Что мы знаем о былинах 7 класс литература
Презентация по литературе «Былины» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Содержание Определение былины Особенности былины Основные циклы былин Киевский цикл былин Новгородский цикл былин Отражение сюжетов былин в искусстве Задания по былинам Тест на знание былин
Определение былины Былины (от слова «быль») – произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Основные циклы былин Киевский цикл Новгородский цикл
Киевский цикл былин Действие происходит в Киеве или около него В центре повествования стоит князь Владимир Основная тема – защита Русской земли от кочевников
Киевский цикл былин Герои Герои киевского цикла – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга и Микула, Дюк
Новгородский цикл былин Герои новгородского цикла – Садко, Василий Буслаев Затронуты социальные темы Действие происходит в Новгороде Садко у Морского царя
Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1898 год
Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Иван Яковлевич Билибин «Вольга и Микула»
Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Заморские гости», 1901 год
Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Рерих «Микула Селянинович», 1910 год
Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Николай Каранзин «Садко – богатый гость»
Отражение сюжетов былин в искусстве В художественной галерее Л.Фомичев «Илья Муромец и калики перехожие» «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Отражение сюжетов былин в искусстве Музыкальная страничка Римский-Корсаков Николай Андреевич – опера «Садко» Гречанинов – опера «Добрыня Никитич» Мусоргский Модест Петрович – «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»
Задания по былинам Словарная работа Объяснить значения слов: Ой, вы гой еси Калика перехожий Покляпая береза Живот Сыть Дорога заколодела
Задания по былинам 1. Из каких традиционных частей состоит традиционная былина? 2. Назовите черты сходства и отличия сказки и былины. 3. Где родился Илья Муромец?
Задания по былинам Определите особенности киевского и новгородского циклов былин: Подвиги совершаются во имя князя, у которого богатыри стоят на службе. Герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Помощники герою – калики. Герои – Василий Буслаев, Садко. Место основных действий – Киев. В одной из былин герою помогает Святой Николай. Богатырям противопоставлен Соловей-разбойник, Калин-царь. Герою противопоставлен Морской царь. Место основных событий – Новгород. Подвиги совершаются не для защиты Родины от захватчиков, а по зову сердца.
Тест по теме «Былины» Город, в котором произошел первый бой Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? А) Чернигов Б) Киев В) Новгород Поступки Ильи Муромца направляются: А) Чувством ответственности перед Родиной Б) Личной выгодой В) Тщеславием
Тест по теме «Былины» 3. Главный защитник справедливости на Руси: А) Алеша Попович Б) Добрыня Никитич В) Илья Муромец 4. Сын Змея и земной женщины: А) Соловей-разбойник Б) Микула Селянинович В) Вольга
Ответы к тесту 1. А 2. А 3. В 4. В
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-156693
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы по теме «Былина в устном народном творчестве». 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.
Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)
Ход урока
I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)
2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)
— Роль УНТ в литературе.
II. Переход к теме урока.
1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.
Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.
III. Новый материал.
1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?
2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.
1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.
Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:
— О чем повествуют былины?
— Где происходит действие в былинах?
— Что воспевают былины?
— Что показывают нам былины?
— Что воплощают в себе былины?
— Что делают предметом изображения былины?
Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.
Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).
В тетради появляется запись:
2. Опорный конспект (ОК)
I. ОК 1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.
3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)
— Как передавались былины?
— Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)
— На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
— Есть ли в былине рифма?
— Чем сопровождалось пение былин?
— Какую роль играют былины в искусстве и литературе?
(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:
II. Особенности былин.
4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)
5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”
Вопрос на восприятие:
— Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)
— Вопросы (см. учебник после текста былины)
1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?
(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
В опорном конспекте появляется следующая запись:
2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)
3) Вывод: Образы богатырей собирательны.
IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.
Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.
— Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)
— А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).
— А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).
— Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).
— Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).
— Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).
— А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)
— Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).
6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.
(Прочитать отрывки из статьи “О личной жизни “Трех богатырей”)
— А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)
V. Вопрос классу:
— сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)
Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.
В опорном конспекте появляется еще одна запись:
| ||
Сказка 1. Герой спасает девицу, чтобы жениться. 2. Сражаются и побеждают просто чудовищ. 3. Качества героев сверхъестественного происхождения. 4. (Герой) Решает личные проблемы. | Былина 1. Подвиг богатыря бескорыстен. 2. Побеждает врагов земли Русской. 3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа. 4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа. |
VI. Вывод. Итог урока.
Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.
VII. Д. З.
1. Рассказ о подвиге богатырей.
2. Выразительное чтение.
3. Опорный конспект.
4. Подготовиться к сочинению по картине “Три богатыря” В. М. Васнецова.
Уроки по изучению былин (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел «Устное народное творчество. Былины».
Урок 1. Понятие о былине. Возникновение и бытование былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.
I . Оргмомент. Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство с произведениями устного народного творчества и обратимся к жанру «былина».
Круг рассматриваемых вопросов:
Понятия «былина», «эпос», «эпический герой».
Возникновение и бытование былин.
Художественные особенности былин.
Два основных цикла былин.
Содержание былины «Вольга и Микула Селянинович».
II . Проверка домашнего задания
— Что вы узнали о преданиях на прошлом уроке? Слушаем пересказ 2-3 преданий.
— Какие былины вы читали? Каких былинных героев вы знаете?
1. Понятия «былина», «эпос», «эпический герой».
Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.
— Как вы понимаете значение слова «эпос»?
Эпос (греч. – слово, повествование) – 1) Совокупность произведений устного народного творчества – героических песен, сказаний. 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой).
— Сколько значений имеет слово «эпос»? Какое значение мы используем при разговоре о произведениях УНТ?
Мы видим, что слово «эпос» имеет два значения. Понятие эпоса как литературного рода мы используем в работе с произведениями письменной литературы. Понятие эпоса в первом значении мы используем при разговоре о произведениях УНТ.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
Эпитет – художественное, образное определение.
2. Возникновение и бытование былин.
Былины – это настоящий эпос русского народа. От одной только сказительницы Ирины Андреевны Федосовой было записано тридцать тысяч стихотворных строк. Сказительница говорила про себя: «Грамотой я не грамотна, зато памятью памятна».
Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче. Сказители воспевали широту русской земли, раскинувшейся под высоким небом. Знали тогда и о далёких землях: о земле Веденецкой (Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.
Много достоверных черт древнего быта и жизни придаёт былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами сразу начиналось раздолье чистого поля. Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев, подробно говорится о конской упряжи.
Сколь ни ценны черты древнего быта, ещё более ценны воплощённые в былинах думы и чувства народа. Примером верности воинскому долгу являются богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич. Они сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на её свободу.
Былины охотно рассказывали о делах и событиях повседневной жизни: о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далёких путешествиях. Но и такие былины не просто развлекали: сказитель учил и наставлял, делился своими думами о том, как жить.
3. Композиция былин. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки.
4. Художественные особенности: в былинах есть повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. В древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считали, что гусли – самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Былинный стих ритмичный, напевный.
5. Два основных цикла былин.
Исследователи русских былин разделили былинных героев на два типа: на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» богатыри – это воплощение титанической силы и мощи. Они уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остаются силою мировою.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Илья Муромец отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную «троицу» дополняют Волх Всеславьич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий «вражбу чинить», т. е. ворожить, мудрый кудесник, родившийся от змея (что по древним языческим преданиям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине «Волх Всеславьевич». Волх – оборотень, обладающий способностью обёртываться в сокола, волка, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты. Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх – Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова «селянин», т. е. крестьянин, человек, живущий в селе.
Существует два основных цикла былин – киевский и новгородский. Они сложились во время расцвета Киева и Новгорода.
Киевский цикл имеет ряд признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников. Киевский цикл подарил нам образы трёх богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.
К новгородским относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве, Вольге и Микуле Селяниновиче и др. В них затронуты социальные темы. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вёл торговлю со многими странами.
Наиболее ранние записи былин были сделаны в 17 веке, а первые публикации текстов в 18 веке принадлежат писателям М. Чулкову, Н. Новикову, И. Дмитриеву. В 30-е годы 19 века произведения УНТ стал собирать П. Киреевский, который обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На призыв откликнулись многие: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль. В 1861 – 1867 годах были изданы четыре тома «Песен, собранных П. Рыбниковым», куда вошло 165 былин.
По ходу чтения разбираем устаревшие слова и непонятные места в былине.
— гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой;
— булатный – старинный, твёрдый и упругий, с узорчатой поверхностью из стали;
— сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет;
— соловый – о масти лошадей; желтоватый.
— омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт;
Вольга Святославович – князь. Он формально главный герой былины. Он едет в города, которые ему отдал киевский князь. По пути он знакомится с Микулой Селяниновичем, который превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину. Богатырь Микула Селянинович является подлинным героем, которому отданы симпатии слушателей.
— Найдите в былине зачин. Как вы понимаете его смысл? (Вольга родился в самом начале мира, как мифологический персонаж).
— Расскажите, кто такой Вольга, зачем и куда он ехал?
Вольга Святославович в былине – князь, племянник князя Владимира, жалованный им тремя городами «со крестьянами». Вольга едет «к городам да за получкою» и наезжает в поле на пахаря, которого не может догнать три дня.
Рождение Вольги носит мифологический характер:
Когда воссияло солнце красное
На тоё на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Когда начал Вольга «растеть – матереть», «похотелося Вольге много мудрости», но рыбы ушли «во сини моря», птицы улетели «за оболока», звери ускакали «во тёмные леса». Мудрость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку хоробрую» и поехал «к городам да за получкою», т. е. за данью.
— Почему сказитель так подробно описывает облик, одежду и работу оратая?
В портрете Микулы заметно стремление украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин для работы, а как богатый и знатный боярин. Это описание даёт представление не столько об облике героя, сколько об отношении к нему рассказчика былины, а также о стремлении поэтизировать труд.
— Когда Вольга проникся уважением к Микуле Селяниновичу?
Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу, потому что вся его дружина не могла сделать то, что пахарь сделал с лёгкостью: он легко взял сошку одной рукой, встряхнул землю и бросил сошку за ракитов куст.
— Как вы понимаете смысл этой былины?
— Как вы думаете, почему Вольга предлагает Микуле оставаться наместником в своих городах?
— Найдите в тексте былины эпитеты, гиперболы. Выпишите их в тетрадь.
— В чём ценность былин для народа?
Урок 2. Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера.
Цели: расширить представления об эпическом герое; отработка навыков работы с поэтическим текстом.
2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение отрывков из былины «Вольга и Микула Селянинович»; прочитать выписанные из былины эпитеты, повторы, гиперболы.
— Назовите особенности образа Микулы Селяниновича как эпического героя. Какие черты в Микуле подчёркиваются? (Действует в реальном историческом прошлом, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью; его богатырство превосходит мудрость князя Вольги).
3. Слово учителя. История былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» принадлежит к числу самых распространённых и популярных. В разное время было записано более ста её вариантов. Классическим считается текст, записанный Александром Фёдоровичем Гильфердингом 8 июля 1871 года в Кижах от Трофима Григорьевича Рябинина, известного сказителя, который знал 23 былины общей сложностью более пяти тысяч строк.
— Каково главное настроение былины?
Ритм и настроение былины, речь и поступки героя исполнены торжественности и величавости.
— Какой теме посвящена былина?
Тема защиты родной земли от внутренних и внешних врагов.
— Почему Илья Муромец не пошёл во Чернигов воеводою?
Илья Муромец не пошёл во Чернигов воеводою, потому что он не до Чернигова хотел доехать, а до стольного града Киева.
— Почему Илья Муромец решил ехать «дорогой прямоезжею»?
Илья Муромец доехал до Чернигова, освободил его от врагов и далее поехал на Киев не безопасной окольною дорогой, а опасной «дорогой прямоезжею». Этот поступок говорит о решительности и бесстрашии былинного героя, о желании освободить русскую землю от разбойников.
— Ради чего борется Илья с Соловьём-разбойником?
Илья Муромец знал, что борется с Соловьём-разбойником ради того, чтобы на родной земле люди жили мирно, без страха.
— Какова концовка былины?
В конце былины Илья Муромец срубил Соловью-разбойнику «буйну голову».
В этой былине мы видим такую концовку:
А тут Соловью ему славу поют,
Ай славу поют ему век по веку.
Слово «слава» в концовке означает не прославление заслуг Соловья-разбойника. Смысл концовки в том, что из века в век люди продолжают рассказывать о Соловье-разбойнике и помнить подвиг Ильи Муромца.
— Как сказитель выражает отношение народа к богатырю?
Отношение народа к богатырю в былине выражается с помощью эпитетов и гипербол, используя которые, сказитель описывает героя и его поступки: «удаленькой дородный добрый молодец», «славный богатырь святорусский»; Илья Муромец топчет конём «силу великую», выбивает Соловью-разбойнику «право око со косицею», то есть с виском, не соблазняется на посулы дочерей и зятьёв Соловья-разбойника.
— Как вы думаете, для чего сказитель употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Найдите эти слова.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в былинах помогают сохранять ритм и передают любовное отношение народа к своему герою.
6. Работа над текстами былин «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин»
Добрыня Никитич – былинный богатырь, побратим и товарищ Ильи Муромца. В Древней Руси человеку часто давали два имени: первое – христианское, второе – языческое. Имя «Добрыня» получали за доброту, красоту, величие, воинскую доблесть, храбрость, силу. Имя Никита в переводе с греческого означает «славный, блестящий, победитель». Добрыня Никитич – добрый победитель, храбрый победитель. Добрыня Никитич в русских былинах в первую очередь – герой– змееборец.
Пересказ былины «Добрыня и Змей»
Мать наказывала Добрынюшке:
«Ты не езди-ка далече во чисто поле,
На ту на гору на Сорочинскую,
Не топчи-ка ты младых змеёнышей,
Ты не выручай-ка полонов да русских,
Пучай – река очень свирепая,
Средняя-то струйка как огонь сечёт!»
«Ой ты Добрыня сын Никитич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На ту гору на Сорочинскую,
Не топтать больше младых змеёнышей,
Не выручать да полонов русских,
Не купаться тебе, Добрыня, во Пучай – реке,
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русских,
Не копить мне полонов да русских».
Добрыня отпустил Змея, а он полетел в Киев и украл племянницу князя Владимира «молоду Забаву».
Алёша Попович посоветовал князю послать за Забавой Добрыню, потому что у Добрыни со Змеем был уговор. Добрыня вернулся с княжеского пира и закручинился. Мать посоветовала ему взять плётку. Когда змеёныши подточат у Бурка копыта, то хлестать этой плёткой Бурку, тогда Бурка снова сможет скакать и топтать их. Наутро седлал Добрыня коня, поехал на гору и потоптал змеёнышей. Из глубокой норы вышел Змей и ответил Добрыне, что не отдаст Забаву «без бою, без драки – кровопролития». Бился Добрыня со Змеем трое суток, не мог его перебить и хотел уже прекратить битву, как раздался голос с небес:
«Молодой Добрыня сын Никитич!
Дрался со Змеем ты трое суточек,
Подерись со Змеем ещё три часа –
Ты побьёшь Змея да проклятого!»
Добрыня побил Змея проклятого. Змей «кровью пошёл». Добрыня стоял около Змея трое суток и не мог крови переждать. С небес вновь раздался голос, чтобы Добрыня постоял ещё три часа, стукнул копьём в землю и сказал заветные слова. Добрыня так и сделал: стукнул копьём в землю, матушка сыра земля расступилася и «пожрала она всю кровь да всю змеиную». Добрыня вывел из плена Забаву, повёз её в Киев.
— Каковы главные качества Добрыни Никитича?
Пересказ былины «Алёша Попович и Тугарин»
По чистому полю едут два молодца – Алёша Попович и Еким и раздумывают, куда им отправиться: в Суздаль – град, где «питья много», во Чернигов – град, где «девки хорошие», или к Киеву – граду на оборону? Решают ехать к Киеву. Князь Владимир принимает гостей с почётом и предлагает самим выбрать место за столом. Алёша Попович садится на печку. Прошло немного времени, входит в гридню собака Тугарин Змеевич:
«Да богу собака не молится,
Князю с княгиней он не кланяется,
Князьям да боярам челом не бьёт;
Вышина у собаки ведь трёх сажен,
Ширина у собаки ведь двух обхватов,
Промеж глаз его да калёна стрела…
Тугарин сел между князем и княгиней и стал пожирать всё, что было на столе. Алёша стал над ним насмехаться. Тугарин спрашивает князя:
«Да что у тебя на запечье за смерд сидит?»
По дороге на поле Алёша встретил своего названого брата Гурьюшку и взял у него для битвы поршни (кожаная обувь без голенищ), шелом земли греческой и ременную плеть. Когда Алёша встретил Тугарина, тот стал кричать во всю глотку. Победил Алёша Тугарина, буйну голову привёз князю Владимиру.
— Какие качества отличают Алёшу Поповича от Добрыни Никитича и Ильи Муромца?
— Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?
V . Домашнее задание
1. С помощью текстов известных вам былин составьте небольшой «Богатырский словарь».
2. Подготовьте характеристики героев былин.
3. Подготовьте свою иллюстрацию к одной из былин.
Дополнительный материал к теме «Былины»
Едва ли найдётся такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется прежде всего высокими художественными достоинствами эпоса. Древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку. К концу 10 – началу 11 века древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились все восточнославянские племена, а также неславянские – по Волге, Оке и в Новгородской земле.
Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становление и расцветом Киевской Руси.
Былины – первый по времени жанр устного народного творчества, в котором мы встречаемся с зачаточной индивидуализацией образов. Конечно, здесь нет прослеживания сложного духовного развития персонажей: они статичны и представляют собой цельные характеры. Их объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются служить или не служить Руси, защищать или не защищать её. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом «крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-учёному», относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.
Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин – царь, который привёл с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей – Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым – всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ. Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце – это социальные конфликты. В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.
Третий герой русского эпоса – Алёша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью.
Чем отличается былина? 1. Ей не свойственна точная передача исторических фактов. 2. Былины запечатлевают историческую реальность в обобщённых образах. 3. Эпос передаёт понимание истории, вскрывает исторический смысл событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за государственную независимость. 4. Былины позволяли угнетённым чувствовать нравственное превосходство над угнетателями. Богатырь и богатырство обладали силой примера.
Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом. Наука называет былины героическим эпосом. Героика – не тематическая характеристика былин, но как примета их жанра.
Былина – патетическое, торжественное песнопение, повествующее о великих деяниях необыкновенных людей. Итак, былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно – этические идеалы народа.
1. Древнейший период в истории былин. Мифологическая основа былин о Святогоре. Образ былинного Волха в его связях с мифологией. Мифологические традиции в былинах о Дунае.
2. Киевский период в истории былин. Главный герой эпоса – Добрыня. Добрыня – боец за нерушимость границ Руси.
3. Владимиро – Суздальский период в истории былин. Среднерусское происхождение Ильи Муромца и выдвижение его на первое место. Развитие демократических начал эпоса. Ростовский богатырь Алёша. Алёша и Тугарин. Омрачение образа богатыря. 4. Галицко – Волынские, Новгородские и другие тенденции в истории былин. Псковско – Новгородские – былина о Вольге и Микуле.
Былина о Вольге и Микуле
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователь академик В. Я. Пропп относит её возникновение к 14 – 15 векам, но основа былины возникла раньше – в 11 – 12 веках и именно в пределах Новгородской земли.
Рассказал пахарь Вольге и то, как он побил своих обидчиков. Князь Вольга сразу предлагает Микуле ехать «в товарищах» к тем городам. Пахарь охотно соглашается, и, судя по тому, как разворачиваются дальнейшие события, его участие было совершенно необходимо.
Дружине князя была ба не под силу борьба с разбоем. Это ясно из того, как дружинники князя дёргают из земли соху пахаря. Пахарь, отъехав от пашни, подумал, что нельзя оставлять соху в поле: ещё позарится на неё кто – нибудь из своей братии – мужиков. Вертят могучие дружинники соху, а справиться с ней не могут. Пришлось пахарю вернуться: выдернул он её из борозды одной рукой и бросил соху за ракитов куст. Снова в пути Вольга и пахарь. Видит князь, что его конь не чета соловой кобыле пахаря. Отстал Вольга с дружиной. Дивится князь пахарю, спрашивает, как его зовут, кто он. Приехали Вольга с Микулой в жалованные города. Стали они по городу похаживать. А горожане стали поговаривать: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, кто «третьёво дня» у них был и их побил. И Вольга назначает в своих городах наместником Микулу.
Смысл былины заключается в том, что власть и дары киевского стольного князя не имеют никакого значения в тех местах, где живёт Микула. Всё решает местная сила, её отношение к актам пожалования, совершаемым киевским князем. Вольга с дружиной могли воочию убедиться, кто в краю Микулы хозяин положения.
Такая идея могла принадлежать только Новгородскому краю. Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам, а не те, которые самовластно принимал столичный киевский князь.
Былина, поставившая новгородца Микулу над дядей киевского князя – Вольгой Святославовичем, запечатлела тот период в истории Великого Новгорода, когда он особенно настойчиво боролся с киевскими князьями за независимость в середине 12 века.
В своё время эта былина звучала как политическое произведение, откликнувшееся на злобу дня. Вместе с тем былина, выражающая интересы Новгорода, не стала произведением, отстаивающим интересы новгородского боярства. Былина противопоставила родственнику киевского князя не боярина, а пахаря, который на стороне киевской власти лишь тогда, когда она отстаивает порядок и в Новгородской земле, борясь с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан всё необходимое, в том числе соль.
Таким образом, будучи областной, новгородской, былина одновременно оставалась демократической, так как противопоставила князю пахаря.
Со временем в былине стёрлись приметы некогда актуальной политической областной ориентации. Классово – социальная идея стала преобладать над областной. Ослабление новгородской идеи заменялось поэтизацией крестьянского труда. Былина внушает уважение к тяжкому труду землепашца.
Тест по теме «Былины»
1. К какому роду литературы относятся былины?
а) Лирика б) Драма в) Эпос
2. Выберите определение былины.
а) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.
б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого – либо исторического события или исторической личности.
в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.
3. Прочитайте фрагмент и определите, из какой былины он взят.
А тут ли оратай – оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали…
а) «Добрыня и Змей» б) «Вольга и Микула Селянинович» в) «Волх Всеславьевич»
4. Какой город не мог упоминаться в былинах?
а) Киев б) Чернигов в) Муром г) Москва
5. Есть ли былины, в которых богатырь не одолел бы врага?
6. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?
а) Ссора богатыря и князя
б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу
7. Выберите определение гиперболы
а) Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
б) Сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.
в) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего признака.
8. Выберите примеры употребления гиперболы.
а) Чисто поле, ковыль – трава, добрый конь.
б) «Птицей – соколом летать ему под оболока».
в) «Мужичками – разбойничками, положил их до тысячи».
9. Какой из перечисленных признаков былин не соответствует истине?
а) Былина – исконно русский жанр б) Былина – правдивый исторический рассказ в) Былина родственна мифу г) Былина рисует картину мироздания
10. Какие качества богатыря являются первостепенными?
а) Физические б) Нравственные
11. Чьи интересы защищает Илья Муромец?
а) Интересы князя б) Интересы народа в) Свои собственные интересы
12. Соотнесите существительные с прилагательными, чтобы получились постоянные эпитеты:
13. К какому древнему повествованию былина ближе?
а) Сказка б) Миф в) Легенда г) Историческая повесть
14. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, доброта и честь?
а) «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»
б) «Вольги и Микула Селянинович»
в) «Алёша Попович и Тугарин»
15. Продолжите предложение, чтобы высказывание стало верным.
Главной целью былин было…
а) Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, славной истории русского народа.
б) Возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа.
Ответы к тесту по теме «Былины»
12) Чисто поле, добрый конь, буйная головушка, хоробрая дружинушка
Урок 3. Р/р. Устное сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри». Русские богатыри как выражение национального представления о героях.
Цели: умение учащихся охарактеризовать богатырей как эпических героев с практическим использованием в своём рассказе былинных особенностей повествования о русских богатырях; развитие навыков устной монологической речи.
1. Оргмомент. Сегодня нас ждёт увлекательная работа. Перед нами репродукция картины замечательного русского художника В. М. Васнецова «Богатыри». Давайте внимательно рассмотрим эту картину и попробуем составить устный рассказ о богатырях.
2. Проверка домашнего задания
— Прочитайте составленный вами «Богатырский словарь». Обсуждение.
— Дайте характеристику основным былинным героям: Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алёше Поповичу, Микуле Селяниновичу. Обсуждение.
— Демонстрация иллюстраций к былинам. Обсуждение.
3. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился в селе Рябовском в Вятском крае. Он был современником Репина и Сурикова. В. М. Васнецов прославился своими картинами на сюжеты русских былин и сказок.
4. Работа по картине
— Какое ещё название этой картины закрепилось в народном сознании? («Три богатыря»)
— Что вы знаете об этих богатырях? Расскажите.
— Найдите в текстах былин описание внешности Ильи Муромца, Алёши Поповича и Добрыни Никитича и опознайте героев на картине.
— Каково воинское снаряжение богатырей?
— Какими изображены кони богатырей?
— Соответствует ли пейзаж былинному зачину? (Поле, простор, дорога…)
— Как художник сумел передать не только впечатление физической мощи богатырей, но и их воинской доблести? (Через особенности характеров героев, состояния природы – тучи на небе, выражение их готовности к бою – полное снаряжение воина, богатыри на дороге…)
— Какую идею содержит сюжет картины «Богатыри»? (Патриотизм, бескорыстное служение народу, прославление героического прошлого народа).
5. Составление устного сочинения по картине.
В древние – древние времена, когда на Руси правил Владимир Красное Солнышко, жили на Руси богатыри. Стояли они заставами на границах родной земли, за которой бродили кочевники. От набегов кочевников страдала Русь, а бывало и так, что подступали они к стенам самого Киева.
Такую заставу богатырскую изобразил на своей картине В. М. Васнецов. Стоят три богатыря и смотрят вдаль, не подымается ли где облако пыли под копытами вражеских коней, не грозят ли враги родной земле.
В середине – Илья Муромец, острое копьё в левой руке держит. Тяжёлая, с большими шипами палица свисает с его правой руки, а он будто и не чувствует её тяжести, из – под руки в рукавице зорко вглядывается вдаль.
По правую руку Ильи – друг и соратник его Добрыня Никитич на белом коне, острый меч наполовину из ножён вытащил – хоть сейчас в бой! И конь его голову вскинул, уши насторожил – видно, стучат по сухой земле копыта вражеских коней.
По левую руку от Ильи самый молодой богатырь – Алёша Попович в пластинчатом доспехе, с лёгким луком в левой руке, с певучими гуслями, прикреплёнными к седлу. И он насторожился, туда же, куда и его друзья, глядит.
Бой впереди. Но непобедимы богатыри, и родная земля может жить спокойно, пока они стоят на заставе.
6. Подведём итоги. Какие чувства вызывает у вас картина В. М. Васнецова? Объясните.
7. Домашнее задание. Домашнее сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».