Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Урок русского языка по теме «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Формы и приемы, использованные в работе на данном уроке, имеют наипервейшую необходимость побудить учащихся к мысли, что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов и влияет на завтрашнюю профессиональную судьбу каждого, то есть содержание урока должно вооружить учащихся знаниями того, зачем изучать русский язык.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ»»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос /

ТЕМА: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Урок 3

Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы

1. Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

2. Объяснить, что ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки; донести до учащихся идею связи языка с судьбою народа – носителя этого языка, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

3. Познакомить учащихся со сведениями о Михаиле Васильевиче Ломоносове как создателе русской лингвистики.

Оборудование: портрет М. В. Ломоносова; выставка литературы о М. В. Ломоносове, его вкладе в развитие русской лингвистики; плакат с представленными пословицами о значении языка и речи; подвижная таблица «ЗСП» и таблица «Слово».

Методическое обеспечение: формы и приемы, использованные в работе на данном уроке, имеют наипервейшую необходимость побудить учащихся к мысли, что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов и влияет на завтрашнюю профессиональную судьбу каждого, то есть содержание урока должно вооружить учащихся знаниями того, зачем изучать русский язык.

I. Организационный момент.

II. Устные сообщения учащихся на тему «Какая речь вредит человеку, становится его врагом?», их анализ и оценка одноклассниками.

III. Беседа о русском языке.

Учитель сообщает пятиклассникам, что ученым известно много случаев, когда дети вырастали среди животных, как в сказке американского писателя Киплинга «Маугли». Но это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в четыре года.

– Как вы думаете, почему это произошло?

– Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:

Словом можно полки́ за собой повести.

– Как вы понимаете эти слова?

– А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради):

Человеческое слово стрелы острее.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

На великое дело – великое слово.

Язык мал, а великим делом ворочает.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ласковое слово и кость ломит.

IV. Решение проблемы происхождения языка.

Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык?

Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.

– Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания».

На доске записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа.

Учитель обращает внимание детей на эти вопросы:

1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам.

2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором?

3. Каковы основные этапы эволюции человека и его языка?

4. Каковы условия происхождения языка?

V. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнений 6, 7 (устно) на с. 6.

Дети анализируют лингвистические тексты, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков.

2. Рассказы о деятельности М. В. Ломоносова (по материалу домашнего упражнения и дополнительному материалу, подобранному учащимися самостоятельно).

3. Выполнение упражнения ЗСП-3 на с. 7.

1) Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова.

2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?».

Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП.

Учитель адресует учащимся слова А. И. Куприна, написанные на плакате, которые подведут итог всему сказанному и выполненному на уроке: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Учитель. Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

Домашнее задание: параграф 2, упражнение 8 (письменно); подобрать высказывания о русском языке, выучить наизусть те, которые понравились.

Источник

Что мы знаем о русском языке

Презентацию «Что мы знаем о русском языке» можно использовать на втором уроке русского языка в 5 классе. Идёт знакомство с понятиями русский литературный язык, литературная норма, говорится о русскои языке как о национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии, богатстве и общепризнанности русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Что мы знаем о русском языке »

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Что мы знаем о русском языке

учителя русского языка

МБОУ «СОШ №19 им.Л.А.Попугаевой»

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Четвёртое сентября. Классная работа. Что мы знаем о русском языке.

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Современный русский литературный язык – это язык нормированный.

Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определённым правилам, или нормам.

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Основные нормы литературного языка определил говор Москвы.

В 17-18 веках Москва стала политическим, экономическим и культурным центром страны.

Для московского говора характерно слияние двух основных наречий нашего языка: северного (напр.: взрывной [Г] и твёрдый [Т] в окончаниях 3 лица глаголов) и южного (аканье).

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Работа с учебником:

(1 –устно; 2 – письменно).

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Русский язык – это национальный язык русского народа, язык русской нации.

Славянская группа языков:

Русский язык – язык межнационального общения.

На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком.

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Русский язык – один из 6 мировых языков.

Русский язык – один из богатых языков мира.

Богатство и выразительность русского языка отмечали многие деятели культуры.

Работа с учебником :

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

А.И.Куприн : «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Л.В.Щерба : «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит».

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Что мы знаем о русском языке»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Модуль (тема): О языке и речи

Тема урока: Что мы знаем о русском языке. (5 класс)

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, уметь после прохождения темы):

1.Знать, какое место занимает русский язык среди других языков.

2.Наблюдать и делать выводы.

3.Уметь определять основную мысль текста, объяснять смысл прочитанного.

4. Уметь приводить свои примеры из жизненных ситуаций, составлять свой небольшой рассказ по теме.

5. Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Целеполагание для учителя:

1. Организовать деятельность учащихся, способствующую усвоению знаний о родном языке, сорганизовать гармонизированную работу учащихся и способствовать их эффективному развитию.

2.Научить учащихся видеть красоту русского языка, обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты .

Новые понятия, термины: языки-родственники, лингвистическое высказывание

Домашнее задание: подготовиться к письму по памяти по выбору: упр. 7 или стихотворение «Выучи русский язык» (С. Абдулла в переводе В. Липко)( http://mamamozhetvse.ru )

Информационная карта урока для учителя

Деятельность обучающихся, учителя

1. Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть! (М. Крюков)

— Сегодня мы продолжаем изучение большой темы «О языке и речи». Каждый наш первый урок русского языка – ступенька познания нового. По лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя русский язык. Сегодня вы расскажите, что вы знаете о русском языке и откроете его для себя с новой стороны. Но это будет чуть позже.

Группа учащихся получает задание: в течение урока подготовить мини-проект «Что значит любить русский язык»

2. Самое сладкое и самое горькое

Притча от Сулхана-Саба Орбелиани

Н екий царь приказал своему визирю:

— Ступай принеси мне кушанье, слаще которого не найти ни на земле, ни в морских глубинах.

Визирь пошёл и купил язык; принёс его, зажарил и подал. Понравилось царю.

В другой раз царь приказал:

— Ступай и принеси мне такое кушанье, горше которого не найти на свете.

Визирь пошел, снова купил язык и подал ему.

— Я просил сладкое, ты подал мне язык; я просил горькое, и ты снова подаёшь язык.

— Клянусь твоей головою, на свете нет ничего слаще языка и горше языка.
Источник: https://pritchi.ru/id_4429

— В чём смысл этой мудрой притчи?

— Имеет ли это отношение к теме нашего урока?

Величайшее богатство языка – его язык

4. Сформулируйте цели нашего урока

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

2.Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают составленный дома текст о том, зачем нужен людям язык и о его роли в обществе (упр. 8)

3. Мобилизирующий этап

Анализ стихотворения М. Крюкова, прозвучавшего в начале урока:

— Прочитайте стихотворение про себя, а затем выразительно вслух.

— Подготовьте устный ответ на вопрос «Что сообщает нам о русском языке автор данного стихотворения?»

— Какая информация оказалась для вас новой?

— Соотнесите информацию, содержащуюся в стихотворении со слайдом презентации.

Слайд презентации Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

4. Усвоение новых знаний

5. Закрепление и проверка новых знаний

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения:

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг.

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес!

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

— Многие ребята не любят уроки русского языка. Почему? Ответ на этот вопрос попробовали найти …..

Представление итогов мини-исследования «Отношение к урокам русского языка»

Вывод: Русский язык – это словари, правила, ошибки… Справиться с этим не каждому под силу…

2. – Но сегодня праздник русского языка. И мы убеждаемся в том, что к изучению его нужно относиться по-особенному. Вы никогда не задавались вопросом, почему люди не понимают друг друга и вообще говорят на разных языках? А ведь на этот счет тоже существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает… Рассказ легенды подготовленным учащимся :

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.

— Нам посчастливилось: мы говорим на русском языке. А в чём нам посчастливилось?

Наш язык удивительно гибкий, звучный, богатый.

— А почему русский язык называют богатым?

Русский язык богат, потому что в нём очень много слов.

— А как можно назвать народ, которому дан такой язык?

Народ русский могуч и велик, велик и его язык.

3. Представление мини – проекта «Что значит любить русский язык?»

Источник

Урок русского языка 5 класс: «Что мы знаем о русском языке?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Что мы знаем о русском языке?

Цель урока: объяснить учащимся роль русского языка в современном мире.

— научиться выделять условия, необходимые для речевого общения;

— научиться дифференцировать монологическую и диалогическую речь.

— добывать информацию с помощью вопросов;

— применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в исследовании структуры текста.

— сформировать представление о родном языке как важнейшем средства познания

— Доброе утро! У вас на партах лежат солнышки, на которых вы сейчас должны отразить свое настроение. Пожалуйста, поднимите их

Дорисовывают улыбку или грусть, поднимают солнышко и демонстрируют свое настроение

1. Проверка домашнего задания

— Вашим домашним заданием было упражнение 4. Давайте проверим его и устно ответим на вопросы в задании.

2. Вспоминаем предыдущий урок

— Давайте вместе вспомним, для чего же нужен человеку язык?

(1. Язык позволяет людям думать; 2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу; 3. Язык позволяет людям жить в обществе; 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте).

— Обратимся к упражнению 5.

Просит записать число и тему урока.

Проверяют вместе домашнее задание, отвечая на вопросы с помощью учителя и учебника.

Дают ответ на вопрос

Выполняют задание и отвечают на вопросы после упражнения

Делают запись в тетради

Открытие нового знания

1. Беседа о русском языке

— Народы мира говорят на многих языках. Какие из них вы знаете?

2. Работа с учебником

Просит открыть упражнение 6 и прочитать текст, а затем списать его, выполнив задание.

— Какие выводы из этого текста можно сделать? (Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки, так как они составляют группу восточнославянских языков).

Русский язык — это национальный язык русского народна, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

— Как вы понимаете смысл высказывания?

Просит открыть упражнение 7 и списать один из текстов

К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:

Словом можно полки за собой повести.

— Как вы понимаете эти слова?

Народ же в пословицах и поговорках так говорил о русском языке:

Человеческое слово стрелы острее.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Не великое дело — великое слово.

Язык мал, а великим делом ворочает.

3. Происхождение языка

— Вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? Правильно, мы обращались к этому вопросу с вами на предыдущем уроке. Кто помнит, как же возник язык?

Отвечают на вопросов

Выполняют упражнения, проверяя с помощью учителя

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока : Словосочетание.

Тип урока : Урок изучения нового материла.

Цели урока : Научить вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; выполнять разбор словосочетаний.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Знакомство с новой темой.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : На прошлом занятии Вы познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация.

Проверка усвоения изученного материала.

– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

– Какие знаки препинания вы знаете? (было домашним заданием)

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

3. Знакомство с новой темой.

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Перед вами словосочетания.

Чистая вода, стройная береза, тихая река, зеленая трава, желтые листья, голубое небо.

Учитель : Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета (слав.) – два. Словосочетание всегда состоит из двух частей.

Обратимся к учебнику.

– Как связаны слова в словосочетании?

Словосочетанием не являются:

Сочетание подлежащего и сказуемого.

Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.

Учитель : Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

Учитель Словосочетание типа “ существительное + прилагательное ” могут быть в речи средством выразительности, когда прилагательное не только сообщает определённые сведения о предмете, нужные для понимания смысла ( высокая ива ), но и ярко, образно рисует предмет, передаёт отношение автора к нему (печальная ива). Вы уже знаете, что такое средство выразительности языка называется э п и т е т о м : Чудный месяц горит над рекой. (Н. Рубцов)

4. Выполнение упражнений.

Упр. № 390 Составьте словосочетания, составьте связный текст.

Упр. № 392 Подумайте, какие словосочетания нельзя употребить в речи? Почему?

Упр. № 400 Определите тип речи каждого текста. В каком тексте говориться о признаках предмета, а в каком – о его действиях?

На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна. (С. Есенин).

Работа со стихотворениями.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания.

Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Дайте устный связный ответ на вопросы

1.В каком разделе науки изучается словосочетания?

2.Дайте определение термину словосочетание.

3.Из каких частей состоит словосочетание?

4.Что не является словосочетанием?

Ученики: Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Ученики: Словосочетаниями не являются

1) сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа).

2) однородные члены предложения.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Словосочетания».

Тема урока : Главные члены предложения.

Тип урока : Урок систематизации знаний, умений, навыков.

Цели урока : Научить находить подлежащее и сказуемое в предложении; определять способ выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говориться в предложении. Подлежащим может быть слово или группа слов, отвечающих на вопросы кто? что? и связанных со сказуемым по смыслу и грамматически. Например: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (С. Есенин).

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говориться о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? Может быть выражено глаголом (чаще всего), существительным, прилагательным.

Например: Птицы (что делают?) улетают в тёплые края. Воздух (какой?) свежий.

3. Формулирование темы урока.

В зелёной траве, похожей на шёлк, в кустах жёлтой акации и дикого крыжовника заливались цикады.

Выделите в предложении подлежащее, поставьте к нему вопрос.

Что обозначает подлежащее в предложении?

Чем выражено подлежащее?

Найдите сказуемое. Поставьте к нему вопрос.

Что обозначает сказуемое?

Какой частью речи выражено?

4. Выполнение упражнений.

После актуализации знаний, усвоенных в предыдущих классах, школьники переходят к выполнению упражнений с целью закрепления знаний и дальнейшего формирования умений. С помощью проектора учитель выводит на доску задания для учеников.

Вспомните! Расскажите устно, какие члены предложения называются главными членами предложения? Приведите примеры. (с.154)

Упр. № 424 Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Упр. № 428 Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите в тексте главные члены предложения.

Рефлексия. Дайте связный развёрнутый ответ:

1) Подлежащее – это ….. (Пример).

2) Сказуемое – это ….. (Пример).

3) Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными (с.154-155).

Посмотрите на схему, сформулируйте задание.

СЧто мы знаем о русском языке 5 класс разумовскаямородина – ягода.

МЧто мы знаем о русском языке 5 класс разумовскаяы знаем. + втор. чл. пр. = Т

Ягода вкусна и полезна.

(Составить текст, добавив второстепенные члены предложения).

УЧто мы знаем о русском языке 5 класс разумовскаятро имя прилагательное, имя прилагательное. Т

ВЧто мы знаем о русском языке 5 класс разумовскаяоздух краткое прилагательное и краткое прилагательное. Зимнее

ДЧто мы знаем о русском языке 5 класс разумовскаяЧто мы знаем о русском языке 5 класс разумовскаяеревья глагол.

ЗЧто мы знаем о русском языке 5 класс разумовскаяимасуществительное.

Составить текст «Зимнее утро», учитывая схемы и то, чем выражено сказуемое.

5. Подведение итогов урока.

Какой раздел лингвистики изучаем?

Что изучает синтаксис?

Над какой темой синтаксиса работаем?

Что называется предложением?

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Главные члены предложение».

Тема урока : Второстепенные члены предложения.

Тип урока : Комбинированный урок.

Цели урока : Научить находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы к ним, определять роль второстепенных членов в предложении.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Вспомните! Расскажите устно, чем отличаются словосочетания от сочетания подлежащего + сказуемого? Приведите примеры.

Упр. № 444 Рассмотрите схему. Определите главные и второстепенные члены предложения.

3. Выполнение упражнений.

Упражнение 1. В предложенном тексте обозначьте дополнения, определите и надпишите, чем они выражены.

Мороз отпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки, снежная ветка на березе и даже паутинка в сарае запушились.

Упражнение 2. Попробуйте воссоздать текст. Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.

солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник развевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.

Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.

Какие члены предложения вы использовали для восстановления деформированного текста?

Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.

(Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Тема урока : Однородные члены предложения.

Обобщающее слово пред однородными членами.

Тип урока : Комбинированный урок.

Цели урока : Научить опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Творческая работа.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Вспомните! Какие члены предложения называются однородными? Какие члены предложения могут быть однородными? В чём особенность интонации предложений с однородными членами? Устно ответьте на вопросы.

Упр. № 469 Прочитайте выразительно текст. Почему необходимо при чтении соблюдать перечислительную интонацию?

Составьте по схеме предложения, запишите в тетрадь (с.170).

О, а О. (могут употребляться союзы но, да)

3. Выполнение упражнений.

Прочитайте правило: При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова (с. 174).

Упр. № 483, № 487 Составьте схемы к предложениям.

Учимся говорить на лингвистическую тему!

Какие члены предложения называются однородными?

С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения? (с союзами / без)

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами?

Прочитать слова и найти «Четвертое лишнее» слово в каждой группе.

1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года.

Давайте составим и запишем из слов 1 ряда предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, липы, берёзы.

— Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

( Какой ставить знак после обобщающего слова)

— Задание было одно? Да

— А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

— Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

После ответов детей уточняет цель урока.

Прочитайте правило на стр.174

« При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова »

Спишите предложения, добавляя однородные члены. Составьте схемы предложений.

1.Найду в предложении однородные члены.

2.Определю, есть ли обобщающее слово.

3.Выберу нужный знак препинания.

4. Подчеркну однородные члены и обобщающее слово.

Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –

2).Сказуемое, определение, обстоятельство –

3).Виноград, яблоко, груша, абрикос, вишня –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –

Найди «лишнее» слово:

Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

П одберите синонимы к выделенным словам : крошечные, ослепительно

4. Творческая работа.

1Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская. По картинам ( на выбор)

Натюрморт- ( фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов.

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

2. школьные принадлежности

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

3. фруктовые деревья, яблони, груши, сливы,

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Тема урока : Обращение.

Тип урока : Комбинированный урок.

Цели урока : Научить находить в предложении обращение; употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. Уметь работать с электронной презентацией на доске.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Обращение и его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

— Что все называют обращением?

— Какие бывают обращения?

— Как выделяют обращение?

— Как обратиться, какими словами, что сказать.

Обращение – это слово или сочетание слов, в обращении называют того, к кому обращаются, обращение произносится с особой – звательной интонацией. При обращении наблюдается особая интонация: на слове обращении голос повышается, а после обращения должна быть пауза. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

Различают распространённые и нераспространённые обращения.

Обращение не является членом предложения, выделяется запятыми:

Желаем вам, дорогие ребята , успехов в учёбе!

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А. Пушкин)

Чем обращение отличается от подлежащего?

При обращении наблюдается особая интонация.

Когда обращение произносится с восклицательной интонацией? Звательной интонацией?

3. Выполнение упражнений.

Упр. № 494 Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения.

Упр. № 495 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащим, а в другом случае – обращением. Родина, Москва, ива-ивушка, берёзонька, товарищ, Ветер, Месяц.

Чем же отличается подлежащее от обращения? (У них разные значения.)

Дениска, ты можешь выступить в концерте?

Дениска не хотел выступать в концерте.

Мама не знала, что я умею громко петь.

Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?

Ты что про меня пишешь, Карнаухова?

Брюквин постоянно мешал Карнауховой.

Подлежащее статично, завершено, одноэтапно, в то время, как в обращении присутствует некая диалогичность (мы всегда обращаемся к кому-то, значит, мы надеемся получить ответ).

— Прочитайте предложения, чем они похожи?

— Выпишите только обращения

Свети нам, солнышко, свети.

Сергей Сергеевич, разрешите мне завтра поехать с вами.

Чем вы, гости, торг ведѐте?

Здравствуйте, дорогой Иван Федорович!

— Определите, какую позицию в предложении может занимать обращение?

— Как оформляется обращение на письме?

Найдите предложения с обращением, расставлять знаки препинания:

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи – санитары леса.

Ребята идут на речку купаться.

Ребята пойдем на речку купаться.

Сладко спит моя красавица.

Сладко спи моя красавица.

Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.

Над степью Алтая высокие звезды сверкают.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Обращение».

Тема урока : Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Выполнение упражнений.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Мы живём в этом мире, познаём его, говорим о нём. Разнообразные предметы живой и неживой природы (кто это? Что это?), их свойства и признаки (какие они?). Нам интересно знать, что с ними происходит (что они делают?) и по какой причине (почему они такие? Почему это произошло?). Всё это составляет содержание наших высказываний.

3. Выполнение упражнений.

Читаем, наблюдаем, делаем вывод! (с.195)

Работа с учебником, электронной презентацией на доске.

Упр. № 547 Сравните высказывания. В каком из них говориться о признаках, в каком – о действиях, в каком – о причине?

Упр. № 552 Работа с лексикой. Создаём текст определённого типа речи.

Учимся говорить на лингвистическую тему!

Употребление вводных слов, союзов. Упр. № 553

Как изменяется текст?

1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.

В тексте говорится о последовательных действиях, содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях, к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?», значит, это тип речи повествование

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

Тема текста – случай с собакой.

Основная мысль – собачья преданность.

Связь предложений в тексте – цепная.

Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?

Что на них будет изображено?

Электронная презентация. Рассказ по картинкам.

Перед нами тип речи повествование

Анализ текста типа описание.

Анализ текста типа рассуждение.

Закрепление изученного материала.

Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …

О чем пойдет речь в продолжении текста?

Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. (По И. Соколову-Микитову)

Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …

Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.

В детские годы складывается характер человека.

Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин)

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Написать сочинение, используя разные типы речи. Какие типы речи ты использовал? Почему в тексте могут сочетаться разные типы речи? Поясни.

Яблоко от яблони недалеко падает.

У страха глаза велики.

Тише едешь — дальше будешь.

Хорошо там, где нас нет.

Старый друг лучше новых двух.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Тема урока : Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Составь схему рассуждения-доказательства по образцу:

Расскажи своими словами то, что у тебя получилось:

Герои сказок помогали Ивану-царевичу, потому что он был добрый: пощадил медведя, селезня, зайца, пожалел и отпустил в море щуку.

3. Формулирование темы урока.

Учитель : Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод. В научно-деловой речи мы обычно используем полное рассуждение, части которого связаны союзами. В разговорной и художественной речи преобладают сокращения, могут отсутствовать примеры, вводные слова, союзы, вывод (с. 206).

4. Выполнение упражнений.

Упр. № 573. Выдели в тексте: тезис, примеры (аргументы), вывод.

Упр. № 578 Работа с текстом. Работа с языковыми средствами.

-Но вначале вспомним характеристики уже изученных типов речи

Работа со словарём. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия рассуждения, запишите в тетради:

1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности;

Скажите, какое это слово, основываясь на знаниях лексики? (многозначное).

-В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи рассуждение? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.)

-Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину)

-Как строится текст-рассуждение?

Работа с текстом. Приложение 2. Прием «Выделение ключевых слов»

Выразительно прочитайте текст. Этот текст представляет собой рассуждение.

Найдите вступление (первое предложение).

Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать.

Найдите два доказательства – обоснования этого тезиса. Все два доказательства отвечают на вопрос: почему именно их называют волшебными?

Найдите вывод из рассуждения.

-Что помог нам понять этот небольшой текст (помог нам понять, как строится рассуждение)

Если вы хотите в чем-то убедить своего собеседника, то ваша речь должна быть построена в форме рассуждения.

-Скажите, пожалуйста, а вы сможете по той структуре построить рассуждение? А почему не сможете?

Составим Словарь новых слов.

Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать вводные слова.

Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…

В выводе логично использовать слова –

Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Обратите внимание на доску – ваша задача определить тип текста по структуре :

Ключевые слова : заголовок, тезис, текст, абзац, алгоритм, конспект, цитата, пример, план, таблица, график, аргумент, этногенез, вывод, концепция, стиль речи, микротема.

Контроль первичных знаний

Подготовьте устное высказывание по теме.

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

К книжным стилям относятся: научный, официально – деловой, разговорный, публицистический.

Мы сообщаем научные сведения в тексте художественного стиля.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Идея – это то, ради чего создаётся текст.

В описании говорится о последовательных действиях.

В рассуждении говорится о причинах свойств и явлений.

В повествовании говорится об одновременных признаках.

Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью

По количеству абзацев нельзя определить количество микротем.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: «Типы речи».

Тема урока : Строение текста типа повествования.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : В повествовании говориться о следующих друг за другом действиях. Сообщение о сменяющихся действиях является «новым» в предложениях такого текста, то есть той главной информацией, ради которой строится текст.

Композиционное построение текста:

Сначала затем потом в итоге.

Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская

Работа с электронной презентацией.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Это развитие событий во времени.

3. Формулирование темы урока.

Работа со словарём.

Повествование – это речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, рассказывание, повесть (Словарь русских синонимов).

Повествование – это часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия (Толковый словарь Ушакова).

В повествовании говориться о следующих друг за другом действиях (с. 240).

4. Выполнение упражнений.

Работа с текстом. Прочитайте и озаглавьте текст.

С утра на завтрак мама решила приготовить нам геркулесовую кашу. Она налила в кастрюлю три стакана молока. Когда молоко закипело, всыпала стакан геркулесовых хлопьев и довела до кипения. Затем добавила соль и сахар. Мама варила 15 минут постоянно помешивая. Потом добавила сливочное масло. Всё, каша готова.

-Как озаглавили текст ? (н-р, «Мама варит кашу»)

— Сформулируйте основную мысль. (Как правильно варить геркулесовую кашу)

— А почему каша так называется ? (В честь древнегреческого героя Геркулеса (Геракла)

— А что вы о нем знаете ?( был очень сильным, смелым, хитрым и отважным)

— Определите тип речи (повествование)

— Докажите ( Рассказывает о том, как нужно варить кашу, можно сделать несколько снимков фотоаппаратом, передает последовательность действий)

— С помощью слов какой части речи передается действие? (глаголы)

— Назовите их (решила приготовить, налила, закипело, всыпала, довела, затем добавила, варила, добавила, положила)

— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (3 части)

Мама решила приготовить

— То есть в тексте есть Начало, развитие действия и конец (вступление, основная часть, заключение)

П овествование передает последовательность действий и событий

Д ействие передается с помощью глаголов

П овествование состоит из 3-х частей (вступление, осн. Ч асть, вывод)

Овсяная каша очень полезна

Работа с электронной презентацией.

Устно рассказать по изображениям на слайдах последовательность событий.

Подготовит устное сообщение на тему: «Строение текста типа повествования» (с. 240, с. 242, с.244).

5. Подведение итогов урока.

Учитель : Чтобы подчеркнуть последовательность действий, в повествовании используют слова и выражения, обозначающие время ( затем, потом, после этого, немного погодя, позднее, дальше, тут, тогда, наконец ), и глаголы совершенного вида.

Оцените свою работу на уроке с учетом критериев

У мение использовать языковые средства.

П равильность монологической речи.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: « Строение текста типа повествования ». Выступить перед классом.

Тема урока : Строение текста типа описания предмета. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.

Тип урока : Урок развития речи.

Цели урока : Научить различать типы речи, создавать текст заданного стиля, использовать электронную презентацию, уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. создавать текст заданного стиля, редактировать текст, создавать текст-повествование в художественном стиле, самостоятельно его редактировать.

1. Организационный момент.

2.Беседа учителя с учениками.

3. Работа с эл. презентацией.

4. Выполнение упражнений.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1.Учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Электронная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Беседа учителя с учениками.

Учитель : Мысль, высказанная в предложении, развивается в тексте. Как это происходит? Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. Точно так же развивается и мысль. Создавая текст, мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперёд в развитии мысли – сообщаем новое.

– Какие стили речи вы знаете?
– Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)

3. Работа с эл. презентацией.

В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке.

Сообщение о признаках является « новым », основной информацией. В « данном » же называется сам предмет или его части. (Слайд 4).

«Данное» (кто? что?) – предмет → «Новое» (какой?) – признаки.

Работа с учебником.

4. Выполнение упражнений.

Упр. № 759. Определи тип и стиль речи. Попытайся сделать вывод об особенностях художественного и научного описания предмета. Какие языковые средства используются для выражения признаков предмета?

Ответь на вопросы. Подготовь устное развёрнутое высказывание по теме: «Тип речи описание предмета».

1) Что такое описание? На какой вопрос отвечает текст описания?

2) Как строится описание?

3) Какие части речи преобладают в описании? Какие художественные средства используются?

4) Где используется описание? В тексте какого стиля используется описание?

Учитель : мы с сегодня попробуем понять, как рождается описание.

Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру. Ему стало страшно, что прекрасный яркий мир вокруг пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами.

Упр. № 751

Зима … 2) Небо … 3) Ручеёк … 4) Солнце … 5) Малыш …

Наблюдение.

1) проведите наблюдение: в чём особенность построения предложений в тексте типа описания предмета.

Особенности.

В описании предмета говорится об одновременных признаках предмета. Содержание высказывания можно передать на одном снимке. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией. В «данном» же называется сам предмет или его части.

2) В научном стиле описание предмета бывает предельно полным.

Учитель : В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие образ.

Сравните два текста и определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

Учитель : В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Подготовить 2-3 слайда электронной презентации в программе Power Point по теме: « Строение текста типа описания ». Выступить перед классом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *