Что мы знаем о птицах подготовительная группа
«Что мы знаем о птицах» конспект НОД по познавательному развитию. Подготовительная к школе группа.
Ирина Баранова
«Что мы знаем о птицах» конспект НОД по познавательному развитию. Подготовительная к школе группа.
1. Уточнить представление о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие, оседлые.
4. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
5. Учить изготовлению кормушек из вторичного сырья.
Оборудование: иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, запись «Голоса птиц в природе», бросовый материал для поделок- пакеты из под сока.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за синичками, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь», дидактическая игра «Разрезные картинки», кормление птиц на участке.
Ход занятия:
— Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».
Итак,слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
Дети садятся полукругом.
Воспитатель показывает детям письмо – сюрприз.
Кто-то бросил мне в оконце,
Может,это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Как мышку на окошко заманил?
Воспитатель: Вам хочется ребята, узнать, от кого это письмо?
И что там (достает из конверта математические пазлы- птицы).Тогда надо постараться и собрать пазлы.
Дети собирают пазлы.
Как можно все картинки назвать одним словом?
Дети: птицы.
Воспитатель: как вы догадались, что это птицы?
Дети: есть крылья, клюв, две ноги с когодками, хвост, голова, туловище, тело покрыто перьями.
Воспитатель : ребята давайте посмотрим, что еще лежит в конверте (достает письмо)
«Ребята, мы хотим подарить вам нашу книгу, которая может рассказать вам много интересного из жизни птиц. Эта книга не обычная, она звучащая и говорящая.»
Воспитатель: давайте перелистаем подареную нам книгу. Сейчас мы узнаем о ком нам расскажет первая страница книги. (включается грамзапись с голосами птиц)
Воспитатель: Каких птиц вы узнали по голосу? (Называют)
(Выставляются илюстрации птиц)
Воспитатель: Можно ли их услышать сейчас в природе? Почему нельзя? Почему они улетели? Какой корм едят эти птицы? Где сейчас эти насекомые?
С наступлением осени и зимы солнце всходит все позже, над землей поднимается низко, заходит рано, поэтому земля получает мало света и тепла, В это время прекращается образование в листьях сока, а также нектара в цветах, что является основной пищей для насекомых. Кроме этого, насекомые теплолюбивые создания, они прячутся на зиму. Такие птицы как соловьи, ласточки скворцы, грачи, кукушки питаются насекомыми, они остаются без пищи и до холодов улетают в теплые страны к теплу и пище.
Водоплавающие птицы (журавли, утки, гуси, лебеди) с наступлением холодов и замерзанием водоемов тоже остаются без пищи, ведь они едят водоросли, насекомых в воде, рыбок, лягушат, все это окажется зимой подо льдом. И эти птицы улетают в теплые страны к теплу и пище. Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)
Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей.
Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их, одним словом?
Воспитатель: а еще их можно назвать оседлые.
Воспитатель: Если отгадаете загадки, то они и появятся.
Зимой на ветках яблоки!
И вдруг вспорхнули яблоки,
А только лечит (дятел)
И полоска шарфика (синичка)
(Выставляются илюстрации птиц)
Игровое упражнение: «Отгадай»
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте, как живут птицы зимой.
Как живут птицы зимой?
Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают?. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.
Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как вы думаете, каким? (пусть дети вспомнят, что делали птички, которых они видели на прогулке? Они искали корм или клевали его) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.
Игровое упражнение: «Что положим на кормушку»
(Семена арбуза, тыквы, подсолнечника, овёс, пшено,конфеты, колбаса,ягоды рябины,сало)
Викторина «Что мы знаем о птицах» (подготовительная группа) П/С: закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. Учить детей беречь птиц и понимать пользу.
«Как можно обнаружить воздух?» Конспект занятия по познавательному развитию (подготовительная группа) Цель: освоение элементов опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей устанавливать простейшие закономерности,.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наш дом» подготовительная к школе группа Цель:учить детей рассматривать картины,отвечать на вопросы,подбирать обобщающие слова. Развивать диалогическую речь детей. Материал:картина,.
Конспект НОД по познавательному развитию «Верные друзья Золушки» (подготовительная группа) Конспект НОД по образовательной области: «Познавательное развитие» Подготовительная группа Тема: «Верные друзья Золушки» Цель: развитие.
Конспект НОД по познавательному развитию «Птичьи гнезда» (подготовительная группа) Цель: Закрепление у детей знаний о жизни птиц и заботе о них. Задачи: 1. Уточнить и обобщить у детей представления о птицах; 2. Закрепить.
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края. Задачи: формировать представления детей о пещерах и водоемах родного края;.
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»
Надежда Беленко
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, коммуникативная, продуктивная.
Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами;обогащать словарный запас: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Материалы и оборудование: иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами, картина «Птицы зимнего леса», набор маховых и пуховых перьев; два листа бумаги, веер, стакан с водой; запись «Голоса птиц в природе», схема строения птицы на примере синицы, иллюстрации кормушек, несколько видов кормушек, стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
образовательной деятельности детей.
Вывод: птицы улетели в дальние края, т. к. с похолоданием для них не стало корма. – Каким одним словом мы их называем? (перелетные).
Мы с вами «долетели» до леса. В этом лесу на ветках сидят птицы. Рассмотрите какие лишние, нужно оставить только зимующих. (Синица, снегирь, сорока, голубь, дятел, воробей, ворона, клест, пищуха, поползень, корольки – зимующие. Ласточка и соловей лишние, они перелетные).
Краткая характеристика птиц:
— синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких ветках;
— снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Держатся обычно небольшими стайками (7 – 10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду;
— сорока ловкая, подвижная суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью человека;
— дятел – украшение наших мест. Дятел – труженик. Расклюет дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом;
— воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу;
— пищуха – длинноносая птица. Назвали ее так, потому что она все время тихонько попискивает;
— поползень бегает не только снизу вверх, но и сверху вниз по стволам деревьев;
— корольки самые маленькие птички нашей страны. Они весят в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого – нибудь короля.
— Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса; способствуют размножению растений).
Рассмотреть строение птицы. Пользуемся схемой строения птицы на примере синицы. – Какие части тела можно выделить? – Чем покрыто тело?
Вывод: птицы покрыты перьями, есть голова, тело, шее короткая, хвост, лапы с коготками.
— Чем схожи птицы? (см. вывод)
— Чем отличаются? (размерами тела, окраской, размерами клюва, чем питаются)
Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей).
2. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица).
3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел).
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь).
5. Эта небольшая птица красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест).
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока).
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)
— Что вокруг нас? – Когда воздух можно почувствовать? – Можно ли увидеть воздух? – Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь). Демонстрируется падение двух листов, один ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя?
Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может, немного лететь.
— маховые – на крыльях (машут, показать движения;
— пуховые – согревают тело птицы;
— рулевые – находятся на хвосте, с помощью них рулят.
Объяснить выражение «Как с гуся вода». В емкость с водой опустить перо. Почему оно полусухое? (Покрыто тонким слоем жира, который выделяется из желез).
На примере веера можно показать, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она могут опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилегают к телу.
Вывод: птицы летают,потому что у них:
— широкие крылья и хвост;
— легкие перья с полым стволом;
— жесткие маховые перья;
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. – Чем человек может помочь зимующим птицам? (Делать кормушки и подкармливать птиц).
Правила кормления птиц.
— во время подкормки не сорит, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
— подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
— кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
— корма класть немного, именно для того чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, сообщают друг другу.
Чтение стихотворения А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Горсть одна – и не страшна
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.
— Почему мы их так называем?
— Кто из этих птиц чирикает?
— Кто из этих птиц трещит?
— Как люди помогают зимующим птицам?
— Как называется «птичья столовая»?
— Из чего можно изготовить кормушку?
— Каких птиц можно увидеть возле кормушки?
— Что запомнили сегодня на занятии?
«Что мы знаем о птицах» конспект НОД по познавательному развитию. Подготовительная к школе группа. Цель: 1. Уточнить представление о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Развивать познавательную.
Беседа «Что мы знаем о птицах?» в старшей группе Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым,.
Конспект беседы «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах» (продолжение). Цель: продолжать знакомить детей с перелетными птицами: с повадками, местами обитания, чем.
Конспект ООД по познавательному развитию «Что мы знаем о птицах?» (подготовительная группа) Воспитатель: Чернова Наталья Александровна Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: уточнить представления.
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?» План работы с детьми: 1. Знакомство детей со строением птицы (чем отличаются птицы от животных? Перья, клюв, 2 лапки, крылья, летают). 2.
Конспект занятия в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?» Программное содержание: Закрепить понятие «птицы». Учить самостоятельно, отображать отношения между понятиями на готовой модели. Воспитывать.
Занятие-викторина по познавательному развитию в старшей группе «Много сказок знаем мы!» «Много сказок знаем мы!»Цели: 1. Закрепить знания детей о русском фольклоре на примере сказок; 2. Воспитывать любовь к русскому народному.
«Что мы знаем о птицах». Ознакомление с природой в подготовительной группе
Симоненко Виктория
«Что мы знаем о птицах». Ознакомление с природой в подготовительной группе
Ознакомление с природой в подготовительной группе Тема: «Что мы знаем о птицах»
— Закрепить у детей представление о птицах: их строении, жизнедеятельности, происхождения названий.
— продолжать формировать умение группировать птиц по признакам: перелетные, зимующие, хищные.
— воспитывать бережное отношение к птицам, всему природному миру.
аудиозапись: «Голоса птиц», карточки с изображением птиц.
Ход занятия.
Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(Иван Саввич Никитин)
— Ребята, вы знаете,что на нашей огромной планете Земля обитает множество живых существ: звери, птицы, насекомые, рыбы. А сегодня я хочу с вами поговорить о птицах.
— Ребята, скажите, а каких вы знаете птиц? (обобщаю ответы детей)
— А давайте теперь послушаем, как поют птицы. (Звучит запись голосов птиц)
— А теперь давайте вспомним строение тела птиц и скажите, что у них есть в отличие от других живых существ? (ответы детей)
— У птиц есть клюв, крылья. Тело птиц покрыто перьями.
— А как же передвигаются птицы? (они летают)
— А какие части тела помогают птицам летать? (ответы детей)
— Птицы летают благодаря своему маленькому размеру и весу, а помогают птицам летать легкие широкие крылья, которыми они опираются на воздух и хвост, который служит рулем.
Дети, на нашей планете живет около 9 тысяч самых разнообразных птиц. Есть птицы большие и маленькие, хищные и растительноядные, с яркой окраской и невзрачные. И всех их изучает наука ОРНИТОЛОГИЯ. И чтобы узнавать и различать птиц, ученые орнитологи дали им названия. Многие птицы получили свои названия за особенности внешнего вида и поведения.
— Давайте поиграем в игру «Почему они так называются»
Показываю птицу и предлагаю назвать и ее. Предлагаю ребятам подумать над каждым названием птицы, почему ей дали такое название.
• Как эта птица называется? А как вы думаете, почему ее так назвали? (и так по порядку о каждой птице)
— Глухарь получил название за то, что в конце своей песни он глохнет.
— Снегиря назвали так потому, что он прилетает к нам с первым снегом.
— Зимородок. Называется так почему, что его птенцы выводятся зимой.
— Звонаря назвали так потому, что его песня похожа на звон колокольчика.
— Дрозда назвали так потому, что он издает звуки «дрз-дрз»
— Поползень называется так потому, что он бегает по стволу, как будто ползает.
— Мухоловку назвали так за то, что она ловит мух.
-Стрижа назвали так потому, что он своим хвостом как будто воздух стрижет.
— А какие птицы называются перелетными, а какие зимующими и почему? (ответы детей)
— Перелетными называются птицы, которые осенью улетают на юг, потому что зимой им холодно и трудно добывать корм, а весной возвращаются назад. А зимующие птицы никуда не улетают, а зимуют вместе с нами.
Физминутка. (можно повторить 2 раза)
Птицы высоко летали
(дети бегают на месте,
Птицы крыльями махали
А теперь они спустились
У них крылышки сложились
(прячут руки за спину).
— Ребята, а вы знаете, что птицы наши помощники и друзья, потому, что они приносят много пользы. Как вы думаете, какую пользу приносят птицы? (ответы детей)
– Птицы уничтожают насекомых – вредителей, которые портят растительный мир. Птицы поедают мух, тлей, мошек, комаров, которые вредят здоровью человека; они разносят семена растений на дальние расстояния, из которых вырастают растения. А вот хищные птицы поедают остатки больных животных в лесу и мышей, которые портят урожаи на полях. А домашние птицы дают нам пух, яйца и вкусное мясо. Вот сколько пользы приносят птицы. Но их в природе становятся все меньше и меньше. Вырубаются леса, растет загрязнение воды и воздуха, много шума от городов и заводов.
— Давайте с вами подумаем, что надо делать, чтобы сохранить и защитить птиц? (ответы детей)
– Зимой строить кормушки и подкармливать птиц. Весной строить скворечники.
— Ребята, а чего делать нельзя? (ответы детей)
— Что нового интересного вы узнали сегодня на занятии, и что вам запомнилось? (ответы детей обобщаю)
Фотоотчет о проведении НОД в логопедической группе «Что мы знаем о птицах?» Коллективная работа по рисованию «Птичий двор» В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи мы стараемся строить коррекционную работу таким образом, чтобы каждая лексическая.
Комплексное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Что мы знаем о птицах?» Комплексное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Что мы знаем о птицах?»Программное содержание:Уточнить представления.
Конспект НОД «Что мы знаем о птицах?» (средняя группа) Тема: «Что мы знаем о птицах?» Задачи: формировать умение узнавать птиц по повадкам, внешнему виду, песням; развивать знания о знакомых.
Конспект ООД по познавательному развитию «Что мы знаем о птицах?» (подготовительная группа) Воспитатель: Чернова Наталья Александровна Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: уточнить представления.
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Конспект ОД по направлению «Познавательное развитие» с детьми 6–7 лет «Что мы знаем о зимующих птицах» Алехина Наталия Николаевна: воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» г. Котовска Тамбовской области Конспект ОД с детьми 6-7 лет по.
Конспект занятия НОД в старшей группе по Фээп. Тема: «Что мы знаем о птицах.» Программные задачи: 1Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в домашних условиях. 2. Обогащать словарь.
Конспект занятия в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?» Программное содержание: Закрепить понятие «птицы». Учить самостоятельно, отображать отношения между понятиями на готовой модели. Воспитывать.
Модель непрерывной образовательной деятельности «Что мы знаем о птицах» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: Развивать у детей знания о зимующих перелетных птицах. Расширять знания о жизни птиц и их детенышей. Воспитывать.