Что мы знаем о стилях речи конспект урока 7 класс
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе на тему: «Стили речи. Цель общения. Сфера применения. Признаки стиля»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КГУ «Средняя школа №13»
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе на тему:
«Стили речи. Цель общения. Сфера применения. Признаки стиля»
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
г. Петропавловск. 2016 г.
Тема урока: Стили речи. Цель общения. Сфера применения. Признаки стиля.
Ссылка: календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе на 2015-2016 учебный год.
— научиться определять признаки стилей, их сферу применения, цель общения.
Тексты разных стилей
Карточки с названиями разных стилей речи.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что все сегодня здоровы, готовы делать новые открытия, получая для себя полезные знания. Всем желаю удачи и надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.
1.Орфографическая разминка (записать слова, расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, объяснить лексическое значение выделенных слов):
1.1. Подведение к теме урока
— Я попрошу вас, ребята, выбрать по листочку из конверта. (на листочках написано: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный) в соответствии с цветом формируются группы (5 групп по 3 ученика)
А какое слово объединяет эти понятия?( стиль)
Исходя из этого, попытаемся определить тему нашего урока (стили речи)
Зная тему, какие цели мы можем перед собой поставить?
— систематизировать знания о стилях речи;
— научиться определять стили речи текстов;
— выполнять стилистический анализ текста.
2.Определение позиции учащихся на начало урока с использованием дерева Блоба.
Актуализация прежних знаний
Язык обслуживает разнообразные стороны и сферы жизни: бытовое общение, официально-деловое общение, общественно-политическую сферу деятельности, науку, словесное художественное творчество.
Прием «Мозговой штурм»
— Что называется стилем языка? (стиль – система языковых средств и форм, используемых в конкретной сфере общения)
— Что называется стилистикой?
— Какие стили принято выделять в русском литературном языке?
1. Разговорный стиль
Каждому стилю соответствуют определенные языковые средства и формы (жанры). Поэтому стиль можно узнать по языковым средствам, которые выбираются для того или иного общения.
Ознакомьтесь с маршрутным листом, в котором отражены виды работ и куда вы будете вносить оценки по каждому из них на уроке.
III . Информационно-операционный этап.
1) Составление кластера по материалам о выбранном стиле речи.
По окончании работы спикеры представляют свою работу остальным учащимся.
Каждый ученик готовит встречные вопросы спикеру по услышанному материалу.
Работу оценивает выбранный ученик в группе.
2) Сказка про Колобка в разных стилях (работа в группе)
У вас на столах лежат тексты про Колобка, вам необходимо выбрать текст, который относится к стилю названия вашей группы. Подготовить его выразительное чтение. Доказать к какому стилю относится. (Приложение 1)
3) Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)
Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в таблицу, слова, соответствующие стилю :
4) Индивидуальные задания «Угадай-ка стиль речи» (работа группы)
Нам некоторым учащимся было дано домашнее задание. Каждый из них выходит к доске, читает наизусть текст, сопровождая его рисунком. Все группы поднимают нужную табличку с названием данного стиля (Приложение 2)
5) Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)
Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.
1 – Обмен мыслями, впечатлениями
2 – Обмен деловой информацией
3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований
5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей
1 – Словесно-художественное творчество
2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями
3 – Общение в научной среде
4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту
5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио
6) Выполнение теста «Стили речи» (индивидуально, затем взаимопроверка в паре)
Определение позиции учащихся на конец урока с использованием дерева Блоба.
Оцени свою работу в группе по схеме:
0 – не работал, ленился
1 – работал нехотя, заставляли
2 – активно работал
3 – очень активно работал
СКАЗКА ПРО КОЛОБКА В РАЗНЫХ СТИЛЯХ РЕЧИ
Жили-были дед и бабка. Жили скромно – без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.
Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго смотрит, та тихонько взгляд отводит.
— Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не моги. Собиралась я испечь к именинам пироги.
— Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого чудака испеку я колобка. Все равно зубов уж нету – хоть полижешь шарик этот.
— Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь, мне не противно – грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей – понимаешь, кто главней?
Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.
Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат.
— Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в одиночку хлебобулочный продукт? (разговорный)
Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели.
Актуальна сегодня проблема беспризорных детей.
Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания?
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Может быть, поэтому Колобок сбежал из дому?
Молодому поколению свойственно стремление искать и находить лучшее, это стремление обогащает человека духовно. Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его.
О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес?
Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них, прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.
Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью. (публицистический )
Таким образом, гражданка Безымянная, не вправе отказать своему законному супругу, исполняет процесс приготовления выпечки.
В целях понижения температуры новоиспеченного в прямом смысле продукта и облегчения процесса его потребления в пищу, гражданка Безымянная оставляет выпечку в открытом помещении.
Однако, вопреки всем законам физики, и ведомый целью обрести свободу, продукт питания, меняет местоположение и оказывается в лесу.
Вышеупомянутая гражданка Безымянная не сразу обнаруживает пропажу, и поэтому не сообщает в соответствующие инстанции.
В это время, гражданин Колобок встречает гражданина Зайца. Гражданин Заяц, ведомый известными мотивами, совершает первое покушение на ожившую сдобу.
Однако, гражданин Колобок успешно отвлекает внимание гражданина Зайца, избегая тем самым дальнейших неправомерных действий со стороны нападающего на него.
Аналогичная ситуация происходит и с гражданином Волком и гражданином Медведем.
Однако, выбранная гражданином Колобком тактика не срабатывает на гражданке Лисе, которая ссылаясь на плохой слух, заставляет гражданина Колобка приблизиться, а затем, удостоверившись в том, что гражданин Колобок отрешился от реальности за своим пением и мало что замечает, выбирая уже не в первый раз свою тактику, гражданка Лиса исполняет свои угрозы, таким образом, нарушая статью 105 Уголовного кодекса РК и подвергая себя наказанию в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет. ( Официально-деловой стиль )
Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.
Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других.
Колобок — уменьшительное от колоб — «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки. Также в славянских языках есть слово коло (ср. колесо и др.) в значении «круг», однако связь его со словом колобок сомнительна.
В 1610—1613 годах в Москве создавались «Росписи царским кушаньям». «Росписи» содержали перечень блюд, подаваемых в различные дни к царскому столу. В перечне упоминается блюдо Колоб, состоящее из 3 лопаток муки крупчатки, 25 яиц, и трех гривенок сала говяжьего. Лопатка — неизвестная ныне мера. (научный стиль)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Стили речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 7 классе по теме «Стили речи»
Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
1. Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Учитель : В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.
Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.
2. Фронтальный опрос.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
Учитель : У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
Сообщение, передача научной информации
Точная передача деловой
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать.
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель : Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
Учитель : Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая игра
Учитель : А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.
Урок в 7 классе «Стили речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
1. Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Учитель : В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.
Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.
2. Фронтальный опрос.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
Учитель : У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
Сообщение, передача научной информации
Точная передача деловой
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать.
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель : Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
Учитель : Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая игра
Учитель : А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.
– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?
– Проверяем все (самопроверка)
Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)
5. Самостоятельная работа ( в группах)
Инструктаж перед с/р.: 7
Учитель : Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему): где и зачем используетсяданный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
“ Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.
Вопрос к другой группе:
6. Подведение итогов.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами).
7. Домашнее задание.
Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите
данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст
(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.
8. Редактирование текста.
Учитель : А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.
Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.
К какому стилю относится данный текст?
Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.
Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.
(Из тетради по истории ученика 6-го класса).
Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи
г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам