Что мы знаем о тексте 5 класс
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Текст. Тема и основная мысль текста
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.
Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.
1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.
У текста есть определённые признаки. Прочитаем стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» и подумаем, почему перед нами текст.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Пчёлы в поле и в саду
И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учит – учат, однокоренными словами учит – обучает).
Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.
Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.
Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.
Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:
При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.
В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.
Составим план по рассказу Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».
«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой».
В начале текста Пришвин сообщает об удивительной берестяной трубочке, но сразу не говорит почему. Речь идёт об обычной сухой берестяной трубочке, каких много на берёзах. Рассказчику интересно, «нет ли чего в такой трубочке».
Во второй части, которая разделена на два абзаца, писатель размышляет, каким образом орех попал в трубочку, поскольку «возле берёзы не было орешника» (сначала предполагает, что это белка, потом догадывается, что это птица ореховка).
В третьей части сообщается о ещё одном открытии, изумившем писателя: «в этой трубочке поселился – кто бы мог подумать! – паучишко».
По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.
Теоретический материал для углубленного изучения
Тему текста необходимо отличать от сюжета. Сюжет – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Вы, вероятно, слышали такие связанные с этим понятием выражения, как «остросюжетный фильм», «видеосюжеты», «сюжетные картинки».
То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.
Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.
Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля
Основная мысль – это…
а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;
б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;
в) несколько предложений, объединённых по смыслу.
Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.
Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.
Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»
Ход урока
1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания
Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.
Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)
3. Упражнение “Понаблюдайте”
а) Работа с учебником. § 100
Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?
б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.
Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
5. Работа с текстом
Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.
В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
7. Работа с текстом
Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи
Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
4. Итоги урока
Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме » Текст «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
урока по русскому языку в 5 классе по теме «Текст» учителя русского языка и литературы МБОУ «Баратаевская средняя школа» г Ульяновска
Журавлевой Людмилы Вячеславовны
Цель деятельности учителя
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.
Урок развития речи, «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст ; уметь определять признаки текста.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.
Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?
Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.
Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)
Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)
Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
Определение темы урока детьми
Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).
Работа с учебником (открытие новых знаний)
Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:
Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)
Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)
Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)
Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.
Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.
На ваших столах тексты. Прочтите.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.
Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.
Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
— Докажите, что перед вами текст.
1 ряд – первый текст («Берёзка»)
2 ряд – второй текст («Белёк»)
3 ряд – третий текст («Заарканил»)
— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)
Прочитайте, продолжите рассказ.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…
Домашнее задание (по выбору учащихся).
Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»
Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»
В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Презентация на тему Что мы знаем о тексте 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что мы знаем о тексте
Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Описание слайда:
Проверить, как усвоен материал – правописание слов с орфограммами
Прививать навык работы с текстами
Формировать навык самоанализа и самоконтроля
Описание слайда:
Работа со схемой
Текст
Художественный
Технический
Научный
Устный
Письменный
Печатный
Рукописный
Книги
Статьи
Стихотворения
Телепрограммы
Приказы
К рисунку
К схеме
К фотографии
Читать
Пересказывать
Слушать
Понимать
Проверять
Написать
Заучить наизусть
Какой?
К чему?
Чего?
Что с ним делать?
Описание слайда:
Закрепим изученное
Упр. 65 – обсудить вопросы, разобрать задания
Упр. 66 – прочитайте диалог по ролям, ответить на вопросы
Упр. 67 – сравнить две записи, ответить на вопросы:
1) какую из записей вы бы назвали текстом?
2) почему первая запись не является текстом?
3) какая запись текст?
4) озаглавьте текст. Почему вы так его озаглавили?
Описание слайда:
Текст – высказывание, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу.
Заголовок называет тему текста.
В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
Описание слайда:
Закрепим изученное
Упр. 69
1) Прочитайте предложения.
2) Почему нельзя назвать эти предложения текстом?
3) Что кроме общего смысла нужно для того, чтобы предложения стали текстом?
4) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст.
5) Прочитайте теоретический материал в учебнике на с. 34 и уточните определение текста.
Описание слайда:
Домашнее задание
§ 14, выучит запись в тетради
Упр. 70, подготовиться к изложению, составить план текста
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по истории на тему :»Внешняя политика РФ в 1990-е годы»
Презентация по истории на тему «Средневековое общество» (СПО, 1 курс)
Рабочая программа ОГСЭ.02 История
Рабочая программа ОУДб.05 История
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21083»
Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» 17 ч.
Презентация к исследованию «Образование Верещакского Дома Культуры»
Исследовательская работа «Образование Верещакского Дома Культуры»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5371195 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.