Что мы знаем о физике 10 класс мякишев

Физика и познание мира

С самого рождения мы привыкаем к вещам и явлениям, окружающим нас. Так, мы узнаём, что предмет всегда падает вниз, что есть твёрдые предметы, о которые можно удариться, что огонь может обжечь и т. д.

Однако как ни важны подобные знания, они ещё не образуют науку.

Человек всегда задаёт вопросы: почему что-то происходит? В чём причина наблюдаемого явления? Поиск ответов на эти вопросы и есть предмет научной деятельности.

Физика и другие науки. Именно развитие наук о природе дало в руки человека современную технику и привело к преобразованию окружающего нас мира. Основную роль сыграла физика — важнейшая наука, изучающая самые глубокие законы природы. Физика составляет фундамент главнейших направлений техники. Так, открытие транзистора, сделанное в лаборатории физики твёрдого тела, определило современное развитие электроники, радиотехники и вычислительной техники. Создание лазера позволило осуществить связь на большие расстояния, получить высококачественные объёмные изображения (голография), предложить один из способов удержания высокотемпературной плазмы, создать уникальные технологии операций на глазах и многое другое.

Открывая законы природы, спрятанные под покровом бесконечно многообразного мира явлений, человек научился применять их для своих целей, создавать устройства, без которых немыслима современная комфортная жизнь. Учёные продолжают исследования Вселенной, создают уникальные материалы, ведут поиск новых источников энергии.

Важно
Физика — это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира.

Поэтому понятия физики и её законы лежат в основе естествознания.

Физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Например, открытие двойной спирали ДНК, «главной молекулы», было сделано в физической лаборатории. Это открытие определило пути развития молекулярной биологии, призванной ответить на вопрос, что такое жизнь. Квантовая теория позволила химикам объяснить химическое строение вещества, законы распространения звука помогают геологам изучать земные недра.

Физика способствовала развитию многих областей математики. Английский физик Дж. Максвелл говорил: «Точные науки стремятся к тому, чтобы свести загадки природы к определению некоторых величин путём операций с числами». Английский учёный И. Ньютон создал дифференциальное и интегральное исчисления, пытаясь написать уравнения движения тел. Стремление к простоте математического описания позволило австрийскому физику Э. Шредингеру записать уравнение, которое описывает мир атомов.

Физическими методами исследования пользуются учёные практически всех областей науки.

Научный метод. Какими же путями добывается научная истина? Несколько сотен лет назад были выработаны основы физического метода исследования. Он состоит в следующем: опираясь на опыт, делая предположения о сути того или иного явления, отыскивают сначала качественные, а затем количественные (формулируемые математически) законы природы; открытые законы проверяются практикой. Таким образом, схема научного познания выглядит так:

Запомни
наблюдение — гипотеза — теория — эксперимент.

Важно
Именно эксперимент является критерием правильности теории.

«К физике относится только то, что может быть измерено» — это высказывание принадлежит американскому физику П. Бриджмену (1882—1961) и точно отражает особенность физики. Главным судьёй, который призван утвердить или отбросить данную теорию, является эксперимент. Физика имеет дело с воспроизводимыми ситуациями. Повторяя эксперимент при различных условиях, мы можем оценить влияние этих условий на данное физическое явление.

Модели в физике. Одним из мощных методов исследования в физике является метод моделирования.

Запомни
Моделирование — это процесс замены реального объекта, процесса или явления другим, называемым моделью.
Модель — это идеализация реального объекта или явления при сохранении основных свойств, определяющих данный объект или явление.

Подчеркнём, что модель должна сохранять те свойства реального объекта, которые определяют его поведение. Модели бывают теоретическими и лабораторными, в последнее время широко используются компьютерные модели.

При создании теоретической модели используются результаты наблюдений и экспериментов. Очевидно, что проблема становится более понятной с помощью конкретных образов, именно поэтому модель чаще всего бывает механической. Например, движение молекул газа наглядно можно представить как движение упругих шариков, строение атома сначала предполагалось аналогичным строению Солнечной системы.

Одна из первых моделей, которой мы будем пользоваться, — это материальная точка, т. е. тело, размерами и формой которого можно пренебречь в условиях данной задачи. Последние слова являются ключевыми: именно условия конкретной задачи позволяют применить данную модель.

Сначала, когда данных мало, модель, как правило, получается грубой, но по мере накопления экспериментальных фактов она уточняется, однако для ответов на некоторые важные вопросы можно остановиться и на примитивной модели.

В лаборатории моделируются, как правило, явления, изучение которых в природных условиях представляет значительные трудности. Например, течение реки, изменение её русла моделируются в гидравлических лотках, испытание моделей самолётов проводится в аэродинамической трубе. При этом должны выполняться разные условия подобия — геометрическое, кинематическое и т. д.

Теоретическое решение любой физической задачи сводится к математическому моделированию, т. е. написанию уравнений. Часто эти уравнения получаются достаточно сложными, и их решения делаются с помощью компьютеров.

Научные гипотезы.

Запомни
Научная гипотеза — высказанное суждение, недоказанное утверждение, предположение, объясняющие наблюдаемые явления или результаты лабораторных экспериментов.

Научная гипотеза всегда выдвигается для решения конкретной проблемы, чтобы объяснить полученные экспериментальные данные или устранить разногласия между теоретическими и экспериментальными результатами, полученными в ходе проверки ранее выдвинутых гипотез. Например, немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой теории, М. Планк, разрабатывая квантовую гипотезу, опирался как на выводы, полученные в рамках классической теории излучения, так и на отрицательные результаты проверки предыдущих гипотез.

Слова русского учёного Д. И. Менделеева подтверждают важность научных гипотез в процессе научного познания: «Они (гипотезы. — Авт.) науке и особенно её изучению необходимы. Они дают стройность и простоту, каких без их допущения достичь трудно. Вся история наук это показывает. А потому можно смело сказать: лучше держаться такой гипотезы, которая может оказаться со временем неверною, чем никакой. Гипотезы облегчают и делают правильною научную работу — отыскание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений».

Физические величины и их измерение. Для того чтобы понять и описать эксперименты, учёные вводят целый ряд физических величин, таких, как скорость, сила, давление, температура, электрический заряд и многие другие. Каждой величине надо дать точное определение, ввести её наименование в определённой системе единиц, указать, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт.

Чаще всего в определениях физических величин просто уточняют и придают количественную форму тому, что непосредственно воспринимается нашими органами чувств. Так вводят понятия силы, температуры и т. д. Есть, конечно, величины, которые не воспринимаются непосредственно нашими органами чувств (например, электрический заряд). Но они выражаются через другие величины, на которые органы чувств человека реагируют. Так, электрический заряд определяется по силам взаимодействия между заряженными телами.

Для измерения физической величины необходим эталон, стандарт, т. е. некоторое средство измерения, позволяющее хранить единицу, передавать и повторять её размер. Эталоны, такие, например, как эталоны метра, килограмма и многих других величин, хранятся в Международном бюро мер и весов в Севре (Франция). Точные копии эталона разосланы в разные лаборатории мира.

А существует ли вообще точное значение физической величины? Мы знаем, что любое тело состоит из атомов. При увеличении точности измерения мы приходим к необходимости измерения объектов очень малых размеров, таких, как атомы и молекулы. Одним из существенных выводов квантовой механики был вывод о том, что бессмысленно даже ставить вопрос о точном значении физической величины, причём неопределённость лежит в основе самих законов природы, а не в несовершенстве приборов.

Теория. Изучая количественные связи между отдельными величинами, можно выявить частные закономерности. На основе таких закономерностей развивают теорию явлений. Теория должна объяснять частные закономерности с общей точки зрения. Теория позволяет не только объяснять уже наблюдавшиеся явления, но и предсказывать новые. Так, например Д. И. Менделеев на основе открытого им периодического закона предсказал существование нескольких химических элементов, которые в то время не были известны, а английский физик Дж. Максвелл предсказал существование электромагнитных волн.

Если между теорией и экспериментом появляется несоответствие, то теорию надо изменить, чтобы можно было объяснить все новые полученные данные, т. е. теорию надо усовершенствовать. Практически всякая известная теория является результатом последовательных уточнений.

Физический закон. Чтобы из наблюдений за физическими явлениями сделать общие выводы, найти причины этих явлений, следует установить количественные зависимости между различными физическими величинами. Проводя физический эксперимент, стремятся проследить зависимость данной величины от характера изменения каждого из условий в отдельности, Например, давление газа зависит от его массы, объёма и температуры. Чтобы исследовать эту зависимость, надо сначала изучить, как влияет на давление изменение объёма, когда температура и масса остаются неизменными. Затем нужно проследить, как давление зависит от температуры при постоянном объёме, и т. д. Таким образом, в процессе исследований учёные получают научные факты.

Запомни
Научными фактами называют утверждения, которые можно всегда проверить и подтвердить при выполнении заданных условий.

Важно
Физический закон — основанная на научных фактах устойчивая связь между повторяющимися явлениями, процессами и состояниями тел и других материальных объектов в окружающем мире.

Физические законы обычно выражаются в виде короткого словесного утверждения или компактной математической формулы, связывающей между собой определённые физические величины. Английский физик-теоретик П. Дирак сказал: «Физический закон должен обладать математической красотой».

Границы применимости физических законов. Теория, проверенная и подтверждённая многочисленными экспериментами, может рассматриваться как физический закон. Однако у каждого закона есть границы применимости. Эти границы прежде всего определяются той теоретической моделью, в рамках которой мы рассматриваем данный закон. Все законы, которым подчиняется реальный газ, выведенные на основе модели идеального газа, справедливы только для тех условий, при которых свойства реального газа приближены к свойствам идеального газа.

Так, мы уже знаем закон Ома: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному к нему напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка: Что мы знаем о физике 10 класс мякишевОднако этот закон справедлив не для всех проводников. Например, он неприменим для ионизованного газа. Кроме того, им можно пользоваться только в определённом интервале значений силы тока, в котором можно считать сопротивление постоянным. На самом деле при прохождении тока проводник нагревается, сопротивление проводника увеличивается, и сила тока будет отличаться от расчётной.

Открытия в физике. Физика продолжает бурно развиваться. Каждый новый эксперимент позволяет усовершенствовать теорию. Между теорией и экспериментом существует неразрывная связь, непрерывное взаимодействие.

Необходимо помнить, что любая физическая теория основывается на определённой модели объектов и явлений. В процессе добывания новых научных фактов любая физическая модель совершенствуется и усложняется. Однако очевидно, что окружающий нас мир гораздо сложнее, многообразней и совершенней любой самой сложной, созданной человеческим умом модели. Поэтому завершённость какой-либо физической теории отнюдь не означает полного познания законов природы.

В настоящее время учёные получают в лабораториях новые материалы и исследуют их свойства. Так, в 2010 году была присуждена Нобелевская премия по физике А. Гейму и К. Новосёлову за открытие графена, который обладает сверхпрочными свойствами и наибольшей электропроводностью из существующих материалов. Учёные решают глобальные вопросы: открытие новых элементарных частиц, новых физических законов, новых видов энергии. Разрабатывают теории, подтверждение которых требует создания очень сложных установок, таких, как, например, Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе. Длина его основного кольца около 27 км. Создание таких установок требует огромных затрат и сложной подготовки.

Однако часто случается так, что теории долго не находят экспериментального подтверждения. Так, например, ещё не обнаружены кварки, хотя считается, что все элементарные частицы состоят из них, и создана стройная теория кварков. Так что сегодня нет никаких оснований считать, что раскрыты почти все законы природы и мы находимся у границ познания. Поле для деятельности будущих учёных практически не имеет границ.

Ключевые слова для поиска информации по теме параграфа.
Физика. Законы природы. Теория. Эксперимент. Научный факт

Темы докладов на дополнительных занятиях, которые могут быть проведены в виде «Круглых столов», интернет-конференций и т. п.;

«Что мы знаем о физике»

1. Известные нам физические величины.

2. Физические явления — примеры и попытки объяснения.

3. Физические модели. Компьютерное моделирование физических явлений.

4. Использование моделей в других науках, например в биологии, химии и географии.

5. Истории открытий некоторых физических законов.

Источник

Что мы знаем о физике 10 класс мякишев

ФИЗИКА. 10 КЛАСС.УЧЕБНИК. КЛАССИЧЕСКИЙ КУРС

В учебнике на современном уровне изложены фундаментальные вопросы школьной программы, представлены основные технические применения законов физики, рассмотрены методы решения задач.
Книга адресована учащимся физико-математических классов и школ, слушателям и преподавателям подготовительных отделений вузов, а также читателям, занимающимся самообразованием и готовящимся к поступлению в вуз.

В учебнике на современном уровне изложены фундаментальные вопросы школьной программы, представлены основные технические применения законов физики, рассмотрены методы решения задач.Книга адресована учащимся физико-математических классов и школ, слушателям и преподавателям подготовительных отделений вузов, а также читателям, занимающимся самообразованием и готовящимся к поступлению в вуз.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
МЕХАНИКА
§ 1. Что такое механика
§ 2. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости
КИНЕМАТИКА
Глава 1. Кинематика точки
§ 3. Движение точки и тела
§ 4. Положение точки в пространстве
§ 5. Способы описания движения. Система отсчета
§ 6. Перемещение
§7. Скорость равномерного прямолинейного движения
§ 8. Уравнение равномерного прямолинейного движения
Упражнение1
§ 9. Мгновенная скорость
§ 10. Сложение скоростей
Упражнение 2
§ 11. Ускорение
§ 12. Единица ускорения
§ 13. Скорость при движении с постоянным ускорением
§ 14. Движение с постоянным ускорением
Упражнение 3
§ 15. Свободное падение тел
§ 16. Движение с постоянным ускорением свободного падения
Упражнение 4
§ 17. Равномерное движение точки по окружности
Глава 2. Кинематика твердого тела
§ 18. Движение тел. Поступательное движение
§ 19. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения
Упражнение 5
ДИНАМИКА
Глава 3. Законы механики Ньютона
§ 20. Основное утверждение механики
§ 21. Материальная точка
§ 22. Первый закон Ньютона
§ 23. Сила
§ 24. Связь между ускорением и силой
§ 25. Второй закон Ньютона. Масса
§ 26. Третий закон Ньютона
§ 27. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц
§ 28. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике
Упражнение 6
Глава 4. Силы в механике
§ 29. Силы в природе
Гравитационные силы
§ 30. Силы всемирного тяготения
§ 31. Закон всемирного тяготения
§ 32. Первая космическая скорость
§ 33. Сила тяжести и вес. Невесомость
Силы упругости
§ 34. Деформация и силы упругости
§ 35. Закон Гука
Силы трения
§ 36. Роль сил трения
§ 37. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел
§ 38. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах
Упражнение 7
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ
Глава 5. Закон сохранения импульса
§ 39. Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона
§ 40. Закон сохранения импульса
§ 41. Реактивное движение
§42. Успехи в освоении космического пространства
Упражнение 8
Глава 6. Закон сохранения энергии
§ 43. Работа силы
§ 44. Мощность
§ 45. Энергия
§ 46. Кинетическая энергия и ее изменение
§ 47. Работа силы тяжести
§ 48. Работа силы упругости
§ 49. Потенциальная энергия
§ 50. Закон сохранения энергии в механике
§ 51. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения
Упражнение 9
СТАТИКА
Глава 7. Равновесие абсолютно твердых тел
§ 52. Равновесие тел
§ 53. Первое условие равновесия твердого тела
§ 54. Второе условие равновесия твердого тела
Упражнение 10
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
§ 55. Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике
Глава 8. Основы молекулярно-кинетической теории
§ 56. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул
§ 57. Масса молекул. Количество вещества
§ 58. Броуновское движение
§ 59. Силы взаимодействия молекул
§ 60. Строение газообразных, жидких и твердых тел
§ 61. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории
§ 62. Среднее значение квадрата скорости молекул
§ 63. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов
Упражнение 11
Глава 9. Температура. Энергия теплового движения молекул
§ 64. Температура и тепловое равновесие
§ 65. Определение температуры
§ 66. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул
§ 67. Измерение скоростей молекул газа
Упражнение 12
Глава 10. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы
§ 68. Уравнение состояния идеального газа
§ 69. Газовые законы
Упражнение 13
Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газов
§ 70. Насыщенный пар
§ 71. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение
§ 72. Влажность воздуха
Упражнение 14
Глава 12. Твердые тела
§ 73. Кристаллические тела
§ 74. Аморфные тела
Глава 13. Основы термодинамики
§ 75. Внутренняя энергия
§ 76. Работа в термодинамике
§ 77. Количество теплоты
§ 78. Первый закон термодинамики
§ 79. Применение первого закона термодинамики к различным процессам
§ 80. Необратимость процессов в природе
§ 81. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе
§ 82. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей
Упражнение 15
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
§ 83. Что такое электродинамика
Глава 14. Электростатика
§ 84. Электрический заряд и элементарные частицы
§ 85. Заряженные тела. Электризация тел
§ 86. Закон сохранения электрического заряда
§ 87. Основной закон электростатики — закон Кулона
§ 88. Единица электрического заряда
Упражнение 16
§ 89. Близкодействие и действие на расстоянии
§ 90. Электрическое поле
§ 91. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей
§ 92. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара
§ 93. Проводники в электростатическом поле
§ 94. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков
§ 95. Поляризация диэлектриков
§ 96. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле
§ 97. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов
§ 98. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности
Упражнение 17
§ 99. Электроемкость. Единицы электроемкости
§ 100. Конденсаторы
§ 101. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов
Упражнение 18
Глава 15. Законы постоянного тока
§ 102. Электрический ток. Сила тока
§ 103. Условия, необходимые для существования электрического тока
§ 104. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
§ 105. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников
§ 106. Работа и мощность постоянного тока
§ 107. Электродвижущая сила
§ 108. Закон Ома для полной цепи
Упражнение 19
Глава 16. Электрический ток в различных средах
§ 109. Электрическая проводимость различных веществ
§ 110. Электронная проводимость металлов
§ 111. Зависимость сопротивления проводника от температуры
§ 112. Сверхпроводимость
§ 113. Электрический ток в полупроводниках
§ 114. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей
§ 115. Электрический ток через контакт полупроводников р- и п-типов
§ 116. Транзисторы
§ 117. Электрический ток в вакууме
§ 118. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка
§ 119. Электрический ток в жидкостях
§ 120. Закон электролиза
§ 121. Электрический ток в газах
§ 122. Несамостоятельный и самостоятельный разряды
§ 123. Плазма
Упражнение 20
Лабораторные работы
Приложение
Ответы к упражнениям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что мы знаем о физике 10 класс мякишев