Что мы знаем о функциональных разновидностях языка 7 класс разумовская конспект
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Функциональные разновидности языка
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Функциональный стиль.
2. Официально-деловой стиль.
4. Публицистический стиль.
5. Разговорный стиль.
6. Художественный стиль (язык художественной литературы).
7. Языковые особенности функциональных разновидностей (стилей).
Научный стиль – передача информации и доказательство её истинности. Такая функциональная разновидность языка встречается в учебниках, научных статьях, докладах, рефератах и т. п.
Официально-деловой стиль – передача информации. Используется в письменных формах речи (документах, уставах, соглашениях и иных жанрах официальной документации).
Публицистический стиль – встречается в газетных и журнальных статьях/ блогах/в материалах радио- и тележурналистики, в речи выступающих на митингах, съездах и др. Главной целью является информирование аудитории средствами СМИ, донесение актуальных сведений.
Разговорный стиль является сферой неформального общения, активно используется в различных социальных сетях; цель – обмен мнениями.
Функциональные стили речи – это разновидности литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Художественный стиль используется в жанрах литературы: стихотворениях, поэмах, очерках, рассказах, романах и др. Этот стиль эмоционально воздействует на читателя с помощью образных средств: метафор, олицетворений, эпитетов, приёмов персонификации и др.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.
1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – с. 100
2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – с. 59
3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – с. 72
4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – с. 88
Теоретический модуль для самостоятельного изучения
Слово стиль происходит от греческого «стилос» – это палочка с заострённым концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать ещё лучше.
Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.
Что же такое функциональный стиль, или функциональная разновидность языка? Функциональные стили речи – это разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
В настоящее время языковеды выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Рассмотрим каждый стиль подробнее.
Официально-деловой стиль: жанры: официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ, соглашение сторон, отчет и др.;
основная функция – передача информации;
языковые черты: точность выражения мысли, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.
Пример: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Научный стиль: жанры: учебник, доклад, ответ на зачёте, статья, реферат, аннотация, лекция, монография и др.; основная функция – передача информации и доказательство её истинности; языковые черты: использование терминов, точность выражения мысли, логичность высказывания, недопустимость экспрессивных средств.
Пример: местоиме́ние (лат. pronomen) – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное.
Публицистический стиль: жанры: газетные и журнальные статьи, статьи из интернета, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.; основная функция – информирование об актуальных событиях; языковые черты: социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.
Пример: «С возрастом молодые люди всё более активно участвуют в политической жизни общества, ибо понимают, что от этого зависят условия их реальной жизнедеятельности, их будущее».
Разговорный стиль: сфера употребления: неформальное общение, современный Интернет; основная функция – общение (коммуникативная); языковые черты: естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстраивание под получателя информации.
– Ну, ты, наверное, от страха со всех ног бросилась наутёк.
– Наоборот. Встала и стою как столб. Боюсь пошевелиться.
Художественный стиль: жанры художественной литературы (стихотворение, поэма, очерк, рассказ, роман, роман-эпопея и др.); основная функция – эмоциональное воздействие на читателя с помощью образа; языковые черты: использование средств других стилей и нелитературных элементов (диалектизмов, просторечий, жаргонизмов); широкое использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, поэтического синтаксиса); стиль писателя.
Пример: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей». (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.
1) в предложении есть фразеологизм;
2) это сложное предложение;
3) это простое предложение, осложнённое обособленным приложением и рядом однородных членов;
4) это предложение в научном стиле;
5) это предложение в публицистическом стиле;
6) это предложение в художественном стиле
3) это простое предложение, осложнённое обособленным приложением и рядом однородных членов;
4) это предложение в научном стиле;
Зачеркните характеристики, не относящиеся к разговорному стилю.
Для разговорного стиля характерны:
1. Обмен впечатлениями, общение.
2. Конкретность, образность, эмоциональность.
3. Официальность, точность, бесстрастность.
2. Конкретность, образность, эмоциональность.
3. Официальность, точность, бесстрастность.
Конспект «Функциональные разновидности языка»
Конспект урока «Функциональные разновидности языка» (с применением технологии дифференцированного обучения)
Просмотр содержимого документа
«Конспект «Функциональные разновидности языка»»
(с применением технологии дифференцированного обучения)
Предмет: русский язык
УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.
Раздел №4: «Функциональные разновидности языка»
Тема: «Понятие о функциональных разновидностях языка»
Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка.
Формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
Обогащать словарный запас учащихся;
Повышать творческую активность учащихся;
Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.
Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку; культуру устной и письменной речи.
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие задачи:
Для первой и второй группы:
Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
Развитие устойчивого интереса к предмету.
Развитие умения самостоятельно работать с учебной, методической и научной литературой.
Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Для третьей группы
Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
Развитие и закрепление интереса к русскому языку.
Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над заданиями.
Доведение обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Технология дифференцированного обучения
Презентация Power Point
1.На всех этапах урока отрабатывается орфография, пунктуация, речь. 2. Перед каждым заданием четко ставится цель и затем подводится итог.
Организационный момент – 1 мин. Разделение обучающихся на группы (1 группа – обучающиеся с высокой успеваемостью, 2 группа – обучающиеся со средними учебными возможностями, 3 группа – обучающиеся с пониженной успеваемостью).
Совместная постановка цели, задач урока (весь класс). Мотивирующий этап. 2 мин.
(Запись темы в тетради)
Разминка (словарная работа с использованием индивидуальных карточек) 3 мин., (весь класс) Каждый обучающийся получает карточку со словом и находит определение слова в словаре (язык, стиль, функция, текст, речь).
Дифференцированное повторение необходимого материала (организация разноуровневого повторения для каждой группы) – 7 мин., (1,2,3 группы) А). Проверка домашнего задания (Составление опорного конспекта по теме «Функциональные разновидности русского языка») Б). Опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением. 1.Опрос: (первыми отвечают обучающиеся 2 и 3 группы, пользуясь своими конспектами (подготовленными дома), а сильные дети (3 группа) исправляют и дополняют ответы, восстанавливая знания в памяти). (Обучающимся, которые не приготовили дома опорный конспект, выдаётся теоретический материал; текст в приложении). 1.Что такое язык? 2.Перечислите основные функции языка. 3. Что вы знаете о функциональных разновидностях русского языка? Перечислите их. (Обучающиеся 2,3 группы при ответе могут использовать таблицу №1 «Функциональные разновидности языка» в учебнике на стр. 276). 4.Составление таблицы (кластера) – перечислить функциональные разновидности языка (запись основных понятий): Обучающиеся 1 группы самостоятельно составляют кластер; Обучающиеся 2 группы получают схему кластера и самостоятельно его заполняют; Обучающиеся 3 группы получают схему кластера и слова, которые они должны разместить по ячейкам кластера. (Слова: функциональные разновидности языка, Разговорная речь, язык художественной литературы, функциональные стили, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Ученик из сильной группы изображает кластер на доске:
5..Назовите, чем различаются функциональные разновидности языка и стили речи.
5. Открытие нового знания (совместное объяснение нового материала с опорой на повторение) – 7 мин., (весь класс; 1,2,3 группы) А). Проблемная ситуация Создание проблемной ситуации (работа с раздаточным материалом в группах): каждая группа получает тексты (1 группа – 3 текста, 2 группа – 2 текста, 1 группа – 1 текст; тексты взяты из учебника стр.32, упр.57).
Задание: необходимо определить принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.
При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.
Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.
Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.
На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!
Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.
Ребята, сможем ли мы сейчас, без дополнительного теоретического материала, выполнить данное задание? (Нет) Что осложняет выполнение данного задания? (Нехватка знаний)
Б). Составление алгоритма действий (Практическая работа с новым материалом и обобщение ранее полученных знаний)
Задание: 3 группа: Прочитать теоретический материал, подготовиться к пересказу; 2 группа: Прочитать теоретический материал, заполнить 2 графы таблицы (разговорная речь, язык художественной литературы); 3 группа: Прочитать теоретический материал и заполнить 3 графы таблицы (функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический).
Функциональные разновидности языка
Типичные языковые средства
Язык художественной литературы
Функциональные разновидности языка
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький. Язык художественной литературы
Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля. Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Официально-деловой стиль
Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать.
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
В). Анализ опорной схемы 1.Сверка по эталону 2. Обсуждение
Конспект урока «Функциональные разновидности языка»
Конспект урока «Функциональные разновидности языка» ( с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Функциональные разновидности языка»»
(с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо)
Предмет: русский язык
УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.
Раздел №4: «Функциональные разновидности языка»
Тема: «Понятие о функциональных разновидностях языка»
Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка.
Формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
Обогащать словарный запас учащихся;
Повышать творческую активность учащихся;
Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.
Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
формирование интереса к исследовательской, аналитической деятельности.
Предметные: научиться определять в тексте функциональные стили речи русского языка.
Регулятивные действия: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулирование проблемы; самостоятельный поиск создание способов решения проблемы.
2. Логические: уметь объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования изучаемого материала.
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов
2. Умение с точностью выражать свои мысли.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Презентация Power Point
Эпиграф: «Язык есть средство
не выражать готовую мысль,
I. Организационная деятельность.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.
А). Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.
Учащиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ. (Время на выполнение задания – 3 минуты).
А затем на стадии рефлексии снова возвращаемся к данным утверждениям. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)
Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?
(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).
Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?
Верно ли, что разговорная речь используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения?
Верно ли, что задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью?
Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?
Верно ли, что публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью?
Перечислите функциональные разновидности языка.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.
А). Запись темы. Постановка целей урока.
Б). Приём “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.
Учащиеся читают текст по абзацам и делают пометы:
“?” – не понял, есть вопросы.
Далее учащиеся самостоятельно заполняют таблицу
Кратко записываются термины и понятия ранее известные
Отмечается всё новое, что стало известно из текста
Перечисляются непонятные моменты, вопросы, возникшие по мере прочтения текста
Далее чтение таблицы несколькими учениками по колонкам, затем текст зачитывается повторно (по абзацам), (здесь таблицу можно дополнить или перенести сведения из одной колонки в другую)
и проводится беседа по прочитанному теоретическому материалу.
Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.
Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.
Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:
типичными языковыми средствами.
Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.
Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.
Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).
Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.
Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.
В). Заполнить таблицу (работа в парах; или в группах, если в классе более 10 человек).
Каждая пара (группа) получает карточку с текстом и на основании материалов текста заполняет свою графу в таблице.
(Сначала таблица заполняется самостоятельно, затем проверяется по эталону, подсчитывается количество неверных ответов, затем обсуждение).
Функциональные разновидности языка
Типичные языковые средства
Язык художественной литературы
Функциональные разновидности языка
Типичные языковые средства
(быт, семейные, дружеские отношения)
Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности.
(наука и техника, учебный процесс)
Точность, строгая логичность, чёткость изложения.
Язык художественной литературы
(воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо)
(рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки)
Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи.
(для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.)
Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении.
(общественная жизнь, политика, средства массовой информации)
Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность.
№1. Разговорная речь
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
№3. Официально-деловой стиль
Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.
№4. Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать.
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
№5. Язык художественной литературы
Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
IV. Стадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения.
А). Первая стадия рефлексии
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности функциональных разновидностей языка. Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.
На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и
отметьте стилевые черты
На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и
отметьте стилевые черты
Учебник стр.32, упр.57: необходимо определить принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.
При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.
Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.
Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.
На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!
Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.
Б). Вторая стадия рефлексии
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение: