Что мы знаем о снежной королеве

Снежная королева

История персонажа

Детский сказочник Ганс Христиан Андерсен умел заинтриговать и детей, и их родителей, хотя стоит отметить, что он позиционировал себя взрослым писателем. Его фантастическая сказка «Снежная королева» заставляет сопереживать каждому герою, ведь изначально неизвестно, найдет ли девочка Герда своего друга Кая и сможет ли освободить приятеля из ледяных чертогов повелительницы зимы.

Что мы знаем о снежной королевеКай и Герда в замке Снежной королевы

Удивительно, но в волшебные истории Андерсен вкладывал философские мотивы, а многие персонажи имеют реальные прототипы. Например, Снежная королева – это возлюбленная Ганса, оперная певица Женни Линд.

История создания

Сказка о Снежной королеве увидела свет зимой 21 декабря 1844 года, она вошла в сборник «Новые сказки. Том первый». Нетривиальный рассказ о женщине с ледяным сердцем стал пользоваться популярностью у завсегдатаев книжных лавок, а родители прочитывали строки из произведения Андерсена детям перед сном. Однако мало кто догадывался, что в основе сюжета лежит вовсе не радостный мотив, который вытекал из личного опыта писателя.

Что мы знаем о снежной королевеГанс Христиан Андерсен

Если обратиться к биографии Ганса Христиана Андерсена, то в его жизни не было ничего примечательного, в отличии от других писателей. Например, Джек Лондон умудрился побывать в роли золотоискателя и завести роман не с одной женщиной. То же можно сказать и об авантюрном Эрнесте Хемингуэе, который пользовался популярностью у представительниц прекрасной половины человечества.

Но сказочнику, придумавшему истории про Гадкого утенка и Дюймовочку, так и не удалось познать плотскую любовь; исследователи полагают, что у Андерсена не было серьезных отношений ни с женщинами, ни с мужчинами. Современники свидетельствовали, что порою гений литературы появлялся в «квартале красных фонарей», но вместо того, чтобы прийти в то злачное местечко по назначению, литератор подолгу вел светские беседы с барышнями легкого поведения.

Что мы знаем о снежной королевеЖенни Линд

Однажды автору рассказов все-таки удалось по-настоящему влюбиться, но этот опыт оказался печальным. В его сердце вспыхнула искра, когда Ганс увидел молоденькую оперную певицу Женни Линд. Девушка, известная сольными выступлениями сопрано по всей Европе, была младше Андерсена на 14 лет, но все равно обращалась к нему «братец» или «дитя». Женни принимала подарки и ухаживания от Андерсена, но ее сердце принадлежало другому человеку. Поэтому писателю приходилось довольствоваться отношениями «брата и сестры».

Андерсен был скромным человеком, но все-таки осмелился отправить объекту воздыхания пламенное послание. Письмо писателя так и осталось без ответа. Поэтому женщина, обрекшая Ганса на страдания, стала прототипом холодной Снежной королевы. А сам литератор чувствовал себя Каем, попавшим в ледяное царство – город Копенгаген, где и произошло злополучное знакомство.

Что мы знаем о снежной королевеСнежная королева

Мастер пера решил поместить историю из собственной жизни на книжные страницы, приправив сюжет фантастикой и волшебными персонажами. Кстати, «Снежная королева» побила личный рекорд автора и стала самой длинной его сказкой.

Образ и сюжет

Главная героиня произведения появляется в сюжете реже, чем Герда, но играет ощутимую роль в фабуле. Рассказ начинается с некого злобного тролля, который смастерил зеркало, где все доброе казалось плохим, а все плохое – еще хуже.

Что мы знаем о снежной королевеТролли и волшебное зеркало

Создателю волшебного атрибута нравилось забавляться с зеркалом, а его ученики бегали повсюду с этим предметом. В один момент маленькие тролли взобрались с зеркалом на самое небо, дабы посмеяться над Творцом. Чем выше проказники взбирались, тем сильнее зеркало пыталось вырваться из рук.

В конечном итоге оно выскользнуло и разбилось о землю на маленькие осколки, которые разлетелись по всему белу свету. Маленькие острые бриллианты попадали людям в глаза или в грудь. В первом случае человек видел все самое плохое, а во втором его сердце становилось холодным, как лед.

Что мы знаем о снежной королевеСнежная королева увозит Кая

Мальчику Каю повезло меньше всех, ведь по случайному стечению обстоятельств осколки угодили мальчику и в глаз, и в сердце: герой произведения тут же стал грубить взрослым и передразнивать собственную подругу Герду.

Когда наступила зима, Кай пошел кататься на санках. Тогда мальчик и встретил ослепительную женщину в белом одеянии, едущую на больших санках. Она очаровала Кая одним только взглядом, поэтому, сам того не понимая, юноша оказался в объятиях Снежной королевы и в ледяном царстве. Снежная королева учила мальчика, что миром правит эгоистичность. Однако любовь Герды помогла пленнику справиться с преградами.

Экранизации

Произведение, выдуманное Гансом Христианом Андерсеном, перекочевало в кинематограф. Режиссеры и мультипликаторы представили достаточно много работ, поэтому рассмотрим самые популярные из них.

«Снежная королева» (мультфильм, 1957)

Этот мультик, пожалуй, видели все советские дети, ведь «Снежная королева» – одна из самых известных анимационных лент, созданных в те годы. Маленькие зрители узнали от гнома-волшебника Оле-Лукойе о повелительнице зимы, похищенном Кае и храброй Герде.

Что мы знаем о снежной королевеСнежная королева в мультфильме 1957 года

Стоит сказать, что главная героиня отличается от других рисованных персонажей. Дело в том, что Снежную королеву создали при помощи техники ротоскопирования. А озвучила ледяную деву актриса Мария Бабанова.

«Снежная королева» (фильм, 1966)

В 1966 году Геннадий Казанский представил на суд телезрителей цветной фильм с элементами мультипликации. Примечательно, что автором сценария выступил писатель Евгений Шварц, который придумал собственную историю, основываясь на оригинальных мотивах Андерсена.

Что мы знаем о снежной королевеНаталья Климова в роли Снежной королевы

По сюжету Снежная королева похищает Кая, забирает в зимнее царство и превращает сердце мальчика в кусочек льда. Роль коварной красавицы досталась Наталье Климовой, которая поработала на одной съемочной площадке с Еленой Прокловой, Вячеславом Цюпа и Евгением Леоновым.

«Тайна Снежной королевы» (1986)

Кинодеятель Николай Александрович порадовал любителей проводить досуг у экранов телевизора собственным видением волшебной сказки. Действие фильма происходит намного позже, нежели события, описанные в оригинальном тексте. Кай и Герда уже успели повзрослеть, поэтому герои рассуждают о том, как тяжело прощаться с детством.

Что мы знаем о снежной королевеАлиса Фрейндлих в роли Снежной королевы

Снежная королева вновь заманивает юношу в собственное царство, а преданная Герда отправляется на поиски. Примечательно, что режиссер окутал картину некой загадкой, которую скрывает хозяйка ледяного трона. Главные роли исполнили Алиса Фрейндлих, Ян Пузыревский, Нина Гомиашвили и Леонид Ярмольник.

«Снежная королева» (2002)

Дэвид Ву презентовал заядлым киноманам фантазийную сказку с примесью боевика, где скрупулезно проработал характеристику героев. Оригинальная сказка Андерсена звучит в фильме только мимолетно, потому что режиссер выдумал новую концепцию, которая развивается в современном мире.

Что мы знаем о снежной королевеБриджит Фонда в роли Снежной королевы

Так, Герда предстает дочерью хозяина хостела «Белый медведь», Кай выступает в роли посыльного, а замок Снежной королевы, которую сыграла Бриджит Фонда, поразительно похож на гостиницу, окутанную инеем и снегом.

«Снежная королева» (мультфильм, 2012)

Российские мультипликаторы удивили зрителей необычной концепцией, ведь по сюжету Снежная королева избавляет мир от представителей творческих профессий, будь то художник или музыкант.

Что мы знаем о снежной королевеСнежная королева в мультфильме 2012 года

Храбрая Герда, дочь зеркальщика, отправляется в путь, дабы найти собственного друга Кая, однако дойти до зимнего замка не так уж и просто. Роли дублировали звезды российского кинематографа, в число которых вошли Анна «Нюша» Шурочкина, Иван Охлобыстин, Галина Тюнина, Лиза Арзамасова и Дмитрий Нагиев.

«Холодное сердце» (мультфильм, 2015)

На этот раз любителей досуга порадовала компания «Дисней», которая выпустила мультипликационный фильм «Холодное сердце». Сюжет вращается вокруг юной принцессы, обладающей магическими способностями: героиня умеет вызывать снег и превращать предметы в лед.

Что мы знаем о снежной королевеСнежная королева в мультфильме «Холодное сердце»

Эта девушка становится причиною вечной зимы, которая воцарилась в королевстве. Чтобы вернуть весну и лето, принцесса Анна, Кристофф и олень Свен отправляются в горы, дабы найти волшебницу. Главных героев озвучили: Кристен Белл, Идина Мензел, Джонатан Грофф и другие звезды Голливуда.

Источник

Михаил Елизаров: Снежная Королева. Развенчание гностического мифа

«Снежная Королева» — трогательная добрая сказка-притча. Девочка Герда ищет своего названного брата Кая. Мальчика унесла Снежная Королева. После тяжких мытарств Герда находит брата во дворце Королевы

Поделиться:

«Снежная Королева» — трогательная добрая сказка-притча. Девочка Герда ищет своего названного брата Кая. Мальчика унесла Снежная Королева. После тяжких мытарств Герда находит брата во дворце Королевы. Слезами Герде удается растопить лед сердца Кая, он снова становится прежним. Уже взрослыми Кай и Герда возвращаются домой — таков сюжет.

Вся эта «сказочная» история имеет серьезную религиозную подоплеку. В «Снежной Королеве» разворачивается протестантский поединок с гностическим мифом.

В Европе первой половины XIXвека процветал оккультизм. Повсюду появлялись теософские кружки, подогревался интерес к спиритизму, алхимии. Один за другим в печать выплескивались различные эзотерические трактаты, как подлинные, так и поддельные. Одним словом, все то, что в Средневековье было интеллектуальной забавой правящего класса, сделалось достоянием буржуазной массовой культуры с неизбежным налетом «бульварщины». В обществе возродился интерес к религиозным братствам тамплиеров и розенкрейцеров, катаров и прочим еретическим орденам, якобы существующим и поныне, к тайным знаниям, которые «веками укрывала» христианская церковь. Оккультизм на тот момент еще не имел социального (к примеру, расистского) вектора и был явлением художественным. Бытовой гностицизм сделался своего рода эстетской позой, интеллектуальным протестом, как нигилизм и атеизм.

Гностический миф с небольшими отклонениями и вариациями утверждал следующее: творец существующего мира «Демиург» заблуждается, думая, что он единственный Бог и нет другого, кроме него. Он сам лишен знания о своих высших родителях: Невыразимом Начале — Отце, Тишине — матери, о высших мирах-эонах — Уме и Истине, Логосе и Жизни (всего двенадцать эонов). Демиург — плод страха своей матери Софии (или Мудрости), когда-то покинувшей Плерому (мир Высших Разумов, Полноту). Этим и объясняется убожество земного мира — его создатель сам несовершенен, он плод страха, страстей и печали. Дьявол, или Архонт, созданный Демиургом, предстает у гностиков просветителем — сам порождение Демиурга, и ему доступно «знание», что Демиург не «альфа и омега».

Все эти ереси Иринея, Ипполита, Карпократа и прочих гностических школ были успешно побеждены на заре христианства. Европейские очаги рецидива в виде сект катаров, богомилов и прочих также удалось ликвидировать. Но в XIX гуманистическом веке Церковь уже не могла воспользоваться прежними карательными методами. Как и на заре христианства, приходилось вступать в полемику.

Начало сказки о Снежной Королеве — предыстория о главном Тролле, или Дьяволе, который создал зеркало, «в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой». Но именно так, по словам троллей, можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете. Желая посмеяться над Творцом и его ангелами, тролли решили добраться со своим Зеркалом до неба, но кощунство не удалось, Зеркало разбилось на биллионы осколков. Каждый осколок сохранял свойство зеркала — искажать, уродовать. Тот человек, которому осколок попадал в глаз, начинал «видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда».

Чтобы развенчать гностический миф, Андерсен создает свою сказочную версию появления идей гностицизма. Несовершенство мира объясняется «оптическими» происками Дьявола. У Кая поражены две человеческие оптики — умственная (глаза) и душевная (сердце). Из верующего мальчика, что подпевал Герде псалом о розах: «Розы цветут, красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа», он превращается в гностика — выходит из мира чувств и Веры в ледяную область Знания. Этим объясняется его предельная рациональность. Ему уже не интересны розы (у Андерсена «роза» — символ Христа), Герда, бабушка, люди вообще — все вызывает презрение и насмешку. Ведь все нелепо в сравнении с «мировой революцией», то бишь Гнозисом. По Андерсену, знание гностика — это всего лишь дьявольская способность видеть мир уродливым.

«Правильное» гностическое восприятие мира делает адепта холодным и черствым. Каю противен живой эмоциональный человеческий быт. Его прельщают снежинки — строгие правильные формы.

Снежная Королева — иронический образ Софии (Мудрости). Андерсен подчеркивает ее нехристианскую суть. В прекрасных глазах Королевы «ни тепла, ни кротости». Кай, прицепивший свои санки к саням Королевы, в страхе пытается прочесть «Отче наш», на ум же ему приходит лишь таблица умножения, которая, разумеется, не выручает.

Гностик Кай, увидев Снежную Королеву, поражается ее «умному и прелестному лицу». (Снежная Королева нематериальна и потому прекрасна. Герда, состоящая из живой плоти, для Кая уродлива, как и все люди.)

«Он совсем не боялся ее (Снежную Королеву) и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики, да еще с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ. И тогда ему показалось, что он и в самом деле знает мало, и он устремил свой взор в бесконечное воздушное пространство». Кай, как признание в любви, выкладывает все свои Знания — для Андерсена смехотворные, как собственно все другие знания (это всегда в той или иной степени «таблица умножения»). Андерсену вообще претит всякая «правильность» мира Холодного Разума, Ледяного Знания. Ведь даже северное сияние во дворце Королевы имеет свой четкий предсказуемый алгоритм.

Мир Снежной Королевы, куда попадает Кай, — это мир Льда. По сути, место, где находится Кай, это Ад. У Данте девятый круг Ада — это ледяное озеро, где находятся предатели. В середину озера вмерз сам Люцифер. Кай и есть предатель христианской веры — отступник.

Вот как описывает Андерсен чертог Снежной Королевы: «Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной Королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума».

По Андерсену, Кай оказывается в Аду, а Снежная Королева, гностическая Мудрость, София, предстает Смертью. Знание (лед, холод) в сердце Кая — это приметы трупа. Бессмертие Кая — это глубокая заморозка, крио-бессмертие, то есть подделка под вечную жизнь.

Кай занят «ледяной игрой разума», типичной алхимической задачей. Из первоматерии Ада — льда — он складывает слово «Вечность». Вот что говорит Каю Королева: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». По сути, она обещает Каю свободу, но второй подарок — «коньки», средство передвижения в мире льда, говорит о том, что Каю отсюда не выбраться; его свобода ограничена пределами ледяного ада — дьявольские силы Кая заранее обманули.

Не случайно и расколотое Озеро — «Зеркало Разума» во дворце Снежной Королевы — сюжетно перекликается с Кривым Зеркалом Тролля, разбившимся на осколки. «Лед» и «стекло» Разума — равноценные вещества. В сути это одно и то же зеркало, и оно существует только в разбитом варианте. «Зеркало Разума» (пространство Гнозиса) не может быть целым ввиду своей изначально «лживой» сути. Разбитое на осколки, оно успешно отражает негативные нюансы бытия (а что еще может отразить осколок) — но ему никогда не представить полной объективной правдивой картины мироздания. Мало того, что Зеркало Разума — дьявольская прелесть, оно даже не способно удержать свою целостность. Зеркало Разума обречено быть разбитым, и единственный выход — выкладывать из его осколков слово «Вечность», как если бы из обломков стола выложить фразу: «целый стол».

Представительницей христианской парадигмы является Герда. Она олицетворяет мир человеческих чувств, детской искренней веры. Перед христианской кротостью Герды склоняются монархи (принцесса и принц), звери и птицы (вороны, голуби, северный олень). В сказке разыгран также библейский мотив раскаявшегося разбойника. У Андерсена это Маленькая Разбойница, помогающая Герде добраться в Лапландию.

Христианская простота, детское восприятие бытия Герды побеждает ледяную мудрость Снежной Королевы. Кай, обретя Знание, смеется над нелепостью окружающего мира. Герда охотно по любому поводу плачет (слезы, скорбь — спутники христианина). Эти детские «горючие» слезы Герды способны растопить Лед Разума. Чувственный мир побеждает Разум.

«Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю». Именно Христу, с которым пришла в Ад Герда, подчиняется мир Гнозиса, с Христом даже ледяные осколки «знания» могут стать настоящей Вечностью. В поисках Кая Герда попадает в волшебный сад колдуньи. Чтобы Герда не вспоминала о брате, старушка прячет под землю все розы (образ Христа). Герда постепенно забывает о Кае, но увидев на шляпе старушки нарисованную розу, Герда вдруг понимает, что в саду нет живых роз. Она плачет, и из земли появляется розовый куст, морок проходит. Сад без роз (без Христа) способен только имитировать Рай. Это место сна, в котором нет истинной полноты и радости.

Герда и Кай возвращаются домой. «Проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной Королевы было забыто ими, как тяжелый сон. Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: “Если не будете как дети, не войдете в Царствие небесное!” Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето!»

По Андерсену, истинная мудрость в детском, а стало быть, восторженном доверчивом восприятии мира — прекрасного Божьего творения. Все остальное — от лукавого. Живите, как дети, и не искушайте себя «Знанием», оно умножает скорбь и приводит в ледяной Ад — таков посыл Андерсена сторонникам гностического мифа.

Источник

«Снежная Королева». Отчет по кибербезопасности в семи историях

Отчет Ганса Христиана Андерсена про инцидент с заражением Кая и расследование, проведенное экспертом Гердой.

Что мы знаем о снежной королеве

Что мы знаем о снежной королеве

Как вы думаете, о чем повествует сказка «Снежная Королева», написанная датским специалистом по кибербезопасности Гансом Христианом Андерсеном? О смелой девочке, которая ради чистой любви к своему другу победила воплощение зимы и смерти, как считают литературоведы?

Да нет, конечно. На самом деле это достаточно подробный рассказ о расследовании начинающего ИБ-эксперта Герды инцидента с заражением Кая сложным вредоносом. Эта так называемая «сказка» написана в виде семи историй, которые достаточно четко соответствуют этапам расследования.

История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках

Если вы когда-нибудь читали отчеты на нашем блоге для экспертов Securelist.ru, то, вероятно, знаете, что многие исследования часто начинаются с экскурса в историю вопроса. Так и Андерсен в первой истории рассказывает про дела давно минувших дней, которые служат первопричиной инцидента с Каем.

Согласно его данным, когда-то давно некий хобгоблин (в русском переводе — тролль) создал некое зеркало, в котором все доброе уменьшается, а внимание акцентируется на всем злом. Его ученики разбили это зеркало на миллиарды осколков, которые, во-первых, попадали людям в глаза и в сердца, а во-вторых, сохраняли свойство всего зеркала (искажали отображение реальности). Некоторые осколки люди вставляли в оконные рамы, так что искажалась вся картинка в окне. Некоторые использовали осколки в качестве линз в очках.

Мы уже знаем из сказки про Белоснежку, что под зеркалами сказочники обычно подразумевают экраны в широком смысле — телевизоры, компьютеры, планшеты, телефоны и так далее. Так что если перевести слова Андерсена с языка аллегорий на сухой научный язык, то получается, что изначально некий хакер создал некую систему, встроенный браузер которой намеренно искажал те сайты, на которые заходили пользователи этой системы.

Впоследствии же его ученики использовали куски исходного кода для заражения огромного числа пользователей, включая некие девайсы под Microsoft Windows и очки дополненной реальности.

Такое действительно уже неоднократно бывало: хрестоматийным примером можно считать эксплойт EternalBlue, утечка которого привела к эпидемиям WannaCry и NotPetya, а также нескольких других шифровальщиков. Впрочем, вернемся к нашей сказке.

История вторая: мальчик и девочка

Во второй истории Андерсен переходит к более подробному описанию одной из жертв и изначального вектора заражения. По его данным, Кай и Герда общались через расположенные рядом чердачные окошки (опять прямое указание на некий коммуникатор под Windows). Однажды зимой Кай увидел в своем окошке постороннего — прекрасную женщину, закутанную в тончайший белый тюль. Это была первая встреча Кая с хакером, который далее известен под кличкой «Снежная Королева».

Через некоторое время Кай почувствовал, что нечто кольнуло его прямо в сердце и что-то попало в глаз. Так Андерсен описал момент заражения. После того как вредоносный код попал в сердце (ядро ОС) и в глаз (устройство ввода), Кай, во-первых, резко меняет реакцию на внешние раздражители, а во-вторых, видит всю входящую информацию искаженной.

Через некоторое время он и вовсе уходит из дома, зацепившись веревкой от своих санок за сани Снежной Королевы. Проникнувшись к ней доверием, он рассказывает, что (цитата) «знает все четыре действия арифметики, да еще с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей». Казалось бы, мелкие детали. Но, как мы увидим дальше, именно это и интересовало злоумышленницу на самом деле.

История третья: цветник женщины, умевшей колдовать

Герда начинает собственное расследование и случайно сталкивается с женщиной, которая по каким-то своим причинам препятствует его ходу. По большому счету нам эта история интересна единственным моментом: колдунья расчесывает кудри девочки гребнем, после чего Герда забывает Кая.

То есть колдунья каким-то образом удаляет накопленные данные. Примечательно, что используемый старухой инструмент — гребень — нам уже знаком. В отчете братьев Гримм по инциденту с Белоснежкой мачеха использует аналогичный инструмент, чтобы заблокировать жертву. Совпадение? Или это указание на то, что данные инциденты связаны?

Как и в случае с Белоснежкой, блокировка данных с помощью гребня оказалась не перманентной — данные удается восстановить, и Герда продолжает свое расследование.

В конце третьей части отчета Герда спрашивает у разных цветов из сада колдуньи, не видели ли они Кая. Вероятно, это отсылка к старинному мессенджеру ICQ, логотипом которого (а заодно и индикатором статуса каждого пользователя) был цветок. То есть весь смысл общения с колдуньей заключался в том, что Герда пыталась через ее контакт-лист в ICQ найти дополнительную информацию по инциденту.

История четвертая: Принц и Принцесса

Этот этап расследования кажется не совсем релевантным. Герда пытается пробить Кая по государственной базе данных. Чтобы сделать это, она знакомится с какими-то воронами, которые предоставляют ей доступ в правительственное учреждение (королевский дворец).

Ни к каким результатам это не приводит, однако Герда ответственно извещает правительство о найденной уязвимости и ненадежности ворон. Принц и Принцесса закрывают уязвимость, дословно говоря воронам, что «ничуть не гневаются на них — только пусть они не делают этого впредь». Обратите внимание: не наказывают, а объясняют, что так делать не надо.

В качестве награды Принц и Принцесса снабжают Герду ресурсами (каретой, теплой одеждой, слугами). Отличный пример здоровой реакции организации на найденную исследователями уязвимость — будем надеяться, что награда не осталась единичным случаем, а превратилась в полноценную программу баг баунти.

История пятая: маленькая разбойница

В этой истории Герда предположительно попадает в лапы разбойников. На самом деле Андерсен иносказательно объясняет, что, зайдя в тупик на предыдущем этапе расследования, Герда была вынуждена воспользоваться помощью, скажем так, не совсем законопослушных сил.

Кибер-разбойники сводят Герду с ценными информаторами: голубями, которые знают, кто именно виноват в инциденте с Каем, а также с северным оленем, у которого есть адреса нужных контактов в даркнете. Однако эта помощь дорого ей стоит — она лишается большей части ресурсов, полученных в предыдущей истории.

Чтобы не подставлять исследовательницу в глазах властей, Андерсен пытается описать случившееся, как взаимодействие не по своей воле — якобы сперва разбойники ограбили Герду, и только потом, сжалившись, помогли информацией. Но получается не очень убедительно: более вероятно, что это была взаимовыгодная сделка.

История шестая: Лапландка и Финка

Далее следует финальный этап сбора необходимой для расследования информации через доставшуюся от разбойников цепочку странноватых контактов в даркнете. Олень сводит Герду с некой Лапландкой, которая пишет на сушеной треске рекомендательное послание следующему информатору — некой Финке.

Финка, в свою очередь, дает адрес командного сервера — «сад Снежной королевы». С практической же точки зрения в этой истории интересен один момент: прочтя послание от Лапландки, Финка кидает треску в суп. Потому что знает, как важно не оставлять лишних следов, и скрупулезно следует правилам OPSEC. Сразу видно опытного профессионала.

История седьмая: что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом

В седьмой истории объясняется, зачем Королеве понадобился Кай. Он сидит и переставляет обломки ледяного блока, чтобы получить красивое слово «вечность». Абсурд, скажете вы? Ничуть. Прочтите вот этот блогпост, где простыми словами рассказывают, что такое майнинг. Там говорится, что криптомайнеры, по сути, занимаются тем, что переставляют части блока информации, чтобы получить не какой попало хэш (свертку), а как можно более красивый.

То есть Кай пытается выстроить куски информации так, чтобы ее хэш сложился в слово «вечность». На этом этапе становится ясно, почему во второй истории Андерсен акцентировал внимание читателя на вычислительных мощностях Кая. Оказывается, именно они и интересовали Снежную Королеву — Кай был заражен исключительно ради майнинга. Заодно это объясняет и одержимость Снежной Королевы севером и холодом — производительная майнинговая ферма нуждается в серьезном охлаждении.

Далее Герда растапливает слезами ледяную корку в сердце Кая (то есть какими-то своими инструментами удаляет вредоносный код и возвращает контроль над ядром системы). А затем Кай сам заливается слезами, то есть активизирует встроенный антивирус, очевидно, ранее блокировавшийся зараженным модулем из ядра, и удаляет второй кусок вредоносного кода из глаза.

Концовка исследования немного смазана: вместо советов для потенциальных жертв, индикаторов компрометации системы и прочих полезных вещей Андерсен долго и нудно рассказывает, как герои возвращаются домой. Возможно, в XIX веке такой формат отчета был нормальным явлением.

Мы уже неоднократно писали, что сказочники, по сути, являются старейшими экспертами по информационной безопасности. Вот и еще одно доказательство: в сущности, «Снежная Королева» — не что иное, как подробное изложение хода расследования сложного инцидента. Также советуем ознакомиться с нашим анализом других популярных «сказок»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *