Что на ваш взгляд показывают суммарные графики биоритмов
Урок 16
Моделирование в электронных таблицах
Моделирование в электронных таблицах
Моделирование биологических процессов
ЗАДАЧА 3.22. Биоритмы
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее.
Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.
За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Момент рождения для человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, то есть его физическое самочувствие. Периодичность его составляет 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его способность эмоционального восприятия окружающего.
Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его — 33 дня.
Предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для которых известна дата рождения.
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
♦ исходные данные;
♦ расчетные данные (результаты).
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы:
Примечание. Обратите внимание! В каждую формулу входит выражение (А9-$В$4), которое вычисляет количество дней, прожитых человеком. И хотя это выражение содержит ссылки на ячейки, в которых записаны даты, среда табличного процессора автоматически вычисляет каждую дату как количество дней, прошедших с 1 января 1900 года, а затем определяет разность между ними. При записи формул использовать вставку стандартных функций SIN(. ) и ПИ(. ).
Дата заполняется по формату 00.00.0000. Если дата набрана правильно, то ячейке автоматически будет присвоен формат Дата. Признаком правильного набора даты является выравнивание значения вправо.
III этап. Компьютерный эксперимент
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
ТЕСТИРОВАНИЕ
Провести тестирование модели. По результатам расчетов построить общую диаграмму для трех биоритмов.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Произвести расчеты для других исходных данных. Исследовать показания биоритмов (благоприятные и неблагоприятные дни для различных видов деятельности).
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕСТИРОВАНИЕ
1. Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета.
Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул.
2. Постройте диаграмму (рисунок 3.2).
3. По диаграмме определите дни, в которых значение биоритма равно нулю.
4. Сохраните выполненную работу в файле Биоритмы.
ЭКСПЕРИМЕНТ. Расчет биоритмов реального человека
1. Введите в ячейки В4 и В5 дату рождения конкретного человека.
2. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.
3. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.
IV этап. Анализ результатов моделирования
1. Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физкультуре дни (плохое физическое состояние).
2. Выбрать день для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмоциональное состояние хорошее).
3. По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.
4. Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по такой кривой что-либо определить?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.23. Совместимость людей по биоритмам
Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей. Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.
РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ
1. Открыть файл Биоритмы.
2. Выделить ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов, скопировать их и вставить в столбцы Е, F, G, используя команду Правка ǀ Специальная вставка ǀ Переключатель значения.
3. Ввести в ячейку D4 дату рождения друга. Модель мгновенно просчитается для новых данных.
4. В столбцах Н, I, J провести расчет суммарных биоритмов по формулам.
5. По столбцам Н, I, J построить линейную диаграмму физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости. Пример суммарной диаграммы представлен на рисунке 3.3. Максимальные значения по оси у на диаграмме указывают на степень совместимости: если размер по у превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте.
6. Описать результаты анализа модели, ориентируясь на следующие вопросы:
• Что, на ваш взгляд, показывают суммарные графики биоритмов? Что можно по ним определить?
• Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом?
• Проанализировав диаграмму, выбрать наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре, например в футбольной команде. Можно ли вам с другом вообще выступать в соревнованиях как команда? Ответ обоснуйте.
• Выбрать дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни?
• Спрогнозировать результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца, например, 10-го, 15-го и 21-го.
• В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом
Что на ваш взгляд показывают суммарные графики биоритмов
Беря в руки этот график (см. табл. 1-6), мы обнаруживаем, что графика в прямом смысле, как ка- ких-то синусоид, вообще-то нет. Даются только критические точки трех биоритмов с указанием месяца года, дня (числа) этого месяца, часов и минут этого дня, на который попадает критическая точка и направление синусоиды в положительную (+) или отрицательную (-) фазы, сведенные в таблицу в три вертикальных столбца, и еще четыре столбца анализа наиболее значимых дней и периодов, выбранных из этих графиков.
Для того чтобы точно построить синусоиды, необходимо знать все три постоянных уровня трех способностей человека, а мы их не знаем, и к тому если строить графики, необходимые для этого
Именно критические точки перехода синусов ды в отрицательные фазы всех трех биоритмов наиболее заметны для наблюдения, но самой важной все-таки является критическая точка физического биоритма.
Именно подобные моменты, когда болит сердце, и следует замечать, чтобы определить, совпадает или нет расчет с истинным состоянием вашего организма, соответствует или нет боль сердца критической точке физического биоритма с переходом в отрицательную фазу?
У людей с ослабленным здоровьем, в особенности с больным сердцем, дает себя знать и вторая критическая точка физического биоритма, но все же не столь ярко.
Зафиксировав точное время одной из таких точек, когда произошел сердечный приступ, можно точно назвать время прихода следующего приступа и принять соответствующие меры. Именно так и делали когда-то первооткрыватели и сторонники теориц трех биоритмов, точно угадывая день прихода след)Ц ющего приступа, поскольку ошибка на один период (11,85-11,5) не превышала 0,35 суток или 8,5 часов.
Двойные и тройные критические точки, по сравнению с простыми, являются более серьезным испытанием для организма, поскольку в это время идет перестройка работы по двум, а то и по всем трем функциональным параметрам.
Вполне естественно, на основании предыдущих выводов, неравнозначными должны быть двойные и тройные критические точки в силу сложения простых критических точек с направлениями в разные фазы, когда два перехода в положительные фазы (+) (+) должны значительно отличаться от двух переходов в отрицательные фазы (-) (-).
Как и в случае перехода всех трех биоритмов в момент рождения в положительные фазы синусоид, и здесь природа тоже предусмотрела, чтобы наиболее неблагоприятные сочетания знаков оказались исключенными из применения.
Не трудно увидеть, что все вторые варианты сочетаний двойных критических точек значительно серьезнее для организма, чем первые, поскольку во всех них присутствуют переходы в отрицательные фазы, и начинаются они с 72 дня после рождения, представляя определенную трудность для слабых организмов новорожденных.
Соеденив все вышесказанное в отношении матушки-природы и ее разумности, начинаешь сомневаться в том, что это сделала она сама, а не кто-то другой, по-настоящему разумный.
Если же оценивать сочетания тройных и двойных критических точек, то более серьезными из них являются тройная критическая точка (+) (-) (+) и двойная критическая точка (-) (-) совпадения физического и интеллектуального биоритмов, но наиболее серьезными для организма являются точки перехода на «три минуса», когда через критическую точку совершается переход в отрицательные фазы последнего из трех биоритмов.
Дни, на которые приходится эти точки, называются «наиболее опасными днями». Прежде всего, это назван- пая выше двойная критическая точка (-) (-) физического и интеллектуального биоритмов, приходящаяся на отрицательную фазу эмоционального биоритма.
Затем критическая точка (-) физического биоритма, приходящаяся на отрицательные фазы эмоционального и интеллектуального биоритмов.
Далее критическая точка (-) эмоционального биоритма, приходящаяся на отрицательные фазы физического и интеллектуального биоритмов.
И наконец, критическая точка (-) интеллектуального биоритма, приходящаяся на отрицательные фазы физического и эмоционального биоритмов, правда, эта точка наибольшую опасность представляет в более старческом возрасте.
Рассматривая эти точки, следует обращать внимание еще и на то, на какой уровень отрицательной фазы других биоритмов попадает эта критическая точка, на начало, середину или конец этой фазы.
Естественно, что критическая точка, приходящаяся на самый низкий уровень, на середину отрицательной фазы, является наиболее серьезной. Можно только констатировать, что большинство «летальных исходов», инфарктов миокарда, инсультов и прочих острых приступов болезней приходится именно на эти моменты.
В последнее время стала весьма актуальной проблема, которую назвали «синдром внезапной детской смертности (СВДС)», когда совершенно неожиданно, порой на глазах родителей, медсестер и врачей грудной ребенок перестает дышать, и никакие попытки не помогают вернуть его к жизни. Чаще всего подобное происходит с детьми в возрасте 2 или 4 месяцев.
Когда я стал определять «наиболее опасные дни» с самого рождения ребенка, то выяснил, что первый подобный день приходится на 17-й день жизни ребенка.
В этот критический день совершается переход Интеллектуального биоритма в отрицательную фазу, в то время как два других биоритма уже находятся в 0тРицательной фазе. Судя по тому, что подобный день не попадает в число наблюдаемых, он, действительно, является менее опасным переходом на «три минуса», чем остальные.
На 83-й день приходится двойная критическая точка перехода в отрицательную фазу физического и интеллектуального биоритмов, в то время когда эмоциональный биоритм уже в отрицательной фазе.
На 130-й день приходится критическая точка перехода в отрицательную фазу физического биоритма, когда эмоциональный и интеллектуальный биоритмы уже находятся в отрицательной фазе.
Обратите внимание, и в том, и в другом случае за вязана критическая точка физического биоритма биоритма сердечной деятельности.
Судя по всему, для ребенка, не обладающего силу генетических причин достаточным запасом жиз ненных сил, а именно, для «неясельных» сероглазы: и голубоглазых блондинов, подобные критические дни становятся непосильными. В эти дни им следуем уделить повышенное внимание и прежде всего поза ботиться о повышении тонуса сердечной деятельно сти, в том числе и медикаментозными средствами хотя бы принятием матерью валерьянки, а также чаще чем обычно класть правую руку на животик, подпи тывая своей энергетикой, и посильнее укутывая вс время сна, естественно, если мать обладает положи тельной энергетикой.
В то же время, для каждого конкретного чело века, есть своя наиболее опасная точка из названных выше, которая зависит от конкретного посто янного уровня всех трех его способностей, физических, эмоциональных или интеллектуальных, заложенных его генами.
Этот период может продолжаться всего один день, что мало заметно для организма, а может продолжаться и 11,85 суток, когда отрицательные фазы эмоционального и интеллектуального биоритмов целиком охватывают отрицательную фазу физического биоритма.
В это время точка нижнего перегиба на синусоиде физического биоритма становится особенно опасной и срабатывает значительно сильнее многих критических точек, хотя эта точка не является критической, и если вы внимательно читали описанные в первой книге случаи, то могли это заметить.
Когда приходит «наиболе неблагоприятный период», то человеку кажется, что он нездоров: он очень быстро устает от физической нагрузки, у него, буквально, «все валится из рук», болит и ничего не соображает голова, нет желания чего бы то ни было делать, а настроение такое, что хоть в гроб ложись.
Периоды, когда все три биоритма находятся в положительных фазах своих синусоид, называются «наиболее благоприятными периодами».
Весь период повторяемости биоритмов, от тройной критической точки (+) (+) (+) до второй такой же точки укладывается в промежуток времени, равный 994,92 суток.
Ровно посредине этого периода, а именно через 497,46 суток от начала, располагается тройная критическая точка (+) (-) (+), делящая его на два равных, но неравнозначных по качеству критических точек по- лупериода.
Во втором полупериоде такие же три критические точки попадают на положительную фазу эмоционального биоритма, а потому они менее опасны.
Во втором полупериоде 6 зон «трех минусов» начинаются с критической точки (-) физического биоритма и по 3 зоны — с критических точек (—) эмоционального и интеллектуального биоритмов.
Каждый из двух полупериодов повторяемости, равный 497,46 суток, содержит 90 критических точек: одну тройную, 15 двойных и 74 простых. В число 15 двойных критических точек входят 6 двойных критических точек совпадения физического и Эмоционального биоритмов, повторяющихся строго через 71,07 суток, 5 двойных критических точек совпадения физического и интеллектуального биоритмов, повторяющиеся через 82,92 суток, и 4 двойные критические точки совпадения эмоционального и интеллектуального биоритмов, повторяющиеся через 99,37 суток.
Несмотря на то, что двойные критические точки повторяются строго через равные промежутки времени, распределение их по календарному графику оказалось неравномерным: то три двойные критические точки в течение 26,05 суток, то ни одной критической точки в течение 71 суток.
К сожалению, точно оценить сложность той или нной критической точки практически невозможно Не только по индивидуальным особенностям графиков биоритмов конкретного человека, но и из-за
невозможности учесть все многообразие факторов, способных повлиять на конкретную жизненную ситуацию
К этим факторам относятся не только другие биоритмы со своими критическими точками и отрицатель ными фазами, но и социальные условия жизни KOHJ ретного человека в рабочем коллективе и семы которые могут так повлиять на создавшуюся ситу| цию, что и не слишком серьезная точка по меркам тре биоритмов может оказаться роковой, в особенност тогда, когда жизнь человека связана со значительна ми физическими и психическими перегрузками.
Прежде всего это относится к космонавтике, авиа ции и спорту. Здесь малейшая неточность, доля секун ды промедления при огромных скоростях мо1ут при вести к катастрофе, как это четко прослеживалось i момент гибели А. Щукина на 10-й день после смерт! А. Левченко.
Не случайно я обращаю внимание читателей на подобное состояние организма, названное в шутку «обезьянье состояние».
В это время на фоне хорошего физического состояния и прекрасного настроения, особенно, в моло дом возрасте, так и хочется «взбрыкнуть», почудить, пошутить, над кем-либо подтрунить и кого-то разыграть, а поскольку очень плохо «варит» голова, то делается все это прямолинейно и назойливо, порой не по делу и не к месту, и, в конце концов, оборачиваются эти глупые шуточки в лучшем случае ссорами. Именно в такое время и совершается большинство глупостей в жизни человека, о которых потом долго приходится жалеть.
Надо еще сказать и о том, что мужчины и женщины оказались на разных полюсах в оценке своего най- лучшего состояния.
Ничего удивительного в этом нет, потому что большинство женщин натуры более чувствительные и эмоциональные, более «тонкие», полагающиеся больше на интуицию, чем на ум, который активизируется в положительную фазу интеллектуального биоритма, забивая своей логикой интуитивное мышление. Вместе с тем, необходимо помнить, что не все женщины одинаковы, и некоторые из них обладают и мужским характером, и сильной волей, и логическим складом ума.
Подводя итоги исследования графика биоритмов человека остается добавить, что, несмотря на то, что критические точки перехода синусоиды из отрицательной фаз в положительную имеют значительно меньшее воздействия на организм, чем другие критические точки перехода синусоиды в 0трицательную фазу, и они могут дать серьезные последствия, если происходят при отрицательных фазах двух других биоритмов, в особенности если это критическая точка физического биоритма.
Если же смотреть не просто на абстрактный гра фик биоритмов неизвестного человека, а сравнивать графики двух реальных людей, родившихся в один и тот же день, то приходишь к выводу, что большое значение имеет и время рождения. У одного критические точки приходятся на рабочее время и на неблагоприятные периоды по другим биоритмам, и прежде всего суточного, и этот человек постоянно попадает в разного рода передряги, связанные с различными перегрузками, отчего его жизнь идет «через пень-колоду», а у другого они приходятся на время отдыха и сна, а потому остаются незамеченными.
В какое же время суток лучше всего родиться, пока остается загадкой, поскольку это составит цель целого исследования, и, быть может, у кого-то появится желание этим заняться.
Л. А. Котельник вообще считает основным биоритмом эмоциональный, и, следовательно, его воздействие должно быть наибольшим, и, естественно, он нигде не приводит никаких процентов.
Думается, что основным фактором большего влияния физического биоритма на организм, чем эмоционального, является то, что такой орган, как легкие, входящий в системы и внешних, и внутренних органов, является наряду с сердцем основным двигателем работоспособности, силы и выносливости человека и вторым по значимости после сердца органом, от которого зависит сама жизнь человека, прекращающаяся при остановке дыхания.
Как видите, большинство правильно оценили процент воздействия физического биоритма на общее состояние организма, но ошибались в оценке силы воздействия двух других.
До последнего времени я об этом не задумывался, не считая его столь важным, хотя именно этот факт может сыграть важную роль в точности оценки сложности той или другой критической точки или же «наиболее неблагоприятного периода», но это уже дело дальнейшего исследования и пока руки до него тоже не дошли.
Скорее всего этим нет желания заниматься потому, что имеется понимание того, что каждый человек индивидуален, и если одно и то же положение биоритмов не окажет должного воздействия на человека, имеющего высокие уровни постоянных составляющих всех трех биоритмов и повышенный уровень своей положительной энергетики, то для человека с низкими уровнями постоянных составляющих и с низким уровнем энергетики (нейтральной и отрицательной) это положение может оказаться непосильным для его организма.
Короче говоря, человеку необходимо знать не только о состоянии своих биоритмов, но и заботиться 0 повышении уровня своей энергетики, занимаясь физкультурой и спортом.
Практическая работа. Моделирование биологических процессов.
Практическая работа
Тема урока: Моделирование биологических процессов.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.
Задача БИОРИТМЫ
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.
За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Момент рождения для человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма.
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, то есть его физическое самочувствие. Периодичность его составляет 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его — 33 дня.
Предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для которых известна дата рождения.
Содержимое разработки
Тема: Моделирование биологических процессов.
ЦЕЛЬ: На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.
I этап. Постановка задачи
Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.
За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Момент рождения для человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма.
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, то есть его физическое самочувствие. Периодичность его составляет 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его — 33 дня.
Предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.
Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для которых известна дата рождения.
II этап. Разработка модели
Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная х — количество прожитых человеком дней:
Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
расчетные данные (результаты).
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы:
Примечание. Обратите внимание! В каждую формулу входит выражение (А9—$В$4), которое вычисляет количество дней, прожитых человеком. И хотя это выражение содержит ссылки на ячейки, в которых записаны даты, среда табличного процессора автоматически вычисляет каждую дату как количество дней, прошедших с 1 января 1900 года, а затем определяет разность между ними. При записи формул использовать вставку стандартных функций SIN (…) и ПИ(. ).
Дата заполняется по формату 00.00.0000. Если дата набрана правильно, то ячейке автоматически будет присвоен формат дата. Признаком правильного набора даты является выравнивание значения вправо.
III этап. Компьютерный эксперимент
Провести тестирование модели. По результатам расчетов построить общую диаграмму для трех биоритмов.
Произвести расчеты для других исходных данных. Исследовать показания биоритмов (благоприятные и неблагоприятные дни для различных видов деятельности).
1. Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета.
Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул.
2. Постройте диаграмму (рисунок 3.2).
3. По диаграмме определите дни, в которых значение биоритма равно нулю.
4. Сохраните выполненную работу в файле Биоритмы.
ЭКСПЕРИМЕНТ. Расчет биоритмов реального человека
1. Введите в ячейки В4 и В5 дату рождения конкретного человека.
2. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.
3. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.
IV этап. Анализ результатов моделирования
1. Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физкультуре дни (плохое физическое состояние).
2. Выбрать день для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмоциональное состояние хорошее).
3. По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.
4. Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по такой кривой что-либо определить?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Совместимость людей по биоритмам.
Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей. Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ
1. Открыть файл Биоритмы.
2. Выделить ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов, скопировать их и вставить в столбцы Е, F, G, используя команду Правка Специальная вставка | Переключатель значения.
З. Ввести в ячейку D4 дату рождения друга. Модель мгновенно просчитается для новых данных.
4. В столбцах Н, I, J провести расчет суммарных биоритмов по формулам.
5. По столбцам Н, I, J построить линейную диаграмму физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости. Пример суммарной диаграммы представлен на рисунке 3.3. Максимальные значения по оси у на диаграмме указывают на степень совместимости: если размер по у превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте.
6. Описать результаты анализа модели, ориентируясь на следующие вопросы:
• Что, на ваш взгляд, показывают суммарные графики биоритмов? Что можно по ним определить?
Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом?
• Проанализировав диаграмму, выбрать наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре, например в футбольной команде. Можно ли вам с другом вообще выступать в соревнованиях как команда? Ответ обоснуйте.
• Выбрать дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни?
• Спрогнозировать результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца, например, 10-го, 15-го и 21-го.
• В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?
Литература: Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 102-108