
Как осуществляется подковывание лошадей?
Подковка лошадей является целым искусством и следует обратиться к кузнецу, человеку, знающему своё дело, чтобы не навредить животному.
В процессе ковки используются следующие инструменты и материалы:
Гвозди для ковки изготавливаются из стали, и бывают шести номеров, 4–9.
Перед тем, как приступить к процессу ковки, кузнецу следует установить доверительные отношения с животным. Для этого мастер слегка постукивает по копыту коня, имитируя ковку. После того, как животное привыкает к громким звукам и новым ощущениям, можно смело браться за дело.
Выполняется она в несколько этапов:
Существует 13 стандартных подков для лошадей и в том случае, если модель и размер уже выбраны, то кузнец начинает выполнять основную часть работы — ковку лошади.
После окончания процесса, кованую лошадь необходимо осмотреть. Для того, чтобы понять комфортно ли животному с новыми подковами, следует пустить его сначала шагом, затем рысью. Кованое животное должно бежать ровно, не спотыкаясь. Если стало заметно, что ковка лошади выполнена с дефектами, их немедленно устраняют.
Необходимо понимать, что подкованные кони отнюдь не роскошь, а необходимое условие для комфортного существования животного, на котором хозяевам не стоит экономить!
Зачем подковывают лошадей?
Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?
Зачем подковывают лошадей
Предназначение подков
Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.
Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.
Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта
Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.
Подковы необходимы лошадям
Конструкция подковы
Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.
Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:
В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.
Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.
В каждой подкове есть гвоздевые отверстия
Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.
Подковы и шипы, комплект
Подковы для лошадиных копыт
Разновидности подков
Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.
Вид подков | Характеристики |
---|---|
Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами | |
Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г | |
Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение |
Подковы, гвозди, шипы
Набор титановых подков для скаковой лошади
Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.
Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.
Современные подковы для лошадей
Вариант зимней пластиковой подковы с протектором
Терапевтические ботиночки для лошадей, имеющих проблемы подошвы, ламинит и т.д. Не для работы. Для гуляния, расшагивания и т.д.
Какие инструменты понадобятся
Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:
Набор инструментов для ковки
Ящик с инструментами
Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.
Как выполняется ковка
Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.
Правильная ковка выполняется поэтапно:
Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.
Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.
Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками
Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами
Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.
Кузнец снимает клещами старую подкову
Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.
Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы
Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.
Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп
Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.
Задние ноги расчищаются так же
Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.
Примерка стандартной подковы
Каждую подкову нужно подогнать под форму копыта
Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.
Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.
Кузнец забивает гвозди
Гвозди торчат наружу сквозь копыто
Снаружи гвозди загибаются
Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту
Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.
Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.
Нога лошади на подставке
Специальным инструментом удаляются концы гвоздей
Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.
Рашпилем сравниваются края копыта и подковы
Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.
Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.
Кузнец делает в подкове отверстия для шипов
И резьбу в отверстиях
Потом прикручивает шипы
Осталось только приколотить подкову к лошади
Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.