Что мы знаем о русском языке 5 класс конспект урока
Урок русского языка по теме «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
Формы и приемы, использованные в работе на данном уроке, имеют наипервейшую необходимость побудить учащихся к мысли, что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов и влияет на завтрашнюю профессиональную судьбу каждого, то есть содержание урока должно вооружить учащихся знаниями того, зачем изучать русский язык.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ»»
Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос /
ТЕМА: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Урок 3
Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы
1. Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
2. Объяснить, что ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки; донести до учащихся идею связи языка с судьбою народа – носителя этого языка, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
3. Познакомить учащихся со сведениями о Михаиле Васильевиче Ломоносове как создателе русской лингвистики.
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова; выставка литературы о М. В. Ломоносове, его вкладе в развитие русской лингвистики; плакат с представленными пословицами о значении языка и речи; подвижная таблица «ЗСП» и таблица «Слово».
Методическое обеспечение: формы и приемы, использованные в работе на данном уроке, имеют наипервейшую необходимость побудить учащихся к мысли, что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов и влияет на завтрашнюю профессиональную судьбу каждого, то есть содержание урока должно вооружить учащихся знаниями того, зачем изучать русский язык.
I. Организационный момент.
II. Устные сообщения учащихся на тему «Какая речь вредит человеку, становится его врагом?», их анализ и оценка одноклассниками.
III. Беседа о русском языке.
Учитель сообщает пятиклассникам, что ученым известно много случаев, когда дети вырастали среди животных, как в сказке американского писателя Киплинга «Маугли». Но это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в четыре года.
– Как вы думаете, почему это произошло?
– Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?
Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:
Словом можно полки́ за собой повести.
– Как вы понимаете эти слова?
– А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради):
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
На великое дело – великое слово.
Язык мал, а великим делом ворочает.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ласковое слово и кость ломит.
IV. Решение проблемы происхождения языка.
Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык?
Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.
– Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания».
На доске записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа.
Учитель обращает внимание детей на эти вопросы:
1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам.
2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором?
3. Каковы основные этапы эволюции человека и его языка?
4. Каковы условия происхождения языка?
V. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнений 6, 7 (устно) на с. 6.
Дети анализируют лингвистические тексты, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков.
2. Рассказы о деятельности М. В. Ломоносова (по материалу домашнего упражнения и дополнительному материалу, подобранному учащимися самостоятельно).
3. Выполнение упражнения ЗСП-3 на с. 7.
1) Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова.
2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?».
Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП.
Учитель адресует учащимся слова А. И. Куприна, написанные на плакате, которые подведут итог всему сказанному и выполненному на уроке: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем уроке.
Учитель. Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».
Домашнее задание: параграф 2, упражнение 8 (письменно); подобрать высказывания о русском языке, выучить наизусть те, которые понравились.
Урок русского языка 5 класс: «Что мы знаем о русском языке?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что мы знаем о русском языке?
Цель урока: объяснить учащимся роль русского языка в современном мире.
— научиться выделять условия, необходимые для речевого общения;
— научиться дифференцировать монологическую и диалогическую речь.
— добывать информацию с помощью вопросов;
— применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в исследовании структуры текста.
— сформировать представление о родном языке как важнейшем средства познания
— Доброе утро! У вас на партах лежат солнышки, на которых вы сейчас должны отразить свое настроение. Пожалуйста, поднимите их
Дорисовывают улыбку или грусть, поднимают солнышко и демонстрируют свое настроение
1. Проверка домашнего задания
— Вашим домашним заданием было упражнение 4. Давайте проверим его и устно ответим на вопросы в задании.
2. Вспоминаем предыдущий урок
— Давайте вместе вспомним, для чего же нужен человеку язык?
(1. Язык позволяет людям думать; 2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу; 3. Язык позволяет людям жить в обществе; 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте).
— Обратимся к упражнению 5.
Просит записать число и тему урока.
Проверяют вместе домашнее задание, отвечая на вопросы с помощью учителя и учебника.
Дают ответ на вопрос
Выполняют задание и отвечают на вопросы после упражнения
Делают запись в тетради
Открытие нового знания
1. Беседа о русском языке
— Народы мира говорят на многих языках. Какие из них вы знаете?
2. Работа с учебником
Просит открыть упражнение 6 и прочитать текст, а затем списать его, выполнив задание.
— Какие выводы из этого текста можно сделать? (Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки, так как они составляют группу восточнославянских языков).
Русский язык — это национальный язык русского народна, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
— Как вы понимаете смысл высказывания?
Просит открыть упражнение 7 и списать один из текстов
К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
— Как вы понимаете эти слова?
Народ же в пословицах и поговорках так говорил о русском языке:
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Не великое дело — великое слово.
Язык мал, а великим делом ворочает.
3. Происхождение языка
— Вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? Правильно, мы обращались к этому вопросу с вами на предыдущем уроке. Кто помнит, как же возник язык?
Отвечают на вопросов
Выполняют упражнения, проверяя с помощью учителя
Что мы знаем о русском языке?
Содержимое разработки
Что мы знаем о русском языке?
Автор презентации: Хамидуллина Ляйсан Фларидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №103»
Кири́лл и Мефо́дий — братья из города Солуни, создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, христианские проповедники. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские».
Кири́лл и Мефо́дий
Русский язык – богатый, архаичный язык; А. С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.
Русский язык Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев Июнь, 1882 г.
Домашнее задание: 1) выучить наизусть высказывание И.С. Тургенева о русском языке, подготовиться к выразительному чтению; 2) Упражнение 8 (стр. 7).
Спасибо за внимание! Отличная работа!
Конспект урока по русскому языку в рамках ФГОС, 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.Краснооктябрьский
муниципального района Большечерниговский Самарской области
Конспект урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС
учитель русского языка и литературы
Ажаева Айгуль Иргалеевна
Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока : ОНЗ (открытие нового знания).
Методы обучения : проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы : фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
— организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
— формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
— воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
— выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
— научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
— познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
— регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование : ноутбук, проектор, экран
Методическое обеспечение урока:
* система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2012..
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме » Текст «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
урока по русскому языку в 5 классе по теме «Текст» учителя русского языка и литературы МБОУ «Баратаевская средняя школа» г Ульяновска
Журавлевой Людмилы Вячеславовны
Цель деятельности учителя
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.
Урок развития речи, «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст ; уметь определять признаки текста.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.
Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?
Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.
Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)
Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)
Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
Определение темы урока детьми
Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).
Работа с учебником (открытие новых знаний)
Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:
Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)
Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)
Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)
Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.
Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.
На ваших столах тексты. Прочтите.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.
Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.
Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
— Докажите, что перед вами текст.
1 ряд – первый текст («Берёзка»)
2 ряд – второй текст («Белёк»)
3 ряд – третий текст («Заарканил»)
— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)
Прочитайте, продолжите рассказ.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…
Домашнее задание (по выбору учащихся).
Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»
Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»
В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен