Что на ваш взгляд является источником социальных пороков
В чём, на ваш взгляд, состоят причины развития социальных пороков? Аргументы Д. И. Фонвизин «Недоросль», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))
В чём, на мой взгляд, состоят причины развития социальных пороков? Вопрос достаточно сложный и интересный. Ответить на него непросто. Пороки общества — это, по моему мнению, недостатки характера и вредные привычки конкретного человека или групп людей, из которых и соткан наш социум. Подобным дефектам в различных видах и степенях могут быть подвержены как влиятельные и состоятельные люди, так и те, кто находится в самом подчиненном положении.
Изъяны в поведении или мышлении индивида зачастую вредят не только ему самому, но и окружающим, зависящим от него людям. Случается, что такие несовершенства становятся некой “тенденцией” определённой прослойки общества. Причины часто кроются в слабости людей перед трудностями судьбы, неумении принимать жестокую реальность. Иногда поводом для развития социального порока может послужить дурное воспитание, неумение распоряжаться властью, которая дана человеку в связи с общественной иерархией той эпохи, в которой он проживает.
Так было, например, в семье Простаковых из комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Госпожа Простакова —помещица, имеющая в подчинении крепостных крестьян. Это несправедливая и жестокая женщина, которая наказывала своих подчиненных за каждую провинность, вынуждала их жить в нищете и страхе. Своего сына Митрофанушку она воспитывает избалованным, глупым человеком, который не уважает никого вокруг. «. Вот злонравия достойные плоды. » — реплика другого героя произведения в адрес Митрофана. Под злонравием как раз можно подразумевать невежество его матери. Сама же Госпожа тоже является жертвой дурного воспитания. Её родители были неграмотными и безответственными людьми, по вине которых погибли братья и сестры Простаковой и ее брата Тараса Скотинина. Оставшиеся дети выросли необразованными, малограмотными членами общества. Самодурствующие дворяне на своём примере воспитывали целое поколение преемников, обладающих ещё более усугубленными социальными пороками. От этого страдала не только семья, но и в первую очередь их подчиненные.
Таким образом, дурные черты характера некоторых наделенных властью личностей оставляют свой отпечаток на нескольких поколениях и социальных слоях, приумножая жесткость и невежество в этом мире. Причиной, как мы уже выяснили, становится, главным образом, воспитание и ложные нравственные ценности. Человек, перед глазами которого нет достойного примера в лице родителей, не может вырасти человеком без изъянов, который бы привносил в общество только пользу.
Другим социальным пороком часто становится пьянство и разнузданность. В пример могу привести мелкого чиновника Семёна Мармеладова — героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. В этом произведении вредная привычка становится настоящей катастрофой для целой семьи. Жена Мармеладова Екатерина и их младшие дети вынуждены в одиночку справляться с нищетой и болезнями, пока глава семейства запивает спиртным своё горе и слабость в трактирах, среди таких же уже достигших “дна” людей. Старшей дочери Соне приходится пойти “по жёлтому билету”, чтобы хоть как-то спасти семью от бедственного положения. Власть вредной привычки над человеком губит и его самого, не оставляя шанса на исцеление. Мармеладов погибает под копытами лошадей, везущих “барскую карету”, по сути, бездарно прожив свою жизнь, не имея силы воли и нравственного стержня.
И в этом случае социальным пороком становится алкоголизм, как одна из пагубных привычек присущих низшим прослойкам общества. Причиной этой слабости часто становится бедность, отсутствие смысла жизни и надежды на светлое будущее. Люди не находят другого способа заглушить боль и страх, которые рождает их положение. Вредная привычка медленно и мучительно губит самого человека, принося страдания и неудобства окружающим людям.
Таким образом, поводом для развития социальных пороков могут послужить абсолютно разные причины. Человеку, каким бы статусом он ни обладал, важно уметь противостоять дурному влиянию, собственным слабостям и трудностям судьбы. Только путём самовоспитания, самокритичности и дисциплины человек может быть морально чистоплотен по отношению к себе и другим. И если каждый начнёт с себя, в нашем социуме будут множится только лучшие человеческие качества, а жизнь станет благополучной и счастливой.
Каковы истоки социальных пороков? Аргументы А. С. Грибоедов «Горе от ума», Н. В. Гоголь «Ревизор» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Социальные пороки возникают в обществе в процессе его развития и потери или искажения нравственных ценностей. Люди свыкаются с этим, а общество делается более жестоким и равнодушным. Во все времена были одинаковые пороки, такие как зависть, жадность и множество других. Пороки появляются с детства, начиная с воспитания в семье и заканчивая примерами известных личностей. Некоторые считают, что социальные пороки генетически заложены в человеке.
В доказательство моей точки зрения обращусь к произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой, Александр Андреевич Чацкий, не хочет жить по правилам фамусовского общества, считая их неправильными. Он осуждает лицемерие и чинопочитание, существующие в обществе. Поэтому героя считают сумасшедшим. Чацкий хочет уничтожить пороки, но не находит единомышленников и вынужден отказаться от своих идей. Таким образом, в одиночку невозможно изменить общество.
Можно вспомнить и другое произведение, в котором затрагивается эта тема. В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в насмешливой форме обличаются пороки общества. Чиновники города, узнав о приезде ревизора, пытаются привести город в порядок. Поняв, что менять для этого нужно слишком много, они пытаются угодить ревизору, дав ему взятку. На протяжении всего произведения Гоголь показывает множество пороков, таких как взяточничество, чинопочитание, обман и предательство. Эти пороки существуют, потому что люди привыкли к ним из воспитания в такой обстановке. Таким образом, бездействие против морального упадка приводит к возникновению социальных пороков.
Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что источниками социальных пороков являются неправильная расстановка жизненных ценностей и бездействие против существующих устоев, угрожающих обществу упадком морали. По этой причине, несомненно, с социальными пороками необходимо бороться всеми возможными способами. Устранить полностью социальные пороки невозможно, но необходимо к этому стремиться, чтобы сделать свою и общественную жизни лучше.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что такое человеческие пороки и откуда они берутся
Человеческие пороки – это то, что губит миллионы людей и самое печальное, что большинство из них полагает что пороки невозможно искоренить. На самом деле, если понимать природу пороков – причины их возникновения, то можно избавиться от любого из них и победить любую вредную привычку. Но сложность для многих людей состоит в том, что нужно меняться, нужно работать над собой, а они не хотят, ленятся! Поэтому становятся рабами порока и медленно, или быстро погибают.
В данной статье мы рассмотрим вопросы: что такое Порок? Каковы причины возникновения Пороков? Что делает порок с человеком? И др.
Что такое человеческие пороки?
Человеческие Пороки – это проявление Зла в человеке в виде его негативных (порочных) желаний и привычек.
Многие пороки рождаются и развиваются в крайностях или из-за нарушения принципа “Умеренность”.
Та же, Пороки поселяются и процветают там, где человек не различает Добро и Зло, и не думает о последствиях.
Яркий пример – это вредные привычки:
Курение курящему доставляет какое-то удовольствие, но реально курение разрушает, отупляет и убивает человека. Любой целитель может описать энергетику курильщика – тонкие тела всё в дырах, энергия (аура) серая или тёмно серая, многие потоки перекрыты, а органы тела затемнены. У курильщиков никогда не бывает много позитивной энергии (это одно из наказаний по Духовным Законам).
На самом деле, кто знаком с эзотерикой на практике знает, что через Пороки душой человека овладевает Зло. И если человек попал в его лапы, вырваться будет очень не просто. На сколько не просто? А на сколько сложно отучить наркомана от наркотиков или полностью вылечить алкоголика?
Когда человек завладевает Пороки?
Другие пороки приносят человеку не меньший вред:
С чего начинать борьбу с пороками?
1. С понимания последствий пороков! Начните с того, что постарайтесь чётко и максимально подробно представить (на примере других людей), к чему вас приведёт этот порок. Какое вас ждёт будущее, если вы не освободитесь от этого порока?
4. Определите на что должен быть заменён данный порок и начинайте работать над собой.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как социальные пороки влияют на личность? (Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»)
Любая цивилизованная страна декларирует права человека на достойную жизнь. Однако практически ни одно государство не может избежать социальной напряжённости по ряду причин, чаще всего это наличие таких пороков, как бедность и неустроенность людей, безработица, преступность. Эти беды усугубляются коррумпированностью и взяточничеством отдельных чиновников. В нездоровом обществе у людей сбиваются ориентиры, калечатся души людей. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Давайте вспомним и комедию Фонвизина «Недоросль», в которой драматург показывает таких дворян, как Простаковы и Скотинин, нарущающих не только нормы морали, но и уголовного права. Корыстолюбивые родители юного Митрофана хотят завладеть имуществом сироты, их воспитанницы Софьи. Для этого они собираются насильно выдать её замуж за своего сына. Приданое девушки настолько соблазняет юношу, что он выполняет указания матери, хотя равнодушен к Софье. Этот бездельник благодаря деньгам будущей жены планировал нигде не служить, не учиться арифметике и грамматике, в которых не запомнил ни одного правила, а жить безбедно и беспечно. Родительская слепая любовь, владение крепостными слугами сформировали грубого, наглого и ленивого недоросля, идущего по стопам алчных и беспринципных отца и матери. Фонвизин акцентирует внимание читателей на то, что вседозволенность и безнаказанность дворян порождены законами самодержавного строя.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Готовые сочинения и темы к итоговому сочинению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» 2021-2022 учебного года
Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.
Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить
1. Что, на ваш взгляд, является источником социальных пороков?
Под социальными пороками можно понимать искажения ценностей в общественной жизни, которые свойственны большинству представителей общества. Источник социальных пороков можно найти в самом определении социальных пороков. Им являются неправильные, искаженные жизненные установки и ценности представителей общества. Люди привыкают жить в соответствии с эгоизмом, равнодушием, лицемерием, грубостью, угодничеством, скупостью, трусостью, казнокрадством, поэтому считают, что эти человеческие качества – норма для всего общества.
Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных авторов.
В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» сатирически обличаются многие пороки российского общества. В центре повествования находится то, что чиновники уездного города N, узнав о приезде ревизора, предпринимают попытки привести город в порядок, которого в повседневной жизни не наблюдается. Понимая, что исправлять нужно многое, чиновники стремятся разрешить проблему другим способом: угодить ревизору и дать ему взятку. Городничий Сквозник-Дмухановский утверждает, что за каждым человеком «водятся грешки», поэтому читатель понимает, что «грешки» – это то, что характеризует каждого жителя уездного города N. Раскрывая образы чиновников, помещиков, купцов и представителей других социальных слоев, Н.В. Гоголь демонстрирует следующие социальные пороки: несправедливость, произвол, беззаконие, безнаказанность, вседозволенность, эгоизм, лицемерие, подхалимство, чинопочитание, корыстолюбие, взятничество, казнокрадство, мошенничество, обман, предательство и др. Данные пороки царствуют в обществе, поскольку люди привыкли к такой жизни, поскольку они растут и воспитываются в такой атмосфере. На это указывает то, что Анна Андреевна учит свою дочь Марью Антоновну тому, что важно хорошо преподносить себя в обществе, что любого влиятельного, богатого человека, занимающего высокое положение в обществе, нужно рассматривать как любовный объект, что социальное и материальное положение намного важнее искренних любовных чувств. Марья Антоновна не может быть не порочной, так как она с детства живет в соответствии с ложными жизненными ценностями, свойственными всему обществу.
Социальные пороки также обличаются в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Через образы госпожи Простаковой, Митрофанушки, Скотинина и Простакова демонстрируется несправедливость и жестокость крепостного права, помещичий произвол, ужасное воспитание и образование. Автор показывает, что госпожа Простакова порочна сама и учит своего сына Митрофана быть таким же. Недоросль не может не быть порочным, поскольку перед ним находится пример жестокой и властолюбивой матери, которая привыкла жить за счет деятельности других людей, которых, по ее мнению, можно оскорблять и даже избивать. То, что у госпожи Простаковой и ее брата Скотинина одинаковые представления о том, как обращаться с крепостными, говорит о том, что из-за воспитания порочными людьми они не имели возможности быть другими.
Таким образом, источником социальных пороков являются неправильные жизненные ценности и установки представителей общества, которые передаются из поколения в поколение.
2. Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?
Понятие справедливости тесно связано с понятием должного: справедливым является тот поступок, который человек должен был совершить в соответствии с законом и нравственными принципами. Можно ли быть справедливым, не будучи человечным? На мой взгляд, нет, поскольку справедливость тесно связана с нравственными принципами, которые основываются на человеколюбии. Чтобы принимать справедливые решения, нужно понимать людей.
Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
В основе рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» лежит следующая ситуация: лесник Фома, имеющий прозвище Бирюк, поймал мужика, который срубил дерево. В соответствии с законом, главный герой должен был наказать вора, однако Бирюк руководствуется не только законом, но и нравственными принципами. Бирюку самому приходилось вести крайне бедное существование, поэтому он понимал, что на воровство мужика толкнули голод и нужда. Бирюк понимает мотивы мужика, он сжаливается над ним и отпускает вместе с лошадью, несмотря на то что такое решение может негативно сказаться на нем самом. С точки зрения закона мужик должен был понести ответственность за совершенное преступление, однако поступок Бирюка, отпустившего мужика, нельзя назвать несправедливым. Главному герою свойственны такие качества, как человеколюбие, отсутствие эгоизма, способность понимать людей и мотивы их поступков. Руководясь нравственными принципами, Бирюк совершил справедливый поступок, поскольку виноват был не мужик, а та общественная система, которая заставила его пойти на воровство, чтобы прокормить свою семью. Справедливость Бирюка по отношению к мужику основывалась не на должностном долге, а на понимании социальной несправедливости.
Взаимосвязь справедливости и человечности подчеркивается и в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». По закону учительница Лидия Михайловна не должна была играть с учеником в «замеряшки» на деньги, однако ее поведение можно назвать справедливым. Обладая способностью понимать людей, Лидия Михайловна видела, что в послевоенное время рассказчику, жившему вдали от матери, было трудно прокормить себя, поэтому она делала все возможное, чтобы помочь мальчику. Директор школы Василий Андреевич, который стал свидетелем игры учительницы и школьника, принял решение уволить Лидию Михайловну, назвав ее поступок «преступлением», «растлением» и «совращением». С точки зрения закона Василий Андреевич, уволивший учительницу, прав, однако авторская позиция заключена в том, что поступок героя нельзя назвать справедливым. Директор даже не захотел услышать объяснения Лидии Михайловны о том, почему она играла с учеником на деньги, он не постарался понять истинных причин действий учительницы. Бесчеловечность, отсутствие возможности понимать других людей стали причиной, по которой Василий Андреевич совершил несправедливый поступок.
Таким образом, справедливость невозможна без человечности, только тот человек, который умеет понимать людей, способен совершить по-настоящему справедливый поступок.
3. Может ли общество полностью избавиться от пороков?
Общество за все время своего существования никогда не было идеальным, той или иной эпохе характерны определенные пороки. Они могут сохраняться, могут меняться, перемещаться из одного исторического периода в другой, но они всегда сопровождают общество. Проблема порочности общества вечна, поскольку люди не могут обладать исключительно положительными чертами характера, они владеют и отрицательными внутренними качествами. Искоренить часть пороков в определенное время можно, но полностью избавиться от них невозможно.
Ответ на вопрос «Может ли общество полностью избавиться от пороков?» давали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» внимание уделяется трем временам: прошлому, настоящему и будущему. Деля персонажей на представителей этих трех времен, автор демонстрирует, что каждому поколению свойственны и достоинства, и недостатки. Пороками ярких представителей прошлого Раневской и Гаева являются безвольность, неспособность жить самостоятельно, зависимость от деятельности других людей, несерьезное отношение к серьезным проблемам, неспособность и нежелание бороться за те общественные принципы, которые приносили им счастье, невозможность приспособиться к происходящим в обществе изменениям. Отрицательной чертой яркого представителя настоящего Лопахина было то, что он был «хищным зверем», который без особого сожаления вырубает вишневый сад для того, чтобы сдавать появившиеся территории под дачи. Недостатком представителей будущего Пети Трофимова и Ани Раневской было то, что они больше говорили о лучшем будущем, чем совершали конкретные действия. А.П. Чехов показывает: времена идут, поколения сменяют друг друга, пороки меняются, но общество так и остается порочным.
Проблема невозможности избавиться от общественных пороков поднимается и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенно ярко она находит отражение в 12-ой главе, где показано представление Воланда и его свиты в театре Варьете. Воланд, имеющий возможность наблюдать за людьми разных поколений, смотря на зрителей театра Варьете, приходит к выводу, что москвичи 30-х годов ничем не отличаются от людей других мест и времен. Отмечая, что современные москвичи также легкомысленны и также любят деньги, но также обладают милосердием, как и люди прошлого, Воланд дает им следующую характеристику: «Люди как люди». М.А. Булгаков выражает мысль о том, что москвичи 30-х годов не отличаются порочностью, что порочны люди всех времен. Для того чтобы показать порочность людей всех времен, М.А. Булгаков помещает в повествование не только московские, но и ершалаимские главы, в которых описаны такие же пороки, что и у москвичей 30-х годов. Выделяются последние, как отмечает Воланд, лишь тем, что их «испортил квартирный вопрос». Автором подчеркивается: важно не то, из чего сделаны деньги, а то, что к ним стремятся люди всех времен.
Таким образом, порочность – это черта всего человечества на протяжении всего его существования, у каждого поколения пороки свои, но важно то, что эти пороки есть всегда.
4. Согласны ли вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»
Л.Н. Толстой утверждал: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Стремления человека изменить общественную жизнь основываются на его нравственных ценностях и жизненных представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо. Если человек, предпринимающий попытки изменить общественную жизнь, руководствуется благими общественными целями и действительно не нарушает собственные принципы, он сможет изменить общественную жизнь к лучшему. Если же человек совершает действия, которые не согласованы с его совестью, он не сможет привести общество к лучшей жизни.
Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» показано стремление «новых людей», к которым можно отнести Веру Павловну Розальскую, Александра Кирсанова и Дмитрия Лопухова, изменить жизнь российского общества к лучшему. Розальская негативно относится к браку, в основе которого лежит социальный статус, она выступает за возможность выходить замуж за любимого человека, поэтому она отказывается связывать свою жизнь брачными узами со Сторешниковым, которого рассматривала в качестве жениха своей дочери мать Веры Павловны Марья Алексеевна. Открытие Верой Розальской своей первой швейной мастерской становится попыткой приблизить то «светлое и прекрасное» будущее, к которому стремились «новые люди». Автор показывает, что они верны своим жизненным принципам, они не пытаются жить, как «старые люди», которые заботились лишь о собственном благе, не задумываясь о благе всего общества. Н.Г. Чернышевский выражает мысль о том, что именно «новые люди» смогут привести российское общество к лучшему.
Противоположный пример наблюдается в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина». Здесь показано, что в результате революции, целью которой было изменение общественной жизни к лучшему, к власти приходят подобные Лабуте, этому «хвалибишке и дьявольскому трусу», которого «рок болтовней наградил», этому пьянице и лгуну, который причисляет себе чужие заслуги, живя «не мозоля рук» и отличаясь не конкретными действиями, а лишь разговорами. С.А. Есенин показывает, что новая власть ничего не знала о совести, подобные Лабуте воспользовались революцией для достижения собственных корыстных целей. В поэме показано, что такие представители власти не могут привести общество к лучшему, наоборот, они способствуют ухудшению жизни народа. Неслучайно пятая глава, в которой описывается послереволюционная деревня, начинается со слов «Суровые, грозные годы!».
Таким образом, попытки человека изменить общественную жизнь зависят от его жизненных представлений и нравственных ценностей; от того, согласуются ли действия человека с совестью, зависит то, улучшится или ухудшится общественная жизнь.
5. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
6. Достижимо ли всеобщее счастье?
Понятие счастья субъективно, так как каждый человек находит счастье в чем-то своем. Поскольку не все люди находят личное счастье, всеобщее счастье недостижимо. В тех или иных общественных условиях одни люди могут обрести счастье, а другие – нет, поскольку их жизненные представления, принципы, взгляды и ценности противоречат общепринятому в обществе. Мир обладает дуальностью, поэтому то, что приносит счастье одному человеку, другому приносит несчастье. Достигнуть состояния общества, при котором каждый человек является счастливым, невозможно, так как всегда найдутся те, кто недоволен произошедшим изменениям.
На вопрос «Достижимо ли всеобщее счастье?» давали ответы многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В драме А.Н. Островского «Гроза» показано, что Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова, попадает в «темное царство» с «жестокими нравами». Сравнивая свое нынешнее существование с прошлой жизнью, Катерина понимает, что она по-настоящему несчастна. Если в родительском доме она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», то в доме Кабановых и во всем городе Калинове она не могла найти счастье, которое заключалось в свободе. Мечтавшая о свободе в любви Катерина была несчастна, поскольку ей пришлось выйти замуж за человека, которого она не любила и которого не могла полюбить, несмотря на многочисленные попытки. Оказавшись в доме Кабановых, главная героиня чувствовала притеснения со стороны Кабанихи. Полюбив другого человека, Катерина не могла почувствовать счастья, поскольку она тяготилась совершенным предательством и неверностью. А.Н. Островский показывает, что в обществе, где счастливы подобные Кабанихе и Дикому, не могут обрести счастье подобные Катерине. Показывая, как Кабаниха и Дикой держатся за общественные принципы прошлого, автор выражает следующую мысль: если бы в общественных условиях счастлива была Катерина, то Кабаниха и Дикой, привыкшие к власти, вседозволенности и безнаказанности, чувствовали бы себя несчастными. Это доказывает мысль о том, что пока счастливы одни, другие несчастны.
О невозможности достижения всеобщего счастья рассуждает и В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». До новости о том, что на месте деревни Матеры построят гидроэлектростанцию, для этого затопив остров, представители старшего поколения чувствуют себя счастливыми, находясь рядом друг с другом, наслаждаясь деревенским образом жизни, чувствуя связь с природой и своими предками. То, что представители молодого поколения положительно относятся к техническому прогрессу и радуются тому, что они переедут в город, говорит о том, что им не нравилась деревенская жизнь. Когда властями было принято решение затопить Матеру для строительства ГЭС, ситуация изменилась: теперь представители молодого поколения ощущали приближение счастья, в то время как представители старшего поколения потеряли его.
Таким образом, достигнуть всеобщего счастья невозможно, так как любые общественные изменения приводят к тому, что одни люди обретают счастье, а другие – теряют его или не находят возможности обрести его.
7. Чем опасно социальное неравенство?
Под социальным неравенством понимается разделение людей на определенные группы, зависимые от социального и материального положения. Социальное неравенство опасно тем, что одни люди имеют больше прав, свобод и возможностей, чем другие, что является несправедливостью. Социальное неравенство приводит к тому, что одни люди не воспринимают других в качестве таких же людей, они относятся к ним как к скоту или как к инструментам выживания. Человек при социальном неравенстве мельчает, его перестают ценить и уважать. При социальном неравенстве понятия любви, семьи, дружбы отходят на второй план, главным в жизни является положение в обществе и принадлежность к определенному слою населения.
О тех опасностях, которые несет социальное неравенство, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В комедии Д.И. Фонвизин «Недоросль» показано четкое разделение людей на помещиков и крепостных. Правдин оказывается в доме Простаковых, чтобы доказать, что семейством притесняются права крестьян. Госпожа Простакова привыкла жить за счет деятельности крепостных, она воспринимает их труд как должное, она не ценит и не уважает тех людей, благодаря которым она существует. Госпожа Простакова и ее брат Скотинин издеваются над крестьянами и даже применяют к ним физическую силу, считая, что это позволено самим законом. Скотинин уверен, что дворянское положение позволяет ему «поколотить» слуг, когда этого захочется, госпожа Простакова объясняет свои издевательства по отношению к крестьянам неправильно понятым законом о вольности дворянства. Д.И. Фонвизин показывает, что госпожа Простакова, ее брат Скотинин и ее сын Митрофанушка, а также им подобные относятся к таким же людям, как и они, не по-человечески, воспринимая их как скот, хотя Скотинин даже к свиньям относится гораздо лучше, чем к крепостным. В ужасном и несправедливом отношении к таким же людям заключается вся опасность социального неравенства.
О том, к чему приводит социальное неравенство, рассуждает и Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Название произведения уже заставляет читателя задуматься о том, что любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста обречена на трагедию. Автор демонстрирует, что в обществе, где было четкое разграничение людей на слои, дворянское происхождение не могло не сказаться на мировоззрении Эраста. Он не мог жениться на Лизе, поскольку та была крестьянкой. Он принимает решение жениться на богатой пожилой вдове, которую даже не любил. Для Эраста социальное и материальное положение оказалось важнее всего. Н.М. Карамзин выражает мысль о том, что социальное неравенство приводит к тому, что в обществе нет места искренним чувствам. Общество не дает крестьянкам, которые, как отмечает автор, тоже «любить умеют», возможности быть вместе с любимым человеком независимо от социального положения.
Таким образом, социальное неравенство опасно тем, что люди отдаляются друг от друга, не воспринимают себя как равные друг другу, что в обществе отсутствуют искренние любовные, семейные и дружеские отношения.
8. Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?
9. Чем отличается неравенство от зависимости?
Говоря о социальной несправедливости, часто упоминаются понятия неравенства и зависимости. Чем же они отличаются между собой? Под неравенством понимается такое социальное положение, при котором люди имеют разный доступ к социальным благам. Одни люди при неравенстве имеют больше прав, свобод и возможностей, чем другие. Социальная зависимость в свою очередь представляет собой такое положение, при котором одна из сторон взаимоотношений доминирует над другой, более слабой. При социальной зависимости обе стороны взаимоотношений имеют равные права и свободы, однако одна из них занимает доминирующее положение.
О том, чем отличается неравенство от зависимости, можно рассуждать, обратившись к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри семейства Кабановых. Тиранша и самодурша Кабаниха, являющаяся яркой представительницей «темного царства», притесняет не только свою невестку Катерину, которая отличается своим свободолюбием, но и своих детей Тихона и Варвару. И Кабаниха, и Тихон, и Варвара родом из богатого купеческого семейства, следовательно, они имеют равные права и свободы. Однако главой семейства является Кабаниха, которая привыкла к тому, что все окружающие люди, включая ее детей, подчиняются ей. Тихона можно назвать смирившимся с «жестокими нравами» «темного царства», он полностью подчиняется прихотям матери, делая все, что она скажет. Варвару можно назвать приспособившейся к «жестоким нравам» «темного царства», поскольку она научилась находить выход из любой ситуации, она делает все, что ей хочется, втайне от матери, при этом не выходя на явный протест. Так, имея равные права с Кабанихой, ее дети Тихон и Варвара находятся в зависимости от нее.
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показано и неравенство, и зависимость. Госпожа Простакова, Простаков и их сын Митрофанушка являются дворянами, у них есть слуги: в повествовании выделяются няня Митрофана Еремеевна, портной Тришка и безымянный слуга Простакова. Автор показывает, что помещики пользуются трудом крепостных крестьян, относясь к нему как к должному. Госпожа Простакова и Митрофанушка неуважительно относятся к слугам, позволяют себе издеваться над ними, называть ругательными словами и даже применять к ним физическую силу. Если между Простаковыми и их слугами существует связь «Дворяне – крестьяне», то есть между ними неравенство, то между госпожой Простаковой и ее мужем Простаковым наблюдается зависимость. Они оба являются дворянами и помещиками, то есть обладают равными правами. Однако Простаков во всем подчиняется своей жене, не имея собственного мнения. Простаков даже терпит унижения, оскорбления и побои от своей жены.
Таким образом, неравенство между людьми предполагает принадлежность к разным социальным группам, которые имеют неравный доступ к благам, а зависимость обозначает доминантное положение одного человека над другим при равных правах.
10. Согласны ли вы с мнением Шарль Луи Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»
Ш. Монтескье утверждал: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Закон должен быть справедливым для всех людей. Если кто-то поступил несправедливо по отношению к одному человеку, то другие люди будут думать, что такое поведение естественно, законно и нравственно оправдано. Тогда количество проступков и преступлений будет увеличиваться, что приведет к беззаконию, вседозволенности и безнаказанности, которые оказывают негативное влияние как на отдельную личность, так и на все общество в целом.
Доказательства справедливости высказывания Ш. Монтескье можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» продемонстрирована социальная несправедливость. Поссорившись со своим другом Андреем Гавриловичем Дубровским, Кирила Петрович Троекуров, являясь более влиятельным и более богатым человеком, чем его бывший друг, отнял у него его имение. Автор показывает, что Троекуров пользуется своим положением в обществе и своими материальными средствами, оказывает воздействие на представителей суда, подкупает их, чтобы отнять у Дубровского имение, что в обычных условиях сделать было невозможным. Читатель, видя, с какой легкостью Троекурову удается отобрать имение у бывшего друга, понимает, что отобрать имение можно было у любого человека, главное – связи, социальное и материальное положение. То, что произошло с Дубровским-старшим, могло произойти с любым дворянином того времени, даже с Троекуровым, если бы он оказался в конфликте с более знатным, влиятельным и обеспеченным человеком, который для подкупа смог бы предложить представителям суда гораздо большую денежную сумму. То, что совершил Троекуров, – плохо не только для Андрея Гавриловича, но и для всего общества в целом.
Проблема социальной несправедливости находит отражение и в повести Н.В. Гоголя «Шинель». В первый же день, как Акакий Акакиевич Башмачкин после долгого времени ограничений надевает новую шинель, на улице Петербурга он встречает преступников, которые крадут эту шинель. Это случается совсем рядом с местом, где служил будочник, однако тот не видит, как происходит преступление. Еще большей несправедливостью является то, что «значительное лицо», к которому пришел Башмачкин за помощью, ничего не делает для того, чтобы найти украденную шинель и наказать преступников. Безнаказанность тех, кто украл шинель Башмачкина, указывает на то, что преступления являются обыденностью, что с несправедливостью может столкнуться абсолютно каждый человек. Об этом говорит и финал повести, где показано, как призрак умершего Башмачкина крадет шинель у «значительного лица». Н.В. Гоголь показывает, что даже такие высокопоставленные лица не застрахованы от несправедливости по отношению к ним.
Таким образом, если по отношению к кому-то совершается несправедливость, то это негативно сказывается не только на этом человеке, но и на всем обществе, где будет царить вседозволенность, безнаказанность и произвол.