Что мы узнали об эрасте до встречи с лизой

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;

2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

Ход урока.

1. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

2. Беседа по вопросам.

– Дома вы должны были прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.

– Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев. )

– С чего начинается повесть?

(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется. )

– О чём повествуется далее?

(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини. )

– Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?

(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». )

– Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?

(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т. е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.

«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть. )

– Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.

(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)

– Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?

(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало. »

Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия. )

– Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?»

(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы. )

– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!».

«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства». )

– Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе. )

– В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?

(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. »)

– Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?

(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей. )

– Как понимать финальную фразу повести?

(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы. )

– Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

3. Обобщение.

– Так какова же тема повести?

(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей. )

4. Комментированное выставление оценок.

5. Домашнее задание. Подготовить доклады :

1) «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»;

2) «А. С. Грибоедов – дипломат».

Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.

М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург

Источник

» Карамзин «Бедная Лиза»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Класс: 9 А Учитель- Абдурахманова Р.Р.

Тема: «Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести».

Цели: познакомить с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; найти черты сентиментализма в повести, дать характеристику главным героям повести, раскрыть их внутренний мир, раскрыть общечеловеческие ценности в повести.

1. Вступительное слово:

— Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести.». Эпиграфом к уроку мы берем слова Евгения Осетрова

— Итак, повесть «Бедная Лиза» является сентиментальным произведением, но в чем заключается эта сентиментальность, мы с вами и попробуем определить.

2. История создания повести. Слово учителя с элементами беседы.

— Самая известная повесть Н.М. Карамзина появилась в 1792 году, была встречена читателями с восторгом, называлась она «Бедная Лиза». Литературоведы пишут, что было повальное увлечение ею, а окрестности Симонова монастыря в Москве, где происходит действие повести, стали местом паломничества сложилась мода ходить в эти места, предаваться здесь уединенному чтению, кто-то вырезал записи на деревьях и т.д.. За короткое время произведение переиздавалось 6 раз. И появился целый ряд повестей – подражаний: «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора»).

— Как вы думаете, почему незамысловатая, простенькая по сюжету повесть имела столь большой успех у читателей? (Читатель сострадал простым людям, сочувствовал жертвам страстей+ очень достоверным выглядел сюжет, словно заимствованный из самой жизни + усиливал это впечатление язык повести, казавшийся намного более простым и понятным, чем язык произведений классицистов: Карамзин словно заглянул в жизнь обычных людей.)

3 Работа с текстом

— А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Найдите в тексте описывающие местность, где будет происходить действие повести. (Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты: окрестности Симонова монастыря: река- Москва, Данилов монастырь, Воробьевы горы, село Коломенское).

-Какое настроение создаёт у вас этот пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

-Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? ( Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и золотом куполов (потом это золото выльется в образ денег) и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Т. о. получается два мира: с одной стороны – это прекрасная естественная природа, а с другой стороны – «алчная» Москва, а между этими двумя мирами находиться река. В мифологии река – это граница между миром живых и миром мертвых. Соединить два берега невозможно, и невозможно гармоничное соединение представителей этих разных миров).

-Кто из героев повести представляет тот и другой миры, данные уже в пейзаже? (Лиза – представительница прекрасной естественной природы; Эраст – алчной Москвы)

Вывод по 3: Уже в самом начале произведения прослеживаются черты сентиментализма. Это яркое противопоставление города и деревни, которое мы будем с вами послеживать по всей повести. Также мы с вами увидели, что описание местности уже предвещает нам трагическое развитие событий. Мы уже понимаем, что главные герои повети не могут быть вместе. Но давайте обратимся к самим героям и посмотрим, что же еще мешает главным героям воссоединиться.

4 Сопоставление героев:

А) Анализ образа Лизы

— Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? ( Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего» ).

— Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза»).

— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

(« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать»).

— Чем занималась Лиза целыми днями? (Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты).

— А почему Лизе пришлось работать?

( Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни).

— Что можете сказать о матери Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь? ( Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». )

— Давайте обратимся к речи матери Лизы? Какая эта речь? И давайте, сразу же здесь обратимся к описанию крестьянскому быту?

— Не может быть такой речи у простой крестьянки и в избе, которые топились по черному – белая кринка, белое полотенце, чистый стакан.

Как вы думаете, зачем Карамзин идеализирует крестьян и их жизнь. (Это условность сентиментализма. Эта жизнь далека от правды, от реальности).

— Итак, давайте сделаем вывод. Какой же перед нами предстает Лиза?

Момент зарождения чувства Лизы — весна, ландыши. В ее восприятии это «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». Не случайно матери она скажет: «У него такое доброе лицо, такой голос». Лиза испытывает огорчение, грусть, когда его нет, когда приходит, радость, счастье. Лизе не помогают никакие доводы рассудка. Она прекрасно знает, что дворянин не пара крестьянке, в глубине сердца живет предчувствие боли, беды, но это лишь усиливает любовь.

Б) Анализ образа Эраста.

-Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? ( Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. )

— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? ( Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу ).

— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

( Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек ).

— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

— Как Н. М. Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? ( Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. Он – с розовыми губами ).

-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. ( Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Чисты и непорочны были их чувства. Это в момент расцвета чувств ).

-Обратите внимание на сцену грехопадения падения Лизы: как природа реагирует? (Природа выступает в качестве действующего лица, в качестве мерила нравственности героев, сопереживает им и гневается).

— Чем закончились отношения героев?

( Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета).

-Какова судьба героев? ( Лиза бросается в пруд, так как Эраст безответственный, ему безразлична судьба человека доверившему ему свои чувства, ведь не зря мы говорили, что он был слабым и ветреным. АЭраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове ).

— Но хочу обратить ваше внимание, что героев в сентиментализме нельзя строго делить на «+» и «-», так как в героях есть черты и те и другие. Эта неодномерность человека – открытие литературы сентиментализма.

— Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? ( Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

— Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире))

— Исчерпывается ли только этим роль повествователя?

( Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Он знаком с Эрастом!Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется даже излишне чувствительным, читая повторяющиеся «Ах!», но можно увидеть в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен ).

— Что означает слово «бедная» в названии произведения ? Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? ( Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора ).

— Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? (нет, нравственные начала также не могли соединить героев)..

— Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? ( С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности).

— Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

(Вывод: Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма:

основная тематика повести – любовная;

идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести резко противопоставляется деревня как мир, близкий к природе, к естественности, городу;

идеализация патриархального быта;

духовный мир человека из народа богат, ему присуща врожденная нравственная чистота).

Домашнее задание: 1 вариант – пишет в рабочих тетрадях характеристику Эраста;

Источник

Урок литературы «Карамзин «Бедная Лиза»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературы по теме «Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма, дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы : проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

I. Организационный момент

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.

II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания

Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина (кластер) (слайд 4)

– Когда и где родился Карамзин? (Симбирская губерния, 1766 г.)
– Из какой семьи вышел писатель? (Небогатая, родовитая)
– Какое получил образование? (Московский пансион, знание иностранных языков)
– Какой службе посвятил себя вначале Карамзин? (Военная служба, Преображенский полк)
– Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу – московскому писателю и переводчику)
– Когда Карамзин отправился в путешествие по Европе, сколько оно длилось? (1789 г., полтора года)
– Какой журнал издавал Карамзин? («Московский журнал»)
– Над каким произведением до конца жизни работает Карамзин? («История Государства Российского»)
– Какие ещё произведения написал Карамзин? (Письма русского путешественника», «Наталья, дочь боярская», «Бедная Лиза»)

III. Мотивация к учебной деятельности: объяснение нового материала

— Как вы понимаете слова «изящное», «основное и повседневное»?
Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи. Перед нами два портрета Екатерины II. (слайд 6) Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а портрет В.Боровиковского можно отнести к сентиментализму).

IV. Самостоятельная работа в группах: составление сравнительной таблицы

Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII в. заполним таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. (1 группа заполняет графу «Классицизм», 2 группа – «Сентиментализм», ответы высвечиваются на слайде 7 поэтапно)

Воспитание в духе верности государству, культ разума

Стремление представить личность в движении души

Деление на положительных и отрицательных героев

Нет прямолинейности в оценке, внимание к простым людям

Средство психологической характеристики

Трагедия, ода, комедия, басня,

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание

V. История создания повести «Бедная Лиза»

Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к чувствам человека, эмоциональному восприятию окружающего мира. (слайд 8)
Повесть «Бедная Лиза» была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г., принесла автору известность и популярность, переиздавалась шесть раз. Волна подражаний захлестнула русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв.: появляются произведения, повторяющие карамзинский сюжет («Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Бедная Маша» А. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова).
Это явление в литературоведении называется эпигонством (от др. греч. – родившееся после) (слайд 9) – нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности – подражание писателям.

VI. Анализ текста художественного произведения

— Почему нас привлекает сентиментальная повесть?

— Почему заставляет переживать за героев?

— Повесть как будто заставляет сострадать ближнему, сопереживать, заставляет задуматься об ответственности человека за свои чувства.

1) Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря. Мы с вами отправимся вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. (слайд 10) «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Автор указывает, что действие происходит в Москве и её окрестностях. Читатели восприняли историю Лизы как реальную трагедию своей современницы. Пруд около Симонова монастыря получил название Лизина пруда. (слайд 11) Симонов монастырь: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». (слайд 12) Москва-река: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». (слайд 13) Данилов монастырь: «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь» (слайд 14) Воробьёвы горы: «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». (слайд 15) Село Коломенское: «…вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Роль пейзажа в повести

История любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся и соответствующую стадиям развития любви героев. Примеры эмоциональной наполненности пейзажа: осенний пейзаж вступления, предвещающий трагическую развязку, картина ясного майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, картина страшной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини.
Пейзаж не обычный фон, а средство психологической характеристики героев. (слайд 16)

— Какое настроение создаёт у вас пейзаж?

— Какова его роль в повести? Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Пейзаж имеет духовно-эмоциональный характер.
— Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести?

— Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.

Образ рассказчика-повествователя в повести

(слайд 17) Образ рассказчика-повествователя включён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, поскольку автор-повествователь – единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Рассказчик вовлечен в отношения героев. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.

Тема любви и социального неравенства

Повесть написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: дворянин Эраст и крестьянка Лиза не могут быть счастливы по социальным условиям жизни.
— Назовите известные произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

— Найдите соответствия между авторами и названиями произведений. (слайд 18)

Социальный статус героини

— Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово (слайд 19) указывает на социальное положение героини и на отношение к ней автора.

— Только сословные барьеры разделяют героев?

— Найдите выражения, характеризующие героев. Заполните таблицу. (слайд 20)

«Почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, любезная, крестьянка.

«Возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.

Мотив белизны, чистоты и свежести

Первая встреча героев (слайд 22)

— Как ведут себя Лиза и Эраст?

— Что настораживает в поведении Эраста? При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек, в отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.

Мотив денег (слайд 23)

— Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».)
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.
Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака, «И ты соглашаешься?» — настораживается Эраст, «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман)».

Автор подчеркнул свое отношение к Лизе и показал отношение к ней других героев повести (слайд 24).

Главный герой повести

— Кто же главный герой повести? (слайд 25)

— Какую характеристику дают ему другие герои?

— Какую характеристику героине дает автор? (слайд 26) Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами. », «Однако же тебе нельзя быть моим мужем. Я крестьянка. ». Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»

— А какое мнение сложилось у вас об Эрасте? Характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков, Лиза привлекла его своей внешностью. Намерение обольстить девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем («довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. »).

— Любовь стала испытанием для героя? Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение». Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.

Сцена расставания героев (слайд 27) «Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся, – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза? Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста? Для Лизы потеря Эраста – утрата жизни. Дальнейшее существование лишено смысла! Она накладывает на себя руки!

Причины самоубийства Лизы

– Какова развязка истории любви Лизы и Эраста?
– В чем причины самоубийства Лизы? (слайд 28)
– Осуждает ли автор своего героя?
– Изменилось ли ваше отношение к нему?
– Что узнаем мы об Эрасте из финала повести?
– Произошло ли очищение души? (слайд 29)

Подведение итогов (слайд 30)

– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?
– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
– Как проявляются в повести черты сентиментализма?
– Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
– В чем смысл заглавия?
– Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
– Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки?

VII. Заключительное слово учителя

Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Сентиментальная повесть вызывала неподдельный интерес к человеку. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русского сентиментализма.

VIII. Домашнее задание (слайд 31)

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *