Что мы знаем о себе тренинги
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему: «Что я знаю о себе? Мои потребности, интересы и увлечения.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Что я знаю о себе? Мои потребности, интересы и увлечения»
Цель: расширение знаний учеников о себе, формирование адекватной самооценки.
Упражнение «Моя вселенная».
В центре альбомного листа нарисуйте солнце и в центре солнечного круга напишите букву «Я». Затем от этого «Я» – центра своей Вселенной прочертите линии к звездам и планетам.
Мое любимое занятие…
Мое любимое животное…
Моя любимая одежда…
Моя любимая музыка…
Мое любимое время года…
Что я больше всего на свете люблю делать…
Место, где я больше всего на свете люблю бывать…
Мой любимый певец или группа…
Я чувствую у себя способности к…
Человек, которым я восхищаюсь больше всего…
Лучше всего я умею…
Я уверен в себе, потому что…
«Звездная карта» каждого показывает – у всех много возможностей, много такого, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому люди нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
Ребятам предлагается разделить лист на две части. Одну часть озаглавить «Не доволен собой», другую — «Принимаю себя». В графе «Не доволен собой» следует откровенно написать о том, что вызывает недовольство именно сегодня, сейчас. На эту работу выделить 5-6 минут. В графе «Принимаю себя» отметить, что радует в себе именно сегодня, что принимают в тебе окружающие тебя люди, что привлекает их в тебе. На работу отводится 5—6 минут.
По окончании работы желающие могут публично прокомментировать свои записи.
3. Упражнение «Мои потребности и окружающий мир».
4.Беседа. Ведущие потребности и их уровни.
«Пирамида потребностей Маслоу»
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
5.Упражнение «Цели в моей жизни».
Лист бумаги разделите на 2 части. Слева напишите все свои цели, мечты. Справа напишите, что готовы сделать, чтобы их достичь.
6. Упражнение «Достойная эпитафия».
Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года». «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
-Как вы думаете, может быть, на Кавказе не умеют считать?
— Может быть, приписки делались с каким-то смыслом?
Смысл приписок: таким образом односельчане оценивали насыщенность и ценность жизни.
Назовите какое-нибудь интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь. Обсуждение.
7.Упражнение «Древо моей жизни».
Давайте вырастим дерево своего будущего. Для этого надо записать, чем будет заполнена ваша жизнь через год, через 5 лет и через 10 лет. А в корнях записать ресурсы (что нужно).
После выполнения упражнения — анализ и обсуждение.
Социально-психологический тренинг «Что я знаю о себе?»
Социально-психологический тренинг «Что я знаю о себе?»
Цель: Осознавание своих личных потребностей и поиск личностных ресурсов для их удовлетворения, оказание групповой поддержки.
1. Осознать свои потребности. Что хочет от себя женщина?
2. Искать и осознавать личностные ресурсы в решении своих проблем.
3. Побудить участников выйти за рамки привычных стереотипов самовосприятия.
Упражнение «Снежный ком».
Цель: активизация самопознания.
Ход: Каждый из участников называет одно из своих личностных качеств и качества всех участников, говоривших ранее.
1. Что заставило лично вас прийти сюда и сесть перед нами?
2. Чего лично вы ждете от этого занятия?
Упражнение «Моя жизнь удалась»
Цель: осознание своих потребностей и проблем. Что хочет от себя женщина?
Ход: Участникам предлагается по очереди закончить предложение: «Моя жизнь удалась, потому что…».
Упражнение «Что я знаю о себе?»
Цель: осознание своих проблем и личностных ресурсов, уточнение самопредставления, уточнение представлений окружающих о себе.
Ход: Упражнение выполняется в парах.
1. Участникам предлагается в парах рассказать о себе друг другу на тему: «Что я знаю о себе наверняка?»
2. Представьте группе от имени своей собеседницы доверенную ею вам информацию о себе.
Групповая скульптура «Идеальная женщина».
Цель: побудить участников выйти за рамки привычных стереотипов самовосприятия.
Ход: Выявить желающую быть скульптором и построить из присутствующих идеальную женщину, приглашая каждую из участниц на какой-то отдельный орган и объясняя ей и группе, почему предпочтение отдано именно ей.
Анализ результатов группового взаимодействия.
1. Из каких органов состоит идеальная женщина?
2. Какие части ее тела явно доминируют? Почему?
3. Какие жизненно важные части тела отсутствуют?
4. Какую роль (орган) играла каждая из участниц скульптуры?
5. Какие основные открытия, сделанные каждой женщиной по ходу выполнения предложенного задания?
Упражнение «Горячий стул».
Цель: поиск и актуализация личностных ресурсов, оказание групповой поддержки.
Ход: Желающим предлагается сесть на стул в центре круга и задать трем участникам вопрос: «Что помогает решать проблемы таким женщинам, как я?», «Что помогает добиваться своего таким женщинам, как я?»
Упражнение «Невербальный подарок».
Цель: закрепление позитивного настроя в группе.
Ход: Участникам предлагается с помощью пантомимы сделать подарок соседу по кругу.
Подведение итогов занятия.
1. Целепоалагание. Достигнуты ли цели?
2. С каким настроением вы покидаете занятие?
3. Что в процессе группового общения было полезным для вас?
Перечень аспектов моей жизни, которые требуют моего особого внимания.
1. Главный приоритет моей жизни – забота о собственном благополучии. Чьи проблемы я сейчас решаю?
2. Я ищу и нахожу людей, которые действительно заинтересованы в моем развитии. Я делюсь с ними своими переживаниями.
3. Я ежедневно составляю два плана:
— план заботы о себе;
— план работы на день.
4. Я отдаю контроль за жизнь окружающих меня людей в их руки. Я доверяю людям и поэтому уклоняюсь от советов и наставлений в их адрес. Я практикую сотрудничество.
5. Я отказываюсь от участия в социальных играх, особенно на вторых и третьих ролях.
6. Я позволяю себе осознавать свои личные потребности и развиваю их. Я определяю, что именно мне нужно для счастья, и иду к своей цели.
8. Я осознаю свое место и свои роли – в родовой ветке, в семье, в трудовом коллективе, в группе.
9. Я разрешаю себе лень и ничегонеделание тогда, когда сочту это возможным. В моей жизни я – сила.
10. Я благодарю людей за участие в моей жизни.
Перечень аспектов моей жизни, которые требуют моего особого внимания.
1. Главный приоритет моей жизни – забота о собственном благополучии. Чьи проблемы я сейчас решаю?
2. Я ищу и нахожу людей, которые действительно заинтересованы в моем развитии. Я делюсь с ними своими переживаниями.
3. Я ежедневно составляю два плана:
— план заботы о себе;
— план работы на день.
4. Я отдаю контроль за жизнь окружающих меня людей в их руки. Я доверяю людям и поэтому уклоняюсь от советов и наставлений в их адрес. Я практикую сотрудничество.
5. Я отказываюсь от участия в социальных играх, особенно на вторых и третьих ролях.
6. Я позволяю себе осознавать свои личные потребности и развиваю их. Я определяю, что именно мне нужно для счастья, и иду к своей цели.
7. Я осознаю свое место и свои роли – в родовой ветке, в семье, в трудовом коллективе, в группе.
8. Я разрешаю себе лень и ничегонеделание тогда, когда сочту это возможным. В моей жизни я – сила.
9. Я принимаю все земные блага (общение с интересными людьми, новые возможности, допущенные ошибки) с любовью и благодарностью.
10. Я благодарю людей за участие в моей жизни.
Тренинг «Я познаю себя»
Содержимое разработки
ТЕМА: «Образ вашего «Я».
Цель: исследование качеств своей Личности.
1. Построение плана развития и приобретения положительных качеств Личности, совершенствование своего «Я»;
2. Расширение представлений подростков о самопознании, саморазвитии, самоопределении;
3. Формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой;
4. Способствование формированию адекватной самооценки, побуждение подростков к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности.
Погружение в мир своего Я».
Воспитанникам предлагается перечислить 3 – 5 присущих им качеств, за которые они больше всего ценят себя и считают достойными любви и восхищения.
● Закончите, пожалуйста, следующие предложения:
«Я с гордостью могу сказать о себе …»;
«У меня хорошо получается …»;
«У меня хорошо развиты способности к …»;
«Мне всегда удаётся …»
● Выберите то настроение, которое присуще на данный момент:
Я испытываю чувство лёгкой грусти;
Я бодр и жизнерадостен;
Я ощущаю глубокое чувство вины;
Я спокоен и счастлив;
Я ликую и готов обнять весь мир;
Я никому не нужен, одинок и нечестен.
Проходит рефлексия по выполненному упражнению: каждый ученик должен продолжить фразу: Отвечая на вопросы, я понял(а), что …»
Воспитанникам предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим Я, рассказывая о себе и своих качествах.
Затем они должны проранжировать свои десять Я по степени их значимости.
«Недописанный тезис». Воспитанникам предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
Главное в моей жизни – это …
Мне нравится, когда взрослые …
Мне не нравится, когда взрослые …
Каждый человек уникален, по-своему неповторим. Сегодня мы поговорим с вами именно о вашей уникальности, о том, что в каждом из вас множество разнообразных качеств Личности, которые и делают вас неповторимыми.
– Как вы думаете, в чём различие индивидуальности и Личности?
Индивидуальность – яркая, оригинальная, творческая. В ней мы ценим её самобытность.
Личность – сильная, независимая, энергичная. В ней мы ценим самостоятельность, силу.
Великий немецкий поэт И. В. Гёте утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».
– А можете ли вы, ребята, считать себя умными людьми?
– Что вы знаете о себе? Или что можно узнать о себе? (Свои физические возможности, состояние здоровья, свои таланты, способности: умственные и творческие; свой характер, темперамент, волю; свои вкусы, привычки; свои сильные и слабые стороны).
– А как вы считаете, зачем нужно узнавать о себе?
В: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности.
– А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (Узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).
– Что же такое самооценка?
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет её активность, отношение к себе и другим людям.
Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
Самооценка адекватная – когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности, собой представляет. Это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Самооценка неадекватная – когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Самооценка заниженная – когда человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное недооценивание себя субъектом.
Самооценка завышенная – когда человек переоценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
– А как вы думаете, ребята, какая из перечисленных самооценок является наименее верной?
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и жизнь окружающих людей. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения.
Кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках?
Психологический тренинг с подростками на тему: «Что ты знаешь о себе».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что ты знаешь о себе.
Цель: формирование мотивации на познание себя путем развития рефлексивных способностей обучающихся.
развивать представления о себе, умение распознавать собственные личностные качества;
формировать потребность к самоанализу;
создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе, как основу для открытого общения с собой и другими.
Упражнение «Поиск общего»
Группа делится на «двойки», и два человека находят друг у друга определенное количество общих признаков, затем «двойки» с той же целью объединяются в «четверки» и так далее. Упражнение направлено на сплочение, внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Ведущий может остановить выполнение упражнения по своему усмотрению.
Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.
Посмотрите на доску. Вот несколько высказываний древних мыслителей:
Чаще заглядывай в самого себя.
Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.
Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.
Познай себя, и ты познаешь мир!
— Назовите из этих высказываний слова, которые вероятнее всего отражают суть темы нашего занятия.
Сегодня, ребята, мы сделаем свой шаг к самопознанию. Важно уметь прислушиваться к своему « Я».
Если вы научитесь это сделать, то со временем вам удастся раскрыть свои таланты и способности.
Игра «Закончи предложение».
– Перед вами– начало предложений. Давай попробуем закончить их, но так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.
Начало предложения – Каждое утро…
Его можно закончить так: «я делаю зарядку», или «солнце поднимается над горизонтом», или «я боюсь опоздать в школу».
Придумайте свой вариант предложения: «________________________
А вот и другие предложения, из которых получится ваш рассказ о себе, ваших близких, людях и вещах, которые тебя окружают. Старайся не повторяться, когда придумываешь ответ.
1. Я думаю, что людей больше…
4. Когда я играю с ребятами, то …
6. Я достаточно ловкий, чтобы…
8. Ребята, с которыми я дружу…
10. Мои близкие думают обо мне, что я…
11. Если бы мой брат (сестра)…
12. Мои друзья меня часто…
13. Я хочу, чтобы у меня не было…
14. Больной ребенок…
15. Я думаю, что мама чаще всего…
16. Если бы не было школы…
17. Я весь трясусь, когда…
18. Когда я думаю о школе…
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
20. Был бы очень счастлив, если бы я…
22. Когда я буду взрослым…
23. Мой учитель (учителя)…
24. Всегда мечтаю… (приложение 4)
Я абсолютно уверена, что у каждого из вас есть способности, о которых, возможно, вы никогда и не задумывались. И для того, чтобы разобраться в себе, каждому из вас необходимо создать свой автопортрет.
На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять из 10 психологических признаков, описывающих его особенности характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п.. После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке.
По окончанию каждого опознания члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника.
– Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер.
К каждому качеству из таблицы по 10-балльной шкале поставь оценку, насколько качество выражено у тебя в настоящий момент, и как бы ты хотел, чтобы это качество было у тебя развито в будущем.
Уверенность в себе
Монолог Алисы из Страны чудес
«Я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом, какая-то не такая.
Я давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко не всегда). Иногда я закатывала себе выговоры, что еле могла удержаться от слез. А как-то раз, я помню, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Я люблю понарошку быть разными людьми сразу».
Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.
Все вы знаете, что в школе, дома и на улице человек может вести себя по- разному. И сейчас вам необходимо нарисовать себя:
«Я- глазами родителей», «Я- глазами друзей», « Каким я вижу себя».
Играет классическая музыка. Дети рисуют.
По окончанию работы проходит обсуждение. При выполнении упражнения участник задумывается о том, что родители, друзья и он сам, могут видеть его по-разному. И что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные стороны.
– Что для вас было важным в сегодняшнем занятии?
– Мне было интересно, когда …
– Какие выводы из занятия вы сделали для себя?
Тренинг по психологии на тему «познай себя»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
«Мир существует не для того, чтобы
мы его познавали, а для того, чтобы
мы познавали и воспитывали себя в нём».
Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или схожесть с ровесниками.
Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?
Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего времени.
Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти себя, но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.
Упражнение на знакомство «Меня зовут… Я умею деть вот так»
Цель: знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.
Вcе встают в круг и по очереди называют свое имя, и показывают, что они умеют, повторяться нельзя. Например: «Меня зовут Миша, я умею делать так…» и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «Его зовут Миша, он умеет делать так» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу!
Упражнение: «Имена прилагательные».
Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.
В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
Какие эпитеты меня впечатлили?
Какие имена мне было трудно запомнить?
К кому я теперь испытываю интерес?
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «КАКТУС»
Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Пояснения не требуются, свободу фантазии!
Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.
После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ рисуночного теста «Кактус» (с примером)
Общие параметры:Пространственное положение:
Силу нажима на карандаш удобно смотреть с «изнанки» листа:
Какой кактус у вас получился?
Что вы узнали о себе нового?
Представьте, что вы гуляете по лесу.
Что вы видите и чувствуете при этом?
В лесу ярко или темно?
Лес – это наше представление об окружающем мире в период нашего взросления.
Если в вашем лесу много зверей, которые резвятся и играют, ваш мир в этот период был беззаботным и безопасным. Количество и наличие деревьев и света в лесу – это взрослые и их влияние на вас.
Чем больше высоких деревьев, тем больше взрослые влияли на вас. Освещение представляет властность и авторитетность взрослых.
Чем больше яркого света в лесу, тем больше у вас было свободы для себя и тем меньше вы чувствовали их властность. Но при этом это не значит, что взрослые вами пренебрегали и игнорировали вас.
Чем более темный лес, тем больше ограничений вы чувствовали и скорее всего, часто оказывались в трудных ситуациях.
Узнали ли вы про себя что-то новое?
Какие впечатления на вас произвело это упражнение?
Что оказалось вам трудным, а что далось легко?
Упражнение «Я — уникальный»
Цель: понимание уникальности и значимости каждого человека, себя в том числе.
На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.
Ведущий передает налево и направо два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все. », и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я, не как все. ».
Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.
Что вы поняли для себя после данного упражнения?
Психологическое упражнение «На риск»
Цель: Это очень короткое упражнение на доверие.
Время: 5 минут. Размер группы: Любой
Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»
После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.
Подведение итогов упражнения:
Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел — почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.
Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д.?
Упражнение «Письмо себе, любимому»
Цель: научиться обращать внимание на самого себя, осознать свою любовь.
Каждый пишет письмо самому близкому человеку, то есть самому себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями:
С какими чувствами делали это задание? По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
Какие трудности возникли при написании письма?
Цель: приобретение навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя каким-либо предметом. Это может быть машина, предмет одежды, посуда или духи. А возможно, вы видите себя каким-то вкусным блюдом или напитком. Абсолютно не важно, выбирайте любой предмет.
Четко представьте себя конкретным предметом для продажи. Ярко визуализируйте картинку и ассоциируйте себя с ней. Просмотрите подробно все детали. Какой цвет у этого предмета? Какой он на ощупь? Как он пахнет?
Теперь представьте, что вокруг вас огромная толпа. И все эти люди пришли, чтобы купить вас. Они ссорятся и дерутся ради права приобрести вас. Вы уникальный в своем роде и нужный любому человеку предмет. Проникнитесь ощущением, что вас желает приобрести любой человек! Не задумывайтесь, зачем и почему, просто представляйте себя предметом и чувствуйте огромное желание сотен незнакомых людей вас иметь в собственном распоряжении.
Это ощущение желания вас приобрести должно проявляться не только в голове, а во всем теле. Прочувствуйте всем телом, каждым его кусочком это жгучее, огромное желание толпы. Меня, ложку чайную или палатку двухместную, желает иметь каждый! Люди готовы выложить за меня кругленькую сумму! Это ощущение теплой волной заполняет все тело! Как приятно чувствовать себя неповторимым и незаменимым, уникальным и желанным!
Кем вы были в своём представлении?
Легло ли было представить, что толпа людей хотят купить вас?
Цель: работа на повышение самооценки. Участники выстраиваются в колонну друг за другом. Самый первый встает лицом к стене, остальные – за ним. Принцип построения колонны: первым встает тот, кто считает себя самым счастливым. Остальные – за ним, по мере убывания счастья. Последним встает самый несчастливый человек. В процессе построения можно менять свое место в колонне. Обсуждение.
Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.
Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.
Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.
Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Упражнение «Сердце нашей группы»
Материал: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.
Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы.
Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами все наши занятия!
Давайте немного поговорим о нашем тренинге. Как вы себя ощущаете после нашего тренинга? Какие интересные выводы вы для себя сделали? Что было неожиданным для вас? Что было труднее всего? Почему? А что понравилось?