Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс
Слово как единица языка
В русском языке достаточно много различных единиц, от самой мелкой – звука – до такой крупной, как текст. Однако основным его элементом, вне всякого сомнения, является слово. Каковы отличительные признаки этой языковой единицы и что позволяет ей занимать в его структуре центральное место?
Слово как единица языка
Итак, это основная лексическая единица, представляющая из себя звук или их комплекс. Она обладает собственным значением и употребляется в речи как некое самостоятельное целое. Материальной основой слова является звуковая оболочка, не отражающая никого явления в реальности. Звуковая оболочка нужна только для того, чтобы назвать предмет или явление, значение за ней закрепляется. Иногда слова появлялись по звукоподражательному принципу, иногда оно имело другую основу. В любом случае комплекс звуков, которым является слово, отражает некое представление человека о предмете, явлении, действии, признаке и тому подобном.
Таким образом, слово как основная единица языка имеет две стороны, внешнюю и внутреннюю, то есть звуковую оболочку и содержание (значение).
Слово не существует только в одной своей ипостаси, оно представляет собой гармоничное единство содержания и формы. Понятно, что сочетание звуков, не наполненное смыслом, не имеющее значения, не будет словом, но и только содержание без звуковой оболочки такой лексической единицей также не является.
Именно совокупность внешних и внутренних признаков и отличает слово от всех остальных единиц языка.
Самые существенные признаки слова
Всего центральная языковая единица имеет пять таких признаков. И первое место в списке занимает фонетическая оформленность – у него всегда строго определенное звучание, в слове должна быть как минимум одна фонема. В этом плане его можно было бы спутать с фразеологическим оборотом, но тут на помощь приходит еще один признак – неударность. У данной лексической единицы есть только одно основное ударение или она вообще является безударной.
Два или больше ударений говорят о том, что перед человеком не одно слово, а их свободное сочетание или фразеологический оборот.
Признак семантической валентности означает, что у слова есть значение. В русском языке не существует лексических единиц, которые бы его не имели. Это отличает его от звука, который также имеет свое звучание, и даже от морфемы как совокупности звуков.
Четвертый признак – лексико-грамматическая отнесенность, означающая на практике, что каждое слово в языке относится к какой-то части речи, “свободных” в этом плане слов просто нет.
Наконец, последний признак – непроницаемость. Его сложнее всего расшифровать, но фактически это закрепление того факта, что структура слова остается постоянное, просто вставлять в него звуки и другие слова нельзя.
Чтобы лучше понять все это, стоит рассмотреть пример. Взять, допустим, слово ручка – у него есть устоявшаяся оболочка, состоящая из пяти звуков, одно ударение и определенное значение. Он относится к лексической категории имен существительных и имеет исторически сложившуюся звуковую оболочку, вариации внутри которой недопустимы. Подобную характеристику можно дать любому слову в языке.
Совокупность слов – это словарный запас или лексика языка.
Что мы узнали?
Слово – это языковая единица, представляющая собой единство звуковой формы и содержания, то есть значения. От других единиц языка его можно отличить, если знать, какие пять устойчивых признаков оно имеет. Эти пять признаков позволяют составить характеристику, которая применима к любому слову в русском языке.
Класс: 6
Цели урока:
Оборудование: портрет К.Паустовского, мультимедийный проектор
Эпиграф: Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К.Паустовский
Ход урока
1. Оргмомент
2. Слово учителя.
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь… –
Это строчки из стихотворения Вадима Шефнера «Слово», и они, по-моему, перекликаются со словами Константина Паустовского (цитата дана в учебнике и записана на доске), которые даны как эпиграф к теме нашего урока «Слово – основная единица языка» (запись в тетрадях даты, темы урока). Прочитайте, пожалуйста, это высказывание.
– А какие ещё слова, излучающие поэзию, вы можете назвать?
Запишите их в тетрадь.
– О чём говорят В.Шефнер и К.Паустовский? (О красоте русского языка, его образности).
Я предлагаю вашему вниманию следующие высказывания известных поэтов и писателей (слайды, приложение 1):
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В.Брюсов)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи. (Н.Гоголь)
Я никогда, ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке; в противном случае я был бы не художник… (И.Тургенев)
Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки… Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А.Пушкин)
– Каким чувством пронизаны эти высказывания?
3. Проверка домашнего задания.
–К уроку вы, ребята, должны были приготовить презентацию о русском языке. Вот такое не совсем конкретное было задание – и чем же вы нас порадуете? (Просмотр слайдов, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6).
– Спасибо всем. На мой взгляд, все работы интересны. Вы, наверное, обратили внимание, что материал разнообразный: язык как средство общения, стили речи, тропы, многозначность слова, высказывания о русском языке.
4. Работа по учебнику.
– Есть ещё много цитат великих людей о русском языке. В упражнении 2 дана цитата Л.Толстого, прочитайте выразительно.
– Какова, по вашему мнению, роль слов в жизни людей? О чём предупреждает Лев Толстой? (Беречься слов, которые разъединяют людей).
– А какие чувства и мысли можно выразить словами, по мнению Я.Козловского? – упражнение 3.
– Текст упражнения 4 спишите, подчеркните пропущенные буквы.
– О чём говорит автор?
5. Беседа:
«…чтоб завтра себя самого не стыдиться…» – как здорово, по-моему, ребята, сказано! Мне, к сожалению, иногда бывает стыдно, когда смотрю телевизор, ненароком слышу чужой разговор. Как вы думаете, почему? Совершенно верно – употребление грубых, нелитературных слов. Я зачитаю вам отрывки из газеты «Труд», статья называется «Язык живой и мёртвый»:
Но вот какая оказия. Слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мёртвым без последствий для называемого не получается… А потом болеют, хиреют. И немудрено – сами накликиваем беду…
Но ещё страшнее для человеческой души матерная ругань. Это ведь намеренное оскорбление человека…»
– Когда речь заходит о подобных словах и выражениях, я, ребята, всегда вспоминаю стихотворение прекрасного поэта Эдуарда Асадова «О скверном и святом»:
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кущунственную брань превращено? …
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Выдержать паузу – личные беседы показывают, что хоть раз, но «скверные» слова произнёс каждый ребёнок.
– Александр Сергеевич Грибоедов сказал: «Злые языки страшнее пистолета». Как вы понимаете это высказывание и согласны ли с ним?
6. Итог урока
– Урок сегодня начался со строчек стихотворения Вадима Шефнера, ими же мы и закончим урок:
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…
7. Домашнее задание: упр.8, упр.9 устно (подготовить сообщение «Что мы знаем о слове как единице языка»).
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНадежда Кабицкая
Похожие презентации
Презентация на тему: » Слово как единица языка. Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, действиях, понятиях, качествах окружающего.» — Транскрипт:
3 Слово как единица языка. Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, действиях, понятиях, качествах окружающего человека мира и духовной сферы. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему тому, что есть в мире. Каждое слово имеет своё звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое и типичное грамматическое значения.
4 Фразеологизм. Устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетания в целом. Фразеологизм можно заменить одним словом.
5 Словосочетания Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу. Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Не образуют словосочетания подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом. Не образуют словосочетания подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом.
6 Предложение Предложение основная единица синтаксиса. Именно в предложение оформляется мысль, которую говорящий хочет сообщить, поэтому предложение имеет грамматическую основу и характеризуется интонационной законченностью. Предложение основная единица синтаксиса. Именно в предложение оформляется мысль, которую говорящий хочет сообщить, поэтому предложение имеет грамматическую основу и характеризуется интонационной законченностью. Предложения бывают простые или сложные, полные или неполные, двухсоставные или односоставные, распространенные или нераспространенные. Предложения бывают простые или сложные, полные или неполные, двухсоставные или односоставные, распространенные или нераспространенные.
7 Особенность текста. ( повествование). Повествование рассказ о событиях, происшествиях, действиях; организующая роль в этой форме словесного выражения принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Предложение в повествовании, как правило, не бывает слишком длинным и сложно построенным.
8 Особенность текста ( описание.) ЭТО словесное изображения какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. В описание больше, чем в повествовании, слов, обозначающих качества, свойства предметов. Глаголы в описании выступают, как правило, в форме несовершенного вида, часто в прошедшем времени.
9 Особенность текста (рассуждение). Рассуждение- это словесное доказательство, объяснение, размышление. Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяженными и сложно построенными предложениями и абстрактной лексикой.
Слово как единица языка
Всего получено оценок: 182.
Всего получено оценок: 182.
В русском языке достаточно много различных единиц, от самой мелкой – звука – до такой крупной, как текст. Однако основным его элементом, вне всякого сомнения, является слово. Каковы отличительные признаки этой языковой единицы и что позволяет ей занимать в его структуре центральное место?
Слово как единица языка
Итак, это основная лексическая единица, представляющая из себя звук или их комплекс. Она обладает собственным значением и употребляется в речи как некое самостоятельное целое. Материальной основой слова является звуковая оболочка, не отражающая никого явления в реальности. Звуковая оболочка нужна только для того, чтобы назвать предмет или явление, значение за ней закрепляется. Иногда слова появлялись по звукоподражательному принципу, иногда оно имело другую основу. В любом случае комплекс звуков, которым является слово, отражает некое представление человека о предмете, явлении, действии, признаке и тому подобном.
Таким образом, слово как основная единица языка имеет две стороны, внешнюю и внутреннюю, то есть звуковую оболочку и содержание (значение).
Слово не существует только в одной своей ипостаси, оно представляет собой гармоничное единство содержания и формы. Понятно, что сочетание звуков, не наполненное смыслом, не имеющее значения, не будет словом, но и только содержание без звуковой оболочки такой лексической единицей также не является.
Именно совокупность внешних и внутренних признаков и отличает слово от всех остальных единиц языка.
Самые существенные признаки слова
Всего центральная языковая единица имеет пять таких признаков. И первое место в списке занимает фонетическая оформленность – у него всегда строго определенное звучание, в слове должна быть как минимум одна фонема. В этом плане его можно было бы спутать с фразеологическим оборотом, но тут на помощь приходит еще один признак – неударность. У данной лексической единицы есть только одно основное ударение или она вообще является безударной.
Два или больше ударений говорят о том, что перед человеком не одно слово, а их свободное сочетание или фразеологический оборот.
Признак семантической валентности означает, что у слова есть значение. В русском языке не существует лексических единиц, которые бы его не имели. Это отличает его от звука, который также имеет свое звучание, и даже от морфемы как совокупности звуков.
Четвертый признак – лексико-грамматическая отнесенность, означающая на практике, что каждое слово в языке относится к какой-то части речи, “свободных” в этом плане слов просто нет.
Наконец, последний признак – непроницаемость. Его сложнее всего расшифровать, но фактически это закрепление того факта, что структура слова остается постоянное, просто вставлять в него звуки и другие слова нельзя.
Чтобы лучше понять все это, стоит рассмотреть пример. Взять, допустим, слово ручка – у него есть устоявшаяся оболочка, состоящая из пяти звуков, одно ударение и определенное значение. Он относится к лексической категории имен существительных и имеет исторически сложившуюся звуковую оболочку, вариации внутри которой недопустимы. Подобную характеристику можно дать любому слову в языке.
Совокупность слов – это словарный запас или лексика языка.
Что мы узнали?
Слово – это языковая единица, представляющая собой единство звуковой формы и содержания, то есть значения. От других единиц языка его можно отличить, если знать, какие пять устойчивых признаков оно имеет. Эти пять признаков позволяют составить характеристику, которая применима к любому слову в русском языке.
Презентация к уроку «Слово как основная единица языка» в 6 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Слово как основная единица языка Вводный урок 6 класс
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск» (Константин Паустовский)
Ответим на вопросы: С чем сравнивает писатель слова русского языка? Как вы понимаете слова, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию»?
Лев Николаевич Толстой (1828-1910гг.)
Прочитаем выразительно: Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. Л.Н.Толстой
Ответим на вопросы: Почему писатель считает, что слово – дело великое? Какого слова следует опасаться? Какие вы можете назвать слова, соединяющие людей? Какие слова разъединяют?
Василий Сухомлинский (1918-1970гг.)
Прочитаем и запишем: Слово – тонкое прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. В.Сухомлинский
Ответим на вопросы: Какая общая мысль объединяет высказывания Л.Толстого и В.Сухомлинского? С чем сравнивает В.Сухомлинский слово?
Выполним задания: Определите, какими частями речи выражены слова в высказывании В.Сухомлинского(какие знаете), укажите их в тексте над словами С помощью каких частей речи преимущественно передаёт автор высказывания свою мысль?
Яков Козловский (1921 – 2001гг.) Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать…
Николай Рыленков (1909-1969гг.) На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово – Что дать напиться. Со словом обидным – Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться.
Задание: На основании прочитанных текстов расскажите о том, какова роль слова в жизни людей, в чём его сила и значение
Слово – единица языка Слово – основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений и их свойств. Лингвистика рассматривает слово с т.з. звучания(фонетический анализ) произношения, ударения(орфоэпический анализ) лексического значения(лексический анализ) состава(морфемный разбор) словообразования(словообразовательный разбор) правописания(орфографический разбор) морфологических признаков(морфологический разбор)
Задание: Выполнить различные виды разбора слова РОДНИК
Выводы: Слово наполнено смыслом Имеет родственников среди других слов языка Живёт в своём неповторимом мире Слово – это основная единица языка, которая разными языковыми разделами рассматривается по-разному
Домашнее задание Выполнить лексический и морфологический анализ слова РОДИТЕЛЬСКИЙ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет : русский язык
Тип урока : открытие нового знания (первый урок)
Планируемые результаты:
Личностные
— создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
— развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
— умение свободно пользоваться словарями различных типов;
— овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
— умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
— развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
— умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
— составление выступления по теме урока;
Номер материала: ДБ-1418428
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.