Что мы знаем о речи ее стилях и типах 7 класс
Технологическая карта урока русского языка на тему «Речь. Что мы знаем о стилях речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока : Речь. Что мы знаем о речи и ее стилях.
Тема раздела: Речь. Язык. Правописание. Культура речи
УМК: М, М Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос
Тип урока: с труктура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
Вид урока : комбинированный
Форма урока : коллективная, самостоятельная
Цель: Иметь преставление о языке как системе средств и о речи как об использовании средств языка для общения людей, то есть, речевой деятельности.
Научиться определять стили речи, используя речевую ситуацию.
Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов обучения:
1. Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой речи
2. Формирование сознания того, что речь – основная коммуникативная единица языка
3. Формирование устойчивой мотивации к
исследовательской деятельности (анализу) и конструированию
метапредметных результатов обучения:
1. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения темы.
2. Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
Развивать умение осознанного построения речевого высказывания
3. Регулятивные: Применять методы информационного поиска, а также формировать умение овладения логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа учебных действий;
предметных результатов обучения:
2. Научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать тексты разных стилей
4 Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию
Зрительный ряд: презентация
Материалы для учащихся: учебник 6 класс «Русский язык» М. М. Разумовская
Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация
УУД (формируемые на данном этапе урока)
1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой речи.
Формирование готовности восприятия учебного материала
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
— Ребята, ваше домашнее задание тесно связано с темой нашего урока. Прочитайте высказывание Л.Крысина и ответьте на вопросы из упражнения. Как вы понимаете это высказывание? К какому стилю оно принадлежит?
Один из учеников зачитывает цитату и объясняет ее смысл.
Примерный ответ: «Слово – это важная единица языка, потому что оно может иметь несколько значений. Слово может употребляться в прямом и переносном смысле. Оно вмещает в себя множество оттенков. Только послушайте, как звучит: «бабушка», «бабулечка», «бабуся», «бабусечка» или «баба», «бабка». Сколько же в этих словах разных оттенков! Стиль данного текста – книжный; публицистический»
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере стилевой принадлежности текстов
Проверка домашнего задания как элемент подхода к определению темы урока
3. Актуализация опорных знаний с целью подготовки к изучению новой темы
— Итак, прошу обратить ваше внимание на последнее предложение ответа ученика. О чем же сегодня мы будем с вами говорить?
— Если мы будем говорить о стилях, то какая цель будет стоять перед вами? Что вы должны сегодня на уроке понять?
Дети отвечают: «О стилях речи»
— Мы должны научиться определять стиль текста
Научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать тексты разных стилей речи.
Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию
Метод проблемной ситуации
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
— А теперь, ребята, давайте начнем с главного. Вот вы говорите стили речи? А как вы понимаете слово речь?
— Если речь – это использование языка «в работе», то выделите виды речи и запишите схему в тетрадь. В качестве подсказки используйте упражнение 11. Сейчас я попрошу вас выполнить упражнения 13 и 14 и отобразить все в таблице. Проверьте себя, сверив свою работу со слайдом № 2
Ученики отвечают, что речь – это язык общения для людей.
Научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать тексты разных типов речи.
Формирование устойчивой мотивации к
исследовательской деятельности (анализу) и конструированию
Метод сопоставления и анализа
Речь, произносимая человеком
Речь, записанная буквами
Монолог речь одного человека.
Диалог – речь двух и более лиц.
6.Обобщение и систематизация знаний
— Прочитайте, пожалуйста, материал «Возьмите на заметку?» Какие этикетные формулы вам знакомы?
Слова вежливости, этикетные слова: «извините», «большое спасибо», «пожалуйста».
Метод наблюдения, сопоставления и анализа
— Каждая реплика диалога записывается с новой строки и выделяется тире. Какие этикетные слова вы использовали в диалоге?
— Выделите их в овал цветным карандашом. Посмотрите на слайд № 3 и проверьте себя.
— Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Катю.
— Здравствуйте! К сожалению, ее сейчас нет дома. Ей что-нибудь передать?
— Нет, спасибо. Могу я позвонить позже?
— Да, конечно. Позвоните минут через 40.
— Хорошо. Еще раз спасибо. До свидания
Применять методы информационного поиска, а также формировать умение овладения логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа учебных действий;
7. Повторение, обобщение и включение в систему знаний
— А теперь давайте поговорим о стилях речи. В домашнем задании вы определяли стиль высказывания. Это было довольно сложно. По каким признакам вы определили принадлежность текста к книжному публицистическому стилю? Какие стили речи вам известны?
— Посмотрите на слайд № 4.
— Вспомните, какая ситуация помогает определить стиль речи? А что означает это понятие? Как думаете?
Книжный и разговорный
Это ситуация общения, это условие, при котором возникает общение
Формирование устойчивой мотивации к
исследовательской деятельности (анализу) и конструированию. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). А также развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере стилевой принадлежности текстов.
Метод наблюдения, сопоставления и анализа
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
— Домашнее задание будет творческим. Опираясь на записи в тетради, выполните упражнение 19
-Спасибо. До свидания.
Ученики записывают домашнее задание
Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию
Метод рефлексии «Аргументации своего ответа»
— Итак, наш урок подходит к концу, мне бы хотелось узнать ответ на самый главный вопрос урока. Что же вы сегодня узнали на уроке? Оцените степень усвоения материала с помощью сигнальных карточек.
Мы познакомились с понятием «речь», научились определять стили речи и рассмотрели разные речевые ситуации.
Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию
Метод рефлексии «Аргументации своего ответа»
Конспект урока русской речи в 7 классе на тему «Типы речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык, 7 класс
Цели: 1.Знакомство учащихся с разными типами речи.
2.Обучение анализу текста.
3. Формирование умения сопоставлять три типа речи (описание, повествование, рассуждение). 4.Развитие устной и письменной речи: осмысление учащимися своего речевого опыта с точки зрения дифференциации высказывания.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с разными типами речи.
2. Воспитывать интерес к языку.
3. Научить правильно пользоваться типами речи.
Оборудование: корзина с настоящими яблоками, карточки с текстами, карточки, мультимедийная презентация
Слово учителя. Ребята, у нас сегодня урок развития речи, на котором вы продолжите овладевать устной и письменной речью, чтобы она стала разнообразнее, ярче, чище, правильнее и богаче. Ведь на таких уроках мы учимся речевому поведению в различных ситуациях.
1.Моделирование макета текстов разных типов речи.
— Ребята, в моей корзине лежат яблоки. Выберите себе одно. Посмотрите внимательно на своё яблоко, рассмотрите его со всех сторон. Какое ваше яблоко (предмет)? Рассмотрите его, потрогайте, понюхайте. Мысленно поговорите с ним, похвалите его. А теперь письменно на карточке запишите ответ на вопрос: какое яблоко? И помните о риторическом запрете: нельзя создавать нетворческую, безликую речь.
— Прочитайте получившиеся тексты. Обратите внимание, какой части речи больше в вашем тексте? Найдите и подчеркните прилагательные, обозначающие одновременные признаки предмета. Такой тип речи называется описание.
— Значит, чему можно научиться на уроке, работая с разными текстами, но объединёнными общей темой? (определяем цель урока и задачи, необходимые для достижения цели, правильно пользоваться типами речи.
— С помощью какого приема можно различать типы речи? (задать вопрос). 3.Сопоставительный анализ текстов.
Вы уже знаете, что различают три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
1. Работа с текстом.
— А вот какое яблочко у А.С.Пушкина: «Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки насквозь…». Из какой сказки этот отрывок?
— Какие особенности яблока описаны в каждой части?
можно ли рассказать об этих особенностях в другом порядке? (Можно)
придётся ли при этом вносить какие-либо изменения в каждую из частей описания? (Нет)
можно ли описание яблока передать на одном снимке или слайде? (Да)
Особенности описания (выводы):
в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления;
можно задать вопрос какая? Какой? Какое?
описание можно передать на одном снимке или слайде;
части можно поменять местами.
2.Работа над текстом «Яблоко раздора», в котором повествуется о мифе.
Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей».
Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь.
Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, обещая юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
какие эпизоды этой истории выделяет автор?
случаен ли порядок этих эпизодов?
можно ли поменять местами части повествования?
можно ли содержание этого текста сфотографировать на одном снимке или слайде?
Особенности повествования (выводы на доске и в тетрадях учащихся):
говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец);
можно задать вопрос что произошло?;
нельзя сфотографировать на один снимок или слайд;
нельзя поменять части.
Вывод об особенностях каждого текста будут формулировать учащиеся после обсуждения (все предложения выносятся на интерактивную доску, затем идет обсуждение правильности ответа и оценивание).
3. Работа с текстом, в котором содержится рассуждение о пользе яблок.
В какой части автор говорит о возникшем у него вопросе? (Вступление)
В какой части сформулирован ответ на вопрос? (Во вступлении и вопрос, и утвердительный ответ на него – тезис)
Какая информация содержится в основной части текста? (Доказательство правильности утверждения)
Что содержится в заключение текста? (Сформулирован вывод)
Можно ли поменять части рассуждения или сфотографировать? (Невозможно)
Особенности рассуждения (выводы):
излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи;
части невозможно поменять местами;
можно поставить вопрос почему?;
невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.
Еще один прием, помогающий различать типы речи:
Повествование несколько снимков. Описание один снимок Рассуждение ни одного.
4. Закрепление понятий типов речи.
— Отвлечемся от яблок. Прочитайте 3 заголовка. Определите, какой из них больше подходит к повествованию, какой – к описанию, какой – к рассуждению?
За что я люблю свою собаку?
Забавный случай с моей собакой.
Если бы я рисовал свою собаку…
Я подобрала несколько текстов, где главный герой – яблоко. Прочитайте их начало. Определите, к какому типу речи относится начало каждого текста. Какие приметы типов речи подсказали вам решение этой задачи?
Яблоко – плод, растущий на дереве. (описание).
Здравствуй, яблочко! Ответь, пожалуйста, на наши вопросы.
Однажды девочка нарвала в саду полную корзину спелых яблок.
Прочитайте фрагменты сочинений на тему «Яблоко». Какой из них показался вам наиболее удачным? Что нового вы в нем нашли?
1.Я смотрю на него долго-долго. Ярко-красный бочок его начинает вдруг поворачиваться ко мне, и становится ясно, что это его улыбающаяся рожица. Яблоко! Так оно живое, и совсем не понарошку!
— Но вы на меня так смотрите, что я решило, что что-то не так. И все же, чем обязано вашему вниманию?
Теперь я и вовсе теряю дар речи. Удивленное хмыканье не в счет. Но молчать и дальше становится невежливо, и я бормочу:
— Не могли бы вы быть столь любезны…Если вас это не затруднит, могу ли я просить вас об одолжении…
— О да! Я не в силах отказать – я без остатка отдам все, что у меня есть: мой волшебный аромат, сочную прозрачную мякоть, медовый вкус и капли солнечного сока – такому очаровательному юноше…
И оно исчезло в моем кармане. Только стук в дверь прервал мой сон наяву… А яблоко осталось!
2.Яблоко – это вкусный, сочный, сладкий плод, растущий на дереве. Яблоки бывают темно-красными, светло-желтыми, желто-красными и других цветов. Еще яблоко может быть кислым или даже с червяком.
Урок русского языка по теме «Стили речи» 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 7 классе по теме «Стили речи»
Цель урока: актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Задачи: повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности, сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки, воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение, воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
1. Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Учитель :сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.
Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.
2. Фронтальный опрос.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
Учитель : У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
Сообщение, передача научной информации
Точная передача деловой
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать.
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель : Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
Учитель : Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая игра
Учитель : А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.