Цель: дать представление о национальном характере России, этническом виде лица и о национальном костюме разных народов; познакомить с национальными праздниками.
Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения
Планируемые результаты (предметные)
Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Образовательные ресурсы
Учебник: «Окружающий мир» (авт.А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (авт. Н.А.Соколова); картинки-пазлы (для групповой работы); презентация
Этапы урока
Ход урока
Формы контроля
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Влево, вправо повернулись И друг другу улыбнулись.
Актуализация знаний
Повторение
— На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. — Вспомните, как называется наша страна? — Какие главные символы страны запомнили? — Что означают три цвета флага? — Что символизирует герб?
Дети повторяют пройденный материал
Формулированиетемы, планирование деятельности
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. — Посмотрите на слайд, действительно, наша страна занимает огромную территорию и населяют ее разные народы. (Показывает карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах) — Подумайте, что связывает друг с другом все народы России? — Какова тема нашего урока? — Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» — Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Прочитать (с.12) в учебнике. — Почему нам нужно знать о народах России? — Подумайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
Высказывают свое мнение
Формулирование темы и цели урока
2 группа— Кавказ (Слайд) — Наш маршрут – (отвечает представитель 2 группы) на Кавказ. Какие особенности костюмов народов Кавказа? Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба (Рассказ сопровождается показом презентации)
Дети отмечают наличие кинжала, папахи и т.д
3 группа— Уральские горы (Слайд) — Наш самолёт летит к Уральским горам. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртый по численности народ России.
— Уральские горы
4 группа— Крайний Север (Слайд) — Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима. Люди одеваются в одежду из оленьего меха. Праздники народов Севера связаны с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны — Чем отличаются люди разных национальностей? — Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Также свои традиции, праздники, обычаи — Много различий между народами, но еще больше между ними общего. — Подумайте, что может объединять, связывать друг с другом народы России? — А сейчас отправимся в главный город нашей страны.
— внешний вид, костюмы
Проверка домашнего задания
— Нетерпеливый Муравьишка еле дождался, чтобы спросить у вас, что же рассказали вам родители о нашем родном городе. Год образования? Герб? Достопримечательности? Знаменитые люди? — В какой области находится наш город? Какие народы населяют наш край? — Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью. Все они являются равноправными гражданами России. В нашем городе проживают люди более 100 национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями. — Вернёмся к нашему проблемному вопросу: Почему нам нужно знать о народах России?
Дети рассказывают сообщения, которые подготовили дома
Итог. Рефлексия
— Какая была тема урока? — Какую цель ставили? — Достигли цели? — Узнали, почему Россию называют союзом братских народов? — Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке? — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.
Учащиеся показывают один из смайликов и объясняют свой выбор
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Что мы знаем о народах России?» (1 класс) с использованием карточек образовательной платформы Учи.ру
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Название урока и класс:
Что мы знаем о народах России, 1 класс
Дать представление о национальном характере России, об этническом типе лица и о национальном костюме; познакомить с национальными праздниками народов России.
Учащиеся научатся различать некоторые народы России по национальным костюмам; узнают национальные праздники народов России.
Ссылки на карточки Учи.ру
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
— Присаживаются девочки, тише девочек пытаются сесть мальчики
— Проверяем, у вас на парте должен лежать: учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь по окружающему миру, пенал и дневник.
— Давайте вспомнить, что мы узнали на прошлом уроке?
— Что вы можете рассказать о своей стране?
— Какие главные символы нашего государства вы запомнили?
Самоопределение к деятельности
— Посмотрите, на доске висят картинки, что на них изображено?
-Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке?
— Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на стр.12. Прочитайте тему урока.
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли?
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Работа по теме урока
— Давайте рассмотрим рисунки представителей разных народов России.
— Посмотрите и скажите, чем они различаются?
— Прочитайте под рисунками название народов России.
— Подумайте, что может объединять всех народов России?
Выполнение заданий в рабочей тетради
Стр.5 №1 (работа в парах).
-Ребята, картинки сразу клеить ненужно. Изначально разложите так, как вы запомнили, затем проверьте себя по учебнику, а только потом приклеивайте.
— Какие народы России вы запомнили?
Прыгай на носках легко.
Повернитесь вправо, влево,
Приседайте: вниз и вверх.
Вдох и выдох. Тишина.
Поработать нам пора.
Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите рисунки на стр.13, расскажите, чем занимаются люди в праздничные дни?
— Читает текст на стр.13
— Какие праздники вы знаете?
— Прочитайте вывод мудрой черепахи.
— Давайте ответим на вопросы на стр.13
— Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?
— Получилось ли у нас их выполнить?
— Оцените свои достижения на уроке (по смайликам).
Подведение итогов урока
— Закончите фразу «Я живу в России, я росси….»
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— Какие новые слова нам сегодня встретились?
— Что расскажете дома родителям?
Рекомендации для домашнего задания
Вместе с родителями почитать школьный словарик «Праздники России»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Проект занятия по окружающему миру 1 класс по теме «Кто такие звери?»
Тест по окружающему миру
Методическая разработка по окружающему миру 4 класс по теме «Природа родного края».
Презентация по окружающему миру для начальной школы «Белобрюхий стриж»
Презентация «Кто такие звери?»
Презентация «Кто такие рыбы?»
Презентация «Природные зоны России»
Методический материал «Памятка природные зоны России» 4 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5370995 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение ко всем народам мира.
— научатся рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
— научатся работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлением) о национальных праздниках;
— научатся обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
— научатся работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края.
— осознанное и произвольное речевое высказывание;
— осуществлять поиск информации на страницах учебника и рабочей тетради.
— умение удерживать учебную задачу
— умение сотрудничать с учителем;
— умение ориентироваться на страницах учебника.
— умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
— принятие образа «хорошего ученика»;
— мотивация учебной деятельности.
Основные понятия: народ, традиции, религия, национальные праздники.
Ресурсы:для учителя: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков 1 класс 1 часть, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А. А. Плешаков 1 класс 1 часть, презентация, карта Российской Федерации, раздаточный материал (иллюстрации флага и раскраска традиционных костюмов народов России).
для учащихся : учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков 1 класс 1 часть, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А. А. Плешаков 1 класс 1 часть, клей, цветные карандаши.
Технологическая карта учебного занятия
Образовательная задача этапа урока
Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Самоопределение к деятельности, мотивация к учебной деятельности.
1. Организация класса
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу слева!
Улыбнись соседу справа!
За работу нам пора.
2. Приветствие класса
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по окружающему миру.
3. Проверка готовности к уч. занятию
— Проверим вашу готовность к учебному занятию. На парте лежит учебник, рабочая тетрадь и пенал.
Проверяют свою готовность к занятию, приветствуют учителя.
— умение удерживать учебную задачу;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— мотивация учебной деятельности.
Целеполагание и мотивация
Определить тему и цель урока.
Словесный, фронтальная, индивидуальная.
4. Наблюдение за погодой
— Ребята, а какое сейчас у нас время года?
— Что вы можете сказать о погоде сегодня?
— Изменилась ли погода по сравнению с предыдущими днями?
5. Актуализация знаний
— На прошлом уроке вы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. — Вспомните, как называется наша страна? — А кто вспомнит, как называется столица России?
— Какие главные символы страны запомнили? — В какой последовательности расположены цвета в российском флаге? — Что символизирует герб?
— Сейчас я вам раздам листочки, а вы должны будете разукрасить флаг, который там нарисован в цвета флага России. А потом мы проверим, кто правильно запомнил.
— Давайте проверять. (На доске иллюстрация флага РФ)
— Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране, а вот, с чем мы будем знакомиться, вы должны догадаться сами. Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно меня слушаете, и подумайте о чём или о ком мы будем сегодня говорить.
Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд Один черкеску носит Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна.
— Ребята, о ком это стихотворение?
— Верно, о народах, которые населяют нашу страну.
— Как думаете, какова тема нашего урока?
— Тема урока «Что мы знаем о народах России» — Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России». — Так какую, цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как много народов населяют нашу страну. Узнаем о праздниках некоторых из этих народов, костюмах. — Почему нам нужно знать о народах России? — Подумайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
Отвечают на вопросы.
-Белый, синий, красный.
Картинки с флагом РФ
— умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
— умение удерживать учебную задачу
— умение сотрудничать с учителем
Объяснение нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
— Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии.
-Вспомните, какие народы вы знаете?
-Какие народы населяют наш край?
— Откройте учебник на с 12 и рассмотрите рисунок. Перед вами представители только нескольких народов России.
— Ребята, что вы знаете об этом празднике?
— Ребята, откройте рабочую тетрадь на с 5. Мы сейчас будем знакомиться с народами и сразу выполнять задание 1. Нам нужно правильно приклеить картинки. Мы уже познакомились с русским народом. Какую картинку мы приклеим? Верно, возьмите клей и приклейте картинку в первый прямоугольник.
-Ребята, давайте немного передохнём. Встаньте и повторяйте движения за мной.
— Молодцы! А мы продолжаем знакомство с народами дальше.
— Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей.
— А теперь найдите картинку представителей народа татары и башкиры, приклейте ее во второй прямоугольник.
— Еврейский народ: единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти.
— Приклейте картинку с представителями этого народа в следующий прямоугольник.
— Карельский народ: Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету. Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие.
— Найдите картинку представителей народа карелы и приклейте ее в следующий прямоугольник.
— Найдите картинку представителей народ бурятов и приклейте ее в следующий прямоугольник.
Осетинскийнарод: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.
Чукотский народ : Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей.
— А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете?
— Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники.
Пасха- Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. Праздник жертвоприношения ради Всевышнего. Это самый большой мусульманский праздник.
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство (русские, осетины, карелы), ислам (татары, башкиры), иудаизм (евреи), буддизм (буряты).
-Какие разные народы населяют Россию! У их представителей разные черты лица, национальные костюмы, народные праздники, религии. Но все народы России связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.
— Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить.
— Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.
Отвечают на вопросы учителя.
Учебник, рабочая тетрадь, презентация, карта РФ.
— научатся рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
— научатся работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлением) о национальных праздниках;
— научатся обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
— научатся работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края.
— осознанное и произвольное речевое высказывание;
— осуществлять поиск информации на страницах учебника и рабочей тетради.
— умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
— умение удерживать учебную задачу
— умение сотрудничать с учителем;
— умение ориентироваться на страницах учебника.
Оценить собственную деятельность на уроке.
— Вот и подошло к концу наше путешествие.
— Какая была тема урока? — Какую цель ставили? — Достигли цели? — назовите несколько народов России.
— Чем различаются представители разных народов?
— Что связывает народы России в единую семью? — Оцените свою деятельность на уроке: зелёный карандаш – я все понял и всё получилось, жёлтый – было понятно не всё, красный – было трудно и не понятно.
— Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания, ребята!
Отвечают на вопросы учителя.
— умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.