Что на востоке средиземья
Легендариум Толкиена: обустройство мира Средиземья
Мы уже знаем, что этот мир был населен разными расами и народами, которые имели богатую историю. При этом каждый из них жил на определенной местности веками, из поколения в поколение передавая территории.
Как же была населена земля, созданная Толкином? В этой стране мы расскажем об устройстве Легендариума!
Валинор
Однако от Арды Неискаженной в мире остался один клочок земли, называемый Валинором. Он расположен в землях континента Аман, еще во времена, когда Первые эльфы только появились в Средиземье. Там жили Валар и Майар, и именно в Валинор они привезли своих подопечных, эльфов. Первые эльфы разделились на народы, но не устояли перед мятежным Мелькором. Он посеял среди них смуту и убедил встать против Валар. Таким образом народ эльфов разделился, Валар прогневались на них и отказались помогать в войне с Мелькором.
Однако после столетий страданий Валар все же покинули Валинор и помогли сразить своего мятежного соратника. С тех пор Валинор был доступен только эльфам, которые хотели вернуться родные земли. Правда, найти Валинор очень сложно, простым смертным такое точно не под силу. Земля Валар является пристанищем исключительно для эльфов, людей здесь нет, кроме Бильбо и Фродо Беггинсов, Сэма и гнома Гимли. Кстати, на территории Амана эльфы живут вечно, в отличие от Средиземья, где они медленно угасают и становятся призраками.
Нуменор
После событий Первой эпохи Валар практически никогда не вмешивались в то, что происходит в Средиземье. Единственное, что во Второй эпохе они подняли со дна океана огромный остров, который был назван Нуменор. Его населили люди, которые вскоре стали одной из самых процветающих наций. Они близко общались с эльфами и получали от них щедрые дары. Однако им было запрещено появляться в западных водах со своими кораблями, чтобы не найти Валинор.
Но людям было мало того, что давали им эльфы, они хотели получить бессмертие и подняли бунт против Эру и его культа. В итоге с легкой подачи Саурона флот нуменорцев отправился с войной на Валинор, но Валар оказались сильнее. Флот вместе с островом буквально ушли под воду, и только нескольким кораблям удалось спастись. Валинор у Толкина можно сравнить с Атлантидой.
Средиземье
Гондор
Мордор
Эта область на юго-востоке Средиземья была облюбована Сауроном, одним из первых Майар, вставших на сторону Мелькора. После падения повелителя Тьмы он продолжил его дело и стал главным антагонистом на несколько эпох. Мордор располагался в уникальном месте, так как с трех сторон был окружен горными хребтами. Здесь жили орки, изуродованные эльфы и люди, которые начал создавать еще Мелькор.
Рохан
Лориэн
Эти места на деле являются лесом, населенным потомками первых эльфов. Его населяют галадримы, эльфы под предводительством Келеборна и Галадриэль. На протяжении трех эпох здесь жили потомки нолдоров и синдар (первые эльфы), но после войны Галадриэль покинула Средиземье и уплыла в Валинор, а Келеборн увел своих подданных синдар в Лихолесье. Лориен прекратил свое существование как пристанище эльфов.
Лихолесье
Этот край состоит из первобытного леса, где правит эльф Трандуил. Изначально это место было заселено только эльфами, но в начале Третьей эпохи Саурон занял крепость Дол Гулдур и наводнил лес своими слугами. Эльфам пришлось уйти в глубь леса, а сами земли наводнились гигантскими пауками и другими исчадьями тьмы. В конце Третьей эпохи эльфы наконец поддержали людей в битве с Сауроном и разрушили крепость Дол Гулдур. Келеборн после ухода супруги в Валинор переселился в Лихолесье к Трандуилу.
Мория
В трилогии «Властелин колец» этот город-государство под Мглистыми горами был заброшен. Но он имеет богатую историю сотен поколений гномов, которые жили в Мории несколько эпох и приумножали свои богатства. В Четвертую эпоху потомку Дурина (первого гномьего короля) удалось начать восстановления некогда процветающего подземного царства. Пока Мория была разрушена, гномы ютились по подземельям разных гор разрозненным народом, который не мог объединиться.
Ривенделл
Ривенделлом в трилогии называют еще одно пристанище эльфов в Средиземье. Его построил Элронд, полуэльф из династии, которая пошла от Туора и Идриль. Элронд полностью защитил свое убежище от Саурона и сделал его скрытым от чужаков. Правда, после ухода Элронда в Валинор Ривенделл недолго был населен оставшимися эльфами. Они тоже ушли за Келеборном в Лихолесье, чтобы присоединиться к своим братьям.
Объединенное королевство
В Четвертой эпохе в Средиземье образовалось новое государство под предводительством Арагорна. Объединенное королевство включало в себя Гондор в расцвете и земли Арнора, еще одного государства, которое было разрушено в ходе воин. Арагорн объединил все некогда принадлежавшие этим государствам земли, кроме свободного Рохана. Шир он тоже взял под свою защиту и запретил людям селиться там. Эльфы практически все покинули Средиземье, и на континенте наступила эра людей.
Средиземье Дж. Р. Р. Толкина имеет богатую и интересную историю, полную взлетов и падений. Писатель подарил миру фэнтези удивительную вселенную!
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Что на востоке средиземья
Доклад и карты были подготовлены в соавторстве с Амдиром.
Хочу сказать также спасибо Юлии Понедельник и Алоэ за подготовку круглого стола о Востоке на Весконе-2016: если бы не круглый стол, я мог бы и не «дозреть» до доклада.
Все началось с естественного любопытства. А что находится там, дальше, за обрезом карты – на Юге и Востоке Средиземья?
Когда я впервые увидел полные карты, нарисованные Фонстад, меня они, признаться разочаровали
Карта 1.
Не кажется ли вам, что мир на этой карте – слишком маленький?
У карты есть масштаб. По измерениям, от полюса до экватора здесь 5 тысяч километров, вдвое меньше, чем на Земле. То есть, по Фонстад, Арда – эта планета размером с Марс. И это откровенная глупость! Известно, что Толкин отождествлял Арду с Землей.
Да, здесь, на карте, Первая Эпоха, Арда еще плоская, но ведь когда она свернулась в шар, то расстояние от полюса до полюса не должно было измениться.
Трудно сказать, что подвигло доктора географии на такую глупость. Кажется, Фонстад просто слишком буквально воспроизводила толкиновский набросок к Амбарканте. Слишком буквально следовала букве.
Вот карта Толкина:
Карта 2.
Кристофер справедливо написал, что это «крайне небрежный черновой набросок, который нельзя толковать буквально». К сожалению, лучших карт не существует.
И мы – попытались создать такую карту. Решить задачу, с которой Фонстад – при всем к ней уважении – не справилась (хотя атлас у нее прекрасный).
Карта 3.
Первой из наших аксиом станет землеразмерность Арды. Вторая аксиома – ее умеренное землеподобие. Общий план и размеры Средиземья должны примерно соответствовать Старому Свету. Но подробности НЕ должны совпадать.
Чтобы представить настоящий масштаб толкиновского Запада, сделаем так:
Карта 4.
Вот это – истинный масштаб карты к Властелину Колец на фоне карты мира.
Мы видим, какой Запад маленький! Там, за обрезом карты – много интересного!
Как же раздвинуть наши горизонты?
Нужно будет:
• Разобраться в двух набросках-картах к Амбарканте (без космологии, Амана и Белегаэра)
• Скорректировать пропорции последней из двух карт так, чтобы карта сделалась землеразмерной.
• Скорректировать и дополнить данные Амбарканты согласно позднейшим текстам
• Нарисовать итоговую карту, подключив фантазию – однако в важнейших моментах руководствоваться не воображением, но только текстами и логикой.
• С некоторой осторожностью можно привлекать и данные естественных наук, а также исторические карты.
Последний момент поясним:
Карта 5.
Мы видим знаменитую карту Абрахама Ортелия. На карте отразились ренессансные представления о «Великой Южной Земле». Но «Южная земля» (почти такая же!) есть и у Толкина в наброске к Амбарканте. Так что Профессор вдохновлялся не только современными, но и старинными картами.
Амбарканта создавалась во второй половине 30-х годов (Нуменор – упомянут) и повлияла на некоторые пассажи Квенты Сильмариллион. Нельзя, однако, забывать, что это довольно ранняя работа.
Нам надо рассмотреть два последних наброска к Амбарканте (четвертый и пятый).
Карта 6.
По Амбарканте, Южная Земля и Средиземье прежде были единым суперконтинентом. После сверженья Столпов появилось два внутренних моря – Хелькар (Sea of Helkar) и Рингиль (Sea of Ringil) – и три части суши: Северные Земли, Northland (к северу от Хелькара), Средние Земли, Mid-land (между морями) и Южные Земли, South-land (к югу от Рингиля). Валар отодвинули материк на восток, и Средиземье согнулось в дугу. Из-за движения материка возникло четыре горных хребта ближе к краям его: Голубые горы (Blue Mountains) на северо-западе, Красные (Red Mountains) на северо-востоке, Серые (Grey Mountains) на юго-западе и Желтые (Yellow Mountains) на юго-востоке. В восточной экваториальной области показаны еще и «Горы Ветра» (Mountains of the Wind).
Поименованы также Железные горы (Iron Mountains), Утумна (Utumna), Белерианд (Beleriand), Фалассэ (Falasse), Хелькараксэ (Helkarakse) и аналогичные проливы в других частях мира, показан Куивиэнен (Kuiviénen) и маршрут Великого похода (March of the Elves).
Концепция горообразования в связи с движением материков перекликается с современной теорией тектоники плит (хотя подробности не сходятся).
При Толкине такое мнение уже звучало, но вплоть до 60-х годов считалось «геологической ересью». Мысль о движении материков была еще весьма экстравагантна. Но знал ли Толкин о теории Вегенера, доподлинно неизвестно.
Надо сказать, что симметричность и схематизм этой карты несколько подрывает наше к ней доверие, ибо противоречат более авторитетному, позднему тексту. По Айнулиндале, симметрия земель была нарушена задолго до штурма Утумно и даже, вероятно, до свержения Столпов.
Условность карты-схемы подчеркивает появление на ней Хильдориэна. По Амбарканте, единый суперконтинент был разделен еще до пробуждения людей. А здесь, на карте, все синхронно.
Хильдориэн – в полном согласии с ранними текстами – показан в экваториальной области, у Восточного моря. Судя по карте, это целая страна, сопоставимая с Белериандом по размеру.
Самый загадочный объект на карте – это Эндон (Endon). Эндон упоминается и в поздних текстах, вплоть до Преображенных мифов (MR:72, 377), и выступает как центральная область или даже центральная точка (point) Средиземья. Чтобы подробнее сказать об Эндоне, нам нужна следующая карта.
Карта 7.
Оромэ ехал через Эндон, повернул на север, к внутреннему морю Хелькар – и нашел там эльфов. Эндон лежит не просто к югу от Хелкара, но вроде и не очень далеко. Если бя Хелькар оказался, скажем, Каспием, то «Центр Средиземья» нам пришлось бы поместить на Ближнем Востоке (где рисовали центр мира средневековые географы). А не в Африке, например.
Сомнительно, что кто-либо из эльдар в Эндоне бывал, но Оромэ об этом месте знал и мог рассказать эльфам. Почему для валы так важна эта загадочная «точка»?
Выскажем гипотезу! В центральной части мира, на великом озере, лежал когда-то остров Алмарен, где находились первые жилища валар. Как бы ни изменилось это место, валар должны его узнать и объявить центральной точкой Средиземья.
Кстати, что сделалось с Великим Озером, когда обрушились Светильни? Обратим внимание на форму и размер моря Рингиля! Оно занимает и южные, и экваториальные области мира. Мы можем заключить, что озеро (или хотя бы его часть) никуда не исчезало, но слилось с водоемом на месте южного столпа.
Но в этом случае остров Алмарен мог превратиться полуостров на берегу южного моря. Например, в этот полуостров, подозрительно похожий на Аравию.
На этой карте Средиземье имеет забавное сходство с землей. Можно найти здесь не только Аравию, но даже и Красное море, «африканский» контур Харада, а полуостров на востоке похож то ли Индию, то ли на Индокитай.
На месте мифической Южной Земли с карт ренессансного периода лежат в земной реальности и Антарктида, и Австралия, и Новая Гвинея. Мы видим в Амбарканте два названия для этого материка: и Темная, и Южная Земля (Dark Land, Southland). Что означает первое имя? По «Акаллабэт», корабли нуменорцев ходили «от северной тьмы до южного жара и дальше на юг, в нижнюю тьму» – наверное, речь идет об антарктической полярной ночи.
О Земле Солнца (Land of the Sun), согласно Амбарканте, «известно немногое». Вдоль берега – тянулись Стены Солнца (Walls of the Sun), это цепь гор, похожих на Пелори, но немного ниже. В горах – Врата Утра, откуда восходило солнце. Врата Утра наблюдали мореплаватели-нуменорцы. Если принять теорию об «изначально круглой Арде», которая до Акаллабэт должна была включать и Аман, можно прийти к такой догадке: нуменорцы подплывали к Аману с другой, западной стороны – но горы им не позволяли попасть в Валинор. Правда, при составлении Амбарканты, у Толкина еще не могло быть такой идеи. Легенда на карте гласит: «Выжженная Земля Солнца» (Burnt Land of the Sun). То есть отдыхающее Солнце, по Амбарканте, должно превратить в пустыню область к востоку от гор. Потому в этом «антивалиноре» вряд ли было что-то интересное.
Вернемся к Средиземью! Здесь появилась новая деталь – горная цепь в Хараде. Кристофер удивляется, почему «Серые горы» оказались к северу от экватора, когда должны быть к югу. Но кто сказал, что это именно «Серые горы»? Средиземье велико, горных хребтов там не четыре и не пять. Возможно, Харадские горы трактовались даже как продолжение Голубых и Белых гор.
По Амбарканте, в Первую эпоху Белые горы были продолжением Голубых. Позднее Толкин, скорее всего, отказался от этой концепции, но для 30-х годов она была актуальна и отразилась в географическом пассаже Квэнты Сильмариллион (QS:108). Кроме того, согласно этому пассажу, море Хелкар подходило очень близко к южному заливу Белегаэра, и их разъединяла только «гористая перемычка, по которой можно было проникнуть в обширные области на Юге Средиземья».
На карте к Амбарканте эта «перемычка» называется «Тесниной мира» (Straits of the World) и соответствует району Минас-Тирита и Мордорских гор. Мордорское плато залито водами Хелькара. Мордорские горы не показаны (хотя из этого не следует, что гор в Первую эпоху не было – Туманные горы тоже не обозначены в этом «беглом наброске»).
Хелькар раскинулся от Мордора до Орокарни – но, на наш взгляд, с поздними текстами такая протяженность плохо согласуется. Ведь в парадигме «Амбарканты» море Рун нельзя не трактовать как уцелевшую часть высохшего Хелькара. Однако же, по поздним текстам, море Рун и в первую эпоху было отдельным водоемом, на берегах которого остановились предки эдайн (PM:373), а еще раньше – эльфы Великого похода (PM:387).
Но если Рун и Хелькар в поздних текстах – разные моря, то Хелькар не мог быть таким огромным, как показано на карте к Амбарканте.
Однако в таком случае мы получаем поразительную диспропорцию между парой морей на месте двух Столпов: сравните габариты Каспия с Индийским океаном.
Но обратим внимание на другой момент! Хелькар на карте к Амбарканте, имеет поразительное сходство с историческим Сарматским морем.
Карта 8.
Около 7-9 миллионов лет назад Сарматское море раскинулось от Центральной Азии до Адриатики. Его остатки – это Черное, Каспийское, Азовское море, а также Венгерская равнина с озером Балатон. Толкин мог знать об этом водоеме: морские отложения на месте Сарматского моря изучали с конца XIX века.
Думается, на карте к Амбарканте могла отразиться доисторическая ситуация. К концу геологических эпох Палеохелькар, как и Сарматское море, мог частично пересохнуть. На его месте, как и на Земле, могло остаться несколько водоемов. На крайнем западе – Нурнен и Рун, а на Востоке – собственно Хелькар, близ Куйвиэнен.
Теперь настало время обратиться к нашей карте с реконструкцией Востока и Юга Средиземья – по состоянию на начало Третьей Эпохи.
Средиземье
Средизе́мье ( Middle-earth (синд.Ennorath),(кв.Endore), буквально Среди́нная земля́, также существуют варианты перевода Среднеземье, Средьземелье) — континент в Арде, мире, придуманном Дж. Р. Р. Толкином. Часто этим словом обозначают всю Вымышленную вселенную Толкина. В самих же книгах Средиземьем называется восточная часть Арды, земли смертных, в противоположность райским берегам бессмертного Валинора.
Средиземье — одна из первых и самых известных фэнтези-вселенных. Оно является местом действия основных произведений Толкина — «Хоббит, или туда и обратно» и «Властелин Колец», значительной части «Сильмариллиона», а также ряда «вольных продолжений» других писателей.
История Средиземья, описанная Толкином, делится на Эпоху Светильников, Эпоху Древ и четыре эпохи Солнца. Подробности истории, населения и языков Средиземья были подробно описаны Толкином в «Сильмариллионе», приложениях к «Властелину Колец» и изданной посмертно серии «История Средиземья».
Содержание
[править] Название
Middle-earth — буквальный перевод на современный язык среднеанглийского middel-erde, произошедшего от староанглийского слова middangeard, которым назывался реальный, обитаемый людьми мир, находящийся посередине между небесами и преисподней.
На языке квенья Средиземье называлось Эндор, «срединная земля», на синдарине это же название звучало как Эннор. В различные эпохи именовалось также Покинутыми Землями, Внешними Землями, Великими Землями.
[править] География
Средиземье представляет собой обширный континент с продолжительной береговой линией на западе, постепенно уходящей к юго-востоку. Берега Средиземья омываются Великим Морем (океаном). На севере воды моря образовывают замерзающий залив Форохел, огражденный цепями Голубых гор, на юге — Белфалас, на берегах которого находится гондорский порт Пеларгир, ещё дальше к югу — Умбар, цитадель корсаров. А южнее Умбара идёт Харад. В бухте на Великом море стоит эльфийский город-порт Митлонд — единственный, откуда корабли отправляются в Валинор. В Великое море впадают реки Изен, Брендивин и Андуин.
Континент рассечён надвое хребтом под названием Мглистые горы, на севере которых находится Ангмар. У западного подножия гор стоит Ривенделл. К западу от хребта расположены лесистые равнины Арнора и Эриадора, с которыми на юге граничит Шир. К востоку от хребта лежат торговые города Дэйл и Эсгарот на берегах Долгого озера, а также гномье королевство Эребор; Одинокая Гора. В южных отрогах Мглистых гор находится лес Фангорн, к северу от него — Лотлориен, а к юго-западу — Изенгард, цитадель Сарумана.
Из Долгого озера истекает река Андуин, протекающая через степи Рохана. Далее река тянется через Анориэн и Итилиэн, разделяя Гондор и Мордор, и впадает в Великое Море в районе Белфаласа. На её правом берегу лежит королевство Гондор со столицей в городе Минас Тирит, прямо на реке стоит гондорская крепость Осгилиат. На левом берегу, к востоку от реки тянется цепочка Пепельных гор, отрезающих от всего мира Мордор, страну орков и темного властелина Саурона. К югу от Гондора и Мордора лежит жаркая, пустынная страна Харад.
Восток Средиземья малоизучен и населён, в основном, кочевыми племенами истерлингов, обитающих в степях к востоку от Рохана и юго-востоку Долгого озера, на берегах внутреннего моря Рун. В Первую Эпоху в Средиземье на месте нынешнего Мордора и Рун было море Хэлкар, которое после войны Гнева было уничтожено вместе с озером эльфов Куивиэнен. Посреди этого моря во время эпохи Светильников был остров где жили Валары. Но после обрушения светильников остров был уничтожен а Валары ушли в Аман. На самом востоке Средиземья находится край, Хильдориэн место где пробудились люди. Он омывается с востока восточным океаном. Севернее Эребора и Мглистых гор царит холодный климат, там почти ничего не растёт и там нет ни одного зверя. Там скалистая земля по которой даже Валары не ходили, лишь Мелькор иногда заходил, и то ненадолго.
Средиземье
Средиземье — одна из первых и самых известных фэнтези-вселенных. Оно является местом действия основных произведений Толкина — «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин Колец», значительной части «Сильмариллиона», а также ряда «вольных продолжений» других авторов.
История Средиземья, описанная Толкином, делится на четыре эпохи. Подробности истории, населения и языков Средиземья были подробно описаны Толкином в «Сильмариллионе», приложениях к «Властелину Колец» и изданной посмертно серии «История Средиземья».
Содержание
Название
Middle-earth — буквальный перевод на современный язык среднеанглийского middel-erde, произошедшего от староанглийского слова middangeard, которым назывался реальный, обитаемый людьми мир, находящийся посередине между небесами и преисподней. Толкин заимствовал термин из поэм английского монаха VIII века Киневульфа «Христос» и «Елена». [источник не указан 541 день]
Eala Earendel engla beorohtast Ofer middangeared monnum sended |
Hail Earendel brightest of angels Above Middle-earth sent under men |
Приветствие Эаренделя, светлейшего из ангелов, Над Средиземьем ниспослано людям. Поэма «Христос» I |
На языке квенья Средиземье называлось Эндор или Эндорэ (англ. Endor, Endórë ), «срединная земля», на синдарине это же название звучало как Эннорат (англ. Ennorath ). В различные эпохи именовалось также Покинутыми Землями, Внешними Землями, Великими Землями.
Переводы названия на русский язык
География
Средиземье представляет собой обширный континент с продолжительной береговой линией на западе, постепенно уходящей к юго-востоку. Берега Средиземья омываются Великим Морем (океаном). На севере воды моря образовывают замерзающий залив Форохел, огражденный цепями Голубых гор, на юге — Белфалас, на берегах которого находится гондорский порт Пеларгир, ещё дальше к югу — Умбар, цитадель корсаров. В заливе Лун стоит эльфийский город-порт Серые Гавани — единственный, откуда корабли отправляются в Валинор. В Великое море впадают реки Изен, Брендивайн и Андуин.
Континент рассечён надвое хребтом под названием Мглистые горы, на севере которых находится Ангмар. У западного подножия гор стоит Ривенделл. К западу от хребта расположены лесистые равнины Арнора и Эриадора, с которыми на юге граничит Шир. К востоку от хребта лежат торговые города Дэйл и Эсгарот на берегах Долгого озера, а также гномье королевство Эребор; Одинокая Гора. В южных отрогах Мглистых гор находится лес Фангорн, к северу от него — Лотлориен, а к юго-западу — Изенгард, цитадель Сарумана.
С северо-восточных отрогов Мглистых гор стекает река Андуин, протекающая через степи Рохана. Далее река тянется через Анориэн и Итилиэн, разделяя Гондор и Мордор, и впадает в Великое Море в районе Белфаласа. На её правом берегу лежит королевство Гондор со столицей в городе Минас Тирит, прямо на реке стоит гондорская крепость Осгилиат. На левом берегу, к востоку от реки тянется цепочка Пепельных гор, отрезающих от всего мира Мордор, страну орков и тёмного властелина Саурона. К югу от Гондора и Мордора лежит жаркая, пустынная страна Харад.
Восток Средиземья малоизучен и населён, в основном, кочевыми племенами истерлингов, обитающих в степях к востоку от Рохана и юго-востоку Долгого озера, на берегах внутреннего моря Рун.
Территория, охватываемая картой (созданной самим автором) — прямоугольник приблизительно 2000 на 1400 миль. Это примерно 7 млн кв. км (если не учитывать моря, то это соответствует территории Европы).
Народы
Флора и фауна
Средиземье населено совершенно обычными земными животными и растениями. Из диких животных упоминаются медведи, лисы, олени, лани. В хозяйстве жители Средиземья используют лошадей и пони. Наиболее распространённые аграрные культуры — пшеница, рожь, ячмень, разнообразные корнеплоды (в частности, картофель), табак и др. В землях Гондора культивируется виноград.
Из неизвестных на Земле растений упоминаются: мэллирн (гигантские деревья, из которых состоит лес Лотлориен), ацелас (королевский лист — целебное растение, которое, по преданию, дунэдайн принесли с собой из Нуменора), Белое Древо Нимлот (потомок светоносного Телпериона, Древнейшего из Дерев), являющееся государственным символом Гондора и вышитое Арвен на знамени Арагорна Эллесара.
Некоторые животные (и даже растения) Средиземья наделены даром речи. Например, чёрный дрозд в «Хоббите» прекрасно понимает человеческую речь, а лучник Бард из Эсгарота, в свою очередь, понимает стрекот дрозда. Упоминается, что это умение передалось Барду по наследству — другие персонажи дрозда не понимали. Зато ворон Роак не только понимает речь, но и говорит с хоббитами и гномами на вестроне. Кроме того, даром речи владеют гигантские орлы, живущие в восточных отрогах Мглистых Гор. На вестроне общаются и гигантские пауки, обитающие в Лихолесье. На Чёрном наречии также могли говорить волколаки. [источник не указан 852 дня]
Из растений, обладавших даром речи, наиболее известен Старый Вяз (англ. Old Man Willow ), чуть было не погубивший Перегрина Тука и Мериадока Брендибэка, который пригрозил перекусить обоих, если их товарищи (Фродо и Сэм) не уберут огонь от его корней. Кроме того, Старый Вяз обладает даром гипноза.
Астрономические сведения
Эти сведения весьма скудны, но небо над Средиземьем тоже весьма напоминает земное. Так, в «Хоббите» Бильбо ориентируется по Большой Медведице (хоббиты называют это созвездие Серпом). По небу ходят Солнце и Луна. В трилогии «Властелин Колец», во время бегства хоббитов из Шира, Фродо, Сэм и Перегрин разглядывают Небесного Воина Менельвагора (в котором безошибочно угадывается Орион); на востоке всходит, сияя винным цветом, красный Боргиль (вероятно, Альдебаран); кроме того, видна Звёздная Сеть — Реммират (вероятно, Плеяды).
В Приложении к трилогии, описывая ширский календарь, Толкин указывает продолжительность года в Средиземье — 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Эта величина практически до секунд совпадает с земным тропическим годом.